История одного бегства
K-49
20.04 2016
Майор Буанг-Ли на борту авианосца «Мидуэй» 29 апреля 1975 г.
Убедившись, что американские войска покинули территорию Южного Вьетнама, а Конгресс США принял резолюцию, запрещавшую американскому президенту оказывать военную помощь Сайгону, армия Северного Вьетнама, получившая огромную военную поддержку прежде всего из СССР (включая 2000 танков, 1700 БМП и БТР, 7000 орудий, 6500 военых советников) нарушила соглашение о перемирии, вторглась в демилитаризованную зону и начала наступление на Юг.
21 апреля 1975 г. в обстановке беспорядочного отступления южновьетнамских войск, колоссальных потерь на фронтах и нарастающего хаоса президент Тхиеу подал в отставку, в своей прощальной драматической речи обвинив правительство США и непосредственно Генри Киссинджера в предательстве: «...наш великий союзник и лидер свободного мира Соединенные Штаты не сдержали своего слова. Это негуманно. Это безответственно. США не выполнили своего обещания сражаться за свободу в войне, в которой сами США потеряли 50 тысяч своих сынов. В то время, как мы сражаемся против СССР и Китая, мы вынуждены выпрашивать помощь как рыбу на рынке. Вас, американцев, было 500 тысяч во Вьетнаме. Вас не победили, но вы бежали с поля боя... Никогда не мог подумать, что такой госсекретарь, как Генри Киссинджер, подготовит договор, который окажется ловушкой, ведущей нас к смерти».
27 апреля 1975 г. начался штурм Сайгона, столицы Южного Вьетнама. Сотни тысяч людей пытались спастись от неминуемо надвигающейся гибели. Иллюзий о том, что ее можно будет избежать, практически не было. С весны 1968 г. каждый южный вьетнамец знал, что такое «резня в Хюэ». Когда американские войска совместно с южновьетнамскими силами освободили город Хюэ, оккупированный северянами в течение всего 26 дней в результате вероломного наступления во время праздника Тет, они обнаружили, что коммунисты за это время арестовали по заранее подготовленным спискам и уничтожили несколько тысяч человек. Среди них были сотрудники южновьетнамской администрации, чиновники, пленные военные, полицейские, иностранцы, религиозные деятели, учителя, американские симпатизанты, лица, просто имевшие некоторое образование, а также члены их семей, включая женщин и детей. Тела многих погибших были обнаружены со следами чудовищных пыток. Оценки числа убитых достигают 6 тысяч человек.
Рано утром 29 апреля аэропорт Сайгона подвегся ракетному и артиллерийскому обстрелу, и эвакуация самолетами стала невозможной. Через несколько часов американцы начали ставшую крупнейшей в истории операцию «Порывистый ветер» по эвакуации вертолетами сотрудников посольства, граждан США и других стран (в основном вьетнамцев). Всего было вывезено чуть более 7 тысяч человек.
Одним из кораблей, принимавших эвакуируемых, был авианосец «Мидуэй», срочно подошедший с базы в Субик-бей. Вертолеты, забиравшие людей с крыши американского посольства в Сайгоне, садились на палубу авианосца с частотой в 45-60 секунд.
29 апреля в условиях низкой облачности (150 метров), дождя, сильного ветра над авианосцем появился легкий «Сессна 0-1 Охотник» («Bird Dog») с включенными посадочными огнями. Утром этого дня майор ВВС Южного Вьетнама Буанг-Ли, посадивший в самолет жену и своих пятерых детей, поднял его с острова Кон Сон в Южно-Китайском море и взял курс в открытое море. Несмотря на ограниченную видимость и дождь он смог обнаружить авианосец «Мидуэй». Самолет трижды заходил на посадку, но не мог сесть из-за загруженности палубы вертолетами, доставившими беженцев. Поначалу пилоту хотели посоветовать посадить самолет на воду, и уже из воды подобрать людей на корабль. Однако во время очередного пролета наблюдателю удалось увидеть, что в двухместном самолете находятся по меньшей мере четыре человека. Стало ясно, что в случае посадки на воду самолет затонет раньше, чем все его пассажиры смогут выбраться из него. Попытки установить радиосвязь с «Сессной» также оказались неудачными.
