←  Российская империя

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Царскосельский лицей

Фотография ddd ddd 15.11 2020

Скандальные мемуары о Царскосельском лицее

Enfant terrible российской пушкинистики, Модест Андреевич Корф – «неудобный» мемуарист. Никакого почтения ни к Александру Сергеевичу, ни к Царскосельскому лицею. Помню, Модеста Корфа недолюбливал Натан Яковлевич Эйдельман: по мнению историка, среди одноклассников Пушкина один Корф вырос человеком «николаевского покроя».

Что ж? Пушкинистов понять можно! «Неправильные» мемуары Корфа – это такая вещь, которую нельзя проигнорировать и от которой нельзя отмахнуться. Может быть, Корф был субъективен и пристрастен, но его, во всяком случае, не уличишь во лжи.
 
1486735872_1815_licey_derjavin.jpg
Лицейский экзамен. Картина Ильи Репина, 1911 год


После чудесной книге Эйдельмана о Лицее («Прекрасен наш союз») воспоминания Корфа действуют как стакан холодной воды, который вам вдруг вылили за шиворот.

Каким же увидел легендарный Лицей одноклассник Пушкина? (кстати, свидетельства всех остальных одноклассников – менее информативны)
Лицей был странным заведением –
«не университетом, не гимназиею, не начальным училищем, а какою-то безобразною смесью всего этого вместе, и… смею думать, что он был заведением, не соответствующим ни своей особенной, ни вообще какой-нибудь цели».

В лицей приняли мальчиков от 10 до 14 лет, с разным уровнем подготовки, однако посадили их всех вместе, не деля на классы. Большинству детей нужны были начальные учителя, а дали им профессоров, которые, впрочем, и сами раньше нигде не преподавали.

Обучали всему – от интегралов до церковной истории.

«Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе… Основательного, глубокого в наших познаниях было, конечно, не много; но поверхностно мы имели идею обо всем и были богаты блестящим всезнанием».

Содержали лицей плохо. У кого не было своих средств, ходили в заплатках. Кормили неважно. При лицее работал повар, прежде служивший Суворову (известному аскету). В 1812 году вместо чая давали сбитень.
1200px-Lyceum_in_Tsarskoye_Selo%2C_Peter
Лицей. Литография 1820-х годов
 
Директор – человек
«слабый и вообще не созданный для управления какою-нибудь частию, тем более высшим учебным заведением».

Преподаватель словесности напивался до белой горячки и ненавидел Пушкина за то, что тот пишет стихи.

«Королеву наук» преподавал такой учитель, которому посвятили эпиграмму:
Поверь, тебя измерить разом
Не мудрено, мой друг черняк;
Ты математик минус разум,
Ты злой насмешник плюс дурак.
Никто, кроме отличника Вольховского, лекций по математике не слушал:
«каждый обыкновенно занимался чем-нибудь посторонним: готовился к другим предметам, писал стихи или читал романы».

Лекции по немецкой литературе читались на французском языке.

От преподавателя французского языка воняло. Это был
«коротенький старичок, с толстым брюхом, с насаленным, слегка напудренным париком, кажется никогда не мывшийся и разве только однажды в месяц переменявший на себе белье».
Впрочем, предмет свой он преподавал хорошо, оговаривается мемуарист. Редкая похвала!

Преподаватель рисования плохо умел рисовать.

Преподаватель пения был без голоса.

Преподаватель чистописания писал прекрасно, но был «бездонный невежда».

Первый учитель танцев учил таким танцам, которых давно никто не танцевал.

Второй учитель
«более, нежели танцами, занимался нашим нравственным образованием, рассказывая мальчикам скоромные французские анекдоты».

Одним из дядек-воспитателей в лицее был серийный убийца, который, пребывая в своей должности, лишил жизни шесть или семь царскоселов. К счастью, воспитанников он не трогал (во времена Корфа на этот казус не обратили особого внимания, а в наше время, говорят, про этого маньяка сняли фильм).

Помощниками гувернеров
«были подлые и гнусные глупцы, с такими ужасными рожами и манерами, что никакой порядочный трактирщик не взял бы их к себе в половые».
Смотрели за воспитанниками плохо, так что они спокойно ездили кутить к гусарам и возвращались в свои спальни за полночь.

