←  Раннее средневековье, или Темные Века

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Арабы против Византии

Фотография andy4675 andy4675 19.06 2016

Вильгельм Тирский, История деяний в заморских землях 1.1:

КНИГА I

I

В древних историях говорится, чему вторят и предания Востока, что во времена, когда Ираклий управлял Римской империей 1, появилось рожденное Сатаной нечестивое учение Магомета, лживо названного пророком Господним и соблазнившего восточные страны, главным же образом Аравию. Оттуда же это учение и начало распространяться; в это же время все провинции Империи были в слабом и беспомощном состоянии, вызванном тем, что последователи Магомета, внемля его поучениям и проповедям, напоминали миру о его грехах с помощью оружия и жестокости. Император Ираклий с победой возвращаясь из своей персидской экспедиции и с триумфом возвратив честной крест Господа нашего, остановился в Сирии: он приказал Модесту, которого только что назначил епископом Иерусалимским, восстановить все разрушенные злым сатрапом Персии Хосровом церкви и принял на себя все расходы по их восстановлению. Умар, сын Катаба – третий последователь Магомета, наследник своих грехов и своего королевства с бесчисленными войсками вышел из Аравии и уже захватил прекрасный палестинский город Газу. Оттуда, вместе с огромным количеством следовавших за ним людей, он направился к Дамаску и осадил его, в то время как император в Киликии ожидал исхода этого дела. Когда же ему сообщили, что преисполненные гордыни и уверенные в своем числе арабы, не испугаются даже вторгнуться в пределы империи и захватить принадлежащие императору города и зная то, что у него не имеется в достаточном количестве войск, чтобы противостоять такому многочисленному войску и обуздать их дерзость, император пришел к уверенному решению возвратиться к себе и не испытывать счастья в столь невыгодной для него войне. Придя в огромной силе и найдя эту землю покинутой, король арабов и его люди в короткий срок захватили всю эту землю от Лаодицеи в Сирии до Египта.

 

 

там же, 1.2:

 

Арабы вошли в Сирию и нашли ее полностью опустошенной, воспользовались этим обстоятельством и сделались ее хозяевами. Благословенный Господом город Иерусалим был в том же бедственном положении: завоеватели пощадили остатки населения города, еще там находящиеся, и сделали их своими данниками на очень почетных условиях 2, разрешив им иметь своего епископа, восстановить разрушенные церкви и продолжать свободно исповедовать свою религию.

 

 

http://www.vostlit.i...t1.phtml?id=343

Ответить

Фотография ieqoved ieqoved 27.06 2016

Нормальненько, если учесть, "неучтённый фактор истории"

http://istorya.ru/fo...?showtopic=6673

Ответить

Фотография Стефан Стефан 04.04 2017

Васильев А.А. Византия и арабы. Т. 1‒2. СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1900‒1902.

http://starieknigi.i...nastii_1900.pdf

http://starieknigi.i...nastii_1902.pdf

http://www.vostlit.i...s16/Vasiljev_1/

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 06.04 2017

Васильев А.А. Византия и арабы. Т. 1‒2. СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1900‒1902.

http://starieknigi.i...nastii_1900.pdf

http://starieknigi.i...nastii_1902.pdf

http://www.vostlit.i...s16/Vasiljev_1/

Это очень хорошая книга-исследование. Для "продвинутых" византинистов.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 08.04 2017

Большаков О.Г. История Халифата. В 4 т. Т. 2. Эпоха великих завоеваний (633‒656).

М.: Вост. лит., 2002. ‒ 294 с.: ил., карты.

 

Книга является вторым томом «Истории Халифата». В ней излагается ход арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова до убийства халифа Усмана. Значительное внимание уделяется социально-экономическим проблемам этого короткого, но важного периода истории мусульманского государства.

 

Оглавление:

Введение

Глава 1. Трудное начало

Организация похода на Византию

Первый успех: победа при Аджнадайне

Смерть Абу Бакра

Сражение под Фихлем и сдача Дамаска

Борьба за Хиру

Военные действия в Месопотамии в 634‒635 гг.