«Сессна 0-1 Охотник» («Bird Dog») в музее авианосца «Мидуэй» в Сан Диего.
Во время третьего захода майор Буанг смог сбросить на палубу свой ремень с кобурой и положенной в нее запиской:
Записка майора Буанга.
Топлива для возвращения на сушу в самолете было недостаточно. Если бы Буанг не смог найти «Мидуэй», он и вся его семья были бы обречены.
Капитан «Мидуэя» Ларри Чамберс (первый афроамериканец в истории ВМФ США назначенный командовать авианосцем, а затем – первый афроамериканец, ставший адмиралом флота), принял решение сбросить в море вертолеты, стоявшие на палубе, но мешавшие посадке «Охотника». Находившийся на «Мидуэе» командующий военно-морской группировкой США в Южно-Китайском море адмирал Вильям Харрис заметил при этом, что не знает случаев продолжения карьеры капитана, по приказу которого будет уничтожена дорогая военная техника.
Капитан Ларри Чамберс.
Тем не менее Чамберс отдал приказ очистить палубу и сбросить в море все вертолеты, какие невозможно было безопасно и быстро переместить в другое место. Вертолеты UH-1 «Ирокез» стоимостью 10 млн. дол. были сброшены за борт. Работа была выполнена добровольцами, не находившимися в тот момент на постах, без различия званий и должностей. Чамберс также отдал приказ развернуть авианосец против ветра и развить скорость в 25 узлов – чтобы облегчить «Сессне» посадку. Были объявлены предупреждения об опасной посадке на английском и вьетнамском языках. В разгар приготовлений на палубу сели еще пять вертолетов с беженцами. После высадки спасенных эти вертолеты также были сброшены в море.
Добровольцы сбрасывают вертолеты с палубы авианосца «Мидуэй».
«Сессна», ведомая Буангом, зашла на посадку, аккуратно приземлилась и ювелирно остановилась в середине посадочной полосы – под ликующую овацию встречавших. Из крошечного двухместного самолета вслед за пилотом выбрались четверо детей, на руках жены майора был годовалый ребенок. Капитан Чамберс, начинавший свою службу в морской авиации, поздравил Буанга с выдающимся пилотированием, назвав его «мужественнейшим человеком, которого он когда-либо встречал в своей жизни».
Команда авианосца была настолько впечатлена отвагой и мастерством пилота, что собрала деньги, позволившие майору Буангу и его семье обустроиться в США.
Документальные кадры посадки «Сессны» майора Буанга – с 6'55".
В 2010 году на церемонии, посвященной 35-летию самой невероятной посадки на палубу «Мидуэя», ставшего теперь популярнейшим музеем в Сан-Диего, бывший майор Буанг-Ли еще раз поблагодарил страну, спасшую его семью, и сообщил многим тысячам собравшихся, кем стали его дети. Три дочери стали докторами, двое сыновей пошли в ВВС и дослужились там до генералов.
П.С.
П.П.С.
http://echo.msk.ru/b...r/1751046-echo/
Сообщение отредактировал K-49: 20.04.2016 - 15:09 PM
stan4420
24.04 2016
вьетнамцы выгнали пиндосов из своей страны? - имели полное право.
вьетнамцы наказали своих коллаборантов? - имели полное право.
и - да, тема не раскрыта: по какой причине вьетнамский майор скрывался у пиндосов на корабле, может он сделал что-то плохое? сочувствовать ему как герою не будем - у его подельников типа Калугина, Гордиевского, Шевченко были вовсе не героические причины для аналогичного бегства
K-49
24.04 2016
вьетнамцы выгнали пиндосов из своей страны? - имели полное право.
вьетнамцы наказали своих коллаборантов? - имели полное право.
и - да, тема не раскрыта: по какой причине вьетнамский майор скрывался у пиндосов на корабле, может он сделал что-то плохое? сочувствовать ему как герою не будем - у его подельников типа Калугина, Гордиевского, Шевченко были вовсе не героические причины для аналогичного бегства
Пиндосы ушли сами, а южновьетнамцы, служившие в южновьетнамской армии, в Сайгонской администрации, сотрудничавшие с американцами, бежали. Кто смог, естественно. Кто не смог были либо уничтожены, либо отправлены в лагеря. Репрессиям подверглись даже сайгонские проститутки.