По Корфу, результатом обучения в лицее стала
«бездна фиктивной премудрости».

Некоторые выпускники потом занялись самообразованием, чтобы восполнить пробелы. Иных
«не научил даже и опыт жизни, и они остались теми же детьми-лицеистами, хотя без волос и без зубов».

Пушкин, конечно, гений, но лицей в этом не виноват.
«В лицее он решительно ничему не учился, но как и тогда уже блистал своим дивным талантом и, сверх того, начальников пугали его злой язык и едкие эпиграммы».

Мне показалось, Модест Корф вообще не любит никого. Желчное, злое перо. Хотя на лично знавших он не производил впечатления злого человека…
И все-таки без его мемуаров история Лицея показалась бы слишком скучной, пресной и сусальной.
 
Modest-Korf-1.jpg
Модест Корф. 1865 год
Ответить

Фотография Ученый Ученый 15.11 2020

Смотрели за воспитанниками плохо, так что они спокойно ездили кутить к гусарам и возвращались в свои спальни за полночь.

Зато в лицее не было дедовщины как в Пажеском корпусе :)

Ответить

Фотография Ученый Ученый 15.11 2020

Постановление о лицее от 12 августа 1810 года

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной.

 

2. Сообразно сей цели Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников и других чиновников, знаниями и нравственностью своею общее доверие заслуживающих.

 

3. В Лицее  преподаются предметы  учения, важным частям Государственной службы приличные и для благовоспитанного юноши необходимо нужные.

 

4. Воспитанники принимаются в Лицей не иначе, как по предварительному испытанию их в знаниях. Оказавшиеся на оном имеющими потребность вступления в сие учреждение сведения определяются в оный по Высочайшему повелению, испрашиваемому главным Начальником Лицея; не имеющим же таковых сведений в приеме отказывается.

 

5. Для вступления в Лицей требуются от воспитанников следующие познания.

а) Некоторое грамматическое знание российского и французского (либо немецкого) языка.

б) Знание арифметики (по крайней  мере до тройного правила).

в) Понятия об общих свойствах тел.

г) Начальные основания географии.

д) Разделение древней истории по главным эпохам и периодам, некоторые сведения о знатнейших в древности народах.

 

6. Сверх сих предварительных познаний от воспитанников, вступающих в Лицей, требуется, чтобы они имели несомненные удостоверения об отличной их нравственности и были совершенно здоровы.

 

7.На первой случай полагается принять воспитанников не менее 20 и не более; а в последующие времена по соображению с хозяйственным состоянием Лицея.

 

8. Воспитанники при их приеме должны иметь от роду от 10 до 12 лет

и при том представлять свидетельства о своем дворянстве .

 

9. Приему воспитанников быть не иначе, как пред началом годичного круга учения, который с 1 августа продолжается по 1 число июля следующего года. Июль месяц есть время отдыха

 

10. При приеме наставников и других чиновников наблюдается всемерная осторожность в рассуждении их нравственности, сверх прочих требуется от них по должностям их достоинства, дабы они совокупно руководили юношество добрыми своими примерами жизни и наставлением.

 

11. Наставники и чиновники, составляющие сословие Лицея, профессор и адъюнкты, директор, надзиратели, учители и другие чиновники, в  штат Лицея наименованные.

 

12.Для полного образования юношества в Лицее определяется 6 лет.

 

ПРАВА ЛИЦЕЯ

 

13. Лицей и его члены приемлются под особенное Его ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА покровительство и состоять под непосредственным ведением Министра народного просвещения.

 

14. Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими университетами.

 

15. Директор состоит в 5 классе, если выше чина не имеет; - профессоры в 7, адъюнкты в 8, надзиратели в 8 ж, учителя изящных искусств в 10 классах Государственной службы. Из этих чиновников Директор определяется и увольняется по представлению Министра Его ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ.

 

16. В назначении пансионов директору, профессорам, адъюнктам, учителям, надзирателям и их вдовам и детям, наблюдается порядок таковой как и в отношении к профессорам,адъюнктам и учителям университетским.

