Следственные органы проводят проверку на предмет наличия признаков религиозной розни в публикации на сайте нижегородской газеты "Новое дело"
(НИА "Нижний Новгород" - Любовь Ковалева) Следственные органы проводят проверку на предмет наличия признаков религоизной розни в публикации на сайте нижегородской газеты "Новое дело". Об этом НИА "Нижний Новгород" сообщили в следственном управлении следственного комитета при прокуратуре РФ по Нижегородской области.
Следственным отделом по Нижегородскому району Нижнего Новгорода следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Нижегородской области проводится проверка по коллективному обращению православных верующих, в котором ставится вопрос о привлечении к уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ (действия, направленные на унижение достоинства группы лиц по признаку отношения к религии, совершенные публично, с использованием средств массовой информации) редактора интернетсайта газеты "Новое дело" Натальи Ищенко. Заметка "Возлюбленная Христа" была опубликована под ее псевдонимом Наталия Волгина в январе 2008 года в газете "Новое дело". По мнению заявителей, она оскорбляет религиозные чувства христиан.
В объяснениях, данных следователю, Наталья Ищенко признала факт того, что редакция газеты намеренно приурочила выпуск данной статьи к празднику Рождества Христова, но отрицала желание редакции опорочить этими действиями праздник для верующих. По ее словам, она не хотела и не думала унижать честь и достоинство верующих, оскорблять их религиозные чувства и приносит им свои извинения.
Следственным отделом в рамках проверки назначено лингвистическое исследование, в ходе которого экспертам-лингвистам предстоит сделать заключение о том, содержатся ли в статье "Возлюбленная Христа" высказывания, направленные на унижение достоинства группы лиц по признаку отношения к религии.
К исследованию привлечены специалисты в области религиоведения. По результатам исследования будет решен вопрос о наличии (или отсутствии) в действиях корреспондента состава преступления.
А собственно говоря, что же было в этой статье? Всё та же набившая оскомину гипотеза, что Иисус Христос якобы был женат на Марие Магдалине. см. http://gorod.tomsk.r...ment_page_num=2 Скрыто под спойлером:
Spoiler
Двадцать веков не прекращаются яростные споры об этой загадочной женщине. О ней пишут сенсационные книги и снимают скандальные фильмы, её превозносят до небес и опускают ниже плинтуса. В мировой литературе Марию Магдалину изображали и несчастной проституткой самой низкой пробы, и богатой женщиной благородного происхождения. Её записывали то в спутницы, то в любовницы, то в жёны Иисуса Христа... А недавно появилась версия, что у них ещё и дети были! Кем же была эта женщина на самом деле? И почему её имя навеки оказалось связано с именем Иисуса Христа? Тайна Святого Грааля Главным источником информации о Марии Магдалине до сих пор являются канонические Евангелия Нового Завета. Но из этих своего рода немногословных мемуаров, написанных учениками Христа, узнать о Магдалине можно немногое.
Женщина неопределённого возраста и неизвестной наружности родом из иудейского города Магдала. Христос, как пишут в Евангелиях, сотворил с нею чудо - изгнал из Марии "семь бесов". Как говорится в Евангелии, женщина с тех пор следовала за ним повсюду и "служила ему имением своим".
В страшный день казни Христа Мария Магдалина находилась рядом с ним на Голгофе. "Были тут и женщины, которые смотрели издали; между ними была и Мария Магдалина..." - написано в Евангелии от Марка. "Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это", - описывал события Лука.
Именно близость Марии Магдалины к Христу во время его казни дала повод причислить её в будущем к посвящённым в мистическую тайну Святого Грааля - загадочной чаши, в которую, по легенде, собрали кровь распятого Иисуса.
Но Магдалина была не только свидетельницей казни. По словам французского историка Ролана Юро, ей "досталась неслыханная привилегия - она была первым человеком, который стал свидетелем воскресения Иисуса Христа".
Как рассказывается в Евангелиях, на третий день после казни Мария и другие женщины отправились к пещере, где похоронили Христа, чтобы совершить погребальный обряд - умастить тело усопшего благовониями и оплакать его. Однако гробницу они обнаружили пустой...
"А Мария стояла у гроба и плакала; и когда плакала, наклонилась во гроб и видит двух Ангелов...И они говорят ей: жена! Что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего и не знаю, где положили его..." - так описывал происходящее Марк.
После этого Мария Магдалина, если верить Марку, неожиданно увидела воскресшего Учителя и услышала от него благую весть: "Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу моему и Богу вашему..." (Евангелие от Иоанна).
С этой вестью окрылённая радостью Мария понеслась к ученикам Христа... Неслучайно французский историк Эрнест Жозеф Ренан впоследствии сделал вывод, что вся христианская религия, по сути, была рождена воображением одной экзальтированной женщины.
Почему в мировой культуре Марию Магдалину долгое время считали раскаявшейся грешницей и прелюбодейкой?
Толкователи евангельских текстов до сих пор предполагают, что в некоторых важных эпизодах Нового завета речь идёт именно о Марии Магдалине, хотя там её не называют по имени.
По версии этих богословов, женщина-прелюбодейка, которую хотели забросать камнями и которую спас Христос, - это Магдалина. Грешница, которая незадолго до казни возлила на Иисуса бутыль благовонного масла и отерла его ноги своими волосами, - это тоже Мария Магдалина. И Мария, сестра Лазаря, которого воскресил Иисус, тоже якобы очень похожа на Магдалину.
Однако все эти утверждения достаточно спорны. Прямых доказательств того, что в этих эпизодах речь идёт об одной и той же женщине, в Евангелиях нет. И по сути, единственным бесспорным доказательством порочности Марии Магдалины являются лишь изгнанные из неё семь бесов.
Но согласитесь, этого явно недостаточно для того, чтобы причислить женщину к разряду блудниц! Евангелие от Марии Откуда же пошли разговоры об особых отношениях между Марией Магдалиной и Иисусом Христом? В канонических Евангелиях об этом нет ни слова. Но существуют ещё так называемые апокрифические (не признанные официальной церковью) Евангелия, не вошедшие в церковный канон.
В прошлом века в старинной библиотеке Наг-Хаммади в Верхнем Египте учёные раскопали древнюю рукопись. Этот теперь уже знаменитый текст получил название "Евангелие от Марии". Главная мысль весьма туманного текста - особое, привилегированное положении Марии Магдалины при Иисусе Христе.
Если верить рукописи, именно Магдалина была любимой ученицей Спасителя и именно ей он доверил свою главную тайну.
"Пётр сказал Марии: "Сестра, мы знаем, что Учитель любил тебя иначе, чем других женщин. Скажи нам слова, сказанные Им тебе, которые ты помнишь и которые нам неизвестны..." Мария сказала им: "Я-возвещу вам то, что вам не дано было услышать..."
Если верить написанному, любовь Христа к Марии вызывала зависть других учеников.
"Возможно ли, чтобы Учитель так беседовал с женщиной о тайнах, которых не ведаем мы?.. Воистину ли Он избрал её и предпочёл нам?" - недоумевал Пётр. Но ему возражал Левий: "Конечно, Учитель очень хорошо её знал... Он любил её более, чем нас..."