Мне пришлось жить более трех лет в Южном Вьетнаме в начале 90-х, когда преследование южных вьетнамцев коммунистами с Севера прекратилось, но все равно полного примирения так и не наступило. Мне также довелось побывать на территории бывшего американского посольства в Сайгоне, на крышу которого садились военные вертолеты США, спасая людей.
Вряд ли майор Буанг, сделал что то плохое кроме того, что служил офицером в южновьетнамской армии, противостоявшей экспансии коммунистов. Просто он, обладая навыками летчика сумел спасти семью и себя от расправы.
Меня в этой истории заинтересовало поведение американских военнослужащих, расчищавших палубу авианосца "Мидуэй" для посадки Сессны с незнакомыми им людьми. Меня заинтересовало поведение командира авианосца Чамберса, который ради гуманистических принципов пошел на преступление и скорее всего испортил себе блестящую карьеру.
Сразу вспомнился мне случай, когда в начале 60-х в Тихом океане американцы спасли четырех наших служивых ребят.
Марк
24.04 2016
который ради гуманистических принципов пошел на преступление и скорее всего испортил себе блестящую карьеру.
На повышение пошел. Ушел в отставку в чине контр-адмирала ВМС США (US Navy Rear Admiral Lawrence Cleveland Chambers) в 1984 году.
K-49
24.04 2016
который ради гуманистических принципов пошел на преступление и скорее всего испортил себе блестящую карьеру.
На повышение пошел. Ушел в отставку в чине контр-адмирала ВМС США (US Navy Rear Admiral Lawrence Cleveland Chambers) в 1984 году.
Благодарю, не знал!
Значит начальство Чамберса с пониманием отнеслось его поступку.
admin 25.04 2016
Неужели нельзя было эти вертолеты привязать к "швартовым" или просто к канатам, и приспустить с борта так, чтобы не топить их?
А взлететь временно они не могли?
В конце концов, сколько еще беженцев они могли бы ими перевезти на корабль!
Марк
25.04 2016
У "Сесны" керосин кончался и была низкая облачность. Наверное поэтому. Надо американские метеорологические минимумы на взлет вертолетов глядеть. Может они не имели право подниматься.
K-49
25.04 2016
Неужели нельзя было эти вертолеты привязать к "швартовым" или просто к канатам, и приспустить с борта так, чтобы не топить их?
А взлететь временно они не могли?
В конце концов, сколько еще беженцев они могли бы ими перевезти на корабль!
Это надо сравнивать: время посадки Сессны на Мидуэй и время последнего борта, севшего на крышу посольства. Память подсказывает мне, что эвакуация была прекращена тогда, когда к посольству подошли северовьетнамские танки.
Что касается сбережения вертолетов, то, наверно, командир, и его команда были опытными моряками, и знали, как им быстрей очистить летную палубу. Возможно, что в спешке выкинули больше, чем следовало. Ведь майор Буанг просил лишь передвинуть один из вертолетов. Возможно, что Чамберс опасался низкой квалификации пилота Буанга, ведь в случае столкновения Сессны при посадке с вертолетом на палубе мог возникнуть взрыв и пожар, что гораздо опаснее для корабля и самолетов на его палубе.
Фактор времени и испорченный телефон тоже могли сыграть свою роль. Чамберс мог приказать одно, а воодушевленные моряки и летчики могли принять свое решение. Когда же за борт полетел первый геликоптер, то появился опыт.)))
В любом случае это на американцев похоже. У них иногда великодушие фонтаном бьет. Мне приходилось видеть такое самому.
Сообщение отредактировал K-49: 25.04.2016 - 13:39 PM
K-49
25.04 2016
Около полудня 30 апреля 1975 года, одновременно с водружением красного стяга над Дворцом Независимости в Сайгоне, танк Т-54 №833 202-й бронетанковой бригады Вьетнамской Народной Армии выбил ворота американского посольства и въехал на его опустевшую территорию. III Индокитайская Война завершилась.