Глава 2. Триумф мусульманской армии

Битва на Йармуке

Сражение при Кадисии

Падение Ктесифона

Сдача Иерусалима

Вторжение в Джезиру

Чумной год

Завоевание Джезиры

Вторжение в Армению

Глава 3. Разгром сасанидского Ирана

Бои в Хузистане

Битва при Нихавенде и перелом в войне с сасанидским Ираном

Завоевание Азербайджана

Глава 4. Завоевание Египта

Вторжение в Египет

Сдача Александрии

Административные проблемы

Глава 5. Внутренняя политика Умара

Умар как реформатор

Проблема бесхозных земель

Денежная система и жизненный уровень

Система налогообложения

Учреждение диванов

Градостроительство

Глава 6. Последняя волна

Смена власти

Борьба за Северную Африку

Борьба за Восточное Средиземноморье

Армения и арабы

Конец Сасанидской державы

Глава 7. Кризис мединского Халифата

Политика Усмана

Кодификация текста Корана

Назревание конфликта

Просчеты политики Усмана

Гибель Усмана

Примечания

Список сокращений

Список источников и литературы

Указатель имен и этнических названий

Указатель географических и топографических названий

Contents

 

http://bookzz.org/book/2363777/e9a81a

 

 

 

Большаков О.Г. История Халифата. В 4 т. Т. 3. Между двух гражданских войн (656‒696).

М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. ‒ 382 с.: карты, ил.

 

Третий том «Истории Халифата» (первый вышел в 1989 г., второй ‒ в 1993 г.) посвящен эпохе жестокой религиозной и политической борьбы внутри мусульманского государства. События, рассматриваемые в данном томе, оказали решающее воздействие на сложение идеологии шиизма, хотя ее оформление происходило несколько позднее. Верхним рубежом рассматриваемого периода избраны реформы Абдалмалика, обозначившие превращение Халифата в государство с собственной административной и фискальной системой.

 

Оглавление:

Введение

Глава 1. «Великая смута»

Борьба вокруг присяги

Рождение внутренней оппозиции

Борьба за Басру

Глава 2. Али и Му‘авийа

Проблемы провинций

Начало открытого конфликта

Сиффинская битва

Третейский суд

Возобновление междоусобиц

Наступление Му‘авии

Глава 3. «Год единения»

Первые шаги Хасана

Отречение Хасана

На трудном пути к единению

Глава 4. Халифат Му‘авии

Характер нового правителя

Борьба с оппозицией в Ираке

От Зийада б. Абихи до Зийада б. Абу Суфйана

Новое наступление на Византию

Глава 5. Рождение династии

Переломные годы

На пути к наследственной власти

Активизация экспансии

Экономическая политика Му‘авии и социальные отношения в Халифате

Положение иноверцев и новообращенных

Глава 6. Прелюдия второй гражданской войны

Смена власти

Трагический поход Хусайна

Мятеж Абдаллаха б. аз-Зубайра

Восстание мединцев и битва на харре

Положение на границах

Глава 7. Вторая гражданская война

Смерть Йазида I и начало двоевластия

Ситуация в Сирии

Присяга Марвану б. ал-Хакаму

Контрнаступление Марвана

Начало династии Суфйанитов

Шиитские движения

Хариджитские движения в Иране и Аравии

Восстание ал-Мухтара

Успехи хариджитов

Глава 8. Восстановление единства

Усмирение Джазиры

Конец Абдаллаха б. аз-Зубайра

Возвышение ал-Хаджжаджа

Реформы Абдалмалика

Примечания

Список сокращений

Список источников и литературы

Указатель имен и этнических названий

Указатель географических и топографических названий

Contents

 

http://bookzz.org/book/2363788/86f347

 

 

 

Большаков О.Г. История Халифата. В 4 т. Т. 4. Апогей и падение Арабского халифата (695‒750).

М.: Вост. лит, 2010. ‒ 367 с.: ил.

 

В IV томе «Истории Халифата» (предыдущие вышли в свет в 1988, 1992, 1998 гг., I и II тт. переизданы в 2000 и 2002 гг.) излагаются события 695‒750 гг. Это был период наивысшего внешнего могущества единого мусульманского государства, раздвинувшего свои границы до Южной Галлии, Ферганы и долины Инда, но постепенно терявшего внутреннее единство под давлением оппозиционных движений ‒ шиитского, хариджитского и аббасидского. Верхнюю границу этого периода определило восстание сторонников Аббасидов, сменивших династию Умаййадов.

 

Оглавление:

Введение

Глава 1. Мирное десятилетие Абдалмалика

Отголоски гражданской войны

Восстание Шабиба б. Йазида

Разгром азракитов

Ал-Мухаллаб в Хорасане

Мятеж Абдаррахмана б. ал-Аш‘аса

Основание Васита

Новое покорение Арминии

Последнее падение Карфагена

Глава 2. На вершине могущества

Смена власти

Ал-Валид ‒ строитель

Первые успехи Кутайбы

Выдвижение Масламы б. Абдалмалика

Продвижение в Магрибе

Прыжок через море

На пути к Китаю

Смерть ал-Хаджжаджа

Египетские страсти

Глава 3. На переломе

Первые шаги Сулаймана

Мятеж и гибель Кутайбы б. Муслима

Наместничество Йазида б. ал-Мухаллаба в Хорасане

Вторая осада Константинополя

Алиды и Аббасиды

«Второй Умар ибн ал-Хаттаб»

Йазид II. Возвращение к прежней политике

Неустойчивость в Мавераннахре

Гонение на христианскую символику

Начало войн с хазарами

Глава 4. Неустойчивое равновесие

Начало правления Хишама

Война с хазарами на Кавказе

Войны с тюрками за Мавераннахр

От мирного Египта до воинственного Магриба

Победы над хазарами

Восстание ал-Хариса б. Сурайджа

Тюркское наступление и гибель хакана

Борьба с берберским восстанием в Магрибе

Алиды и Аббасиды; восстание Зайда б. Али

Примирение с согдийцами

Плоды стабильности: монументальное строительство

Глава 5. Конец стабильности

Халиф-поэт

Мятежи вместо примирения

Смерть Йазида и переворот Марвана б. Мухаммада

Мятежный Ирак

Мятеж и гибель ал-Хариса б. Сурайджа

Глава 6. Гибель династии Умаййадов и конец арабской империи

Начало открытого выступления против Умаййадов

Захват хариджитами священных городов

Бегство и смерть Насра б. Сайара

Наступление Кахтабы на Ирак

Триумф Аббасидов

Сражение на Забе и бегство Марвана

Примечания

Список сокращений

Список источников и литературы

Указатель имен и этнических названий

Указатель географических и топографических названий

Contents

 

http://bookzz.org/book/2363790/53783a

 

 

http://gumilevica.kulichki.net/HOC/  (2 и 3 том)

http://rutracker.org...c.php?t=4316348

Ответить

Фотография ieqoved ieqoved 08.04 2017

 

 

Арабские завоевания по своему размаху и степени влияния на мировую культуру, безусловно, были одним из важнейших событий средневековья. Естественно поэтому стремление нескольких поколений исследователей найти их причины, выявить те силы, которые подтолкнули арабов выйти с оружием в руках далеко за пределы исконных мест обитания.

http://gumilevica.ku...htm#hoc21para01

 

  Силы как силы, и зачем их выявлять? Когда им надо, они и сами показываются.

 

http://istorya.ru/fo...?showtopic=7854

 

 

 

 - "Я увидел еще до бегства хавазинитов, когда люди сражались, как что-то, похожее на полосатую ткань, спустилось с неба и упало между нами и людьми из Хавазии. Я увидел, как черные муравьи расползлись по долине и заполнили ее. Я не сомневаюсь, что это были ангелы. После этого наступило неотвратимое поражение хавазинитов". ("Поход в Долину Хунайн")
Ответить

Фотография ieqoved ieqoved 10.04 2017

Какие-то очень странные люди исследуют завовевания ислама. Источники постоянно твердят о некоей третьей силе, благодаря которой и заварилась вся эта “каша” арабских завоеваний. У них всё - …воимя Аллаха, …ради Аллаха, …с соизволения Аллаха, …благодаря Аллаху и т.д.

 

Но “великие учёные”, упорно эти упоминания источников игнорируют и начинают высасывать некие причины из пальца. Сперва, придумали “небывалую храбрость мусульман” но снею вступили в противоречие упоминания об их небывалой трусости. Теперь вот ещё:

 

 

В начале нашего века Л. Каэтани под влиянием теории И. Гвиди о периодическом выселении семитских народов из Аравии, вследствие ухудшения там климатических условий попытался интерпретировать арабские завоевания как очередную волну миграции, вызванную той же причиной [+1]. Но он так и не смог объяснить, почему после VII в. Аравия не дала больше ни одной волны выселения: прекратилось ли высыхание Аравии или не случались периоды резкого ухудшения - осталось неясным. Лишь через полвека К. Буцер высказал мысль, что на 591 - 640 гг. пришелся период резкого усиления засушливости, создавший критическое демографическое положение в Аравии, разрядившееся в арабских завоеваниях [+2].

 

Действительно, существуют циклические климатические колебания со сменой холодных и жарких, влажных и засушливых периодов, но никаких убедительных доказательств того, что на указанный К. Буцером период приходится череда особо засушливых лет, найти не удается, так как письменные источники очень скупо информируют о метеорологических явлениях. Более систематические сведения об этом арабских историков IX - XV вв. фиксируют циклическое чередование засушливых лет, отмеченных неурожаями, голодом и эпидемиями, зависящее от больших и малых периодов изменения солнечной активности [+3], но ни один из засушливых периодов не вызвал движения кочевников из Аравии (локальные перемещения не в счет).

