←  Доисторические времена

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Усть-Ишимский человек

Фотография Gundir Gundir 27.10 2014

http://elementy.ru/news?newsid=432345

Опубликован полный ядерный геном человека современного типа, жившего в Западной Сибири 45 000 лет назад. Бедренная кость, из которой извлекли ДНК, является самой древней точно датированной находкой Homo sapiens за пределами Африки и Ближнего Востока. В геноме древнего сибиряка обнаружено 2% неандертальских примесей (примерно как у современных обитателей Евразии), но нет следов скрещивания с денисовцами. Изученный геном имеет одинаковый уровень сходства как с европейскими охотниками-собирателями, так и с жителями Восточной Азии. Это значит, что популяция сапиенсов, обитавшая в Сибири 45 000 лет назад, сформировалась еще до того, как предки современных азиатов отделились от предков европейцев. Находка показала, что история заселения сапиенсами Азии была более сложной, чем считалось до сих пор, а также позволила уточнить данные о темпе мутагенеза у Homo sapiens и точнее датировать период гибридизации с неандертальцами.

 

Любопытно еще вот что

Если допущения, лежащие в основе этих расчетов, верны (что не так уж очевидно), то получается, что древнейшие ближневосточные сапиенсы, чьи кости и орудия возрастом 80–130 тысяч лет найдены в пещерах Схул и Кафзех и которые находились в очень удобной позиции в пространстве и времени, чтобы гибридизоваться с западноазиатскими неандертальцами (да и в морфологии этих людей многие антропологи усматривают указания на такую гибридизацию), в действительности не были той популяцией, от которой мы унаследовали свою толику неандертальских генов. Гибридизация с неандертальцами происходила позже, а древнейшие ближневосточные сапиенсы либо не скрещивались с неандертальцами, либо не внесли значимого вклада в генофонд современных евразийцев.

 

 

Ответить

Фотография Alisa Alisa 27.10 2014

Короче, когда найдут останки сапиенса возрастом 50-60 тысяч лет со следами гибридизации, то это и будет та группа людей, от которой произошли все евразийцы?

Ответить

Фотография Gundir Gundir 29.10 2014

Короче, когда найдут останки сапиенса возрастом 50-60 тысяч лет со следами гибридизации, то это и будет та группа людей, от которой произошли все евразийцы?

Подозреваю, что датировки всех схем поползут. Отделение ABR будет позже принятой оценки http://elementy.ru/news/431687

Ответить

Фотография Alisa Alisa 29.10 2014

Мне кажется, чем больше делается открытий, тем более запутанным становится процесс расселения наших предков. Доисторической археологии нужен свой Эйнштейн, чтобы распутать этот клубок и провести связи.

Ответить

Фотография Gundir Gundir 30.10 2014

Мне кажется, чем больше делается открытий, тем более запутанным становится процесс расселения наших предков. Доисторической археологии нужен свой Эйнштейн, чтобы распутать этот клубок и провести связи.

А вот как реконструируется история происхождения европейцев

http://elementy.ru/news/432322

Однако не портретные признаки были целью данной работы, а выяснение корней европейского населения. Для этого новые геномы сравнили с имеющимися данными по геномам древних и современных европейцев (их соответственно 7 и 2345), а также с неандертальцами, денисовцами и обезьянами. Геномы земледельцев из Германии оказались ближе всего к геному Эци (Ötzi), ледяного человека из Тирольских гор, возраст которого около 5300 лет, и к геномам земледельцев из неолита Швеции возрастом 5000 лет, останки которых были обнаружены в приходе Йокем (Gökhem parish) недалеко от города Фальчёпинг. Охотники из Люксембурга сблизились с племенами из Испании (близ городка Ла Бранья, La Braña, в провинции Леон), геном их представителя опубликован в этом году. Шведские охотники-собиратели сгруппировались вместе, так же как и верхнепалеолитические жители Сибири со стоянок Мальта и Афонтова гора (см.: M. Raghavan et al., 2014. Upper Palaeolithic Siberian genome reveals dual ancestry of Native Americans и Геном сибирского кроманьонца указывает на связь индейцев с европейцами).

Статистика по однонуклеотидным заменам позволила выстроить генеалогическое дерево европейцев, на котором четко (с надежной статистикой) обозначились новые детали.