После окончательного вывода американских войск весной 1973 года, даже несмотря на продолжавшуюся военную и экономическую помощь, дела у Республики Вьетнам обстояли неважно. Несмотря на определенные успехи проводимой под нажимом Америки политики «вьетнамизации», имеющей целью оторвать у коммунистов в сельских районах народную поддержку, в общем и целом она закончилась неудачей. Исключительная коррумпированность южновьетнамских властей всех уровней сводила к нулю успешность любых планов, как предлагаемых заокеанскими советниками, так и разрабатываемых своими специалистами, теми немногими, что имели право ими называться.
Даже помимо разъедающей государство коррупции, увеличение численности вооруженных сил до миллиона человек (4-е место в мире) ни в коем случае не могло компенсировать потери выведенного из страны полумиллионного контингента южновьетнамских союзников. Если в 1968–1972 гг. южновьетнамские войска (ARVN) периодически демонстрировали приличную обученность, боевой дух и довольно достойный уровень боевого управления, особенно на батальонном уровне, а также в элитных частях и соединениях рейнджеров, морской пехоты и воздушного десанта, то позже их успехи в этом плане начали неуклонно сходить на нет.
Капиталистический Вьетнам оказался не готов к самостоятельному ведению войны в любом ее аспекте, даже без учета достойной всяческого уважения политики Президента Республики Вьетнам Нгуена Ван Тхиеу обеспечивать свою личную власть «покупкой» союзников. Последнее гарантировало как высочайшую коррупцию в военной и гражданской сфере, так и весьма посредственное соответствие высших государственных чиновников занимаемым ими постам. Последнее Южный Вьетнам и погубило.
Начало 1975 года, несмотря на принципиально довольно мрачные предпосылки для существования Республики Вьетнам, не предвещало катастрофы. ARVN ушло в «глухую оборону», прилагая максимум усилий для удержания городов и их окрестностей и довольно уныло пытаясь противостоять снова поднявшим голову партизанам «Вьетконга» и войскам ДРВ в сельских районах. Время работало на коммунистов и они не торопились, катастрофа навязанной политическим руководством «Операции Тет» 1968 года не была забыта, а ДРВ, как бы то ни было, устало от войны.
По факту «Весеннее Наступление» выросло из планов локальной операции в Аннамских горах, в зоне ответственности II-го армейского корпуса ARVN, с замыслом полного освобождения провинции Бинь-Динь и выхода войск к городам Бан Ме Туот (столицы провинции Дарлак) и Туй-Хоа на побережье. Однако в «коммунистическом» Вьетнаме тоже хватало интриганов, в результате чего уставшему от ожиданий освобождения родных мест «южному лобби» во главе с членом Политбюро ПТВ (КПВ) Ле Дук Тхо и генералом Тран Ван Тра удалось настоять на гораздо более агрессивном варианте.
Разгром II-го армейского корпуса в Аннамских горах стал концом Республики Вьетнам, дальше была уже агония. Из 60 000 военнослужащих прорвались к побережью менее 20 000. Из 400 000 пытавшихся уйти с войсками беженцев – около 100 000. Верный Тхиеу южновьетнамский генералитет блестяще подтвердил свою репутацию бегством с поля боя, отправкой групп рейнджеров для эвакуации своей семьи и полной дезорганизацией боевого управления, несмотря на ряд примеров выдающейся доблести в частях ARVN на низовых уровнях. За то, что «Колонне Скорби» вообще удалось прорваться, беженцам следовало благодарить шедший в авангарде 34-й батальон рейнджеров ARVN. Батальон один за другим прорвал пять заслонов северян в промежутке между рекой Ба и Туй-Хоа, и полег при этом практически полностью. Вообще же из комплектуемых исключительно добровольцами рейнджеров, элиты ВС Южного Вьетнама, вырвалось из Аннамских гор около 700 человек. Каждый десятый.
Следом за разгромом II-го армейского корпуса, последовал разгром I-го в Военном районе 1 с центром в Да-Нанге. Давать ARVN время оправиться от поражений коммунисты не собирались. В связи с поднявшейся в стране в результате разгрома II-го АК паникой оборона деморализованных дивизий II-го АК рассыпалась, и «Военный район 1» – «упал к ногам коммунистов как перезрелый плод». К окончательной зачистке «Военного района 2», обороняемого остатками II-го армейского корпуса, они приступили только после этого.
