←  Древняя Греция

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Греческий калейдоскоп

Фотография andy4675 andy4675 18.08 2020

Решил попытаться что-нибудь написать о возможных экскурсиях по Греции. Надоело писать нахаляву. Решил попытаться заработать. Поэтом попробую дать номер карты Мастеркард. Взносы желающих прошу делать ТОЛЬКО за эту тему. Остальные мои темы - не в счёт. Они просто так. Но в этой теме я постараюсь максимально профессионально давать экскурсионный обзор. Если увижу, что спроса нет, или он слишком маленький (а писать научные тексты - очень энергозатратно, и делать это бесплатно я себе позволить не могу), тооо... Не будет больше в этой теме постов. Но если народ проявит интерес - я буду дорабатывать уже написанные статьи. И постараюсь писать новые. Свои статьи я постараюсь держать на очень хорошем информационном уровне, и максимально понятными - независимо от того, будет на них спрос, или нет. Если же спрос будет, то те, кто будет реагировать на написанное мною (реакция - в виде взносов) смогут обращаться ко мне с возможными вопросами по содержанию статей и по заявленным в статьях темам.

 

Поскольку я уже догадываюсь, что с иллюстрациями может получиться прокол, поскольку на них есть авторские права - придётся мои посты совсем лишить иллюстраций. Раз ве что ссылки давать, где что можно посмотреть как оно выглядит (ссылки на книги, на интернет-ресурсы и так далее). Понятно, что пишу я не сам, а опираюсь на имеющуюся библиографию. Ссылки на книги дам через личку тем, кто достоверно участвует в оплате. Остальным, в принципе, эти ссылки и не нужны.

 

Итак - вот номер MasterCard для добровольных взносов:

 

5153 6904 8241 4020 5564

 

Оплату желающим, пожалуйста, производить ТОЛЬКО за содержимое текущей темы. Ни за что иное.

 

Как мне доходчиво объяснили, оплату можно производить при помощи системы Tinkoff:

 

http://istorya.ru/fo...c=9133&p=509942

 

Наверное - вот тут:

 

https://www.tinkoff.ru/cardtocard/

 

Завтра скину первый текст. Это текст об истории Олимпии и Олипийских игр с виртуальной экскурсией по Древней Олимпии и её Музеям. Иллюстраций не будет. Вместе с иллюстрациями СЕЙЧАС этот архив занимает у меня 196 страниц в архиве док по теме экскурсии, и ещё страниц 14 - строго по первоисточникам изложенная информация о рождении Олимпийских игр. Постараюсь нарисовать несколько генеалогических древ по истории Олимпийских игр. Если понравится читателям - постараюсь в дальнейшем написать ещё на какую-нибудь тему. Не менее интересную. Посмотрим, как дело пойдёт...


Если кто-то сделает взнос в ближайшие дни - прошу сообщить мне через личку. Надо проверить - работает ли вообще система. А то номер карты дал, а система ещё и окажется что не работает... Это никому не нужно. Мне - особенно.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 19.08 2020

Я подумал и решил. Пока ЦЕЛИКОМ всю работу выкладывать не стану. Выложу только один кусок - как по мне, так это один из самых интересных из всей работы. Он посвящён истории спорта в Древней Греции. Качественный текст, и в то же время энциклопедически краток (то есть, есть возможность дополнять массу деталей к рассказу). Не выложу всей работы с тем, чтобы посмотреть - есть ли вообще спрос на то что я намерен писать. Если спроса нет... Ну... Нет так нет. А бесплатно публиковать собственные наработки для профессионального экскурсовода я не намерен. Если же спрос будет - будет и продолжение.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 19.08 2020

Итак, первая тема о которой я намерен написать - это виртуальная экскурсия в Олимпию. Первый отрывок текста - 7,5 страниц печатного текста (весь док архив посвящённый Олимпии, как я уже писал - около 210 страниц печатного текста и иллюстраций к нему (фотографии, планы местности из книг и пр. иллюстрации - я выкладывать не стану, в связи с авторскими правами, но могу помочь найти отдельные фотографии в литературе или в интернете - с планами и картами местности несколько похуже, потому что самые лучшие планы размещены в книгах, а там, скорее всего, есть и авторские права на иллюстрации)).

 

ОЛИМПИЯ

 

1. ИСТОРИЯ СПОРТА В ДРЕВНОСТИ.