 

17. Лицей будет иметь особенный мундир, определенный Его ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ.

 

18. Воспитанники по окончании наук в Лицее поступают в гражданскую службу с чинами по успехам от 14 до 9 классов, а в военную на таком же положении, как и воспитанники Пажеского корпуса.

 

19. Лицей имеет собственную свою печать с Государственным гербом и надписью(печать Императорского Лицея хранится у директора).

 

ВНУТРЕННЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛИЦЕЯ

 

20.Внутреннее управление Лицея составляют два главные предмета:

    a) Порядок учебный и нравственный,

    б) Порядок хозяйственный.

 

21.Внутреннее управление Лицея вверяется директору и под ближайшим начальством его двум надзирателям, из коих один занимается особенно учебным и нравственным управлением; другой хозяйственным.

https://www.sites.go...hool/home/ustav

Ответить

Фотография Стефан Стефан 15.11 2020

«Святому братству верен я». День лицеиста

Альма-матер для мальчиков из родовитых семей. Первый лицей в России готовил к «важным частям службы государственной». Открыт был по императорскому указу, приравнивался к университету. В здании дворцового флигеля Екатерининского дворца витал особый дух — «лицейской республики». Вспомним историю и традиции дворянской высшей школы вместе с Натальей Летниковой.

http://www.culture.r...ya-den-liceista

Ответить

Фотография Стефан Стефан 15.11 2020

31 октября 1811 года (по н. ст.) был открыт Царскосельский лицей. Одними из первых выпускников высшего учебного заведения для дворянских детей были будущие декабристы, многие видные деятели России XIX века и, конечно, Александр Сергеевич Пушкин.

http://histrf.ru/bib...ielskii-litsiei

Ответить

Фотография Ученый Ученый 17.11 2020

Наставления воспитанникам, читанные Александром Куницыным, адъюнкт-профессором нравственных наук

 

Образование ваше доныне было одним из важнейших занятий родителей ваших. Заботы их умножались с вашими летами. Водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение, даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах, представить трону защитника, непоколебимого в верности, государю подданного, пламенеющего к нему любовию, - сия великая мысль нарушала спокойствие ваших родителей.

 

В то время, когда сии заботы и попечения утомляли их внимание, раздался глас Отечества, в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Отечество приемлет на себя обязанности быть блюстителем воспитания вашего, дабы тем сильнее действовать на образование ваших нравов. Его нежные старания возбудят в вас чувство благодарности; ревность к наукам ознаменует вашу признательность.

 

Здесь сообщены будут вам сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина. Наука общежития есть первый предмет воспитания. Под сим словом разумеется не искусство блистать наружными качествами, которое нередко бывает благовидною личиною грубого невежества, но истинное образование ума и сердца. Вам раскрыт будет состав гражданского общества; разбирая части сего многосложного здания, вы увидите, что ни подданные без повиновения, ни граждане без точного исполнения должностей своих, ни общество без единодушия членов его благоденствовать не могут. Если граждане вознерадеют о должностях своих и общественные пользы подчинят видам своего корыстолюбия, то общественное благо разрушится и в своем падении ниспровергнет частное благосостояние. Многолетняя история разительными примерами докажет вам сию истину; она оживит перед вами минувшие века, воскресит погибшие царства, воззовет на суд буйных и беспечных граждан и, указывая на развалины государств, погибших от их разномыслия, предаст имена их вечному поношению.

 

Сии наставления покажут вам существо гражданских обязанностей. Но познания ваши должны быть несравненно обширнее, ибо вы будете иметь непосредственное влияние на благо целого общества. Государственный человек должен знать все, что только прикасается к кругу его действия; его прозорливость простирается далее пределов, останавливающих взоры частных людей. Стоя у подножия престола, он обозревает состояние граждан, измеряет их нужды и недостатки, предваряет несчастия, им угрожающие, или прекращает постигнувшие их бедствия. Будучи принужден непрерывно сражаться с предрассудками и страстями народа, он старается проникнуть сердце человеческое, дабы исторгнуть самый корень пороков, ослабляющих общество; сообразуясь с природою человека, он предпочитает тихие меры насильственным и употребляет последние только тогда, когда первые недостаточны; никогда не отвергает он народного вопля, ибо глас народа есть глас божий. Соединяя частные пользы с государственными, он заставляет каждого стремиться к общественной цели. Граждане охотно следуют его мановениям, не примечая действия его власти...

