Перейти к содержимому

 

Поиск

Рассылка
Рассылки Subscribe
Новости сайта "История Ру"
Подписаться письмом

Телеграм-канал
В избранное!

Реклама





Библиотека

Клавиатура


Похожие материалы

Реклама

Последнее

Реклама

Фотография

Фракийцы и их судьба

фракийцы

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 53

#1 Егорка

Егорка

    Студент

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 78 сообщений
0
Обычный

Отправлено 01.11.2008 - 15:30 PM

Gladiator_F7365.jpg

До конца II тыс. до н. э. этнический состав населения Балканского полуострова науке неизвестен. Крупные перемены в эпоху бронзы связаны с миграциями в пределах ареала, признаваемого колыбелью индоевропейцев, населявших не только часть территории Передней и Центральной Азии, но и ряд областей Восточной. Центральной и Юго-Восточной Европы.

Процесс консолидации греческой народности связан с двумя волнами миграции из северных районов названного ареала Европы: первую в III тыс. до н. э. представляли ахейцы. Их культура пришла на смену критской. Вторую составили дорийцы (ок. 1200 г. до н. э.). Они принесли с собой железо и уничтожили центры ахейской (микенской) культуры, но и многое восприняли от нее. Слияние ахейцев, дорийцев и автохтонов дало начало греческой народности.

Тогда же на Балканах консолидировались и другие индоевропейские народы, в том числе иллирийцы и фракийцы. Фракийцы впервые упоминаются в «Илиаде» Гомера: они участвовали в Троянской войне (ок. 1200 г. до н. э.). По реке Струме (Стримону) обитали македонцы, составлявшие ветвь фракийцев, но подвергшиеся затем сильному греческому влиянию. Крупным родственным фракийцам народом в бассейне Моравы и Нижнем Подунавье были мезы (мизы). Формирование фракийской народности совершалось в эпохи поздней бронзы и железа, т. е. с середины II тыс. до конца I тыс. до н. э. Земли фракийцев простирались от Карпат до Эгейского моря и от Черного моря до Моравы и Македонии. Известно до 90 фракийских племен, крупнейшими из которых были одризы (на юго-востоке, во Фракии) и геты и даки в левобережье и отчасти в правобережье нижнего Дуная.

Еще во времена Гомера фракийцы были известны как земледельцы и скотоводы. Славились фракийские копи, вооружение, боевые колесницы; фракийцы торговали зерном, вином, медом, носком, лошадьми, кожами, керамикой, рыбой, тканями.

Основу экономического развития фракийского общества в первой половине I тыс. до н. э. составило овладение металлургией железа, приведшее к крупным сдвигам в хозяйстве и социальной структуре. Развитие шло несколько разными путями к северу от Балканских гор, где был более суровым климат, и к югу от них. На юго-западе Фракии близ рудных месторождений находились и главные металлургические центры. Ремесло все более специализировалось. Обнаружены мастерские, уже работавшие на рынок. Близ культовых мест (например, у Филиппоиоля — фракийский Пулпудева, современный Пловдив) появились торжища. Торговые пути связывали фракийцев с соседями. Расцвет фракийского общества приходится на V—IV вв. до н. э. Земледелие стало окончательно пашенным, основанным на использовании железного лемеха. Сеяли пшеницу, рожь, ячмень, просо, лен. коноплю, возделывали вино-град, фрукты, выращивали овощи. Большого развития достигли овцеводство и коневодство.

С VIII до конца VII в. до н. э. совершалась так называемая великая греческая колонизация, захватившая и фракийские районы от Салоникского залива до устья Дуная. Были основаны такие города (полисы), как Византии (с 330 г. и. э. Константинополь, современный Стамбул). Салмидес (Мидия). Аполлония (Созополь), Анхиал (Поморье), Месамбрия (Месембрия. Месимврия, Несебр), Одесс (Варна), Дионисополь (Балчик), Калатнс (Мангалия), Томи (Констанца), Истрос (Истрия). Общественное устройство полисов-колоний (демократическое, аристократическое) соответствовало порядкам в полисах-метрополиях. Первоначально враждебные отношения с греческими городами сменялись мирными. На побережье образовалась зона синтеза: фракийцы проникли в города, получая права гражданства и содействуя распространению фракийской культуры, греческое влияние, в свою очередь, охватывало близлежащую округу, обусловив постепенную эллинизацию живших здесь фракийцев. Связи с греческими колониями ускорили развитие фракийского общества.

Фракийская племенная аристократия окрепла к середине I тыс. до н. э. Эксплуатация свободных общинников становилась регулярной. Община превращалась в территориальную, соседскую, утверждалось право собственности общинника на пахотный надел. Имущественная дифференциация вела к обеднению части общинников, попадавших в зависимость. Племенные союзы носили военно-демократический характер, вели упорную борьбу друг с другом. Возникли военно-политические и религиозные центры. Вокруг жилищ вождей вырастали крупные поселения, а затем укрепленные города, такие, например, как Ускудум (Адрианополь, Эдир-не) на Марице и Кабиле в верховьях Тунджи, основанные одризами. С VI в. до н. э. на смену натуральному приходил денежный обмен. Курсировали греческие и персидские монеты; чеканили в греческих мастерских свои монеты и фракийские царьки.

Фракийская союзно-племенная аристократия исподволь становилась рабовладельческой. Рабы использовались в скотоводстве, в рудниках, в качестве прислуги. Но основную роль играли по-прежнему свободные общинники. Рабов часто сбывали в греческие полисы. К середине I тыс. до н. э. началось становление государств.

Сначала возникло несколько государственных объединений между Струмой и Вардаром, вдоль побережья Эгейского моря и во Фракии, среди которых сильнейшими были одризские. Образованию на рубеже VI—V вв. до н. э. обширной Одризской державы способствовала общая опасность со стороны персов — через земли фракийцев шли походом войска Дария в 514—513 гг. до н. э. против скифов, а затем и войска персов во время греко-персидских войн. Государство одризов охватывало на западе почти все современные болгарские земли и выходило за их пределы на северо-востоке и юго-востоке. Большинство греческих городов-колоний, особенно на Черноморском побережье, признало суверенитет Одризского царства. Одризская держава поддерживала отношения с греческими полисами (особенно Афинами) и со скифами. Наивысшего расцвета она достигла в V в. до н. э.

С VI—V вв. до н. э. фракийские земли вошли в ареал воздействия греческой культуры, слабо затронувшей, однако, сельскую территорию. Быт крестьянина оставался бедным. Резкие изменения претерпел образ жизни знати, подвергавшейся эллинизации. В городах внедрялось строительное искусство греков: планировка, водопровод, канализация, колоннады, статуи, барельефы. Ввозилось множество греческих вещей и изделий искусства. Ввоз удовлетворял прежде всего запросы знати. Города-колонии развивались в основном в рамках греческой культуры.

