Картины советских художников
Ученый
10.06 2024
Отличительные черты живописи советского периода
Живопись советского периода остается привлекательной и спустя много лет. Такие работы нравятся коллекционерам, их приобретают ведущие музеи мира, ходят смотреть в галереи тысячи людей.
Эксперты объясняют феномен советской живописи, которая была создана в период 1917-1991 г.г., наличием негласных правил, согласно которых все работы художников того периода были обязаны отражать ряд следующих принципов:
- Народность. Во времена Союза художники должны были изображать большевиков, крестьян, военнослужащих, рабочих.
- Идейность. Этот принцип был заложен в основу картин, которые изображали бытовые условия простых граждан, их героические поступки и стремление к обновленной жизни.
- Конкретность. Все художественные изображения четко и без лишнего «тумана» должны были показывать правильность исторического развития советского общества.
Общая специфика живописной школы времен СССР базировалась на формировании и развитии нового художественного направления — советского реализма.
Ученый
11.06 2024
В 1912 году на выставке «Мира искусства» экспонируется полотно «Купание красного коня» (1912), шедевр Петрова-Водкина и, как показало будущее, одно из эпиграфических произведений своей эпохи. Поместив полотно на центральной стене, организаторы выставки подчеркнули декларативный характер произведения Петрова-Водкина. «Оно, — писал позднее о «Купании красного коня» критик Всеволод Дмитриев, — показалось пламенем высоко поднятого знамени, вокруг которого можно сплотиться, показалось первым ударом близкого к искусству перелома…». Уже вступили на арену творческих битв эпатирующие публику «Бубновый валет», «Союз молодежи» и «Ослиный хвост». Недавний законодатель вкусов, обновленный «Мир искусства», стремясь сохранить лидерство, привлекал в свои ряды молодежь: Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Марк Шагал и, наконец, Кузьма Петров-Водкин. Его «Купание красного коня» было воспринято как откровение. Художник органично соединил множество традиций, выразил смысл в новых формах, где классицизм органично уживался с формальным экспериментом, а символизм образов не противоречил глубокой содержательности. Столь же органично в его произведении соединились жизненные впечатления и монументальность пластического решения.
«Купание красного коня» — это картина-аллегория, живописная притча. К подобному решению художник пришел не сразу. Сохранившиеся рисунки, эскизы и фотография первого варианта (всего их, как утверждал автор, было три) полотна свидетельствуют о том, что в основе были непосредственные впечатления от сцены купания коней на Волге в Хвалынске. Петрову-Водкину позировали двоюродный брат Шура и конь Мальчик, но это едва ли возможно почувствовать в окончательном варианте картины. Постепенно художник все более удаляется от конкретности. При этом он умело вписывает отдельные бытовые детали в контекст эпического повествования. Увиденная сцена переплавляется в действо, особенности которого указывают на вневременность происходящего, напоминая одновременно икону с образом Святого Георгия и фрески Доменико Гирландайо. В застывшей динамике композиции, которую «взрывает» окрашенная яркой киноварью фигура коня, заключен выразительный диссонанс, рождающий чувство тревоги и смутных предчувствий. «Скрытый сюжет» — это выражение Петрова-Водкина — заставляет зрителя соучаствовать в создании образа. Много позже современники, да и сам художник, подчеркивали пророческий характер образа, как предвидение войны и революции. Вспомним, что в 1912–1913 годах Павел Филонов напишет своего всадника на красном коне («Россия после 1905 года»), Василий Кандинский — «Святого Георгия» (1911), и скачущий всадник станет символом целого движения.
stan4420
12.06 2024
«Бубновый валет», «Союз молодежи» и «Ослиный хвост»
объединения художников, образованные в 1909-11 годах
вальты - авангардисты
Ученый
12.06 2024
«Бубновый валет», «Союз молодежи» и «Ослиный хвост»
объединения художников, образованные в 1909-11 годах
вальты - авангардисты
Художественная ценность картины Купание красного коня заключается в том, что она объединяет традиции иконописи, новации модернистской живописи, и к тому же является аллегорией революции и ГВ. Написана эта картина до революции, но ее эстетика предвосхищает образы героев-красноармейцев.
Сообщение отредактировал Ученый: 12.06.2024 - 23:33
Ученый
16.06 2024
Ученый
18.06 2024
Первой серьезной работой Соколова-Скали стала картина «Таманский поход», написанная им в 1928 году и посвященная сюжету известного романа А. Серафимовича «Железный поток». Главным действующим лицом на картине был изображен народ, поднявшийся на защиту завоеваний Октября. Таманская армия, составлявшая первоначально 6800 штыков, 500 сабель, 20 пулеметов и два орудия, в ходе наступления Деникина на Екатеринодар, оказалась отрезана от своих. Без патронов, снарядов и продовольствия, с многочисленными беженцами, преследуемая войсками Добровольческой армии, Таманская армия шла вперед на соединение со своими. Беспримерный поход через Новороссийск до Туапсе, а оттуда на Кубань, завершился спустя месяц после начала — 20 сентября 1918 года. Полотно «Таманский поход» стало одной из первых сюжетных многофигурных композиций в отечественном искусстве среди распространенного в те годы этюдного отображения действительности.
Ученый
19.06 2024
Исаак Бродский много работал над образом Ленина. Основываясь на зарисовках и фотодокументах, он создал картины — «В.И. Ленин на фоне Кремля», «В.И. Ленин на фоне Смольного», «В.И. Ленин на фоне Волховстроя», «Выступление В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода» (за неё художник был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже), и многие другие.
Картина «Ленин в Смольном» стала завершающей работой серии «Лениниана» и была написана в 1930 г. к 60-летию со дня рождения В.И. Ленина. Здесь Бродский отошел от традиционной трактовки образа вождя.
Художника часто критиковали за «добросовестную и холодную протокольность». Здесь же Бродский поэтизировал образ вождя, придав личности лирический облик. Публика отказалась принять предложенное художником человеческое измерение личности вождя. «Ленин показан не как вождь пролетариата. Такая спокойная обстановка и поза отдыхающего человека оторвала Владимира Ильича от той борьбы, которую он вел в эти дни», — писал несогласный с образом вождя комсомолец.
«Художник Бродский не показал, что Ленин — вождь, так как он показал его в обывательской обстановке», – возмущался беспартийный учащийся рабочего факультета.
Тем не менее, картина со временем стала хрестоматийной, знакомой многим поколениям советских граждан с детских лет.
Сообщение отредактировал Ученый: 19.06.2024 - 14:11
Ученый
23.06 2024
В центре композиции — юная женщина с младенцем на руках. Лицо её спокойно, смиренно, вместе с тем исполнено воли и силы. Она защищает ребёнка, мирно спящего на её груди.
Петров-Водкин представил женщину в очевидном образе Богоматери. Выражение лица и сами его черты, поза, одежда — все отсылает к иконописным традициям. Героиня — это не только каждая женщина в России, охваченной хаосом войн. Она ещё и олицетворение защитницы, покровительницы, непрекращающегося начала. По мысли Петрова-Водкина, пока есть материнство как явление жизнь будет продолжаться, наполняя смыслом, пусть и призрачным, происходящие в мире события.
Антитезой теплому, спасительному образу дан город, который мы видим за спиной женщины. Холодная синяя громада, широкие улицы, отчуждение, очереди, люди, снующие в поисках еды. Всё это в своей суетности теряет смысл на фоне символа вечной жизни.
Ученый
28.06 2024
На этом оптимистическом холсте запечатлена советская молодежь, стремящаяся к знаниям и покорению новых вершин. Крепкие и сильные, уверенно идущие к своей цели рабфаковцы – будущие студенты, строители огромной страны. На картине изображены три человека, однако их монументальные фигуры воплощают всю мощь молодежного советского движения, олицетворяя массы таких же вузовцев, как и сами герои. Благодаря композиционному решению и масштабу фигур шагающие рабфаковцы полностью подчиняют себе пространство полотна. Создается впечатление, что они идут, ощущая себя полноценными хозяевами своего города, своей страны и своей жизни, в которой нужно так много успеть.
stan4420
28.06 2024
запечатлена советская молодежь, стремящаяся к знаниям
мне отец рассказывал, что в 60-70е и далее работников нашего завода можно было узнать прямо в транспорте - многие из них читали техническую литературу по профессии
повышали свой уровень - надо было очень много знать
Ученый
28.06 2024
Американцы объясняли свое поражение в космической гонке именно тем, что в СССР больше средств вкладывалось в науку и высшее образование.
Сообщение отредактировал Ученый: 28.06.2024 - 20:21
Ученый
03.07 2024
Работа была написана в послереволюционное время и, по мнению многих искусствоведов, отражает чувства художника по поводу основных событий и результатов того периода.
Картина может показаться абсолютно нереалистичной, фэнтезийной, утопичной — как раз такой в глазах художника была революция 1917 года.
Картина представляет собой контрастное полотно, полное красок и образов.
Внизу мы видим фигуры людей и бескрайнюю пустыню. Толпа ведет себя сумасбродно: они кричат, нападают друг на друга, поднимают руки к небу, прося о чем-то, или падают на землю, став жертвой битвы. Эти люди, согласно Юону, являются участниками Октябрьской революции и гражданской войны.
Над людьми расположились планеты — две большие и три поменьше. Красная является символом нового будущего страны, окрашенного в цвет красного знамени. Люди радуются ей, веря в то, что именно эта Новая Планета даст возможность стране процветать, а людям жить счастливо.
Помимо пустыни, людей, планет, на картине присутствуют яркие лучи восходящего Солнца. Это тоже несет в себе символическое значение. Такой яркий восход придает сил людям, которые борются за правду, дает надежду на светлое будущее Новой Планеты.
Картина с первого взгляда цепляет и поражает своими яркими красками, контрастами и символическими образами. Замысел работы, как и исполнение Константин Фёдорович Юон довел до совершенства.
Понять смысл картины каждый может по-своему, хотя в этом, пожалуй, и состоит главная особенность искусства эпохи авангарда.