 

Но представьте на сем месте человека без познаний, которому известны государственные должности только по имени; вы увидите, как горестно его положение. Не зная первоначальных причин благоденствия и упадка государств, он не в состоянии дать постоянного направления делам общественным; при каждом шаге заблуждается, при каждом действии переменяет свои виды. Исправляя одну погрешность, он делает другую; искореняя одно зло, полагает основание другому; вместо существенных выгод стремится за посторонними; тогда, когда бы надлежало пользоваться счастливыми открытиями прежних веков, он силится изобретать и делает опыты несчастные. Утомленный тщетными трудами, терзаемый совестью, гонимый всеобщим негодованием, он предается на волю случая или делается рабом чужих предрассудков. Таким образом, невежество, порожденное нерадением и предрассудками, с наступлением каждого века представляет зрелище прежних погрешностей и бедствий. Подобно безрассудному пловцу, оно мчится на скалы, окруженные печальными остатками многократных кораблекрушений. В то время, когда бы надлежало пользоваться вихрями грозных туч, оно предается их стремлению и, усмотрев разверзающуюся бездну, ищет пристанища там, где море не имеет пределов...

 

Но может быть, обстоятельства, может быть, самые ваши склонности приведут вас на поле чести и вы будете действовать оружием. С успехами гражданских обществ способ вести войну совершенно изменился; знания военного человека распространились наипаче с того времени, когда огнестрельное оружие заступило место пращей и луков; для него уже недовольно собственного опыта, который может только объяснить или дополнить всеобщие правила. Не дикая смелость, не свирепое ожесточение, не звериная лютость решит ныне единоборство народов, но счастливые соображения и глубокие сведения в воинском искусстве. Без надежного руководства сама даже храбрость простых ратников бывает им пагубна, и многочисленное ополчение без воинского искусства есть жертва искусному неприятелю. Несмотря на сие, победа определяется ныне не количеством неприятельских трупов, но следствиями оной; не тот почитается ныне победителем, кто занял поле сражения, дымящееся кровию, и соединил победные песни со стонами умирающих, но кто приобрел выгоды, заставившие поднять оружие. Успехи в войне приуготовляются ныне во время мира. Знать государственные пользы, предвидеть препятствия в достижении оных со стороны соседственных народов, исчислять поступки врагов, открывать их намерения, подрывать их тайные пружины, на действие которых они наиболее полагаются, -- в сем состоит истинная тактика, достойная государственного человека и воина...

 

Соединив сии сведения, вы соделаетесь способными к тому и другому роду государственной службы; от вашего произвола будет зависеть, следовать ли на шумное поле брани или в тишине мира заниматься благом Отечества. Но главным основанием ваших познаний должна быть истинная добродетель... Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оные, ибо закон, нарушаемый блюстителем оного, не имеет святости в глазах народа. Государственный человек, будучи возвышен над прочими, обращает на себя взоры своих сограждан; его слова и поступки служат для них правилом. Если нравы его беспорочны, то он может образовать народную нравственность более собственным примером, нежели властию. Но если порочные склонности овладели его сердцем, то он ослабит гражданские добродетели и без умысла сделается врагом общества. Ни заслуги его предков, ни отличные дарования, ни глубокие сведения не защитят его перед лицом правосудия. Жалким образом обманется тот из вас, кто, опираясь на знаменитость своих предков, вознерадеет о добродетелях, увенчавших имена их бессмертием. Блистательные дела родоначальников, освещая добродетели и пороки их потомков, делают первые более привлекательными, а последние более отвратительными. Отечество, благословляя память великих мужей, отвергает их недостойных потомков. С горестию, с чувством сострадания обсекает оно бесплодные отрасли священных дерев, которые сладкими плодами обогащали предшествующие поколения. И хотя бы можно было присвоить отличие не по достоянию, но можно ли присвоить неизъяснимое удовольствие, проистекающее от ощущения собственных достоинств? То спокойствие совести, которое составляет удел совершенной добродетели? Ту приятную уверенность в беспритворном уважении своих сограждан, которая рождается из представления пользы, доставленной обществу? Почести без заслуг, отличие без дарования, украшения без добродетели наполняют горестию благородное сердце. Какая польза гордиться титлами, приобретенными не по достоянию, когда во взорах каждого видны укоризна или презрение, хула или нарекание, ненависть или проклятие? Для того ли должно искать отличий, чтобы, достигнувши оных, страшиться бесславия? Лучше остаться в неизвестности, нежели прославиться громким падением.

