←  Раннее средневековье, или Темные Века

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Pёрик Харальдсон - Pюрик Новгородский

Фотография blacksea blacksea 05.01 2022

Откуда приплыл Рюрик
 
Установлено родство Рюриковичей - с представителем знатного Свейского рода, из свиты Свейского конунга Ингвара Высокого, погибших в Эстонии около 715 года.
 
Сага об Инглингах
 
XXXII
 
"Ингвар, сын Эйстейна конунга, стал тогда конунгом Шведской Державы. Он был очень воинствен и часто ходил в морские походы, ибо на Швецию тогда все время совершали набеги и датчане, и люди из Восточных Стран. Ингвар конунг заключил мир с датчанами и стал ходить в походы в Восточные Страны. Одним летом он собрал войско и отправился в Страну Эстов, и разорял ее в том месте, что называется У Камня. Тут нагрянули эсты с большим войском, и произошла битва. Войско эстов было так велико, что шведы не могли ему противостоять. Ингвар конунг пал, а дружина его бежала. Он погребен там в кургане у самого моря. Это в Адальсюсле."
 
АДАЛЬСЮСЛА (букв. "Основная сюсла")- существует два варианта толкования топонима:
1. Прибрежная материковая часть Эйстланда, лежащая против острова Сааремаа. ( Гипотеза Т. Н. Джаксон.)
2. Скандинавское название Эстонии. (По мнению Р. Клизби и Гудбранда Вигфуссона.)
 
 
Лодка Сальме I
 
В 2008 году прокладывая траншею для электрического кабеля близи городка Сальме на острове Сааремаа (Эстония), дорожные рабочие наткнулись на кости, куски истлевшего дерева и какие-то ржавые то ли болты, то ли заклепки . Поскольку кости были найдены совсем неглубоко, они решили, что останки погибших времен второй мировой войны, но ржавый наконечник копья их в этом разубедил. К сожалению, к этому моменту приезда археологов часть находки уже безвозвратно разрушили.
 
Эта оказалось большая лодка (11,5 метров длиной, 2 метра шириной ) с останками семерых человек. Дерево практически полностью истлело, но 275 заклепок прекрасно сохранили контур судна. Возраст погибших от 18 до 45 лет, в лодке нашли два меча, топор, два наконечника копья, 8 точильных камней и 18 (!) ножей, роговые гребни, пряжки, умбон щита с рукояткой и множество наконечников стрел. Особый интерес вызвали наборы игровых фишек из кости. Кроме того, в передней части лодки обнаружили кости и овец и коровы. Это явно не рыбацкая лодка, длинное узкое быстроходное гребное судно точно не годится для подобных целей.
 
Лодку построили из тонких сосновых досок по клинкерной технологии (Корабль из Гокстада), характерной для Скандинавии, элементы снаряжения и вооружения так же с высокой вероятностью указывали на заморских «гостей» - викингов. Радиоуглеродный анализ указал на возраст захоронения 650-750 годы нашей эры.
 
Их именно посадили перед погребением, оружие – мечи и наконечники копий намеренно согнуты и сломаны - типичное ритуальное убийство оружия. Все их снаряжение, включая саму лодку, стоило весьма немало по тем временам и маловероятно, что победители просто бросили бы его.
 
Их похоронили свои же товарищи, у которых явно не было времени на настоящее погребение достойное погибших воинов. Лодку с мертвецами закопали тут же на берегу на песчаном пляже, совершив лишь самые необходимые ритуальные действа.
 
Почему и как это случилось? Археологи ломали головы, но новая находка в 2010 году практически в 30 метрах от первой лодки оказалось еще более интересной и захватывающей.
 
Корабль Сальме II
 
Часть находки оказалось под бетонным покрытием, а середина разрушена теми же рабочими прокладывающими кабель. Но в целом сохранность корабля оказалась на порядок лучше. Именно настоящего корабля, а не лодки!
 