 

Среди многочисленных выражений общественной жизни и цивилизационного духа в Древней Греции, спорт занимал одно из наиболее льготных мест. Идеальная природная окружающая среда и климат, также как нужда в постоянной военной готовности, а также и стремление выделиться посредством благородного соревнования (что являлось составляющей частью греческого характера), привели греков к максимальному развитию конкурентного духа. Хотя греки и не были теми, кто первыми придумали игры (поскольку соревновательность является естественной тенденцией человеческого вида), но их решающим вкладом в развитие спорта заключается в том, что они превратили спортивные игры в соревнования, в которых игроки превращаются в конкурентов. Такие соревнования были ими превращены в базовые институты их социальной жизни, связанные с религией, с ритуалами, с их собраниями и, позже, с воспитанием молодёжи под надзором Государства.

 

Первые указания на наличие организованных спортивных игр в Греческом пространстве мы встречаем в начале II тысячелетия до н. э. на Минойском Крите – там часть спортивных состязаний появляется в связи с религиозными ритуалами. Очень известными и популярными видами спорта в это время были борьба, кулачный бой, разные виды бега, кюбистема (κυβίστημα; т. е. акробатические трюки, выполняшиеся только юношами, занимавшими позу вниз головой, опираясь руками на землю, кувырок через голову) и, особенно, таврокатапсии (т. е. игры на быке – своего рода кюбистема на движущемся быке), которые требовали многолетних технических тренировок и приготовлений. Однако изображения спортивных игр на произведениях Минойского искусства отчётливо демонстрируют нам, что их участники не были конкурентами, боровшимися за победу друг над другом, но они лишь демонстрируют нам свою технику исполнения и умения, чтобы удовлетворить подобным зрелищем зрителей.

 

Впервые поистине конкурентный дух в спорте появляется в Микенском мире. Хотя микенцы и подверглись влиянию минойской традиции, переняв там соревнование в беге, кюбистему и таврокатапсии, они придали этим играм новое направление, в то же время создав новые виды состязаний, как например соревнования в беге, в метании дротика, в метании диска или в забеге колесниц. В Микенский период власть находилась в руках аристократии, которой, ради её сохранения, требовалось быть умелой в военном деле, а также быть телесно крепкой. Поэтому ей требовались повседневные тренировки и приложение усилий, которые воспитывали у бесстрашного микенского воина-спортсмена дух соревновательности, стремление к успеху и победе, а также счастье от участия в самом соревновании.

 

Хотя археологических находок с изображением спортивных игрищ немного, тем не менее Микенская традиция очень наглядным образом сохраняется в гомеровском эпосе, в котором, конечно, описания демонстрируют развитую организацию, интересы в сфере образования, а также осознанное понимание участия множества лиц в общественной организации. Микенцы стали творцами будущего духа спортивных состязаний, и спорт стал базовой частью их жизни. Они посвятили свои «подвиги» (οἵ ἆθλοι), т. е. спортивные состязания, в виде погребальных игр, прославлению павших героев. Самое древнее описание спортивных игр содержится в XXIII книге «Илиады» (262 и далее), где Гомер излагает «соревнования в честь Патрокла» (ἆθλα ἐπί Πατρόκλῳ) – игры, устроенные Ахиллесом в честь его погибшего друга Патрокла. В этих соревнованиях лучшие из греков состязались в забеге колесниц, в кулачном бою, в борьбе, в беге, в поединке в полном вооружении или гопломахии (или иначе мономахии), в метании диска, в стрельбе из лука и в метании дротика. Победители этих игр получили богатые призы (например лебеты, треножники, рабыни, кони, быки, мулы, оружие, золото и железо). В «Одиссее» (песнь 8, строка 96 и далее) описаны игры, организованные царём феаков Алкиноем, на которых приняли участие специализированные атлеты – целью этих игр было почтить его гостя, Одиссея.

 

После Микенского периода настала эпоха волнений. В это время в географическом пространстве Греции наблюдаются перемещения племён. В это же время происходили и столкновения между греческими жителями Элейской области и писатами за право обладания Олимпией. По этой причине спортивные игры в Олимпии были заброшены и не проводились. Их реорганизация приписывается древнегреческой традицией представителю Элейской области Ифиту, который вместе с представителем Писы Клеосфеном и представителем Спарты Ликургом определил для Олимпийских игр время проведения, а также ввёл священное олимпийское перемирие – экехейрию – которое было провозглашено обязательным для всех греческих полисов. Согласно этому важному институту, сразу после объявления о начале Олимпийских игр спондофорами во всех городах Греции, воюющие были обязаны прекратить сражения, и отложить исполнение уже вынесенных смертных казней вплоть до окончания игр. Условной датой проведения I Олимпиады считается 777/776 г. до н. э. – именно с этого времени и начали официально письменно регистрироваться олимпионики. В качестве первого олимпионика упоминается житель Элейской области Кореб, который победил в стадии (то есть в беге на стадий). Отвественность за агонофесию (то есть за организацию проведения игр) несли жители Элейской области, хотя писаты постоянно претендовали на то, чтобы присвоить себе эту привилегию – по этой причине все те Олимпиады, которые были проведены (то есть организованы) не гражданами Элейской области, были названы «Не-Олимпиадами» (Анолимпиадами (ἡ Ἀνολυμπιάς)).