 И  что? Неужто, из-за засухи, в три раа быстрее  мечём машут и копья дальше и точнее бросают?

 

 Складывается некая странная ситуация, когда некие - дикие арабы, имеющую вввиду некую силу, которую они именовали “Аллах”. Расчитывая на её соучастие  и воюя не только ради собственных интересов, но и ради неё, почти всегда одолевали лучше вооружонного и численно превосходящего противника. А это, однозначно говорит о том, что они были адекватны в своём расчёте, на участие этой силы  с их стороны.

 

«Верующие! Воюйте с теми из неверных, которые близки к вам: знали бы они в вас вашу жестокость. Знайте, что Бог с богобоязливыми.» (гл. Покаяние стих 124)  

- “Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они победят две сотни; а если будет среди вас сотня, то они победят тысячу тех, которые не веруют“ (с. Добыча аят 66). ”А если будет среди вас тысяча, то они победят две тысячи с дозволения Аллаха: ведь Аллах с терпеливыми!” (аят 67) 

 

- “Бог уже помогал вам во многих битвах, а также и в день Хонейна, - когда вы восхищались своею многочисленностью, и когда она не принесла вам ни какой пользы, так что земля показалась вам тесною, тогда как она была просторна и вы обратили тыл и побежали назад, - Бог низвел свою секиру на посланника своего и на верующих: низвел невидимые воинства и наказал неверных: это было воздаянием неверующим”. (сура Покаяние – 25)

 

В упоминаемый “день Хонейна”  по меркам подбных исследователей, произошла фантастическая история. Ведь войско пророка, попав в засаду, быстро убежало, но напавших хавазинитов кто-то победил? Если исключать третью силу, то кто!?

Выходит, что дикие арабы правы, в своих надеждах, на помощь того, кого они называют – Аллах.

 

 С дргой стороны, у нас существует масса иследователей этого исторического фрагмента. Которые, упорно игнорируют часть содержания источников, и у них ни как не сходятся концы с концами, сколько бы они не сомневались в численности войск и точности дат, картина завоеваний, для них, складывается всеравно удивительной. Они  так увлеклись игнорированием мнения самих арабов-мусульман по этому вопросу, что это заслуживает звания - логический маразм.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 03.12 2017

Осада Константинополя в 670 (674) - 678 годах. Из византийских источников главные - это патриарх Никифор, чьё возвышение наметилось примерно около начала последней четверти 8 века, и Феофан Исповедник, получивший доступ к государственным архивам, вероятно, несколько позднее патриарха Никифора (впрочем, рано осиротевшего Феофана лично воспитывал император Константин Копроним). По сути дела, оба автора - современники, хотя и не очевидцы войн с арабами в период 670-740 годов (первый перелом в войне Византии с Халифатом, завершившийся низложением Омейядов). Дата рождения обоих - неизвестна. Известно, что Феофан Исповедник был сыном вельможи Константина Копронима, иконолюба Исаака, и его взростил сам император. Карьера Феофана Исповедника началась в конце правления Константина Копронима или в правление Льва Хазара. А о патриархе Никифоре известно, что он происходил из семейства иконолюбов, от пострадавших при императоре Константине Копрониме и отправленных в изгнание родителей. Карьера Никифора началась в конце правления Константина Копронима, или в начале правления Льва Хазара. То есть речь идёт о том, что карьера обоих хронистов началась примерно в 770-е годы (вероятно - скорее к их концу, но не исключено что и с начала 770-х). О Никифоре известно, что он был патриархом в 806-815 годах (низложен и сослан после возобновления иконоборства), и умер в 828 году (это - достоверные даты). О Феофане Исповеднике известно, что он подвергся гонениям в начале второго периода иконоборства, и умер около 818 года. Хроника Феофана доведена до 813 года. Считается, что он написал её в промежутке 810-814 годов. Известно что Феофан умер в возрасте свыше 50 лет. Любопытно, что оба хрониста первоначально следовали светской карьере, и лишь затем перешли в число церковников.

 

1. Феофан Исповедник под 664 годом (по нашему - 672 год: хронист использует Александрийскую эру, отстающую от нашей на 7 лет; в период 606-7 по 714-5 годы в хронике - отставание на год от правильной хронологии: итого, разница - 8 лет):

 

 

л. м. 6164, р. х. 664.
В сем году явилась на небе необыкновенная раду-
га в феврале и марте месяцах и вострепетала вся-
кая плоть; все говорили, что настал конец мира. В это
время отвержники Христа, соорудивши великий флот,
проплывши Киликию, зимовали Муамед сын Абделы
в Смирне, Каисос в Киликии и Ликии. В Египте случи-
лась великая смертность. Послан Халеб эмир с дру-
гим флотом на помощь первому, как человек искус-
нейший и отважнейший на сражении. Но Константин,
узнавши о движении богоборцев против Константино-
поля, и сам устроил двухпалубные огромные корабли
с горшками огненосными, и быстрые корабли с огнен-
ными сифонами, и приказал им напасть на неприяте-
ля в Проклианизийской пристани при Кесарии.

 

 

Под 665 годом (по нашему - 673 год):

 
л. м. 6165, р. х. 665.
В сем году упомянутый флот богоборцев, двинув-
шись к Фракии, протянулся от западного мыса Евдо-
мы, или Магнавры до восточного мыса Кикловиа. Вся-
кий день происходила сшибка от утра до вечера; от
рукава златых врат до Кикловиа толкали друга и от-
талкивали. В таких сшибках провели время с апреля
месяца до сентября; тут отступили враги к Кизику и,
занявши его, здесь зимовали. С наступлением весны
опять двинулись и возобновили войну на море с хри-
стианами. До семи лет продлили эту войну, наконец,
посрамленные помощью Божьею и Богородицы, по-
терявши много храбрых мужей, со множеством ране-
ных отступили с великою досадою. На возвратном пу-
ти сей Богом, гонимый флот застигнут был жестокою
бурею, при Силее, и совершенно был сокрушен. Су-
фиан сын Аифа и меньший брат его между тем срази-
лись против Флора, Петрона и Киприана, которые на-
чальствовали над римским войском. Здесь тридцать
тысяч аравитян побито. В это время зодчий Каллиник,
прибежавший к римлянам из Елиополиса Сирийского,
морским огнем, который им изобретен, сожег им и ко-
рабли и все дышущее. Таким образом римляне воз-
вратились с победою и изобрели морской огонь.

 

 

Последующие годы, вплоть до 679 по нашему летоисчислению:

 

При Константине еп. Константинопольском.
В сем году Авделас сын Каиссы и Фадалас провели
зиму в Крите. {260}

 

 

л. м. 6167, р. х. 667.
В сем году в день субботний на небе явилось за-
тмение.

 

 

л. м. 6168, р. х. 668.
При Феодоре еписк.
Константинопольском 1 год.
В сем году в Сирии и Месопотамии явилась опусто-
шительная саранча.

 

 

л. м. 6169, р. х. 669.
В сем году мардаиты взошли на Ливан и владыче-
ствовали от горы Мавра до святого града, заняв все
высоты Ливана; многие рабы и туземцы к ним сбежа-
лись, и в короткое время составилось их до многих ты-
сяч. Узнав об этом Мавиас и советники его сильно ис-
пугались, видя, что царство римское Богом огражда-
ется, и послал он послов к самодержцу римскому про-
сить мира, обещаясь платить царю ежегодную дань.
Царь принявши сих послов и выслушав их прошение,
послал в Сирию с ними патриция Иоанна по прозва-
нию Питчигавдеса, как древнейшего гражданина, че-
ловека опытнейшего, одаренного великим разумом и
совершенно владеющего языком аравийским, чтобы
говорить с ними и условиться о мире. По прибытии
его в Сирию, Мавиас, собравши эмиров и корассинов,
принял его с великою почестью. После многих пере-
говоров между собою о мире, согласились письмен-
но изложить условия его с клятвою давать ежегод-
но римскому государству со стороны агарян три ты-
сячи золота, выдать восемь тысяч пленных, и благо-
роднейших коней пятьдесят. С обеих сторон постано-
вили хранить между римлянами и аравитянами трид-
цатилетний повсеместный мир. Когда подписали сии
две торжественные грамоты и разменялись ими меж-
ду собою, то всезнаменитый посол с великими дара-
ми возвратился к царю. Западные народы, и каган
аварский, и тамошние цари, и правители, и кастал-
ды, и важнейшие особы от запада, узнавши об этом,
чрез посольства прислали царю дары и просили о со-
блюдении к ним мирных расположений. Царь, уступая
просьбам их, утвердил и с ними владычний свой мир;
и водворилось глубокое спокойствие и на востоке, и
на западе.

 

 

л. м. 6170, р. х. 670.
При Георгии еписк.
Константинопольском 1-й год.
В сем году случилось в Месопотамии великое зем-
летрясение, от которого пал Ватан и алтарь церкви
Эдесской. Мавиас возобновил его из усердия к хри-
стианам. {261}

 

 

л. м. 6171, р. х. 671.
В сем году в апреле месяце, индиктиона 1-го, скон-
чался Мавиас, первый царь сарацинский. Он был во-
ждем двадцать лет, эмиром двадцать четыре года;
после него принял правление Изид сын его. В это
время245 народ болгарский вступил во Фракию.

 

 

Рассказ о войне с болгарами опустил, потому что он слишком большой и отношения к теме об арабах не имеет.

 

2. Патриарх Никифор, Краткая история:

 

Вслед за ним Константин, сын его, стал держать в руках скипетр империи.52При его вступлении на престол сразу же вождь саракинов (673 г.) подготовил большое число судов и послал их против Византия. Вождя их опытного, надежнейшего и испытанного в войнах, они называют на своем диалекте халифом (cαλεβ); он, снарядившись, направился к пригородам Византия через прибрежную местность, именуемую Эбдомон.53 Узнав об этом, и Константин выставил большой флот. И между ними происходили ежедневно многочисленные морские сражения и схватки от весны до осеннего времени. С приходом же зимы саракинский флот переправился зимовать в Кизик, а с приходом весны выступил снова и таким образом вел на море войну. Саракинский флот выдерживал войну семь лет, но достиг цели не более [чем прежде] и, лишившись многих храбрых мужей, страшно израненных и тяжело пострадавших, должен был поплыть обратно, возвращаясь домой. Оказавшись же близ Силейского моря, он был захвачен сильными ветрами и морскими волнами, и все войско погибло. Когда же царь (βασιλευv) саракинов узнал о несчастии, случившемся с флотом, он послал послов к Константину, чтобы заключить с ним договор на условии уплаты ежегодной дани. Тот принял их и, услышав изложенное, послал вместе с ними Иоанна патрикия по имени Пидзигаудия (Πιτζιγαυδιον), многоопытного и разумного, с целью, чтобы он вступил в переговоры о мире. Он же, прибыв в Саракинскую страну (ηJη), заключил мир, подтвержденный клятвами, на тридцать лет на условиях, чтобы саракинами выплачивалась ежегодно ромеям дань, в количестве трех тысяч золотом, и невольниками (ανδραv τε αιcμαλωτουv), в количестве пятидесяти человек, и конями, в количестве пятидесяти голов. Услышав об этом, и народы, живущие в западной части, т. е. вождь (ηγεμων) аваров и зависящие от него (οι επεκεινα αρcοντεv) архонты народов, живущих к западу, прислали через послов императора подарки, добиваясь мира. Это было дано им императором, и в дальнейшем мир и покой был обеспечен и на востоке и на западе. Так с этим обстояло дело.

 

 

https://azbyka.ru/ot...nija-mavrikija/

 

3. Испанские Хроники - Арабо-Византийская Хроника 741 года и Испанская Хроника 754 года:

 

§27. {MGH §26} Mu'awiya, king of the Saracens, despatched51 a
hundred thousand men to war against52 Constantinople; they were to
serve under his son Yaz!d ( Yzit) to whom he had also decreed his kingdom.
This [city] they surrounded with a siege through all the spring time
until they could no longer bear the pain of hunger and pestilence, and abandoning
the city they captured many towns and, after two years, returned
bringing greetings and laden with plunder to Damascus and the king, by
whom they had been despatched. When M u'awiya had completed 20 years
of his leadership and lived as a citizen [a further] 5, he paid his debt to
huma'n nature (i.e. he died). 53
 
51 Direxit; Chron. Hisp. 754 has instead tradidit.
52 Debellandum; Chron. Hisp. 754 has instead pergendum.
53= Chron. Hisp. 754, §23 (= Pereira/Wolf, §29). This was chiefly a naval campaign
(cf. Syriac CS, s.a. 674-78); Chron. Byz.-Arab 741 or its source may have
expanded/confused this account with details from the assault on Constantinople
under Sulaymiin. Wolf translates the adverb civiliter in the final sentence as "in
civil war;" this certainly fits the context, but it is odd that in the very next paragraph
the adverb recurs, here with the expected sense of "as a citizen." Probably the
author simply means that Mu'iiwiya, though usually assigned a reign of 25 years,
was not officially king for five of them.

 

4. Армянские рукописи Михаила Сирийского:

 

However, Constans' son Constantine [Constantine IV, Pogonatus (668-685)] gathered a force, killed Mzhezhius, and ruled himself along with his brothers.

At the start of their reign some 80,000 souls were enslaved by the Arabs in Africa. The
Arabs then went to Lebanon where they were defeated by the Byzantines and lost
30,000 troops. This was their first defeat.

In this year a man from Baalbek named Callinicus, who was of Syrian nationality, was
the first to discover Greek fire (naptha) and was able to burn ships on the sea that were
filled with Arabs. In this same period a rainbow appeared in the sky after the sun had set
and completely covered it for an entire night. And the entire world was terrified.

In the ninth year of Constantine (or, in the 309th year of Constantine [I]), some
villainous troops arose from the Byzantines, went and dwelled at Mt. Lebanon, and were
declared rebels. The Syrians called them Chur'chans. They seized all the territory [g324]
from Mt. Lebanon to Black Mountain. (Perhaps it is for this reason the
Iberians/Georgians are called Chur'chans by the Franks, since they had rebelled from
service to the Armenians and from religious unity with them). The Arabs arose and
wiped out these rebels.

 

 

https://archive.org/...Syrian_djvu.txt

 

5. Агапий Манибжидский:

 

In the year 14 of Mo`awia, the Arabs made a campaign by sea against the Greeks and arrived in Lycia.  Three patricians went to meet them and caught up with them, and the Greeks killed 30,000 Arabs;  the survivors embarked there.  When they were on the open sea, a Greek found them with his ship, threw fire on their fleet which was completely burned.  That year the Greeks were favoured with victory.  They were the first to make use of (Greek) fire, and they usually made use of it. 

In this same year, rats were numerous in Syria, and a great famine resulted from this. 

In year 17 of Mo`awia, the Greeks equipped a fleet, took to the sea, arrived at the shore of Tyre and Sidon and unloaded there;  then they captured the mountain of Lebanon where they established themselves.  The people called them al-Kharaniqah.  The Greeks, masters of the mountain of Lebanon, 233 stretched from the holy mountain to the black mountain.  Constantine had stationed them there to divert the Arabs from their raids. 

In this same year, there was an earthquake in Beisan, and Qatnan, one of the villages of Seroudj, subsided and its walls and all the houses collapsed.  A similar thing occurred in Edessa where several localities were damaged. Mo`awia ordered that they should be restored and the churches of Edessa which had fallen rebuilt. He acted thus because he had remained in Edessa while going to fight `Ali-ibn-Abu-Talib. 

Then Mo`awia died, after reigning for twenty years and being before that emir for twenty more years.  He died Sunday 6th of the month of Iyar (May) (the year) 991 of Alexander and was buried in Damascus.  After him Yazid-ibn-Mo`awia reigned three years and five months.

In the first year of his reign, a council of bishops, 189 in number, met by order of Constantine, in Constantinople.  This is what is called the sixth council. Agathon, bishop of Rome, wrote to expound the agreement of his doctrines with that of 120 bishops who did not attend the council. 234 Canons were written which the Melkites alone accepted, to the exclusion of all the other Christian communities. 

 

 

http://www.tertullia...ry_02_part2.htm

 

6. ат-Табари, "История пророков и царей", книга 18 (Между Двумя Гражданскими войнами):

 

1.GIF

 

2.GIF

 

3.GIF

 

4.GIF

 

0.GIF

 

5.GIF

 

6.GIF

 

7.GIF

 

8.GIF

 

9.GIF

 

Любопытно, что ат-Табари подробнейшим образом излагает историю походов арабов в различные регионы. Но что касается войны с Византией в эти годы - он более чем краток. Ещё можно отметить, что после последнего приведённого отрывка идут события 680 года, в который умер халиф Моавия. В этом годы военных действий против Византии, кажется, не указано.

 

7. ал-Балазури, "Происхождение арабского государства" 7.1:

 

Rhodes. Mu'awiyah ibn-abi-Sufyan sent expeditions by
sea and by land. He sent to Rhodes *
Junadah ibn-abi- 236
Umaiyah-1-Azdi. Junadah was one of those on whose authority
traditions were reported. He had chance to meet
abu-Bakr, 'Umar and Mu'adh ibn-Jabal, and died in the
year 80. Junadah took Rhodes by force. Rhodes was a
thicket in the sea. In pursuance of Mu'awiyah's order,
Junadah caused Moslems to settle in it. This took place in
the year 52.
 
* Rudis. See Kindi, p. 38.
 
Rhodes is one of the most fertile of all islands, and is
about sixty miles in size. It is rich in olive trees, vineyards,
fruits and fresh water.
Muhammad ibn-Sa'd from al-Wakidi and others: The
Moslems occupied Rhodes for seven years, living in a fort
made for them. At the death of Mu'awiyah, Yazid wrote
to Junadah ordering him to destroy the fort and return.
Mu'awiyah used to alternate its occupants, making them
live there in turns. Mujahid ibn-Jabr
* lived in it and
taught the Koran.
Arwad. In the year 54, Junadah ibn-abi-Umaiyah reduced
Arwad,2 and Mu'awiyah made the Moslems settle
in it. Among those who took part in conquering it was Mujahid
and Tubai',
8 a son of Ka'b al-Ahbar's * wife. It was
here that Mujahid taught Tubai' the Koran. Others say
that he did it in Rhodes. This Arwad is an island lying
near Constantinople [al-Kustantiniyah].
 
1 Kindi, p. 39.
2
Tabari, vol. ii, p. 163.
8
Tabari, vol. ii, p. 163 ; Dhahabi, p. 69.
4 A Jewish rabbi of JJimyar converted to Islam in the time of 'Umar.
Muir, Annals, p. 236, note i.

 

 

 

52-й год хиджры, это примерно 672 год (50 солнечных лет после хиджры), а 54-й год - это примерно 674 год.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 03.12 2017

Ныне уже считается, что поэма Феодосия Грамматика об отражении арабов от Константинополя относится не к осаде 717-8 годов (как считалось прежде), а к осаде 670-х годов. В переводе в книге Хью Кеннеди "Великие арабские завоевания", этот текст выглядит так:

 

Пусть видят все, как Ты, Всевластный, спас город от
сокрушающих валов нечистот и презлобных арабов! ты
похитил страх перед ними, и трепет, и их возвращающиеся
тени ...
{Де ныне. о проклятые, сверкающие ряды ваших
стрел? {Де теперь песнь хора тетивы натянутого лука? {Де
блеск ваших мечей и копий. ваших кирас и шлемов, ятаганов
и вороненых щитов?
{Де двухпалубные, извергающие пламя корабли и где
однопалубные, быстрые в битве?
Что скажете вы, злосчастные и алчные исмаилиты?
Христос - могучий Спаситель, он правит как Бог и Властитель.
Он дает силу и опору в битве. Он раскалывает
луки и сокрушает силы людские ... И вот ты, Океан, по
коему разметались клочья убийц, рукоплещешь Владыке!
И Земля рукоплещет IЪсподУ всего, в гимне почета, славы
и силы. что будет звучать эоны веков и долгие годы!81
 
81 Olster D. Theodosius Grammaticus and the АгаЬ siege of 674-
678. Р. 23-28.

 

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 03.12 2017

Из того, чего (пока?) не нашёл переведённым на русский, английский или греческий (исключение - КБ).

 

1. Большаков (История Халифата, том 3) даёт ссылку Илью Нисибинского (стр. 144) как упоминающего вот этот эпизод: "В 671 г. Му'авийа, отвечая на просьбу Фадалы о помощи, прислал подкрепление под командованием Йазида".

 

http://gumilevica.ku...t/HOC/hoc35.htm

 

2. Там же упоминается Халифа ибн Хайат как и ат-Табари писал (стр. 212), что Суфйан б. Ауф командовал зимней кампанией в 55 г.х., которая может относиться к зиме как 674, так и 675 г., поскольку 55 год хиджры начинался зимой (6 декабря 674 г.) и кончался 24 ноября 675 г.

 

http://gumilevica.ku...t/HOC/hoc35.htm

 

3. Там же - о свидетельстве Якуби, который упоминает Суфйана последний раз в 52 г.х. [Иа'к., т. 2, с. 285].

 

http://gumilevica.ku...t/HOC/hoc35.htm

 

4. Там же - о том, что по данным ал-Йа'куби (Йа'к., т. 2, с. 285), в 676 г. походом командовал Йазид б. Му'авийа, который дошел до Константинополя.

 

http://gumilevica.ku...t/HOC/hoc35.htm

 

5. Там же говорится, что Дионисий Теллмахрский (Дион., пер, с. 195) описывал контрудар византийцев в районе Ливана в виде высадки десанти мардаитов.

 

http://gumilevica.ku...t/HOC/hoc35.htm

 

6. При описании условий мирного договора с арабами, Константин Багрянородный цитирует греческий текст Феофана Исповедника. Но в латинском тексте указано, что было выплачено 3.000 ливр (auri librarum tria milia), а не 3.000 золотых, как в греческом тексте.

 

http://gumilevica.ku...t/HOC/hoc35.htm

 

7. Там же говорится, что Халифа ибн Хайат (с. 214-215), наряду с ат-Табари, договор с Византией по окончании осады не упоминают, а пишут о походах 58/678 и 59/679 гг.

 

http://gumilevica.ku...t/HOC/hoc35.htm

 

8. Там же говорится, что намеком на какое-то изменение ситуации после отражения византийцами арабов из-под Константинополя могут служить слова ал-Вакиди, что в 59 г. не было военных действий на море.

 

http://gumilevica.ku...t/HOC/hoc35.htm

Ответить