Длина судна - 17 метров, ширина более 3 метров, в нем находились останки, минимум, 34 человек. В отличие от первой лодки у корабля был четко выраженный киль, крепления для мачты и даже остатки ткани паруса. Это самый древний найденный до сих пор корабль викингов с мачтой и парусом. Датировка судна совпала с возрастом первой лодки (700-750 гг. до н.э.), вероятно, все они погибли в одном бою. В бортах судна нашли те же типы наконечников стрел, аналогичные найденным в лодке.
 
Но далеко не все они погибли от стрел, скелеты пятерых сохранили следы страшных рубленных и колотых ран, приведших к смерти – разрубленные ребра, черепа, конечности.
 
Погибших сложили в четыре слоя, покрыв сверху «покрывалом» из пятнадцати щитов. Снаряжение этих воинов оказалось не в пример лучше – 38 мечей, некоторые из них богато украшены.
 
Тут надо остановиться вот на чем, наличие меча у воина означает его высокий статус, далеко не все в те времена могли позволить себе меч. А здесь количество мечей, превышает даже количество останков воинов. По богатству снаряжения явно видно, что воины на корабле были заметно выше по статусу своих соплеменников на первой лодке. Возраст погибших от 20 до 45 лет, все до единого – мужчины, средний рост – 175 см (намного больше среднего роста того времени). Похоже это была дружина отборных сильных воинов, но ни их сила, ни их мечи не спасли их от гибели. На корабле так же найдены овечьи, коровьи кости, останки двух собак и ястребов.
 
И вот что интересно, на корабле так же были найдены игровые фишки и кости в большом количестве. Две - из моржового клыка, 326 из рога и китового уса. Видать, уважали викинги азартные игры, чтобы занять себя в дальнем морском походе.
 
Интересно, что одна резная фигурка выделялась из всех, и она была у викинга с мечом с позолоченным бронзовым навершием с драгоценными камнями и позолоченным эфесом. Вполне возможно, что был вождь дружины.
 
Первоначальная версия – типичный набег викингов. Похоже, их корабли оказались атакованы превосходящими силами на море, после вражеского обстрела из луков, они вытащили суда на берег и попытались дать отпор на суше в рукопашной схватке. Скорее всего, понеся значительные потери обе стороны предпочли договориться. Викинги спешно похоронили своих погибших и отчалили.
 
В «Саге об Инглине» рассказывается, что шведский король и легендарный воин Ингвар решил привычно (как много раз делал до этого)пограбить в Эстонии и наткнулся на хорошо организованный отпор. Большая армия разбила дружину Ингвара, в битве погиб он сам и был похоронен на берегу.
 
Удивляет и место битвы, ведь о существовании в те времена на острове Сааремаа каких-либо богатых поселений, что могли стать целью набега, нам ничего неизвестно.
 
С другой стороны, наличие собак и охотничьих ястребов, огромное количество игровых фишек, недостаток вооружения (копий и даже щитов), возможно, указывает, что вовсе не сам набег был целью похода. Не исключено, что это была дипломатическая миссия – вождь викингов отправился с частью дружины для сбора дани или налаживания контактов, сватовства, например.
 
 
Итоги крупнейшего генетического исследования викингов опубликованы в журнале Nature 2019.
 
Анализ ДНК викинга VK508 найденного на острове Сааремаа - указывает на его родство с современными потомками Рюрика. Можно сказать, что он был - троюродным братом прапрапрадеда Рюрика по отцовской линии.
 