 

В противоположность Микенскому периоду, в эпоху Геометрики и Архаики формируется неразделимая связь между спортом и религией. Греки, с их склонностью к складыванию мифов, создают традиции, чтобы придать соревнованиям божественное и мистерическое происхождение, и тем самым сделать их ценными в подсознании греков. В мифах боги сражаются друг с другом и оказывают смертным помощь в их борьбе между собой. Боги соревнуются друг с другом – как например богиня Афина и Посейдон, состязавшиеся между собой за право быть покровителями города Афин. Многие боги и герои чествовались в качестве изобретателей спортивных состязаний. Так, борьбу согласно мифам изобрела дочь бога Гермеса Палестра, а затем её правила улучшили полубоги Геракл и Тесей. Изобретателем пигме (то есть кулачного боя) был герой Полидевк, а покровителем – Аполлон. Изобретателем панкратиона считался Тесей, изобретателем пентатла – Пелей, покровителем конного дела – Посейдон. В мифах нередко случается так, что выбор царского зятя происходит при помощи спортивных игр. Героиня Аталанта объявила, что она выйдет замуж только за того, кто одолеет её в беге, а Икарий отдал свою дочь Пенелопу замуж за героя Одиссея лишь после того, как тот одолел остальных женихов в беге.

 

Отныне игры начинают включаться в состав общегреческих или местных спортивных соревнований и ярмарок, представляя из себя тем самым почтительный дар почитаемому там и тут богу или герою. Атлет принимал участие в соревнованиях как служитель соревновательного идеала, считая свою победу своего рода почтительным даром богу, к помощи которого он взывал. В то же время, спорт организовывался на новых основах. С учреждением демократических государственных устройств, и через увеличение силы полисов, политики начали осознавать значение спорта для тренировки и образования молодёжи. Отныне успех в спортивном соревновании начал восприниматься как общее достояние народа – а не только архонтов и аристов (т. е. аристократии). На Стадион теперь могли явиться для участия в состязаниях также и представители низших слоёв граждан полисов: так, пигмах Главк, многократный победитель на Олимпийских играх, был простым крестьянином жившим в эвбейском полисе Каристос, тогда как победитель в стадии (стадионик) на XLVI Олимпийских играх (596 г. до н. э.) Полимнестор из Милета был козопасом. В это же время соревновательность обретает более общий характер, поскольку в состязаниях учреждаются игры, классифицируемые по возростам и по полу. Золотой век античного атлетизма, конечно, наступил после разгрома греками нашествия Ксеркса в 479 г. до н. э., когда вся греческая нация была обуреваема высоким конкурентным духом.

 

Новым элементом спорта Исторической эпохи стало то, что атлеты обрели сознание, что теперь они борятся за победу не как отдельные личности, а как представители своего родного полиса. Города-государства боролись между собой за то, кто представит наиболее умелых спортсменов, и достигнет большего числа побед. Если первоначально такого рода конкуренция развивалась между соседними полисами, в ходе локальных праздненств, с течением времени она обрела общегреческий характер. Однако среди множества локальных соревнований и спортивно-религиозных фестивалей, лишь 4 стали общегреческими, поскольку они проводились в местах, которые считались священными с мифических времён либо как обилища богов, либо в качестве жилищ героев. Такими играми стали Олимпийские игры (τὰ (μεγάλα) Ὀλύμπια, ἡ Ὀλυμπιάς) в Олимпии, Пифийские игры в Дельфах, Истмийские игры на Истме и Немейские игры (τὰ Νέμεα, τὰ Νέμεια) в Немее. Все эти четыре общегреческих состязания являлись стефанитами, т. е. наградой победителю на них являлся вручавшийся ему венок. Тем самым они не являлись «тематическими» (ἀγὼν θεματικὸς) спортивными соревнованиями, т. е. на них не выдавалось ценных призов. Все вместе они представляли из себя «период».