Однако продолжали развиваться и собственно фракийские культура и искусство. Сохранялись культы фракийских богов и богинь. Главную роль играл культ солнца, была распространена вера в бессмертие души, существовал культ возрождения природы — все эти верования отразились в погребальном ритуале. Поклоняясь богам, фракийцы совершали жертвоприношения, обычно кровавые, изредка в жертву приносили людей. Целью жертвоприношений было стремление добиться урожая, плодородия. Часто жертвенным животным оказывалась собака. Весьма популярным был культ так называемого фракийского конника (всадника) : найдено до полутора тысяч изображений конника в 350 географических пунктах Болгарии. Почитался также культ Диониса. Празднества в честь сказочного бога-певца Орфея и Диониса носили оргический характер.

Многое об искусстве фракийцев известно по некрополям. Там обнаружены шедевры ювелирного искусства — зооморфные украшения из золота и бронзы. Расцвет фракийского искусства приходится на IV — начало III в. К той эпохе относят знаменитую Казанлыкскую гробницу. Ее цветные росписи рассказывают не только о культе мертвых, но и о быте и нравах живых. Знаменит и Панагюриштский золотой клад высокохудожественных священных предметов (диск, кушвин, зооморфные и антропоморфные ритоны — символы власти). Изделия исполнены местного колорита, хотя и ориентированы на лучшие греческие и персидские образцы. Иначе говоря, как и ранее, культура Восточных Балкан служила мостом между Европой и Азией.

Казанлыкская гробница и другие шедевры не чисто фракийские памятники: они представляли синтез греко-фракийского искусства. Но и фракийцы оказали серьезное воздействие на греческую культуру. Фракийские божества Арес и Дионис широко распространились в греческом мире. Культ Диониса причастен к становлению греческой трагедии и комедии. Орфея греки почитали не менее, чем фракийцы. Не было ни одного народа, культурное влияние которого на греков сравнимо с фракийским.

Одризская держава оказалась непрочной. Признаки ее распада стали явными к середине IV в. до н. э. Кризис рабовладельческого греческого полиса создал условия для нового государственного объединения фракийцев, но этому помешала экспансия македонских царей.

Центр Македонской державы лежал в верховьях Бистрицы. Уже в I в. до н. э. это царство играло большую роль в Пелопонесских войнах, а в IV в. стало гегемоном на Балканах. По своему строю оно было сходно с классически рабовладельческими, но с заметными пережитками первобытнообщинных отношений. Власть царя превратилась в монархическую в первой половине IV в. до н. э. По культуре, в особенности по культуре высшего социального слоя, Македонское царство было близко к греческим государствам. Пришедший к власти в 359 г. до н. э. Филипп II в 342—339 гг. положил конец Одризскому царству. Однако Македонская держава была недолговечной: после смерти Александра в 323 г. до н. э. его обширное государство развалилось.

В III в. до н. э. на территории фракийцев развернулась борьба диадохов — преемников Александра. Впрочем, одризы сохранили независимость в приморских районах и в 212—211 гг. до н. я. освободились, изгнав македонские гарнизоны. Однако укреплению царства фракийцев помешали затяжные (до начала II в. до н. э.) войны с греческими городами. Появились местные династии. Политическую нестабильность усиливал упадок экономики и торговли.

ВЛАСТЬ РИМА И ВИЗАНТИИ

Надвигалась новая эпоха — эпоха римского владычества. Утвердив свое господство на западе Средиземноморья, римляне приступили к завоеваниям на востоке. С начала II в. до н. э. они усилили натиск на Македонское царство, соседние фракийские цари помогали македонцам. Однако к середине столетия римляне сломили сопротивление македонцев и греческих полисов (городов-государств), овладев также частью фракийских земель. В восстании македонцев 149 г. до н. э. против Рима приняли участие и фракийцы. В 80-х годах I в. до н. э. они поддержали против римлян и Митридата Понтийского. Тогда римляне взяли в плен вождя фракийского племени медов Спартака, знаменитого вождя восстания рабов в Италии в 74—71 гг. до н. э. Разбив Митридата в 65 г. до н. э., римляне стали расширять свои завоевания во Фракии.

Власть Рима в Македонии и на землях фракийцев утверждалась с трудом. Борьба то затухала, то разгоралась снова. На земли фракийцев посягали и северные соседи: временно, в 50-х — начале 40-х годов I в. до н. э., над забалканскими районами, в том числе над греческими приморскими городами, установил свое господство царь задунайского дако-гетского царства Буребиста.

После убийства «вечного» диктатора Рима Гая Юлия Цезаря в 44 г. до н. э. Балканы стали одним из театров римских гражданских войн. Фракийцы то признавали власть Рима, то отвергали ее. Известны крупные восстания фракийцев против римлян в -1. 26 и 44 гг. н. э. После восстания 44 г. Фракийское царство было превращено в подчиненные Риму провинции. Еще ранее на территории мезов, за Балканами, была отчасти введена римская администрация. Теперь этот регион стал провинцией Мезия (Мизия, Мисия), включавшей придунайские земли примерно от современного Белграда до Черного моря.

В провинцию Фракия вошли Гем (Балканский хребет), Родопы, Пнрин, Рила, Вцтоша, равнина между Мраморным, Черным, Эгейским морями и часть провинции Македония. В 86 г. Мезия была разделена на Верхнюю (область к югу от Дуная между Белградом и Ломом) и Нижнюю, соответствовавшую современной Северной Болгарии. Возникла и провинция Малая Скифия (Доб-руджа). Как пограничной (до покорения римлянами даков за Дунаем в начале II в. и образования провинции Дакия) провинции римляне уделяли Мезии особое внимание: здесь стояло множество римских легионов; проводилась политика активной колонизации захваченных земель; устраивались поселения ветеранов, наделяемых землей и обладавших налоговыми льготами.

К югу от Балканского хребта римская колонизация была менее интенсивной. Во Фракии уцелело немало фракийских сел с общинным землевладением и имений фракийской аристократии. Фракийская знать, на которую опирались римские власти, получала права римского гражданства и превращалась в рабовладельческую наравне с римской. Создавались виллы, основанные на эксплуатации рабов и арендаторов и располагавшиеся обычно поблизости от городов. Это были крупные хозяйственные комплексы с роскошными господскими помещениями, водопроводом, канализацией, банями, садами, портиками, а позднее — в эпоху «варварских» нашествий — и с крепостными сооружениями.

Села находились в подчинении у городов. Сельские жители не располагали ни собственностью в городах, ни правом участия в их общественной жизни. Селом управлял магистр. Он отвечал за выполнение обязательств поселян перед фиском. Ощущался острый недостаток рабочих рук. «Варваров», попавших в плен, селили па положении полузависимых крестьян, обязанных платить налоги и нести воинскую службу; их продавали и наследовали вместе с их землей. Такие поселенцы были на Балканах предшественниками колонов. А собственно колонат, сопровождавшийся прикреплением свободных крестьян к земле и личности господина, пришел сюда в III в.

Особенно крупными императорские имения были в Мезии. Романизация совершалась здесь быстрыми темпами, тогда как к югу от Балканского хребта и в Македонии она натолкнулась на сильное противодействие греческого этнокультурного элемента. Да и римских гарнизонов, сел ветеранов и имений императора во Фракии было меньше.

На месте лагерей римских легионов в Мезии вырастали обслуживавшие их поселения, превратившиеся в укрепленные го-рода. Так по Дунаю возникли Сингидунум (Белград), Вимипациум (Костолац), Бонония (Видин), Дурострорум (Сплистра, Дристра). Нове (Свиштов) и др., а во внутренних районах — Монтана (Михайловград), Абритус (Разград) и др. Города в Македонии, существо-вавшие с IV в. до н. э., переживали, напротив, упадок. Сохранилась лишь часть их (Филиппии, Стоби, Фессалоника — по-славянски Солунь, современный город Салоники). Города Фракии также сначала не получали прав римского гражданства и находились в большой зависимости от римских наместников, как и в Греции. Оживление наступило только в начале II в., когда, получив права городов, поднялись как рабовладельческие центры старые фракийские поселения Сердика (Средец, София), Берое (Августа Траяна, Стара-Загора), Пауталия (Кюстендил). Их должностные лица (куриалы) по старой античной традиции исполняли свои обязанности безвозмездно.

В императорских салтусах (имениях) во Фракии особенно процветали коневодство и овцеводство. Власти поощряли занятие виноградарством. Активно велась добыча меди, железа, золота, серебра. Рудники были собственностью государства. Здесь широко использовался труд рабов. Более трети оружейного производства империи сосредоточивалось во Фракии. В 170—230-е годы балканские провинции переживали расцвет. Важными торговыми магистралями стали проведенные римлянами стратегические дороги. Их обслуживали дорожные станции со сменными лошадьми и постоялыми дворами. Городские ремесленники были приписаны к коллегиям — объединениям мелких производителен, связанных обязательствами перед фиском. Производители изделий были и их продавцами: лавка совмещалась с мастерской. Основным средством обращения на рынке стала римская монета (солид).

Время римского господства ознаменовалось решительным изживанием остатков первобытнообщинного строя и утверждением рабовладельческих отношений, особенно в Мезии, хотя до прихода римлян в социально-экономическом отношении она была менее развита, чем Фракия. Но в целом даже в Мезии рабов было меньше, чем в передовых римских провинциях. Однако, если в Мезии рабовладение еще развивалось по восходящей, в самой метрополии и более развитых провинциях оно уже приходило в упадок. Основную массу земледельцев Мезии составляли свободные крестьяне — налогоплательщики казны; они подлежали также рекрутским наборам. Кризис рабовладения захватил Мезию в середине III в., и его наступление было ускорено вторжением «варваров». Усилился отпуск рабов на волю. Сходные процессы происходили и во Фракии. С 212 г. по эдикту императора Каракаллы все подданные империи (кроме рабов) обрели права римского гражданства. Мера эта преследовала прежде всего фискальные цели: повинности перед казной распространялись отныне на все население империи. С середины III в. почти два столетия Римская империя вела тяжелые войны с готами. Кроме готов, в империю вторгались бургунды, карпы, герулы, бастарны, певки, тайфалы, гунны и др. В 270—272 гг. римляне были вынуждены оставить задунайские владения в Дакии. Балканы оказались ареной борьбы, на которой решались судьбы империи. Именно сюда в III—IV вв. был направлен главный удар «варваров».

Территория к северу от Балканского хребта (Тема) распадалась в III —IV вв. в этнокультурном отношении на две зоны: большая часть внутренних районов была полностью романизирована. На Черноморском побережье, в зоне греческих городов с их эллинизированной округой, доминировали греческий язык и греческие культурные традиции. Лишь кое-где в деревнях Мезни в IV в. сохранялись фракийские быт и культура, особенно на Геме.

С утлублением упадка рабовладельческого строя все более обнаруживалось .экономическое преобладание восточных провинций. В 330 г. император Константин I Великий перенес столицу из Рима в Византин (он стал называться Константинополем), отстроив его с необычайной быстротой и великолепием. В 395 г. произошел официальный раздел империи на Западную и Восточную. С тех пор развитие будущих болгарских территорий совершалось в рамках Восточноримской (Византийской) империи.

Конец IV—VI век отмечены усилением кризиса. Рабов все чаще наделяли участком, превращая в мелких зависимых земледельцев. Они постепенно сливались с колонами, большинство которых в IV—V вв. было прикреплено к земле. Колоны несли повинности и в пользу господ и в пользу фиска. Свободное общинное крестьянство, задавленное тяжелыми натуральными налогами и отработками, разорялось. Его воинская повинность заменялась выплатой денег: на эти средства государство содержало наемные войска и «федератов» — укомплектованные из «варваров» отряды, размещенные на Балканах.

Гнет государства усилился и в городах. Члены ремесленно-торговых коллегий были прикреплены к своему ремеслу и обязаны вносить налоги и тортовые пошлины. В условиях углубления кризиса античного полиса (у римлян — муниципия) горожане, члены городской общины, теряли свои участки в принадлежащей городу сельской округе: их захватывали крупные землевладельцы. Государство прикрепило куриалов (управителей городов, отвечавших и за их снабжение) к их должностям; ответственные за сбор налогов и содержание общественных зданий, не получавшие платы за должность куриалы разорялись.

Ухудшение экономической конъюнктуры, разорение свободного крестьянства, рост налогов, нашествия «варваров», политическая нестабильность, произвол чиновничества — все это обостряло социальные противоречия; множество людей было лишено имущества и очага. Вспыхивали восстания рабов и колонов. В 364 г. угнетенное население Фракии приняло участие в восстании Прокопия, а в 378 г.— в мятеже готов-федератов, не вынесших произвола властей. В битве с восставшими погиб император Валент. Ширилось движение скамаров ("разбойников"). разорившихся свободных, беглых колонов и рабов.

Крупные волнения происходили на почве религиозных разногласий, появились многочисленные богословские ереси. Христианство распространялось на Балканах с начала нашей эры, но было гонимой религией. Константин I прекратил гонения и сам принял христианство перед смертью. Уже при нем христианская церковь стала привилегированной организацией. Епископы приобрели огромное влияние в городах. При преемниках Константина христианство стало официальной религией: преследованиям подвергались все, не разделявшие официальную доктрину. В VI в. победит ортодоксальное направление (православие), поддерживаемое властями. Языческие, в том числе фракийские и греческие, культы сурово преследовались.

Нашествия «варваров» тем временем нарастали. Особенно опустошительным было около середины V в. нападение гуннов. Множество сел и городов были сметены с лица земли, сотни тысяч люден убиты или уведены в рабство. Набеги гуннов, готов, протоболгар повторялись каждые пять-шесть лет, порой ежегодно. «Варвары» доходили до стен столицы. Юстиниан I (527— 565), опираясь на ресурсы восточных провинций, приступил к грандиозной программе укрепления границ. Вдоль Дуная была отстроена из нескольких сот крепостей мощная линия обороны, крепости во множестве были возведены и во внутренних районах. Это строительство и продолжительные войны Юстиниана с целью отвоевания Италии у остготов, Африки у вандалов, а также борьба с Персией за Лазику (на Кавказе) и Армению тяжким бременем легли на плечи народа. Но натиск «варваров» был неудержим. Среди них уже в начале правления Юстиниана все большую опасность стали представлять для империи славяне.

Господство римлян, утверждение христианства и нашествия «варваров» обусловили коренные перемены в этнокультурной жизни Балкан.

В I—IV вв. на Балканах утверждалась римская культура, захватившая прежде всего города. Латынь стала официальным языком. В городах на форумах (центральных площадях) воздвигались общественные здания: библиотеки, термы (бани), театры, стадионы, храмы. Здания украшались статуями богов и императоров, барельефами, цветными мозаиками, колоннадами, декоративной росписью. Проводились водопровод и канализация, мостились улицы и дороги. С утверждением христианства центральное место в архитектуре города заняла церковь-базилика.

На берегу Черного моря, в Южной Македонии и во Фракии сохранялось греческое и эллинизованное население с его культурными особенностями. Традиции фракийской культуры удерживались в основном в сельской местности к югу от Балкан, особенно в горных районах (в Родопах, по течению Струмы. Но и эти традиции изменялись под воздействием культуры греков и «варварских» племен, оседавших на Балканах. Огромным нивелирующим фактором в сфере культуры было христианство, сглаживавшее этнические отличия. К началу славянских вторжении Фракиццы не сохранились этнически как особый народ. Процесс становления фракийской народности в силу внешнеполитических Условии (македонское и римское завоевания) не достиг полного завершения. В Мезии в волнах поселенцев-«варваров» растворились не только фракийцы, но и романизированные жители, имевшие разные этнические корни.

Сложнее обстоит дело с фракийским культурным наследием. Элементы фракийской культуры, усвоенные как греками, так и «варварами» самого разного этнического происхождения, а может быть, и сохраненные в лоне христианской религии остатками собственно фракийского населения, прослеживаются во многих сферах сложившейся здесь позднее болгарской культуры. Эти элементы отразились в колорите народных празднеств (красочные, в маскарадных одеяниях, кукерские игры, нестинарство — искусство хождения босиком по раскаленным углям), в особенностях народной одежды, в украшениях, в обычаях, связанных со сменой времен года, в музыке. На христианские культы «святых»-воинов (св. Димитрия и св. Георгия) были перенесены черты языческого культа фракийского конника. Сохранился ряд топонимов, переданных от фракийцев.

Реликты фракийской цивилизации в славяно-болгарской культуре отступают, однако, на второй план сравнительно с воздействием греко-римской цивилизации, а с IV в. восточнохристианской (византийской), в рамках которой в течение полутысячелетия до заселения полуострова славянам развивалась и видоизменялась сама фракийская культура.


Источник


  • 0

#2 konde

konde

    Аспирант

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 166 сообщений
0
Обычный

Отправлено 11.05.2009 - 01:59 AM

Тема весьма интересная, думаю что зайду еще к вам да бы шпаги скрестить. Не плохо было если бы вы к за это время ответили, на каком основании утверждаете про "фракийцев" а не про "тракийцев"? В ссылках ведь латинским текстом дано "Thracia" а не "Phracia".
  • 0

#3 Alisa

Alisa

    Историк

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 5202 сообщений
890
Патрон

Отправлено 11.05.2009 - 15:21 PM

Тема весьма интересная, думаю что зайду еще к вам да бы шпаги скрестить. Не плохо было если бы вы к за это время ответили, на каком основании утверждаете про "фракийцев" а не про "тракийцев"? В ссылках ведь латинским текстом дано "Thracia" а не "Phracia".

Зато по др.-греч.: Θρᾳκός
  • 0

#4 Иван Александрович

Иван Александрович

    Доцент

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 337 сообщений
0
Обычный

Отправлено 21.05.2009 - 17:29 PM

О фракийцах, хеттах и русских - на сайте "РУССКИЙ СФИНКС".

Главная
Тайны русской истории
Тайны всемирной истории
Исследования
Разное
Библиотека
Авторы
Главная ⁄ Тайны всемирной истории
Герман Малиничев

ДВАЖДЫ ПОТЕРЯННЫЕ И ДВАЖДЫ НАЙДЕННЫЕ

Именно так можно назвать хеттов, древняя держава которых ныне по праву стоит в одном ряду с древними цивилизациями Египта и Ассиро-Вавилона
Хеттский двуглавый орёл.

Осенью 1880 года оксфордский профессор, богослов и востоковед Арчибальд Генри Сейс прочитал в лондонском Библейском обществе лекцию «Хетты в Малой Азии», которая вызвала настоящую сенсацию. Профессор утверждал, что на территории нынешних Турции и Северной Сирии тридцать или сорок веков назад жил великий, могучий народ, о котором историки каким-то образом забыли. Не только современные историки, но уже греческие и римские!
Пресса, обычно вообще не сообщавшая о подобных лекциях, в восторге начала сравнивать Сейса со Шлиманом, открывшим Трою, но вскоре восторги превратились в сомнения, а Сейса стали иронически называть «изобретателем хеттов». Однако справедливости ради этот «титул» должен получить вовсе не он, а ирландский миссионер Уильям Райт, который ещё за два года до лекции Сейса опубликовал статью с подобными же тезисами в «Обозрении» Британского и заграничного евангелического общества, а в 1884 году – книгу с вызывающим названием «Империя хеттов». Несмотря на насмешки у Сейса и Райта были веские основания защищать свою точку зрения и 1880 год следует считать годом рождения хеттологии.

* * *

Хаттусас

Нельзя сказать, что о хеттах учёным совсем ничего не было известно. Было известно, хотя бы из Библии. Первое упоминание о них встречается в I книге Моисея в связи с «договором» между Господом и Авраамом. «Потомству твоему даю я землю сию от реки Египетской до великой реки, реки Евфрат: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рафаимов, Гергисеев и Иевусеев». Подобная же запись с упоминанием «хеттеев» есть и в книге Иисуса Навина.
Есть в Библии и другие упоминания о хеттах, например, рассказ о том, как царь Давид соблазнил жену хетта Урия, коварно лишив потом его жизни, и прижил с ней сына полухетта – знаменитого царя Соломона. Однако в библейских текстах хетты упоминаются в одном ряду с другими, совершенно незначительными народами и племенами.
Кроме того, с начала XIX века европейские учёные довольно часто находили на территории Турции и Сирии артефакты, связанные с цивилизацией хеттов, но тогда не смотря на значительные отличия, их пытались приписывать шумерам, хурритам, ассирийцам. Центральное место среди этих памятников занимают остатки древних построек и наскальные рельефы в окрестностях турецкого местечка Богазкёя и в Аладж-хююке, у реки Галис (ныне река Кызылырмак), описанные Шарлем Тексьером в 1839 году и Уильямом Гамильтоном в 1842 году. На уступе горного склона над Богазкёем сохранились массивные стены и валы, некогда, окружавшие укреплённый древний город, а в двух милях от него был обнаружен выход скальных пород, ныне известный как Язылыкай («Скала изваяний»). Стены естественного углубления в горном склоне здесь украшены горельефными изображениями процессий бородатых суровых богов. В Богазкёе обнаружен камень с хеттскими иероглифами, такие же знаки есть на рельефах Язылыкая. В Аладжа-хююке путешественники обнаружили ворота, фланкированные огромными сфинксами, ведущие к каменным завалам под которыми, без сомнения скрывался некий древний город или гигантская постройка. К западу от ворот находились древние наскальные изображения Гяур-Калеси («Крепости неверных»). Похожие изображения высечены и в горах над Смирной. Они известны со времён Геродота, который считал их изображениями нимфы Ниобы и египетского царя Сесостриса.
Хеттский пехотинец.
800 год до н.э.

Особое же место среди ранних хеттских артефактов занимает, так называемый «Хаматский камень». Ещё в 1812 году швейцарский путешественник Бурхард сообщал в своей книге «Путешествие по Сирии», что в городе Хаме в угол одного из домов у базарной площади встроен «камень, покрытый множеством мелких рисунков и значков – по-видимому, какое-то иероглифическое письмо, но на египетские иероглифы не похожее». Позже американские путешественники Джонсон и Джессуп обнаружили в стенах домов в Хаме ещё пять таких камней. В 1872 году Уильям Райт посетил Хаму в сопровождении турецкого паши – наместника Дамаска. Паша распорядился извлечь все пять камней из стен и отослать их в музей в Стамбул, но Райт предварительно снял с них слепки. Местные жители приписывали камням чудодейственные свойства и не позволяли их забрать. Для изъятия камней турецким властям пришлось вызвать отряд солдат, дело чуть не дошло до винтовочной стрельбы залпами по разъярённой толпе. Несколько ранее, в 1871 году европейским учёным стал известен подобный же, покрытый непонятными письменами, «Алеппский камень», встроенный в стену мечети.
Именно анализируя все эти многочисленные памятники, Сейс пришёл к выводу, что в Передней Азии наряду с египетской и ассиро-вавилонской существовала третья великая держава древности – хеттская. Работы Сейса и Райта пробудили интерес историков и археологов, в последующие 20 лет Турцию посетило более десятка экспедиций, наиболее удачливыми из которых были экспедиции Хуманна – Пухштейна (1882-1883) и Андерсона – Кроуфута (1900). Было найдено множество иероглифических надписей и других памятников.
Ручная мельница.

История хеттов во многом прояснилась благодаря архиву клинописных документов, найденному в 1887 году в Эль-Амарне. Глиняные таблички, написанные преимущественно на аккадском языке, представляли собой дипломатическую переписку египетских фараонов Эхнатона и Аменхотепа III за период с 1370 по 1348 год до н.э. Среди этих табличек были обнаружены две на хеттском языке, который в то время ещё не был расшифрован. Однако сведений в аккадских текстах хватило, чтобы хеттская держава предстала перед историками во всём величии, достойной соперницей Египта и Вавилона. Столицей государства был город Хаттусас.
В 1906 году концессию на раскопки в Богазкёе получил немецкий археолог Хуго Винклер. Результаты раскопок превзошли все ожидания. Был найден архив хеттских царей – 10 тысяч клинописных табличек! Большинство из них были написаны на хеттском языке, но часть на аккадском. Рабочие Винклера освободили от осыпей главную цитадель города, стены, нашли главные ворота и множество барельефов. В 1912 году немецкий археолог объявил, что столица древних хеттов Хаттусас найдена. Она была больше древних Ура, Ниневии и Трои. Город был разрушен и сожжён захватчиками. Собранный материал был огромен и дело оставалось за расшифровкой хеттской письменности. Многие брались за это, но честь расшифровки хеттского языка принадлежит чешскому учёному Бедржиху Грозному, человеку необыкновенно трудолюбивому и упорному.
За основу лингвистического сравнения он брал поочерёдно древние европейские языки, включая и старославянский. Сперва он правильно перевёл значение двух слов «рыба» и «отец», потом «хлеб» (нинда), «есть» (езза), «перо» (петар) и «вода» (ватар). Далее пошло легче и в 1918 году учёные Европы начали читать надписи хеттов по начальным расшифровкам Грозного. Древний народ заговорил на своём индоевропейском (арийском) языке и поведал миру о своей религии с пантеоном почти в тысячу богов, государственных законах, смене царских династий, об отношениях с соседями, военных победах, медицине и о многом другом.

* * *

Боевая колесница древних хеттов.
800 год до н.э.

Удивительно, но к 1960 году о хеттах снова забыли. Язык их в значительной степени был понятен, почти все клинописные тексты переведены, карты древнего государства составлены. На этом учёные успокоились на долгие годы. И лишь в самом конце XX века интерес к хеттам вспыхнул с новой силой.
Турецко-немецкая экспедиция начала новые раскопки в Хаттусасе. Нашли сотни табличек с хозяйственными записями, была произведена реставрация нескольких барельефов и наиболее разрушенной части крепостной стены, составлен архитектурный план цитадели и построен макет этого грозного сооружения. Под столицей хеттов были определены 10 культурных слоёв, самые нижние из которых оказались на тысячу лет старше времени образования города.
Однако, прежде всего исследователи (историки, лингвисты, архивисты, специалисты по сравнительному языкознанию) хотели доказать, что хетты не исчезли бесследно с исторической арены. Под напором орд кочевников они ушли на запад к побережью Эгейского моря. Геродот нигде не упоминает хеттов, не говорит о них и Гомер. Но они называют племена лувийцев, мидийцев, карийцев, палийцев, которые во время Троянской войны были союзниками защитников Трои против ахейцев в месте с родственными троянцам фригийцами и балканскими фракийцами. Болгарские же языковеды В.Гергиев и Д.Дечев доказали, что лувийский язык – это диалект хеттского на новом месте обитания. Лувийскую письменность болгарские исследователи расшифровали по методу Грозного, но за основу взяли староболгарский язык. Русский учёный В.И.Щербаков в своих исследования прослеживает прямую связь между троянцами и хеттами. Это были племена одного корня долгое время находившиеся в союзнических отношениях. Вероятно знаменитые троянские боевые колесницы, это заимствование у хеттов. Судя по археологическим данным, лувийцы первыми освоили побережье Эгейского моря и даже добрались до Кипра и Крита, ещё до падения центра хеттской империи под натиском кочевников, подготовив переселение своих собратьев. Позже все эти племена были эллинизированы, но успели передать грекам многие свои навыки – искусство коневодства, виноградарство, выращивание элитных зерновых культур, технику чеканки монет. Греки переняли хеттские планы крепостей, но освоить обработку больших каменных глыб не смогли. Мегалитические стены Афин, Микен, Коринфа – это дело рук прямых родственников и потомков великого хеттского племени.
Хеттские племена освоили не только побережье Малой Азии и острова, но и перебрались вглубь Европы. Древнеримский поэт Овидий, будучи сослан в Тому (Румыния) много пишет друзьям в Рим о племени гетов (так и слышится «хетты»!), поселившимся рядом с родственными им фракийцами и даками. Это были смелые, гордые люди, отличные наездники, в III веке до н.э. они остановили продвижение Александра Македонского на север Балкан. В.И.Щербаков прямо связывает хеттские языки с языками всей фракийской группы племён. Принадлежность же фракийцев к праславянам ныне мало кем оспаривается.
Энтузиасты нового поколения исследователей, анализируя разрозненные археологические отчёты, пришли к выводу, что фракийцы и родственные им племена не растворились среди народов Римской империи, а стали одной из составляющих, нарождающейся Киевской Руси. Археологические материалы доказывают – в результате римского гнёта начался исход фракийцев на север. Легионеры- фракийцы покидали римские войска и возглавляли переселенческие обозы. Судя по всему переселение, шло несколькими волнами, следующими одна за другой с небольшими перерывами. Раскопки по Днепру показывают, что к концу I века н.э. во всём Приднепровье и севернее вдруг начала складываться новая система хозяйствования. Плотность населения ко II веку резко возросла. Быстрее стали развиваться скотоводство, гончарное дело, металлургия. Мартыновский клад, найденный на Днепре, отнесённый к 250 году н.э. содержал серебряную посуду балканского типа с изображением молодого воина в вышитой рубахе. Это чисто фракийский мотив, прототипы которого можно увидеть в Софийском археологическом музее. В более поздние времена это изображение перешло в вышивки и стало традиционным на Руси.
Хеттское оружие.

Однако хетто-лувийская и связанная с ней фракийская проблемы оказались более сложными и древними, чем казалось по началу. В конце XX века начались раскопки в Аркаиме, прогремевшие на весь мир. На Южном Урале открыли арийскую синтаишскую культуру II тысячелетия до н.э. И в ней неожиданно для археологов обнаружились связи с хеттской цивилизацией. Прежде всего, это многочисленные керамические статуэтки богини-матери, выполненные в стиле характерном для большинства древних индоевропейских племён Анатолии, где располагался центр хеттской державы. Так же в Аркаиме было обнаружено захоронение воина вместе с бронзовым оружием, ритуальными сосудами и боевыми колесницами. И оружие, и сосуды, и колесницы были типично хеттского типа. Детали воинского ритуала захоронения лошадей вместе с хозяином тоже были очень схожи с хеттским. Вход в жилые дома в крепости Аркаим был с крыши, как и во многих домах древней Анатолии. Были сделаны и вообще трудно объяснимые находки. В руинах городов синташской культуры были найдены глиняные макеты печени с обозначением гадательных секторов и точек. Напомним, что гадание по печени жертвенных животных считалось обычаем древних этрусков, уже у них его переняли древние римляне. Однако некоторые учёные прослеживают связь - хетты – троянцы – этруски.

* * *

В заключение хочется сказать, что любой народ, это результат сложного этногенеза, длящегося тысячелетиями. Народы не возникают из ниоткуда и не уходят в никуда. Хетты не исключение. Они не ушли в небытиё с падением Хаттусаса и крушением их державы. Они передали свои знания, опыт и кровь другим народам частью которых стали, в том числе и славянам. А, значит и в жилах русских людей течёт доля крови древнего племени, создавшего сорок веков назад великую державу, которую древние египтяне называли – «Страна царя Хатти».
  • 0

#5 Arpad

Arpad

    Ученик

  • Пользователи
  • Pip
  • 5 сообщений
0
Обычный

Отправлено 02.06.2009 - 03:07 AM

если вы не в курсе, - румыны и есть потомки романизированых гето-даков, которые как известно всем, были фракийскими племенами. а государства созданые ими ( Дакия - Буребисты, да и Дакия - Децебала ) не уступали ни-чуть Одрисскому Царству.
  • 0

#6 Иван Александрович

Иван Александрович

    Доцент

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 337 сообщений
0
Обычный

Отправлено 03.06.2009 - 16:03 PM

если вы не в курсе, - румыны и есть потомки романизированых гето-даков, которые как известно всем, были фракийскими племенами. а государства созданые ими ( Дакия - Буребисты, да и Дакия - Децебала ) не уступали ни-чуть Одрисскому Царству.


Ну а если Вы не в курсе, то герулы, непосредственно там обитавшие по языку фактически те же литовцы и латыши (для этого найдите в Гугле ключевое слово "Герульская молитва". И в то же время герулы берут своё происхождение с Меотиды, бытуя там как под именем герулов, так и язаматов и савроматов, т.е. одних и тех же разновидностей племён адыгов. И в Меотиде также находится одна из главных ставок фракийцев - Мармикион, где , кстати, родился герой Троянской войны Атилла - фракиец.

А румыны - это только позднее наслоение, впервые начавшееся только к 275 г.н.э.
  • 0

#7 Arpad

Arpad

    Ученик

  • Пользователи
  • Pip
  • 5 сообщений
0
Обычный

Отправлено 03.06.2009 - 18:48 PM

Аттила!? ...или вы имели в виду Ахиллеса!? ...ну не знаю на сколько фракийцем был Ахиллес если учесть то что он, как персонаж, да и мирмидоны скорее всего - мифические фигуры.
  • 0

#8 Arpad

Arpad

    Ученик

  • Пользователи
  • Pip
  • 5 сообщений
0
Обычный

Отправлено 03.06.2009 - 18:56 PM

румыны это никакое не наслоение, ...это народ - обраэовавшийся в результате этногенеза: 1. фракийского (гето-дакийского) субстрата, 2. римского ( + миграционого из Италии, Далматии, Илирии ) страта, и 3. славянского, тюркского и позднего адстрата.
  • 0

#9 Иван Александрович

Иван Александрович

    Доцент

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 337 сообщений
0
Обычный

Отправлено 04.06.2009 - 12:17 PM

румыны это никакое не наслоение, ...это народ - обраэовавшийся в результате этногенеза: 1. фракийского (гето-дакийского) субстрата, 2. римского ( + миграционого из Италии, Далматии, Илирии ) страта, и 3. славянского, тюркского и позднего адстрата.


Если Вы возьмёте в руки Энциклопедию Брокгауза и Ефрона, то в разделе, посвящённом румынам Вы обнаружите очень интересную вещь: Оказывается, на территории Трансильвании и Валахии государственным языком был , не поверите ... церковнославянский язык!!!! :) Это какие - же румыны пользовались языком, сходным с новгородским и киевским начала 9 века н.э. А может там не румыны а те, кого позже стали называть русскими, жили?

Сообщение отредактировал Иван Александрович: 04.06.2009 - 12:17 PM

  • 0

#10 Arpad

Arpad

    Ученик

  • Пользователи
  • Pip
  • 5 сообщений
0
Обычный

Отправлено 04.06.2009 - 16:24 PM

Если Вы возьмёте в руки Энциклопедию Брокгауза и Ефрона, то в разделе, посвящённом румынам Вы обнаружите очень интересную вещь: Оказывается, на территории Трансильвании и Валахии государственным языком был , не поверите ... церковнославянский язык!!!! :blink: Это какие - же румыны пользовались языком, сходным с новгородским и киевским начала 9 века н.э. А может там не румыны а те, кого позже стали называть русскими, жили?


даже в хронике Нестора отмечено что к приходу мадьяр (IX в.) в Панонии, там уже жили славяне и волохи (румыны). все в курсе что к северу от Дуная, славянский элемент был асимилирован романской народностью, то есть обратное того что произошло к югу от реки. церковнославянский испльзовался в дунайских княжествах вплоть до XVII-XVIIIв. в церковь, но ведь это не говорит и о том что у румын этот язык был родным. ...и еще кое-что: как люди живущиие там, в последствие могли стать русскими если нигде не зафиксировано то что из этой области славяне эмигрировали на север!!! :( ...а наоборот: славяне с севера пришли (правда в этих северных земель их осталось довольно много- что бы появились русские, поляки, украинцы итд). расселись тут (временый плацдарм если хотите) а потом большиньство из них заполнили Балканы (в последствии образовались болгары, македонцы итд). ...и как-же удалось валахам выжить как особое народность если славяне в этом регионе были в большеньстве!? :blink:
  • 0

#11 Иван Александрович

Иван Александрович

    Доцент

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 337 сообщений
0
Обычный

Отправлено 21.06.2009 - 22:42 PM

даже в хронике Нестора отмечено что к приходу мадьяр (IX в.) в Панонии, там уже жили славяне и волохи (румыны). все в курсе что к северу от Дуная, славянский элемент был асимилирован романской народностью, то есть обратное того что произошло к югу от реки. церковнославянский испльзовался в дунайских княжествах вплоть до XVII-XVIIIв. в церковь, но ведь это не говорит и о том что у румын этот язык был родным. ...и еще кое-что: как люди живущиие там, в последствие могли стать русскими если нигде не зафиксировано то что из этой области славяне эмигрировали на север!!! :lol: ...а наоборот: славяне с севера пришли (правда в этих северных земель их осталось довольно много- что бы появились русские, поляки, украинцы итд). расселись тут (временый плацдарм если хотите) а потом большиньство из них заполнили Балканы (в последствии образовались болгары, македонцы итд). ...и как-же удалось валахам выжить как особое народность если славяне в этом регионе были в большеньстве!? :lol:


Самая суть проблемы в том, что до сих пор не установлен этнос, под которым понимаются валахи. Почему - то их считают то итальянцами, то "народными латинцами", то чёрт знает ещё чем.

В качестве затравки приведу факт об одном племени, которое долгое время воспринималось историками как германское, но жившее на территории Валахии и Трансильвании (прежде - Дакии). Племя называется "Герулы". Часть историков это племя считает "славянским (герулы - это видоизменённое название "Ярилы"):
(Кстати, герулы приняли христианство уже в 5 веке н.э.)

"Герульская молитва"
Tabes mus kas tu es ekszan debessis, swetitz tovus wartcz; enak mums tovus walstibe. Tovus praats buska ekszan debbes ta wursan summes, musse denishe mause duth mums schoden. Pammatemmuns muse grake kames pammat muse patra dueken. Newedamums louna badekle; pettpassarza mums nu wusse loune. Amen.
(www.christusrex.org)

Комментарий Витаутаса Юргутиса к литовскому изданию «Исследования литовского языка с точки зрения его происхождения, характера и особенностей» Филиппа Руига (оригинал - Кёнигсберг, 1745 на нем. яз.; литовское издание: Ruigys P. Lietuvių kalbos kilmės, būdo ir savybių tyrinėjimas. Vilnius, 1986, с. 416–418):

Вольфганг Лазиус (Lazius, 1514–1565), австрийский врач, зоолог, историк и гравер (ему приписываются две гравюры литовских зубров в произведении С. Герберштейна «Moscovia»). Учился в Вене и Ингольштате, был профессором Венского университета и личным врачом, советником и историографом императора Фердинанда I. О происхождении литовцев от герулов он писал в произведении «De gentium aliquot migrationibus libri XII» (Basileae, 1557, другие издания - тоже в Базеле 1572, в Франкфурте 1600). В этой книге (на стр. 787–788 издания 1557 г.) он напечатал «Отче наш» на языке герулов, записанный якобы от потомков герулов в Мекленбургском крае (область Германии на побережье Бальтии, между низовьями Эльбы и Одера). С легкой руки Лазиуса выпущенную «герульскую» молитву «Отче наш» многие авторы двести пятьдесят лет считали главным и бесспорным доказательством, что литовцы якобы происходят от герулов. Ее перепечатал Х. Гарткнох рядом с «Отче наш» на прусском и литовском языках (см. Hartknoch Chr. Alt- und Neues Preussen oder Preussischer Historien Zwey Theile. – Franckfurt und Leipzig, 1684, с. 94). Не выразил сомнений по этому поводу и Филипп Руиг. Только вот спустя много лет Й Лелевель, сравнив текст В. Лазиюса еще с «Отче наш» на латышском языке пишет: «Как мы удивимся! Этот до наших дней сохранившийся реликт языка храброго герульского народа, разбитого лангобардами, рассеянного по всем окраинам Европы... записан по сути дела латышским, прусским, литовско-жемайтским языком» (см. J. Lelewel. Rzut oka na dawność Litewskich narodów i związki ich z Herulami. Wilno, 1808, с. 42). Й. Лелевель категорично отвергает «герульскость» текста Лазиуса, ибо нет никаких достоверных известий, кем и когда этот текст записан, как и откуда Лазиус его получил и почему этот латышский «Отче наш» опубликовал в качестве герульского (указ. соч., с. 43–46). В свою очередь С. Даукантас в произведении «Деяния древних литовцев и жемайтов» на основании «герульского» «Отче наш» Лазиуса делает вывод, что литовцы не происходят от герулов, а то время (в IV в.) назывались герулами, т. е. отождествляет герулов с литовцами и приписывает литовцам славу герульской древности: «сам их язык ясно показывает сегодня, что эти эрулы были родичами Литвы... Молитва эта показывает ясно, что все эрулы говорили по-литовски... Не один литовец, жемайт, прусс опустит руки, читая эти остатки прошлого и видя, что эрулами некогда называемые литовские, жемайтские, прусские, латышские племена, хотя забытые и презренные всем миром, всё еще живут на обросших развалинах своей родины. Каждый, говорю, удивится, что литовцы, жемайты, пруссы, леты, имевшие знакомство с картагинцами, воевавшие больше 300 лет в кровавой борьбе с готами, владевшие на конец 14 лет самим Римом, столицей мира, сегодня сами стали подданными чужих и всеми презираемыми» (S. Daukantas. Raštai. T. 1. V., 1976, с. 53, 56, 744. Cр.: Pasakojimas apie veikalus lietuvių tautos senovėje. – Raštai, t. 2, V., 1976, с. 27, 798). Только спустя пятьдесят лет после сомнений, высказанных Й. Лелевелем, было наконец выяснена и доказана фальсификация Лазиуса. Тартусский ученый К. Ширрен в своем докладе в Петербургской Академии Наук (читанном 19 ноября 1858 г.) убедительно доказал, что Лазиус «герульским» назвал латышский «Отче наш», сознательно сплагированный из «Космографии» базельского профессора С. Мюнстера издания 1550 г. (изданной в Базеле в двух версиях – латинской и немецкой). Это произведение С. Мюнстера было широко известно и не один раз издавалось; К. Ширрен удивляется, как никто за триста лет не заметил плагиата Лазиуса из него (см.: C. Schirren. Das Vaterunser der Heruler, als Plagiat erwiesen. – Bul. hist.-philol de l'Acad. Imperiale, St. Peterbourg, 1858, vol. 16, стб. 131–141). В свою очередь латышский «Отче наш» «Космографии» С. Мюнстера является подлинным, одним из первых печатанных текстов латышского языка. С. Мюнстеру его доставил достаточно известное в то время лицо – гесенский гуманист и поэт Йоган (Ханс) Хазентётер (Hasentöter, 1517–1586), в молодости проживавший в Швейцарии, потом в Любеке, около 1544–1547 гг. побывавший в Латвии, где видимо записал латышский «Отче наш», переданный С. Мюнстеру (см.: Kārlis Dravińš. Das Hasentötersche lettische Vaterunser. – Studi Baltici, N. S., 1952, vol. 1 (9), с. 211–230; с факс. латышского «Отче наш» из нем. и лат. изданий «Космографии» С. Мюнстера 1550 г.). С 1562 г. Й. Хазентётер жил в Кенигсберге, где играл в капелле курфюрста, а с 1572 г. был секретарем Данцингского совета (см. Altpr. Biogr. 1 с. 254).
Перевел Томас Баранаускас.
  • 0

#12 FIN

FIN

    Доцент

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 367 сообщений
-5
Обычный

Отправлено 08.07.2009 - 19:06 PM

Бог ты мой!
  • 0

#13 Иван Александрович

Иван Александрович

    Доцент

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 337 сообщений
0
Обычный

Отправлено 09.07.2009 - 18:05 PM

Бог ты мой!

Очевидно Вы это имели в виду:
Вольфганг Лазиус (Lazius, 1514–1565), австрийский врач, зоолог, историк и гравер (ему приписываются две гравюры литовских зубров в произведении С. Герберштейна «Moscovia»).
  • 0

#14 Magnetic

Magnetic

    Ученик

  • Пользователи
  • Pip
  • 2 сообщений
0
Обычный

Отправлено 11.02.2010 - 12:41 PM

Если Вы возьмёте в руки Энциклопедию Брокгауза и Ефрона, то в разделе, посвящённом румынам Вы обнаружите очень интересную вещь: Оказывается, на территории Трансильвании и Валахии государственным языком был , не поверите ... церковнославянский язык!!!! :angry: Это какие - же румыны пользовались языком, сходным с новгородским и киевским начала 9 века н.э. А может там не румыны а те, кого позже стали называть русскими, жили?


Всем известный факт, что церковнославянский язык это староболгарский, с помощью которого распространялось православие на славянских землях в том числе Кириллом и Мефодием. Безусловно обитателей Трансильвании и Валахии нельзя назвать чистыми славянами, но прарумыны были православными т.е. по-определению использовали церковнославянский язык. Тем более если говорится о государственном языке, так как религия влияла на все сферы жизни и была неотделима от государства.
Кстати язык "новгородский и киевский" так же заимствованы вследствии распространения христианства и перевода библии на староболгарском как наиболее близком языке ко всему славянскому миру.
Теория о русских наивна и смешна.
  • 0

#15 Гость_VMD._*

Гость_VMD._*
  • Гости

Отправлено 11.02.2010 - 13:11 PM

Магнетику! Ещё более смешна и глупа теория о том, что русские и вообще все славяне были и есть варвары. Обычно такие теории возникают от комплекса неполноценности у их авторлов ВМД

#16 konde

konde

    Аспирант

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 166 сообщений
0
Обычный

Отправлено 20.03.2010 - 14:15 PM

/До конца II тыс. до н. э. этнический состав населения Балканского полуострова науке неизвестен./;

Древние авторы, а они опирались на достоверные как они утверждали Греческие и Латинские ссылки, говорят они что геты занимали центральную, восточную и юго-восточную Европу а кроме того, они же утверждаясь и в Малой Азии. В ссылках геты даны разными именами, этнос однако ихний один и тот же не отрицаясь. Можно дать обьяснение почему они именовались как "геты", "хетиты", "скифы", "готы", "сарматы" и так далее, делать это я полагаю что удобно при коректном переводе какой-то важной древней ссылки. На Балканах кореное население, то есть "геты", в русском даны как "фракийцы" одновремено с этим даны и именования их по княжествам, местностям или социальному быту. На пример Ахилес утверждается как "бог" хоть он и воевал как "грек". Относительно термина "фракиец" кто ввел сие искажение еще не известно, в мире остальном же то что утверждается дескать как греческое читают как "тракийцы", между прочем и в греческом тоже, от сего коректного "тракия" и древний этнос - "Тракийский элемент", он же на сегодня официально... "Славянский этнос". Повторяю что в ссылках геты даны разными именами; по именованию региона или области, княжества, правителей, быта и ремеслу, положения в обществе, по переводу сих в иных языках. Даю пример; гетское "сармат" переводится в латинском как "hunis", уже при формировании нового латинского языка у некоторых гетов оной термин он же говорили как "comunitate" каждый термин будучи вариациай одного и того же слова - "союз". От сих вариации термина и именования с которыми геты даны в ссылках за разные периоду; "сараматы" - до года 275 н.э., "уны"_(искажено - "гунны, в действительности же - "союзники", "федераты", "византийцы"), после 452 - "куманы".
Простите "транслит. ру" не работает так что проверять орф. ошибки не успею.

Сообщение отредактировал konde: 20.03.2010 - 14:18 PM

  • 0

#17 Andrey11

Andrey11

    Ученик

  • Пользователи
  • Pip
  • 1 сообщений
0
Обычный

Отправлено 12.10.2011 - 17:45 PM

Предлагаю вам ознокомиться с работой чавдара бонева "праславянские племена". Он показывает, что славяне потомки фракийцев, другим словом фракийцы это праславяне. http://chavdarbonev....rg/bg/home.html

Сообщение отредактировал Andrey11: 12.10.2011 - 17:47 PM

  • 0

#18 ddd

ddd

    Зарвавшийся уже не модератор :-)

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7282 сообщений

Отправлено 12.10.2011 - 18:49 PM

Andrey11,
язык ваш почти понятен, но все же почти :)
но спасибо за источник
  • 0

#19 MARCELLVS

MARCELLVS

    Историк

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4909 сообщений
331
Душа форума

Отправлено 12.10.2011 - 18:59 PM

Археологические материалы доказывают – в результате римского гнёта начался исход фракийцев на север. Легионеры- фракийцы покидали римские войска и возглавляли переселенческие обозы. Судя по всему переселение, шло несколькими волнами, следующими одна за другой с небольшими перерывами.

Какой же бред в последнее время сочиняет народ! Где тут свидетельства развитой гетской археологии на период принципата? Какие еще легионеры-фракийцы? Это могло быть лишь после 212 года и опять же - это уже полноценные римские граждане, римляне... Куда, на какой еще север они будут переселяться? К прибывающим в те земли варварам? Так они 20 лет служили в армии, зарабатывая льготы себе и детям лишь для того, чтобы впоследствии удалиться к дикарям? Мезия и Фракия - это достаточно хорошо романизированные провинции Балкан и переселение сюда колонистов из задунайской Дакии в 270 году лишь укрепило это положение... Нельзя же столь бездумно нести подобную чушь!

Ещё более смешна и глупа теория о том, что русские и вообще все славяне были и есть варвары.

Славяне на момент вступления в контакт с Империей к концу VI века несомненно были самыми настоящими варварами и продолжали оставаться таковыми по меньшей мере до VIII века...
  • 0

#20 Марк

Марк

    Reiðr i striði

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8788 сообщений
738
Патрон

Отправлено 12.10.2011 - 19:08 PM

Честно говоря я знал (чувствовал), что Marcellvs не обделит своим вниманием указанную Andrey11 статью. Потому даже комментировать не стал... Хе-хе.
  • 0





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Copyright © 2024 Your Company Name
 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru