←  Российская империя

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Евреи-казаки

Фотография kmet kmet 18.09 2022

Евреи-казаки (из серии "Малоизвестное, но интересное")

484911_1000.jpg

Казачество, за долгие века своего существования вобрало в себя и ассимилировало представителей самых разных национальностей, среди которых были и евреи. Примкнуть к служивому сословию и заняться несвойственной сынам Израиля военной деятельностью, они могли в силу разных причин.

Историк Саул Боровой в работе «Евреи в Запорожской Сечи» констатировал, что представители данного этноса обращались в казачество по тем же самым причинам, что и члены иных народов. Главная привилегия, которую получали люди, перейдя в сословие казаков, была вольница, позволявшая евреям жить без налагаемых на них государством запретов.

Проникновению евреев в казачью среду способствовало и то, что как евреи, так и казаки, хоть и по разным причинам, селились на задворках Российской империи. Иудеи не имели право покидать черту осёдлости, создававшуюся правителями вдоль некоторых участков границ государства, а станичники по собственной воле уходили к рубежам страны и становились на их защиту. Замученных бесчисленными общественными табу евреев манила относительная свобода, царившая в казачьей среде.

Другим основанием для превращения еврея в казака был поиск своего места. Не нашедшие свою нишу в иерархии еврейского общества деклассированные элементы в поисках лучшей доли зачастую интегрировались в нееврейский социальный быт и начинали заниматься несвойственными для их сородичей занятиями.

Многие евреи переходили в казачество уже будучи знакомыми с его традициями и порядками, поскольку они в качестве торговцев сопровождали войска запорожских воинов к месту битвы, а также торговали в армейских лагерях. Евреев часто с радостью принимали в казаки по причине их грамотности и образованности. Занимая должности писарей, управленцев, экономистов и дипломатов, они помогали служивым составлять различного рода прошения, заносить в архив важные свидетельства, регулировать хозяйственную деятельность, вести переговоры с иностранцами и заниматься разведывательной деятельностью в тылу врага. В тайном реестре Запорожской Сечи, хранящемся в Москве в Государственном Архиве, упоминается, что евреи в казачьем сообществе занимали самые разные посты и присутствовали как в полках, так и в командном составе.

В период гражданской войны 1918-1920 годов евреев-казаков можно было повстречать на стороне, как белых, так и красных. Те, кто отстаивал прежние царские устои, те, кто стоял за демократическую республику, и те, кто желал социалистических перемен, примыкали к разным лагерям и отчаянно боролись за свои политические идеалы.


486013_1000.jpg


Культуролог Игорь Ваганов, исследуя еврейское казачество, замечал, что евреи бывали связаны с конкретными войсками казаков двумя способами. В одном случае они очень тесно сотрудничали с казаками, помогая им в решении многих торгово-финансовых и снабженческих проблем, но при этом сохраняли своё иудейское вероисповедание.

В ином, евреи полностью порывали со своим прошлым и вступали в казачью общину, отказавшись от иудаизма в пользу христианской веры: до 1635 года они могли выбирать между католичеством и православием, а с обозначенной даты, должны были принять исключительно православие.

Хотя по данным уссурийского казака Михаила Кутузова – действительного члена Русского географического общества, в метрических книгах нескольких станиц Лабинского и Майкопского отдела были зафиксированы казаки-евреи, исповедовавшие иудаизм.


485342_1000.jpg

Еврейский казачий эскадрон

Первый эскадрон, всецело состоявший из казаков-евреев, был создан в Российской империи в 1787 году. Идейным вдохновителем подобного подразделения стал фаворит Екатерины II, князь Григорий Потёмкин-Таврический, слывший большим приверженцем восстановления еврейского государства. Занимаясь проблемами расселения евреев в Новороссии, которые в 1772 году после раздела Польши, в большом количестве оказались на территории России, он ближе познакомился с историей и культурой данного этноса. Проникшись к ним симпатией и обретя немало друзей из еврейской среды, Потёмкин решил организовать в своём имении еврейский кавалерийский эскадрон, из которого впоследствии вырос так называемый Израилевский полк.

По заверениям князя подобное воинское подразделение было необходимо ему для плодотворной борьбы против османов в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов, когда стояла задача освободить Константинополь и передать его Православной Церкви. «Вооружив евреев против турок» Потёмкин отдал Израилевский полк, состоявший как из кавалерии, так и из пехоты, под командование герцога Фердинанда Брауншвейгского. Однако состоявший из евреев эскадрон просуществовал всего два года, а после был распущен. Недруги Потёмкина злорадствуя, отмечали, что с самого начала не верили в успех этой затеи, поскольку «евреи испокон веков блистали на торговом, но никак не на военном поприще».