 

Перемены в Эллинистический и в Римский период в спортивной жизни греков были неизбежными. Упадок древнегреческого величия привёл и к упадку спорта, который являлся его фундаментальной составляющей. Хотя осуждения занятия спортом начали формулироваться ещё с VI века до н. э. Так, Ксенофан из Колофоны уже ругал чрезмерные почести и экономические облегчения, которые предоставлялись атлетам. Еврипид писал, что из тысяч зол, которые существовали в Греции «οὐδὲν κάκιόν ἐστιν ἀθλητῶν γένους» («Из тьмы несчастий, Грецию гнетущих, Нет хуже, чем атлеты, ничего» - см. Афиней, «Пир мудрецов» X 413c). Впрочем, также и включение философии с риторикой в число элементов калокагафоса также привело к упадку спорта. Так, ещё Сократа начали винить в том, что он удалял молодёжь от тренировок, обращая юношей в «болтунов» (λάλοι). Кроме того, в IV в. до н. э. спортивный дух был поколеблен событиями, наподобие нарушения экехейрии (т. е. олимпийского перемирия) в 364 г. до н. э. жителями Элейской области и аркадянами в пределах святилища Олимпии, также разграбления в 312 г. до н. э. тамиев (т. е. казначеев) святилища Олимпии племянником и стратегом Антигона Циклопа, Телесфором и, наконец, заселение в здания святилища Олимпии македонского царя Филиппа V (годы правления: 221 – 179 г. г. до н. э.).

 

Но, несмотря на всё сказанное выше, спорт в Эллинистический период не прекращал оставаться одним из базовых элементов жизни греческого общества. Где бы ни поселились греки, они повсюду основали палестры, гимнасии и стадионы, принося тем самым на свои новые домашние очаги спортивные традиции Греции. Таким образом в это время наблюдается резкий рост числа спортивных институтов – в особенности в Малой Азии, а также в Сирии и в Египте. Но и в собственно Греции наблюдается в то же время активная деятельность в вопросах расширения и украшения спортивных комплексов. Гимнасии продолжали играть важную роль в жизни полиса. Однако с основанием в их пределах библиотек (это произошло с III в. до н. э.), и после введения преподавания здесь теоретических предметов, они эволюционировали из зданий предназначенных для телесных занятий в места для общего образования, поскольку в это время понизилось значение гимнастике агоге (спортивного обучения) в качестве средства образования.

 

Ещё одной характерной чертой Эллинистического периода стало значительное повышение количества спортивных фестивалей (с одной стороны в связи с тем, что для греков диаспоры они служили в качестве центров политической консолидации и национальной памяти, а с другой стороны – из-за желания Эпигонов Александра III Македонского провести собственную политическую рекламу). Важнейшими новыми спортивными состязаниями являлись Левкофринии в одноимённом городе близ Магнезии-на-Меандре, игры в Дидимах близ Милета, а также игры Элевтерии, проводившиеся близ Ларисы (Фессалия). Как указанные, так и масса других локальных игр, включали в свою программу в т. ч. и мусические состязания, следуя примеру великих общегреческих спортивных фестивалей. Однако эта традиция была нарушена в Римский период, когда было ограничено количество интеллектуальных фестивалей, и количественно-качественно роль спортивных состязаний на фестивалях выросла – и особенно жестоких, как например панкратиона. В программу соревнований, кроме классических видов, были включены новые – например, колесничные бега с маленькими лошадками (или жеребятами, или мулами – ὁ или ἡ πῶλος), соревнование в пентатлоне между юношами, панкратион между мальчиками; также, большую популярность обрели бега с факелами (лампадедромии).

 

Главный элемент, который отличал спортивные игры эпохи Эллинизма от спортивных фестивалей прежних лет, это их роскошь, которая являла собой противоположность простоте, скромности и умеренности спортивных игр эпохи Архаики и Классики. Религиозный элемент начал отступать, а богатство и зрелище начали выходить на первый план.

 

Однако самым важным для развития спорта фактором был профессионализм. Симптомы упадка спортивных идеалов появились ещё в IV в. до н. э., когда наблюдается подкуп конкурирующих атлетов, а также нечестная конкуренция (αθέμητος ανταγωνισμός). Однако с Эллинистического периода упадок становится уже очевидным. Экономические бонусы, ожидавшие победителя игр, и, главное, ослабление религиозных чувств, которое позволило сформироваться уверенности, что победа более не являлась даром богов, но личным успехом, который награждается экономически – всё это нанесло неизлечимый урон институту спорта.

 

Симптомом профессионализации спорта стало введение специальных способов тренировки, с целью обеспечения больших результатов. Ещё с IV в. до н. э. в Собственно Греции, а также в греческих центрах Востока была введена «сицилийская диета» - т. е. чрезмерное питание атлетов. А в начале II в. до н. э. гимнастесы Теон Александрийский и Трифон первыми применили «четвертичный (тетрадикон) цикл» (специальную подготовительную систему, начинавшуюся за 4 дня до начала состязаний). Филострат подвергал жестокой критике оба этих метода, поскольку они имели своей исключительной целью лишь достижение победы, а не гармоничное воспитание тела и духа.

