Историческая живопись
K-49
24.10 2018
Жером. "Прием принца Конде Людовиком XIV в Версале в 1674 году" 1878 год.
Шварц. "Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче" 1865 год.
Ученый
24.10 2018
Cпасибо, г-н К-49! Жером замечательный художник, но его заклевали импрессионисты и прочие модернисты.
Жером. Развлечение в русском лагере, 1855
K-49
24.10 2018
Русский художник, академик, из генеральской семьи. Шварц Вячеслав Васильевич. 1838-1869 гг.
Французский художник, академист Жером Жан-Леон, из семьи ювелира, 1824-1904 гг.
K-49
24.10 2018
Cпасибо, г-н К-49!
Не спешите благодарить меня. Ведь вы знаете, что я ничего не делаю просто так.
Вот и в верхних двух репродукциях двух разных художников с разными судьбами я попробовал затеять сравнительную дискуссию о громадных отличиях, которые имелись между Францией и Россией второй половины XVII века.
Костюмы, манеры, этикет, архитектура, образование, развитие искусств и промышленности, взгляды на жизнь очень и очень контрастны. Как в принципе контрастны и техника письма француза Жерома и русского Шварца.
Короче, я попробовал наглядно показать нашему форуму два мира.
И еще одна мысль. Я бесконечно благодарен сыну царя Алексея Михайловича, Петру Алексеевичу Великому, что он громадным усилием воли вырвал Россию и русский народ из векового прозябания и втолкнул их в Европу
Ученый
25.10 2018
Вот и в верхних двух репродукциях двух разных художников с разными судьбами я попробовал затеять сравнительную дискуссию о громадных отличиях, которые имелись между Францией и Россией второй половины XVII века.
Различия конечно были, но именно при царе Алексее в Россию стали проникать западное искусство и эстетика. Слишком слабый для решительных реформ, Алексей Михайлович охотно перенимал бытовые европейские обычаи - например посещал театр. В этот период русские художники стали подражать европейским, что вызывало гнев фундаменталиста Аввакума -
По попущению Божию умножися в нашей Русской земли иконнаго письма неподобнаго изуграфы. Пишут от чина меньшаго, а велиции власти соблаговоляют им, и вси грядут в пропасть погибели, друг за друга уцепившеся, по-писанному: слепый слепца водяй, оба в яму впадутся, понеже в нощи неведения шатаются; а ходяй во дне не поткнется, понеже свет мира сего видит, еже есть: просвещенный светом разума опасно зрит коби и кознования еретическая и по тонку разумевает вся нововводная, не увязает в советех, яже умышляют грешнии.
Есть же дело настоящее: пишут Спасов образ Еммануила, лицо одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано. А то все писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя. Христос же Бог наш тонкостны чювства имея все, якоже и богословцы научают нас. Чти в Маргарите слово Златоустаго на Рождество Богородицы, в нем писано подобие Хрстово и Богородично: ни близко не находило, как ныне еретицы умыслиша. А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живыя писать, устрояет все по-фряжскому, сиречь по-неметцкому. Якоже фрязи пишут образ Благовещения пресвятыя Богородицы, чреватую, брюхо на колени висит, - во мгновения ока Христос совершен во чреве обретеся! А у нас в Москве в Жезле книге написано слово в слово против сего: в зачатии-де Христос обретеся совершен человек, яко да родится. А в другом месте: яко человек тридесяти лет. Вот смотрите-су, добрыя люди: коли с зубами и с бородою человек родится! На всех на вас шлюся от мала и до велика: бывало ли то от века? Пуще оне фрягов тех напечатали, враги Божии.
Ученый
25.10 2018
Как в принципе контрастны и техника письма француза Жерома и русского Шварца.
Вы пишете о 17 веке, а Жером и Шварц работали в 19 веке.
Ученый
25.10 2018
Короче, я попробовал наглядно показать нашему форуму два мира.
В 17 веке Россия и Франция не имели никаких отношений, но с Польшей, которая в ту эпоху была мощной и просвещенной страной, связи имелись самые тесные. Русские аристократы подражали полякам в одежде и манерах, охотно учились польскому языку. Один боярин (забыл фамилию) после ухода из России поляков-оккупантов горько жаловался - какие хорошие люди были, культурные, а ушли - и поговорить-то не с кем). За такие настроения этот диссидент был заключен в монастырь, после чего исправился.
K-49
25.10 2018
Различия конечно были, но
Начали проникать, а при его сыне Петре различия ворвались в Россию, сметая на своем пути фундаменталистов, и стали главенствеующими. Именно в этом непреходящее значение ПЕтра. Именно поэтому я расположил в ряд изображения Петра в разном возрасте.
Ваше "конечно" выдает вас с головой. Вы из тех, видимо, кто любит щегольнуть на людях в шикарном костюме-тройке, а дома, вдали от лишних глаз предпочитает ходить охлюпкой. ))
K-49
25.10 2018
Как в принципе контрастны и техника письма француза Жерома и русского Шварца.
Вы пишете о 17 веке, а Жером и Шварц работали в 19 веке.
