←  Русь

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Руса под именем «Русь» в летописях.

Фотография Боровик Боровик 13.11 2014

Руса под именем «Русь» в летописях.

 

Город Старая Русса до 1552 года назывался Руса.

До сих пор остаётся открытым вопрос о времени возникновения города.

Впервые в летописи Руса упоминается под 1167 годом. 

Найденная в Новгороде берестяная грамота  подтверждает существование Русы в середине XI века. 

Археологические источники позволяют датировать время возникновения Русы концом X века. 

По легенде город был основан потомком князя Скифа - князем Русом, около 2395 г. до н.э.

 

Если для одних исследователей, Руса (Старая Русса) просто связана с именем «Русь», то для других - Руса является, по сути Истоком Руси или представляет собой Древнейшую Русь.

В летописях с 1167 – 1471 гг. выявлены примеры упоминания Старой Руссы (более сорока раз) под именем «Русь» (именно в форме «в Руси»; «к Руси»; из «Руси»).

И если писцы в редактируемом тексте летописи позволяли себе осознанно писать «к Руси»; «из Руси»; «в Руси» вместо «Русе» (с окончанием на «h»), значит для этого «вольнодумства» требовались веские причины.


Сообщение отредактировал Боровик: 13.11.2014 - 11:49 AM
Ответить

Фотография Боровик Боровик 13.11 2014

Новгородская Первая Летопись ст. извода (М. 2000 г.) 
 

1211 (стр.52) "Приде Дмитръ Якуниць из Руси, и съступися Твьрдиславъ посадничьства по своеи воли стареишю себе: тъгда же даша посадничьство Дъмитру Якуничю". 

1234 (стр.73) «Изгониша Литва Русь оли до торгу, и сташа рушане и засада; огнищане и гридба». 

 

Новгородская Первая Летопись мл. извода (М. 2000 г.) 
 

1167 (стр.220) «Святославъ прииде съ суздалци и с братома и со смолняны и с полочаны к Руси». 

 

Софийская Первая Летопись (М.2000 г.) 
 

1167 (стр 235) «...а Святославъ прииде съ суздальци и с братома и съ смоляны, и с полочаны къ Руси. И идоша новогородьци съ Якуном противу имъ». ( списк. Оболенского). 

1193 (стр.248) « И вынесе божиею благодатью Мартирия, и послаше по нь, и приведоша из Руси, и посадиша в епискупьи». (списк. Карамзина) 

 

1417 (стр. 538) «…в то лет быст моръ велик в Новегороде…и въ Пскове, и в Ладозе, и в Руси…и в Торжьку и Тфери…». (списк. Карамзина) 

Новгородская Четвёртая Летопись [напечатано согласно Строевского списка] (М.2000 г.) 

 

 

1167 (стр. 162 в списк.) «..а Святослав прииде съ Суздалци и съ братьею и съ Смоляны и с Полочаны к Руси; и идоша Новгородци съ Якоуном противоу имъ…». 

1192 (стр.174 в списк.) «Мантоуреи игумен сроуби церковъ Спаса в Руси на острове в манастыри». 

1193 (стр.175) «…и вынеся Божиею благодатию Мантоурью. И послаша по него, и приведоша из Роуси, и посадиша въ епископьи…». 

1270 (стр.240) «..Ярослав поиде об ону сторону к Руси (в списк. доп.2 ) и седе в Руси (в списк. доп.1), а в Новгород присла». 

1368 (стр.295 в списк. доп.2 ) «..Поставиша церковь каменну святого Николы в Руси». 

1384 (стр.340 в списк.) «…и отъяша оу князя ти городы , а даша Русь и Ладогу». 

1403 (стр.394) «.. Поставиша коупци Новгороцькии прасоле церковь каменноу святого Бориса и Глеба в Роуси». (в списк. доп.2 ). 

1410 (стр.410) «И в Роуси поставиша 2 церкви камены святого Георгия и святыя Богородица Благовещение». 

1446 (стр.441 в списк.) «Того же лета поставиша в Руси церковь камену святыи Дмитрия». 

1471(стр.448) « Того же лета бысть буря велика, истопе Рушан много опосле рати на озере на Ильмене, на устье Ловати, которые от рати бегали из Руси в Новегород». 

 

Сокращенный Новгородский Летописец (списк. Никольского М.2000 г. дополнение к Н4Л) 
 

1192 (стр.591) «То же лета в Руси сруби игумен Мантурий церковь святаго Спаса на острове монастыреъ». 

1193 (стр.591) «Того же лета приведоша по жребию Мантурия из Руси…И ста Мантуреи архиепископомъ…». 

1198 (стр.591) «Заложи владыка Мантуреи в Руси святыи Спас в манастыре». 

1199 (стр.591) «Того же лета обложиша город в Руси». 

1201(стр.592) «Того же лета и город срубиша в Руси». 

1371 (стр.603) «Сверши Наталия, Андреевская жена, святого Андрея на Ситецкы и святого Николу в Руси.» 

 

Новгородская летопись (списк. Дубровского М.2004 г.) 
 

1167 (стр.72) « а Стослав прииде с суздальцы и з братома, и смоляны, и с полочаны к Руси; идоша новгородцы со Якуном противу им...». 

1192 (стр.76) «Мантурьи игумен сруби црквь Спаса в Руси на острове в монастыри». 

1193 (стр.76) «И положиша на святьи трапезе 3 жребия, и послаша по нь, и приведоша из Руси, и посадиша во епископы...». 

1199 (стр.77) «Того же лета в Русь град обложиша». 

1201 (стр.78) «Того же лета срубиша в Руси град». 

1410 (169) «А в Руси поставиша 2 церкви каменых...». 

1471(стр.194) «..и повеле им пригороды новгороцкие в Руси воевати за озером за Илмерем, против города..». 

 

Тверская летопись (Тверской сборник М.2000) 
 

1192 (стр.280) «В то же лето в Руси сруби церковь Спаса святого на Острове игумен Мантирей». 

1193 (стр.281) «... одни хотяху Никифора поставити, а друзии Мартурия из Руси, а иные Гречина...И вынеся, божию благодатию, жребий Мартыриев; и послаша по него, и приведоша из Руси, и посадиша его в епископьи». 

1234 (стр.361 источ.; справочно) « Изгониша Литва русь оли до торгу, и сташа рушане и засада; огнищане и гридба». 

 

Никаноровская летопись (М. 2007 г.) 
 

1417 (стр.98) «…в то лето бысть моръ велик в Новегороде…и в Пскове, и в Ладозе, и в Руси…и в Торжку и Тфире…».

 

Владимирский Летописец (М.2009 г.)

 

 

1192 (стр.77 )«Мантурьи игумен сруби церковь святого Спаса на Острове в Руси в монастыри учини».

 

1198 (стр.78) «Того же лета владыка Мантуреи заложи церковь камену святого Спаса в Руси и манастырь устрои почестень».

 

1371 (стр.119 ) «Того же лета в Руси поставиша церковь камену святого Николу ».

 

 

 

Новгородская Вторая (Архивская) Летопись (М. 2009 .ПСРЛ т.30)

 

1417 (стр.164) «В то лето бысть моръ страшный на людех в Новегороде…и в Пскове и в Ладозе и в Руси…и в Порхове и в Пскови и вТоршку и в Дмитрови и в Твери…».

 

1371 (стр.169 ) «..Поставиша церкова камену святаго Николу в Руси».

 

1211 (стр.190) «Прииде Дмитре Якунич из Руси, и ступися Твердислав с посадничества по своеи воли стареишею собе».

 

 

Уваровская летопись (М.1963 ПСРЛ т.28)

 

1270 (стр.219) «А Ярослав таки иде к Новоугородоу, а новгородци город оукрепиша, а совокоупиша всю землю; а Ярослав, шед, седе в Руси, а к ним посла...».

 

 

Источник: http://rushanin.naro...pisisinopi.html

Ответить

Фотография Марк Марк 13.11 2014

 

Приде Дмитръ Якуниць из Руси, исъступися Твьрдиславъ посадничьства

 

 

:)

Старая Руса то причем? 

Ответить

Фотография Jim Jim 13.11 2014

И если писцы в редактируемом тексте летописи позволяли себе осознанно писать «к Руси»; «из Руси»; «в Руси» вместо «Русе» (с окончанием на «h»), значит для этого «вольнодумства» требовались веские причины.

Откуда окончание h в древнерусском? 

Имеются ли в текстах летописей примеры написания названия государства (территории) как Русъ или Роусъ  (именно с ъ ("ять") в окончании) в номинативе.

И еще хочу спросить- какой звук  обозначался буквой ъ в древнерусском (старославянском)? 

Ответить

Фотография Боровик Боровик 13.11 2014

Приде Дмитръ Якуниць из Руси, исъступися Твьрдиславъ посадничьства

 

Старая Руса то причем? 

 

h-4.jpg

Данное сообщение в летописи, бесспорно, ещё требует дальнейших изысканий.

 

Целую концепцию на данном эпизоде разработал Янин. Осмысливая летописный текст, ученый говорит: «Что значит "старейшу себе"? По-видимому, это выражение прежде всего свидетельствует о возникновении нового порядка перехода посадничества от одного лица к другому, основанного на каком-то старшинстве. Такой порядок, по существу, мог быть только компромиссом между группировками, договорившимися о правилах очередности в замещении посадничества. Нужно думать, что только в силу этого порядка Твердислав смог удержать власть в 1209 г., когда князем стал Мстислав Мстиславич. В силу того же порядка и Дмитр Якунич поспешил прийти из Русы (или Руси? — И.Ф.) в Новгород, где его ожидало посадничество, принадлежавшее теперь ему по праву.

 

http://www.a-nevsky....ii-vekov29.html


Сообщение отредактировал Боровик: 13.11.2014 - 15:59 PM
Ответить

Фотография Боровик Боровик 13.11 2014

h-5.jpg

 

Видимо у Вас буква "Ђ" высвечивается как "h"

 

Имеются ли в текстах летописей примеры написания названия государства (территории) как Русъ или Роусъ  (именно с ъ ("ять") в окончании) в номинативе.

И еще хочу спросить- какой звук  обозначался буквой ъ в древнерусском (старославянском)? 

 

h-6.jpg

 

Буква "Ђ" читается как "е"

Ответить

Фотография Марк Марк 13.11 2014

 

Видимо у Вас буква "Ђ" высвечивается как "h"

 

Видимо не у Jim'a одного, ибо и у меня в Вашем посте стоит не "ѣ", а пресловутая "h".

P.S.

Jim спрашивал о примере именования Руси в номинативе (именительном падеже) с буквой "ять" на конце. Ваши примеры в адлативе (первый случай) и локативе (второй).

Ответить

Фотография Jim Jim 13.11 2014

h-6.jpg

В этом отрывке идет речь о городе Руса (в косвенных падежаж -Русъ). Я же просил Вас найти написание названия государства (территории) со столицей в  Киеве.

Ответить

Фотография ddd ddd 13.11 2014

Боровик, слева под меню у нас встроена виртуальная клавиатура специально для таких случаев, используйте.

ну или продолжайте вставлять картинкой, просто так более трудоемко.
Ответить

Фотография Марк Марк 13.11 2014

 

Данное сообщение в летописи, бесспорно, ещё требует дальнейших изысканий.

 

О Дмитре Якуниче в летописях не слишком и много. Мы даже не знаем причины, почему позднее его место занял Юрий Иванкович, а не сразу Твердислав (уступивший ранее степень посадника Дмитру). Причем Дмитр Якунич заявил свое право "старейшу" не сразу после прихода Мстислава (в 1209 г.), а через два года спустя (в 1211 г.). Почему? Да скорее всего потому, что его и близко не было в Новгородских владениях в это время. То бишь был он как раз на Руси, а не в Русе. О чем и поведал нам летописец. Иначе ничто не мешало сделать заяву ранее. Твердислав, как мы знаем, и в первый приход торопецкого князя и во второй раз (в 1215 г.) прекрасно ладили друг с другом. Да и принадлежали Твердислав с Дмитром Якуничем (по исследованиям тех же Янина, Гиппиус, Фроянова и пр.) к дружественным (вариант - к одной) боярским партиям. Т.е. противником Мстиславу Твердислав Михалкович не был, дабы заподозрить князя в попытке сковырнуть его с посадничьей степени.

Ответить

Фотография Боровик Боровик 14.11 2014

Имеются ли в текстах летописей примеры написания .... Русъ или Роусъ  (именно с ъ ("ять") в окончании) в номинативе.

 

Jim спрашивал о примере именования Руси в номинативе (именительном падеже) с буквой "ять" на конце.

 

Слово "Русе" ("Русѣ") можно написать только в в косвенных падежах.


Сообщение отредактировал Боровик: 14.11.2014 - 10:34 AM
Ответить

Фотография Боровик Боровик 14.11 2014

Я же просил Вас найти написание названия государства (территории) со столицей в  Киеве.

 

Когда речь идёт о "государстве со столицей в  Киеве" (Поднепровье) то пишется:

"Русь, в Русь, на Русь, от  Руси, из Руси"

 

Когда речь идёт о городе Руса (или южном Приильменьи) то пишется:

"Руса, Роуса, в Русу (Роусу), в Русе (Русѣ), в Роусе (Роусѣ),из Русы"

но иногда пишется:

"Русь (Роусь), в Русь(Роусь), на Русь(Роусь), от Руси(Роуси), из Руси(Роуси)"

т.е. город Руса (или южное Приильменье) называются "Русь"

Ответить

Фотография Боровик Боровик 14.11 2014

 

Данное сообщение в летописи, бесспорно, ещё требует дальнейших изысканий.

 

Ещё одно упоминание "Русь" в летописи, требующее дальнейших изысканий.

(в сообщении #2 его нет):

 

h-7.jpg

Ответить

Фотография Марк Марк 14.11 2014

Не вижу никакой связи с городом Русой. "Побили немцы русских", - пишет летописец и уточняет кого именно:  "новгородцев и ладожан".

Ни в Софийской-1й, ни в Новгородской Карамзинской никакие рушане не упоминаются:

 

Прикрепленные изображения

  • Софийская первая-sel.png
  • Новгородская Карамзинская-sel.png
Ответить

Фотография Марк Марк 14.11 2014

События происходят далеко на севере от Русы, в Обонежье. Руса литовские рубежи стерегла.

И вообще, если уж название Русы (города) и связано как-то с этимологией Руси (племенем и государством), то заимствование произошло в обратном порядке. Т.е вначале русь (сканды), а уж затем Руса (рушане). Хотя, в отличие от Экблома с Шахматовым, Соболевский, например, считает, что наименование города происходит от "русла". 

Ответить

Фотография Jim Jim 14.11 2014



Когда речь идёт о городе Руса (или южном Приильменьи) то пишется:

"Руса, Роуса, в Русу (Роусу), в Русе (Русѣ), в Роусе (Роусѣ),из Русы"

но иногда пишется:

"Русь (Роусь), в Русь(Роусь), на Русь(Роусь), от Руси(Роуси), из Руси(Роуси)"

т.е. город Руса (или южное Приильменье) называются "Русь"

С большой долей вероятности это ошибки составителей (переписчиков).

Например, Вы ссылаетесь на Владимирский летописец


1198 (стр.78) «Того же лета владыка Мантуреи заложи церковь камену святого Спаса в Руси и манастырь устрои почестень».

Владимирский летописец довольно поздняя летопись- XVI век.

Открываем самую старую новгородскую летопись -Новгородскую первую (Н1Л) старшего извода и читаем запись под 1198 г.:


Въ лЂто 6706 [1198]. Заложи церковь камяну въ РусЂ святого Преображения боголюбивыи архепископъ Мартурии...

младший извод Н1Л дает следующий текст: 


лЂто 6706 [1198]. Заложи  боголюбивыи архиепископъ МантурЂи  въ РусЂ въ своемь манастырЂ церковъ камену святого Преображениа ...

Как видим никакой Руси в тексте нет - есть Руса ( в косв.падеже- Русъ).То же самое видим в погодных записях за 1192 г. (Н1л ст. и Н1л мл.) и 1371 г. (в Н1Л мл.) 

Ответить

Фотография Боровик Боровик 14.11 2014

 

Ни в Софийской-1й, ни в Новгородской Карамзинской никакие рушане не упоминаются

 В Новгородской четвертой летописи -  «Русь Новгородцев»(?):

 

h-13.jpg

Ответить

Фотография Боровик Боровик 14.11 2014

 

город Руса (или южное Приильменье) называются "Русь"

С большой долей вероятности это ошибки составителей (переписчиков).

 

Старая Русь на картах

 

Фрагменты карт Новгородской губернии:

 

h-8.jpg

Карта - http://ukrhist.at.ua...0/100416671.jpg

 

h-9.jpg

Карта - http://www.rusempire...DA073F13-63.jpg

 

h-10.jpg

Карта - http://www.zavedensk...od_gub_1821.jpg

Ответить

Фотография Марк Марк 14.11 2014

 

В Новгородской четвертой летописи -  «Русь Новгородцев»(?):

 

А новгородцы, по их же мнению, и есть Русь. 

"Новгородстiи людiи до днешняго дни отъ рода Варяжьска" (Синодальный список)  :)  Новгородская IV летопись и Софийская 1-я имеют, скорее всего, один протограф. Но в Софийской - мы не видим упоминания Руси. Кстати, Шахматов считал, что обе они восходят не к новгородскому, а общерусскому своду. Отсюда и вытекает то, что я отмечал выше:

http://istorya.ru/fo...663#entry224457

Ответить

Фотография Jim Jim 14.11 2014

Старая Русь на картах

На картах 19 века. 

Ответить