 

three_ancestral_populations_for_european

Связи различных популяций древней и современной Европы, Азии (онге) и Америки (каритиана, Karitiana). Группы современных людей закрашены синим цветом, розовым обозначены два новых генома из Люксембурга и Германии (Штутгарт) и сибирский из Мальты (МА1), зеленым — реконструированные популяции. Сплошной линией обозначены прямые потомки без примесей пришлых народов, а пунктиром — население, сложившееся из нескольких разнородных источников. Цифры показывают процент примеси (и одно стандартное отклонение) в той или иной популяции. ANE (Ancient North Eurasian) — древние североевразийцы, WHG (West European Hunter-Gatherer) — западно-европейские охотники-собиратели, EEF (Early European Farmer) — раннеевропейские земледельцы. Схема из обсуждаемой статьи

Во-первых, у фермеров из Штутгарта выявились двойные корни: западноевразийских охотников-собирателей и древнейшего населения Ближнего Востока. Примесь древнейших генов очень существенна, она составляет около 44%. Охотники из Люксембурга унаследовали свои гены от той части мигрантов, которая осваивала западную часть Евразии. Поэтому у них немного общего со штутгартцами. Их северные соседи образовали племена охотников-собирателей на севере Европы и, двинувшись на восток, оставили генетический след в Западной Сибири. Продолжение этой миграционной ветви объясняет появление европейской составляющей в геномах индейцев. Из-за раннего разделения на северную и западную евразийскую ветви у охотников из Люксембурга и Сибири немного сходства, и они равным образом отличаются от онге.

В более позднее время северные и западные охотничьи племена начали смешиваться между собой, их перемешанные геномы стали также частью европейского генетического наследия. В результате у европейцев оказалось не два источника генов, а три. Это гены древнейшего неафриканского населения, переданные с ближневосточными земледельцами, а также гены северных и западных охотников-собирателей. Таким образом, европейцы вновь аккумулировали в своем геноме почти все некогда разделенные части, за исключением восточной и древней североевразийской ветви; поэтому у европейцев меньше всего генетического сходства с андаманцами (онге) и индейцами.

Итак, у европейцев, как и у их ближневосточных предков, имеются гены древнейшего евразийского населения. Другие участники европейского генетического слияния прибыли с севера и запада, встретившись после многотысячелетней разлуки. Разделенные прежде, они дали начало миграции в Сибирь. Такая схема позволяет более содержательно заняться происхождением различных народов Евразии.

 

Ответить

Фотография Зырянин Зырянин 01.11 2014

Мне кажется, чем больше делается открытий, тем более запутанным становится процесс расселения наших предков. Доисторической археологии нужен свой Эйнштейн, чтобы распутать этот клубок и провести связи.

А что, собственно, в этом открытии нового? О древних людях Сибири было написано множество исследовательских работ в девятнадцатом веке Теплоуховыми. Теплоуховы читали лекции в Лейпциге и Берлине. После того, как Сергея Александровича Теплоухова респрессировали в 1931 году, возбудив дело "буржуазных археологов", это течение науки было отброшено и забыто. Мы всего лишь вернулись в точку, в которой находились в 1931 году.


Сообщение отредактировал Зырянин: 01.11.2014 - 00:08 AM
Ответить

Фотография Alisa Alisa 01.11 2014

А Теплоуховы уже тогда имели возможность провести датировку и сделать ДНК-анализ? Сомневаюсь.

Ответить

Фотография Gundir Gundir 01.11 2014

А что, собственно, в этом открытии нового? О древних людях Сибири было написано множество исследовательских работ в девятнадцатом веке Теплоуховыми. Теплоуховы читали лекции в Лейпциге и Берлине. После того, как Сергея Александровича Теплоухова респрессировали в 1931 году, возбудив дело "буржуазных археологов", это течение науки было отброшено и забыто. Мы всего лишь вернулись в точку, в которой находились в 1931 году.

Угловка есть, а открытия нету



Зырянин, я б таких как Вы, расстреливал бы из рогатки, причем без права аппеляции.

Ответить

Фотография Зырянин Зырянин 01.11 2014

 
А Теплоуховы уже тогда имели возможность провести датировку и сделать ДНК-анализ? Сомневаюсь.

 

 

Нет, не имели.

 

 

Мне кажется, чем больше делается открытий, тем более запутанным становится процесс расселения наших предков. Доисторической археологии нужен свой Эйнштейн, чтобы распутать этот клубок и провести связи.

 

Но это не мешало им достаточно точно и фундаментально исследовать вопрос освоения Сибири. ДНК-анализ - это не панацея. Того археологического материала, который собрали Теплоуховы, ближайшим пяти поколениям археологов собрать не светит. 

 

 

 

Зырянин, я б таких как Вы, расстреливал бы из рогатки, причем без права аппеляции.

 

Любое открытие это хорошо. Я имел ввиду, что данное открытие лишь служит доказательством давно известного, но хорошо забытого. И уж никак не запутывает то, что было известно и без него. 


Сообщение отредактировал Зырянин: 01.11.2014 - 00:31 AM
Ответить

Фотография Alisa Alisa 01.11 2014

Любое открытие это хорошо. Я имел ввиду, что данное открытие лишь служит доказательством давно известного, но хорошо забытого. И уж никак не запутывает то, что было известно и без него. 

А было ли известно Теплоуховым, что сапиенс (кроме африканцев) имеет примесь неандертальских генов?

Ответить

Фотография Зырянин Зырянин 01.11 2014

А было ли известно Теплоуховым, что сапиенс (кроме африканцев) имеет примесь неандертальских генов?

 

Л.Ю.Китова "Сергей Александрович Теплоухов"// Российская археология. 2010. №2. С. 166-173.

 

"Сергей Александрович Теплоухов родился 3 марта 1888 г. в семье окружного лесничего А.А. Теплоухова в селе Ильинском Пермского уезда Пермской губернии. На его формирование большое влияние оказала семья, особенно дядя Ф.А. Теплоухов. С детских лет Сергей был знаком с семейной археологической коллекцией и хотел заниматься наукой, продолжать дело, начатое его дедом. Представители рода Теплоуховых внесли большой вклад в развитие отечественной науки. Первым учёным в семье был дед Сергея — Александр Ефимович. Он стал одним из первых краеведов Пермского края, положив начало формированию семейной археологической коллекции, которая хранится сейчас в Пермском краеведческом музее. Шесть его работ посвящены археологии, две из них опубликованы в Германии и Австрии. А.Е. Теплоухов впервые в русской археологии произвел классификацию орнаментов глиняной посуды. Он открыл для науки и начал изучение древних культовых памятников Прикамья, получивших названия «костища». Его дело продолжили сыновья — Александр и особенно старший сын Фёдор, посвятивший изучению природы и истории Пермского края всю свою жизнь. В области археологии Ф.А. Теплоухов продолжил исследования своеобразных святилищ железного века — Гаревского, Ильинского, Усть-Туйского, Панкрашихинского и других «костищ». Отец и сын А.Е. и Ф.А. Теплоуховы проделали колоссальный труд по обработке и систематизации обнаруженного материала. 

Сергей Александрович относится к третьему поколению учёных в семье Теплоуховых.  Его первые исследования связаны с орнитологией, которой он занимался несколько лет до университета под руководством дяди Ф.А. Теплоухова. Однако, как его дед и дядя, Сергей Александрович начинает также увлекаться археологией. После получения зоологической специальности в 1912 г. он приобретает вторую специальность по антропологии и работает при кафедре географии и этнографии в Казанском университете под руководством профессора Б.Ф. Адлера, сторонника палеоэтнологических исследований.

Для антропологической работы С.А. Теплоухов выбирает проблему происхождения финнов. Саяно-алтайская гипотеза происхождения урало-алтайской группы языков, разработанная М. Кастреном, была популярна во второй половине XIX в. Развивая идеи Кастрена, Й.Р. Аспелин считал, что бронзовый век к западу от Урала был генетически связан с бронзовым веком Сибири, с миграцией в древности финно-угорских народов из Азии в Восточную и Северную Европу. К 1913 г. идея о саяно-алтайской прародине финнов на археологическом и лингвистическом материале не нашла подтверждения. С.А. Теплоухов хотел проверить эту гипотезу на антропологическом материале, тем более что семейная коллекция древностей, собранная на севере Европейской России и интерпретировавшаяся как финская, была ему хорошо знакома. 

Через несколько лет Сергей Александрович писал: «Если антропологическая систематика рас базируется только на сравнительной анатомии рас, то классификация народностей... основывается не только на физических особенностях отдельных народов, но также на данных языка, этнографии, как духовной, так и материальной». Круг интересов Теплоухова расширился, его увлекали физическая, систематическая и доисторическая антропологии, он очень серьёзно заинтересовался антропогеографией. 

В 1922 в Томске  С.А. Теплоухов прочёл две пробные лекции: первая называлась «Кожа, волосы, глаза и их пигментация как классификационные признаки», вторая — «Следы доисторического человека в Сибири». 

В Томске у него зародилась идея классификации культур Минусинской котловины. В сибирской археологии, в отличие от археологии европейской части России, ещё не была решена проблема систематизации и классификации археологических культур. Для выполнения поставленной задачи С.А. Теплоухов изучил в 1920 г. археологические коллекции в Красноярском и Минусинском музеях, самостоятельно обследовал ряд стоянок и выбрал для систематических раскопок район села Батени, участок площадью 6x12 км, расположенный в центре Минусинской котловины, на левом берегу Енисея. 

Главным делом жизни С.А. Теплоухова, конечно, было создание классификации культур Южной Сибири. Памятники Минусинских степей были разделены С.А. Теплоуховым на 13 хронологических групп, при этом не каждая «тянула» на археологическую культуру: 1) афанасьевская культура; 2) андроновская культура; 3) карасукская культура; 4-7) минусинская курганная культура с четырьмя этапами; 8-9) таштыкская культура, включающая этап, датируемый первыми веками н.э., и второй этап — III-IV вв., представленный могилами с бюстовыми масками; 10) каменные курганы V-VII вв.; 11) одиночные каменные курганы VII в.; 12) каменные курганы VIII- XX вв.; 13) плоские могилы XI-XII вв. Таким образом, получалось, что «принимая во внимание все произведённые на Енисее палеоэтнологические исследования, намечается полная схема смены культур, начиная с эпохи древнего камня до современных».

Увлекаясь со студенческих лет антропогеографией, исследователь неоднократно подчёркивал определяющее влияние географической среды на развитие исторического процесса в целом и древнего общества в частности. Во-первых, он полагал, что необычайное разнообразие природных ресурсов в Минусинской котловине помогало населению преодолевать последствия колебаний климата. Во-вторых, С.А. Теплоухов считал, что «горы и леса, хорошо знакомые местному населению, не являлись непреодолимым препятствием для частичной иммиграции в Минусинскую котловину отдельных элементов культуры и для сношения минусинцев с окружающим миром». Тем не менее исследователь предполагал, что в ранние эпохи естественные границы были труднопреодолимы для «массовых переселений народов и проникновения чуждых культур целиком». В-третьих, он рассматривал древнего человека как составную часть природы и отмечал влияние природных факторов на формирование стратификации общества. В-четвёртых, в контексте идей антропогеографии С.А. Теплоухов выдвинул гипотезу о причинах миграций: «Есть некоторые основания предполагать, что причинами миграции народов были периодические изменения в климатических условиях Азии». Это только небольшая часть идей, высказанных С.А. Теплоуховым. Архивные материалы подтверждают, что он перед арестом серьёзно и кропотливо работал над фундаментальной монографией, но не успел её завершить.

К началу 1930-х годов С.А. Теплоухов был лучшим знатоком археологии Сибири.

26 ноября 1933 г. С.А. Теплоухов был арестован. Ему инкриминировалось участие в контрреволюционной фашистской организации «Русская национальная партия». Такое сфабрикованное обвинение было предъявлено большой группе сотрудников Русского музея. С.А. Теплоухов скончался в тюрьме при неясных обстоятельствах. 

С.А. Теплоухов был реабилитирован посмертно 27 мая 1958 г. «за отсутствием, состава преступления».


Сообщение отредактировал Зырянин: 01.11.2014 - 18:22 PM
Ответить

Фотография Sterh Sterh 02.11 2014

А что, собственно, в этом открытии нового? О древних людях Сибири было написано множество исследовательских работ в девятнадцатом веке Теплоуховыми. Теплоуховы читали лекции в Лейпциге и Берлине. После того, как Сергея Александровича Теплоухова респрессировали в 1931 году, возбудив дело "буржуазных археологов", это течение науки было отброшено и забыто. Мы всего лишь вернулись в точку, в которой находились в 1931 году.

Разумеется, изучением сибирского палеолита после С.А. Теплоухова никто не занимался. Особенно А.П. Деревянко в Новосибирске

Ответить

Фотография Alisa Alisa 02.11 2014

Л.Ю.Китова "Сергей Александрович Теплоухов"// Российская археология. 2010. №2. С. 166-173.

К чему эта цитата? Там нет ответа на мой вопрос.

Ответить

Фотография Зырянин Зырянин 02.11 2014

Разумеется, изучением сибирского палеолита после С.А. Теплоухова никто не занимался. Особенно А.П. Деревянко в Новосибирске

Наверное, занимались. Но в девятнадцатом веке в науке доминирующим было мнение, что именно Азия, именно Сибирь была прародиной расселения арийских племен, а для современников такое мнение уже лежит где-то в области фантастики. После 1930 года поменялась доктрина, историей стала управлять политика, на любительском уровне думать и исследовать, возможно, было многое, но писать серьезные труды и тем более получать финансирование на археологические исследования древних сибиряков...трудно стало плыть против течения и отстаивать собственное мнение...

 

К чему эта цитата? Там нет ответа на мой вопрос.

 

Да, было известно. Теплоуховы справедливо считали, что чудь была коренными и самыми древними обитателями Сибири и берегов Камы, до чуди на этих землях ни один народ не проживал, чудь шла от неадертальских времен и пережила множество климатических изменений. А Сергей Александрович Т. корни чуди искал на Алтае.


Сообщение отредактировал Зырянин: 02.11.2014 - 12:28 PM
Ответить

Фотография Alisa Alisa 02.11 2014

Да, было известно. Теплоуховы справедливо считали, что чудь была коренными и самыми древними обитателями Сибири и берегов Камы, до чуди на этих землях ни один народ не проживал, чудь шла от неадертальских времен и пережила множество климатических изменений. А Сергей Александрович Т. корни чуди искал на Алтае.

?

Таким идеям место в альтернативщине.

Ответить

Фотография Gundir Gundir 02.11 2014

?

Таким идеям место в альтернативщине.

Теплоуховы были адекватнее своих последователей.

Ответить

Фотография Sterh Sterh 02.11 2014

Современная археология такими дефинициями как чудь уже не руководствуется. Это идеи начала XX века, зачем о ней сейчас вообще говорить?

Ответить

Фотография Зырянин Зырянин 02.11 2014


Современная археология такими дефинициями как чудь уже не руководствуется. Это идеи начала XX века, зачем о ней сейчас вообще говорить?

Не совсем понимаю, как Вы собираетесь из песни слова выкидывать? Разве чудь не оставила о себе следы и в православных летописях, и в рассказах путешественников, и в огромном археологическом материале? Какими же дефинициями руководствуется современная археология, позвольте поинтересоваться? 

 

 

 

Таким идеям место в альтернативщине.

 

А таким?

Есиповская летопись:

"Прежде бо живяше чюдь по всей Сибирской земле, а как[о] нарицашеся, того в память никому не вниде, ни писания обретох."


Сообщение отредактировал Зырянин: 02.11.2014 - 15:40 PM
Ответить

Фотография al0253 al0253 02.11 2014

Во всём этом нет особого смысла копаться.

Просто потому, что большинство останков из прошлого оаказываются тупиковой линией.

Если бОльшая часть нынешних европейцев имеет одного общего предка, значит роды всех остальных прервались.

И так происходит во всё мире.

Что толку тратить время в обсуждении очередного незначимого факта?

-

Может быть и среди ныне живущих есть только один, чьё потомство будет жить через 10 000 лет?

А остальные "даром суетятся"...

Ответить

Фотография Sterh Sterh 02.11 2014

Не совсем понимаю, как Вы собираетесь из песни слова выкидывать? Разве чудь не оставила о себе следы и в православных летописях, и в рассказах путешественников, и в огромном археологическом материале? Какими же дефинициями руководствуется современная археология, позвольте поинтересоваться? 

чудь - собирательный термин, которым пользовались в XIX века, ибо археология и этнография лишь обрабатывала имеющиеся данные, не делая сколько-нибудь значительных выводов

в настоящее время сей термин - анахронизм... или вы предпочитаете, могильник бронзового века на Оби, и средневекового в Башкирии трактовать как чудские? ))))

Ответить