←  Российская империя

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Очередной пасквиль или замечания по делу?

Фотография K-49 K-49 31.01 2016

Жюль Мишле: «Водка и женщина – вся радость русского»
04.01.2016
 

%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%

Вся Россия сверху донизу пропитана рабством, лишь немецкая управленческая верхушка избежала этого, но она ненавидит страну. Русские по своей натуре – южные, вёрткие люди, забравшиеся в топи Севера не по своей воле, а потому, дай свободу, они сразу же сбегут от помещика и царя. Отчуждённость от труда сделала русских лентяями и фаталистами. Такой увидел Россию и русских в середине XIX века французский историк Мишле.

Французский историк Жюль Мишле (1798-1874) создал в начале 1850-х годов цикл статей о России. Наибольшую известность в руссологии ему принесла книга «Демократические легенды Севера» (1854). Мы публикуем отрывки из неё, в которых рассказывается о принципах устройства власти в России.

«Русская жизнь — это коммунизм. Такова единственная, почти не знающая исключений форма, какую принимает русское общество. Община, или коммуна, существующая под властью помещика, распределяет землю между своими членами, где на десять лет, где на шесть, где на четыре или на три, а в иных местах всего на год.

%D0%BC%D0%B8%D1%88%D0%BB%D0%B5.jpg

(Жюль Мишле)

Семья, в которой к моменту раздела кто-то умер, получает меньше земли; семья, где кто-то родился, — больше. Крестьяне так сильно заинтересованы в том, чтобы семья их не уменьшилась, что если старик, глава семьи, умирает, дети берут к себе на его место чужого старика.

Силу России составляет этот исконно присущий ей аграрный закон – постоянное перераспределение земли между всеми, кто на ней живет. Русские женщины благодаря такому положению дел рождают детей одного за другим без остановки. Вот поистине самый действенный способ поощрения рождаемости: каждый ребенок, едва появившись на свет, получает от общины надел — своего рода награду за рождение.

Чудовищная жизненная мощь, чудовищная плодовитость, которая грозила бы страшными опасностями всему миру, не будь она уравновешена другой силой — смертью, которой прислуживают два расторопных помощника: ужасный климат и ещё более ужасное русское правительство.

Сам общинный коммунизм, способствующий рождаемости, несёт в себе также начало совершенно противоположное: влекущее к смерти, к непроизводительности, к праздности. Человек, ни за что не отвечающий и во всем полагающийся на общину, живет словно объятый дремотой, предаваясь ребяческой беззаботности; лёгким плугом он слегка царапает бесплодную почву, беспечно распевая сладкозвучную, но однообразную песню; земля принесёт скудный урожай — не страшно: он получит в пользование ещё один надел; ведь рядом с ним жена, которая скоро родит ему очередного ребёнка.

%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%

Отсюда проистекает весьма неожиданное следствие: в России общинный коммунизм укрепляет семью. Женщину здесь нежно любят; жизнь её легка. От неё в первую очередь зависит достаток семьи; её плодовитое чрево для мужчины — источник благосостояния. Рождения ребёнка ждут с нетерпением. Его появление на свет встречают песнями: оно сулит богатство. Правда, чаще всего ребенок умирает в младенчестве; однако плодовитая мать не замедлит родить следующее дитя.

Вот жизнь совершенно природная, в самом низшем, глубоко материальном смысле слова, которая принижает человека и затягивает его на дно. Мало труда, никакой предусмотрительности, никакой заботы о будущем. Женщина и община — вот две силы, помогающие жить мужчине. Чем плодовитее женщина, тем щедрее община. Физическая любовь и водка, непрестанное рождение детей, которые тотчас умирают, после чего родители немедленно зачинают следующих, — вот жизнь крепостного крестьянина.

Собственность крестьянам отвратительна. Те, кого сделали собственниками, очень быстро возвращаются к прежнему, общинному существованию. Они боятся неудачи, труда, ответственности. Собственник может разориться; коммунист разориться не может — ему нечего терять, поскольку он ничем и не обладал. Один из крестьян, которому хотели дать землю в собственность, отвечал: «А вдруг я свою землю пропью?»

%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%

По правде говоря, есть нечто странное в том, что одним и тем же словом «коммунизм» обозначают вещи самые противоположные: вялый, дремотный коммунизм русских общин и героический коммунизм тех, кто защищает Европу от варваров и стоит в авангарде борцов за свободу: сербы и черногорцы, живущие в непосредственной близости от огромной турецкой империи, то и дело вступают с нею в неравный бой; турки всякий день могут захватить их, привязать к хвостам своих лошадей и увезти на чужбину, — однако славяне находят силы противоборствовать этим страшным обстоятельствам; силы эти они черпают в своеобразном коммунизме. Такой коммунизм не расслабляет ни рук, ни ума.

Так живут моллюски на дне морском; так живут многие дикие племена на далёких островах; точно так же живет беспечный русский крестьянин. Он спит в лоне общины, как дитя в утробе матери. Община утешает его в превратностях рабской жизни, и, как ни грустно такое утешение, оно, поощряя апатию, длит её вечно.

Единственный луч света, который озаряет мрачное существование русского крепостного крестьянина, не способного ничего изменить в своей судьбе, единственный источник его счастья — это семья, жена и дети. Однако и здесь мы находим убожество самое отталкивающее. Ребёнок рождается, его любят, но о нём почти не заботятся. Он умирает, и его место занимает другой, которого так же сильно любят, но о котором, потеряв его, так же мало сожалеют. Так струит свои воды река. Мужчине до этого нет дела. Разве женщина или ребёнок ему принадлежат?

%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%

Отвратительное крепостное существование порождает тот плачевный коммунизм. Тот, кто не хозяин даже самому себе, не хозяин ни своей жене, ни своей дочери, — разве властен он над своим потомством? В действительности семья в России не существует.

В России всё — иллюзия и обман.

Русский коммунизм — вовсе не общественное установление, это естественное условие существования, объясняемое особенностями расы и климата, человека и природы.

Русских нельзя отнести к числу людей северных. В них нет ни северной яростной мощи, ни северной неколебимой серьёзности. Русские — люди южные; это понимает всякий, кому знакомы их бойкость и проворство, их бесконечная подвижность. Лишь нашествие татарских орд заставило их покинуть юг и обосноваться посреди той громадной топи, которая именуется Северной Россией. Эта мрачная часть России населена очень густо. Напротив, богатая и плодородная южная часть остается безлюдной.

Восемь месяцев в году страна тонет в грязи, делающей невозможными какие бы то ни было перемещения; в остальное время земля покрыта снегом и льдом, так что путешествия возможны, но — если ехать не в санях — трудны и опасны. Унылое однообразие подобного климата, невольное одиночество, проистекающее из невозможности двинуться с места, — всё это сообщает русскому человеку чрезвычайную потребность в движении. Если бы железная рука власти не приковывала русских к земле, все они, и дворяне, и крестьяне, разбежались бы куда глаза глядят; они принялись бы ходить, ездить, путешествовать. Все русские только об этом и думают. Они пашут землю и служат в армии помимо воли; рождены они для того, чтобы странствовать, быть разносчиками, старьёвщиками, бродячими плотниками, а главное — кучерами; вот ремесло, которым они владеют блистательно.

%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%

Не имея возможности покориться голосу этого инстинкта, зовущего его вдаль, земледелец находит утешение в суетливых передвижениях, ограниченных пределами родной деревни. Постоянный передел земли, передача участков из одних рук в другие дают возможность всей общине совершать своего рода путешествия на месте. Благодаря этим частым обменам скучная недвижная земля начинает казаться разнообразной, пришедшей в движение.

К русским в точности применимо: «Для них нет ни прошлого, ни будущего; они знают только настоящее». Глядя на русских, ясно понимаешь, что это племя пока не развилось до конца. Русские — ещё не вполне люди. Им недостаёт главного свойства человека — нравственного чутья, умения отличать добро от зла. На этом чутье и этом умении стоит мир. Человек, их лишённый, плывет по воле волн и пребывает во власти нравственного хаоса, который ещё только ожидает появления Творца.