Некоторые исследователи, в том числе историк Дмитрий Новокшонов, полагают, что казаки-евреи были армейским спецпроектом, нацеленным вовсе не на ведение активных боевых действий, а на шпионскую деятельность. Так подготовив «еврейских молодцов» для агентурной работы, Потёмкин распустил полк и отправил своих бойцов в европейские страны для распространения влияния Российской империи. Так несколько казаков-евреев оказалось в Париже, где спустя год приняли участие в революции, ослабившая позиции Франции в русско-турецкой войне. Предполагается, что о тайной разведывательной миссии евреев-казаков, в реальности подчинявшихся лишь Светлейшему князю, было известно только Екатерине II, правителю канцелярии князю Василию Попову и фельдмаршалу Александру Суворову.


486298_1000.jpg

Фамилии казаков-евреев

Изучавшая вопрос служивых евреев Сюзанна Любер в регистрационных книгах реестрового казачества обнаружила немало фамилий, отражавших семитское происхождение их носителей. Среди них можно выделить: Борухович, Крыжановский, Перекрест, Херцик, Маркевич/Маркович, Маривчук, Караимович, Жидченков, Зраитель, Мацуненко, Нивроченко, Шабатный, Юдин, Лейбенко, Халаев, Магеровский, Шафаревич, Нусимович.

Автор: Ашхен Аванесова

Ответить

Фотография Ученый Ученый 18.09 2022

Потёмкин решил организовать в своём имении еврейский кавалерийский эскадрон, из которого впоследствии вырос так называемый Израилевский полк.

В составе армии Костюшко был еврейский полк легкой кавалерии. 

 

 В ноябре 1794 года армия Суворова начала наступление на Варшаву. Несмотря на отсутствие выучки, еврейский полк хорошо показал себя в бою. Во время ожесточенного штурма Праги (пригород, ныне часть Варшавы) почти все еврейские кавалеристы-добровольцы погибли.

 

Ответить

Фотография Ученый Ученый 18.09 2022

В аттестате казака кущевского куреня Василия Перехриста говорится: «родился он польской области губернии Чигринской в местечку Чигрине от евреина Айзика и в 1748 году будучи и тамо по купеческому промислу войска запорожского низового казаком куреня пластуновского Яковом Коваленком его Перехриста с Чигрина з добровольного его согласия в Сечь Запорожскую вывезенное где в Сечи Запорожской, будучим в то время начальником киево-межигорского монастыря иеромонахом Пафнутием… окрещен и т. д.»[49]. Несколько менее подробно рассказано про однофамильца и тезку этого Перехриста — Василия Павлова Перехриста, казака Ираклиевского куреня: «еще с малых лет во время крымских походов в Сечь запорожскую с Польши запорожскими казаками вывезен, что породы был еврейской окрещен и грамоте обучен и достигший в возраст совершенный начал служить е. и. в. в войске Запорожском и Низовом»[50]. Весьма интересные детали имеются о третьем их однофамильце — Иване Перехристе, о котором точно сказано, что он был просто похищен. «Отец его и мать народа были еврейского, жительство имели в г-рстве Польском в городе Збораже, а в прошлом-де 732 г. в бытность в Польше российской ее имп. велич, армии, взят он, Иван, из местечка Микулец, где он учился в еврейской школе, набежавшими туда запорожскими казаками, которые-де возили его с собой, по окончании войны с поляками и провезен в Запорожскую Сечь, а в котором году не упомнит, где и окрещен в православную веру запорожскими казаками, где и грамоте российской читать выучился».

 

Остальные известные нам евреи-запорожцы пришли в Сечь уже совершенно взрослыми людьми. Так, казак Шкуринского куреня Семен Чернявский «был закона еврейского в коем у Запорожскую Сечь полковым асаулом Василием Рецетовым вывезен в прошлом в 1765 году, где в Сечи з охотно греко-российскую веру и святое крещение восприняв записался в шкуренский курень в казаки и на верную службу присягу принял»[52]. Этот же асаул Рецетовый[53] привел в Сечь и другого еврея, получившего при крещении имя Степана Заведовского. «Он Степан Заведовский, — написано в аттестате, — родился в турецком городе Хотине в законе еврейском, в котором он жительствовал до 763 году, когда случился он Заведовский в турецком городе Очакове, то бытностию тамо слободской украинской губернии господин абшитованный полковой асаул Василь Рецетовый по выданному ему, Рецетовому, в силу е. и. в. указа Киевской губернии о секретной экспедиции наставлению к вызову в Россию людей иностранных, его, Заведовского, в Россию вызвал и провел в Запорожскую Сечь, где с того еврейского закона в веру кафолическую по желанию его Заведовского выкрещен и в числе протчих казаков войска Запорожского низового в курень Bедмедовский принят»[54]. Встречающаяся в этих двух аттестатах фраза «выведен в Сечь и т. д.» — не должна толкать на мысль о каком-нибудь специальном сманивании, уводе или, тем менее, похищении. Это обычная, встречающаяся в большинстве известных нам аттестатов, формула, свидетельствующая о вполне традиционном порядке.

 

С.Я. Боровой. ЕВРЕИ В ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ (По материалам сечевого архива)[1]. Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины» (wikireading.ru)

Ответить

Фотография bin Leonid bin Leonid 20.09 2022

Возможно были те или иные евреи решившие оставить иудаизм. Не думаю, что это было сколь-нибудь значимое явление.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.09 2022

Возможно были те или иные евреи решившие оставить иудаизм. Не думаю, что это было сколь-нибудь значимое явление.

В Речи Посполитой евреи как правило не имели оружия. Была даже польская поговорка - "Тебе это нужно, как еврею сабля" - так говорили про абсолютно ненужную вещь.

Лишь в тех городах, которые часто подвергались нападениям татар, еврейские общины участвовали в обороне и  имели запасы оружия.

Ответить

Фотография Gurga Gurga 20.09 2022

В Речи Посполитой евреи как правило не имели оружия. Была даже польская поговорка - "Тебе это нужно, как еврею сабля" - так говорили про абсолютно ненужную вещь.

В Речи Посполитой евреи приравнивались к шляхте и имели право носить саблю.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.09 2022

 

В Речи Посполитой евреи как правило не имели оружия. Была даже польская поговорка - "Тебе это нужно, как еврею сабля" - так говорили про абсолютно ненужную вещь.

В Речи Посполитой евреи приравнивались к шляхте и имели право носить саблю.

 

Не уверен. Я в какой-то лекции слышал, что даже фактором у магната должен был быть шляхтич. Еврей мог быть только неофициальным управляющим. Привилегии евреи имели значительные, их отменили уже при Станиславе Понятовском, незадолго до утраты Польшей независимости.

 

Положение евреев менялось при разных королях. Я не очень хорошо эту тему знаю, посмотрю источники.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.09 2022

Действительно:

 

следует отметить, что в XVI веке в Польше саблю имели право носить не только шляхтичи, но также евреи и холопы, но только те из них, кто жил в Кракове, Вильнюсе, Варшаве и Львове.

Как поляк выбирал саблю в XVII веке | Историческое оружиеведение | Дзен (dzen.ru)

 

Наиболее знатные (белорусские) евреи в официальных документах обычно титуловались «панами». Подобно шляхтичам, они носили при себе сабли и в случае необходимости всегда готовы были действовать ими.

История евреев в Польше, Беларуси и Литве (livejournal.com)

Ответить

Фотография kmet kmet 20.09 2022

Действительно:

 

следует отметить, что в XVI веке в Польше саблю имели право носить не только шляхтичи, но также евреи и холопы, но только те из них, кто жил в Кракове, Вильнюсе, Варшаве и Львове.

Как поляк выбирал саблю в XVII веке | Историческое оружиеведение | Дзен (dzen.ru)

 

Наиболее знатные (белорусские) евреи в официальных документах обычно титуловались «панами». Подобно шляхтичам, они носили при себе сабли и в случае необходимости всегда готовы были действовать ими.

История евреев в Польше, Беларуси и Литве (livejournal.com)

вы лучше покажите, откуда пословицу ту выцарапали? что-то гугл такой не нашел...

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.09 2022

По поводу евреев-шляхтичей

 

В 1368 году Казимир Великий назначил откупщиком и управляющим шахт в Величке и Бохне и управляющем краковской таможни своего еврейского банкира Левку, трое из сыновей которого стали впоследствии шляхтичами.

Краков еврейский или немного о жизни евреев в Польше. (livejournal.com)

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.09 2022

 

Действительно:

 

следует отметить, что в XVI веке в Польше саблю имели право носить не только шляхтичи, но также евреи и холопы, но только те из них, кто жил в Кракове, Вильнюсе, Варшаве и Львове.

Как поляк выбирал саблю в XVII веке | Историческое оружиеведение | Дзен (dzen.ru)

 

Наиболее знатные (белорусские) евреи в официальных документах обычно титуловались «панами». Подобно шляхтичам, они носили при себе сабли и в случае необходимости всегда готовы были действовать ими.

История евреев в Польше, Беларуси и Литве (livejournal.com)

вы лучше покажите, откуда пословицу ту выцарапали? что-то гугл такой не нашел...

 

 

 

В Речи Посполитой [Илья Левит] (fb2) читать онлайн | КулЛиб - Классная библиотека! Скачать книги бесплатно (coollib.com)

 

Глава 15.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.09 2022

Я историю Польши, ВКЛ и Украины не очень хорошо знаю, поэтому не могу гарантировать достоверность источника. Если бы речь шла о России, я бы мог бы уверенней что-то утверждать.

Ответить

Фотография kmet kmet 20.09 2022

В Речи Посполитой [Илья Левит] (fb2) читать онлайн | КулЛиб - Классная библиотека! Скачать книги бесплатно (coollib.com) Глава 15.

Так и есть.
вы бы так сразу и сослались на Сенкевича - он был признанным знатоком старины РП.

Наверно в поиске блокируется из-за слова "жид".

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.09 2022

Может быть и из-за этого. А может быть эта пословица уже устарела, потому что после войны евреев в Польше осталось мало.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.09 2022

Еврейская стража самообороны во время восстания 1831 г. 

 

%C5%BBydowska_Stra%C5%BC_Bezpiecze%C5%84

Ответить