←  Древний Рим

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Трибунская власть в первые века империи (2...

Фотография Стефан Стефан 06.12 2020

Третью важную основу полномочий императоров составляла власть трибуна (tribunicia potestas). В 36 г. до н.э. Октавиан, будучи одним из triumviri reipublicae constituendae, пожизненно приобрел одну из прерогатив tribunicia potestas – трибунскую неприкосновенность (sacrosanctus), а также право занимать трибунское кресло (D.C. XLIX. 15). Вероятно, смысл приобретения состояния sacrosanctus заключался в том, чтобы не только обеспечить личную неприкосновенность, но и создать неответственное и независимое от сената положение, так как в том же году он обещал сложить с себя чрезвычайные полномочия, и сенат мог потребовать отчета у бывшего должностного лица.

 

В 30 г. до н.э. Октавиан был обладателем консульского империя и по этой причине, вероятно, не мог приобрести трибунскую власть в полном объеме. Однако он приобрел новые правомочия, {193} составлявшие главное содержание tribunicia potestas: расширенное специально для него ius auxilii (право на защиту, помощь), действие которого выходило на 1 000 шагов за пределы городской черты (Тас. Annal. I. 2).

 

В 23 г. до н.э. Октавиан Август получил пожизненную трибунскую власть (tribunicia potestas annua et perpetua) во всей полноте (D.C. LIII. 32. 5), что означало добавление права интерцессии, права совета с сенатом и права обращения к народу. {194}

 

Сергеев И.П. Государственные учреждения древних римлян: поздняя Республика и ранняя Империя: материалы к спецкурсу. Х.: ХНУ имени В.Н. Каразина, 2013. С. 193–194.

 

Ответить

Фотография Стефан Стефан 07.12 2020

В 23 г. до н.э., когда Августу исполнилось сорок лет, разразился кризис: болезнь едва не отправила принцепса на тот свет, Марцелла же смерть не миновала. Многие современные исследователи считают необходимым пересмотреть датировки двух событий, которые Дион Кассий относит к 22 г. до н.э., – «дело Марка Прима» и «заговор Цепиона и Мурены»70. Эти события ученые относят к 23 г. до н.э., полагая, что наряду с предполагаемым раздражением Агриппы из-за продвижения Марцелла они явились кульминацией долгого процесса усиления и возвышения оппозиции, которая чуть было не погубила весь режим и принудила Августа к конституционному отступлению. Болезнь Августа расценивается упомянутыми исследователями как уловка, сильный стимул для консолидации Партии. По методологическим соображениям, этот пересмотр датировок (и все его следствия) не учтены в дальнейшем изложении71.

 

В начале 23 г. до н.э. Августа преследовала мысль о его скорой смерти. Несомненно, некоторые люди радовались этому, и быстрое и неожиданное выздоровление принцепса глубоко их разочаровало. Но в переломный момент болезни тот передал государственные бумаги своему коллеге по консульству, а личную печать – Агриппе. Это была {109} безупречно правильная процедура. Усыновление Марцелла могло послужить сигналом об основании династии, однако Август не сделал этого даже в завещании и постарался уверить народ в том, что не отдавал подобных распоряжений72. И действительно, выздоровев, он поспешил перераспределить полномочия, и прежде всего полномочия Агриппы. Был принят закон о предоставлении Агриппе проконсульского империя, вероятно, на пятилетний срок73 – не для проведения каких-то мероприятий, а для того, чтобы отвести ему второе место после Августа (и этот империй определенно не был высшим (maius), ибо таковым пока не был даже империй Августа). Получив данный империй, Агриппа тут же отплыл на Восток, где ничем особым себя не проявил: он лишь основал штаб-квартиру на Лесбосе и управлял Сирией через своих легатов. Уже в древности историки изыскивали объяснения этому странному поведению: Агриппа или вынужденно удалился, снедаемый гневом и унижением, или был выслан путем предоставления ему проконсульского империя, или же ретировался лояльно и добровольно, дабы не стоять на пути восходящего светила – Марцелла. Сегодня историки, приверженные «кризисным теориям», склонны считать, что его отправили «держать Восток», ибо оппозиция режиму была слишком сильна. Нам же представляется, что предпочтительнее рассматривать отъезд Агриппы как эксперимент с «двойной упряжью»: один правитель на Востоке и один – на Западе. Август, судя по всему, шел на поправку, однако никто не мог поручиться, что тяжкие недуги раз и навсегда оставят принцепса в покое. К тому же в Риме свирепствовала эпидемия.

 

В любом случае, новая схема, изобретенная для Агриппы, была лишь первой стадией более обширного преобразования – «конституционного урегулирования» 23 г. до н.э. Первого июля Август сложил с себя одиннадцатое консульство и, вероятно, сразу же дал понять, что не собирается выдвигать свою кандидатуру в будущем. Вместо этого была разработана новая схема предоставления ему полномочий, которых он лишался, отказываясь от консульства. Но здесь следует подчеркнуть разницу между полномочиями и властью. Последнюю Август не принимал, не отклонял и не видоизменял; о фактической власти речи не шло – он обладал ею в полной мере, пока правящий класс, плебс и армия оставались в целом удовлетворенными. Принималось, отклонялось или видоизменялось лишь внешнее выражение этой власти, и таким образом устанавливались ожидаемые границы ее применения и поведения правителя, а также допустимые рамки образа жизни (modus vivendi) под его властью. Таким образом, отступления и компромиссы совершались не в борьбе за власть, а ради выработки наиболее приемлемого modus vivendi. В 23 г. до н.э. важнее всего было полностью восстановить доступ к высшему предмету {110} устремлений аристократии – к консульству74, поскольку на протяжении многих лет одно место было монополизировано Августом, а второе дважды занимал Агриппа75. В обмен на сотрудничество аристократия желала, чтобы «всё было, как раньше». Светоний сообщает – правда, без указания даты, – что Август предлагал избирать трех консулов вместо двух в те годы, когда сам занимал эту должность, но данный план был отвергнут76. Его обычно датируют 19 г. до н.э., но он может относиться и к 23 г. до н.э.; возможно, он был представлен руководящему комитету сенаторов и вызвал излишнее смятение. Правителю оставалось лишь отказаться от высшей должности.

 

Вместо этого (или, во всяком случае, тогда же) Августу были предоставлены официальные полномочия плебейских трибунов – tribunicia potestas, ежегодно возобновляемые, но пожизненные. Можно сказать, что трибунская власть требовалась ему, чтобы, согласно конституции, иметь право созывать сенат и вносить законопроекты, и Август, несомненно, пользовался ею для этого. Некоторые историки считают эту власть главным прикрытием автократии и определяют ее как «бесформенную» и «всеохватную»; но это неверно, ибо, в отличие от империя, который и вправду был бесформенным, tribunicia potestas представляла собой набор вполне определенных полномочий. Это подтверждается и тем, что к полномочиям Августа было предусмотрено дополнение:77 сенат предоставил ему право вносить формальное предложение (т.е. предлагать проект постановления сената, которое затем принималось голосованием. – О.Л.) на любом заседании (в эпоху Республики трибуны не имели такого права). Иной взгляд на главное значение трибунской власти был у Тацита:

 

Это наименование (т.е. трибунская власть. – О.Л.) было придумано Августом для обозначения высшей власти: не желая называться царем или диктатором, он, однако, хотел выделяться среди магистратов каким-нибудь титулом (Пер. А.С. Бобовича)78.

 

Таким образом, Тацит считает трибунские полномочия скорее знаком отличия, нежели властью, и этот же вывод следует из двух других соображений: во-первых, их стали использовать для указания годов правления79 и, во-вторых, они стали высшей почестью, предоставлявшейся тем, кто был избран разделить ответственность правителя, знаком «коллеги по правлению» (collega imperii). Кроме того, в эпоху, привычную к символам, трибунская власть предполагала конечно же покровительство простым людям, хоть и неясно, какое впечатление она на них производила, и, как мы увидим, они надеялись на что-то более полновесное. {111}

 

 

70 Дион Кассий. LIV.3.

 

71 Убедительные аргументы против передатировки см.: Badian 1982 (C 14). {109}

 

72 Дион Кассий. LIII.31.1.

 

73 Дион Кассий об этом не сообщает. Важным новым свидетельством является дошедший до нас на греческом языке фрагмент речи Августа на похоронах Агриппы (EJ2 366), а также дополнительный отрывок: Gronewald 1983 (В 370): 61–62. Подробное рассмотрение данного вопроса см.: Roddaz 1984 (C 200): 339–351. {110}

 

74 Дион Кассий. LIII.32.3.

 

75 После 23 г. до н.э. Агриппа больше не становился консулом.

 

76 Светоний. Август. 37.

 

77 Дион Кассий. LIII.32.5; Talbert 1984 (D 77): 165.

 

78 Тацит. Анналы. III.56.2. Титул, которым Август «хотел выделяться», – это, вероятно, отголосок официального определения; соответствующее греческое выражение можно найти в речи на похоронах Агриппы, см.: EJ2366: строки 11–12.

 

79 Хотя произошло это не сразу: Lacey 1979 (C 147). {111}

 

Крук Дж.-А. Политическая история, 30 г. до н.э. – 14 г. н.э. // Кембриджская история древнего мира. Т. 10: Империя Августа 43 г. до н.э. – 69 г. н.э.: в 2 п/т. П/т. 1 / Под ред. А.-К. Боумэна, Э. Чэмплина, Э. Линтотта; пер. с англ., подгот. текста, предисл., примеч. О.В. Любимовой, С.Э. Таривердиевой. М.: Ладомир, 2018. С. 109–111.

 

Ответить

Фотография Стефан Стефан 09.12 2020

Дион Кассий (XLIX.15.5–6) явно считает, что Октавиан получил «трибунскую неприкосновенность» в 36 г. до н.э.: «<…> они [народ] проголосовали за предоставление ему <…> защиты от оскорбления словом или действием (“τὸ μήτε ἔργῳ μήτε λόγῳ τι ὑβρίζεσθαι”): каждый, кто совершит подобное преступление, подлежит тому же наказанию, как если бы оскорбил трибуна». (О терминологии ср.: Bauman 1981 (C 20).) Октавиан получил также право сидеть на трибунской скамье (см.: Там же); в следующем году неприкосновенность была распространена на Октавию и Ливию (Дион Кассий. XLIX.38.1). Но Аппиан (Гражданские войны. V.132.548) пишет, что в 36 г. до н.э. «они» избрали Октавиана «плебейским трибуном навечно» («δήμαρχος ἐς ἀεί»), то есть предоставили ему трибунскую власть, «чтобы этой пожизненной властью побудить отказаться от прежней ἀρχή» [власти триумвира]» (Пер. А.И. Тюменева); Орозий (VI.18.34) также относит получение Октавианом полной трибунской власти к 36 г. до н.э. Дион Кассий (LI.19.6) сообщает, что Октавиану предоставили трибунскую власть в 30 г. до н.э.; в таком случае довольно странно, что в пассаже LIII.32.5–6 он описывает такое же голосование и в 23 г. до н.э. На самом деле Август, конечно, отсчитывал свою трибунскую власть с 23 г. (Деяния Божественного Августа. 4.4), и проще всего разрешить это противоречие, если допустить, что в пассаже XLIX.15.5–6 Дион Кассий прав насчет неприкосновенности. Ошибка Аппиана и Орозия в таком случае не вызывает удивления. Выходит, Дион Кассий (LIII.32.5) правильно указывает, что окончательное голосование о предоставлении Августу трибунской власти состоялось в 23 г. до н.э., а далее (LIII.32.6) проясняет, что на сей раз он принял эту почесть. В пассаже LI.19.6 Дион Кассий описывает только предложение трибунской власти в {91} 30 г. до н.э.; в пассаже LI.20.4 он говорит, что Октавиан принял «почти все» почести, за которые тогда проголосовали, – конечно, удивительная формулировка, если отвергнуто было столь важное предложение, как трибунская власть, но так выразиться греческий историк всё же мог (Дион Кассий имеет склонность перечислять предоставленные почести так, словно все они были приняты). Данную точку зрения см.: Last 1951 (C 153). {92}

 

Пеллинг Кр. Эпоха триумвирата // Кембриджская история древнего мира. Т. 10: Империя Августа 43 г. до н.э. – 69 г. н.э.: в 2 п/т. П/т. 1 / Под ред. А.-К. Боумэна, Э. Чэмплина, Э. Линтотта; пер. с англ., подгот. текста, предисл., примеч. О.В. Любимовой, С.Э. Таривердиевой. М.: Ладомир, 2018. С. 91–92.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 26.12 2020

Проконсульская власть была важна для сохранения контроля над провинциями и находившимися там войсками. В Риме и Италии locus standi Августа обеспечивался предоставленной тогда же пожизненной трибунской властью (tribunicia potestas)109. Полномочия народных трибунов, завоеванные еще в ходе борьбы плебеев с патрициями, проявили себя как достаточно действенные. Трибуны обладали правом вносить любые вопросы и законопроекты на рассмотрение сената и народных собраний, а также {338} препятствовать осуществлению уже принятых решений должностными лицами республики, вплоть до консулов.

 

Почему Август приобрел только соответствующую власть, но не саму должность (tribunus plebis)? В свое время при содействии Юлия Цезаря он был зачислен в патриции и теперь не имел права стать народным трибуном. В данном случае, как и всегда, когда это не противоречило его жизненно важным интересам, Август предпочитал не нарушать древние традиции. По тем же соображениям не следовало быть трибуном несколько сроков подряд. Найденное решение помогло аккуратно, без вызова, обойти принятый порядок.

 

Приобретенный статус давал целый ряд дополнительных преимуществ. Обладатель его стал частным лицом с полномочиями должностного. Имея власть трибуна, Август мог решать вопросы без участия коллег – по существу, закон приспосабливался под правителя110. Нововведение компенсировало утрату консулата в черте Города, при этом старые установления модифицировались111. Представителей нобилитета оно устраивало: консульская вакансия освободилась, трибунат их мало интересовал. Отказ принцепса от ежегодно занимаемого консульства был воспринят с одобрением, и на фоне этого «республиканского» жеста остальные новации прошли едва замеченными. Трибунскую власть Август получил от комиций, где он пользовался, как правило, неограниченной поддержкой112.

 

Некоторые исследователи не склонны придавать трибунской власти Августа серьезного значения в качестве инструмента власти. А. Джоунз считал, что ее приобретение (и все урегулирование 23 г.) решало прежде всего не административные и конкретно-политические, а идеологические и пропагандистские задачи113. Полученные Августом вместе с полной трибунской властью и отсутствовавшие у него ранее полномочия были полезны, но ни настолько важны, чтобы без них нельзя было обойтись, ни столь авторитетны с точки зрения римской «конституции», чтобы заменить в полной {339} мере консулат114. Практически он их почти не использовал, дeйствуя через своих сторонников в сенате и магистратов. А. Джоунз утверждал даже, что «Август вряд ли вообще нуждался в использовании tribunicia potestas, поскольку мог достичь того же посредством своей auctoritas. Не требовалось формального вето, когда было достаточно намека; не было необходимости лично вносить предложения в сенат или собрание, когда другие, действовавшие по его «совету», могли реализовать необходимые инициативы»115. Трудно согласиться с Джоунзом по этому пункту. Действительно, у Августа было достаточно рычагов реальной власти, но пренебрежение к праву было ему несвойственно. Стремление, пусть хоть к внешнему, соблюдению принятых норм, безусловно, способствовало стабилизации режима.

 

Несмотря на недостаточную эффективность, «тяжеловесность» и «непрактичность», именно трибунская власть стала, по Тациту, «обозначением высшей власти» (summi fastigii vocabulum), которой исчислялось правление Августа и посредством предоставления которой впоследствии указывался преемник116. Не разделяя нигилистической оценки государственно-правового значения tribunicia potestas, следует обратить внимание на указанные Джоунзом «идеологические» мотивы выбора трибунской власти. Во-первых, «безобидная прерогатива» давала возможность скрывать «истинную конституционную основу власти» (т.е., высший проконсульский империй, обеспечивавший контроль над войсками). Во-вторых, учитывалась популярность трибуната, который возбуждал «сентиментальные чувства» плебса. Принятие трибунской власти оказывалось многозначительным жестом – демонстрацией готовности принцепса защитить плебс перед «оптиматами»; для последних это служило предупреждением о возможности обращения к народным чувствам по примеру Цезаря117. {340}

 

Принятые Августом трибунские полномочия имели также практическое значение. Предоставленные комициями, они ясно свидетельствовали о поддержке народа и уже поэтому создавали противовес чрезмерным претензиям сенаторов, особенно нобилей. Обращение к трибунской власти на фоне отказа от консулата могло рассматриваться как поворот к плебсу. В то же время tribunicia potestas оказывалась в руках императора довольно эффективной. Право вето давало возможность отменить неприемлемое решение любого органа и магистрата. Посредством трибунской власти Август мог при необходимости созвать не только народное собрание, но и сенат. Светоний упомянул о tribunicia potestas как о пожизненных (perpetua) полномочиях (Suet. Aug. 27. 5), а Тацит отметил, что Август изобрел использование трибунской власти в качестве высшей, чтобы избегая титулов царя или диктатора, превосходить других магистратов (id summi fastigii vocabulum Augustus repperit, ne regis aut dictatoris nomen adsumeret ac tamen appellatione aliqua cetera imperia praemineret – Tac. ann. III. 56. 2)118. {341}

 

 

109 Во многих документах срок высшей власти Августа исчислялся со дня получения tribunicia potestas – 1 июля (или 1 августа) 23 года. См.: Tac. ann. III. 56; RG 10 (где Август различает sacrosanctitas и пожизненную tribunicia potestas). Аппиан и Орозий, видимо, ошибаются, понимая предоставление в 36 г. «священной неприкосновенности» (sacrosanctitas) за полную tribunicia potestas, как и Дион Кассий, таким же образом квалифицировавший предоставленное в 30 г. право трибунской «помощи» (auxilium): App. b.c. V. 132; Orosius VI. 18. 34; Dio XLIX. 15. 5 sq. {338}

 

110 «Tрибунская власть» Августа в значительной мере отличалась от власти народных трибунов, которая, особенно после данного нововведения, все более утрачивала свое значение. Не говоря уже о том, что она была бессрочной, власть Августа не ограничивалась обычной коллегиальностью: принцепс не входил в число 10 трибунов, a имел власть не меньшую, чем вся коллегия. Пытаясь оправдаться от обвинений в обладании такими в сущности экстраординарными полномочиями, Август в «Деяниях» утверждал, что пятикратно просил дать ему коллегу по трибунской власти (RG 6).

 

111 Подробнее: Last H. On the “tribunicia potestas” of Augustus // Rendiconti del Istituto Lombardo di Scienze e Lettere 84. 1951. P. 93–110 (= Schmitthenner W. (Hg.). Augustus. 19692. S. 241–263 (пер. на нем.); Premerstein A. Vom Werden und Wesen des Prinzipats. München, 1937. S. 260 ff. (А. Премерштайн считал, что Август постепенно приобретал все новые трибунские полномочия); Wickert L. Princeps (civitatis). Sp. 1998 ff.; ders. // ANRW II. Bd. 1. S. 73 f. с литературой; Bleicken J. Augustus. S. 351 f.

 

112 См.: Dettenhofer M. Herrschaft… S. 103–109; Bernstein F. Der Anfang… S. 43.

 

113 Jones А. Studies… P. 10 and 178, n. 21 f. Cf. S. 246 ff. with n. 6 f. {339}

 

114 На самом деле после утраты консулата Августу недоставало некоторых полномочий, в частности, права первоочередного внесения предложений сенату (ius primae relationis – см. Dio. LIII. 32. 5.), права созыва сената (ibid. LIV. 3. 3). Они входили, наряду с правом председательствовать в курии и некоторыми другими, в число консульских привилегий, но ими пользовались также народные трибуны.

 

115 Jones A. Studies... P. II.

 

116 Tac. ann. III. 56. 1, 57. Cf. Vell. II. 99. 1. В связи с предоставлением tribunicia potestas праздновался день 26 июня. См.: Mommsen T. Romisches Staatsrecht II. 3. S. 797. Позднее императоры считали своим dies imperii дaту получения высшего империя. Это, в частности, установлено в отношении Веспасиана. Он считал таким днем 1 июля 69 года, когда его провозгласили императором египетские легионы. При этом он не собирался отказываться от «республиканских» титулов, обозначавших трибунскую власть, консульство и понтификат. См.: Buttrey T.V. Documentary evidence for the chronology of the Flavian titulature. 1980; Greenidge A.N.J. Roman public life. P. 359; Isaak B. Vespasian’s titulature in A.D. 69 // ZPE. Bd. 55. 1984. P. 143–144.

 

117 Jones A. StudiesP. II. Следует также обратить внимание, что в 45 г. до н.э. Юлий Цезарь, не удовлетворившись диктатурой, посчитал необходимым получить ещё трибунскую неприкосновенность (Liv. per. 116; Dio LIV. 49, 50. 1; App. b.c. II. 106). О значении трибуната в эпоху Республики см.: Bleicken J. Das römische Volkstribunat. Versuch einer Analyse seiner politischen Funktion in republikanischer Zeit // Chiron. Bd. 11. 1981. S. 87–108 (ND: // ders. Gesammelte Schriften I. Stuttgart, 1998. S. 484–505). {340}

 

118 См. также: Fasti consulares Capitolini // Inscr. It. XIII, 1. P. 59. Cf.: Yavetz Z. Plebs and Princeps. Oxf., 1969. P. 92–96; Lacey W.K. Augustus and the principate. Leeds, 1996. P. 100–116 (= id. Augustus and the senate, 23 B.C. // Antichthon. Vol. 19. 1985. 57–68; первая ред.: Summi fastigii vocabulum. The story of a title // JRS 69. 1979. S. 28–34) etc. {341}

 

Межерицкий Я.Ю. «Восстановленная республика» императора Августа. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. С. 338–341.

 

Ответить

Фотография Стефан Стефан 27.12 2020

32 (1) Итак, когда Август, оправившись от болезни, узнал, что из-за этого его решения Марцелл стал скверно относиться к Агриппе, он незамедлительно отправил последнего в Сирию, дабы между ними, пока они находятся в одном и том же месте, не случилось какой-нибудь перебранки и ссоры230. И Агриппа тотчас покинул Город, однако до Сирии не добрался, но, выказав изрядную скромность, направил туда своих легатов, а сам остался на Лесбосе.

 

(2) Решив таким образом эти вопросы, Август назначил десять преторов, так как в большем их числе не нуждался, и так происходило на протяжении последующих лет. Одни из них должны были {155} исполнять такие же обязанности, как и прежде, а двое – каждый год заведовать государственной казной231. (3) Приведя в порядок все эти дела, он направился на Альбанскую гору232 и там сложил с себя полномочия консула. Дело в том, что, поскольку положение государства было упрочено, и он сам, и большинство остальных консулов занимали должность в течение всего года, а теперь он решил снова отказаться от этого обыкновения, с тем чтобы как можно больше людей могли стать консулами; и произвел он сложение консульской власти за пределами Города, чтобы ему не воспрепятствовали. (4) И за это стяжал он хвалу, а равно и за то, что выбрал на свое место Луция Сестия233, несмотря на то что тот всегда был верным приверженцем Брута и его соратником во всех войнах, до сих пор чтил его память, хранил его изображения и восхвалял его234. Однако Август не только не прогневался на такую верность этого мужа узам дружбы и долга, но, напротив, проявил к ней уважение. (5) Сенат поэтому постановил235, чтобы Август пожизненно был трибуном, и предоставил ему право делать доклад на каждом заседании сената, по любому вопросу и в любое время, когда он пожелает236, даже не будучи консулом; пожаловали ему также раз и навсегда проконсульскую власть, так что ему не нужно было ни слагать ее при вступлении внутрь померия, ни возобновлять ее снова237, и в подвластных {156} областях он получил более обширные полномочия, чем у наместников каждой отдельной провинции. (6) Вследствие этого решения и Август, и последующие императоры на некоем законном основании пользовались и трибунской властью, и другими властными полномочиями, но самого трибунского звания не имел ни Август и ни один другой император238. {157}

 

 

230 По мнению Д. Мейджи, данная версия поездки Агриппы не соответствует действительности; скорее всего, он был послан Августом с секретной дипломатической миссией, имевшей целью, в частности, убедить Фраата вернуть захваченные римские военные знамена в обмен на возвращение его сына (Magie D. The Mission of Agrippa to the Orient in 23 B.C. // CPh. 1908. Vol. 3. P. 145 ff.). Cp.: LIII. 33. 2. Возможно, одной из задач Агриппы могла быть подготовка визита на Восток самого Августа. Агриппа находился на Востоке до 21 г. до н.э. (LIV. 6. 5), имея ставку в Митилене на Лесбосе, что указывает на его более широкую, чем только Сирия, сферу ответственности. {155}

 

231 При Юлии Цезаре число преторов составляло 16 человек (XLIII. 49. 1; 51. 4); Август, вероятно, сократил его до восьми и теперь увеличил до десяти. Заведование казной (cura aerarii), как и другие сферы обязанностей преторов, назначалось по жребию (Tac. Ann. XIII. 29. 1). В 27 г. до н.э. эта обязанность была передана от квесторов двум преториям, избираемым на год; теперь же она передавалась двум преторам. В дальнейшем при Августе обычно избиралось 12 преторов и один раз – 16 (LVI. 25. 4). При последующих императорах обычным стало избрание 18 преторов.

 

232 Альбанская гора (совр. Монте-Каво) находится примерно в 20 км к юго-востоку от Рима. Здесь под руководством консула проводились Латинские игры (между 14 июня и 1 июля).

 

233 Луций Сестий Альбиниан (?) (род. в 73 г. до н.э.) был сыном Публия Сестия, которого в свое время защищал Цицерон в 56 г. до н.э. При Бруте занимал должность проквестора. Был другом Горация, который посвятил ему одну из своих од (Hor. Carm. I. 4).

 

234 Дословно: ἐπαίνους ποιούμενον. Вариант перевода: «сочинял в его честь стихи».

 

235 Это постановление затем было подтверждено законом (RgdA. 10. 1).

 

236 Это право (ius relationis) предусматривалось и полномочиями трибунской власти. Однако обычно заседания сената созывались консулами и проходили под их председательством, а их доклады (relationes) имели преимущество перед докладами трибунов.

 

237 Речь идет об особом проконсульском империи (imperium proconculare). До этого Август обладал империем как консул. В отличие от проконсулов времен Республики (ср.: XXXIX. 63. 4), Август, пересекая померий при возвращении в Рим, сохранял империй, который к тому же не был ограничен конкретной провинцией и являлся imperium {156} maius, т.е. был выше, чем у остальных провинциальных наместников. Об империи принцепса в целом см., например: Girardet Kl.M. Imperium «maius»: politische und verfassungsrechtliche Aspekte. Versuch einer Klärung // La révolution romaine après Ronald Syme: bilans et perspectives / Ed. A. Giovannini. Vandoeuvres; Genève, 2000. P. 167–236 (= idem. Rom auf dem Weg von der Republik zum Prinzipat, Bonn, 2007. P. 461–521); Pani M. L’imperium del principe // La lex de imperio Vespasiani e la Roma dei Flavi (Atti del Convegno Internazionale, Roma, ottobre 2008) / A cura di L. Capogrossi Colognesi ed E. Tassi Scando. Roma, 2009. P. 187–203.

 

238 Сp.: LIII. 17. 10. {157}

 

Кассий Дион Коккейан. Римская история. Книги LI–LXIII / Пер. с древнегреч. под ред. А.В. Махлаюка; предисл. и коммент. А.В. Махлаюка. СПб.: Нестор-История, 2014. С. 155–157.

 

Ответить

Фотография Стефан Стефан 31.12 2020

17 (1) Таким вот образом вся власть народа и сената перешла к Августу, и с этого самого времени установилось настоящее единовластие105. Ибо правильнее всего называть этот порядок единовластием, даже если иногда, строго говоря, двое или трое одновременно разделяли эту власть106. (2) Само же имя самовластия было настолько ненавистно римлянам, что они не называли своих императоров ни диктаторами, ни царями107, ни как-нибудь еще в этом роде. Но поскольку верховная власть в государстве принадлежит императорам, то оно не может не управляться наподобие царства108. (3) Должности, установленные согласно законам, в целом существуют и поныне, за исключением цензуры109, но всем неприкрыто руководит и распоряжается воля того, кто в данное время стоит у власти. И императоры, чтобы казалось, будто они обладают ею не по праву господства, но по закону, присвоили себя все те полномочия и должности, кроме диктатуры, какие при Республике имели важное значение благодаря свободной воле народа. (4) Они очень часто занимают должность консула110, а когда находятся вне померия, всегда именуются проконсулами111. Наименование же {134} императоров112 принадлежит им пожизненно, и не только тем, кто одержал те или иные победы, но и всем прочим – как знак их неограниченной власти вместо званий царя и диктатора. (5) Не принимая этих титулов как навсегда вышедших из употребления в государстве, их сущность они тем не менее улавливают самим званием императора113. Благодаря этим своим званиям114 они имеют право набирать войско, собирать деньги, объявлять войну и заключать мир115, (6) всюду и всегда править как иноземцами, так и гражданами, имея даже возможность казнить всадников и сенаторов внутри померия; обладают они и всеми прочими правами, которыми некогда разрешено было пользоваться консулам и другим должностным лицам с высшей властью. (7) Пользуясь же цензорскими полномочиями, они блюдут наши нравы и образ жизни, осуществляют ценз и по своему усмотрению одних включают в сословие всадников и сенаторов, а других исключают. (8) Благодаря тому, что они посвящены во все жреческие саны и имеют право большинство этих достоинств жаловать другим лицам116, а также благодаря тому, что даже в случае, если {135} соправительствуют два или три императора, один из них имеет сан верховного жреца117, они распоряжаются всеми делами, человеческими и божескими. (9) Так называемая трибунская власть118, которую прежде получали лица, снискавшие немалую известность, дает им возможность запретить действие любого другого должностного лица, если они с ним не согласны, и защитить себя от оскорблений, ибо если, по их мнению, им причинена хоть самая ничтожная обида не только делом, но и словом, они имеют право убить обидчика без суда, как святотатца119. (10) При этом императоры, поскольку все они непременно принадлежат к патрициям, не считают возможным занимать должность трибуна, однако присваивают себе все полномочия трибунской власти, какие имела она в пору своего наивысшего значения, и по этой должности ведется счет годов их правления120, как будто они ежегодно получают ее вместе с трибунами, избираемыми обычным порядком. (11) Таковы те учреждения, которые они заимствовали у республики под теми же названиями и в том же виде, в каком они некогда существовали, чтобы казалось, что они не обладают ничем, кроме врученных им полномочий121. {136}

 

 

105 Дословно: ἀκριβὴς μοναρχία.

 

106 Имеются в виду последующие случаи соправительства отца и сына (сыновей) или братьев по усыновлению, как, например, совместное правление Веспасиана и Тита, Септимия Севера и его двух сыновей Каракаллы и Геты, а также Марка Аврелия и Луция Вера.

 

107 Ср.: Tac. Ann. I. 9. 6; III. 56. 2. Наименование «диктатор» было опорочено эксцессами в период диктатуры Суллы и трагическим завершением правления Юлия Цезаря. После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого в 509/510 г. до н.э. римляне, по преданию, принесли клятву, что никогда не позволят никому снова быть царем в Риме (Liv. II. 1. 9). В 44 г. до н.э. после смерти Цезаря был принят специальный закон, навсегда упразднивший должность диктатора (XLIV. 51. 2; Cic. Phil. 1. 3; 2. 91). Титул царя (rex) вызывал неприятие среди римлян не только в связи с легендарной историей изгнания царя Тарквиния Гордого, но и потому что покоренные римлянами иноземные народы или те, что жили за пределами Римской державы, управлялись царями.

 

108 Дословно: ὅπως οὐ βασιλεψονται. Ср.: App. Praef. 6.

 

109 Ср.: Tac. Ann. I. 3. 7. Цензура в последний раз отправлялась частными гражданами в 22 г. до н.э. (Dio. LIV. 2. 2).

 

110 Не совсем точно. После 23 г. до н.э., получив новые полномочия, Август уже не нуждался в том, чтобы регулярно занимать консульскую должность. Лишь при Флавиях она была практически монополизирована императорами, но другие принцепсы занимали ее только по нескольку раз.

 

111 С 23 г. до н.э. Август получил проконсульскую власть над главными провинциями, однако ни он, ни его непосредственные преемники не использовали титул проконсула. {134} Начиная с Траяна императоры пользовались им, когда действовали за пределами Италии (а не только померия). Септимий Север был первым, кто использовал этот титул и во время своего пребывания в Италии.

 

112 В эпоху Республики титул «император» в качестве особой почести присваивался войском полководцу, одержавшему крупную победу, который носил его до возвращения в Рим. Август и его преемники также провозглашались за свои победы императорами. Дион правильно отличает это почетное наименование от титула, который использовался в качестве преномена (ср.: XLIII. 44. 2; LII. 41. 3–4). Октавиан взял его в качестве преномена еще в 38 г. до н.э. Тиберий и Клавдий вообще отклонили его, а Нерон принял лишь в конце правления, и только начиная с Веспасиана наименование «император» становится стандартным элементом титулатуры. Точка зрения Диона на этот титул как на обозначение высшей единоличной власти обусловлена, во-первых, тем, что уже при Августе этот термин широко использовался для обозначения главы Римской державы, а во-вторых, тем, что греческое слово αὐτοκράτορος обозначало носителя полной или абсолютной власти.

 

113 Ошибочное суждение: сам по себе титул императора не давал никаких властных полномочий.

 

114 Неточность: императоры получали соответствующие полномочия благодаря своему империю и отдельным особым назначениям. До 23 г. до н.э. Август обладал империем как консул, а потом – как проконсул (см.: LIII. 32. 5; LIV. 10. 5 и коммент.).

 

115 При республиканском правлении эти решения теоретически (но не на практике) предполагали одобрения сената и/или народа. Возможно, соответствующие права были даны Августу в 27 г. до н.э. при разделении провинций.

 

116 До 14 г. новые члены четырех основных жреческих коллегий избирались на собраниях триб из лиц, предложенных действующими членами этих жреческих объединений. После этой даты отбор кандидатов проводился сенатом и ратифицировался 17 трибами. Остальные коллегии пополнялись путем кооптации. Императоры могли называть своих кандидатов и в те, и в другие. {135}

 

117 Имеется в виду Pontifex Maximus, глава коллегии понтификов, считавшийся главой всего римского жречества. Вплоть до времени Диона титул верховного понтифика всегда носил только один из императоров-соправителей. Но занявшие в 238 г. императорский престол два соправителя Бальбин и Максим оба получили этот титул.

 

118 См. коммент. к LI. 19. 6. Императоры получали эту власть без избрания на должность трибунов плебса (принадлежа к патрициям, они не имели права избираться на эту должность, которая была исключительно плебейской магистратурой; те императоры, которые до восшествия на престол были плебеями, причислялись сенатом к патрициям; сам Октавиан был патрицием по усыновлению). Но ее значение было преимущественно символическим, предоставляемые ею полномочия очень редко применялись Августом и его преемниками. Перечисляя ниже соответствующие полномочия, Дион не упоминает права созывать народное собрание, вносить предложения в сенат и комиции, а также право оказывать помощь гражданам в Городе и на расстоянии одной мили от померия.

 

119 Плебейские трибуны изначально пользовались абсолютной неприкосновенностью сакрального характера (sacrosanctitas).

 

120 Счет годов правления по трибунской власти мог осуществляться либо с момента ее получения в качестве официально назначенного преемника власти еще до провозглашения императором, либо (начиная с Траяна) с 10 декабря, когда проходили обычные выборы трибунов. Отдельные полномочия и привилегии трибунской власти Август получил еще в 36 и 30 гг. до н.э.; с 23 г. до н.э. tribunicia potestas была предоставлена пожизненно, и с этого года установился обычай считать время правления принцепса по годам трибунской власти.

 

121 Вопрос об объеме и характере полномочий Августа, их соотношении с республиканскими институтами и традициями активно изучался в исторической науке. См., {136} например, содержательный анализ в работах: Ferrary J.-L. À propos des pouvoirs dAuguste // Cahiers du Centre Gustave Glotz. 2001. Vol. 12. P. 101–154 (перевод на англ.: The Powers of Augustus // Augustus / Ed. J. Edmondson. Edinburgh, 2009. P. 90–136); idem. Res publica restituta et les pouvoirs d’Auguste // Fondements et crises du pouvoir / Ed. S. Franchet d’Espercy, V. Fromentin, S. Gotteland, J.-M. Roddaz. Bordeaux, 2003. P. 419–428. Специально об отношении Диона к «восстановленной республике» Августа см.: Freyburger-Galland M.-L. Res publica restituta chez Dion Cassius // Le principat d’Auguste: réalité et représentations du pouvoir autour de la Res publica restituta / Ed. F. Huriet, B. Mineo. Rennes, 2009. P. 325–341. См. также: Cotton H.M., Yak[o]bson A. Arcanum imperii: The Powers of Augustus // Philosophy and Power in the Graeco-Roman World. Essays in Honour of M. Griffin / Ed. G. Clark, T. Rajak. Oxford, 2002. P. 193–209. {137}

 

Кассий Дион Коккейан. Римская история. Книги LI‒LXIII / Пер. с древнегреч. под ред. А.В. Махлаюка; предисл. и коммент. А.В. Махлаюка. СПб.: Нестор-История, 2014. С. 134–137.

 

Ответить

Фотография Стефан Стефан 03.01 2021

VI. Когда в консульство М. Винуция и К. Лукреция, а затем П. и Гн. Лентулов и в третий раз при П. Фабии Максиме и К. Тубероне сенат и народ единодушно выбрали меня единственным куратором законов и нравов с высшей властью, я не принял должности, установленной вопреки обычаям предков14. Тогда сенат пожелал, чтобы то, что делается при моем посредстве, я бы осуществлял пользуясь властью народного трибуна15. И сверх того, я сам 5 раз просил и получал от сената коллегу, обладающего этой властью16.

 

VII. Я был триумвиром для устроения государства в течение 10 лет непрерывно17. Принцепсом сената18 я был в течение 40 лет вплоть до того дня, когда я это написал. Я был великим понтификом, авгуром, квиндецемвиром для совершения священнодействий, септемвиром эпулонов, арвальским братом, содалом Тиция, фециалом19. {167}

 

VIII. В свое 5-е консульство я по приказу народа и сената увеличил количество патрициев20. Список сенаторов я пересматривал трижды21. В свое 6-е консульство я вместе с коллегой М. Агриппой произвел перепись граждан22. Люстр23 я провел после промежутка в 42 года. При этом люстре граждан, внесенных в списки ценза, оказалось 4 063 000. Когда, пользуясь консульским империем, я единолично провел люстр во второй раз в консульство С. Цензорина и Г. Азиния, то при этом люстре граждан, внесенных в списки ценза, оказалось 4 233 000. Третий же люстр я провел, пользуясь консульским империей, со своим сыном Тиберием Цезарем в качестве коллеги в консульство Сек. Помпея и Сек. Апулея. При этом люстре граждан, внесенных в списки ценза, оказалось 4 937 000. С помощью новых законов, принятых по моей инициативе, я восстановил многие обычаи предков, в наш век вышедшие из употребления, и сам оставил потомкам много примеров, достойных подражания24.

 

IX. Сенат постановил, чтобы обеты за мое здоровье принимались консулами и жрецами каждый 5-й год. В течение моей жизни игры во исполнение этих обетов часто устраивали то 4 высшие жреческие коллегии, то консулы. Также и все граждане во всех храмах единодушно и неустанно возносили молитвы о моем здоровье и от своего имени, и от имени своего муниципия25.

 

X. По постановлению сената мое имя было включено в гимн салиев и законом мне была установлена пожизненная трибунская власть, дабы личность моя всегда была священной и неприкосновенной26. Когда народ предлагал мне пост великого понтифика27, который имел (некогда) мой отец, я отказался от этого, чтобы не занять место (моего) коллеги при его жизни28. Этот жреческий пост я принял только несколько лет спустя после смерти того, кто захватил его благодаря гражданским смутам. На мои выборы собралось такое множество народа со всей Италии, какого никогда не было в Риме до тех пор. Это произошло в консульство П. Сульпиция и Г. Вальгия29. {168}

 

 

14 Пост куратора законов и нравов с чрезвычайными полномочиями предлагался Августу в 19, 18 и 11 гг. до н.э., однако он отказался от него и проводил реформы опираясь на те предоставленные ему полномочия, которые были связаны с регулярными республиканскими магистратурами, особенно с консулатом, а не с ненавистным сенату постом цензора (см. ком. 4 на с. 187). Отдельные полномочия консульской власти (imperium consulare) были пожизненно декретированы Августу в 23 и 19 гг. до н.э.

 

15 Об особой роли власти трибуна (tribunicia potestas) среди прочих полномочий принцепсов см.: Тацит. Анналы. III. 56.

 

16 Коллегами Августа по трибунской власти были Агриппа и Тиберий, которые получали ее на определенный срок (обычно 5 лет). Агриппа получал ее в 18 и 13 гг. до н.э., Тиберий – в 6 г. до н.э., в 4 и 13 гг. н.э. Назначение коллег по трибунату было нужно Августу, чтобы подчеркнуть его верность господствующему при республике принципу коллегиальности магистратской власти. На деле Агриппа и Тиберий были не равноправными коллегами, а младшими соправителями и предполагаемыми преемниками Августа. Август и его коллеги, пользуясь трибунской властью, сами не были трибунами (см.: Дион Кассий. 53, 32). Как и прежде сохранялась коллегия из десяти ежегодно переизбираемых народных трибунов. {173}

 

17 С конца 43 и до конца 33 до н.э. триумвират рассматривался как чрезвычайная магистратура.

 

18 Принцепсом сената назывался тот, чье имя первым стояло в списке сенаторов и кто первым после магистрата, ведущего заседание сената, высказывал свое мнение о вопросах, рассматривавшихся на заседании. В период поздней Республики принцепс сената – наиболее авторитетный и влиятельный сенатор, в эпоху принципата – это сам император. Август стал принцепсом сената после чистки 28 г. до н.э., в результате чего был составлен новый список сенаторов.

 

19 Перечисляются жреческие должности в старинных и наиболее почитаемых жреческих коллегиях, которые играли большую роль не только в области государственного управления. Понтифики, авгуры, квиндецемвиры и септемвиры эпулонов считались четырьмя высшими коллегиями.

 

20 В 29 г. до н.э. по закону Сения.

 

21 Чистки сената (lectiones senatus) Август устраивал, чтобы избавиться от незнатных «выскочек», проникших в сенат во время гражданских войн, а также от тех сенаторов, которые были настроены враждебно по отношению к нему. В датировке чисток нет полной ясности. Одни считают, что чистки проходили одновременно с цензом, т.е. в 28 и 8 гг. до н.э. и в 14 г. н.э. Другие дают иную датировку – 28 и 18 гг. до н.э. и 4 г. н.э. (а иногда еще добавляют 11 г. до н.э.).

 

22 Ценз (или перепись граждан) проводился Августом в 28 и 8 гг. до н.э. и в 14 г. н.э. Последний ценз в годы Республики состоялся в 70 г. до н.э.

 

23 Люстр – очистительное жертвоприношение богам, которое совершали каждый раз после подведения итогов ценза.

 

24 Имеется в виду законодательство Августа, ставившее целью укрепить семью как основную ячейку общества. Законы предусматривали наказание за супружескую измену, безбрачие и бездетность и вводили привилегии для женатых людей, имеющих детей.

 

25 Об обетах граждан и муниципиев за здоровье Августа см.: Светоний. Август. 59.

 

26 Личность народного трибуна считалась в Риме священной и неприкосновенной (sacrosanctus). Различные полномочия трибуната Август получил в 36 и 30 гг. В полном же объеме пожизненная трибунская власть была ему декретирована в 23 г. до н.э.

 

27 Великий понтифик был главою римского жречества, ему принадлежал надзор за исполнением обрядов в честь всех богов, почитаемых в государстве. Этот пост был выборным.

 

28 Имеется в виду коллега Августа по второму триумвирату Эмилий Лепид, который стал великим понтификом в 44 г. после смерти Цезаря.

 

29 12 г. до н.э. {174}

 

Октавиан Август. Деяния божественного Августа / Пер. А.Л. Смышляева // Хрестоматия по истории Древнего Рима: Учеб. пособие для вузов по спец. «История» / Сост.: И.А. Гвоздева, И.Л. Маяк, А.Л. Смышляев и др.; под ред. В.И. Кузищина. М.: Высш. шк., 1987. С. 167–168, 173–174.

 

Ответить

Фотография Стефан Стефан 05.01 2021

56. Поставив предел потоку доносов и тем приобретя славу умеренности, Тиберий направляет сенату письмо, в котором просит о предоставлении Друзу трибунской власти. Это наименование было придумано Августом для обозначения высшей власти: не желая называться царем или диктатором, он, однако, хотел выделяться среди магистратов каким-нибудь титулом. Позднее он избрал себе сотоварищем в этой власти Марка Агриппу, а после его кончины – Тиберия Нерона,65 дабы не оставалось неясности, кого он назначил своим преемником. Он считал, что благодаря этому будут рассеяны злонамеренные надежды других; вместе с тем он был уверен в преданности Нерона и непоколебимости собственного величия. И вот, руководствуясь этим примером, Тиберий разделил с Друзом верховную власть, тогда как при жизни Германика выбор между ними оставлял нерешенным. Начав письмо с просьбы богам обратить его замысел ко благу республики, он, в сдержанных выражениях и ничего не преувеличивая, обрисовал нравы молодого человека. У него есть жена и трое детей, и он в том же возрасте, в каком сам Тиберий был призван божественным Августом к несению тех же обязанностей. И теперь не поспешно и необдуманно, но после восьмилетнего испытания, после того как Друз подавил мятежи и успешно завершил войны, он привлекает его, триумфатора и дважды консула, к соучастию в хорошо знакомых ему трудах. {106}

 

 

65. Будущего императора Тиберия. {414}

 

Корнелий Тацит. Сочинения в 2 т. Т. 1. Анналы. Малые произведения / Изд. подгот. А.С. Бобович. Я.М. Боровский, М.Е. Сергеенко. Ленинград: Ленинградское отделение издательства «Наука», 1969. С. 106, 414.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 08.01 2021

Римляне, имеющие трибунскую власть без титула «Август» (23 до н.э. – 284 н.э.)

 

Марк Випсаний Агриппа 18–12 до н.э.

Тиберий I 6–1 до н.э., 4‒14 н.э.

Друз Юлий Цезарь 22–23

Тит 71‒79

Траян 97‒98

Луций Элий Цезарь 136–138

Антонин Пий 138

Марк Аврелий 147‒161

Коммод 176–177

Ответить

Фотография Стефан Стефан Вчера, 22:25 PM

Михайловский Ф.А. Роль трибунских полномочий при передаче власти в период первых принцепсов // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 1996. № 1. С. 129–134.

http://www.dirittoes...cles/mixail.pdf

Ответить