Перейти к содержимому

 

Поиск

Рассылка
Рассылки Subscribe
Новости сайта "История Ру"
Подписаться письмом

Телеграм-канал
В избранное!

Реклама





Библиотека

Клавиатура


Похожие материалы

Реклама

Последнее

Реклама

Фотография

Довмонт Псковский - канонизированный цареубийца?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 60

#1 Кызылдур

Кызылдур

    Requiescat in pace

  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1693 сообщений

Отправлено 14.09.2011 - 07:00 AM

Изображение
Ещё в школьные годы я зачитывался допоздна историей литовских князей. То, что творилось в славной династии Палемоновичей, затмевает коварство при дворе Калигулы, заставляя невольно о задуматься о том, что версия об их римском происхождении не так уж неверна.
Речь пойдёт о князе Довмонте Псковском, точнее о некоторых важных эпизодах его сумбурной жизни. Сразу оговорю, что существует несколько версий этих событий, и я изложу одну из них.
Многодумающий князь Литвы.
После Батыева нашествия литовцы осмелели и стали чаще вторгаться на территорию русских княжеств, но это не всегда им сходило с рук. Так, в 1245 г. большие силы литовцев появились около Торжка и Бежецка. В Торжке в это время сидел князь Ярослав Владимирович, возвратившийся после заключения мира из Ливонии. Он погнался было за литовцами, но потерпел поражение и потерял всех лошадей. Но вскоре на подмогу Ярославу Владимировичу подошли дружины из Твери и Владимира, и Ярослав продолжил преследование. Ему удалось догнать литовцев под Торопцом. Литовцы были разбиты, а уцелевшие заперлись в городе. Но на следующее утро подошел Александр Невский с новгородской дружиной, взял Торопец, отнял у литовцев весь полон и перебил всех их князей – более восьми человек.
Через несколько дней после взятия Торопца Александр Ярославич получил весть о появлении нового отряда литовцев. Он отпустил новгородские полки домой, а сам с ближней дружиной (двором, как сказано в летописи) погнался за литовцами, нагнал у озера Жизца и перебил всех без пощады. Затем князь пошел в Витебск, забрал там своего сына и направился домой, в Новгород. Но по дороге, недалеко от Усвята, Александр Ярославич опять наткнулся на литовцев и разбил их.
На следующий, 1246 й, год литовцы решили попытать счастья на юге. Но, возвращаясь с набега на окрестности Пересопницы, они были настигнуты у Пинска Даниилом и Васильком Романовичами и наголову разбиты. В 1247 г. Романовичи вновь разбили литовцев.
К этому времени среди литовских князей выдвинулся умный, смелый и жестокий князь Миндовг (по-литовски это значит "много думающий"). В 1252 г. он отправил своего дядю Выкынта и племянников Тевтивила и Едивида на Смоленск, сказав им: «Что кто возьмет, тот пусть и держит при себе». На самом же деле Миндовг отправил родственников в этот поход для того, чтобы в их отсутствие захватить принадлежавшие им земли. Миндовг послал вслед за родственниками войско, чтобы нагнать их и убить. Но князей кто то предупредил, и они попросили защиты у своего родственника Даниила Романовича, женатого на сестре Тевтивила и Едивида.
Миндовг отправил послов к Даниилу с требованием выдать беглецов. Но Даниил категорически отказался – не столько из родственных чувств, сколько из желания вмешаться в дела литовцев. Посоветовавшись с братом Василько, он послал сказать польским князьям: «Время теперь христианам идти на поганых, потому что у них встали усобицы». Поляки на словах пообещали Даниилу союзничество, но войск не дали. Тогда Романовичи стали искать других союзников для борьбы с Миндовгом и отправили князя Выкынта в Жмудь к ятвягам и в Ригу к немцам. Выкынту удалось за хорошую плату уговорить ятвягов подняться на Миндовга, немцы также пообещали помощь и велели сказать Даниилу: «Для тебя помирились мы с Выкынтом, хотя он погубил много нашей братьи».
Братья Романовичи, посчитав собранные силы достаточными, выступили в поход. Даниил послал Василька на Волковыск, своего сына – на Слоним, а сам пошел к Здитову. Поход был успешным, и русские полки с богатой добычей и полоном возвратились домой.
Затем русско половецкое войско под началом Тевтивила вторглось в удел Миндовга. С другой стороны Миндовга должны были атаковать немцы, но орден не торопился и Тевтивилу пришлось лично приехать в Ригу, принять христианство, и только тогда рыцари начали готовиться к войне.
Миндовг сообразил, что войну на два фронта – с Даниилом и орденом – он не осилит. Тогда он тайно послал магистру ордена Андрею фон Штукланду богатые дары и велел передать: «Если убьешь или выгонишь Тевтивила, то еще больше получишь». Магистр дары принял, но передал Миндовгу, что, несмотря на свое расположение к нему, орден не может оказать ему помощь, пока тот не примет христианства. Миндовг недолго думая крестился. Папа римский был в восторге. Он принял литовского князя под покровительство святого Петра, отписал ливонскому епископу, чтобы никто не смел оскорблять новообращенного, поручил кульмскому епископу возложить на Миндовга королевский венец, писал об установлении соборной церкви в Литве и епископства.
Но Миндовг принял христианство только для вида, надеясь при первом удобном случае возвратиться в прежнюю веру. В летописи говорится: «Крещение его было льстиво, потому что втайне он не переставал приносить жертвы своим прежним богам, сжигал мертвецов; а если когда выедет на охоту и заяц перебежит дорогу, то уж ни за что не пойдет в лес, не посмеет и ветки сломить там».
Как бы то ни было, но Миндовг сделал орден из врага союзником, и теперь уже князь Тевтивил вынужден был бежать из Риги. Прибыв в Жмудь к своему дяде Выкынту, он собрал войско из ятвягов, жнекрофи и русского отряда, присланного Даниилом, и выступил против Миндовга, на помощь которому подошли немцы. В 1252 г. эта война не ознаменовалась никакими решительными действиями. На следующий год вмешался князь Даниил и опустошил Новгородскую (Новогрудскую) область, а Василько с племянником Романом Данииловичем взяли Городен.
Но в конце 1255 г. Миндовг и Даниил заключили мир. Посредником и миротворцем стал сын Миндовга Воишелк. Личность эта весьма одиозная, поэтому скажу о нем пару слов. Рассказ летописца наводит ужас: «Воишелк стал княжить в Новгороде [Новогрудке], будучи в поганстве, и начал проливать крови много: убивал всякий день по три, по четыре человека. В который день не убивал никого, был печален, а как убьет кого, так и развеселится». Вдруг пронеслась весть, что Воишелк – христианин. Мало того, он оставляет княжеский престол и постригается в монахи под именем Давида.
Вот этот то раскаявшийся Воишелк и явился к королю Даниилу, чтобы быть посредником между ним и своим отцом Миндовгом. Условия были предложены очень выгодные: младший сын Даниила Шварн получал руку дочери Миндовга, а старший, Роман, – Новогрудок, Слоним, Волковыск и другие города, хотя и с обязательством признавать над собой власть Миндовга. Даниил не мог не согласиться, и мир был заключен. Воишелк хотел пробраться в Афонский монастырь, и Даниил выхлопотал для него свободный путь через Венгрию. Но смуты и волнения, охватившие тогда весь Балканский полуостров, заставили Воишелка возвратиться назад из Болгарии. Впоследствии на реке Неман между Литвой и Новогрудком он основал свой монастырь.
Таким образом, южным русским князьям Мономаховичам удалось снова утвердиться в волостях, занятых литовскими князьями. Но полоцкие князья Изяславичи уступили свои волости Литве. Последним полоцким князем был Брячислав, его имя встречается в русской летописи в 1239 г. по случаю брака его дочери и князя Александра Невского. А в 1262 г. в летописи уже фигурирует полоцкий князь литвин Тевтивил – сын сестры Миндовга.
Однако мир между Даниилом и Миндовгом просуществовал только пять лет. Причиной нового конфликта (1258—1259) стала агрессивная политика Золотой Орды, военачальник которой Бурундай, воспользовавшись отсутствием союзников у Даниила, заставил его идти походом на Литву. В 1260 г. Воишелк и Тевтивил схватили молодого князя Романа Данииловича. На выручку ему в Литву вторглись король Даниил и его брат Василько. Чем кончилось дело, как освободили Романа – неизвестно. Известно только, что в 1262 г. Миндовг, желая отомстить Васильку, который вместе с татарами нападал на его земли, послал на Волынь две рати. Пограбив вволю, литовские воины с богатой добычей двинулись в обратный путь. Одна рать остановилась у озера вблизи города Небл, тут то их и нагнал Василько. По словам летописца, русские дружинники не оставили в живых ни одного человека, одних порубили мечами, других загнали в озеро, где те и потонули.
В 1260 году жемайты без поддержки Миндовга, но под предводительством его племянника - Треняты, в битве при Дурбе одержали победу над объединённым войском Ливонского и Тевтонского орденов и их союзников, с этого времени Жемайтией правит Тренята (однако, считаясь королевским наместником, он оставался язычником).
Около 1261 года Миндовг отрёкся от христианской веры и вместе Тренятой пытался бороться с орденами, для чего в 1261 году заключил союз с правителем Великого Новгорода Димитрием (сыном Александра Невского).
Неравный брак.
"Хроника Быховца" пишет о семье Довмонта: "И породил Роман пять сыновей: старшего Наримунта, второго Довмонта, третьего Гольшана, четвертого Гедруса, пятого Тройдена".
В 1262 г. произошло вроде бы незначительное событие, однако чуть было не перевернувшее историю Литвы, России и Польши; у великого князя Литовского Миндовга умерла жена. Миндовг согласно языческим обычаям решил жениться на ее родной сестре, несмотря на то, что она была уже замужем за молодым нальшанским князем Довмонтом. Ей Миндовг послал сказать ей: «Сестра твоя умерла, приезжай сюда плакаться по ней». Когда та приехала, Миндовг заявил ей: «Сестра твоя, умирая, велела мне жениться на тебе, чтоб другая детей ее не мучила», – и женился на свояченице. Ей было 20, ему за 60.
Довмонт сильно обиделся, но для виду покорился своему сюзерену и вступил в сговор с племянником Миндовга жмудским князем Тренятой. В 1263 г. Миндовг отправил войско за Днепр на брянского князя Романа Михайловича. В одну прекрасную ночь Довмонт объявил войску, что волхвы предсказали несчастья, и с преданной ему дружиной покинул рать. Внезапно люди Довмонта ворвались в замок Миндовга и убили князя и его двух сыновей. Так старый распутник поплатился за своё женолюбие.
Месть Войшелка.
Тренята по уговору с Довмонтом стал княжить в Литве вместо Миндовга, оставив за собой и жмудскую вотчину. Он послал сказать своему брату, полоцкому князю Тевтивилу: «Приезжай сюда, разделим землю и все имение Миндовгово». Но, деля Миндовгово добро, братья рассорились, да так, что оба думали, как бы убить друг друга. Боярин Тевтивила Прокопий Полочанин донес Треняте о замыслах своего князя, тот опередил брата, убил его и стал княжить один. Однако княжить Треняте пришлось недолго. Войшелк из своей обители на Святой горе снёсся с кем надо. Четверо конюших Миндовга решили отомстить убийце своего князя и убили Треняту, когда тот шел в баню.
Войшелк бежал из Литвы в Пинск, а оттуда обратился за помощью к Шварну Данииловичу – мужу своей сестры. Объединенная русско литовская дружина изгнала Довмонта и его сторонников из Литвы. В битве с войсками Шварна и Воишелка погиб дравшийся на стороне Довмонта безудельный рязанский князь Евстафий Константинович, а Довмонт бежал вместе с остатками своей дружины в Псков, где крестился и получил православное имя Тимофей. Псковитяне избрали его своим князем.
После изгнания Довмонта власть в Литве перешла к Воишелку, причем Шварн вместе с дружиной остался в Литве. Воишелк прославился жестокими расправами над своими противниками. Приступы жестокости и даже садизма часто сменялись у него религиозным экстазом.
В 1264 г. умер король Даниил. Королем стал его сын Лев, который управлял княжеством («королевствовал») совместно с братьями Мстиславом и Шварном (Роман, видимо, к тому времени уже умер), а дядя их Василько по прежнему княжил на Волыни.
Всенощное бдение Войшелка.
В Литве же сложилась любопытная ситуация. Воишелк в 1268 г. вновь вспомнил, что он монах Давид, и поселился в угровском Даниловом монастыре, а всю власть в своих владениях отдал зятю Шварну. Тот, опасаясь, видимо, возобновления внутренних волнений в Литве, просил Воишелка покняжить еще совместно, но тот решительно отказался: «Много согрешил я перед богом и перед людьми. Ты княжи, а земля тебе безопасна». Живя в угровском монастыре, Воишелк говорил: «Вот здесь подле меня сын мой Шварн, а там господин мой отец князь Василько, буду ими утешаться». Но утешаться монаху Давиду пришлось всего год: в 1269 г. Шварн умер. Детей у него не осталось, и литовские вельможи срочно вызвали Воишелка Давида из монастыря. Князь победил монаха, и Воишелк вновь стал княжить в Литве, да еще так, что ухитрился поссориться с братом Шварна, королем Львом Данииловичем.
Дело шло к войне, но тут вмешался старый Василько Романович, князь Волынский, и пригласил обоих к себе для примирения.
Воишелк и Лев приехали к Василько во Владимир Волынский, где старый советник князя Даниила, немец Маркольд, позвал всех троих князей к себе на обед. За обедом князья примирились, повеселились от души, хорошо поели и изрядно выпили. К ночи старый князь Василько поехал к себе домой, а Воишелк – в Михайловский монастырь, где он остановился. Но дело этим не кончилось. Среди ночи к Воишелку приехал Лев и предложил продолжить веселье: «Кум! Попьем ка еще!» Попили еще, по пьянке рассорились, дошло до драки с поножовщиной, и Лев убил Воишелка.
Битва при Раковоре.
Довмонт не оставлял попыток отвоевать у Войшелка свой прежний удел. В 1265 году Довмонт разбил литовское войско на берегу Двины и опустошил область князя Герденя, забрав в плен его жену и сыновей.
Великий князь Ярослав Ярославич, недовольный избранием Довмонта, готовился изгнать его из Пскова, но вследствие отказа новгородцев помочь ему должен был распустить свои войска. Новгородцы в следующем году даже ходили вместе с псковитянами в Литву, под предводительством Довмонта, окончившего этот поход победой.
В 1268 году новгородцы организовали поход против Литвы, но из-за разногласий в среде командования поход не состоялся. Вместо этого войска вторглись в датские владения в Эстонии и подступили к замку Раквере, но после гибели от стрел семи человек из войска отступили и обратились за помощью к великому князю Владимирскому Ярославу Ярославичу, который прислал вместо себя своих сыновей Святослава и Михаила, а также Дмитрия Переяславского и других князей. В Новгороде началось изготовление осадных орудий для предстоящего похода. Орденские епископы и рыцари из Риги, Вильянди и Юрьева прибыли в Новгород просить мира и поклялись не помогать раковорцам и ревельцам, однако, при последующем сборе войск ливонская хроника упоминает вильяндцев и воинов из других городов (вся земля Немецкая, по русской летописи). Примечательно, что на ответном посольстве к ордену в Ригу, епископы и Великий магистр ордена Отто фон Роденштейн поклялись на кресте не помогать датчанам. Договор был скреплен печатями Великого магистра и городов: Риги, Вельяда, Юрьева, Висби и прочих. Клятва (даже на кресте), данная еретикам и язычникам, рыцарями считалась недействительной, однако поражение в битве было воспринято, как наказание за грех клятвопреступления.
Русские войска вторглись в землю Вирумаа, принадлежавшую датчанам — союзникам ордена.
Битва при Раковоре произошла 18 февраля 1268 года. Ее отличал яростный напор с обеих сторон. "Ни отцы, ни деды наши, - отмечал летописец, - не видали такой жестокой сечи". Центральный удар "великой свиньи" приняли на себя новгородцы во главе с посадником Михаилом. Против них дрался закованный в латы Железный немецкий полк. По свидетельству летописи, люди падали целыми рядами. В страшной сече погиб и сам Михаил, и многие его воины. Тем не менее русские сумели переломить ход битвы в свою пользу и обратили рыцарей в бегство. Исход сражения решил фланговый удар полков князя Дмитрия Александровича, которые обратили крестоносцев в бегство и гнали их семь верст до самого Раковора.
Но когда к вечеру Дмитрий с воинами возвратился на место битвы, то застал еще один немецкий полк, атаковавший новгородские обозы. Дмитрий хотел немедленно атаковать рыцарей, но воеводы отговорили князя начинать чреватый неразберихой ночной бой. Дмитрий согласился и решил дождаться утра. Но под покровом ночи остатки немецких войск отступили. Новгородцы стояли у Раковора три дня. В это время Довмонт Псковский со своими полками совершил рейд по Ливонии, захватив большое число пленных.
По данным ливонских летописей, крестоносцы потеряли в Раковорской битве 1350 человек, русские - около пяти тысяч. Славянские летописи не называют потерь, но из их сообщений о том, что русская конница не могла пробиться по трупам, можно сделать вывод о значительных потерях среди крестоносцев.
В 1269 году Орден предпринял ответный поход, закончившийся безрезультатной 10-дневной осадой Пскова, отступлением рыцарей при приближении новгородского войска во главе с князем Юрием и заключением мира на всей воле новгородской. После раковорского поражения Ливонский орден уже не мог серьёзно угрожать мощным княжествам северо-запада Руси.
Святой Тимофей Псковский.
В 1270 году великий князь Ярослав Ярославич, посадил на место Довмонта в Пскове некоего Айгуста, но псковитяне снова возвели в князья Довмонта.
В 1282 году Довмонт, женившийся между тем на Марии, дочери великого князя Димитрия Александровича, помогал своему тестю, прогнанному с великокняжеского престола младшим братом Андреем. Довмонт вторгся в Ладогу, вывез оттуда казну Димитрия Александровича и вернулся к нему в Копорье, но, осаждённый новгородцами, должен был оставить крепость.
Через год после свадьбы у супругов родился сын, получивший при крещении имя Давид. По линии отца он принадлежал к нальшанским князьям, по линии матери – к Рюриковичам. Он воспитался в Пскове, научаясь военному делу у отца, походы которого прославлены псковской летописью. Свой последний победный бой с крестоносцами Довмонт провел 5 марта 1299 года возле города на берегах Псковы. Скончался князь через два месяца, сраженный не мечом, не старостью, а моровым поветрием. Вскоре совершилось прославление князя и причисление его к святым Псковскою церковью. Мечом его, на котором было написано «Не терпим обидим быти», опоясывали всех последующих псковских князей.
Давид Городенский.
Жена князя Довмонта на 18 лет пережила своего мужа. Она приняла постриг в псковском Рождества Иоанна Предтечи монастыре под иноческим именем Марфа, где и скончалась в 1317 году 6 ноября. В этом монастыре она и была похоронена. По преданию, женский монастырь за рекой Великой был основан теткой Довмонта княгиней Евфросиньей, женой князя Герденя, которая после гибели мужа в битве с Довмонтом монашествовала под именем Евпраксия.
Когда умер Довмонт, его сыну Давиду было 16 лет. Поставить его боевым князем Псковское вече не могло. Великий князь литовский Гедемин пригласил Давида в Литву, назначил своим наместником в Гродненский удел и отдал за него свою дочь Бируту. Так через 33 года после вынужденного ухода вернулся род Довмонта на родину. Князь Давид Довмонтович прославил свое имя как полководец во многих битвах с крестоносцами. В 1305 он вместе с тестем разбил войско крестоносцев возле Гродно, в 1314 победил тевтонцев под Новаградком, в 1322 и 1323 годах помогал Пскову в борьбе с ливонцами.
Тут в городе его детства и юности настигло его горе – умерла его жена Бирута, получившая при крещении имя Натальи. Она была похоронена рядом с матерью Давида.
В 1326 году во время похода на Бранденбург непобедимый князь был предательски убит польским рыцарем. Похоронили Давида в Гродно возле стен Борисоглебского монастыря.