VK508 Estonia_Salme_I-5 yDNA N1a1a1a1a1a1a( N-Y10931*) mDNA J1c5
 
 
В 2006 году по инициативе группы историков и специалистов по генетическим генеалогам был начат проект «Геном Рюрицид» с отбором кандидатов (на основании их документированной генеалогии как потомков Рюрика) для прохождения тестирования ДНК. С 2006 по 2017 год было получено более 40 образцов ДНК от живых членов династии Рюрикидов и обработано, результаты сгруппированы по 3 гаплогруппам (N1c1, R1a1 и I2a1). Группа, которая имела наибольшую частоту и была также наиболее взаимосвязанной, была группой, относящейся к подкладу N-Y4339 (40%), представленной следующими генеалогическими линиями: Массальский, Пузына, Лобанов-Ростовский, Хилков, Гагарин, Путятин, Ржевский, Татищев, Кропоткин.
Образцы ДНК этих генеалогических линий Rurikid подвергались обширному секвенированию Y-хромосомы (тест BigY) в лабораториях ДНК Family Tree в Хьюстоне (США), и конечные результаты, устанавливающие степень родства по отцовской линии.
Внутри гаплогруппы N-Y4339 существует общий SNP, общий для всей группы Rurikid, который является Y10931, и хотя присутствие определенного SNP убедительно показывает, что в группе Rurikid N-Y10931 разделен на три ветви. Один определяется SNP VL15, VL16, VL17 и VL18 (князья Массальский и Пузына), второй - VL11 (князья Лобанов-Ростовский, Гагарин и Путятин) и третий - VL12 (князья Кропоткин и Шаховский, Ржевский и Татищев).
Обширно секвенированные данные ясно показывают чрезвычайно точную корреляцию между распределением отличительных мутаций в различных группах потомков Рюрика и традиционной документированной родословной Рюрикида. Это свидетельствует о том, что документальная генеалогия Рюрикидов в целом действительно отражает реальную взаимосвязанную генетическую структуру участников исследования.

Сообщение отредактировал blacksea: 05.01.2022 - 23:18 PM
Ответить

Фотография blacksea blacksea 06.01 2022

Откуда приплыл Рюрик
 
Хрёрек - внук Хрёрека II Датского.
 
Согласно исландским сагам Харальд Прекрасноволосый имел много жен и детей. Одних только сыновей у него насчитывалось от одиннадцати до двадцати.
Список детей Харальда Прекрасноволосого, согласно «Кругу земному»:
 
Дети от Гиды, дочери Эйрика, конунга Хёрдаланда:
 
Алов Краса Года, жена ярла Торира Молчаливого
Хрёрек Харальдссон
Сигтрюгг Харальдссон
Фроди Харальдссон
Торгисль Харальдссон
 
Дети от Рангхильд Могущественной, дочери Эйрика, короля Йотланда:
Эйрик Кровавая Секира (ок. 885—954) — король Норвегии (930—934) и Йорка (947—948, 952—954).
 
На наш взгляд, здесь в саги закралась - явная ошибка. 
 
Имя отца Рангхильд Могущественной - не Эйрик, а - Хрёрек.
 
А её старшими детьми, были - Алов Краса Года и Хрёрек Харальдссон.
 
Попробуем установить настоящее имя отца Рангхильд.
 
У нас есть 3 кандидатуры на роль её отца, с учётом путаницы с именами Хорик и Хрёрек:
 
1) Хорик I (убит в 854) — правитель данов в 814—819 и в 827—854 годах; сын Гудфреда, отец Хорика II.
2) Хорик II — правитель Дании (854—867/873), сын Хорика I, начавший править после убийства отца.
3) Хрёрек Дорестадский (умер между 873 и 882). Упоминается во франкских хрониках как правитель Дорестада и ряда фризских земель в 841—873 годы.
 
"Родословные связи Рёрика не вполне ясны. ... Его дядей (по другим источникам братом), по-видимому, был ютландский конунг Харальд Клак. В ранней молодости Рёрик находился в тени своего дяди (старшего брата) Харальда. Вместе они были изгнаны из Ютландии и жили грабежом фризских берегов. Они выступили на стороне Лотаря против его отца Людовика Благочестивого (841), а после смерти Людовика были вознаграждены уделами в земле фризов."
 
Вот как именуют признанного Хрёрека летописцы:
 
Adam of Bremen names "fratri eius [=Haraldi] Horuch".  
The Chronicon Roskildense records that "Haraldus rex Danorum…frater eius Hericus.
The Chronicon Roskildense records that "fratrem regis Haraldi…Ericum".  
The Annales Fuldenses record that "Rorih natione Nordmannus", "cum fratre Herioldo vicum Dorestadum". 
 
Ericum
Hericus
Horuch
Rorih
 
Вот как именуют Хрёреков в солидном генеалогическом справочнике Foundation for Medieval Genealogy (FMG)
 
RÖRIK [Horik/Heric] (-killed in battle 854).
 
RÖRIK [Horik] (-after 857).
 