Мы не отрицаем, что у русских есть множество превосходных качеств. Они кротки и уступчивы, из них выходят верные друзья, нежные родители, они человеколюбивы и милосердны. Беда лишь в том, что они напрочь лишены прямодушия и нравственных принципов. Они лгут без злого умысла, они воруют без злого умысла, лгут и воруют везде и всегда.

Странное дело! у них в высшей степени развита способность восхищаться, и это сообщает им восприимчивость ко всему поэтическому, великому, быть может, даже возвышенному. Однако истина и справедливость для них — пустой звук. Заговорите с ними на эти темы, они будут слушать с улыбкой, но не ответят ни слова и не поймут, чего вы от них хотите.

%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%

Справедливость — не просто залог существования всякого общества, она — его реальность, его основа и сущность. Общество, не ведающее справедливости, есть общество мнимое, существующее на словах, а не на деле, лживое и пустое.

В России все, от мала до велика, обманывают и лгут: эта страна — фантасмагория, мираж, империя иллюзий.

Начнём с самого низа, с того элемента российской жизни, который кажется самым прочным, самым оригинальным и самым народным, — семьи.

В России и семья — не семья. Разве жена здесь принадлежит мужу? Нет, прежде всего она принадлежит помещику. Она рожает ребенка — как знать, от кого?

В России и община — не община. С первого взгляда может показаться, будто это маленькая патриархальная республика, в которой царит свобода. Но присмотритесь внимательнее, и вы поймете, что перед вами всего-навсего жалкие рабы, которые вольны лишь делить между собой тяготы рабского труда. Стоит помещику продать этих крестьян или купить новых — и республике придёт конец. Ни община в целом, ни отдельные её члены не знают, какая судьба постигнет их завтра.

Поднимемся повыше, рассмотрим существование помещиков. Здесь контраст идеального и реального делается ещё разительнее, ложь ещё заметнее. По видимости помещик в России — отец своим крестьянам: вместе со старостой, деревенским старейшиной, он по-отечески разбирает, кто прав, кто виноват. На деле же этот отец — жестокий владыка, царёк, управляющий своей деревней более деспотически, чем император из Петербурга — всей страной. Он волен избить крестьянина, волен забрать у него дочь или отдать его самого в солдаты, сослать в сибирские рудники, продать владельцам новых фабрик — работа на них ничем не отличается от каторги, и крестьяне, разлучённые с семьёй, гибнут там один за другим.

%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%

Свободным крестьянам жить ещё тяжелее, так что никто не стремится к свободе. Один мой русский приятель тщетно пытался убедить своих крепостных в преимуществах свободы. Они предпочитают оставаться рабами и положиться на случай: это ведь все равно что лотерея; бывает, что барин оказывается добрым. Однако так называемые свободные крестьяне, принадлежащие государству, на такой случай рассчитывать не могут. Правительство хуже любого барина.

Правительство это состоит из самых лживых людей, какие только встречаются в империи лжи. Оно именует себя русским, по сути же остаётся немецким; из каждых шестерых чиновников пять — немцы, уроженцы Курляндии и Ливонии, наглецы и педанты, составляющие разительный контраст с русскими людьми, вовсе не знающие российской жизни, чуждые русским нравам и русскому духу, делающие всё наперекор здравому смыслу, всегда готовые надругаться над кротким и легкомысленным русским народом, извратить его исконные похвальные свойства.

Невозможно без омерзения думать о том, что в этой стране чиновников и Церковь только называется Церковью, по сути же составляет часть государственной машины. Народ не получает от священников ни духовного назидания, ни утешения. Религиозная проповедь запрещена категорически. Те, кто попытался проповедовать, были сосланы в Сибирь. Священник — не кто иной, как чиновник, а значит, имеет военные звания. Митрополит московский дослужился до генерал-аншефа, митрополит казанский — до генерал-лейтенанта.

%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%

Что касается императора, то он — самый лживый из всех лживых русских, верховный лгун, царящий над всеми прочими лгунами.

Здесь довольно будет показать, насколько лжива эта власть, лжива даже в том, что, казалось бы, принадлежит к числу неоспоримых её свойств, а именно в своей силе, в своей мощи; довольно будет показать, что власть эта, столь несгибаемая, столь суровая и по видимости столь сильная, на самом деле очень слаба.