Удерживающие остатки «Военного района 2» южновьетнамские части доблестно сражались до конца. 22-я пехотная дивизия ARVN, имевшая зоной ответственности прибрежную полосу, погибла к 1 апреля, эвакуировать из ее состава удалось только около 2 000 военнослужащих.
Не в пример своим генералам, два командира полка данной дивизии отказались от эвакуации, возглавив отряды прикрытия, и после погрузки на суда последних эвакуируемых подразделений покончили с собой.
Усиленная 3-й воздушно-десантной бригадой 23-я ПД, объединившая в своем составе остатки вырвавшихся из Аннамских гор частей, держалась неделю, прикрывая дорогу №21 под Кань-Дуонгом. Когда сопротивление обороняющихся было сломлено, от 3-й ВДБР остался отряд из 300 человек.
«Третья Индокитайская война завершалась не великой и героической Gotterdammerung («Гибелью богов»), а трусливым бегством крыс с тонущего корабля. Для АРВ война закончилась в "ВР 1" и "ВР 2" – в Хюэ, Да-Нанге, Бан-Ме-Туоте и на трассе № 7В. Беженцы толпами стекались на юг. Правительство пожертвовало лучшими войсками, а «семейный синдром» уничтожал остатки дисциплины в войсках. Поражения на севере деморализовали народ, начиная от президента Тхиеу, кончая последним рядовым в АРВ и крестьянином в глухой деревушке.» (Davidson Ph.B. Vietnam At War. The History 1946–1975)
Последним светлым пятном ARVN стала недельная оборона Ксуан-Лока 18-й пехотной дивизией против четырех дивизий 4-го корпуса северовьетнамцев с 9 до 22 апреля – «один из самых героических эпизодов индокитайских войн вообще и третьей в особенности.» (Davidson Ph.B.)
Дивизия под массированным артиллерийским огнем наступающих уничтожила 37 танков и до 5 000 «коммунистов», практически полностью потеряв свои стрелковые подразделения, прежде чем начала отход.
Тем временем президент Тхиеу бежал из страны, новым президентом паникующая буржуазия избрала склонного к интригам генерала «Большого» Миня, про которого ходили упорные слухи о его многолетних шашнях с коммунистами. Вполне естественно, капиталистам это не помогло, договариваться с ними никто не собирался.
Генерал Минь пробыл президентом всего два дня. Днем 28 апреля южновьетнамский парламент утвердил его в должности, в 11.30 30 апреля над Дворцом Независимости был водружен красный флаг.
Организованного сопротивления при штурме Сайгона как такового не было, оборонявшим подступы к городу 5-й и 25-й ПД ARVN отойти в город не удалось. Локальные очаги сопротивления города, созданные не сумевшими бежать и сохранившими остатки дисциплины подразделениями спецслужб и вооруженных сил Южного Вьетнама, личный состав которых не ждал пощады, никак не повлияли на судьбу города.
К примеру танкам 203-го танкового полка ДРВ при штурме города удалось уничтожить всего лишь четыре бронетранспортера М-113. Личный состав разгромленных в окрестностях города частей ARVN смерти в проигранной войне предпочитал дезертирство.
Американцы тем временем вели эвакуацию. Только за последний день операции «Порывистый ветер» с территории Вьетнама на корабли США вертолетами было эвакуировано 1737 американских граждан и 5595 граждан других государств, общая цифра эвакуированных воздушным путем достигла 57 000. Еще 80 000 собрали с плавсредств. Американцы принимали всех, Вьетнам стал единым.
Точная цифра попавших в плен в конце войны военнослужащих ARVN неизвестна. Основная масса призывников из рядового состава была выпущена из лагерей военнопленных через несколько месяцев. 260 000 сержантов, офицеров и «военных преступников» провели там от четырех лет и более. 50 000 пленных в лагерях умерло.
K-49
25.04 2016
Фильм о последних днях во Вьетнаме.
Сообщение отредактировал K-49: 25.04.2016 - 15:09 PM
veta_los
25.04 2016
У "Сесны" керосин кончался и была низкая облачность. Наверное поэтому. Надо американские метеорологические минимумы на взлет вертолетов глядеть. Может они не имели право подниматься.