RÖRIK [Horik] (-after 858).  
a)  [RAGNHILD "Mighty" (-[897).  Snorre names "Ragnhild the ", a daughter of King Eirik from Jutland".  No indication has been found in the primary sources so far consulted about which King Rörik may have been Ragnhild's father.  However, from a chronological point of view it is more likely that he was the most junior of the kings of this name.  m ([894]) as his sixth wife, HARALD I "Hårfagre"([853/54] or 860-Hogaland 933, 934 or 940) King of Norway.] 
 
Помимо этого у брата Хрёрека - Эрика Кровавая Секира - был сын - Хрёрек.
 
Вот что пишет об обстаятельствах смерти Эрика - Роджер Вендоверский:
 
"Король Эрик (Eilricus) был предательски убит графом Маккусом в некоем уединенном месте, которое называется Стейнмор, вместе со своим сыном Хрёреком (Haerico) и братом Рёгнвальдом (Reginaldo)".
 
Здесь - мы наглядно можем сравнить латинизированные имена Эрик (Eilricus) и Хрёрек (Haericus).
 
Таким образом семья Хрёрека - выглядит следующим образом:
 
Харальд I (~ 860 — ~ 933) - первый король Норвегии.
Дети от Рангхильд Могущественной (~ 871 — ~ 897), дочери Хрёрека II, короля Дании.
 
1) Алов Краса Года (~ 891 - после 915) - жена ярла Торира Молчаливого.
2) Хрёрек (~ 893 — 926/36) - конунг Биармии (Гардарики) - Рюрик Новгородский.
3) Эрик Кровавая Секира (~ 895—954) — король Норвегии (930—934/5) и Йорка (947—948, 952—954).

Сообщение отредактировал blacksea: 06.01.2022 - 22:15 PM
Ответить

Фотография Gurga Gurga 06.01 2022

Отталкивайтесь от времён Ярослава Владимировича.

~1030 год жена Ярослава подложила ему свинью: наставила ему рога.

 

А что было до этого?

 

Ярослав в борьбе за власть с братьями вырезал отцовскую старшую дружину. На минуточку.

Опорой Ярослава стали сканды всех мастей. Факт.

Очевидно, что новая элита все достижения старой элиты приписала себе. Факт.

Ответить

Фотография blacksea blacksea 06.01 2022

А что было до этого?

 

944 год:

 

Мы от рода рускаго:
 
Торстейн (5)  - Фурстен, Фрастен, Прастен
Олав (3/4) - Глеб, Олеб, Улеб
Хроальд (3) - Роалд, Руалд
Хельги (2) - Олег
Сверкер (2) - Сфирка, Сфирьков
Торд (2) - Турдов, Турдуви
Хальвдан (2) - Алдан 
Альвальд - Алвад
Асмунд - Асмунд
Аудун - Адунь
Аудольв - Адулб
Бруни - Бруны
Бьёрн - Бернов
Вермунд - Веремуд, Велмуд
Грим - Грим
Гуннар - Гунарев
Гудред - Фудри
Дюри - Дир 
Ивар - Ивор
Ингвар - Игорь
Ингельд - Инегелд
Ингивальд - Иггивлад
Ингмар - Икмор
Ингьяльд - Игелъд
Кари - Кары
Карли - Карлы  
Колль - Коль 
Льёт - Лют  
Лейдольв - Лидул 
Мальфрид - Мальфредь
Мар - Мал
Рагнейд - Рагнедь
Рёнгвальд - Рогволод
Свен - Свен
Свенд - Свенд
Сигбьерн - Шихберн
Скегги - Стегги
Стюр - Стир
Торбьёрн - Турберн
Торвид - Турбид
Торир - Туры
Ульф - Ульв
Фридлейв - Фрелав
Хамаль - Гомоль  
Хельга - Ольга
Хакон - Акун
Хёскульд - Аскольд
Хеминг - Емиг  
Хрёрек - Рюрик
Хроар - Руар   
Хрольв - Рулав. 
 

 

~1030 год жена Ярослава подложила ему свинью: наставила ему рога.

 

Согласно анализу ДНК - современный князь Корибут-Воронецкий - потомок Полоцких Рюриковичей происходивших - от сына Владимира Святославича - Изяслава (род. около 979 - умер 1001)

 

Помимо этого - князья Масальский и Пузына - являются - Черниговскими Рюриковичами - потомками старшего брата Всеволода - Святослава Ярославича (1027-1076)

Ответить

Фотография Gurga Gurga 06.01 2022

Мы от рода рускаго:

В ~941 Святослав стал совершенолетним и вполне мог избавиться от материнской опёки: "продать" мать замуж. Соответсвенно, за вено или калым. 

 

В счёт оплаты получил будущие Новгородские земли. И стал Новгородским князем. И стал "сыном" мужа матери.

 

А сканды получили путь "из варяг в греки".

Взаимовыгодный чендж.

А муж матери бездарно прос.рал ромеям. 

 

 

Согласно анализу ДНК - современный князь Корибут-Воронецкий - потомок Полоцких Рюриковичей происходивших - от сына Владимира Святославича - Изяслава (род. около 979 - умер 1001)   Помимо этого - князья Масальский и Пузына - являются - Черниговскими Рюриковичами - потомками старшего брата Всеволода - Святослава Ярославича (1027-1076)

))))

 

Войско Владимира - наёмники-сканды. Псков был взят, женщин постигла участь пленниц. Кто может поручиться, что Рогнеду не постигла участь обычной женщины, прежде, чем она попала к Владимиру?

Ответить

Фотография blacksea blacksea 08.01 2022

В ~941 Святослав стал совершенолетним и вполне мог избавиться от материнской опёки

Святослав родился около 937 года.

Он находился "под опекой "матери" до 964 года.

Конунг росов Ингвар Хрёрекссон был жив в 941 году.

Матерью Свентислава - была не Хельга-Ольга, а - Предслава Моравская.

 

Псков был взят

Какой - Псков ?

 

женщин постигла участь пленниц. Кто может поручиться, что Рогнеду не постигла участь обычной женщины, прежде, чем она попала к Владимиру?

Рагнхильд Рёгнвальдсдоттир Полоцкая - была женою Ярополка Святославича.

После его гибели она нашла укрытие у своего отца Рёгнвальда Иварссона Полоцкого и была беременна от Ярополка - Святополком.

На момент захвата Полоцка Владимиром - Рагнхильд была самой знатной женщиной и "скандинавкой" на Руси - её не могла постигнуть "участь обычной женщины"

 

При ваших графоманских талантах - на ниве порно-эротических новелл , и учитывая слабость ваших исторических знаний - советую вам воздержатся от комментариев на историческую тему.

Ответить

Фотография Gurga Gurga 09.01 2022

Графоман - это вы.

 

Потому что, Святослав родился в год смерти болгарского царя Симеона, который умер в ~926(927). А в ПВЛ это 941 год.

С какого потолка взят 937?

 

Да-да, Полоцк, а не Псков, ошибся.

 

На сколько я помню, сначала взяли Полоцк с Рогнедой, а только потом взяли Киев и был убит киевский князь.

 

Источник ваших знаний в студию. 

Ответить

Фотография blacksea blacksea 18.01 2022

Кто они - Варяги-Росы ?

 

Варя́ги (др.-рус. и церк.-слав. варѧгъ, варѧги, варѧгы, др.-сканд. *váringr, væringr, др.-исл. væringjar, ср.-греч. βάραγγοι, араб. warank‎, ср.-лат. varangi) — группа населения Киевской Руси скандинавского происхождения (IX—XII века), скандинавские наёмные воины (варанги) в Византии (конец X — начало XIII века).
 
В русских летописях, кормчих книгах и правовых памятниках варяги — собирательное обозначение скандинавских народов. Ряд исследователей сближает варягов со скандинавскими викингами. Русские летописи, начиная с самой ранней известной «Повести временных лет», связывают с варягами-русью возникновение государства Русь («призвание варягов» в 862 году по летописной хронологии). С XII века понятие «варяги» могло заменяться экзоэтнонимом «немцы». Кроме того, возникает большое число производных значений этого слова («заморский житель», «торговец» и др.), отсутствующих в ранних источниках. Из византийских источников варяги (варанги) известны как особый отряд на службе у византийских императоров с XI века.
 
 
Ретроспективно русские летописи конца XI века относили термин «варяг» к середине IX века (например, летописное сказание о призвании варягов). В исландских сагах варяги (væringjar) появляются при описании службы скандинавских воинов в Византии в начале XI века.
 
Византийский хронист второй половины XI века Иоанн Скилица впервые сообщает о кельтах-варангах при описании событий 1034 года, когда варяжский отряд находился в Малой Азии. Понятие «варяги» также зафиксировано в сочинении учёного из древнего Хорезма Аль-Бируни (1029 год).
 
Варяги. Википедия.
 
 
Происхождение слова «варяг», «вэринг» (др.-сканд. Vaeringjar) и его точное значение является дискуссионным вопросом. В греческом языке оно впервые появляется в значении «норвежец», а после формирования из них военного подразделения этим словом стали обозначать наёмников норвежского происхождения. В более поздний период, когда в составе варяжской стражи появились англосаксы и представители других германских народов, термин «варяги» распространился и на них.(Blöndal S. The Varangians of Byzantium).
 
Варяжская стража. Википедия.
Ответить

Фотография blacksea blacksea 19.01 2022

Социальная организация населения Приильменья и формирование коренной территории Новгородской Земли в конце 1 тысячелетия нашей эры
 
"Начиная с середины 30-х гг. XX в., утвердилось мнение, что памятниками древнейшего периода ильменских словен являются сопки, которые традиционно датируются VI—IX вв. н. э. Ареал более или менее плотного распространения этих памятников охватывает Ильменский бассейн (кроме верхнего течения Ловати), а также верховья Мологи, Луги и Плюссы. Данная территория и считается племенной территорией ильменских словен. 
 
Многие авторы предполагают, что еще в догосударственный период она представляла собой единое целое, а возникновение Новгорода, как племенного центра, было следствием процессов, происходящих в среде всего этого населения. В указанном качестве ильменские словене привлекаются для построений, связанных с дальнейшими эпизодами формирования севернорусской государственности (призвание варягов, образование союза словен, кривичей, мери и др.).
 
За последние два десятка лет в результате широких археологических исследований на Северо-Западе, были получены важные данные, имеющие прямое отношение к рассматриваемой теме. При этом существенное значение имело формирование на рубеже 70 -80-х годов понятия «культура сопок» как конкретной археологической культуры славянского населения Приильмепья в конце I тыс. н. э., получившей свое название по важному, но отнюдь не определяющему признаку.
 
В проблеме соотношения понятий «культура сопок» и традиционного понимания «ильменских словен» можно выделить три аспекта: территориально-демографический, этнокультурный и социальный. Первый, территориально-демографический, связан во многом с хронологией славянских древностей Приильменья.
 
По существующим ныне представлениям начало славянской колонизации Северо-Запада относится к VIII в. Однако, для этого периода о присутствии славян можно говорить лишь для Ладоги и центрального Приильменья — Поозерья и района истока Волхова. Отдельные поселения IX в. известны в бассейнах Меты, Луги, Полы и Шелони. Что же касается хронологии сопок, то за пределами староладожского микрорегиона, где имеются насыпи VIII в., они датируются обычно IX—X вв. 
 
Таким образом, соответствующая источниковая база позволяет предположить, что подавляющее большинство известных ныне более 600 памятников культуры сопок возникает в IX—X вв., и, прежде всего, во второй половине указанного периода. При этом чрезвычайно быстрое увеличение численности населения на этом хронологическом отрезке трудно объяснить лишь естественным приростом. Судя по всему, здесь имел место неоднократный приток групп славянского населения извне.
 
Следовательно, территория, маркированная сопками, которую обычно связывают с племенем «ильменских словен» и принимают за исходную при рассмотрении формирования древнерусской государственности, на самом деле складывается лишь в X в., т. е. на 100—150 лет позднее интересующих нас событий. Реконструкция же демографической ситуации в Приильменье на середину IX в. позволяет говорить лишь о рассеянном, очаговом расселении."
 
В. Я. Конецкий. История и археология  9/95
Ответить