У меня вопрос - вот есть огромный список народов, например индейских. В каждом племени своё язычество, или есть общее язычество какой-либо группы с местными божками? Проясните пожалуйста....
Мифология Ачомави, ачумави, племя Пит-Ривер, северо-восточная Калифорния
Гипотетически у языковых родственников могут быть схожие мифологии, но не факт.
История человечества едина. Мифология тоже едина в своих истоках и различается лишь пол наименованиям божеств, олицетворяющих те или иные силы природы. Понятно, что мифология кочевников и земледельченских народов будет разнится, также как мифология степняков, жителей дельты Нила и обитателей тайги. Но в целом параллел провести можно. Достаточно изучить особенности погребальных обрядов, в которых отражаются наиважнейшие представления человека о жизни и смерти, погребальный инвентарь, дающий представление о посмертной жизни и т.д.
Достаточно изучить особенности погребальных обрядов, в которых отражаются наиважнейшие представления человека о жизни и смерти, погребальный инвентарь, дающий представление о посмертной жизни и т.д.
ну так погребальные-то обряды как раз очень разнятся у разных народов. Единственное общее: "что мы, отдав концы, не умираем на совсем", а уж как там устроен "тот свет", тут у каждой избушки свои погремушки.
ну так погребальные-то обряды как раз очень разнятся у разных народов.
Не соглашусь. Понимание смерти как перехода в другое состояние - общая черта всех народов. Ритуалы разнятся. Понимание носит всеобщий характер. Примером может служить сходство Тибетской и Египетской книг мертвых. Эти страны разделяют не только тысячи лет и километров, но и характер воззрений. Тем не менее общность налицо.
Единственное общее: "что мы, отдав концы, не умираем на совсем", а уж как там устроен "тот свет", тут у каждой избушки свои погремушки.
Не соглашусь. Понимание смерти как перехода в другое состояние - общая черта всех народов. Ритуалы разнятся.
С чем Вы не согласны?
Человеку трудно представить собственную аннигиляцию, поэтому инстинктивно у всех людей возникает чувство, что будущая смерть - лишь переход в иное состояние, какой- то "вечный сон". Всё, дальше каждый (каждая культура) начинает фантазировать уже по своему. Естественно, что эти фантазии в какой-то мере опираются на то, что люди знают об окружающей их действительности. Например, если я на этом свете ем и пью, то наверное и на том мне понадобится еда и питье. Если здесь границей моего мира является пограничная река, то наверное и в тот мир придется попадать, переплыв реку. И т.д.
Естественно, что народы, живущие в сходных условиях, имеют и сходную основу для фантазий, соответственно их фантазии могут совпадать.
Естественно, что народы, живущие в сходных условиях, имеют и сходную основу для фантазий, соответственно их фантазии могут совпадать.
Я бы не назвал это фантазиями. Мы с Вами являемся продуктом предшествующих эпох и наши рассуждения во многом основываются на этом пласте. Но можнот ли назвать эти воззрения фантазиями? Представления древних о посметрном существовании гороаздо более глубокие, чем наши. Они действительно ВЕРИЛИ в это. Каждое движение, каждый этап ритуала имел сакральное значение в прямом смысле этого слова. Насколько формальным стало это отношение в наше время, говорить не приходится. Ориентировка погребений, особые сосуды, типология жертвенных даров, способ захоронений - это не фантазии. Это результат долгого развития, в т.ч магии, тесно связанной с культом умерших. Я приводил пример Книг мертвых. Фантазиями это не назовешь. Это именно ЗНАНИЕ.
Если имена громовержцев не родствены, то может это совсем разные громовержцы. И т. д
Да, это так. К примеру, Зевс-олимпиец,Тешуб хеттов (заимствованный у хурритов), Перун славян или Перкунас - громовержцы. Явно верховные божества патриархального пантеона. Мифы могут разнится в описании их происхождения, но суть у них одна. То же самое с культом Богини-Матери. Его повсеместное распространение в древнем мире под разными именами не подвергается сомнению. Этимология имен имеет важное значение при установлении источника. К примеру, Эа хеттов и хурритов- это Эа шумеров. Астарта, Иштар, Инанна, Афродита и т.д - имена одной и той же богини, вернее, подчас целого комплекса женских божеств, слившихся воедино.
Да, это так. К примеру, Зевс-олимпиец,Тешуб хеттов (заимствованный у хурритов), Перун славян или Перкунас - громовержцы.
Насколько я знаю, там общий источник, индоевропейский. Например зевс - от дзяушу, и так далее, то есть реконструируется прапантеон. У ирландцев и индусов та же Дану общая. То есть сравнительная мифология - важная вещь...
ну так погребальные-то обряды как раз очень разнятся у разных народов.
Не соглашусь. Понимание смерти как перехода в другое состояние - общая черта всех народов. Ритуалы разнятся. Понимание носит всеобщий характер. Примером может служить сходство Тибетской и Египетской книг мертвых. Эти страны разделяют не только тысячи лет и километров, но и характер воззрений. Тем не менее общность налицо.
Не фигасе! Вы нашли много общего между Тибетской и Египтской книгами мёртвых?
Я кроме названий, почти ничего общего не нашел...
Может мы с вами разные переводы читали?
Если вы в инете обе книги читали, дайте ссылку. Уж очень мне интересно на это посмотреть.
Сообщение отредактировал ieqoved: 18.02.2023 - 01:27 AM
У меня вопрос - вот есть огромный список народов, например индейских. В каждом племени своё язычество, или есть общее язычество какой-либо группы с местными божками? Проясните пожалуйста....
Думаю да, скорее "общее язычество какой-либо группы с местными божками", а потом иногда в некоторых племенах будут отдельные варианты.
У меня вопрос - вот есть огромный список народов, например индейских. В каждом племени своё язычество, или есть общее язычество какой-либо группы с местными божками? Проясните пожалуйста....
Думаю да, скорее "общее язычество какой-либо группы с местными божками", а потом иногда в некоторых племенах будут отдельные варианты.
А есть какая-либо классификация?
И как это выглядит? Что-то вроде Индуизма с общей основой но где в каждой деревне свои боги?