←  Артефакты

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Памятники и Мемориалы

Фотография Ученый Ученый 12.06 2024

Памятник «Тысячелетие России»

 

20 сентября (8 сентября по старому стилю) 1862 года в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России».

Другого такого монумента в мире нет. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии. Посвящен не одному человеку, а всему народу.

 

%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%

Ответить

Фотография Ученый Ученый 12.06 2024

Идея установки памятника 1000-летию российской государственности принадлежала Александру II и была поддержана Комитетом министров. В 1859 году провели конкурс, на который было представлено 52 работы. Победителем стал никому еще не известный выпускник Императорской Академии художеств Михаил Микешин, ему помогал скульптор Иван Шредер. На создание памятника ушло почти полтора года. Закладка монумента состоялась 28 мая 1861 года на площади между Софийским собором и присутственными местами.

 
Силуэт памятника ассоциируется с двумя важными символами российской и новгородской истории: атрибутом царской власти — шапкой Мономаха — и вечевым колоколом. Деление монумента на три уровня подчеркивает знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».
 
В верхней части — ангел, олицетворяющий православие, благословляет коленопреклоненную женщину — Россию. Второй уровень состоит из шести групп. Каждая представляет один из этапов развития российской государственности: от Рюрика (на южной стороне) до Петра I (на северной). Лента горельефа, идущая по кругу внизу, вмещает в себя всю историю России.
 
129 фигур, утвержденных Александром II, объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители.

 

Интересно, что на памятнике нет фигуры Ивана Грозного — одного из наиболее известных представителей династии Рюриковичей. Было решено, что помещать его изображение в Новгороде неэтично, ведь царь «прославился» в том числе и жестоким погромом этого города. Зато на памятнике есть фигура Марфы-посадницы, отстаивавшей древние новгородские вольности и за это высланной Иваном III из города. В число великих литературных деятелей в последний момент, по настоянию Микешина, был включен Николай Гоголь.

 
Памятник 1000-летию российской государственности долгое время служил предметом всевозможных дискуссий. Большая часть общественности благосклонно приняла необычный памятник. Другие, как, например, Герцен, его активно критиковали. Но снести не решились даже большевики.

 


Сообщение отредактировал Ученый: 12.06.2024 - 17:49
Ответить

Фотография Ученый Ученый 12.06 2024

Структура памятника

 

Pict_osn_.jpg

Ответить

Фотография Ученый Ученый 14.06 2024

Как выбирали персонажей для памятника

 

Кого изображать на горельефе в числе выдающихся деятелей России? Этот вопрос оказался одним из самых сложных. По двум причинам.

 

Первая: как выбрать сотню «самых достойных» исторических фигур из периода в несколько веков? Автор памятника Михаил Микешин понимал, что одному ему с такой задачей не справиться. Он обратился к самым видным людям России — авторитетным ученым, историкам, писателям — с одной и той же просьбой: помочь с выбором фигур для горельефа. Микешин написал Соловьеву, Бестужеву-Рюмину, Гончарову, Тургеневу и многим другим. Откликнулись все. Так появились «четверги у Микешина»: каждую неделю весь цвет русской культуры собирался в Академии художеств, чтобы до хрипоты спорить о достоинствах тех или иных «выдающихся деятелей». Эти споры много дали Микешину, но и в каком-то смысле осложнили задачу: слишком полярны были мнения. Окончательный выбор все равно был за автором. И он нашел, возможно, единственно верный выход: выбирать не столько разумом, сколько сердцем. Что-то внутри подсказывало ему, почему на памятнике нужна Марфа Борецкая, но не нужен Иван Грозный, нужен Пушкин, но не нужен Белинский и т. д. Микешин отдавал предпочтение людям созидающего начала, тем, кто любил Россию в себе, а не себя в России.

 

Второй причиной, затруднявшей выбор персонажей для третьего яруса, была политическая конъюнктура: изобразить человека на памятнике означало публично признать его заслуги. И здесь сталкивались интересы представителей разных общественных слоев. Дискуссии не утихали ни в правительстве, когда шло согласование фигур третьего яруса, ни в обществе, когда проект памятника был опубликован.