 

Так думали и действовали древние россы, прославленные веками; вы должны последовать их великому примеру. Среди сих пустынных лесов, внимавших некогда победоносному российскому оружию, вам поведаны будут славные дела героев, поражавших враждебные строи. На сих зыбких равнинах вам показаны будут яркие следы ваших родоначальников, которые стремились на защиту царя и Отечества - окруженные примерами добродетели, вы ли не воспламенитесь к ней любовию? Вы ли не будете приуготовляться служить Отечеству? Наслаждаясь благоденствием, устроенным для вас трудами и благоразумием предков, вы ли не будете хранить и усугублять оное для ваших преемников? Сладкая надежда родителей! Вы ли не устрашитесь быть последними в вашем роде? Вы ли захотите смешаться с толпою людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и Отечеству должна быть вашим руководителем!

 

Но при сих высоких добродетелях сохраните сию невинность, которая блистает на лицах ваших, сие простосердечие, которое побеждает хитрость и коварство, сию откровенность, которая предполагает беспорочную совесть, сию кротость, которая изображает спокойствие души, необуреваемой сильными страстями, сию скромность, которая служит прозрачною завесою отличным талантам...

 

Когда совершите вы поприще наук, Отечество снова призовет ваших родителей в сие святилище и, не обинуясь, скажет им: се дети ваши - - мои возлюбленные чада; они оправдали мою надежду, желания ваши исполнились: они готовы служить вам подпорою, готовы защищать славу мою; они достойны быть блюстителями моего благоденствия. Примите сей залог вашей нежности и благословляйте того, кто устроил общий жребий россиян!

Да будет окончание вашего образования столько же торжественно, как и начало оного! Исполните лестную надежду, на вас возлагаемую, и время вашего воспитания не будет потеряно.

https://russia-west....pic.php?id=2468

Ответить

Фотография Стефан Стефан 17.11 2020

АЛЕКСА́НДРОВСКИЙ ЛИЦЕ́Й (до 1843 Царскосельский), закрытое учебно-воспитательное заведение для детей рос. потомственных дворян. Основан в 1810, открыт 19(31).10.1811 в Царском Селе, указом имп. Николая I от 6(18).11.1843 переведён в С.-Петербург и переименован в честь имп. Александра I. По уставу 1810 (разработан под рук. М. М. Сперанского и гр. Алексея К. Разумовского) цель лицея – обучение и воспитание дворян, юношества, «особенно предназначенного к важным частям службы государственной». По уставу 1848 лицей готовил воспитанников для гражд. службы во всех ведомствах (до 1851 преим. в МВД, с 1856, по ходатайству кн. А. М. Горчакова, и в МИД). Находился под «особым покровительством» императоров, с 1910 – имп. Марии Фёдоровны. До 1822 состоял в личном подчинении мин. нар. просвещения, в 1822–43 – в ведении управления военно-учебными заведениями, с 1843 – в управлении Собственной Е. И. В. канцелярии по учреждениям имп. Марии (см. Ведомство учреждений императрицы Марии). Внутр. управление осуществлялось директором, 2 надзирателями – по учебным и нравственным, а также по хозяйственным делам; учебно-методич. вопросами ведала конференция профессоров. С 1848 директор А. л. подчинялся «особому попечителю» (назначался императором), при котором в 1900 учреждён совет из быв. лицеистов. В лицей принимались дети 10–12 лет; первоначально число воспитанников составляло 20–50 чел., они находились на полном казённом содержании. В 1832 число мест увеличено до 100 (введено 50 платных), в 1848 – до 156 (50 казённокоштных, 100 своекоштных, 6 бесплатных для детей служащих), в 1902 – до 220. Плата за обучение в 1848 – 600 руб. в год, с 1902 – 800 руб. Срок обучения 6 лет, с открытием в 1882 подготовит. классов установлен 8-летний курс. В 1814–29 при лицее существовал Благородный пансион, готовивший к поступлению в лицей или выпускавший воспитанников на службу. Первоначально учебная программа в А. л. была общеобразовательной, изучались богословие, церковная история, рус., лат., франц., нем., англ. языки, отеч. и всеобщая лит-pa, рус. и всеобщая история, география, психология, физика, химия, музыка, гимнастика, фехтование и др. С 1848 А. л. давал высшее юридич. образование. Благодаря дополнит. воен. обучению выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. Прошедшим курс обучения в А. л. в зависимости от успехов присваивались гражд. чины 9–14-го классов. Своекоштные лицеисты обязаны были прослужить минимум 4 года, казённокоштные – 6 лет. В 1817–1916 А. л. окончили 1919 чел. (72 выпуска). В 1899 при А. л. учреждено Пушкинское лицейское об-во, в ведение которого переданы Пушкинский музей (основан в 1840-х гг.) и Пушкинская б-ка (основана в 1879).

 

Среди окончивших лицей – гос. деятели А. В. Головнин, А. М. Горчаков, А. Б. Лобанов-Ростовский, М. X. Рейтерн, Д. А. Толстой, поэт А. С. Пушкин, писатель М. Е. Салтыков-Щедрин, учёные Я. К. и К. К. Гроты, К. С. Веселовский, живописец В. Г. Шварц, декабристы И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер, А. А. Дельвиг, Ф. Ф. Матюшкин, революционер М. В. Петрашевский. В разное время в А. л. преподавали правоведы В. М. Гессен, Н. Л. Дювернуа, А. Ф. Кони, А. П. Куницын, С. А. Муромцев, историки Н. И. Кареев, С. Ф. Платонов, В. И. Семевский, И. П. Шульгин, филологи Н. А. Котляревский, Н. П. Кошанский, философы А. И. Галич, Э. Л. Радлов и др. После Февр. революции 1917 А. л. упразднён.

 

090abbf2dc7d.jpg

Александровский лицей. Царское Село. 1822. Литография.

 

 

Лит.: Постановление о Лицее. [В Царском Селе]. СПб., 1810; Кобеко Д. Ф. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811–1843. СПб., 1911; Рубец А. А. Краткая историческая памятка Александровского бывшего Царскосельского лицея. СПб., 1911; Руденская М. П., Руденская С. Д. С лицейского порога: Выпускники лицея 1811–1917. Очерки. Л., 1984; они же. «Наставникам… за благо воздадим». Л., 1986; Павлова С. В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) лицей. СПб., 2002.

 

Иванов А.Е. Александровский лицей // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/dom...ry/text/3113450

Ответить

Фотография Ученый Ученый 21.11 2020

Кто входил в первый выпуск лицея с Пушкиным

 

В первый учебный поток Царскосельского лицея поступило 30 человек, включая Александра Сергеевича Пушкина.

Один из лицеистов (Гурьев) был отчислен в 1813 году. Все остальные доучились до конца.

 

В результате в 1817 году было выпущено 29 лицеистов:

№ Выпускник Чин и награды

1 Горчаков Александр Михайлович Чин IX класса/Награжден 2-й (малой) золотой медалью

2 Маслов Дмитрий Николаевич Чин IX класса/Награжден 1-й (большой) серебряной медалью

3 Кюхельбекер Вильгельм Карлович Чин IX класса/Награжден 3-й серебряной медалью

4 Ломоносов Сергей Григорьевич Чин IX класса/Награжден 4-й серебряной медалью

5 Корсаков Николай Александрович Чин IX класса/Признан достойным серебряной медали

6 Корф Модест Андреевич Чин IX класса/Признан достойным серебряной медали

7 Стевен Фёдор Христианович Чин IX класса

8 Комовский Сергей Дмитриевич Чин IX класса

9 Гревениц Павел Федорович Чин IX класса

10 Матюшкин Фёдор Фёдорович Чин X класса

11 Илличевский Алексей Демьянович Чин X класса

12 Яковлев Михаил Лукьянович Чин X класса

13 Юдин Павел Михайлович Чин X класса

14 Пушкин Александр Сергеевич Чин X класса

15 Дельвиг Антон Антонович Чин X класса

16 Костенский Константин Дмитриевич Чин X класса

17 Мартынов Аркадий Иванович Чин X класса

18 Вольховский Владимир Дмитриевич Офицер гвардии/Отмечен 1-й (большой) золотой медалью

19 Есаков Семён Семёнович Офицер гвардии/ Отмечен 2-й серебряной медалью

20 Пущин Иван Иванович Офицер гвардии

21 Саврасов Пётр Фёдорович Офицер гвардии

22 Корнилов Александр Алексеевич Офицер гвардии

23 Бакунин Александр Павлович Офицер гвардии

24 Малиновский Иван Васильевич Офицер гвардии

25 Данзас Константин Карлович Офицер армии

26 Ржевский Николай Григорьевич Офицер армии

27 Мясоедов Павел Николаевич Офицер армии

28 Тырков Александр Дмитриевич Офицер армии

29 Броглио Сильверий Францевич Офицер армии

http://hronika.su/kt...liceya-s-pushk/

Ответить

Фотография Ученый Ученый 21.11 2020

Лицейское кольцо с изображением соединенных рук

15901-1.jpg

Ответить

Фотография Ученый Ученый 27.11 2020

Форма учеников в Царскосельском лицее

 

Для воспитанников Царскосельского лицея была установлена специальная форма: повседневная и праздничная.

Повседневная форма состояла из следующего набора одежды:

  • синие сюртуки (приталенные куртки до колена) с красным воротником;
  • панталоны (брюки) синего цвета;
  • ботфорты.

Праздничная одежда содержала:

  • однобортный мундир темно-синего цвета, со стоячим воротником красного цвета и подобными красными обшлагами (отворотами на рукавах); на воротнике были две петлицы (нашивки): золотые для второго курса, серебряные для первого курса;
  • белые панталоны (штаны);
  • белый жилет;
  • белый галстук;
  • ботфорты (высокие сапоги);
  • треугольная шляпа.

Под одежду надевалось специальное нательное белье, которое менялось 2 раза в неделю.

 

Во время войны с Наполеоном ученикам были сшиты тулупы на заячьем меху — к Петербургу приближались вражеские войска, лицеисты готовились покинуть учебное заведение, и им нужна была теплая одежда в дорогу.

Конечно же, ученики быстро росли, и периодически им шилась новая форма.

 

Известно, что во время той же войны с Францией, когда обеспечение лицея стало более скудным, форму сшили не такую нарядную, как при поступлении.

 

Это было очень скромное одеяние: серые брюки и такого же цвета коротенький сюртук (мундир). В такой одежде лицеистов даже путали с церковными певчими, что для них было оскорбительно.

 

После войны ситуация с формой исправилась.

http://hronika.su/fo...koselskom-lice/

Ответить

Фотография Ученый Ученый 28.11 2020

 Что же касается до нашего Лицея, уверяю тебя, нельзя быть лучше: учимся в день только 7 часов, и то с переменами, которые по часу продолжаются; на местах никогда не сидим; кто хочет учится, кто хочет гуляет; уроки, сказать правду, не весьма велики; в праздное время гуляем, а нынче ж начинается лето: снег высох, трава показывается, и мы с утра до вечера в саду, который лучше всех летних петербургских. Ведя себя скромно, учась прилежно, нечего бояться. Притом родители нас посещают довольно часто, а чем реже свидание, тем оно приятнее. Скажу тебе новость: нам позволили теперь сочинять, и мы начали периоды; вследствие чего посылаю тебе две мои басни и желаю, чтоб они тебе понравились. Горчаков благодарит тебя за поклон, и хотел было писать, да ему некогда. Поверишь ли? Этот человек учится с утра до вечера, чтоб быть первым учеником, и, кажется, достиг своею желания.

 

Из письма А.Илличевского 

Ответить