Это цесна летала на бензине. Что до ограничения по метеоминимуму, то у вертушек он всегда ниже самолетов. Специфика техники!
veta_los
25.04 2016
Благодарю, не знал!который ради гуманистических принципов пошел на преступление и скорее всего испортил себе блестящую карьеру.
На повышение пошел. Ушел в отставку в чине контр-адмирала ВМС США (US Navy Rear Admiral Lawrence Cleveland Chambers) в 1984 году.
Значит начальство Чамберса с пониманием отнеслось его поступку.
Скорее наоборот: будучи капитаном в 75 (авианосца, между прочим), в 84 всего лишь контр-адмирал. Одно воинское звание за 9 лет.
K-49
25.04 2016
Благодарю, не знал!
который ради гуманистических принципов пошел на преступление и скорее всего испортил себе блестящую карьеру.
На повышение пошел. Ушел в отставку в чине контр-адмирала ВМС США (US Navy Rear Admiral Lawrence Cleveland Chambers) в 1984 году.
Значит начальство Чамберса с пониманием отнеслось его поступку.
Скорее наоборот: будучи капитаном в 75 (авианосца, между прочим), в 84 всего лишь контр-адмирал. Одно воинское звание за 9 лет.
На самом деле, как показывают видеоматериалы тех событий, сброс геликоптеров в воду с палубы был распространенным явлением. Ведь приемом беженцев занимался не только Мидуэй, а и небольшие боевые корабли, у которых взлетно-посадочная платформа на корме была очень мала, и возможности последующей отправки геликоптера были тоже ограничены. Поэтому, чтобы обеспечить прием следующего борта экипажи кораблей отправляли вертушки к Посейдону.
Операция "Прерывистый ветер" финансировалась правительством США с одобрения Конгресса, так что расходы были учтены заранее.
K-49
25.04 2016
У "Сесны" керосин кончался и была низкая облачность. Наверное поэтому. Надо американские метеорологические минимумы на взлет вертолетов глядеть. Может они не имели право подниматься.
Это цесна летала на бензине. Что до ограничения по метеоминимуму, то у вертушек он всегда ниже самолетов. Специфика техники!
мне кажется, что дело здесь было вовсе не в метео. Дело в том, что во Вьетнаме темнеет быстро и рано. Примерно в шесть часов вечера наступает темнота. При облачности в 150 метров она могла наступить резко и раньше.
Возможно, что именно поэтому Чамберс ускорил процесс.
В любом случае на видео посадки Сессны на Мидуэй видно, что самолет был посажен точно и грамотно, что командир авианосца был безмерно рад счастливому исходу.
Марк
25.04 2016
Это цесна летала на бензине. Что до ограничения по метеоминимуму, то у вертушек он всегда ниже самолетов. Специфика техники!
Скорее всего сбрасывают не свои, а вьетнамские "ирокезы", приземлившиеся с беженцами ранее. Это отчетливо видно на втором (цветном) снимке :
KLVNCH:
США:
Марк
25.04 2016
Одно воинское звание за 9 лет.
Два. Промежуточное между капитаном ВМС (US Navy Captain) и контр-адмиралом (Rear Admiral Upper Half) - коммодор : Commodore (Rear Admiral Lower Half).
veta_los
25.04 2016
Одно воинское звание за 9 лет.
Два. Промежуточное между капитаном ВМС (US Navy Captain) и контр-адмиралом (Rear Admiral Upper Half) - коммодор : Commodore (Rear Admiral Lower Half).
Да, коммодора я упустил. Но даже в этом случае карьера не ахти. Ну и не факт, что он не был в звании коммодора во время командования "Мидуэем". В тексте статьи не понятно , капитан это звание , или должность? Ну а что американцы далеко не экономят деньги налогоплательщиков во время войны , это еще ПМВ и ВМВ наглядно продемонстрировали. Многие на этом неплохой капитал сколотили. Причем именно в тылу , а не на линии фронта, дабы сберечь жизни своих солдат. Так что , хоть реально мне пока не понятна причина сброса вертолетов в воду (на каждый озвученный нами, пока что, довод есть простой контрдовод), но в общем, лично меня это не удивляет. Никакого разрыва шаблона.
Марк
25.04 2016
Какой контрдовод можно найти к цветному снимку? Сбрасывают не штатный, а южновьетнамский вертолет.