 

Ещё одним симптомом упадка спорта стало появление с III в. до н. э. чисто профессиональных спортивных союзов (цехов), именовавшихся синодами или ксистами, и имевших своей целью защиту интересов своих членов. В Римский период, в эпоху Империи, члены этих союзов путешествовали от соревнования к соревнованию, выигрывая на них, или продавая свои поражения конкурентам. Поэтому они стали называться «периполистики ксистики синоды» (объезжающими города ксистическими синодами). Они не имели отношения к истинному спорту и к благородной конкуренции (ευγενής άμιλλα), но лишь предоставляли зрителям дешёвое зрелище, и поэтому они пользовались популярностью у толпы (т. е. у черни).

 

В ходе Римского периода греческий атлетизм пережил тяжелейший удар. Несмотря на вспышки расцвета в эпоху императоров Адриана и Антонина Пия, когда была предпринята попытка оживить атлетизм, моральное, социальное и экономическое падение тогдашнего мира в эти времена привели к остановке большинства игр, и к увяданию всегреческих спортивных фестивалей. Последние утратили свой общегреческий характер, и обрели характер вселенский, поскольку теперь уже в них принимали участие все народы Римской империи. Любовь римлян к жестоким видам спорта (борьба, панкратион, кулачный бой) и их предпочтение к кровожадным зрелищам (как бои гладиаторов, и бои с диким животными на арене) низвели до самого низшего уровня спортивные игры – отныне их целью было насладить толпу, и расслабить в её среде напряжённость. Характерно, что римляне даже не усомнились в том, чтобы проводить гладиаторские бои на сцене знаменитого Театра Диониса в городе Афины.

 

Наконец, появилось Христианство. Его сторонники проповедовали презрение к телу, которое они рассматривали лишь в качестве тюрьмы для души. Новая религия отождествила спортивные игры и спортивные праздники с культом Олимпийских богов, что и привело к их жестокой гибели: в 394 году император Феодосий I Великий своим указом отменил проведение общегреческих спортивных игр в Греции. Однако греческие спортивные игры продолжали организовываться в греческих городах Востока и после этого императорского указа.

 

2. СПОРТИВНАЯ АГОГЕ (ВОСПИТАНИЕ) В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ГИМНАСИИ, ПАЛЕСТРЫ И СТАДИОНЫ.

 

Возникновение Олимпийских игр не только положило начало древнегреческому летоисчислению по Олимпиадам, но и – что ещё гораздо важнее с точки зрения их вклада в Греческую цивилизацию – объединили все многочисленные греческие племенные группы, рассеянные по Восточному и Западному Средиземноморью, от Эпира, Фракии и Македонии на севере до Африки на юге, то есть многие сотни государств, нередко враждебных между собой, в единое целое. То есть они привили им ощущение их этнического единства, которое вычленяло их как некое единое целое в сравнении с остальными народами мира. В Олимпийских играх могли принимать участие лишь свободные эллины. По этой причине и высшие судьи игр именовались гелланодиками – это название, уходящее корнями в глубину веков, и свидетельствующее о высшем значении, которое имели Олимпийские игры в жизни греков. Проведение Олимпийских игр требовало мирного присутствия представителей всех греков в Альтисе. По этой причине спондофоры (это должны были быть представители аристократии Элейской области), во-главе официального сопровождения, за много времени до начала Олимпийских игр, объезжали все греческие полисы, провозглашая всюду «экехейрию» - т. е. прекращение вражеских действий. Экехейрия (т. е. олимпийское перемирие) действовала до 3 месяцев. Таким образом все греки могли безбоязненно отправиться на самый блистательный съезд греков. Здесь они могли гордо наслаждаться не только молодёжью, выступавшей на спортивных соревнованиях, но и увидеть знаменитых архонтов со всех концов Греческого мира, а также известных мудрецов, услышать поэтов и музыкантов. Здесь могли мирно соединиться дорийцы из Сицилии с ионийцами из стран Востока, греки Кирены с их дальними родичами из Македонии. В 476 г. до н. э., когда победитель при Саламине Фемистокл явился в Олимпию на LXXVI Олимпийских играх, греки со всей ойкумены могли наблюдать это. Плутарх пишет, что в Альтисе народ на весь день позабыл о спортсменах и о соревнованиях, и имел в тот день своей целью лишь прославление того человека, который принёс грекам славную победу над персами.

 

В начале эпохи Архаики, целью занятий спортом (гимнастике) было развитие индивидуальной физической силы человеческого тела, т. ч. человек оказывался в состоянии отвечать потребностям повседневной жизни и войны. Включение телесных тренировок в общую систему воспитания молодёжи произошло одновременно с развитием городов-государств – в. т. ч. Спарты и Афин, где развилось две разные системы стандарта воспитания.

 

Целью спартанского воспитания (разработку которого традиция приписывала Ликургу) было создание идеального воина, готового принести себя в жертву ради Родины. Телесные занятия имели целью развитие цветущей силы, выносливости и умелости, но не техники – поэтому атлетам воспрещалось использование уловок. Афинское воспитание, напротив, имело своей целью развитие калокагатии (добродетельной силы), создание человека калоса («хорошего», т. е. телесно прекрасного) и агафоса (т. е. развитого интеллектуально и душевно). Чтобы достигнуть гармоничной комбинации телесного и душевного развития, афиняне одновременно с тренировками (гимнастике) учредили и музыкальное образование юношества (во время неё особую роль играл танец), а также обучение письму. Первоначально гимнастическое и мусическое образование были доступны лишь детям аристократических и зажиточных семейств, и предоставлялись в виде заботы специальных педагогов. Позднее, однако, когда такое полное образование стало доступно всему населению, обучение юношей стало групповым и систематическим, и проводилось под эгидой Государства.

 

В связи со сказанным, понадобилось сооружать специальные здания для обучения. Таким образом возникли первые палестры – места, где занимались спортом борцы (палестесы) и панкратиасты. Палестра включала большое открытое пространство, как правило квадратное, которое окружал перибол (ограда) со стоями и помещениями, использовавшимися в качестве раздевалок, залов ожидания и лутронов (греческих бань). Её украшали статуи богов и героев, считавшихся покровителями пространства палестры. Как правило, палестра располагалась недалеко от гимнасия.

 

Гимнасии были пространствами для занятий спортом, которые были названы из-за обнажённости занимающихся. Сумма спортивных занятий именовалась греками гимнастике. Гимнастике представляла из себя один из главных предметов обучения молодёжи, который содействовал формированию добродетельного гражданина и храброго воина. Павсаний, с целью оправдания обнажения граждан в ходе занятий и соревнований (которые получили наименование гимнических игр), говорит, что в ходе XV Олимпиады (720 г. до н. э.) в ходе соревнования в беге с одержавшего в нём победу мегарянина Орсиппа упала одевавшаяся им (пери)зома (т. е. набедренная повязка), и с тех пор был учреждён обычай проведения среди атлетов гимнических состязаний (т. е. соревнований в обнажённом виде) в Олимпии. Эта легенда, конечно, возникла у греков для того, чтобы объяснить обнажённость атлетов во время соревнований – обнажённость, которая была введена в соревнования с самого начала. Это подтверждается находками в пространстве Древней Олимпии, где находят статуэтки, датируемые временами ранее 720 г. до н. э., и в то же время – изображающие атлетов обнажёнными. Фукидид приписывал введение обнажения в спорте лакедемонянам, а Платон в «Государстве» приписывал его критянам, от которых, по его версии, обнажение спортсменов было перенято лакедемонянами.

 

Основой для развития гимнасия представляла палестра, поскольку необходимость тренировки в видах спорта связанных с бегом потребовала создания специального пространства для этих видов спорта. Для этого, продолговатый участок почвы очищался от камней и растительности, и поэтому получал название «соскрёбанной» беговой дорожки (ксюстос дромос). Но если палестра как форма античного здания не эволюционировала, то гимнасий с течением времени эволюционировал в роскошное пространное здание, частью которого стала крытая стоя (дромос) и специальные здания, наподобие раздевалки (аподютерион (τὸ ἀποδυτήριον)), элеофесиона (помещения для намазывания тел атлетов маслом), псюктериона ойкоса (комнаты охлаждения (ὁ ψυκτήριος οἶκος)), конистериона (места натирания тела атлетов пылью), корюкиона (τὸ κωρύκιον), сферестериона (τὸ σφαιρεστήριον), алейптериона (τὸ ἀλειπτήριον) и лутрона (банных комнат (τὸ λουτρὸν)).

 

Гимнасии были тесно связаны с жизнью и развитием греческих полисов, и поэтому Павсаний говоря о городе панопейцев (Фокида) затруднялся назвать его полисом, поскольку там не существовало гимнасия. В Афинах самыми знаменитыми гимнасиями были Академия, Ликей и Киносарг. Блистательными были также гимнасии Дельф, Олимпии и Эпидавра. Ответственным за работу гимнасиев был гл. о. гимнасиарх (ὁ γυμνασίαρχος), которому помощь оказывали ксюстархи (αἱ ξυστάρχαι) и космет(ес) (ὁ κοσμητὴς), в сфере ответственности которых находилось слежение за соблюдением каталогов эфебов (т. е. юношей). Учащиеся в гимнасии обучались там гимнастесами (ὁ γυμναστὴς) и педотрибами (ὁ παιδοτρίβης) занятиям спортом: первые обучали молодёжь спорту на уровне теории, а вторые – на уровне практики.

 

Хотя первоначально гимнасии и предназначались для занятий состязательными видами спорта молодёжи, со временем они превратились в места хорошего времяпровождения для граждан, поскольку там они могли присутствовать на преподавании уроков, на философских разговорах и на демонстрациях риторических выступлений. Сократ крутился около гимнасия Таурея, где он преподавал своим ученикам или просто общался с ними. А Платон не только преподавал, но и сам учился в гимнасии в Академии – более того, он даже принял участие в соревновании в борьбе на Истме. Антисфен преподавал в Киносарге, Аристотель – в Ликее, где учился и кеосец Продик. Протагор и софисты – ходили от гимнасия к гимнасию, чтобы там излагать свои мысли и идеи.

 

Κωρύκιον (ср. р.), позднее уменьшительно-ласкательное от слова κώρικος - он означает "мешок". Лексикон Суида определяет это слово как "θυλάκιον". См. также: Юлий Полидевк (=Поллукс) 10.172.

 

Κωρυκομαχία (ж. р.) - 1. Тренировка, в ходе которой тренерующиеся в пигмахии били рукой по подвешанном на потолке мешке-корюк(ос)е. 2. Соревновательная игра, в ходе которой играющие стараются при помощи ударов по подвешанному на потолке мешку и тем самым сбивать противника с ног. См. например: Гиппократ, "О диете" 2.64 и 3.78.

 

Κώρυκος (м. р.) - 1. Кожаный мешок, сумка, мешок с кормом для животных (Одиссея 5.267 и 9.213; Аристофан, "Лисистрата" 120; Антифон 160.3; Ферекрат 78). 2. Кожаный колчан (Лексикон Гесихия). 3. синоним слова означающего мужские яички (Гиппиатрика 73). 4. Кожаный мешок внутри Гимнасиев, полный семян инжира, мукой или песком, ударами по которому его сотрясали спортсмены, тем самым тренируясь и соревнуясь между собой (Лукиан, "Лексифан" 5; Соран Эфесский 10.49; Антилл у Оривасия 6.33.1; Филострат, "О гимнастике" 57; Случайные отрывки комедий, T. Kock 207 (здесь сказано - "борятся парами при помощи корика")). 5. У Диогена 7.54 есть поговорка "тренируются с кориком", означающая зря старающихся. 6. Тимоклей 29 пишет "вместо кориков бьют ради занятия спортом", имея в виду убиваемых людьми насекомых. 6. В Македонии так называли разновидность ракушки (врач Гегесандр 36; Афиней 3.87). 7. Как географическое название - Корико(со)м называли мыс в Ионии с одноимённым городом, известным своими занимавшимися пиратством жителями (Гомер, "Гимн к Аполлону" 39).

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 05.01 2021

Не знаю, интересна ли вообще кому-либо тема истории Олимпийских игр. Наверное на эту тему продолжать писать не буду - отклика на неё не было. Ну, пожалуй вот ещё кусочек, разве что...

 

3. ИСТОРИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНТИЧНЫХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР.

 

Олимпийские игры были посвящены Зевсу, и представляли из себя древнейшие общегреческие спортивные игры. Олимпийские игры проводились каждые четыре годы, и осуществлялись в ходе месяца Аполлония или Парфения (условно, это между 6 августа и 19 сентября). Олимпийские игры играли настолько важную роль в жизни древних греков, что на основании их нумерации премежуток от одних Олимпийских игр до других получил название Олимпиады, и служил системой датирований событий по годам Олимпиад. Древние Олимпиады проводились непрерывно с 776 г. до н. э. по 393 г. н. э. Единожды – в 80 г. до н. э. – проведение Олимпиады было перенесено в город Рим. В годы правления императора Клавдия, в 51 – 54 годах, антиохийцы выкупили у жителей Элейской области право тоже проводить Олимпийские игры, организованные по примеру древних Олимпиад. Эти последние игры продолжались до 520 года, и были окончательно отменены императором Юстинианом I Великим.

 

Ответственность за организацию и спокойное проведение Олимпийских игр несли судьи гелланодики, из полиса Элида. Сначала их было двое, а с развитием Олимпиад их число достигло десяти человек. Первоначально должность гелланодиков была наследственной и пожизненной. Позже их выбирали по жребию из числа всех граждан Элиды. Гелланодики следили за поддержанием в порядке атлетических помещений и святилища. Они имели широчайшие полномочия (они могли назначать денежные пени или телесные наказания на атлетов, нарушавших правила, а также они могли исключать спортсменов из соревнований, и в то же время в их компетенции было также награждение победителей). Гелланодики должны были заботиться и о правильной подготовке к Олимпийским соревнованиям сотен атлетов, и о размещении во время проведения игр десятков тысяч зрителей. Судьи были очень компетентны, и обладали в отношении проводимых игр неограниченной властью (они могли удалить с игр любого, кто не соответствовал требованиям, наложить штраф на нарушителей правил состязаний, или на тех, кто подкупал противников, и вообще могли принять любое решение, которое способствовало бы росту авторитету Олимпийских игр). Те, кого они наказывали денежным штрафом, должны были пожертвовать святилищу статуи Зевса – Заны. Эти статуи устанавливали рядом со стеной Сокровищниц, перед входом на Стадион Олимпии. Также в обязанности судей входило объявление победителей и их награждение и, кроме того, составление архива с именами олимпийских победителей – олимпиоников. В работе гелланодиков помощь им оказывали алютарх(ес) (ὁ ἀλυτάρχης), алюты (ὁ ἀλύτης, αἱ ἀλύται), а также «носители палок» - рабдухи (αἱ ῥαβδοῦχοι, ὁ ῥάβδουχος) и «носители плетей» - мастигофоры (ὁ μαστιγοφόρος, οἱ μαστιγοφόροι), которые приводили в исполнение решения гелланодиков.

 

Право на участие в играх имели лишь свободные эллины. На играх запрещалось участие варваров, рабов и женщин. Желающие принять участие в Олимпийских играх должны были прибыть в город Элиду за месяц до начала соревнований. В ходе этого месяца участники состязаний проходили процедуры проверки своего происхождения и возраста – их делили на две категории (юношей в возрасте 12 (вариант: 14) – 17 лет и мужчин от 18 лет и старше). Критерием подобного деления на группы служили конкретные признаки физического развития (например наличие волос на лице), а также их телосложение. Также, судьи проводили контроль уровня подготовки атлетов – это было нужно для того, чтобы исключить из участия в соревнованиях лиц, неспособных достичь высоких результатов как атлеты, тем самым обеспечив состязаниям конкуретность и интерес.

 

В обязанности атлетов входило участие в общих для всех диете, которая до V в. до н. э. состояла из ячменного хлеба, овсяной каши, свежего сыра, сушоного инжира и орехов. Позднее в рацион было добавлено и мясное филе. Примечательно, что параллельно с преподаванием атлетам в Элиде правил соревнований, им прививались и нравственные нормы поведения, потому что древние греки говорили, что без скромности нет уважения к противнику, безоговорочного признания правоты судей и т. д. Следовательно, принять участие в состязаниях мог лишь тот, кто способствовал улучшению нравственности всех людей – как атлетов, принимавших участие в состязаниях, так и зрителей соревнований.

 

Согласно сообщению путешественника Павсания, на первых тринадцати Олимпиадах (начиная с 776 г. до н. э.) проводилось лишь одно соревнование – бег на одну стадию (олимпийская стадия равнялась приблизительно 192,28 метрам). В дальнейшем количество олимпийских состязаний начало постепенно расти. В 724 году до н. э., то есть на XIV Олимпийских играх, добавилось соревнование в беге на 2 стадии (диавлос), а в 720 году до н. э. – на 24 стадии (примерно 4.615 метров), т. е. долихос. В 708 г. до н. э. были введены борьба (пале) и пентатлон (то есть пятиборье: состязание в в прыжке, метании диска, беге на 1 стадий, метании копья и борьбе), в 688 г. до н. э. был введён кулачный бой (пигмахия). В 680 г. до н. э. было введено состязание на квадригах. В 648 г. до н. э. были введены конные скачки и панкратион. В период с 632 по 616 г. г. до н. э. были добавлены состязания юношей. В 520 г. до н. э. был добавлен бег в боевом облачении. В 500 г. до н. э. был добавлен забег колесниц запряжённых мулами, а в 408 г. до н. э. был добавлен забег колесниц запряжённых парой лошадей. С 396 г. до н. э. начали выявлять победителей в состязаниях трубачей и глашатаев – тех, кто затем должен был протрубить и провозгласить имена олимпиоников. В 200 г. до н. э. (CC Олимпиада) появился на Олимпийских играх и панкратион для детей.

 

На первых шести Олимпиадах призом победителю служило яблоко, а с VII Олимпиады и до конца проведния античных Олимпийских игр призом служил т. н. котинос – венок из ветвей священной дикой олимпийской оливы, которая проросла перед Храмом Зевса в Олимпии. Ветви этого дерева, предназначавшиеся для венков, должен был обрезать «имеющий обоих родителей мальчик» (ὁ ἀμφιθαλής παῖς). Первоначально Олимпийские игры длились лишь один день. С 680 г. до н. э., когда состязаний стало шесть, Олимпийские игры стали идти 2 дня. С 632 г. до н. э. они уже длились три дня. С изменениями, принятыми на LXXVI Олимпиаде (476 г. до н. э.), длительность Олимпийских игр достигла пяти дней, а в Римскую эпоху – шести, после чего, и вплоть до отмены Олимпийских игр, их продолжительность более не менялась.

Ответить