В том то и дело, что художники были современниками. Шварц был значительно моложе Жерома. К тому же Шварц принадлежал к дворянской семье и, кажется, учился живописи в официальном заведении. Жером же был из торгового сословия, учился последовательно, долго и частным образом у множества мастеров живописи.
Все таки, хоть Шварц был и академиком живописи, но получил он это звание за патриотическую картину о царе. Хотя я бы не назвал "Вербное воскресенье" Шварца патриотическим. Картина довольно унылая в тоскливых декорациях. Никон, восседающий на носилках, располагается выше царя Алексея, которого не несут, а почти ведут.
Под ногами почти скорбной процессии (хотя в вербное воскресение верующие должны радоваться, так как это великий христианский праздник)
настелены какие то куски тканей. То ли армяки, то ли кафтаны - короче, тряпье. Силуэты Кремля и Собора Василия Блаженного в каком то мрачном тумане покосились и исчезают во мгле безвременья.
У Жерома Людовик полон превосходства и величия. Все сверкает, публика вся внимание и восторг. Лестницы, балюстрады, балконы и портик - все устремлено вверх. Красочные остюмы короля и придворных подчеркивают роскошь обстановки.
И за эту академическую картину Жерому не присвоили звание академика.
Ученый
25.10 2018
Все таки, хоть Шварц был и академиком живописи, но получил он это звание за патриотическую картину о царе. Хотя я бы не назвал "Вербное воскресенье" Шварца патриотическим. Картина довольно унылая в тоскливых декорациях. Никон, восседающий на носилках, располагается выше царя Алексея, которого не несут, а почти ведут.
Согласен, картина неудачная и унылая. Когда изображают допетровскую Русь, то обычно подчеркивают яркость, самобытность. Для сравнения картина Аполлинария Васнецова Красная площадь во 2й половине 17 века.
Тут действительно показана жизнь, а картина Шварца мертвая. Академисты все писали по античным и рафаэлевым образцам. А раз античные и европейские художники не писали Московскую Русь, то бедняга Шварц растерялся - не знает, что и как писать)
Ученый
25.10 2018
Никон, восседающий на носилках, располагается выше царя Алексея, которого не несут, а почти ведут.
Это соответствует исторической правде. Во-первых Никон действительно пытался стать выше царя, а во-вторых Никон изображал Христа, въезжающего в Иерусалим, и царь идя пешком, демонстрировал смирение перед богом. Никон не на носилках, а на коне (Иисус въехал в Иерусалим на осле).
Ученый
25.10 2018
И за эту академическую картину Жерому не присвоили звание академика.
Жером был награжден орденом Почетного легиона, это означало официальное признание заслуг.
K-49
25.10 2018
И за эту академическую картину Жерому не присвоили звание академика.
Жером был награжден орденом Почетного легиона, это означало официальное признание заслуг.
Мне это известно. За заслуги в комплексе, в общем. Но не за "Людовика".
Это немножко разные величины. Или за весь, почти шестидесятилетний, труд; или за написание одной, не слишком яркой в художественном отношении, но верноподданнической, картины.
Никон не на носилках, а на коне
Извините, не разглядел.
K-49
25.10 2018
Тут действительно показана жизнь,
Да, жизнь, но торговая. И, как москвич, вы должны заметить. Что Васнецовым в картине сознательно нарушены пропорции в изображении Кремля, стены и Собора, Они неправдоподобно возвышаются над людским муравейником. Это безусловно прием художника в желании подчеркнуть величие самодержавия и религии.
И обратите внимание, что хотя свет на картине исходит из верхнего левого угла, Собор и Кремль находятся почему то в полумраке тени.
Парадокс? Ошибка? Нет, люди на переднем плане картине светлее, чем государственные и религиозные символы. Так считал Васнецов.
Ученый
25.10 2018
Тут действительно показана жизнь,
Да, жизнь, но торговая. И, как москвич, вы должны заметить. Что Васнецовым в картине сознательно нарушены пропорции в изображении Кремля, стены и Собора, Они неправдоподобно возвышаются над людским муравейником. Это безусловно прием художника в желании подчеркнуть величие самодержавия и религии.
И обратите внимание, что хотя свет на картине исходит из верхнего левого угла, Собор и Кремль находятся почему то в полумраке тени.
Парадокс? Ошибка? Нет, люди на переднем плане картине светлее, чем государственные и религиозные символы. Так считал Васнецов.
Не буду спорить по поводу светотени, но на картине А.Васнецова изображены и простые горожане, и торговцы и воины, и боярин, зачитывающий указ. Мне кажется, на первом месте здесь люди, именно в них величие Москвы, а не в громадных каменных зданиях. Вот видите, одно и то же произведение, можно понимать по-разному.
Между прочим, картина написана в 1925 г., а я думал, что в 19 веке. Поэтому и Кремль потемнел, его захватили темные силы)))
Или за весь, почти шестидесятилетний, труд;
Орденом Почетного легиона были награждены даже скандальные художники Э.Мане и Дега. Это было именно признание совокупных заслуг деятелей культуры перед обществом.