Два вполне естественных обстоятельства породили правление совершенно неестественное, истинного монстра. Тягостная неуверенность в завтрашнем дне, на которую обрекали русских набеги татарской конницы, заставила их искать покоя и постоянства под властью единого правителя. Однако подвижность, искони присущая русской нации, её бесконечная переменчивость делали покой недостижимым. Текучая как вода, нация эта могла быть остановлена в своем движении только тем средством, какое использует природа для удержания на месте водного потока, — льдом.

С помощью сходной насильственной операции было создано российское государство. Таков его идеал, таким оно желает быть — источником сурового покоя, могучей неподвижности, достигнутой в ущерб лучшим проявлениям жизни.

Однако же таким ему стать не удаётся. Если продолжить сравнение, то государство это придется уподобить тонкому льду, таящему под собой не вполне замерзшую воду. Прочность этого льда очень сомнительна, на его твердость нельзя полагаться.

%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%

В русской душе, даже если это душа раба, нет ничего, на чём можно было бы основать твердый порядок. Душа русского — стихия более природная, нежели человеческая. Добиться, чтобы она застыла, практически невозможно; она текуча, увертлива. Да и кому под силу с нею совладать? чиновникам? — но чиновники эти ничуть не более нравственны, чем люди, которыми они намерены управлять. У них ничуть не больше последовательности, серьёзности, верности, чувства чести, а без всего этого действия правительства не могут иметь успеха. Чиновники, подобно всем прочим жителям империи, легкомысленны, жуликоваты, алчны. Там, где все подданные воры, судей легко купить. Там, где дворянин и крепостной крестьянин продажны, чиновник продажен никак не меньше. Император прекрасно знает, что о нём забывают ради барышей, что его обворовывают, что самый верный из его придворных продаст его за сотню рублей.

Император наделён огромной, устрашающей властью, но его приказы могут быть исполнены только руками подчиненных; что же происходит при этом с абсолютной властью? Ею торгуют на каждой ступени чиновной лестницы, так что результат любого начинания совершенно непредсказуем.

%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%

Подведём итоги. Россия — царство лжи. Ложь — в общине, которую следовало бы назвать мнимой общиной. Ложь — в помещике, священнике и царе.

Что же такое русский народ? Сообщество людей или ещё не организованная природная стихия? Может быть, это песок, летучая пыль, подобная той, какая, взметнувшись в воздух, три месяца в году носится над русской землей? Или всё-таки вода, подобная той, что во все остальные месяцы превращает этот безрадостный край в обширное грязное болото либо ледяную равнину?

Нет. Песок куда надёжнее, чем русский народ»

http://ttolk.ru/?p=25820

Ответить

Фотография Alisa Alisa 31.01 2016

Клиническая картина ясна - русофобия в запущенной стадии. Никаких фактов, только личное мнение.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 31.01 2016

Прежде чем обвинять Кюстина и Мишле в русофобии, нужно принять во внимание, что речь идет о режиме Николая 1, в конце правления которого различные злоупотребления достигли невероятной степени. Т.е. то о чем написано - кризис крепостного права, бюрократизм, коррупция и лживость официальной пропаганды - все это имело место. Даже успешная внешняя политика Николая 1 закончилась чудовищным дипломатическим просчетом и военным поражением. 

 

Приведу известный отрывок из стихотворения славянофила (т.е. поклонника духовности и соборности) Хомякова

 

В судах черна неправдой чёрной
И игом рабства клеймена;
Безбожной лести, лжи тлетворной,
И лени мёртвой и позорной,
И всякой мерзости полна!

 

Стихотворение написано тогда же, когда и статьи Мишле в 1854 г. Многие другие вполне лояльные россияне отмечали, что после 1848 г. внутреннее положение страны стало невыносимым.

Ответить

Фотография K-49 K-49 31.01 2016

Клиническая картина ясна - русофобия в запущенной стадии. Никаких фактов, только личное мнение.

Конечно. перепечатка книги не заменит самой книги, но мне кажется, что Мишле поточнее будет Кюстина.

 

Я не нашел сведений о посещении историком России. Тем более удивительны его некоторые характеристики русского крестьянина.


Сообщение отредактировал K-49: 31.01.2016 - 00:45 AM
Ответить

Фотография Ученый Ученый 31.01 2016

Не очень понятен пассаж о том, что митрополит дослужился до генерала)))) Священнослужители награждались орденами, но не слышал, чтобы они имели военные чины. Правда можно вспомнить слова литератора Кукокольника - если государь прикажет мне стать акушером, тотчас стану акушером)))

Ответить

Фотография K-49 K-49 31.01 2016

Прежде чем обвинять Кюстина и Мишле в русофобии, нужно принять во внимание, что речь идет о режиме Николая 1, в конце правления которого различные злоупотребления достигли невероятной степени. Т.е. то о чем написано - кризис крепостного права, бюрократизм, коррупция и лживость официальной пропаганды - все это имело место. Даже успешная внешняя политика Николая 1 закончилась чудовищным дипломатическим просчетом и военным поражением. 

 

Приведу известный отрывок из стихотворения славянофила (т.е. поклонника духовности и соборности) Хомякова

 

В судах черна неправдой чёрной
И игом рабства клеймена;
Безбожной лести, лжи тлетворной,
И лени мёртвой и позорной,
И всякой мерзости полна!

 

Стихотворение написано тогда же, когда и статьи Мишле в 1854 г. Многие другие вполне лояльные россияне отмечали, что после 1848 г. внутреннее положение страны стало невыносимым.

Мне кажется. что Мишле достаточно точно, хотя и схематично, описал организацию быта русских деревенских людей. Я также не увидел в приведенных цитатах ничего оскорбительного для себя. Француз отметил многие черты характера и поведения русских людей.

 

И потом, что же мы хотим от француза, коли мы, русские, не можем достаточно точно дать себе характеристику?

 

Склонность в фантазиям, перемещениям, вороватость (или неуважение к чужой собственности) и лживость (или скрытность), некоторая непоследовательность в поступках, внешняя, показная, религиозность и приверженность к давним языческим обрядам, отсутствие почитания к служителям церкви, раболепие и неистовая жестокость к поверженным хозяевам.

 

Я бы также обратил внимание на репродукции, иллюстрирующие статью. Внимательное их рассмотрение подтверждает выводы французского историка.

Ответить

Фотография K-49 K-49 31.01 2016

Не очень понятен пассаж о том, что митрополит дослужился до генерала)))) Священнослужители награждались орденами, но не слышал, чтобы они имели военные чины. Правда можно вспомнить слова литератора Кукокольника - если государь прикажет мне стать акушером, тотчас стану акушером)))

Господин Ученый, я вчера вспомнил как именовали себя в России тех времен представители знати.

 

Его святейшество, Его первосвященство, Его преподобие, Его сиятельство, Его высокопревосходительство, Его превосходительство, Его высокоблагородие, и тому подобное.

 

А внизу - Ванька-дур"ак. мерзавец, нижний чин, подлый люд, чернь.

 

Ведь такие обращения существовали в России совсем недавно.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 31.01 2016

 

Прежде чем обвинять Кюстина и Мишле в русофобии, нужно принять во внимание, что речь идет о режиме Николая 1, в конце правления которого различные злоупотребления достигли невероятной степени. Т.е. то о чем написано - кризис крепостного права, бюрократизм, коррупция и лживость официальной пропаганды - все это имело место. Даже успешная внешняя политика Николая 1 закончилась чудовищным дипломатическим просчетом и военным поражением. 

 

Приведу известный отрывок из стихотворения славянофила (т.е. поклонника духовности и соборности) Хомякова

 

В судах черна неправдой чёрной
И игом рабства клеймена;
Безбожной лести, лжи тлетворной,
И лени мёртвой и позорной,
И всякой мерзости полна!

 

Стихотворение написано тогда же, когда и статьи Мишле в 1854 г. Многие другие вполне лояльные россияне отмечали, что после 1848 г. внутреннее положение страны стало невыносимым.

Мне кажется. что Мишле достаточно точно, хотя и схематично, описал организацию быта русских деревенских людей. Я также не увидел в приведенных цитатах ничего оскорбительного для себя. Француз отметил многие черты характера и поведения русских людей.

 

И потом, что же мы хотим от француза, коли мы, русские, не можем достаточно точно дать себе характеристику?

 

Склонность в фантазиям, перемещениям, вороватость (или неуважение к чужой собственности) и лживость (или скрытность), некоторая непоследовательность в поступках, внешняя, показная, религиозность и приверженность к давним языческим обрядам, отсутствие почитания к служителям церкви, раболепие и неистовая жестокость к поверженным хозяевам.

 

Я бы также обратил внимание на репродукции, иллюстрирующие статью. Внимательное их рассмотрение подтверждает выводы французского историка.

 

Крепостное право не было какой-то мелочью, оно разъедало страну как раковая опухоль и позорило Россию в глазах иностранцев.

 

Но вообще с русофобским утверждением о том, что русские это рабы нельзя согласится. То что одних крестьян можно заменить на других неверно, продажа без земли была хотя бы формально запрещена. А помещиков, который чересчур угнетали "рабов", часто убивали. Во время Крымской войны множество крепостных без разрешения хозяев уходили в ополчение, надеясь на то, что ополченцев после войны освободят.

 

То что проповеди были запрещены неправильно. Тот же Филарет московский часто говорил дерзкие проповеди. По поводу засилья остзейских немцев в администрации верно, по поводу тотальной продажности чиновников тоже верно. Если некоторые очень богатые сановники не воровали, это вызывало недоумение в обществе, таких считали не совсем нормальными. Например, любимец Николая 1 кн.Меншиков не воровал, но был человеком со странностями - насмехался над всем и не интересовался своими обязанностями. Именно этот почтенный деятель  продул Крымскую войну.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 31.01 2016

 

Не очень понятен пассаж о том, что митрополит дослужился до генерала)))) Священнослужители награждались орденами, но не слышал, чтобы они имели военные чины. Правда можно вспомнить слова литератора Кукокольника - если государь прикажет мне стать акушером, тотчас стану акушером)))

Господин Ученый, я вчера вспомнил как именовали себя в России тех времен представители знати.

 

Его святейшество, Его первосвященство, Его преподобие, Его сиятельство, Его высокопревосходительство, Его превосходительство, Его высокоблагородие, и тому подобное.

 

А внизу - Ванька-дур"ак. мерзавец, нижний чин, подлый люд, чернь.

 

Ведь такие обращения существовали в России совсем недавно.

 

Ну что-то в этом есть, ведь сразу после февральской революции с офицеров сорвали погоны. Хотя в англ. и американской армии офицерам говорят сэр, а не товарищ.

Ответить

Фотография Марк Марк 06.02 2016

Клиническая картина ясна - русофобия в запущенной стадии. Никаких фактов, только личное мнение.

 

А чего Вы ожидали от пламенного rеvolutionnaire!   :D

Это всего лишь выдерги из нескольких глав монографии Мишле "Польша и Россия. Легенда о Костюшко" 1851 г.. Главным образом из VII части его умозаключений. Впоследствии они вошли в его знаменитую "Légendes démocratiques du Nord" ("Демократические легенды Севера"). если нужда есть могу выложить более полную версию. Или сами поищите. Мишле печатали не столь давно в антологии "Русский вопрос в истории политики и мысли", под ред. Шутова А.Ю. (изд. МГУ).

P.S.

Для сравнения прочтите его "Le peuplе" ("Народ"), где он оду соотечественникам и родине поет*. Обзавидуетесь как славно и почетно родиться французом... Даже если ты обыкновенный paysan ("крестьянин" то бишь), даже если для расширения собственного виноградника на несколько шагов его любимая femme ("женушка"), отлучает своего ребенка от груди и идет кормить чужого, а papa, при этом, пафосно констатирует: "быть может, ты помрешь сынок, но коли выживешь, то у тебя будет земля"!  :D  Какая любовь к чаду родимому. Цивилизация, мать их! 

 
*Бог возлюбил ее больше, чем другие нации, ибо она видит в потемках, там, где взоры других бессильны; в  кромешном мраке, царившем и в средние века и позже, никто не в силах был разглядеть дали, одна лишь Франция увидела их. Вот что такое Франция! Никогда не говорите о ней "кончено!", ибо она всегда начнет сызнова". 
Ответить

Фотография Jim Jim 06.02 2016

Я не нашел сведений о посещении историком России. Тем более удивительны его некоторые характеристики русского крестьянина.

Мишле компилятор А. фон Гакстгаузена "Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России",  А. Герцена  "О развитии революционных идей в России" и  А.де Кюстина "Россия в 1839 году". 

Ответить

Фотография shutoff shutoff 06.02 2016

 Не "пасквиль" с м.т.з., а частное мнение стороннего чудака. Каждый волен иметь своё мнение по любому вопросу, а вот распространять его в случае ложности - уголовная ответственность.

 Но я не о об этой чуши, а о своих впечатлениях 50-х гг. о Франции. Изучал тогда французский язык и мы читали газету французских коммунистов. В ней печатали рекламные объявления о продаже домов в сельской местности с фото. Хоть мы тогда и жили в нищете, но таких убогих халуп из булыжников я не ожидал увидеть в "культурной" Франции.

 Напомню не знающим - "пейзаны" в начале своей Великой Революции громили поместья своих соверенов с лозунгом "Да здравствует король!". В смысле, что они освобождают его от обязанности платить своим дворянам пенсии... И как сравнить с выложенным мнением о русских земледельцах?

Ответить

Фотография И.Лаптев И.Лаптев 07.02 2016

В основном правда. Но есть и противоречия, и не указаны вполне оправдательные мотивы "отрицательных" качеств русских.
Например,
1. русские ленивы
2. русские рожают без конца детей, чтобы получить лишний участок земли
Но если человек лентяй - нафиг ему лишний участок земли? Без обработки он зарастёт - даже в футбол не сыграешь.
На самом деле русские крестьяне были умными - на помещика лениво работали, а на себя - нет, работали усердно, поэтому и не ленились обработать лишний участок земли.
Что русские лгуны - тоже объяснимо. Крестьяне очень подозрительно относились к чужакам. Особенно - что-то выспрашивающем и вынюхивающим. С какой целью они выспрашивают - как бы чего не вышло, как бы лишнего не сболтнуть. Тем более, если из 5 чиновников - 4 немцы, то крестьяне вполне могли заподозрить в иностранном путешественнике столичного чиновника которому лучше сказать, что положено говорить, а не что есть на самом деле.
Ответить

Фотография K-49 K-49 07.02 2016

В основном правда. Но есть и противоречия, и не указаны вполне оправдательные мотивы "отрицательных" качеств русских.
Например,
1. русские ленивы
2. русские рожают без конца детей, чтобы получить лишний участок земли
Но если человек лентяй - нафиг ему лишний участок земли? Без обработки он зарастёт - даже в футбол не сыграешь.
На самом деле русские крестьяне были умными - на помещика лениво работали, а на себя - нет, работали усердно, поэтому и не ленились обработать лишний участок земли.
Что русские лгуны - тоже объяснимо. Крестьяне очень подозрительно относились к чужакам. Особенно - что-то выспрашивающем и вынюхивающим. С какой целью они выспрашивают - как бы чего не вышло, как бы лишнего не сболтнуть. Тем более, если из 5 чиновников - 4 немцы, то крестьяне вполне могли заподозрить в иностранном путешественнике столичного чиновника которому лучше сказать, что положено говорить, а не что есть на самом деле.

А остальные их не лучше. Можно подумать, что русский барин был гуманнее к своим, чем немец. Много вы в жизни видели ситуаций, когда свой, доморощенный начальник был лучше, например, начальника-еврея или нацмена?

 

Всю ведь душу вынет свой то!

 

Лишний ребенок в семье означал прежде всего лишнего работника, а не рот. Девочки обычно не ценились. Какой толк от них? Одна морока!

Выросший же мальчик смолоду становился к работе, и это давало возможность главе семейства передохнуть. Личные наделы крестьян в абсолютном выражении уменьшались по мере роста числа крестьян в поместье. Во всяком случае в зоне интенсивного расселения россиян.

 

И неправ Мишле, что в российской деревне как то по особенному трогательно относились к женщине. Ничего подобного! Может быть вспомним Некрасова? Или картину Венецианова?

Женщине приходилось работать на трех работах. И терпеть побои, издевательства от своих мужей. Кроме того частые роды в условиях полного отсутствия медицины - это всегда определенный риск для жизни и здоровья женщины. Да и выкармливание, уход за детьми, были тоже очень нелегким делом.


Сообщение отредактировал K-49: 07.02.2016 - 15:47 PM
Ответить

Фотография Марк Марк 07.02 2016

Девочки обычно не ценились. Какой толк от них? Одна морока!

 

Это у французов не ценились (коли верить Мишле; см. выше), а у русских, исходя из него же, как раз наоборот как бэ:

"Женщину здесь нежно любят; жизнь её легка. От неё в первую очередь зависит достаток семьи <...>

Женщина и община  - вот две силы, помогающие жить мужчине. Чем плодовитее женщина, тем щедрее община. <...> Единственный луч света, который озаряет мрачное существование русского крепостного крестьянина, не способного ничего изменить в своей судьбе, единственный источник его счастья — это семья, жена и дети".

;)

Ответить

Фотография Jim Jim 07.02 2016

Лишний ребенок в семье означал прежде всего лишнего работника, а не рот. Девочки обычно не ценились. Какой толк от них? Одна морока! Выросший же мальчик смолоду становился к работе, и это давало возможность главе семейства передохнуть.

vs

Женщине приходилось работать на трех работах.

Вы вообще читаете чего пишите?

Ответить

Фотография K-49 K-49 07.02 2016

 

Лишний ребенок в семье означал прежде всего лишнего работника, а не рот. Девочки обычно не ценились. Какой толк от них? Одна морока! Выросший же мальчик смолоду становился к работе, и это давало возможность главе семейства передохнуть.

vs

Женщине приходилось работать на трех работах.

Вы вообще читаете чего пишите?

 

А в чем вы увидели противоречие?

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 04.01 2018

«Русская жизнь — это коммунизм. Такова единственная, почти не знающая исключений форма, какую принимает русское общество. Община, или коммуна, существующая под властью помещика, распределяет землю между своими членами

во-о-о-от, а Шутов говорил, что коммунизм противоестественен для русского человека

 

как вы ловко его опровергли, браво

 

а по поводу Мишле и кюстина могу сказать: был такой фр. посол Проспер де Барант, так вот он, не будучи фанатом всего русского, тем не менее отдавал должное России в своих воспоминаниях

Ответить

Фотография Ученый Ученый 22.08 2022

Многие деятели высказывались в том смысле, что русский человек (по крайней мере дореволюционный) далек от идеала.

 

Гоголь писал -

 

Почему же [эта] неслышность и безмолвная судьба истории славянской?

В чем состоит особенность и своеобразный характер этой истории?

Их многочисленность.

Их удобство к покоряемости.

Их рабство и терпящая участь и, наконец,

Их деятельность, устремленная чуждою силою.

Уничтожение в их потоках и многочисленности их покорявших властителей.

Следы, оставляемые властителями.

<2.> "Почему же [эта] неслышность и безмолвная судьба истории славянской?.." [1952 Гоголь Н.В. - Полное собрание сочинений в 14 томах. Том 9. Стихотворения, отрывки и наброски, материалы по истории, русскому языку, географии, этнографии и фольклору, записные книжки] (n-v-gogol.ru)

 

Ответить

Фотография Ученый Ученый 22.08 2022

Ленин -

 

Был такой тип русской жизни — Обломов, — говорил он в одной из речей в 1922 году. — Он все лежал на кровати и составлял штаны. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три революции, а все же Обломовы остались, так как Обломов был не только помещик, а и крестьянин, и не только крестьянин, а и интеллигент, и не только интеллигент, а и рабочий и коммунист… Старый Обломов остался, и надо его долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел

 

В. И. Ленин 6 марта 1922 года.: al_gor3 — ЖЖ (livejournal.com)
Ответить