Перейти к содержимому

 

Поиск

Рассылка
Рассылки Subscribe
Новости сайта "История Ру"
Подписаться письмом

Телеграм-канал
В избранное!

Реклама





Библиотека

Клавиатура


Похожие материалы

Реклама

Последнее

Реклама

Фотография
- - - - -

Десятинная церковь оказалась базиликой


Тема находится в архиве. Это значит, что в нее нельзя ответить.
В этой теме нет ответов

#1 Alisa

Alisa

    Историк

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 5202 сообщений
890
Патрон

Отправлено 07.11.2008 - 15:28 PM

Российские и украинские археологи, изучающие руины самого первого храма на Руси, пришли к выводу, что он на самом деле был совсем не таким, каким его считали историки архитектуры. И все существующие реконструкции содержат как минимум одну очень серьезную ошибку.

Видео "Десятинная церковь"

Каргер М.К.Каргер М.К.Заняться раскопками Десятинной церкви ученым пришлось не по собственной воле. В самом начале нашего тысячелетия руководитель украинского государства издал указ о восстановлении храма.

В Киеве к тому времени уже восстановили три домонгольские церкви — храм Богородицы Пирогощей на Подоле, Михайловский Златоверхий собор и Успенский собор Киево-Печерской лавры. Но все эти церкви были разрушены в 30—40−х годах ХХ века, существовали фотографии, обмеры, серьезные археологические исследования.

Многоликая церковь

Здесь же ситуация принципиально другая: храм разрушили еще… 768 лет назад, при взятии Батыем Киева. Руины церкви достояли до XVIII века, постепенно растаскиваясь населением на камень. Затем на ее месте выстроили две церкви, одну над другой, проводилось несколько раскопок, весьма несовершенных.

Даже раскопки М. К. Каргера в 1930−х годах оказались неполными, фиксация их результатов была не очень удовлетворительной, сами же они практически уничтожили большую часть сохранившихся руин памятника. Поэтому большая часть того, что мы знаем о храме, относится к числу дискуссионной информации. Простой показатель: даже если говорить о плане церкви, в научный оборот введено более десятка ее реконструкций, не говоря уже о попытках реконструировать внешний облик Богородицы Десятинной.

Совместными усилиями археологи сумели убедить изменить указ и добиться разрешения сначала провести масштабные раскопки памятника, а затем уже, по их результатам, принять решение: строить ли что-то на этом месте и тем самым окончательно уничтожить памятник археологии или музеефицировать. При этом, как говорит Ивакин, «что бы ни построили на этом месте, все равно экскурсовод сможет сказать: а на самом деле здесь все было не так».

Раскопки начались в 2005 году и продолжаются по сей день. Продолжатся они и в следующем году, но уже сейчас имеющихся данных достаточно для выводов, которые кажутся парадоксальными. С ними Infox.ru познакомил соавтор исследований — руководитель отдела археологии и архитектуры Государственного Эрмитажа доктор исторических наук Олег Иоаннисян.

Тщательнейшие обмеры и фиксация всех сохранившихся элементов кладки, сохранившихся следов от деревянных колышков и лежней, уложенных в основание фундамента, позволило установить очень важные факты. Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу. До сих пор считалось, что ядро памятника построено в 989—996 годах, а в XI веке его дополнительно обстроили (по крайней мере частично). Оказалось, что все элементы плана храма, от закладки до освящения, сложились в один период, но в процессе строительства замысел и тип постройки поменялись.

Базилика
Сначала, как и считалось до сих пор, храм начали строить как крестово-купольный. Так возведены почти все древнерусские храмы до монгольского нашествия, за исключением нескольких построек-ротонд. Но храм для нового христианского государства требовался большой, а в Византии того времени просто не строили таких больших крестово-купольных зданий. Зодчие поняли, что не справятся с задачей, и построили более простую и привычную им базилику. Им даже пришлось разобрать часть уже построенного здания: в результате новых раскопок в засыпанном в процессе строительства Десятинной церкви древнем рву обнаружены фрагменты кладки.

Поэтому Десятинная церковь оказалась единственной базиликой в древнерусской архитектуре. Скорее всего, единственной она и останется. Как отметил Иоаннисян, возможно, базиликой могла быть церковь в Тмуторокани 1022 года, но ее руины сохранились еще хуже. Кроме того, как базилику начинали строить Спасский собор в Чернигове XI века, но здесь произошла обратная история: достроили его уже как крестово-купольный храм.

Кроме того, раскопки позволили установить и то, откуда пришли зодчие, построившие храм. Летопись просто указывает: «Мастеры от Грекъ». Но эта запись могла относиться к территории Византийской империи вообще, от Константинополя до Херсонеса. Разумеется, были там и собственно византийские, столичные, мастера, но очень многое: устройство пола из поливной керамики, структура деревянных элементов фундамента — указывает на болгарские провинции Византии. Более того, если учесть, что Десятинная церковь оказалась базиликой, то и ближайшие аналогии этому храму в византийской архитектуре конца Х века тоже находятся в Византии. Последний же аргумент в поддержку этой теории археологи обнаружили в прошлом году. Они нашли две плинфы, на которых еще по сырой глине, до обжига прочерчено две буквы — Щ и И. Разумеется, это не русские «щи» — по словам Иоаннесяна, скорее всего, это обозначение какого-то числа или сокращение какого-то слова. Итогами раскопок 2005−2007 годов археологи поделились с коллегами на II Всероссийском археологическом съезде.

В следующем году работы продолжатся: помимо Десятинной церкви на участке раскопок есть еще руины не менее интересных сооружений — трех княжеских теремов того же времени.



Сведения о Десятинной церкви из «Повести временных лет»:

(989) В год 6497. После этого жил Владимир в христианском законе, и задумал создаль церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами и поручил Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты.

(996) В год 6504. Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. […]» И, помолившись Богу, сказал он так: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И установил так, написал заклятие в церкви этой, сказав: «Если кто отменит это, — да будет проклят». И дал десятую часть от богатств моих и моих городов». И установил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: «Если кто отменит это, — да будет проклят». И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. И устроил в тот день великий праздник боярам и старцам градским, а бедным раздал много богатства.

(1015) (В год 6523 Владимир умер в княжеском селе на Берестове)… Умер он на Берестове, и утаили смерть его, так как Святополк был в Киеве. Ночью же разобрали помост между двумя клетями, завернули в ковер и спустили веревками на землю; затем, возложив его на сани, отвезли и поставили в церкви святой Богородицы, которую сам когда-то построил. […] И положили его в гроб мраморный, похоронили тело его, блаженного князя, с плачем.

(1039) В год 6547 Освящена была митрополитом Феопемптом церковь святой Богородицы, которую создал Владимир, отец Ярослава.


Источник: http://infox.ru/scie...esyatinna.phtml






Copyright © 2024 Your Company Name
 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru