Перейти к содержимому

 

Поиск

Рассылка
Рассылки Subscribe
Новости сайта "История Ру"
Подписаться письмом

Телеграм-канал
В избранное!

Реклама





Библиотека

Клавиатура


Похожие материалы

Реклама

Последнее

Реклама

Фотография
- - - - -

Церковь во время татаро-монгольского ига


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Play

Play

    Доцент

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 525 сообщений
5
Обычный

Отправлено 19.11.2007 - 16:49 PM

Нашествие монголов и его влияние на судьбы Русской Церкви

В 1237-1240 гг. произошло то, что по грехам людей должно было произойти. Глухими остались князья и бояре-феодалы к "голосу земли", к стонам простых сердец людей, к голосу Церкви, которая устами своих святителей умоляла к прекращению кровавых междоусобиц, звала к единству.

В 1236 г. через Уральский хребет перевалили огромные татаро-монгольские орды хана Бату (Батыя). Двигались они не спеша. Лишь летом 1237 г. Батый пересек Волгу и вторгся в пределы Рязанского княжества. Времени для организации отпора было достаточно, Русь могла бы выставить силы не меньшие, чем имел Батый. Но каждый удельный князь думал лишь о себе.

В точение лета было разорено до основания Рязанское княжество. Батый, ломая героическое сопротивление разрозненных защитников, движется на север. Горят Коломна, Москва, взят Владимир на Клязьме. Владимирский князь Юрий в последний момент призвал князей ополчить народ, но русские потерпели поражение, князь погиб, его племянник кн. Василий попал в плен, где за отказ отречься от христианства был замучен. Батый движется на Новгород; весенняя распутица останавливает его в 200 им от Новгорода, и орды поворачивают на юг. Войдя в степные низовья Волги, татары основываются здесь в форме полукочевого государства Золотой Орды со столицей - новым городом Сарай (на ловом берегу Волги, южно-восточнее нынешнего Сталинграда).

В 1240 г. часть татарского войска пошла на запад, нанесла колоссальный урон Киеву, обратив его в ничтожное местечко, где осталось около 200 домов, причем разрушена была и Десятинная церковь. Затем орда огнем и мечом прошла по южной части Галицко-Волынского княжества, перевалилась в Карпаты, вторглась в Венгрию, но оттуда, под встречным ударом закованных в латы чешских рыцарей, попятилась на Русь.

Вся русская территория от среднего Днепра до Волги была под татарским ярмом. Новгородская земля сохранила свою независимость, хотя и должна была платить Орде откуп.

Галицко-Волынское княжество должно было признать частичную, вассальную зависимость от хана.


ОТНОШЕНИЕ МОНГОЛОВ К ХРИСТИАНСТВУ, ХАНСКИЕ ЯРЛЫКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Часть прежних гражданских и церковных историков (Голубинский, Доброклонский, отчасти Знаменский и др.) пытались всячески приуменьшить ущерб, нанесенный монгольскими захватчиками Русской Церкви. Указанные историки сильно акцентируют на веротерпимости татар и даже намекают на благожелательность интервентов к Церкви. Но факты вопиют против этого. Татары в войне вели себя свирепо, они не щадили ни беспомощного мирного населения, ни священнослужителей, ни святынь. В числе невинных жертв была масса белого и монашествующего духовенства. Почти все храмы по пути следования орды были уничтожены.

Каково же было положение Церкви? Церкви был нанесен огромный ущерб. Краса Руси - Киев - разрушен, Печерская обитель - разгромлена, иноки разбежались. Правда, Северо-восточная Русь была менее опустошена. Население и вообще церковная жизнь вследствие этого передвигаются на север - в Москву, которая стает средоточием церковной жизни.

При завоевании Руси монголы были язычниками. Они признавали единого Бога, но поклонялись и разным другим богам - солнцу, луне, воде, огню, идолам, теням умерших ханов, верили в очистительное значение огня, в колдовство и держали у себя целые толпы шаманов и заклинателей. В Орде едва ли даже и была одна какая-нибудь господствующая религия. В состав орды входили воины различных вер (больше всего буддисты и мусульмане), и ханы не препятствовали совершению различных религиозных обрядов. В своей книге "Ясе" (книга запретов) Чингис-хан велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они ни были.

В Орде свободно отправлялись всякие богослужения, и ханы сами участвовали в совершении и христианских, и магометанских, и буддийских обрядов, уважали и духовенство всех вер.

Но вое это не мешало ни Чингис-хану, ни его наследникам зверски расправляться со священнослужителями и жечь святыни. В частности, воины Батыя безжалостно сжигали все книги, находимые ими в храмах и монашеских кельях. Так, почти совсем были уничтожены все книжные богатства, накопленные Русью. Из дальнейшего мы увидим, насколько практика ханов мало считалась с "Ясой".

Летописи донесли до нас имена очень небольшой части тех из умерщвленных, которые не могли оказать вооруженного сопротивления: в числе их смиренные старцы еп. Владимирский Митрофан, еп. Черниговский Порфирий, еп. Переяславский Симеон, архимандрит Феодосии, многие иноки Печерского монастыря. Бесследно исчез Киевский митр. Иосиф. Не один из этих мучеников был убит не на крепостной стене, а за молитвой в церкви или в убогой иноческой келье. Всех их почти перед смертью зверски мучили.

Конечно, после того, как захваченные Золотой Ордой русские земли были поставлены от нее в полную зависимость, массовые зверства и грабежи прекратились: ханы понимали невыгодность "резать курочку, которая несет золотые яички". Земли были обложены данью, взыскиваемой натурой, деньгами и людьми.

Вначале дань собирали отряды ордынских послов - баскаки. Однако впоследствии дань стали собирать русские князья. Вступление князя в управление своим уделом могло последовать только с согласия хана, присяги на верность хану и получения ханской грамоты - ярлыка.

Первый в монгольское время митрополит Кирилл в самой столице ханов Сарае учредил православную епископию, поставив в нее епископом (в 1261 году) Митрофана, а у хана Менгу-Темира выпросил ярлык духовенству. Еще при первом обложении Руси данью духовенство было освобождено от ее платежа. Хан Менгу в своем ярлыке также освобождает все белое и черное духовенство от всех своих даней и пошлин. Церковные земли и угодья, церковные люди, вощи, книги, иконы и проч. объявлены неприкосновенными; по другому ярлыку хана Узбека митрополиту Потру духовенство освобождено было от всякого ханского суда; все церковные люди подчинены были суду митрополита и притом по всем делам, не исключая уголовных. Всех ярлыков духовенству известно доселе 7.

На деле, однако, практика ханов мало считалась с ярлыками и своей "Ясой". Приведем пока два примера.

В 1246 г. Батый вызвал в Орду черниговского князя Михаила Всеволодовича. Князь вместе со своим боярином Феодором отказался в Орде выполнять языческие обряды. После мучений и истязаний князя и боярина обезглавили и бросили на съедение псам.

В 1270 г. хан Менгу-Темир вызвал в Орду рязанского кн. Романа Олеговича для объяснений по поводу обвинения его каким-то баскаком в поношении мусульманской веры. "Веротерпимый" Менгу-Темир предложил ему отречься от христианства. Вместо отречения князь стал исповедывать христианскую веру, тогда ему вырвали язык, выкололи глаза, содрали кожу и лишь тогда обезглавили.

При хане Узбеке в 1313 г. господствующей верой в Орде сделалось магометанство, известное своим фанатизмом.


РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ В МОНГОЛЬСКИЕ ПЕРИОД

В изучаемый период продолжается дальнейшее распространение православия, и успехи в этом были немалые.
В местностях, подвластных Золотой Орде, миссионерская деятельность велась даже среди буддийцев и мусульман - поработителей Руси.

В 1261 г. с этой целью была учреждена Сарайская епархия. В 1276 г. сарайский епископ Феогност на Константинопольском соборе предлагал вопросы о крещении татар. Известны случаи обращения татар даже из ханского рода. На скрижалях церковной истории запечатлено имя Петра - царевича ордынского, племянника хана Берке, не только принявшего православие, но построившего в Ростове Петропавловский монастырь, где новообращенный царевич скончался в монашеском чине. Мурза Чет построил Костромской монастырь и стал родоночальником рода Годуновых. Родственницы ханов, выходившие замуж за русских князей, всегда принимали христианство.

Одновременно распространялось христианство на Севере, благодаря проповеди подвижников, спасавшихся в северных пустынях. Так, в конце ХIII в. христианство распространяется среди чуди, благодаря трудам преподобного КИРИЛЛА, который основал там Челмогорский монастырь (недалеко от Каргополя). В течение 52 лет преп. Кирилл посветил всю Чудь.

В 1329 г. был основан преподобными СЕРГИЕМ и ГЕРМАНОМ на Ладожском озере на острове знаменитый Валаамский монастырь. Благодаря деятельности валаамских подвижников св. верою были просвещены карелы.

В ХIV в. преп. ЛАЗАРЕМ на Онежском озеро основан Мурманский монастырь, иноки которого просветили лопарей.
На Соловецком острове Белого моря возникла Соловецкая обитель, основанная преп. ЗОСИМОЮ И САВВАТИЕМ. Обитель эта является просветительницею Северного Поморья.

Особенно известен в истории христианской миссии св. СТЕФАН ПЕРМСКИЙ, родом из Устюга, просветивший Пермский край.

Изучив язык зырян - коми, населявших Пермь, он составил зырянскую азбуку и поревел на зырянский язык многие книги Свящ. Писания. Простой в обращении, добрый и бескорыстный иеромонах, св. Стефан пользовался большой любовью и авторитетом среди зырян, которых поучал на родном языке. В 1383 г. ев Стефан был посвящен во епископа. С основанием епархии пермская страна стала получать священников из природных зырян. Епископ развил широкую благотворительную деятельность, заступался за зырян перед великим князем, нарочито приезжая л Москву. Умер св. Стефан в 1396 г. во время поездки в Москву (см. "Ж.М.П.", 1949, 4).


РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ В ХVI в.

После деятельности святителя Стефана Пермского в Перми все-таки продолжало еще существовать язычество. Незаконные браки, нарушение церковных уставов, служение кумирам наблюдалось и спустя 100 лет после проповеди св. Стефана. В ХУ1 в. вол здесь свою просветительскую деятельность среди пермских вогулов и остяков ТРИФОН ВЯТСКИЙ. Он основал здесь обитель, где жил 9 лет, а затем ушел на Вятку, где тоже основал монастырь. Скончался Трифон в 1612 г.

В СЕВЕРНОМ ПОМОРЬЕ среди диких лопарей при Василии III и Иване Грозном распространял христианство постриженник Соловецкого монастыря - преп. ФЕОДОРИТ КОЛЬСКИЙ. Он основал на устье реки Колы монастырь, где жил 12 лет. Феодорит проповедовал лопарям на их родном языке, переводил для них молитвы, учил их грамоте. Успех его проповеди был необычайным. За один лишь день он крестил однажды до 2000 человек.

В одно время с Феодоритом среди лопарей проповедовал ТРИФОН ПЕЧЕНЕГСКИЙ, построивший там монастырь.

После покорения русскими Казанского царства в 1552 г. начинается обращение в христианство татар (магометан). Для успехов веры в Казани была основана епархия, первым святителем которой был св. ГУРИЙ. С торжеством и пышностью прибыл св. Гурий в Казань. В течение 9 лет своего святительства ласковый епископ обратил многие тысячи в христианство - татар, черемис, чувашей, мордвинов, вотяков и башкир.

Помощниками св. Гурия были архимандриты ВАРСОНОФИЙ и ГЕРМАН. Первый, попав в плен к татарам еще 17-летним юношей, хорошо изучил татарский язык, что ому очень помогло впоследствии. Он устроил в Казани монастырь и дал ему устав. Много татар привлекала к Варсонофию его искусство врачевания. Впоследствии св. Варсонофий был епископом в Твери.

ГЕРМАН, инок Волоколамского монастыря, был после смерти Гурия достойным его преемником. Он устроил Свияжский Богородицкий монастырь, который был центром просвещения во всей нагорной части Казанского края.

Из Казанской епархии христианство распространилось в Астрахани и на Кавказе, где просветительною деятельностью занимался игумен Кирилл.



Источник: Русская Цивилизация
  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Copyright © 2024 Your Company Name
 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru