←  Загадки истории

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Старообрядцы как противники крепостного права

Фотография ИванЛаптев ИванЛаптев 28.03 2021

Есть свидетельства, что старообрядцы в России были противниками крепостного права и организовывали побеги крепостных, в том числе за границу.
https://statehistory...gi-krepostnykh/

Есть у кого свидетельства - в чем причина такого поведения старообрядцев?
Только ли из желания насолить царскому правительству или была какая-то идеологическая подоплека?
Может до реформ Никона крепостное право в России принципиально отличалась от крепостного права XVIII-XIX веков?
У кого какое мнение?

Ответить

Фотография Пугач Пугач 28.03 2021

Есть свидетельства, что старообрядцы в России были противниками крепостного права и организовывали побеги крепостных, в том числе за границу.
https://statehistory...gi-krepostnykh/

Есть у кого свидетельства - в чем причина такого поведения старообрядцев?
Только ли из желания насолить царскому правительству или была какая-то идеологическая подоплека?
Может до реформ Никона крепостное право в России принципиально отличалась от крепостного права XVIII-XIX веков?
У кого какое мнение?

А ваше мнение какое?

Ответить

Фотография ИванЛаптев ИванЛаптев 08.04 2021

А ваше мнение какое?

Никакое. Потому и спрашиваю.
Ответить

Фотография Ученый Ученый 08.04 2021

Я нашел статью, где говорится, что в 19 веке раскольники располагали большими подпольными капиталами, которые могли тайно предоставляться членам старообрядческой общины для ведения предпринимательской деятельности.

 

Банальным в исследовании старообрядчества стало утверждение, что оно превратилось в XIX в. в одну из «форм первоначального накопления капитала», «купеческий род стал структурной единицей старообрядческой общины», «раскольничьи монастыри выпускают легионы сборщиков, и эти сборщики возвращаются назад с полными кисами денег», все «состоятельные» члены общин вносили значительные средства в кассу обществ... Часто представители иногородних сами съезжались со всей страны для сбора «пожертвований». Для сбора средств ... руководство общины прямо разверстывало свое¬образные налоги среди предпринимателей». Все свои материальные ресурсы они с готовностью предоставляли для удовлетворения общественных потребностей. Характерна эпитафия на надгробии петербургского купца-старовера Ф. Громова: «Честность, справедливость, негласная помощь ближнему, во всем воздержание и не горделивость — вот его законы» 13.

Это не было благотворительностью: община имела права на прибыль от предприятий единоверцев. Масштабы сбора средств в конфессиональную казну соответствовали масштабам их применения: от заботы о сиротах и нетрудоспособных, обучения детей и взяток светским и духовным властям, до строительства общинного жилья и выкупа общинников из крепостной зависимости. Центральной же задачей оставалось укрепление конфессиональной экономической основы, которую на равных составляли общинные хозяйства и формально частные предприятия членов общин.

Стартовый капитал, который у православных крепостных появиться мог лишь при каком-то непостижимом стечении обстоятельств, всегда имелся у инициативных крестьян-староверов. Они имели в своем распоряжении конфессиональную систему беспроцентных и безвозвратных ссуд, когда в стране еще не сложились ни национальная кредитная, ни вексельная системы. Распад православной общины зашел настолько далеко, что ее члены на помощь могли рассчитывать лишь в случае беды. Старообрядческая же община была готова придти на помощь и оказавшемуся в тяжелом положении и желающему свое положение улучшить потому, что в обоих случаях положительный исход вмешательства шел на пользу всем.

 

https://proza.ru/2019/06/02/960

 

Ответить

Фотография Ученый Ученый 08.04 2021

Есть и другое мнение о старообрядцах - капиталы они создавали путем обмана и безжалостной эксплуатации не только православных, которых  вообще не считали за людей, но и единоверцев. Поэтому вряд ли они выкупали крепостных только из соображений благотворительности - видимо помогали тем, что мог бы стать полезным для общины и пополнять общинную кассу.

Ответить

Фотография BKR BKR 08.04 2021

У старообрядства множество разных течений.
Бывших и нынешних.
Между собой они ладили и ладят по-разному.
Так что, нельзя их сгребать в одну кучу.
Кроме как того, что все они - раскольники.
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 08.04 2021

Кроме как того, что все они - раскольники.

Чем раскольники отличаются от еретиков?

Ответить

Фотография BKR BKR 08.04 2021

Ничем
Ответить

Фотография ИванЛаптев ИванЛаптев 08.04 2021

 

Кроме как того, что все они - раскольники.

Чем раскольники отличаются от еретиков?

 

 

Ничем

 

Старообрядцы - еретики?
Тогда как это суждение соотносится с вот этим вот событием:
 

В Санкт-Петербургской митрополии впервые за столетие совершена Литургия архиерейским чином старым обрядом
В Литургии вместе участвовали священнослужители старообрядного движения и священнослужители Санкт-петербургской митрополии Русской Православной церкви.


http://www.patriarch...xt/5698316.html(официальный сайт Московского Патриархата)
 

 

Ответить

Фотография ИванЛаптев ИванЛаптев 08.04 2021

Я нашел статью, где говорится, что в 19 веке раскольники располагали большими подпольными капиталами, которые могли тайно предоставляться членам старообрядческой общины для ведения предпринимательской деятельности.
 

Банальным в исследовании старообрядчества стало утверждение, что оно превратилось в XIX в. в одну из «форм первоначального накопления капитала», «купеческий род стал структурной единицей старообрядческой общины», «раскольничьи монастыри выпускают легионы сборщиков, и эти сборщики возвращаются назад с полными кисами денег», все «состоятельные» члены общин вносили значительные средства в кассу обществ... Часто представители иногородних сами съезжались со всей страны для сбора «пожертвований». Для сбора средств ... руководство общины прямо разверстывало свое¬образные налоги среди предпринимателей». Все свои материальные ресурсы они с готовностью предоставляли для удовлетворения общественных потребностей. Характерна эпитафия на надгробии петербургского купца-старовера Ф. Громова: «Честность, справедливость, негласная помощь ближнему, во всем воздержание и не горделивость — вот его законы» 13.

Это не было благотворительностью: община имела права на прибыль от предприятий единоверцев. Масштабы сбора средств в конфессиональную казну соответствовали масштабам их применения: от заботы о сиротах и нетрудоспособных, обучения детей и взяток светским и духовным властям, до строительства общинного жилья и выкупа общинников из крепостной зависимости. Центральной же задачей оставалось укрепление конфессиональной экономической основы, которую на равных составляли общинные хозяйства и формально частные предприятия членов общин.
Стартовый капитал, который у православных крепостных появиться мог лишь при каком-то непостижимом стечении обстоятельств, всегда имелся у инициативных крестьян-староверов. Они имели в своем распоряжении конфессиональную систему беспроцентных и безвозвратных ссуд, когда в стране еще не сложились ни национальная кредитная, ни вексельная системы. Распад православной общины зашел настолько далеко, что ее члены на помощь могли рассчитывать лишь в случае беды. Старообрядческая же община была готова придти на помощь и оказавшемуся в тяжелом положении и желающему свое положение улучшить потому, что в обоих случаях положительный исход вмешательства шел на пользу всем.
https://proza.ru/2019/06/02/960


То есть выкуп крепостных крестьян ставил своей целью расширение и усиление старообрядческих структур. В том числе экономических.
Вполне логичное суждение.
Сообщение отредактировал ИванЛаптев: 08.04.2021 - 17:21 PM
Ответить

Фотография Ученый Ученый 08.04 2021

То есть выкуп крепостных крестьян ставил своей целью расширение и усиление старообрядческих структур. В том числе экономических. Вполне логичное суждение.

Хотя раскольники были русскими они вели себя как нацменьшинство или как тайное общество. Причиной такой секретности было то, что старообрядцы подвергались жесточайшим репрессиям царского режима. Раскольники считали, что все православные от императора до городового это слуги антихриста. Раскольник не мог есть за одним столом с православным, если все-таки поел, то православную тарелку выбрасывали.

 

А как может преследуемое меньшинство защититься от притеснителей? Только подкупом, поэтому раскольники очень активно занимались коммерцией и предпринимательством. И помогая единоверцам, вели себя как мафия. Замечали перспективного потенциального бизнесмена - помогали ему, а потом брали проценты, контролировали его. 

 

В биографии издателя Крымова есть такой эпизод. Он происходил из бедной староверческой семьи, в детстве очень хотел иметь рыбок. У его богатого родственника был совершенно ненужный  аквариум. Мальчик попросил отдать ему аквариум, но родственник ответил, что давать что-то даром это неправильно, и согласился отдать за 2 рубля (1800 р. на наши деньги). И бедный мальчик собирал по копейкам эти 2 рубля. При таком воспитании Крымов стал очень успешным бизнесменом, занимавшимся грязными делами вроде шантажа.

Ответить

Фотография BKR BKR 08.04 2021

Старообрядцев всех 4 согласий - все меньше.
С начала 20 века от 10-20 млн. осталось 3-6 миллионов, из них активных всего 160-270 тыс. на всю Россию:
https://ruvera.ru/ar...dchestvo_rossii

Их церкви в Москве либо постоянно закрыты, или едва собирают несколько человек на службу.
При этом сами их церкви, монастыри и проч. недвижимость - добротные и неплохо расположены.

Кмк, в этом и состоит якобы сближение РПЦ с раскольниками. Захапать их имущество. Иначе оно просто пропадет. А так можно заявить свои права. Скажем, на территорию Преображенского рынка. И проч.

Убери из религии деньги - и не станет церквей.
Ответить

Фотография ИванЛаптев ИванЛаптев Вчера, 16:54 PM

Убери из религии деньги - и не станет церквей.

Эдак можно сказать - убери из армии деньги и не станет армии.
Наверное и религия это своеобразная армия. Хранительница национальной самобытности, национального мировоззрения. Даже у атеистов. Нет?
Ответить