В житии Тимофея Довмонта сказано: «Страшен ратоборец быв, на мнозех бранях мужество свое показав и добрый нрав. И всякими добротами украшен, бяше же уветлив и церкви украшая и попы и нищия любя и на вся праздники попы и черноризцы кормя и милостыню дая».
Disce, sed а doctis, indoctos ipse doceto.

Сообщение отредактировал Кызылдур: 14.09.2011 - 07:21 AM


#2 kmet

kmet

    Абитуриент

  • Гости
  • PipPip
  • 17 сообщений

Отправлено 14.09.2011 - 20:41 PM

Изображение

Миндовг отправил послов к Даниилу с требованием выдать беглецов. Но Даниил категорически отказался – не столько из родственных чувств, сколько из желания вмешаться в дела литовцев. Посоветовавшись с братом Василько, он послал сказать польским князьям: «Время теперь христианам идти на поганых, потому что у них встали усобицы». Поляки на словах пообещали Даниилу союзничество, но войск не дали.


Уважаемый Кузылдур, вас уже правильно упрекали в бездумном копировании, и в данном тексте есть сия погрешность - Миндовг, и прочие князья - литовские государи, как верно указано во втором предложении цитаты, а совсем не "польские", как указанно в третьем...

далее - месть Довмонта, на взгляд той эпохи (да и на мой современный взгляд) совершенно оправданна:

Миндовг обманом заманил жену Довмонта, прося ее лишь учавствовать в отпевании единородной сестры, и замест того сделал ее своей женой, видимо насильно (?)

По сему я не вижу никакой аналогии поступков Довмонта, с коварством Римской аристократии и императоров.

#3 Кызылдур

Кызылдур

    Requiescat in pace

    Топикстартер
  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1693 сообщений

Отправлено 14.09.2011 - 21:03 PM

Под польскими князьями имеются в виду всего лишь польские князья, т. к. литовцы были язычниками, сиречь погаными. Вот эта фраза в хронике Быховца: "Потом же Даниил, обсудив с братом своим, послал [послов] в Польшу к польским князьям, говоря: «Время уже христианам идти на поганых, потому что у них сейчас идет междоусобная война». Поляки пообещали, но не выполнили [обещания]". Я да, виноват, каюсь, взял из хроники Быховца много, но не версию женитьбы князя Миндовга - там это место утрачено. Рассказана другая версия, где "нехороший" уже Довмонт, который увёл жену Наримунта.
Вообще-то под римским коварством подразумевалась череда убийств, украсивших биографию Войшелка - очевидно, что антигероем в повествовании является он.
Судить судите, но sine ira et studio (без гнева и пристрастия).

#4 kmet

kmet

    Абитуриент

  • Гости
  • PipPip
  • 17 сообщений

Отправлено 14.09.2011 - 21:11 PM

Вообще-то под римским коварством подразумевалась череда убийств, украсивших биографию Войшелка - очевидно, что антигероем в повествовании является он.
Судить судите, но sine ira et studio (без гнева и пристрастия).


Войшелк - это Войшелк, но тем не менеее, уважаемый, тема о "Довмонт Псковский - канонизированный убийца", и это при том, что фигура Довмонта несомненно героическая, при том еще, что он родной отец такого славного ГЕРОЯ ВКЛ, высоко оцененного уже при жизни, как Давыд Городенский.

#5 Кызылдур

Кызылдур

    Requiescat in pace

    Топикстартер
  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1693 сообщений

Отправлено 14.09.2011 - 21:18 PM

Войшелк - это Войшелк, но тем не менеее, уважаемый, тема о "Довмонт Псковский - канонизированный убийца", и это при том, что фигура Довмонта несомненно героическая, при том еще, что он родной отец такого славного ГЕРОЯ ВКЛ, высоко оцененного уже при жизни, как Давыд Городенский.