О любви Иисуса к Марии Магдалине говорится и в других апокрифических Евангелиях, например, в Евангелии от Филиппа, где Марию называют "спутницей" Учителя. "Господь возлюбил Марию больше всех учеников и часто целовал её в уста... Прочие ученики спрашивали Его: "Почему ты любишь её больше остальных?" Спаситель отвечал: "Как получилось, что я не люблю вас так, как её?", - написано в апокрифе.
О какой любви здесь идёт речь? Ведь целовать в уста можно и любимую ученицу. Но на основании этих текстов появилась версия, что Иисуса и Магдалину связывали отношения более интимные. Логично. А какие ещё отношения могут быть у мужчины, пусть и необыкновенного, с бывшей блудницей?
Гипотезу о плотских отношениях Иисуса и Магдалины в средние века подхватили некоторые христианские секты, например, катары. Как пишет французский историк Ролан Юро, в своих проповедях они открыто называли Марию Магдалину его "наложницей".
Впрочем, были и такие богословы, которые хотели видеть Марию из Магдалы порядочной женщиной. Да к тому же ещё и богатой. Единственная строчка из Нового Завета о том, что "женщины, следовавшие за Христом, служили ему имением своим", дала богатую почву для гипотез! Именно на основе её предположили, что Мария Магдалина могла быть не нищей проституткой, а весьма состоятельной женщиной.
В XII веке архиепископ Генуи Яков Ворагинский написал свой знаменитый трактат "Золотая легенда", где Мария Магдалина изображена богатой и знатной владелицей фамильного замка Магдалон. После смерти Иисуса она якобы продала этот замок и пожертвовала деньги на создание первой христианской общины.
Согласитесь, в общественном сознании знатная богачка из Магдалы вполне годилась не только в любовницы, но и в законные жёны Учителю. К тому же по еврейским обычаям того времени, каждый мужчина обязан был вступать в брак. А поскольку в Новом Завете не сказано ни слова о семейном положении Христа, стали родиться версии о том, что семья у Спасителя всё-таки была!
Домыслы о браке Иисуса и Магдалины появились уже в средние века в сочинениях европейских богословов. По их предположениям, у этой семейной пары вполне могли быть и дети.
А почему бы и нет? Предполагать можно всякое. Золотая легенда В 1279 году возле французского города Сент-Боме в Провансе нашли гробницу с костями женщины. На лежавшем рядом пергаменте было написано, что останки принадлежат спутнице Иисуса Христа - Марии Магдалине. И с тех самых пор к мощам Магдалины не прекращается паломничество верующих христиан.
Но могла ли спутница Спасителя умереть во Франции? Дело в том, что существует знаменитая легенда о том, как сложилась жизнь Марии Магдалины после смерти Иисуса. Она описана в произведениях средневековых богословов - архиепископа Генуи Якова Ворагинского и епископа Майнца Рабана Мавра.
По версии Ворагинского, после казни Христа Мария Магдалина в течение 14 лет жила в Палестине и проповедовала слово Божье. Она поднимала моральный дух апостолов перед началом их миссии и даже распоряжалась "списком стран", куда должны были отправиться ученики Христа.
Затем последовали гонения. "Язычники посадили их всех на корабль вместе с другими христианами и бросили посреди моря без кормчего, чтобы потопить их. Но Господь повелел, чтобы судно прибило к Марселю", - написал Яков Ворагинский в своей "Золотой легенде".
В Марселе, по версии автора, ученики Христа создали первую в Европе христианскую общину. Мария Магдалина добилась расположения местного правителя, вылечив его жену от бесплодия. И со временем её брат Лазарь стал епископом Марселя.
По версии Ворагинского, после этого Мария перестала проповедовать слово Божие и оставшиеся тридцать лет своей жизни провела в пещере под Марселем. Там она вела одинокую и аскетичную жизнь в беспрестанных молитвах до самой смерти.
Так, с лёгкой руки Ворагинского, в Западной Европе утвердился культ святой Марии Магдалины, а Франция прославилась как страна, давшая пристанище "блаженной любимице Христовой".
В средние века в Западной Европе также появилась легенда, что ученики Христа привезли с его родины замечательный артефакт - чашу, в которую ученик Христа Иосиф Аримафейский собрал кровь Спасителя. Тайну Святого Грааля прочно связывали с Марией Магдалиной. О поисках Грааля в средневековье был написан целый цикл рыцарских романов про короля Артура.
По другой легенде, Мария Магдалина, кроме Святого Грааля, вывезла в Европу и другое сокровище - ребёнка Иисуса. Якобы этот ребёнок вырос и породнился со знатными людьми Франции, дав начало королевской династии Меровингов. Эту версию подробно изложил современный американский писатель Дэн Браун в своём романе-бестселлере "Код да Винчи".
Можно ли относиться к этим сочинениям всерьёз и верить всему написанному? Вряд ли. Сочинения средневековых авторов и модных писателей нашего времени построены лишь на догадках и предположениях. Ближе всех к правде канонические Евангелия Нового Завета, но и они не могут претендовать на полную историческую достоверность.
Впрочем, как показал недавний оглушительный успех романа Дэна Брауна, интерес современных людей к личности Иисуса Христа огромен. Возможно, учёные ещё сделают свои открытия - раскопают на святой земле новые рукописи или отыщут в архивах Ватикана новые документы - и прольют свет на эту загадку.
И тогда мы узнаем, был ли Иисус женат на Марии Магдалине на самом деле. Наталия ВОЛГИНА
Почему для верующих это кощунственно, наверное, понятно... Хотя, и это повод для обсуждения, как и действия следственных органов, связанных с вопросом "исторического" исследования Волгиной
Вот одно из не-библейских объяснений богослова, почему Христос не мог жениться - предлагаются 3 причины: эсхатологическая, аскетическая, социальная. В общем, такая житейская версия, относящаяся к началу 1-ого века жизни Иудеи.
На сколько прав или не прав богослов в исторических вопросах, вполне можно обсудить
«Почему Иисус не женился», статья американского богослова Джона Доминика Кроссана:
... Оставим в стороне соображение, что ни один потенциальный тесть не захотел бы такого зятя. Тогда имеются три основных причины.
Эсхатологическая.
Во-первых, если по вере вы верите, что миром правит справедливый Бог, а по опыту знаете, что мир несправедлив, вы живете надеждой и изливаете в молитве свое желание, чтобы однажды Бог победил. Вы верите, что тогда настанет утопия (с греческого «нигде») или эсхатон (с греческого «конец времени») на преображенной земле. Во-вторых, если от Бога вам дано особое откровение (по-гречески «апокалипсис») о наступлении этих событий, можно заключить, что они произойдут при жизни вашего поколения, может быть, прямо сейчас, завтра или в скором времени. В-третьих, поскольку время уже близко, вы решаете жить как можно праведнее. Может случиться и так, что праведной жизнью вы приблизите конец света и даже запустите чаемую катастрофу.
… Существование кумранских ессеев доказывает, что безбрачие допускалось современным Иисусу иудаизмом как часть такого утопического образа жизни. Сам Иисус заявлял, что Царство Божие не только возможно, но уже и актуально. План Божьей утопии уже начал осуществляться, и все приглашены принять участие – здесь и сейчас. ...
Аскетическая.
Люди вообще хотят питаться регулярно, сытно и приятно, иметь половые отношения в браке и рожать детей, общаться дружелюбно, вежливо и уважительно. Но некоторые мужчины и женщины во всех великих религиях добровольно выбирали пост, безбрачие и молчание.
Трактат Филона «О жизни созерцательной» описывает мужчин и женщин из общины терапевтов, живших в начале I столетия у озера Мареотида близ Александрии. «Ни один из них не ест и не пьет ничего до заката солнца... и некоторые... выдерживают по три дня без пищи и воды... а иные... едва ли вкушают необходимую пищу раз в неделю... Они считают обладание слугами и рабами вещью, абсолютно и полностью противной природе...». Причина такого образа жизни – не ожидание немедленного конца света, но «их горячее желание обрести бессмерную и блаженную жизнь, ибо они думают, что их смертная жизнь кончена, имущество свое они передали сынам и дочерям... другим родственникам... или друзьям и приятелям».
Удалившись от нормальной жизни, они получили досуг для «толкования священных писаний, составленных в аллегорических, таинственных выражениях».
Социальная.
При Ироде Великом, за поколение до Иисуса, романизация ударила по Иудее всей своей мощью. Ирод осуществил два величайших строительных проекта того времени – огромный всепогодный торговый порт в Кесарии и просторный двор для языческих паломников при Иерусалимском храме. Он же построил храмы Ромы (богини-покровительницы Рима) и Августа – божеств нового римского мирового порядка – на крайнем севере, в центре и на юге страны. Но несмотря на весь свой размах, он не трогал Нижнюю Галилею. Только при его сыне Ироде Антипе, в поколение Иоанна Крестителя и Иисуса, римский экономический бум ударил по этому региону. Восстановление Сепфориса в 4 г. до Р. Х. и введение в коммерческий оборот окружающей его земли привели к строительству Тивериады в 19 г. по Р. Х. и распродаже окружающего ее озера. Это значило, что в 20-е годы – при жизни Иисуса – Антипа был готов снова попытаться стать Царем Иудейским.
Это не означало бедности и безработицы для Галилеи – как раз наоборот. Людям дали работу на том, что тогда заменяло фабрики. Но это означало развал привычного уклада крестьянской жизни и лишение защиты со стороны больших семей. Если маленькая семейная ферма разорялась, члены семьи выживали как могли. Некоторые преуспевали, но большинство становилось неимущими крестьянами, ищущими любую работу.
Подумайте о работниках на винограднике из притчи. Их никто не нанял к 5 часам вечера в разгар сбора винограда. Как вы думаете, они могли позволить себе жениться? Вот причина безбрачия евреев в первом веке нашей эры: бедность.
Неженатый Иисус. Почему же Иисус не женился?...
Иоанн Креститель был аскетом, а Иисус не был. Самое вероятное, что Иисус не женился, потому что был неимущим крестьянином. Поэтому он мог говорить находящимся в той же ситуации: «Блаженны отверженные». Некоторые говорят, что все обстоит не так, что Иисус был плотником, квалифицированным членом среднего класса. Евангелист Марк (6:3) называет Иисуса «tekton», греческим словом, значащим скорее «разнорабочий», чем «квалифицированный плотник».
Вслед за Марком это указание изменяется и дополняется. Матфей, опиравшийся на Марка, называет Иисуса «сыном плотника». Лука, также опиравшийся на Марка, избегает говорить о профессии и зовет Иисуса просто «сын Иосифа». Они очень хорошо знали, что это никакой не комплимент. Это случалось с сыном, лишенным своего фамильного надела и вынужденным искать любую работу. При таких обстоятельствах Иисус и другие, похожие на него, никогда не смогли бы жениться.
И теперь пребывают сии три – эсхатология, аскетизм и несправедливость, но несправедливость из них вероятнее.
Сообщение отредактировал к дюкарев: 21.09.2012 - 20:36 PM
К сожалению, на сайте http://www.skom.nnov.ru/1/16/51/52/
Следственный комитет Российской Федерации следственное управление по Нижегородской области / Новости / Архив Новостей / 2008 год
- архив сохранён лишь с июля 2008 года. Но, возможно, какая-то информация есть и в этом архиве.
В любом случае, по электронной почте их спросить можно через http://www.skom.nnov.ru/1/9/ Здесь их подробнейшая контактная информация.
Думаю, из нескольких электронных адресов лучше всего - электронная почта пресс-службы: [email protected]
Так же ответные обвинение в адрес СК РФ выдвигает и сама газета "Новое Дело" в разглашении до окончания следствия и т.д., см. http://www.novdelo.r....php?nav=search (в поисковик вбиваем - возлюбленная Христа)
КСТАТИ. Вся эта история неожиданно спровоцировала бурную дискуссию на городском форуме НН.ру. Вот уже вторую неделю нижегородцы, отталкиваясь от сообщения о проверке нашей публикации, активно обсуждают взаимоотношения религии, церкви и современного общества. И к этой теме мы обязательно в ближайшее время вернемся.
Раз обещали вернуться, значит должны быть ещё публикации. Но, ясно, газета сама себя не обидет. По идее, на городском форуме Нижнего Новгорода должны быть и другие ссылки на продолжение этого резонансного для верующих дела.
В поисковике газеты так я обещанное ими продолжение не нашёл. Но "метких" статей, начиная с 2005 года про Христа и христиан хватает, и не только. Чего только стоит одно название: "ВЫ ВСЁ ЕЩЁ НЕ ВЕРИТЕ В АПОСТОЛА ПУТИНА? ТОГДА МЫ ИДЁМ К ВАМ!"
Сообщение отредактировал к дюкарев: 22.09.2012 - 00:55 AM
Гипотезу о плотских отношениях Иисуса и Магдалины в средние века подхватили некоторые христианские секты, например, катары. Как пишет французский историк Ролан Юро, в своих проповедях они открыто называли Марию Магдалину его "наложницей".
Безрезультатно пытался об этом что-то найти в научной и религиозной литературе о катарах.
↑ 1 2 Duvernoy Jean.La religion des cathares; L’Histoire des cathares, Toulouse, Privat (1977, 1978). ↑ Brenon Anne. Les Archipels cathares, L’Hydre, 2002 ↑ Roquebert Michel. L’Epopee cathare, reed. 2 vol. Perrin, Tempus, 2006 ↑ Julius Ficker, Reinald von Dassel, Reichskanzler und Erzbishof von Koln, 1156—1167. Aahen 1966, р. 94. ↑ Алан Лилльский, PL 210, c. 366. ↑ О последних упоминает известный русский исследователь катаризма XIX в. Н.Осокин, называя их «катарами времён Августина». ↑ Brenon Anne, Le Vrai visage du catharisme, Loubatieres, 2004, p.39 ↑ Milan Loos, Dualist Heresy in the Middle Ages, Prague, Czechoslovak Academy of Sciences, 1974, p. 250 ↑ Мулен, Лео. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-XV вв.). М., Молодая гвардия. 2002. ↑ 1 2 Anne Brenon. Les Cathares, Albine Michel, 2007, p.54 ↑ Robert Moore. The formation of a Persecuting society. Power and Deviance in Western Europe, 950—1250. Oxford, 1987. ↑ Ли, Генри Чарльз. История инквизиции. В трех книгах. Изд. «Брокгауз-Ефрон», 1911 г. ↑ Хроника Ландульфа Старшего за 1027 г. сообщает о замке Монфорте около Асти (в районе Турина), который был «полон знатными людьми, которых так запятнало еретическое лжеучение, что легче было им кончить жестокою смертью, чем отвратиться от него к целебнейшему учению Господа Христа». Хронист говорит о принадлежности к еретикам самой комитессы замка. ↑ Фей Мартино. Два антагонистических принципа и Спасение: итальянские катары XIII столетия и Книга о двух началах. Журн. Heresis, изд. Centre d’etudes Cathares/Rene Nelli. № 29, 1999 год, с.7-29. ↑ Roquebert Michel.La religion cathare. Le Bien, le Mal at le Salut dans l’heresie medievale, Perrin, 2001. ↑ Жан Дювернуа, статья «Пьер Отье» в Cahiers d’Etudes cathares, 47, 1970, p.9-49 ↑ Brenon Anne, Le dernier des Cathares. Peire Autier (1245—1310). Perrin, 2006 ↑ Проповедь Пейре Отье. Реестр инквизитора Жака Фурнье. Изд. под. ред. Жана Дювернуа, т. 2, с. 422. ↑ Проповедь Гийома Белибаста. Реестр инквизитора Жака Фурнье. Изд. под. ред. Жана Дювернуа, т. 2, с. 54. ↑ Проповедь Пейре Отье. Реестр инквизитора Жака Фурнье. Изд. под. ред. Жана Дювернуа, т. 2, с. 408. ↑ Л.Карсавин. Очерки средневековой религиозности. (В сб.: История ересей. Москва, «АСТ»/«Люкс», 2004. С. 12) ↑ Malcolm Lambert. Medieval Heresy: Popular Movements from the Gregorian Reform to the Reformation, Oxford, Blackwell, 1996. pp. 105—146 ↑ Carol Lansing. The Albigensian Crusade, Joseph R. Strayer, Ann Arbor, The University of Michigan press, 1992. pp. 175—239 ↑ Gordon Leff. Heresy in the Later Middle Ages: The Relation of Heterodoxy to Dissent c. 1250—1450, vol.1, Manchester University Press, 1967. p.2 ↑ Jean Duvernoy, La religion des cathares, Privat, 1977. ↑ Walter L. Wakefield/ Austin P.Evance. Heresies of the High Middle Ages: Selected Sources Translated and Annoted, New York, Columbia University Press, 1991, p.511 ↑ Bernard Hamilton. Wisdom from the East: the reception by the Cathars of Eastern dualist texts в кн.: Heresy and Literacy, 1000—1530, Peter Biller ed., Cambridge, Cambridge University Press, 1994, pp. 38-60 ↑ Lorenzo Paolini. Italian Catharism and written culture, в кн. Heresy and Literacy, 1000—1530, op.cit, pp. 83-103 ↑ Anne Brenon. Les Cathares, Pauvres du Christ ou Apotres de Satan?, Gallimard, 1997; Anne Brenon. Le vrai visage du catharisme, Toulouse, Loubatieres, 1988, 1995 ↑ Jean Duvernoy, La religion des cathares, Privat, 1977 ↑ Zerner M. Introduction // Inventer l’hérésie? Discours polémiques et pouvoirs avant l’Inquisition. Sous la dir. de M. Zernier. Nice, Z’Editions, 1998. P. 7-12. ↑ Inventer l’hérésie ? Discours polémiques et pouvoirs avant l’Inquisition. Sous la dir. de M. Zernier. Nice, Z’Editions, 1998. В сборнике. ↑ Очень показательны работы многих историков, в частности Анн Бренон, противопоставляющие церковь катаров Католической церкви: Anne Brenon. Les Cathares, Pauvres du Christ ou Apotres de Satan? Gallimard, 1997; Anne Brenon. Le vrai visage du catharisme. Toulouse: Loubatieres, 1988, 1995. ↑ Jimenez Sanchez P. Les catharismes: modèles dissidents du christianisme médiéval (XIIe-XIIIe siècles). Rennes:PUR, 2008. ↑ См.: Roquebert M. Le «déconstructionnisme» et les études cathares // Les cathares devant l’histoire. Mélanges offerts à Jean Duvernoy. Sous la dir. de Martin Aurell. Cahors, 2005. P. 105—133. ↑ См. Ecrire l’histoire d’une heresie. Actes du Colloque Memoire du catharisme 12 et 13 mai 2007, Mazamet, 2008. ↑ Brenon Anne, Le Dico des Cathares, Milan, 2000.
В принципе, основа из этих публикаций выложена на http://ru.wikipedia.....80.D0.BE.D0.B2 в разделе 3 Религиозные взгляды катаров 3.1 Источники сведений 3.2 Священное Писание 3.3 Теологическая доктрина 3.3.1 Дуализм 3.3.2 Человек и мир. Рай и ад. Учение о перевоплощениях 3.3.3 Христос. Дух Святой 3.3.4 Ритуал и культ
Единственное, что на мой взгляд, там полу-достоверно, - это одно предложение c первоисточником Л.Н.Толстой (его и убираю при цитировании). И прячу всё под спойлер.
Безрезультатно пытался найти биографию "нашумевшего" Ролана Юро в Интернете. Нашёл лишь предложения купить его любовные романы "Иисус и Мария Магдалина". К примеру - http://www.ozon.ru/c...?group=div_book
Сообщение отредактировал к дюкарев: 22.09.2012 - 01:56 AM
Источники сведений Катаризм известен по трём категориям исторических источников. Прежде всего, это писания самих катаров. Они должны были быть очень многочисленны, однако в годы преследований почти все материалы были уничтожены инквизицией. Тем не менее, до наших дней сохранились два богословских трактата и три «ритуала». Один из этих трактатов — сохранившаяся во Флоренции «Книга о двух Началах». Этот латинский манускрипт, датированный ок. 1260 г., представляет собой резюме фундаментального труда, написанного катарским доктором Джованни де Луджио из Бергамо ок. 1230 г. Другой трактат, обнаруженный в Праге в 1939 году, является латинской копией анонимного манускрипта, первоначально написанного на языке ок в начале 13 столетия, автором которого был, очевидно, «совершенный» Бартомью из Каркассона. Оба эти документа служат основным источником современных сведений о катарской теологии. Материал для изучения катарской литургии дают Латинский Ритуал из Флоренции, Провансальский Ритуал, сохранившийся в Лионе и содержащий полный перевод Нового Завета на окситан, и ещё один Ритуал на окситан, находящийся в Дублине. Каждый из этих документов датируется приблизительно 1250 годом. Следует также упомянуть о нескольких апокрифических писаниях. Прежде всего, это «Видение Исайи» (старинный текст, используемый ещё богомилами) и «Вопросы Иоанна» (текст, переданный богомилами итальянским катарам около 1190 года). Источником сведений о катаризме служат также полемические работы католических теологов, анализирующие и пытающиеся опровергнуть катаризм. Известно более 30 таких произведений, написанных в конце XII—XIII вв., правда, не все они имеют одинаковую ценность и важность. Многие из них не пытались исказить описываемую ими религию, наоборот, содержат многочисленные предупреждения о том, чтобы читатель не верил «досужим вымыслам о катаризме», распространяемым уже в то время. Авторов интересовали серьёзные доктринальные вопросы, которые они детально исследовали с большой интеллектуальной честностью, несмотря на своё крайне враждебное отношение к катаризму. Особенно это касается «Liber contra Manicheos» Дюрана де Уэски (бывшего вальденса, обращенного в католицизм), «Summa quadrapartita» Алана Лилльского, «Summa adversus catharos» Монеты Кремонского, а также работа Райнерия Саккони (бывший «Совершенный» катаров, обращенный в католицизм и ставший доминиканцем и инквизитором). Наконец, последняя группа документов — источники юридического характера: показания и допросы, собранные инквизицией начиная с 1234 года. Большинство из этих источников до сих пор не опубликовано (за исключением реестров инквизиторов Жака Фурнье и Жоффре д’Абли). Именно там содержится огромное количество информации о социальной жизни того времени и о том, что представляло собой сформированное катарами общество. Что же касается доктрин, верований и ритуалов, то данные инквизиторов только дополняют предыдущие источники. В одном из показаний приводится например, даже молитва верующих катаров Лангедока:
«Paire sant, Dieu dreyturier de bons speritz…» (Отец Святой, Боже правый добрых духов).
Священное Писание Священным Писанием в катаризме признавался Новый Завет, составлявший основу вероучения катаров, в особенности Евангелие от Иоанна. Большое значение также придавалось Посланиям ап. Павла. Отношение катаров к Ветхому Завету было в целом критическим. Значительную часть ветхозаветных писаний они отвергали. Ветхозаветный Бог в их представлении — не кто иной, как бог гнева,
«бог века сего или князь мира сего»
, злое начало. Чтобы вернее ввести людей в заблуждение и отвратить от спасительного пути, он заставил их поклоняться себе. Доводом в пользу того, что Ветхий Завет инспирирован «князем мира сего», катары считали изобилие в нём жестокости и чрезмерное внимание к плотской стороне бытия. Напротив, некоторые книги пророков пользовались у катаров большим почитанием — а именно те, которые явно говорят не о мстительном и ревнивом Боге Израиля, а о Боге благом и духовном, которого и должен был явить людям Христос. Священное Писание катары переводили на народный язык, хотя в молитвенной практике преобладала латынь. Чтение Евангелия от Иоанна было предусмотрено, в частности, во время церемонии Consolamentum. В этом случае чтение вслух начиналось со слов «In principio» и заканчивалось словами «gratia et veritas per Jesum Christum facta est». Характерные для этого Евангелия противостояния Свет — Тьма, Правда — Ложь, «Бог»- «мир» служили для катаров подтверждением их дуализма. Притча, которая приводится в Евангелии от Матфея о дурных и хороших деревьях, которые познаются по их плодам, была для них символом примера Христа, по наследованию которого можно распознать истинных христиан. Все книги, написанные катарами и известные нам с XIII века, основываются на выражении
«Царство Мое не от мира сего».
Теологическая доктрина
Тулузский крест
Катаризм — религия спасения, основанная на Откровении. Катары использовали христианские мифы о падении ангелов и Люцифере, а также о битве между архангелом и злобным драконом, для подтверждения евангельского дуализма, противопоставлявшего Бога милосердия и любви реалиям этого мира. В Святом Писании они видели предпочтение постулата о милосердии Божьем постулату о Его всемогуществе. Они видели в человеческих душах падших ангелов, заключенных в телесные тюрьмы в мире, который во зле лежит, и который не от Бога. Их дуализм был основан на противопоставлении невидимого мира света Божьего и этого мира, обреченного на разрушение и смерть злым творцом, которого они называли Люцифером или каким-нибудь другим именем дьявола. Души людей — ангелы, падшие из божественного творения, были увлечены драконом, вместе с ним низверглись в этот мир, и теперь ожидают избавления от своей земной ссылки: обещанного Христом спасения. Потому доктрина и культовая практика катаров опирается на Евангелие, толкованию которого они уделяли много внимания. Катарские проповедники основывали свои тезисы на целом корпусе ссылок на Писание. Именно так они интерпретировали послание Христа, Сына единственного истинного Бога, посланного Отцом в этот мир, «князем которого есть Сатана», чтобы, наконец, принести погибшим овцам, падшим ангелам, возможность спасения и возвращения на небесную родину.
Дуализм В католических источниках того времени встречаются много упоминаний о том, что катары верят «в двух богов — одного доброго, а второго злого…» Однако, согласно мнению большинства академических авторов, в частности Жана Дювернуа, такое представление их дуализма является упрощенным и тенденциозным. Оно происходит из судебных источников, преимущественно из нотариального формуляра. Однако из более непосредственных документов или документов лучшего качества дуализм приобретает не столь упрощенную форму. Основанием метафизики катаров действительно является вера в два начала. Но дуализм катаров не является исходным пунктом, а следствием размышления и рефлексий, выводом из анализа Библии. Метафизическую рефлексию катаров можно определить как дуалистическое прочтение Евангелий.
Вся система катаризма основана на Новом Завете. Однако их Текст Нового Завета в одном месте отличался от текста ортодоксальной Библии. Синодальный перевод гласит:
[Ио. 1, 3]: «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». [Ио. 1, 4]: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет…». Катары же переводили этот отрывок следующим образом: [Ио. 1, 3]: «Всё чрез Него начало быть, а без Него ничто начало быть».[Ио. 1, 4]: «Всё, что в Нем, было жизнью, и жизнь была свет…».
Таким, как они считали, должен быть перевод латинских слов Вульгаты: sine ipso factum est nihil. Таким образом, смысл цитируемого отрывка из Пролога Евангелия от Иоанна выглядит так: всё чрез Него стало быть — то есть, то, что реально «есть» стало быть чрез Него. Наоборот, «без Него ничто стало быть» — то есть, то, что по-настоящему «не есть», то, что «без любви», согласно выражению святого Павла, которое охотно цитировали катары: «…если не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13, 2). Это означает, что катары различали два творения: истинное, дела которого на самом деле «есть», то есть, творение Божье («Всё чрез Него начало быть»); и иллюзорное, дела которого не имеют истинного бытия, этот видимый мир, ассоциируемый ими с «небытием» («а без Него ничто начало быть» или же, «все вещи без Него начали быть», как говорил Пьер Отье). Видимый мир, «этот мир», не является творением Божьим. Он возник из другого начала. Дуализм катаров предполагал абсолютную независимость корней добра и зла по отношению друг к другу. Они основывали свою диалектику на Логике Аристотеля:
«Противоположные принципы являются противоположностями»
, следовательно, добро и зло, являющиеся противоположностями, происходят от противоположных принципов. Целью дуализма катаров было освобождение Бога любви, о котором говорится в Евангелии, от ответственности за происхождение зла и мира. Для них Бог-Отец пребывал в своем невидимом Царствии, а обреченный на разрушение мир был делом рук злого творца: дьявола или восставшего ангела.
Человек и мир. Рай и ад. Учение о перевоплощениях Пейре Отье (последний великий проповедник катаризма) говорил, что после конца света весь видимый мир будет… …уничтожен, и это он назвал адом. Но все души человеческие окажутся тогда в раю, и в небесах будет столько же счастья для одной души, сколько и для другой; все будут спасены, и каждая душа будет любить другую, как любят своего отца, мать или своих детей…
Реестр Инквизиции Жака Фурнье Катары, отказываясь приписывать Богу ответственность за дела мира сего и власть в этом мире, проповедовали Царство Божье не от «мира сего, который во зле лежит», согласно определению апостола Иоанна. В этом мире они видели единственно возможный ад, но ад преходящий, который, в конце времен, придет к своему концу, не имея ничего общего ни с вечностью, ни с Богом, ни с Его благим творением. Этот конец времен настанет тогда, когда все души людей будут спасены и вернутся к своему Творцу. Эта версия представляет оригинальную форму средневекового христианства лишенную средневекового символизма. Ничто видимое не могло, с точки зрения Добрых христиан, свидетельствовать о Боге или быть священным символом, ни крест, ни голубка. Они не строили ни храмов, ни часовен, и практиковали отправление культов и проповеди в домах близких людей, под сенью пещеры, в таверне, на лесной поляне, утверждая, что единственной Церковью Божьей является сердце человека. Катары были довольно рационалистичны, высмеивая католические предрассудки:
Это не Бог дает такой прекрасный урожай, а унавоживание земли.[18] Зачем ты простираешься перед этой статуей? Разве ты забыл, что это человек взял кусок дерева и вырезал ее с помощью железных орудий?[19]
Катары не создавали концепции политического и социального порядка божественного происхождения, божественного права, праведного насилия или священной войны. С их точки зрения все человеческие души, мужчин и женщин, богатых и бедных, еретиков и прелатов, души неверных и евреев были благими и равными между собою, и имели божественное происхождение. И всем им, без исключения, было открыто обетование спасения по милосердию Божьему. Катары не верили ни в первородный грех, ни в свободу воли(Книга о двух началах):
Становится абсолютно непонятным, каким образом ангелы, созданные добрыми, могли возненавидеть добро, подобное им, и существовавшее вечно, а также, почему эти добрые ангелы склонились ко злу, еще не существовавшему, и полюбили его
Они считали, что истинная природа всякой созданной Богом души — благая. Они также, по мнению многих исследователей (Нелли Рене, Бренон Анн, Мишель Рокеберт), освободили женщин от чувства вины «греха Евы», основанном на библейской мизогинии. В трактатах и ритуалах катаров нет никаких упоминаний, разъясняющих последовательное переселение душ из одной телесной тюрьмы в другую. Только в антикатарской полемике и показаниях перед Инквизицией содержится информация на эту тему. Однако теоретические тексты Добрых Христиан утверждают, что вопреки тому, чему учат католические клирики, Бог не создает бесконечно новые души, чтобы однажды остановить время и судить всех, в том состоянии и возрасте, в котором Он их застанет. Наоборот, определенное количество божественных душ пало в рабство тел, и теперь они должны «пробудиться» от этого мира, перед тем, как услышать призвание покинуть его и вернуться на небесную родину. Как уже было сказано, они верили во всеобщее спасение всех божественных душ, попавших в рабство тел во время творения злого мира. Они считали, что переселяясь из тела в тело после своего падения, эти души получат опыт и возможность познания Добра, осознают свою принадлежность к иному миру, будут призваны Богом воссоединятся с Ним[20]. Термин «Конец света» занимает значительное место в эсхатологии катаров: но это ни в коем случае не внезапный конец. По мере того, как божественные души будут осознавать свое небесное происхождение, отказываться от злого мира, покидать его, злой мир будет опустошаться от бытия — потому что только Бог может быть творцом Жизни или бытия — до того дня, когда последняя воплощенная душа будет освобождена земной смертью от состояния забытья. Тогда «видимый мир вернется к своему небытию», а божественное творение, зараженное временной утратой бытия, воссоединится с вечностью.
Христос. Дух Святой Несмотря на аргументы, которые можно обнаружить в протоколах инквизиции, невозможно отрицать христианскую сущность катаризма. Христос стоит в центре их религиозного просвещения и является сердцевиной их веры. Однако понимание его значительно расходится с представлениями католиков. Он только изложил учение о спасении, содержащееся в Евангелиях. Большинство из них не соглашалось с идеей о человеческой природе Христа. Катары считали, что он принял подобие человека, и его приход, жизнь среди людей и смерть были только видимостью. Теология катаров также утверждала, что именно Христос основал их версию христианства. Некоторые полагают, что религия катаров является преимущественно докетической: Сын Божий, эманация Бога или Ангел Божий, согласно различным школам катаров, был человеком только по-видимости, а не в телесной реальности послан в этот мир; и только по-видимости Он умер на кресте. Хотя не все проповедники или верующие катаров были докетистами в одной и той же степени, и были такие, кто допускал, что Он мог страдать и даже умереть. Деву Марию катары тоже иногда почитали как ангела, а не земную женщину. Третьим в этом ряду был Иоанн Богослов.
Средство Спасения, согласно катаризму, было евангельским, но при этом радикально отличным от искупительной жертвы католического Христа. Катары считали, что, на самом деле, Сын Божий пришёл в этот мир не для того, чтобы искупить первородный грех Своей жертвой и смертью на кресте, но просто для того, чтобы напомнить людям, что их Царство не от мира сего, и научить их спасительному таинству, которое навсегда избавит их от зла и от времени. Это таинство крещения Святым Духом, Утешителем, переданное Христом Своим апостолам.
Ритуал и культ
Так называемый Лионский Ритуал катаров (на окситанском языке). «Благая весть» Евангелия, с точки зрения катаров, состоит в просвещении Словом Христовым, в пробуждении душ, получающих спасение через крещение путем наложения рук, о котором сказал Иоанн Креститель: «Идущий за мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Христос вдохнул этот Дух в апостолов, которые передали его своим ученикам. Таким образом, в катарской интерпретации Евангелия главное значение принадлежало Пятидесятнице, а не Страстям. Скорее всего, эта интерпретация является более архаической. И в интерпретации катарами священных текстов, и в их литургии, исследователи находят очень большое сходство с ранним христианством. Таинство consolament, практикуемое катарами, служило одновременно и крещением, и посвящением, и причастием, поскольку одного только крещения водой было абсолютно недостаточно. Консоламентом также давалось отпущение грехов, вступление на путь покаяния, знаком власти связывать и развязывать, которым отмечена Церковь Христова. Уделяемое умирающим, это таинство представляло собой также и соборование. И, наконец, соединяя душу с духом, оно являлось как бы духовным, мистическим браком. Единственное, чего в нём не было, так это Преосуществления.
Крещение путём consolament являлось коллективной, открытой для всех публичной церемонией. В сопровождении Старшего или Приориссы неофит приходил в дом епископа,
«чтобы отдаться Богу и Евангелию»
, перенять традицию молитвы «Отче Наш» — наиболее важной молитвы, которую следовало регулярно повторять в определенное время и определенное количество раз, а потом принять саму Книгу Писания. Далее, после долгой церемонии, епископ и все присутствующие Добрые Люди возлагали правые руки на голову неофита и произносили первые строфы Евангелия от Иоанна. Consolament для умирающих был аналогичным ритуалом: его уделяли двое Добрых Людей в присутствии семьи и друзей умирающего.
Документы показывают, что Добрые Христиане часто присутствовали за столом верующих. В начале каждой трапезы — исключительно вегетарианской — старшие из Добрых Мужчин или Добрых Женщин благословляли хлеб, преломляли его и раздавали всем присутствующим. Этот ритуал, наблюдаемый уже с эпохи Тысячелетия, заменял им евхаристию. Они делали это в память о Тайной Вечере, но не считали, что едят Тело Христово, когда преломляют хлеб; для них эти слова из Евангелия символизировали Слово Божье, которое распространяется по миру. Если какой-нибудь верующий встречал Доброго Мужчину или Добрую Женщину, то приветствовал их тройной просьбой о благословении, или, на окситан, melhorier и трижды простирался перед ними в поклоне.
Под конец всякой ритуальной церемонии Христиане и верующие обменивались поцелуем мира, мужчины между собой, а женщины — между собой. Ригористические обеты целомудрия фактически запрещали катарским монахам любые физические контакты с лицами противоположного пола.
Сообщение отредактировал к дюкарев: 22.09.2012 - 02:09 AM
Всё та же набившая оскомину гипотеза, что Иисус Христос якобы был женат на Марие Магдалине. см. http://gorod.tomsk.r...ment_page_num=2 Скрыто под спойлером:
Spoiler
то что м магдалина была "женой господа", утверждается во многих апокрифах. церковь осудила эту версию, поскольку ранние христиане были сексистами - считали что женщина сосуд дьявола. если магдалина была женой, получается женщина занимала более высокое положение чем мужчины-апостолы. к тому же магдалина идентифицируется с евангельским образом "блудницы", что тоже вводило бы верующих в соблазн. женщины были первыми и наиболее горячими поклонницами христианства (как и любой другой религии видимо в силу своей эмоциональности). за христом и апостолом следовала целая "группа поддержки" из женщин. но поскольку догмы рпц отрицают что иисус был женат, возможно публикация указанной статьи в праздник может оскорбить чувство верующих, хотя все таки у нас не иран, и верующие могли бы потерпеть.
Всё та же набившая оскомину гипотеза, что Иисус Христос якобы был женат на Марие Магдалине
Вполне нормальная гипотеза. С моей точки зрения, правда, все подобные споры и разговоры – яйца выеденного не стоят.
Вы же проводите огромную работу, судя по выкладываемым ссылкам… но, по существу – толчете воздух в ступе.
Начну с того, что без всяких ссылок поддержу ВАШУ точку зрения, что Иисус, каким его выводят в легенде, а также с учетом ожиданий первых христиан – никак не мог быть женат.
Во-первых: его миссия, по своей сути, не предусматривала рождение детей. Ведь брак, как в то время, так и сейчас предусматривал в первую очередь юридическое рождение детей и наделение Иисуса статусом отца. А как же он может быть отцом, когда сам является сыном, сыном Бога. Смешение статусов «сына» и «отца» привело бы к крайней мешанине всей мифологии христианства. Поэтому евангелисты, и не только канонических писаний, не могли пойти на подобный риск.
Во-вторых: сама идеологема, то есть основная идея религии, заключалась в спасение всех верующих во Христа и ближайшего наступления божьего суда, сопровождающегося концом света. Поэтому первые христиане вообще отрицали институт брака, как совершенно ненужное и бессмысленное действо. Поэтому, допустить, что их главный пророк и мессия Иисус Христос имел жену, для них было практически невозможно. Более того, в раннем апокрифе «Евангелие от Фомы», христиане и вовсе женщиноненавистники, утверждающие, что в рай женщина сможет попасть, только переродившись в мужчину.
(этот крайний идиотизм потом был отвергнут евангелистами канонических писаний).
Только благодаря Павлу, христиане смогли вступать в браки и рожать детей. Чем к несчастью или к счастью, сохранили и распространили в дальнейшем свою религию.
Таким образом, на основе мифологии христианства невозможно допустить, что Иисус был женат. Но…
Мы ведь говорим об Иисусе из легенды, из созданной мифологии о нем в канонических и апокрифических евангелиях. Какова же реальная была история этого человека – не знает никто. И в той своей истории, Иисус вполне мог быть женат. Ну, чисто теоретически?
Наконец, религия – это такая дама, которая творит часто не на основе мифологии и реальной истории, а на основе желания своих верующих. И, если подавляющее число верующих захотят, чтобы у Иисуса появилась жена, значит… она появится.
в евангелии говорится о братьях иисуса христа, почему бы не быть и жене. согласно новому завету иисус часто общался с дамами, в том числе с блудницей. впрочем не надо забывать лозунг ранних христиан - верую, потому что абсурдно
Начну с того, что без всяких ссылок поддержу ВАШУ точку зрения, что Иисус, каким его выводят в легенде, а также с учетом ожиданий первых христиан – никак не мог быть женат.
Во-первых: его миссия, по своей сути, не предусматривала рождение детей. Ведь брак, как в то время, так и сейчас предусматривал в первую очередь юридическое рождение детей и наделение Иисуса статусом отца. А как же он может быть отцом, когда сам является сыном, сыном Бога. Смешение статусов «сына» и «отца» привело бы к крайней мешанине всей мифологии христианства. Поэтому евангелисты, и не только канонических писаний, не могли пойти на подобный риск.
Во-вторых: сама идеологема, то есть основная идея религии, заключалась в спасение всех верующих во Христа и ближайшего наступления божьего суда, сопровождающегося концом света. Поэтому первые христиане вообще отрицали институт брака, как совершенно ненужное и бессмысленное действо. Поэтому, допустить, что их главный пророк и мессия Иисус Христос имел жену, для них было практически невозможно. Более того, в раннем апокрифе «Евангелие от Фомы», христиане и вовсе женщиноненавистники, утверждающие, что в рай женщина сможет попасть, только переродившись в мужчину.
(этот крайний идиотизм потом был отвергнут евангелистами канонических писаний).
Только благодаря Павлу, христиане смогли вступать в браки и рожать детей. Чем к несчастью или к счастью, сохранили и распространили в дальнейшем свою религию.
Таким образом, на основе мифологии христианства невозможно допустить, что Иисус был женат.
об этом и говорил, но и слушать не хотят; женат, - и всё тут (наверное сами его расписывали в ЗАГСе)...
в евангелии говорится о братьях иисуса христа, почему бы не быть и жене.
Если Вас предыдущий пост не убедил, то он назореем был в момент знакомства с м магдалиной, и им оставался до смерти
И, если подавляющее число верующих захотят, чтобы у Иисуса появилась жена, значит… она появится.
Скорее, если подавляющее число воинствующих безбожников, создавших свою религию (но не признающих этот факт), захотят, чтобы у Иисуса появилась жена, значит… она появится.
впрочем не надо забывать лозунг ранних христиан - верую, потому что абсурдно
Это цитата, преписываемая Тертуллиану неким товарищем, ответственным за научный атеизм в Советской России - Луначарским. http://www.pravmir.r...lozhnoj-citaty/ Верую, ибо абсурдно. К истории одной ложной цитаты
«Мещанство сопротивляется, оно хочет придумать свои несоциалистические ценности, и вот вам Розанов со своим бессмертием свиноподобного размножения, вот вам Бердяев с его трусливым утверждением бессмертия души: credo, quia absurdum».
Это слова А. В. Луначарского из статьи «Тьма». Оставим на совести красного наркома оценку философии Розанова и Бердяева. Разговор сейчас пойдет о другом. Об использовании в отрывке – «к месту» – известной латинской цитаты «Credo quia absurdum (est) – «Верую, ибо абсурдно», которая традиционно приписывается христианскому философу Тертуллиану (160-220 гг.). Луначарский – тоже вполне традиционно – приводит тертуллиановы слова на правах саморазоблачающей цитаты. Вот, мол, сами христиане признают, что их вера противится разуму, что она основана на нелепости, на абсурде. А один из современных словарей крылатых слов дает этой фразе такое объяснение: «Формула, ярко отражающая принципиальную противоположность религиозной веры и научного познания мира и употребляющаяся для характеристики слепой, не рассуждающей веры и некритического отношения к чему-либо».
Казалось бы, все правильно: вера есть вера, а разум есть разум, и вместе им не сойтись. В чем же здесь заблуждение? Где парадокс?
Квинт Септимий Тертуллиан родился около 155 г. в языческой семье в Карфагене (Северная Африка). Получив блестящее образование, он провел по-язычески буйную и разгульную молодость, что в дальнейшем сказалось на жестком и непримиримом к язычеству характере его произведений. Примерно в 35-40 лет он принимает христианство, а затем становится священником.
Тертуллиан был одаренным писателем и богословом, оказавшим большое влияние на развитие христианского вероучения. Однако под конец жизни он сам уклонился в ересь монтанизма.
Умер Тертуллиан после 220 г., точная дата его смерти неизвестна.
Заблуждение: чего не говорил Тертуллиан.
Начну с простого. Такой цитаты у Тертуллиана нет. Этот факт, кстати сказать, не оспаривают даже многочисленные «крылатые цитатники», называя выражение «парафразой слов христианского писателя».
Однако обратимся к тексту. В книге «О плоти Христовой» (De Carne Christi) Тертуллиан пишет буквально следующее: «Сын Божий пригвожден ко кресту; я не стыжусь этого, потому что этого должно стыдиться. Сын Божий и умер; это вполне вероятно, потому что это безумно. Он погребен и воскрес; это достоверно, потому что это невозможно». (Буквально на латыни: «Et mortuus est dei filius; prorsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit; certum est, quia impossibile»).
Автор размышляет о том, что перевернуло всю человеческую историю и вошло в культуру как Тайна христианства – о воскресении Христа.
Конечно, для взглядов Тертуллиана весьма характерна мысль о том, что разум, требующий доказательств, философия, пытающаяся постичь истину, на самом деле только всё запутывают и извращают… С этим тезисом, конечно, можно и поспорить. В том числе и с христианских позиций. Те мыслители эпохи поздней античности, которых церковная традиция именует отцами Церкви, как раз и занимались созданием философской и богословской системы, облекая в броню рациональных рассуждений то, что содержалось в символической форме в Евангелии. А наука и религия – это не противоположные и соперничающие способы познания мира, а разные. И в чем-то взаимодополняющие друг друга.
Однако речь сейчас не об этом споре, а о знаменитой фразе. И тут все несколько по-иному: гораздо глубже и серьезнее. Если, конечно, использовать не парафразу в трактовке Луначарского, а читать самого Тертуллиана.
Парадокс: что на самом деле хотел сказать Тертуллиан
Христианство взорвало языческий мир невообразимыми, невероятными представлениями о Боге, человеке и их взаимоотношениях. Именно это хочет подчеркнуть Тертуллиан: идея крестной смерти, искупления грехов и воскресения настолько чужда и абсурдна для языческого мира, что представить себе таким Божественное Откровение язычник просто не может. Спустя много веков один мыслитель так выразит надчеловечность христианского откровения: «Бесчисленны и страшны сомнения мыслящего христианина; но все они побеждаются невозможностью изобрести Христа». Вот чего не понял и Вольтер в своем знаменитом: «Если бы Бога не было, Его надо было бы изобрести«. Именно так – изобрести – в оригинале у французского вольнодумца («il faudrait l`inventer»). И именно это – изобретение Бога – есть вещь невозможная для христианского сознания, однако вызывающая восхищение у французского просветителя.
Невозможно, говорит Тертуллиан, представить себе, что Бог будет убит людьми. По все меркам – человеческим, языческим – это абсурдно, это стыдно. Однако этого потому и нельзя стыдиться, что христианство превосходит человеческие мерки. Потому что то, что стыдно в обыденной жизни, что невероятно с точки зрения мирской логики, может обернуться спасением для человечества. Как обернулся им Крест Христов – орудие самой позорной, самой стыдной казни в Римской империи. Казни на кресте, казни для рабов.
Безумно, подчеркивает Тертуллиан, поверить в то, что Бог мог умереть – ведь боги бессмертны. Однако Истинный Бог приходит к людям так, как ни один мудрец не может придумать: не в силе и славе Юпитера или Минервы, но в образе Страдальца. Вот почему это вполне вероятно: Бог приходит так, как хочет Он, а не так, как это придумывает человек, – сколь абсурдным и нелепым ни казался бы нам этот приход.
Невозможно, продолжает Тертуллиан, представить себе ни погребение Бога, ни Его воскресение. Но эта невозможность и есть самое сильное доказательство для веры. Не математическое доказательство для ума, не естественнонаучный факт, который лишает человека свободы выбора и для принятия которого необходим определенный уровень знаний и интеллекта. А потрясающее прикосновение к Тайне – без которой и вне которой нет никакой религии. Без которой и вне которой наша жизнь превращается в пустое существование, лишенное смысла и цели
и так далее, не хочу цитировать полностью, по ссылке идёт далее подробное разъяснение, а то налетит свора воинствующих безбожников и меня обвинит в пропаганде христианства. ДОЖИЛИ!
Сообщение отредактировал к дюкарев: 21.10.2012 - 16:27 PM
Это цитата, преписываемая Тертуллиану неким товарищем, ответственным за научный атеизм в Советской России - Луначарским. http://www.pravmir.r...lozhnoj-citaty/ Верую, ибо абсурдно. К истории одной ложной цитаты
мне кажется смысл этого высказывания в том, что вера сильней доводов разума. не вижу тут ничего плохого.
Конкретно, в каких это написано дословно? Процитируйте, пожалуйста, с указанием цитируемого апокрифа.
Например - [Господь любил Марию] более [всех] учеников, и он [часто] лобзал её [уста]. Остальные [ученики, видя] его [любящим] Марию, сказали ему: Почему ты любишь её более всех нас? Спаситель ответил им, он сказал им: Почему не люблю я вас, как её? (Евангелие от Филиппа) Отморозившиеся ученики Христа, за своими занятиями утратившие все человеческое, были не в состоянии уразуметь, чем для Христа женщина отличается от мужчины...
мне кажется смысл этого высказывания в том, что вера сильней доводов разума. не вижу тут ничего плохого.
Ничего глупее и вредоноснее для мыслящего человека, чем выражение certum est, quia impossibile быть не может. "Достоверно - потому что невозможно" - фраза, пригодная лишь для умственно отсталых, или конченных фанатиков.....
Например - [Господь любил Марию] более [всех] учеников, и он [часто] лобзал её [уста].
В канонических евангелиях есть тоже эпизоды 1. мария умащала иисуса благовониями, а на замечание апостола он отреагировал резким замечаниям. 2. иисус предпочел марию марфе, а на замечание марфы опять же довольно резко ответил. такая нервозная реакция обычно бывает у мужчины, когда задевают его подругу. про эпизод где иисус спасает и прощает марию = блудницу я уж не говорю.