 

Фигуры Гоголя, Лермонтова, Пушкина и Державина облачены в римские тоги. Почему? Они — классики литературы. Пушкин стоит рядом с Лермонтовым и Гоголем и кажется выше них ростом, хотя в жизни он был ниже. Это сделано специально: изменены положения тел Гоголя и Лермонтова, они стоят в наклоненной позе, чтобы Пушкин — «наше все» — над ними возвышался. Это в какой-то степени отражает и отношение публики к этим писателям во второй половине XIX века. Книгочеи того времени были в недоумении. Пушкин — еще куда ни шло. Но Гоголь, Лермонтов — кто это такие? Да, модные однодневки, но зачем они нужны на памятнике? То ли дело Сумароков, Тредиаковский, Херасков — почему их не изобразили?

 

За то, чтобы на памятнике появился Гоголь, художнику Микешину пришлось побороться. В утвержденном правительством финальном списке Гоголя не было. Однако Микешин на свой страх и риск распорядился подготовить две дополнительные фигуры: Гоголя и… Тараса Шевченко, другого украинского автора, к тому же горячо любимого друга Микешина. Когда о таком «самоволии» художника узнали, разразился скандал. Тогда Микешин обратился с письмом лично к императору Александру II. Несколько длинных и подробных абзацев, написанных убедительным эмоциональным языком, он посвятил Шевченко, доказывая его значение для российской литературы. Про Гоголя же написал один абзац: «Заслуга же Гоголя и его влияние на современную отечественную литературу так велики, что говорить за него я считаю лишним». Император утвердил Гоголя, но не принял Шевченко. Есть версия о том, что Александру II, видимо, было просто некогда читать длинное письмо целиком, поэтому все, что касалось Шевченко, он просто пропустил.

 

На памятнике нет Ивана Грозного. Фигуры его первой супруги Анастасии Романовой и его помощников протопопа Сильвестра и окольничего Алексея Ада­шева — своего рода «замена», компромисс: совсем не отразить эпоху Ивана Грозного — неправильно, но еще более неправильно изображать в Новгороде царя, учинившего над городом в 1570 году чудовищную расправу: якобы за измену, а на самом деле для «законного» овладения богатствами самого богатого города Руси в период затратной Литовской войны, казнили новгородских купцов.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 17.06 2024

Фигура Марфы Борецкой, вопреки ожиданиям, не вызвала нареканий в правительстве. Она была женой боярина Дмитрия Борецкого и матерью Исаака Борецкого, оба — посадники Новгорода. Сама же Марфа опосредованно влияла на политику и общественную деятельность. Запечатлеть ее на памятнике означало отдать дань уважения новгородской истории. Кроме того, Александр II готовил реформу местного самоуправления, учреждение земств, а это также ассоциировалась с республиканскими традициями — с новгородским народным вечем.

 

Фигуру императора Николая I поместить на горельеф Микешину пришлось. Император Александр II прямо спросил художника: «А батюшка?» Микешин пытался объяснять, что, поскольку предыдущий государь умер всего лишь несколько лет назад, слишком рано изображать его на памятнике — ведь чтобы оценить результаты его правления, должно пройти время. По воспоминаниям самого Микешина, Александр II все понимал, не очень-то одобрял политическое наследие отца и не хотел видеть его фигуру на памятнике. Но немалая часть окружения царя считала иначе — и император решил уступить.

 

Часто вызывает недоумение, откуда на памятнике взялись фигуры литовских князей Гедимина, Витовта и Кейстута? Дело в том, что они боролись на стороне России против Польши, где в это время как раз начались антироссийские выступления националистов, мечтавших о независимости от Российской Империи. Кроме того, наличие этих фигур должно было подчеркнуть исконную принадлежность Литвы к русским землям.

 

После революции «памятник тысячелетию самодержавного гнета» клеймили за то, что он не отражает исторической действительности — ведь на нем нет изображений крестьян и рабочих. Исключения составляли Иван Сусанин и — с оговорками — сын крестьянина Михаил Ломоносов и сельский староста Козьма Минин. Но и те «запятнали» себя сотрудничеством с царским режимом.


 


Сообщение отредактировал Ученый: 17.06.2024 - 10:32
Ответить

Фотография Ученый Ученый 19.06 2024

Верхний ярус. Православие

 

Verh_new.jpg


Группа состоит из двух фигур — Россия и ангел. Ангел осеняет Россию крестом. Их подножием служит шар — держава. Надпись на шаре: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».

Ответить

Фотография Ученый Ученый 21.06 2024

Средний ярус. Шесть эпох государства Российского

 

Символизирует «самодержавие». Вокруг шара-державы — семнадцать трехметровых фигур. Они составляют шесть скульптурных композиций. В центре каждой — государь, олицетворяющий свою эпоху.


Middle_gallery_new.jpg


Неслучайно и то, в каком направлении обращены взгляды государственных деятелей. Князь Владимир смотрит в сторону Византии: оттуда он принес на Русь христианство. Петр I — на основанный им Петербург. Михаил Романов — на запад: туда русские прогнали польских и шведских интервентов. Князь Дмитрий Донской — на Орду: туда ушли побежденные монголы. Иван III — на Москву, прежнюю столицу (ведь когда устанавливался памятник, столицей был Петербург). А вот Рюрик… Он должен был бы смотреть на Новгород, куда его призвали княжить. Но в Новгороде-то он и стоит, так что его взгляд устремлен на второй по значению древнерусский город — Киев.

 

Ответить

Фотография Ученый Ученый 21.06 2024

Нижний ярус. Выдающиеся персонажи русской истории

 

Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто — и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью».

 

Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт — известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика — юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав. Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт — блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге — просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории...

 

Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу — нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку — 109 фигур выдающихся российских деятелей.

 

 

Ответить

Фотография Ученый Ученый 26.06 2024

Государственные люди

 

1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9. Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12. Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер князь Кочубей. 17. Александр I. 18. Граф Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I.

 

Niz_gos_deyateli_ALL_.jpg

 

Ответить

Фотография Ученый Ученый 26.06 2024

Почему датой открытия памятника и, соответственно, торжеством в честь тысячелетия России стало именно 8 сентября (21 сентября по новому стилю)? 

 

На эту дату (обращаем внимание, что в 1862 году разница между новым стилем и старым составляла 12 дней) приходилось сразу три других важных события: годовщина Куликовской битвы, день рождения наследника престола цесаревича Николая, а также православный праздник Рождества Богородицы, которую в народе считали заступницей и покровительницей России. Дата 8 сентября позволяла объединить светский и церковный праздники.

 

N-Tysyacheletie_rossii_lubok.jpg

Ответить

Фотография Ученый Ученый 29.06 2024

Военные деятели и герои

 

1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут.
6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский. 9. Михаил Воротынский. 10. Даниил Щеня. 11. Марфа Борецкая. 12. Ермак Тимофеевич. 13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын. 16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26. Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин.


Niz_geroi_ALL_.jpg

Ответить

Фотография Ученый Ученый 03.07 2024

Почему памятник установили в Новгороде? 

 

В окружении императора Александра II удивлялись: какой смысл ставить столь важный памятник в провинциальном городе, где его будут видеть лишь местные обыватели? Уникальная дата требовала столичного размаха. К тому же устойчивая ассоциация с Новгородом — это новгородское вече, республиканские традиции. Вдруг решение расположить памятник именно здесь будет воспринято как сигнал в сложное для страны время? Ведь еще свежа память о восстании декабристов, а все царствование Николая I прошло под флагом борьбы с инакомыслием. И все же Александр II поддержал кандидатуру Новгорода: державность, по мнению императора, не противоречит гражданским свободам. В их соединении царь видел цивилизованное будущее российского государства. Поэтому некоторые историки называют новгородский монумент «памятником великим реформам Александра II».


Почему автором памятник стал не скульптор, а художник?

 

Михаил Микешин был блестящим выпускником Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Микешин вот-вот должен был отправиться на шестилетнюю стажировку в Италию.

 

О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг, не слишком удачливый скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение — трехъярусный памятник, в основе композиции которого — держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем. Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, — дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.


Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей — исторических персонажей — силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики). Микешин сразу понял, что это — удача: истинное художественное решение всегда несет в себе внутренний конфликт.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 03.07 2024

Михаил Микешин

 

qWE5M1Z42UO5Hi29RObmh7MunvhXc4sHWNax45uN

Ответить

Фотография Ученый Ученый 22.07 2024

Гора Рашмор

 

Гора Рашмор с высеченными на ней портретами 4 президентов США находится в штате Южная Дакота. Этот мемориал стал одним из символов страны, увековечившим память выдающихся политиков — Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна, Теодора Рузвельта, внесших весомый вклад в ее развитие. Высота барельефов составляет 18 метров, на протяжении 14 лет на их созданием под руководством скульптора Гутзона Борглума трудилось около 400 рабочих, для кого-то это была просто работа, приносящая доход, другие же осознавали, что являются творцами грандиозного мемориала, напоминающего о славных страницах истории развития страны.

 

Ежегодно достопримечательность посещает порядка 3 миллионов путешественников из разных стран, самый большой поток туристов наблюдается в летние месяцы. Помимо собственно монумента посетители могут посетить местный музей, посвященный скульптору и помогавшим ему рабочим, и другие интересные объекты.


Именно скульптор Борглум подобрал персон, чьи лица мы можем видеть на горе Рашмор. По его мнению, в период правления этих президентов произошли ключевые события, отразившиеся на развитии страны. В горе был высечен портрет Джорджа Вашингтона, под руководством которого страна добилась независимости от Великобритании, он стал первым президентом США. В силу большого вклада Вашингтона в зарождение и становление нового государства скульптор решил выделить его изображение, сделав его самым заметным в композиции.


Символом роста страны автор проекта выбрал Томаса Джефферсона, который был одним из авторов Декларации независимости, в период его управления государством у Франции была приобретена Луизиана, что вдвое увеличило его территорию. Президентство Авраама Линкольна пришлось на непростое для страны время — Гражданскую войну, он сделал многое для отмены рабства в США, поэтому скульптор включил его в мемориал. Еще одна важная политическая фигура — Теодор Рузвельт, профиль которого также высечен в скале. Будучи президентом, он принимал участие в ведении переговоров по поводу строительства Панамского канала — кратчайшего пути из Атлантического океана в Тихий.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 26.07 2024

Идея создания горного мемориала принадлежала историку Доану Робинсону, который полагал, что это привлечет в штат многочисленных путешественников. По его замыслу, стоило создать скульптурные изображения первооткрывателей страны или индейского вождя. Однако Гутзон Борглум имел свою точку зрения — именно президенты, при которых страна достигла значительных успехов, удостоились чести быть увековеченными таким образом. Он же и выбрал гору Рашмор, которая до 1930 года именовалась как Шесть праотцов, ее назвали в честь Чарльза Рашмора, организовавшего первые экспедиции в этот район и выделившего большую сумму на устройство мемориала.

 

Работы начались в 1927 году и продолжались вплоть до 1941 года. Несмотря на опасность, сопряженную с природными условиями, в которых реализовывался проект, на нем не было ни одного смертельного случая. Для создания скульптур использовался динамит, пневматические молотки и такие более привычные для того времени инструменты, как сверла и резцы. Когда смотришь на результат их работы, понимаешь, каких усилий и мастерства это потребовало от рабочих. Борглум планировал сделать скульптурные изображения до пояса, однако из-за недостатка финансирования пришлось урезать масштабы. Сам скульптор немного не дожил до окончания работ, их завершал его сын.

 

Со временем в скульптурах стали появляться трещины, которые заполняли специальной смесью, в наши дни за сохранностью мемориала Рашмор также тщательно следят и используют для борьбы с образованием трещин современные средства.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 26.07 2024

Аллея флагов в Маунт-Рашмор

 

Аллея флагов была первоначально установлена в рамках празднования двухсотлетия Соединенных Штатов в 1976 году по просьбе посетителя. 56 флагов представляют 50 штатов, один округ, три территории и два содружества Соединенных Штатов Америки.

 

Mt.-Rushmore-a-Rapid-City.jpg


 


7189078426_39904b4bb6_b.jpg


Сообщение отредактировал Ученый: 26.07.2024 - 09:54
Ответить

Фотография Ученый Ученый 04.08 2024

Мавзолей Котовского

 

Решение о бальзамировании Г. И. Котовского, уже при жизни ставшего едва ли не былинным народным героем, было принято руководством недавно образованной Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики сразу после известия о трагической гибели комкора. Учитывая чрезвычайную популярность «народного атамана» среди трудящихся Бессарабии, сомневаться не приходится: данная идея зародилась в самой гуще народных низов.

 

Уже имевшийся более чем удачный опыт бальзамирования, открытый советскими учеными Збарским и Воробьевым при сохранении прижизненного облика В.И. Ленина, было решено применить в отношении Котовского далеко не случайно. Отдавая комкору последние почести, аналогичные ленинским, власти Молдавской автономии не просто подчеркивали тем самым его исключительную роль в создании МАССР, бывшей, по мысли Котовского, политическим и военным плацдармом для «освободительного похода» в Бессарабию. Отмечался также весомый вклад усопшего в дело воссоединения молдавского народа на базе новой социалистической государственности. И хотя данный проект при жизни самого Котовского полностью так и не был реализован, нервы оккупационным властям Румынии он подпортил основательно. Причем, судя по всему, настолько основательно, что ряд исследователей крайне запутанных обстоятельств гибели Котовского, склонны ссылаться в этом деле именно на «румынский след». И, следует это признать, далеко не безосновательно. (С весны 1918 года Бессарабия была оккупирована националистическим режимом Румынии, с чем советское правительство отказывалось соглашаться, совершенно обоснованно считая подобное «присоединение» незаконным. Котовский же, в числе прочих выходцев из молдаван, был страстным сторонником идеи отторжения данных территорий от Румынии с последующим их вхождением в состав образованного в 1922 году Союза ССР).

 

 

Ответить

Фотография Ученый Ученый 04.08 2024

Герой революции Григорий Котовский

 

32353120_0:0:2048:1537_1920x0_80_0_0_b4b

Ответить

Фотография Ученый Ученый 04.08 2024

Гроб с телом Котовского покоился на возвышении под сенью тропических пальм и красных знамен. Глухо раздавались шаги смен почетного караула. Траурные звуки оркестра лились из открытых окон. Через зал проходили рабочие, крестьяне, красноармейцы, учителя, моряки и грузчики. В одной из смен почетного караула у гроба стояли пионеры.

 

Особо следует подчеркнуть, что среди многочисленных слов соболезнования, направленных в те дни на имя бойцов корпуса Котовского, а также всего народа молодой Молдавской автономии — подлинного детища почившего комкора – современникам особо запомнились трогательные послания председателя Реввоенсовета СССР Фрунзе, румынских коммунистов-подпольщиков, проживавших в Праге студентов-бессарабцев. На проводы Котовского прибыла целая группа известных военачальников Гражданской войны во главе с Буденным. Находившиеся в Одессе делегаты французских виноградарей посетили колонный зал Губисполкома и возложили на гроб венок с надписью: «Французские крестьяне-коммунисты — борцу за дело рабочих и крестьян.

 

11 августа пролетарская Одесса провожала останки Котовского, которые должны были быть преданы земле на территории Молдавской республики, в Бирзуле, где намечалось строительство столицы автономной Молдавии. Провожать Котовского вышла в полном составе вторая сессия Одесского Окрисполкома. Это был последний путь Котовского по одесским улицам.

 

По обеим сторонам улиц, до самого вокзала, шпалерами выстроились войска. Все балконы, крыши и окна домов по дороге к вокзалу были заполнены людьми. Вечерело. Путь траурному шествию освещали факелы. Во главе процессии шли дети. Они несли венки из цветов Лузановки и Чебанки…

 

На лентах венков Одесса короткими словами выражала свою любовь и признательность Котовскому: «Преданнейшему сыну революции». «Неустрашимому бойцу». «Будем, Котовский, как ты, закалены и стойки». На площади у вокзала состоялся траурный митинг.

 

…Траурный поезд отошел от одесского перрона. Тысячи глаз провожали удалявшийся красный огонек поезда. Поезд ушел в далекую тьму. На всем пути к Бирзуле, к железнодорожному полотну, к станциям и полустанкам шли люди проститься с любимым героем. Во время коротких остановок возникали траурные митинги, на которых выступали недавние партизаны — соратники Котовского, рабочие, железнодорожники и селяне. На станции Раздельная траурный поезд встречала в полном составе 2 сессия ЦИКа АМССР…


Сообщение отредактировал Ученый: 04.08.2024 - 12:51
Ответить