Я старался не упустить ничего из славных дел сих великих мужей; однако тема про Давыда Городенского уже есть на форуме, поэтому я посвятил ему лишь несколько общих слов. А вот про Довмонта, если я что-то важное прошляпил, добавьте, буду признателен.

#6 kmet

kmet

    Абитуриент

  • Гости
  • PipPip
  • 17 сообщений

Отправлено 14.09.2011 - 21:32 PM

Я старался не упустить ничего из славных дел сих великих мужей; однако тема про Давыда Городенского уже есть на форуме, поэтому я посвятил ему лишь несколько общих слов. А вот про Довмонта, если я что-то важное прошляпил, добавьте, буду признателен.


Вы, хотите сказать, что допустили ошибку, указывая название темы?
Должен быть "Войшелк", а не "Довмонт"?

Откровенно не понял, как Довмонт попал в "темные" лица истории... :mellow:

#7 Кызылдур

Кызылдур

    Requiescat in pace

    Топикстартер
  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1693 сообщений

Отправлено 14.09.2011 - 21:42 PM

Откровенно не понял, как Довмонт попал в "темные" лица истории... :mellow:

Да не попадал он в тёмные лица. Просто история семьи Палемоновичей - череда семейных преступлений. Немного из них умерло своей смертью. Что в общем не так уж и необычно для тех времён.
Тему может и неудачно назвал. Надо было что-то типа "Довмонт и Войшелк". Как у Плутарха. Хорошая мысля приходит опосля. :)
Довмонт славный воитель, но смешно называть его святым. В хронике Быховца вот как изложена история с женитьбой:
"И князь великий Наримунт, будучи и сам болен, услышав о смерти своей невестки (В тексте невесты.), очень опечалился и послал жену свою к брату своему Довмонту, чтобы выразить свою скорбь. И когда жена Наримунта приехала в Утяны, выражая соболезнование своему деверю князю Довмонту, князь Довмонт, видя невестку свою, очень обрадовался и сказал так: «Мне нужно было искать жену, а тут мне бог дал жену», и взял ее в жены. И вследствие этого начался великий раздор и вражда между братьями, великим князем Наримунтом и князем Довмонтом. Князь великий Наримунт рассердясь на то, что брат силой взял в жены его жену, сообщил [об этом] братии своей и князю Гедройцу, и князю Гольшису, и князю Тройдену, и тестю своему Фледру-ливонцу. И собравшись с братиею и со всеми своими людьми, пошел на брата своего князя Довмонта и осадил его в его городе Утянах. И тогда князь Довмонт уразумел, что он не в силах обороняться, он просил своих горожан, чтобы они не сдавали города, пока он не пройдет сквозь войска Наримунта. И сам спустился из города и, пройдя сквозь войска Наримунта, побежал, и пришел к городу Пскову. И мужи псковские, видя его, мужа честного и разумного, взяли его себе государем и назвали его великим князем псковским. А Наримунт, взяв город Утяны и жену свою, княжил в Кернове и в Новогрудке и в Жемайтии, а Довмонт — во Пскове; и оба княжили немалое время".
Видите ли, я не стал этот спорный момент приводить. Значит, пан kmet, не имел я мысли Довмонта дискредитировать. Старался быть объективным.

Сообщение отредактировал Кызылдур: 14.09.2011 - 21:48 PM


#8 kmet

kmet

    Абитуриент

  • Гости
  • PipPip
  • 17 сообщений

Отправлено 14.09.2011 - 23:31 PM

Вот, что у меня есть по т еме Довмонта в архивах (может прояснит то мой взгляд на это историческое лицо):

Святой ПСКОВСКИЙ князь ДОВМОНТ - Сын МИНДОВГА

ЭНЦИКЛОПЕДИИ сообщают о ДОВМОНТЕ:
Святой благоверный князь ДОВМОНТ Псковский, князь Нальшанский…
Миндовг, великий князь литовский, приобретший большую силу оружием и хитростью, теснил и обижал других князей Литвы, между ними и Довмонта, князя Нальшанскаго…
Миндовг, заманив к себе жену Довмонта, заставил её разделять с ним ложе. Довмонт убил за это Миндовга и двух его сыновей…
Святой ДОВМОНТ – «одним девяносто побеждал семьсот», непобедимый воин, справедливый судия, сумевший 33 года поладить с псковским веча, создатель великого Псковского княжества …. В 1267 Довмонт побеждает немцев - 23 апреля, в день «славного великого воина Георгия» и ставит церковь, в 1268 возводит ц. святого Тимофея Глазского…а после разгрома немцев 8 июня 1272 г ц. Фёдора Стратилата. Все три церкви небольшие, поставлены в одном месте, рядом с дворцом Довмонта и служили своего рода мемориалом воинской славы.

ДОВМОНТА Псковичи при жизни почитали за Святого сообщают некоторые псковские источники.

Между тем совремённые Литовские публикации, называют Святого Псковского князя ДОВМОНТА изменником, предателем, убийцей Великого Литовского князя МИНДОВГА….
В нашей истории за Миндовгом установилась слава основателя Великого княжества Литовского, первого и единственного короля Литвы, за что ему прощают грехи.
Довмонт, который выступил против Миндовга, характеризуется литовцами: заговорщик, убийца, беглец, перебежчик…..
Почти все Псковские публикации до сего дня называют Святого ДОВМОНТА убийцей МИНДОВГА, но оправдывают все его деяния...


В наши времена появилась возможность проследить историю
трёх князей ДОВМОНТОВ, живших в XIII веке.
Перепутанных в истории.
До начала XVIII века в Троицком Соборе Пскова хранились меч и одежда князя ДОВМОНТА….
Но самое запустение Пскова и наследия святого ДОВМОНТА произошло в царствование Петра I.
800 лучших Псковских семей были высланы на Волгу.
Все церкви Довмонтова города были срыты и засыпаны землёю.
Иконы князя Довмонта и его супруги Псковской Святой Марии - Марфы (дочери или внучки Александра Невского) удалены из церквей.
С чудотворной псковской иконы МИРОЖСКОЙ БОЖИЕЙ матери исчезли лики князя ДОВМОНТА и его супруги Марии псковской святой Марфы.

Наглядным подтверждением этого до наших дней служит главный иконостас Елоховского Богоявленского собора Москвы, где слева от царских врат помещён образ Мирожской Пресвятой Богородицы, но без Довмонта и Марии.
Пропала служба Мирожской иконе, напечатанная в сентябрьской минее. Москва. 1666 г.
В Довмонтовом городе было 18 церквей, почти все храмы были засыпаны землёй, Государь Петр I на месте храмов сажал деревья….
Два Довмонтовских Девичьих монастыря, построенные в Пскове ДОВМОНТОМ и церковь Святого ДОВМОНТА, возведённая в 1571 г разрушены…. Мощи же Довмонта-Тимофея были вынесены из Троицкого собора и погребены в западной отделении усыпальницы под Троицким Собором….
Уничтожалось всё связанное с великим Святым псковским князем ДОВМОНТОМ - не только в Пскове. Стирая память о ДОВМОНТЕ, ПСКОВ, один из лучших городов не только России, но и Европы развалили, превратив в деревню…
Исчезла дата рождения ДОВМОНТА .
Однако в XIII веке получили известность три князя Довманта:
ГЕНЕАЛОГИЯ:

1. ДОВМОНТ - Тимофей род.1227- ум.1299 князь Псковский…
2. Довмонт, ум.1283 князь Утенский
3. Довмонт или Арвид князь Нальшанский.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ источники:
Сесики – собственность в XIII веке Довмонтов, происходящих от князя Уцянского Довмонта. От Сесик, князья Довмонтовичи стали имеиноваться Сесицкими……Река Уцянка…2 горы на одной могила Утена…

Довмонт - князь утенский, один из пяти сыновей великого князя литовского Ромунда. Вместе с ДОВМОНТОМ Псковским он захватил Полоцк. Когда литовский великокняжеский престол перешел к брату Довмонта, Тройдену, Довмонт послал наемных людей убить великого князя, что и было ими исполнено. Как только разнеслась весть о смерти Тройдена, Довмонт пошел к Кернову; но русские бояре вызвали из монастыря сына убитого, чернеца Римунда, который, приняв начальство над войсками, храбро встретил своего дядю Довмонта и собственной рукой убил его. - См. Stryjkowski, ""Kron."" (том I, стр. 317); Narbut, ""Dz. st. nar. lit."" (том IV, стр. 283); ""П. С. Р. Лет."" (тома II и XVII) (12)
??? ???
Довмонт-Сесицкие - литовский княжеский род, не пользующийся княжеским титулом. Князь Гавриил Довмонтович основал в 1434 - 1444 годах местечко Сесики, от которого потомки его приняли фамилию. Род этот имеет герб Гиппоцентавр и внесен в VI и I части родословной книги Виленской губернии. (13)

ДОВМОНТЫ - литовский дворянский род, герба Погонь литовская. Родоначальник их, Глеб Юрьевич Довмонт, был пожалован вотчинами от великого князя Витовта в 1404 г. Юрий-Доминик Довмонт был польским резидентом в Москве (1680 - 1693). Род Довмонт внесен в VI часть родословных книг Витебской, Ковенской и Минской губернии. (14)

ЛЕТОПИСИ:
Воскресенская, Степенная книга Царского родословия, Западнорусская летопись …называют ДОВМОНТА сыном Миндовга
Волынская, Литовская… называют Довмонта свояком Миндовга

ЛЕТОПИСИ: Воскресенская, Ермолинская, Симоновская, Лаврентьевская, Московская, Львовская и ряд др. сообщают:
« …1285 г. совокупившиеся Тверичи, Москвичи. Волочане, Новоторжци, …..и шедши биша Литву, в канун Спаса…и великого их князя Домонта яша - убиша…иные разбежавшиеся..
И только Холмогорская (составлена Холмогорская летопись после 1558 г .) «..1285 совокупившиеся Тверичи, Москвичи. Волочане, Новоторжци, …..и шедши биша Литву, в канун Спаса…и великого их князя Доманта яша, зять бо князя Дмитрия Александровича..?какой ДОМОНТ был убит около 1285 г.??? Нальшанский

Воспоминания о князе ДОВМОНТЕ :
1.Житие и жизнь святого великого князя ДОВМОНТА - Тимофея, написанное в начале XIV века, по рассказам современников князя ДОВМОНТА, называет сыном МИНДОВГА. (15)
2.«Один из списков древней службы ДОВМОНТУ», написанный в XVI веке…ДОВМОНТ.….от старейшего брата Войшелга на Святой горе иночествующего…уверовал…оставил отеческое безбожие…и прииде в Псков… (16)
(следовательно, ДОВМОНТ является сыном Миндовга, служба ДОВМОНТУ была утеряна в XVIII веке)
3. Псковский Митрополит с 1816-1822 гг. Евгений (Болховитинов) учёный, историк, в своих трудах ДОВМОНТА именует только МИНДОВГОВИЧЕМ.
Святый Благоверный Князь ДОВМАНТ МЕНДОГВОВИЧ,…сын Великого Князя Литовского Мендогва, из Литвы переселившийся с родом своим во Псков в 1266 году…Мощи его под спудом в правом притворе Кафедерального Псковского Троицкого Собора. Он причислен во Святые в 14 столетии, а в 1374 году создана во имя его церковь…Служба ему соченена в 16 столетии… (17)

4.……ДОВМОНТ сын Миндовга…. (18)

5…в 1266 г. появился во Пскове со своею дружиной Литовский князь ДОВМОНТ, сын Миндовга…. (19)

Древняя подпись на гробнице ДОВМОНТА в Псковском храме Святой Троицы:
«Святый Благоверный Князь Тимофей, прежде именовался ДОМАНТ (20) родился в земли Литовской от Литовского Князя Миндовга и в лето 1266, оставив землю Литовскую, переселился во град Псков, со всем своим родом, и в нем Святое Крещение принял; мужества же ради ради и добронравия Княжением Псковским бысть почтён. Во время же своего княжения во граде Пскове многия преславные одержал победы над Литвою и Немцами, многия грады их разорил и Чудь и Поморие попленил. За дарованные же от Бога победы в знак благодарения и для памяти будущим родам многие Святые поставил Церкви, и пожив свято и Богоугодно в посте и молитвах, преставился в Небесную славу в лето 1299 месяца Майя в 20 день и положено честное тело его в Соборной Церкви Пресвятые Троицы». (21)
При гробе повешен и меч его. (22)

По воспоминаниям иностранцев Псковичи отличались честностью и прямотой…
…прежде всего творить правду…исстари существующею на земле…требовали с обоих сторон чинить правду…. (24)

А поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны
(25)

……..яко всякая правду делающая душа является домом - храмом Святые Троицы….и стояти незыблемо за сей душевный храм научи…(26)

К тому же Святой ДОМОНТ псковский был Великим Литовским князем. Одним из создателей Великой Литвы. Великие князья выбирались на сеймах.
По законам рыцарской чести убийцу Миндовга не могли избрать в Великие Литовские князья.
ПСКОВСКИЙ князь ДОВМОНТ был шестым ВЕЛИКИМ ЛИТОВСКИМ князем. Его предшественником был ТРОЙДЕН брат Довмонта УТЕНСКОГО. (27)

Предшественник:
Тройден

Великий князь Литовский
ДОВМОНТ
1282-1285


Преемник:
Бутигейд

Литературные источники:
(1) А.И.Комеч. Каменная летопись Пскова. М.2003.С.70
(2) А.Н.Нарбут. Генеалогия Украины. Москва. Научный труд. 1966. С.80,81
(3)Реформы Петра 1 были встречены несочуственно….Пётр подавлял оппозицию самыми суровыми мерами…кара падала не только на «пасквили» но и на авторов их разыскивали и предавали жестоким казням…Типографию Академии Наук и её произведения он изъял из ведения духовенства… в 1701 году им издан указ «монахи в своих кельях писать не могут…а лишь в трапезе с позволения начальства…». Пётр был инциатором, редактором, корректором « С/Пбг ведомостей» первого органа Русской печати…
В 1742 году Елизавета издала указ чтобы «книги Российские и иностранные в которых упоминаются в бывших два правления известные персоны, предъявлять в де-сианс академию»… Словарь Брокгауза и Ефрона. Том 37. С/Пбг. 1903. С.955,957
(4) Основанием послужили:
а.. Изображение икон Пресвятой Богородицы в православной церкви, прославляемых…..Москва. 1848г.
б. Благодеяния Богоматери роду христианскому через её Святые иконы. С/Пбг. 1905
в. Полный христианский Месяцеслов. Всех празднуемых Греко-Восточной церковью Святых. С/Пбг. 1822
г. Памятник веры, предоставляющий благочестивому взору христианина праздненства православную церковью установленных святым угодникам БОЖИИМ…Москва. 1838
(5) Служба Мирожской иконе Божией Матери, написанная в конце XVII века, найдена автором в отделе редкой книги Ярославского Спасо-Преображенского музея заповедника в феврале 2010 года.
(6) Новый энциклопедический словарь. Пятнадцатый том. Ф.А.БРОКГАУЗ и И.А.ЕФРОН. С/Пбг. С.387
(7) а. Н.М.Карамзин. История государства российского. М. 2007
б. С.М.Соловьёв. История россии с древнейших времён. М. 2006
в. Н,И,Костомаров. Русская история. М. 2006. У историков XIX века о сыне Довмонта Давиде нет даже упоминаний.
г..В.Б,Антонович. Монографии по истории западной и Ю-З России. Том 1. Киев. 1885.С.41…среди сподвижников Витеня и Гедемина единственная выдающаяся личность представитель Руси Давид староста Гродненский…
д. Газета «Псковская губерния» 13-19 декабря 2001 г. Статья «Жена псковского князя Довмонта» Таисия Круглова. Кандидат исторических наук…Единственного сына Марии и Довмонта некого Давида…князь с таким именем приезжал в Псков, но приходился ли он княжеской чете сыном, нам неизвестно…
(8) Основанием послужили:
а. История княжества псковского. Евгений (Болховитинов). Киев. 1831
б. Н.Ф.Окулич – Казарин. Спутник по древнему Пскову. Псков. 1913
в. Н.Ф.Левин. Храмы и монастыри губернского Пскова. Сборник дореволюционных публикаций. Псков. 2005
г. Иван Беляев. История города Пскова. Москва. 1867.
(9) Вестник Юго-Западной и Западной России. К.Говоровский. Июль. Киев. 1862. С.5, Довмунд князь псковский, род.1227 год, умер1299 год.
(10) А.Н.Нарбут. Генеалогия Украины. Научный труд. Москва. 1966. С.80. 81
(11) Живописная Россия отечество наше. Том 3.1 часть. С/Пбг. 1882. С 214
(12) Словарь Брокгауза и Ефрона. Том 20. С/П. 1890. С.839
(13) Там-же.
(14) Там-же.
(15) А.Р.Андреев. Князь Довмонт Псковский. Документальное жизнеописание. Москва. 1998. С. 11-33
(16) Псковские епархиальные ведомости. 15 мая 1899 г.
(17) Митрополит Евгений (Болховитинов). История княжества Псковского. Псков. 2009. С.261
(18) Святыни и древности Пскова. Графа М.Толстого. Москва.1861.С.31
(19) Н.Ф.Окулич-Казарин. Спутник по древнему Пскову. Псков 1913. 2001. С.16
(20) Имя литовское Доумантус писалось по разному; в псковских летописях Довмонт, Домонт, в новгородской Довмон, Домонт, в Софийской Домонт, в Степенной книге Домант. Из книги А.Р.Андреева. Князь Довмонт Псковский. Москва. Москва. 1998 г. С.238
(21) Николай Ильинский. Описание г.Пскова и его знаменитых пригородов. С/Пбг. 1790 г. С.32,33
(22) Митрополит Евгений (Болховитинов). История княжества псковского. Киев. 1831 г. Псков. 2009 г… С. 302
(23) Словарь Брокгауза и Ефрона. Том 20. С/П. 1890. С.839
(24) История княжества псковского. Евгений (Болховитинов). Киев. 1831. Псков. 2009. С.200
(25) Евангелие от Иоанна. Глава 3, ст.21
(26) Слова из Молитвы к СВЯТОМУ ДОВМОНТУ Псковскому:

Из статьи Евгении Георгиевны Чижиковой, урожденной Домонтович. http://domont.blogspot.com/

Сообщение отредактировал Кызылдур: 16.11.2011 - 13:42 PM
По просьбе автора статьи добавлено имя автора.


#9 Марк

Марк

    Reiðr i striði

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8788 сообщений
738
Патрон

Отправлено 15.09.2011 - 00:10 AM

Довмонт славный воитель, но смешно называть его святым.


Но воитель то - славный был! Этим и импонирует (мне во всяком случае).
  • 0

#10 Кызылдур

Кызылдур

    Requiescat in pace

    Топикстартер
  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1693 сообщений

Отправлено 15.09.2011 - 00:59 AM

Поясните пожалйста вот какие моменты.
1. Довмонт-Тимофей Псковский был сыном Миндовга? Убил папашу?
2. Довмонт-Тимофей был великим князем ВКЛ после Тройдена?
Информация в источниках скудная и перепутанная. Просто думаю, такой примечательный факт, как бытность великим князем ВКЛ своего князя, псковичи не должны были оставить без внимания. Да и другие летописи. Может хотел быть, но не сложилось? Потом непонятно ,кем ему или Тройдену доводился преемник его Будикид. Если Будикидов отец Сколоменд, то не ятвяжский ли он князь Скаламант в хронике фон Дуйсбурга? Между Палемоновичами и Гедиминовичами возникает лакуна, литовское "Смутное время".
На сайте Родовид не нашел сына Миндовга по имени Довмонт, только сына Романа (Ромунда).
Если святой Тимофей не был Нальшанским князем (который возможно убит в 1285 г), то зачем воевал с Герденем за этот удел?
В хронике Быховца великим князем был сын Ромунда, князь Утицкий. Но! титулование великий князь у него ещё до убийства Тройдена. "Y panuiuczy welikomu kniaziu Troydenu, y kniaź weliki Dowmant pryszedzsy z Pskowa wozmet horod Połtesk y imetP kniażyty na Pskowe y na Połocku". Ошибка?

Сообщение отредактировал Кызылдур: 15.09.2011 - 01:21 AM


#11 Марк

Марк

    Reiðr i striði

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8788 сообщений
738
Патрон

Отправлено 15.09.2011 - 07:21 AM

Могу порыться, если вопрос ко мне.
Все равно пороюсь, даже если спрашиваете у kmetа - навряд ли он обидится.
  • 0

#12 Марк

Марк

    Reiðr i striði

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8788 сообщений
738
Патрон

Отправлено 15.09.2011 - 08:27 AM

Поясните пожалйста вот какие моменты.
1. Довмонт-Тимофей Псковский был сыном Миндовга? Убил папашу?


1.У Бобринского А. , в исследовании «Дворянские роды внесенные в Общий Гербовник Всероссийской империи, ч.1 (до конца XVI столетия), 1890 г.» про Довмонда следующее можно найти:
Начало государей Литовских. «В лето 6637 (1129) прииде на Полоцкие Князи на Рогволодовичи Князь Великий Мстислав Володимирович Мономах и Полтеск взял, а Рогволодовичи забежали в Царьград. Литва в ту пору дань даяше Князем Полоцким, а владома своими гетманы… и Вильвяне взяша себе из Царьграда Князя Полоцку Ростислава Рогволодовича детей Давила Князя, да брата его Молковца Князя; и той на Вильне первой Князь Давил, брат Молковцев большой.
А дети его Вид, его-же люди волком звали; да Ердень Князь.
А Ерденев сын крестился, был Владыка во твери, которой на Петра Чудотворца волнение учинил; звали его Андреем; писал на Чудотворца лживые словеса.
А у Молковца Князя сын Миндовг.
А у Миндовга Князя дети: Вышлег, да Домант. Того-ж Вышлега избра Господь поборника по правой вере и иде в гору Синайскую от отца своего, и позна веру Христианскую, и крестися во имя Отца, сына, и Святаго Духа, и научися святым книгам, и пострижеся во мнишеский чин во святей горе, и пребыв в светей горе 3 лета, и пойде в землю свою, и прииде из Синайские горы к отцу своему к Миндовгу, и монастырь себе созда. Отец же его много ласкаше и муками претяше, он же никако ласкание слушаше, ни прещения бояшеся, и живяше в монастыре, и славя Святую Троицу. Отца, и Сына, Святаго Духа.
И в лето 6773 (1265) побишась Литва меж собою Божиим попущением, убиша Миндовга, Князя Молковца сына. Ердень Князь, Давилов сын, сдумав с своими советники, уби Князя Миндовга, Молковцова сына, сродника своего.
И Вышлегж по убиении отца своего Миндовга на время сня с себя ризы чернеческие. И обещася Богу опять приняти ризы чернеческие на 3 лето, а устава мнишскаго не остася, и совокупи себе вои многие, и отца своего приятели, и помоляся Богу, и иде на поганую Литву, и победи я, и плени всю землю их.
А 2 (й) Миндовгов сын, а Вышлегов брат меньшой Домант, иде во Псков на другое лето, и княжиста во Пскове, и крестися, и наречен бысть во святом крещении Тимофей».


Т.е. по Гербовнику (а именно оттуда черпал свои сведения Бобринский) Довмонт не был замешан в убийстве отца своего – в смерти последнего повинен Ердень.

2. Довмонт-Тимофей был великим князем ВКЛ после Тройдена?


А по Великом Князе Миндавге седе на княжении Литовском Давилов сын Вид, его-же люди волком звали, и тот прибавил Деревские земли много.
А по нем седе на великом княжении Видов сын Пройден, и тот прибавил Ятвяг.
А потом седе на великом княжении Пройденев сын Витем, и тот прибавил земли Литовские много и до Бугу.
А Витенев сын Едиман Князь Великий.
А Едимановы дети:
1. Мондовид, бездетен.
2. Наримант, после отца своего Едимана сел на Великом княжении на Литовском, и бысть ему брань с татары, и впаде в руце татаром, в тож время бывшу Великому Князю ивану Даниловичу в орде, и Нариманта выкупил, и отпустил его на великое княжение. Наримант же, не дошед в своея вотчины, крестися по своему обещанию, и наречен бысть в святом крещении Глеб; и тогда братья его и вся земля Литовская не даша ему великого княжения, а посадиша на великое княжение Олгерда, а Нариманта взяли в Великий Новгород на пригороды.
3. Сын Едимантов Евнутей.
4. Олгерд.
5. Кестутей.
6. Корибут.
7. Люборт.

Сообщение отредактировал Марк: 15.09.2011 - 08:44 AM

  • 0

#13 Марк

Марк

    Reiðr i striði

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8788 сообщений
738
Патрон

Отправлено 15.09.2011 - 09:03 AM

Копать другие источники? Дело в том, что Бобринский специально оговаривается по поводу родословной литовских князей:
"Настоящее издание заключает в себе не родословные, но лишь краткие заметки о всех дворянских родах, внесенных в Гербовник, причем роды эти помещены в хронологическом порядке... Гербовник, по назначению своем, должен был быть сборником гербов и кратких заметок о происхождении всех российских дворянских родов".
И главное:
Литовские князья (Хованские, Голицыны, Куракины и т.д.) имеют родоначальником Гедемина. О происхождении же самого Гедемина большая часть историков умалчивает (на время написания Гербовника видимо). В Бархатной книге и в Гербовнике Гедемин показывается происшедшим от Изяслава - старшего сына Владимира Святого. Хотя представляется очень невероятным, чтобы потомок Владимира Святого мог еще быть язычником в XIV в... Критики, находящие невозможным происхождение Гедемина от рода Рюрика, пусть обвиняют не меня, а составителей Гербовника и Бархатной книги.
  • 0

#14 kmet

kmet

    Абитуриент

  • Гости
  • PipPip
  • 17 сообщений

Отправлено 15.09.2011 - 09:39 AM

Как, видим из разных летописных источников можно получить совершенно противоречивую информацию о князе Довмонте.
Видимо из-за того, что князей с таким именем было 3, перепутались со временем и события связанные с ними, в результате чего, первому Довмонту Псковскому, похоже приписывают и поступки прочих Довмонтов. В общем путаница достаточно обычная для истории, когда не сохранилось прямых источников о данном лице и событиях, сие не ново.

Имея сохранившиеся летописные своды не возможно даже понять:

Чьим сыном был Довмонт
Кто отнял у него жену - Миндовг или Наримунт
Виновен ли Довмонт непосредственно в убийстве Миндовга
Конкретные деяния, которые стали причиной канонизации этого князя?


Видимо многое могли бы прояснить Полоцкие летописи, которые, к сожалению не сохранились :(

По сему, считаю весьма безотвественным называть этого князя "канонизированным цареубийцем", имея к тому очень мало весьма ненадежных доказательств.
Я не лелею иллюзий о нравах тех времен - родственной крови тогда лилось немерянно, но оскорбялть и чернить великую историческую личность ВКЛ и Руси по таким неубедительным основаниям, считаю недостойным.

#15 Марк

Марк

    Reiðr i striði

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8788 сообщений
738
Патрон

Отправлено 15.09.2011 - 09:53 AM

И я о том же. Читаем Половцева теперь («Русский биографический словарь»):
«Довмонт, в крещении Тимофей, св. князь Псковский, скончался 20 мая 1299 г. Довмонт происходил из рода князей Литовских и в 1263 г. был Нальшанским князем в Литве. В это время умерла жена вел. Кн. Литовского Миндовга, на родной сестре которой женат был Довмонт. Миндовг послал жене Довмонта приглашение приехать отдать умершей последний долг, но когда она приехала, то сказал ей: «сестра твоя, умирая, велела мне жениться на тебе, чтобы другой женою не огорчить детей» и женился на ней, несмотря на еея сопротивление. Довмонт не имел силы отнять у Миндовга жену и затаил свое мщение, и, когда Миндовг отправил свое войско против Брянского князя Романа, Довмонт находился в нем в числе других литовских князей, заранее уговорившись с Тренятей, племянником Миндовга, князем Жмудским, покуситься на жизнь Миндовга. На походе к Брянску Довмонт оставил войско, ссылаясь на то, что волхвы предсказывают ему дурное, возвратился в Литву и, соединившись с Тренятей, внезапно упал на Миндовга и убил его вместе с двумя его сыновьями. По предварительному уговору с Довмонтом, Тренята стал великим князем Литовским, но вскоре убит был приверженцами Миндовга, мстившими за смерть Миндовга. Великим князем Литовским сделался единственный оставшийся в живых сын Миндовга, Воишелг, и начал казнить всех врагов своего рода. Тогда Довмонт с дружиной и родом своим бежал в 1266 году во Псков и принял там крещение с именем Тимофея… Ни одного князя псковичи не любили так сильно, как Довмонта… Довмонт умер 20 мая 1299 г. и был погребен в Псковском Троицком соборе, где доныне хранятся его меч и одежда. Церковь причислила его к лику святых».
Половцев, работая над этой статьей, черпал сведения из Арцыбашева, Соловьева, Костомарова и архиепископа Игнатия: «Краткие жизнеописания русских святых».
Копать дальше?

Сообщение отредактировал Марк: 15.09.2011 - 09:54 AM

  • 0

#16 yustas

yustas

    Профессор

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 933 сообщений
29
Обычный

Отправлено 15.09.2011 - 10:18 AM

Марк
Копать другие источники?

Копать!
Интересны материалы использующие первоисточники (летописи, хроники и т.д.)
И оставляйте пожалуйста ссылки, чтобы можно было ознакомиться с интернет ресурсом.

Сообщение отредактировал yustas: 15.09.2011 - 10:19 AM

  • 0

#17 Марк

Марк

    Reiðr i striði

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8788 сообщений
738
Патрон

Отправлено 15.09.2011 - 10:42 AM

Марк
Копать другие источники?

Копать!
Интересны материалы использующие первоисточники (летописи, хроники и т.д.)
И оставляйте пожалуйста ссылки, чтобы можно было ознакомиться с интернет ресурсом.

Я собственный архив использую. Ссылок нет потому (только источники называю). :unsure:


Теперь очередь Иванова Н. «История Литовско-Русского гос-ва»:
Предком литовской династии Гедиминовичей новейшие историки считают князя Скирмунта, старший сын которого Тройден (некоторые авторы называют его Трайден, а литовцы—Трайдянис) в 1268 г. возглавил выступление литовских князей против великого князя литовского— королевича галицкого Шварна Данииловича. В 1270 г. Шварн был изгнан с трона и вскоре умер (по некоторым данным—отравлен), а Тройден стал великим князем. По всей видимости, его сыновьями были княжившие в Литве в 90-е годы XIII в. Бутивид (Пукувер) и Бутигейд (Будикид). Сыном Бутивида (Пукувера) был Витень, которому наследовал на велико-княжеском столе в Литве его брат Гедимин. (Сх. Шр).
Враждебные Гедиминовичам московские сочинители XVI—XVIII вв. выдвигали различные версии возникновения в Литве правящей династии (Общерусский свод «Начало государей Литовских» и др.). История древней Литвы стала объектом острой идеологической борьбы в историографии. Вот некоторые московские версии:
1. Гедимин происходил из рода Рюриковичей (по нисходящей линии от Владимира I Святославича, великого князя киевского: Изяслав


полоцкий—Брячислав—Всеслав—Рогволод—Ростислав—Давил—Вид «Волк»—Троен—Видень—Гедимин) [50] (Сх. 1Лег).
Эта легенда была принята официально и вошла в «Государев родословец» 1555 г., а позже и в «Общий Гербовник».
2. Когда Владимир «Мономах» (ум. 1125) занял Полоцк, то Рогволо-довичи бежали в Царьград, а «Литва в ту пору дань давала князьям полоцким, а города литовские были во власти киевских, черниговских, смоленских и полоцких князей. И тогда жители Вильно (?) пригласили из Царьграда князя полоцкого Ростислава Рогволодовича с детьми. Его дети Давил и Мовколд, сыновья которых Вид, Ердень и Миндовг, сын Ерденя— епископ тверской Андрей, сын Вида—Пройден, дети Миндовга—Войшелк и Довмонт. У Пройдена сын Витень и внук Гедимин (Сх. 1 Лег).
Следует признать, что никто из историков уже давно не воспринимает эти версии всерьез, как впрочем и идеи происхождения Гедиминовичей от римских императоров («Летописец великих князей литовских»):
1. Первая правящая династия происходит из Рима от Палемона, родича Нерона (император 37—68 гг.), т.е. она древнее и польских и русских династий. Прибывшие из-за моря князья Боркг, Коунас и Спера ставят новые города в своем краю, который в дальнейшем процветает.
2. Представители этой династии заняли русские земли после опустошения их татарами в XIII в., обустроили городами и освободили от ханской власти:

1) Узнав, что русская земля опустела и князья разогнаны, один из князей этой династии пришел с войском на р. Неман и построил на ней город и назвал его Новгород (Новогрудок) и сделал великий князь этот город столицей. Затем он рубит города Гродно, Берестье, Дорогичин, Мельник. Словом, Волынская земля по праву принадлежит Литве, а не Польше или Руси.
2) Другой князь с войском пошел на Полоцк. Сын этого князя принял в православии имя Борис и основал город Борисов. Подобные утверждения в пору борьбы Литвы за Полоцк с войсками Ивана IV «Грозного» должны были звучать весьма актуально.


3) Еще один князь занял Пинск и Туров, затем, разбив татар, занял ряд русских городов (Мозырь, Чернигов, Стародуб, Карачев). Все попытки «согнать» литовских князей с «отчины» встречали отпор членов династии Палемона, включая ее последнего представителя Рингольта, который был в Новогрудке, оставил в нем Войшвилка и сам «умре».
3. Кем-то делалась попытка «продлить» правление этой династии. Члены новой династии Китовраса действуют не менее успешно. Так, один из князей опустошил Латгалию, которую лишь позже занял Орден. Другой перенес столицу из Новогрудка в Кернов. Третий, по имени Тройден, воевал с ляхами, русскими и мазовшанами.
В «Летописце» ссора Миндовга и Довмонта перенесена на Нариманта и Довмонта, «сыновей Тройдена». Довмонт «поял» жену Нариманта и должен был бежать в Псков. Появляется здесь и Войшелк, но под именем Римонта—Лаврыша—Василия. Он тоже сын Тройдена и мсит за смерть отца. Лаврыш разбил войско Довмонта и взял город Полтеск (Полоцк), а сам ушел в монастырь, передав власть своему маршалку Витеню из поколения Колюмнов из имения в Жемайтии (Жнекрофи) под названием Айракгола. Так, якобы начала княжить династия Колюмнов—славная династия Гедимина.
Вот Kmet родословная упомянутых «трех» литовских Довмонтов по Иванову:
30. Довмонт (Даумантас, в крещ. Тимофей) (+1299), кн.
нальшенайск., псковск.
Мать—дочь (или внучка ?) Рогволода Борисовича полоцк. Жены: 1) ок. 1260—дочь (неизв. по имени) Герденя, кн. нальшенайск., полоцк., Витебск (?). 2) после 1272—Мария Дмитриевна, кнж. переяславск.(сев.). Ум. (предполож.) бездетн.
1) По данным [Богуславского] его отец—Ердивил, кн. жемайтск., а Лакиера - Миндовг.
2) По некоторым данным у него был сын Давыд, староста городенск.
3) См. примеч. (О Доманте-Довмонте. В Лаврентьевской, Симеоновской и Никоновской летописях под 1285 г. сообщается, что в битве тверичей, москвичей и других с Литвой погиб литовский князь Домант. В данном случае речь идет о каком-то литовском, а не псковском князе Довмонте (Тимофее). Возможно, это Довмонт I (Довмунд) Ромундович (Романович)? Годы его жизни неизвестны, но можно предположить, что в 1285 г. погиб именно он. Рассуждаем следующим образом. Продолжительность одного поколения 35 лет. Двоюродный правнук Довмонта I—Ямонт (Гамант) Тулунтович погиб в 1399 г. в битве на р. Ворскла. Отсчитываем в обратную сторону 3 раза по 35 лет (105) получаем дату 1294 (1399—105). Ошибка—9 лет, вполне преемлемо. Возможно, погиб в 1285 г. другой литовский князь по имени Домант).

31. Довмонт (Довмунт II) (уп. 1400), легендарн. кн. литовск.
Отец—Гурда, легендарн. кн.
Дети—Гогуль—родоначальник кнн. Гогуль-Гедройц; Войцех (Войткус)—родоначальник кнн. Гедройц; Петрас— родоначальник нн. Сухоцких.
32. Довмунд I, легендарн. кн. литовск. (уцяньский).
Отец—Ромунд (Роман), легендарн. кн.
Дети—Ялгольд (Ялголд) и Габриель (?)— родоначальник князей Сесицких, Свирских.
  • 0

#18 Марк

Марк

    Reiðr i striði

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8788 сообщений
738
Патрон

Отправлено 15.09.2011 - 10:51 AM

На этом можно, пожалуй, и закончить "копания" мои. Иванов, на мой взгляд, довольно полно отобразил историю вопроса и разъяснил перепития все, с эти родом связанные. :)

Можно, конечно, еще отдельно покопать генеалогию фамилий от Довмонта род ведущих, но навряд ли обнаружим уже что-то новое. Детали разве незначительные?

Сообщение отредактировал Марк: 15.09.2011 - 10:56 AM

  • 0

#19 yustas

yustas

    Профессор

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 933 сообщений
29
Обычный

Отправлено 15.09.2011 - 13:10 PM

Марк

В развитие ваших постов хочу добавить информации:

Помимо Бобринского А.А.

http://www.runivers....page/1/mode/1up

Половцева А.А.

http://www.rulex.ru/
http://www.rulex.ru/01040941.htm

Иванова Н.М.

http://www.i-u.ru/bi...vanov_istorija/
http://www.i-u.ru/bi...vanov_istorija/

можно исследовать следующие материалы -

http://ru.wikipedia....сских_летописей
http://ru.wikipedia....усские_летописи
http://dlib.rsl.ru/v...806.pdf#?page=2
http://imwerden.de/p...etopis_1926.pdf
http://www.vostlit.i...c/frametext.htm
http://krotov.info/a...3/byhov_01.html
http://www.brocgaus....ext/026/627.htm
http://litopys.org.u...nks/inlitop.htm
http://litopys.org.u...l3235/lytov.htm
http://www.allmonarc.../lithuania.html
http://www.allmonarchs.net/russia.html

Сообщение отредактировал yustas: 15.09.2011 - 13:25 PM

  • 0

#20 fnool

fnool

    Доцент

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 577 сообщений
129
Голос разума

Отправлено 15.09.2011 - 13:14 PM

По поводу "копать источники", источник исходного поста - А.Б. Широкорад "РУСЬ И ЛИТВА. Рюриковичи против Гедиминовичей" Москва «Вече» 2004

Текст взят из книги практически без изменений. Книга очень интересная, так что комментарий для интересующихся, а не чтобы уесть глубоко уважаемого мною Кызылдура.
  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Copyright © 2024 Your Company Name
 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru