←  Древняя Греция

Исторический форум: история России, всемирная история

»

История Древних Афин

Фотография andy4675 andy4675 12.08 2014

1. Атфидографии (гл. о. Филохора):

 

http://simposium.ru/ru/node/11471

 

2. Паросская Хроника (или Паросский Мрамор):

 

http://ancientrome.r...ble/part1-f.htm

 

http://www.ancientro...ble/part2-f.htm

 

http://www.ancientro...ble/part3-f.htm

 

3. Плутарх, Тесей:

 

http://www.ancientro...go/teseus-f.htm

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 21.08 2016

Мифическая история Афин.

 

Период царей.

 

Первым царём Аттики, согласно мифам, был Актей, в честь которого страна получила своё название - Актика ("Прибрежная"). Его сменил у власть супруг его дочери Агравлос, двуприродный автохтон Кекроп(с), в честь которого страна стала называться Кекропией. После серии первых царей, которые были в своей массе автохтонами, править страной стали по-очереди следующие династии и лица: Эрехтеиды, Менесфей (сын Петея), Тесеиды, Мелант (сын Андропомпа) и Кодр (сын Меланта). Кекропс, согласно традиции, воцарился в 1543 году до н. э., или несколько позже, и с тех пор цари правили страной 478 лет.

 

Когда страной стал править Ион (сын Ксуфа и дочери царя Афин Пандиона, Креусы; брат Ахея), жители страны были разделены на филы, которые, согласно трагедии Еврипида "Ион", были названы в честь сыновей Иона, и были следующими четырьмя: Гоплеты (Όπλητες, видимо, от искажения греч. οπλίτες - "гоплиты"), Аргады (Αργαδείς, видимо, от искажения греч. εργάτες - "работники"), Гелеонты (Γελέοντες, видимо, крестьяне) и Эгикорейцы (Αιγικορείς, видимо, животноводы).

 

Цари продолжали править до 1.065 года или немного спустя, когда, после гибели последнего царя Афин, Кодра афиняне отказались от того, чтобы ими правили цари, и тогда в городе возникла пожизненная должность архонта, избиравшегося первоначально из рода Кодридов (иначе именовавшегося родом Медонтидов - в честь Медонта, сына Кодра, который стал первым избранным пожизненным архонтом). Эти архонты правили городом 313 лет, то есть до 752 г. до н. э. или несколько позже. Нам известно имя и деятельность преемника Медонта, первого Медонтида - Акаста, жившего в Xi в. до н. э., от остальных же мы знаем лишь их имена и количество лет правления.

 

После 752 г. до н. э. (и как бы то ни было с VIII в до н. э.) или чуть позже, и вплоть до 682/1 г. до н. э. Афинами по порядку правили семь избранных архонтов из рода Кодридов-Медонтидов, обладавшие по изменившемуся обычаю властью в стране не более чем на 10 лет каждый (или до своей смерти).

 

В 682/1 г. до н. э. Афинами начали править избираемые годичные архонты - первым в их списке был Креонт.

 

Ранний период достоверной истории Афин.

 

Политическая и социальная организация при годичных архонтах вплоть до учреждения Законодательства Солона (681 - 593 г. г. до н. э.).

 

В этот период в Афинах известно множество семейств, принадлежавших видным родам, которые играют ведущую роль в жизни страны и представляют собой особый класс - аристократию. Эти люди хвалились своим благородным происхождением от великих предков, и в связи с их унаследованным авторитетом, многие такие роды сумели сохраниться до Эпохи Классики.

 

Видимо, царская власть начала ослабляться с тех пор, как была введена должность полемарха - верховного полководца армии. Позднее другие важнейшие царские функции были переданы должностному лицу, именовавшемуся архонтом. Когда власть архонта была ограничена одним годом, то вся власть в стране была сосредоточена в троице должностных лиц - архонте-эпониме (он именовался эпонимом потому, что год, на который его избирали именовался его именем), полемархе и архонте-царе (он был ограничен строго религиозными функциями). Достоверно известно, что большинство государственных вопросов стали подпадать под юрисдикцию этих трёх архонтов с начала VII в. до н. э. или ранее.Все три должности были избираемыми, с годичным сроком службы. Высшим правителем страны считался архонт-эпоним, обладавший административными и судейскими функциями (в более поздние времена к ним добавились и религиозные функции). Официально он пребывал в Пританее (важнейшем казёном здании, где горел государственный очаг). Хотя его административные функции были достаточно размыты, он, скорее всего, должен был в случае надобности созывать Народное Собрание и Совет (Буле), и в обоих этих органах имел функции председательствующего. Местом пребывания архонта-царя была Царская Стоя на Древней Агоре Афин, и там решались религиозные вопросы города.

 

Буле (Совет) имел форму архаического совета царя, и он был использован аристократией чтобы низвести царскую власть. Позднее, с возникновением более многочисленного Совета Четырёхсот (а затем и Пятисот) Древний Совет был переименован в Ареопаг (Арейос Пагос). Члены Совета в этот период происходили из тех аристократов, кто в прошлом избирался архонтами, и членство в Совете было пожизненным. Представляется, что вплоть до эпохи Солона (конец VII - первая половина VI в. в. до н. э.) этот орган обладал многочисленными функциями, поскольку он обсуждал, без юридических обязательств, любые государственные вопросы.

 

Народное Собрание, то есть собрание всех граждан, обладавших правом голоса, в тот период имело роль вторичного значения обсудительного органа - первичным органом была Совет (Ареопаг). По сути дела, архонты и Совет использовали в те времена Народное Собрание лишь с тем, чтобы оно одобряло принятые ими решения - то есть формально, Народное Собрание оставалось источником высшей власти.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 22.08 2016

АФИНЫ – греческий полис, столица области Аттика и главный центр древнегреческой цивилизации. Афины расположены близ юго-западного побережья Аттики, в 5 км от Саронического залива Эгейского моря, на нескольких холмах (Акрополь, Ареопаг, Пникс) и в прилегающих к ним низинах. Афины были населены греками из племенной группы ионийцев. Город существовал уже во II тыс. до н.э. и был одним из второстепенных центров микенской цивилизации (дворец на Акрополе). Вторжение в Грецию дорийцев на рубеже II–I тыс. до н.э. обошло Афины стороной, и они сохранили определенный культурный континуитет. В первые века I тыс. до н.э. происходило постепенное объединение всей Аттики в рамках афинского полиса, завершенное к VII в. до н.э. (синойкизм), в античной традиции отразившееся как единоразовая акция, осуществленная царем Тесеем. В результате Афины стали одним из крупнейших полисов Греции, обладавшим обширной хорой, что обусловило их малое участие в Великой греческой колонизации. К началу архаического периода в Афинах установилось правление аристократии (евпатридов); высшими органами власти были Ареопаг и коллегия 9 архонтов. В 594 до н.э. реформы Солона явились первым шагом к демократизации государственного устройства; с этого времени Афины стали превращаться и в один из важнейших экономических центров греческого мира. После тирании Писистратидов (560–510 до н.э.) в результате имевших ключевое значение для истории Афин реформ Клисфена была установлена классическая афинская демократия. Афины наряду со Спартой сыграли главную роль в победе греческих полисов над Персией в Греко-персидских войнах (сражение при Марафоне, Саламинском битва). Созданный в это время по инициативе Фемистокла афинский флот стал сильнейшим в Греции. Периодом наивысшего расцвета явилась для Афин сер. V в. до н.э., особенно годы фактического правления Перикла. Афины стали центром крупнейшего в греческой истории военно-политического объединения – Делосского союза, затем Афинской архэ. Они были богатейшим городом Греции, их порт Пирей – крупнейшим центром морской торговли в Эгейском море. Пика развития достигла афинская демократия: высшим органом государственной власти была экклесия, важную роль в управлении играли Совет Пятисот, должностные лица во главе со стратегами, суд присяжных (гелиэя). Борьба {116} Афин со Спартой за гегемонию в Греции стала причиной Пелопоннесской войны, в которой Афины потерпели поражение. Это привело к общему снижению их роли в греческой истории, хотя они оставались сильным и влиятельным полисом еще в IV в. до н.э. В сер. IV в. до н.э. Афины противостояли, хотя и не вполне последовательно, захватнической политике царя Македонии Филиппа II (главой антимакедонской группировки был Демосфен), но в 338 до н.э. потерпели поражение в Херонейской битве, что знаменовало конец независимости Греции. В 322 до н.э. по настоянию Македонии была ликвидирована афинская демократия (позже неоднократно предпринимались попытки ее возрождения, но в конечном счете в городе утвердилась умеренная олигархия). В эпоху эллинизма политическое значение Афин было очень небольшим; город с его славной историей был в основном престижным объектом борьбы со стороны различных внешних сил. В 322–229 до н.э. в Афинах стоял македонский гарнизон. В 146 до н.э. Афины вместе со всей Грецией оказались под властью Рима. В период римского владычества они являлись прежде всего культурным центром и местом паломничества многочисленных туристов. В 86 до н.э. Афины, поддержавшие Митридата VI Евпатора, были жестоко разгромлены римским полководцем Суллой. Во II в. н.э., при императоре Адриане, Афины пережили период некоторого подъема, но с III в. н.э. начался их окончательный упадок, усугубленный разрушением города варварами-германцами в 267 н.э. Однако Афины не прекратили существования до конца античной эпохи и позже.

 

Афины на протяжении всей своей истории были одним из главных очагов античной культуры, а в течение классического периода не имели себе равных в этом отношении. В V–IV вв. до н.э. они украсились фундаментальными постройками – шедеврами древнегреческой архитектуры (наиболее известен ансамбль Акрополя); масштабное строительство периодически возобновлялось и позже (в эпоху эллинизма, во II в. н.э.). Роль Афин в культурной истории античности невозможно переоценить; в них процветали буквально все сферы культуры, но прежде всего – театр (именно по произведениям афинских драматургов мы знакомы с древнегреческим сценическим искусством), философия (афинские философские школы Академия и Ликей были самыми прославленными в античном мире), ораторское искусство. Уроженцами Афин были поэты Солон, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Менандр, философы Сократ, Платон, Эпикур, ораторы Демосфен, Исократ, Ликург Афинский, Эсхин, историки Фукидид, сын Олора, Ксенофонт, скульпторы Фидий, Пракситель и многие др. В Афинах работали и деятели культуры из других греческих городов (Геродот, Анаксагор, Протагор и прочие софисты, Лисий, Аристотель, Диоген Синопский, Зенон из Китиона и др.). Современные Афины – столица и крупнейший город Греции – обладают колоссальным количеством достопримечательностей, связанных с античностью. Важнейшие памятники сконцентрированы в центре города (Акрополь с Парфеноном {117} и другими классическими постройками, Агора с окрестностями, театр Диониса, Пникс, Олимпиейон и т.д.). {118}

 

Суриков И.Е. Афины // История и культура Древней Греции: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. И.Е. Сурикова. М., 2009. С. 116–118.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 23.08 2016

Афи́ны дрéвние – главный город обл. Аттика (на северо-востоке Балканского п-ова, в Средней Греции), отдален от моря на 5 км. В центре Афинской равнины, очерченной р. Илисс и ее притоком Эриданом, возвышается скалистая, обрывающаяся с трех сторон платформа Акрополя, только с запада имеющая пологий склон. Люди жили здесь еще со времен неолита (см. Периодизация археологическая). Территория Аттики входила в ареал микенской (ахейской) цивилизации, расцвет которой относится к XV–XIII вв. до н. э. На укрепленном Акрополе находился дворец царей, основателем династии которых считали легендарного Кекропа. Скорее всего, под влиянием угрозы вторжения дорийцев произошло объединение Аттики вокруг А., которое в легендах связывали с именем царя Тесея. После падения царской власти господство перешло в руки знати (эвпатридов), захвативших многие земли у соплеменников, оказавшихся от них в зависимости. А. управлялись коллегией правителей – архонтов, избиравшихся из эвпатридов. Экс-архонты становились членами Совета Ареопага, который заседал на холме Ареопаг. Народное собрание (экклесия) имело немного прав.

 

Рождение полиса в А. происходило путем постепенной трансформации родовых учреждений. Сильный удар по ним нанесла запись норм обычного права, осуществленная архонтом Драконтом в 621 до н. э. Однако положение основного населения продолжало оставаться тяжелым. Формирование демократического полиса в большой мере было результатом реформ Солона и Клисфена, обусловленных острым социальным кризисом. «Большинство народа восстало против знатных. Смута была сильная» – так характеризует тогдашнюю обстановку Аристотель в «Афинской политии» (5, 20). Солон в 594 до н. э. осуществил широкую программу социально-экономических и политических преобразований. Были кассированы все долги, сделанные под залог земли (сисахфия, т. е. «стряхивание бремени»). Все население он разделил на четыре разряда в зависимости от величины дохода, определявшей объем прав и обязанностей членов каждого разряда. Было запрещено долговое раб­ство. Солон учредил Совет из 400 чел., что ограничило деятельность Ареопага. Новым государственным институтом стал суд присяжных (гелиея) – самый демократический наряду с народным собранием орган, так как в заседаниях гелиеи участвовали все граждане, включая бедняков – членов четвертого разряда (фетов). Солон заложил основы афинской демократии. В течение 12 лет А. находились под властью тирана Писистрата, который способствовал экономическому развитию страны. Он поощрял занятие ремеслами, разведение олив и виноградарство, при нем велось большое строительство, проведен водопровод. Успешной была внешняя политика Писистрата, в результате которой А. стали играть заметную роль в международных отношениях. Следующий важный шаг к демократизации А. сделал Клисфен, преобразования которого продолжались с 508 по 500 до н. э. Он ввел новое административное деление Аттики, распределив всех граждан по 10 филам, не имевшим отношения к старым родовым округам, которые перестали существовать. Был создан новый Совет – Совет 500 (буле) с более широкой компетенцией. Реформы Клисфена завершили формирование в Аттике государства в форме демократического полиса, но это была еще ранняя стадия демократии. Активную роль в политической жизни могли играть только богатые граждане, поскольку должности не оплачивались.

 

В Греко-персидских войнах А. сыграли важную роль. Они победили персов в знаменитой битве при Марафоне. По инициативе лидера демократов Фемистокла строился сильный флот, и благодаря ему греки разбили персидский флот при Саламине. Но сами А. захватили персы, которые сожгли и разграбили город. В отличие от Спарты А. выступили за продолжение войны вплоть до освобождения малоазийских греков. Полисы, решившие продолжить борьбу, в 478 до н. э. организовали первый Афинский морской союз (Делосскую симмахию), вскоре превратившийся в Афинскую морскую державу (Афинскую архэ). Вместо того чтобы поставлять в союзную армию положенное число гоплитов и кораблей, союзники предпочли вносить соответствующую денежную сумму. Попытки выхода из союза подавлялись силой оружия. А. вышли из войны сильнейшим морским государством Греции. Расцвет А. приходится на так называемую «пентеконтаэтию» – период в 50 лет (от изгнания персов из Греции в 479 до н. э. до начала Пелопоннесской войны в 431). Важным этапом в развитии афин­ской демо­кратии стала деятельность Фемистокла, поскольку реализация его морской программы поднимала значение беднейших слоев граждан. В 462 до н. э. лидеру демократов Эфиальту после долгой борьбы удалось ослабить Совет Ареопага, политические функции которого перешли к экклесии и гелиее. Вскоре вождем демократии становится Перикл, с именем которого связан наивысший расцвет полиса. Время, когда он стоял во главе А. (как первый стратег), считают золотым веком А. Перикл стремился, чтобы демократия была реальной, для чего ввел оплату судей, а затем деятельности членов Совета 500, участие в заседаниях экклесии и др. При Перикле началось выведение малоземельных и безземельных граждан на земли союзных полисов (клерухии). В А. развертывается грандиозное строительство, которое давало беднякам средства к существованию. А. превратились в центр культурной жизни Греции, а замечательные постройки сделали их красивейшим греческим городом. После разрушений, вызванных Греко-персидскими войнами, возведенные по инициативе Перикла на Акрополе храмы и скульптуры придали ему неповторимый блеск. Политическая система, которая существовала теперь в А., лучше всего может быть определена как прямая демократия. Суть ее состояла в полном суверенитете народного собрания – совокупности граждан, которым принадлежала вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Эффективность деятельности экклесии обеспечивалась как тем, что она заседала до 40 раз в год, так и прин­ципом исагории – правом каждого гражданина на выступление в народном собрании, полной свободой слова. Важнейшей функцией буле была подготовка вопросов для обсуждения народным собранием. Совет решал все важные вопросы в промежутках между заседанием экклесии и следил за исполнением принятых решений. Большую роль играл суд, состоявший из 6 тыс. граждан. Для системы магистратур характерно их большое число, чем достигалось максимальное привлечение граждан к управлению государством.

 

Афинская демократия – выдающееся явление в истории человечества. Впервые не только появляются сами понятия «демократия» (народовластие), «граждане», но эта система последовательно проводится в жизнь. Вместе с тем этот самый передовой для того времени строй был демократическим для меньшинства, так как распространялся только на граждан. Политическими правами не обладали женщины, их не имели рабы. Наиболее сложным в истории А. был период Пелопоннесской войны, которую они проиграли. Эта война не была похожа на предыдущие, охватив практически всю Грецию, разделившуюся на два враждебных лагеря: во главе одного стояла Спарта, другого – А. Война потребовала от соперников напряжения всех сил и вызвала огромные потери, ожесточение приобрело невиданный ранее характер. Для афинской демократии это были годы самых больших испытаний – произошло два олигархических переворота (см. Олигархия), правда, эта власть просуществовала только по нескольку месяцев. Весь IV в. до н. э., вплоть до порабощения А. Македонией, демократический строй полиса оставался высшей ценностью гражданского коллектива. Гегемония Спарты, установленная в результате ее победы в Пелопоннесской войне, продолжалась недолго. Вскоре создается коалиция полисов, которые начинают военные действия против спартанцев (Коринфская война 395–387 до н. э.). В 378 до н. э., воспользовавшись ослаблением Спарты, А. организовали новый морской союз. Второй Афинский морской союз можно рассматривать как попытку создать новую форму политических отношений между полисами. Союз носил отчетливо выраженный антиспартанский характер. Ему предшествовало заключение нескольких равноправных союзов, в основе которых лежали принципы автономии и свободы. Общими делами союза руководили два органа – афинская экклесия и постоянный совет союзников (синедрион). Вопрос об их соотношении довольно сложен и ввиду определенного противоречия между надписями вызвал у ученых неоднозначное толкование.

 

Постепенно союз меняет характер: исчезают отношения равенства, объединение перерождается и превращается в организацию под гегемонией А. и даже, как считают некоторые исследователи, в своеобразную архэ IV в. до н. э. Ясно прослеживается тенденция к проведению А. самостоятельной внешней политики. Под угрозой оказалась автономия союзных полисов. Ввиду роста военных расходов повышается синтаксис (взносы членов союза). Сбор его осуществляли афинские командующие, которые не стеснялись в средствах, нарушая автономию союзных полисов. Возобновляется система клерухий. Внешняя политика А. приобретает все более агрессивный характер. Используя средства союзников, А. значительно увеличили свой флот. Часть союзников решает с оружием отстоять свою независимость – начинается так называемая Союзническая война, которая длилась более двух лет (357–355) и поставила А. на грань истощения, тяжелый ущерб был нанесен их престижу. А. были вынуждены пойти на переговоры и заключить мир, признав независимость ряда союзных государств. Официально союз был распущен в 338 в результате битвы при Херонее. Между тем все большее влияние на состояние дел в Греции начинает оказывать македонский царь Филипп II. В А. четко обозначились две группировки – антимакедонская, возглавляемая пламенным патриотом и выдающимся оратором Демосфеном, и промакедонская. Благодаря энергичным действиям Демосфена и его сторонников формируется значительная коалиция полисов во главе с А. Решающее сражение произошло ок. Херонеи (в Беотии), в котором победил Филипп. Страшная паника охватила афинян, но Филипп, готовясь к войне с державой Ахеменидов, проявил большой политический такт в использовании результатов своей победы, стремясь показать себя вполне лояльным союзником греков. По его инициативе в Коринфе был созван общегреческий конгресс, который должен был закрепить македонскую гегемонию в Греции. Царь заключил с полисами индивидуальные союзы, объявил себя покровителем Эллады, принял ряд решений, не допускающих развития политической борьбы внутри полисов, а сила его решений подкреплялась македонскими гарнизонами, поставленными во многих городах. В годы восточного похода Александра Македонского А. сохраняют спокойствие, не примкнув к выступлению спартанского царя Агиса, поднявшего часть полисов на борьбу с Македонией. Но при известии о смерти Александра Греция восстала, и руководящую роль взяли на себя А. Началась так называемая Ламийская война, в которой греки потерпели поражение. А. утратили независимость и подпали под контроль Македонии. С 317 по 307 до н. э. они находились под властью олигархического режима во главе с Деметрием Фалерским.

 

В эпоху эллинизма А. играли незначительную роль в международных отношениях, потеряв свое ведущее положение. Тяготясь зависимостью от Македонии, они в союзе с другими полисами предприняли неудачную войну с македонским царем Антигоном Гонатом. Долгое время А. оставались почти единственным полисом, который временами был зависим от того или иного царя, а временами – свободным. Борьба А. с Македонией продолжалась с переменным успехом до конца III в. до н. э. Складывавшаяся вовне ситуация не побуждала их активно участвовать в событиях, развертывавшихся за пределами Аттики, но в конце III в. до н. э. обстановка изменилась – в дела Греции начала вмешиваться Римская республика. В 168 до н. э. македонский царь Персей был разбит римлянами в битве при Пидне, в 148 до н. э. Македония объявлена римской провинцией. После поражения на Истме в 146 до н. э. греческие города были подчинены наместнику Македонии, и лишь А. и Спарта пользовались статусом города – союзника Рима.

 

В 86 до н. э., во время войны Суллы с понтийским царем Митридатом VI Евпатором, А., восставшие против власти Рима, были осаждены и, истомленные голодом, взяты штурмом римскими войсками и отданы солдатам на разграбление. В Италию вывезли множество памятников искусства. В 27 до н. э., после образования провинции Ахайя, А. сохранили свой статус союзного города, они пользовались самоуправлением и не платили налогов. Их государственное устройство, несмотря на внешне демократический характер, не препятствовало фактическому господству олигархов. Древняя слава А. и филэллинская политика римских императоров способствовали сохранению значения города как одного из крупнейших культурных центров и в период их политического и социально-экономического упадка. Они по-прежнему считались средоточием наук и искусств. Культурное значение А. усилилось после того, как Адриан организовал здесь кафедру риторики, содержащуюся на государственный счет, а Марк Аврелий дал по отдельной кафедре каждой из классических философских школ. А. привлекали многих состоятельных иноземцев, сюда стремились и греки, и римляне для завершения философского образования. А. представляли собой своего рода музей древних памятников, куда отовсюду стекались туристы. Это обстоятельство оказало положительное влияние на хозяйственную жизнь города, способствуя относительно благоприятному положению с. х. С III в., когда Балканская Греция начинает подвергаться вторжениям варваров, А. приходят в полный упадок. Византийские императоры увозят из города лучшие памятники искусства для украшения Константинополя. В начале V в. А. начинают испытывать влияние общего для империи упадка городской жизни. В VII в. после утраты Византийской империей почти всех владений на Балканах А. сохраняют свое значение как важный опорный пункт.

 

5a0af9fa0dcf.jpg

 

Лит.: Античная демократия в свидетельствах современников / изд. подготовили Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко, М., 1996; Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961; Маринович Л. П. Греки и Александр Македонский. М., 1993; Хабихт Х. Афины. История города в эллинистическую эпоху. М., 1999; Williams B. C. Athens without Democracy: the Oligarchy of Phocion and the Tyranny of Demetrius of Phalerum, 322–307 B. C. Ann Arbor, 1982.

 

Маринович Л.П. Афины древние // Российская историческая энциклопедия

 

http://www.olmamedia...ny-drevnie.html

Ответить

Фотография Стефан Стефан 26.08 2016

Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники.

Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1961. – 375 с.

 

Оглавление:

Глава I. Афины в позднеэлладский период (1600–1200 гг.)

Глава II. Афины XI–VIII вв. до н.э.

Глава III. Возникновение и развитие рабовладельческой демократии (Афины VII–VI вв.)

Глава IV. Афины в период греко-персидских войн (609–449 гг.)

Глава V. Афины в период расцвета афинской демократии (Вторая половина V в.)

Глава VI. Афинская агора V–IV вв.

Глава VII. Театр Диониса

Глава VIII. Улица Треножников. Святилище Асклепия

Глава IX. Внешний Керамик

Литература

Условные сокращения

Словарь терминов

Общий словарь собственных имен, мифологических и географических названий

Список иллюстраций

 

http://annales.info/...bova.htm#athens

http://www.sno.pro1....ny/download.htm

https://rutracker.or...c.php?t=3642496

 

 

 

Хабихт Х. Афины. История города в эллинистическую эпоху.

Пер. с нем. Ю.Г. Виноградова. – М.: Ладомир, 1999. – 416 с.

 

Содержание:

От переводчика (Ю.Г. Виноградов)

Предисловие

Введение

 

I. С подветренной стороны македонской экспансии (338–323 гг.)

1. Ведущие политики. – 2. Мир под угрозой. – 3. Эпоха Ликурга. – 4. Кризис.

II. Под чужеземным владычеством (323–307 гг.)

1. Эллинская война. – 2. Беспокойные послевоенные годы. – 3. Деметрий Фалерский.

III. Между свободой и несвободой (307–287 гг.)

1. Полусвободная демократия. – 2. Тирания. – 3. Царь Деметрий.

IV. Культура в общественной жизни города

1. Драма. – 2. Философские школы. – 3. Изобразительные искусства. – 4. Проза: историография, «Характеры» Феофраста.

V. Независимый город (287–262 гг.)

1. В кольце держав. – 2. Из жизни города. – 3. Хремонидова война.

VI. Повторная утрата независимости (262–229 гг.)

1. Под властью царского эмиссара. – 2. Сателлит Македонии. – 3. Государственная религия и правящий дом. – 4. Эллинистические Афины глазами современника.

VII. Свобода и нейтралитет (229–200 гг.)

1. Ненадежная свобода. – 2. Двадцатые годы. – 3. Афины как нейтральная держава.

VIII. На стороне Рима (200–167 гг.)

1. Против Филиппа. – 2. Против Антиоха. – 3. Против Персея.

IX. Времена мира (до и после 167 г.)

1. Общение с царями. – 2. Сношения со свободными государствами. – 3. Внутренние отношения.

X. Афинский Делос

1. Клерухия. – 2. Ограничение афинского господства. – 3. Международный торговый рынок.

XI. Римская гегемония

1. Афины и Ороп. – 2. Утверждение Рима на Балканах. – 3. Афины и Дельфы.

XII. На исходе II века

1. Внешние связи. – 2. Внутренние отношения.

XIII. Афины и Митридат

1. Разрыв с Римом. – 2. Война и ее последствия.

XIV. После войны

1. Государственное устройство. – 2. Правящее общество. – 3. Трудное начало.

XV. Верноподданничество

1. Плебисцит Клодия. – 2. Римляне в Афинах. – 3. В гуще гражданских войн.

Эпилог

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

И.С. Свенцицкая. Открытие эллинистических Афин

Словарь терминов и имен

Генеалогические древа правителей

Карты

Список сокращений

Литература

Указатель географических названий и имен

 

http://www.sno.pro1....ny/download.htm

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 22.10 2016

План современных достопримечательностей холмов Муз (Музейон, с римских времён известный как холм Филопаппа), Нимф и Пники, и располагавшихся посреди них демов Койле и Мелита:

 

Philopappu-Pnyx.JPG

 

Также я указал на карте места стоянок туристических автобусов. В этих местах - бесплатные места входов в парк на холмах. Платные места посещения - Пника, тюрьма Сократа, памятник Филопаппа и Мусейон, а также современный театр Доры Страту.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 05.06 2017

Древние А.

 

Укрепленная центральная часть города (Акрополь) расположена на известняковом холме (125 м), к-рый, по преданию, был выбран в качестве резиденции первым царем Аттики Кекропом, назвавшим эту землю по своему имени ‒ Кекропия. Свидетельства древнейшего обитания на Акрополе (на юж. склоне) датируются концом неолита, в сер. III‒II тыс. до Р. Х. эта территория входила в ареал распространения эгейской (крито-микенской, на Балканском п-ове ‒ элладской) культуры. Во время переселения дорийцев (XII в. до Р. Х.), когда ими были заняты земли в Ср. и Юж. Греции, только А. смогли сохранить независимость и сюда бежала часть населения из побежденных дорийцами ахейских гос-в Пелопоннеса. С именем царя А. Тесея (ок. XIII в. до Р. Х.) античная традиция связывает процесс объединения родовых общин Аттики (синойкизм) вокруг Акрополя. Ему же приписывается введение древнейшего устройства афинского общества. Преобразовательская деятельность Тесея, как считали древние, послужила примером для остальных греч. городов-гос-в (полисов) и положила начало первенству А. в греч. мире.

 

Наиболее почитаемой в древних А. была богиня мудрости Афина, к-рая считалась покровительницей города и афинской государственности. В г. Элевсине, в окрестностях А., был распространен культ Посейдона и Деметры (см. Элевсинские мистерии).

 

В VII‒VI вв. до Р. Х. А. постепенно стали одним из наиболее значительных греч. полисов и распространили свое влияние на ряд островов Эгейского м. Одновременно изменялся и политический строй: на смену царской власти пришло сначала аристократическое правление, затем, после реформ Солона (594/93), основным органом гос. управления стало народное собрание, ок. 560 г. до Р. Х. была установлена тирания Писистрата, проводившего реформы в интересах торгово-ремесленных слоев демоса и крестьянства. В А. велось большое общественное строительство (в т. ч. храмов, рынка, водопровода и др.). На протяжении VI‒V вв. был проведен ряд демократических реформ. Свергнув в 510 г. до Р. Х. тиранию Писистратидов, Клисфен создал территориальные филы вместо родовых, ввел закон об остракизме для предотвращения тирании. В 462 г. реформой Эфиальта ареопаг был лишен политической власти, за ним сохранялись судебные функции по нек-рым уголовным и религ. делам; верховная власть перешла к народному собранию; право занятия высших гос. должностей (кроме стратегов и казначеев) было предоставлено всем гражданам, выборы стали производиться по жребию, была введена плата за исполнение обязанностей в суде присяжных (гелиэе) и за участие в заседаниях народного собрания.

 

В нач. V в. до Р. Х. А. возглавили сопротивление греч. полисов персам (греко-персид. войны 500‒449 гг. до Р. Х.). В 480 г. город был разграблен войском персид. царя Ксеркса I, но в том же году греч. флот по инициативе афинян во главе с Фемистоклом разбил персид. флот при о-ве Саламин, а в 479 г. сухопутное войско персов было разгромлено при Платеях. Фемистокл был инициатором создания Делосского союза (или 1-го Афинского морского союза, или Афинской Архэ) греч. гос-в против Персии в V в. до Р. Х. Это было время наивысшего культурного расцвета А. (получившее название «золотой век Перикла»). После окончания греко-персид. войн в городе велось интенсивное строительство. Был создан новый ансамбль Акрополя под рук. архит. и скульптора Фидия. В 447‒438 гг. зодчими Иктином и Калликратом возводится Парфенон ‒ храм в честь богини Афины. По системе Гипподама после 446 г. Пирей был перестроен и соединен т. н. длинными стенами с городскими укреплениями.

 

В город съезжались ученые, художники, поэты и философы со всей Греции. Здесь получила развитие и достигла наивысшего расцвета древнегреч. драма (трагики Эсхил, Софокл и Еврипид и «отец комедии» Аристофан). В А. создал свое произведение «отец истории» Геродот. Политическому и судебному красноречию афинян подражали ораторы др. греч. городов. К кон. V в. до Р. Х. аттический диалект стал лит. языком Греции. С IV в. до Р. Х. на основе гл. обр. аттического диалекта классического периода, а также ионийского диалекта формируется общегреч. язык койне в лит. и разговорной формах (язык Cептуагинты и НЗ). В 403 г. до Р. Х. в А. официально был введен ионийский алфавит (вост. система греч. алфавита), к-рый был принят в качестве общегреч. алфавита. На IV в. до Р. Х. приходится расцвет политической и философской мысли в А., где сформировались 3 философские школы: Академия Платоновская (ок. 385 г. до Р. Х.), Ликей (Лицей) Аристотеля (335 г. до Р. Х.) и школа стоиков (основана ок. 300 г. до Р. Х. Зеноном).

 

Соперничество А. со Спартой за влияние в греч. мире привело к Пелопоннесской войне 431‒404 гг. до Р. Х., в к-рой А. потерпели поражение. Однако уже в нач. IV в. до Р. Х. полис смог частично восстановить свое могущество: удалось восстановить флот и укрепления вокруг города, срытые по условиям капитуляции 404 г., ненадолго был возрожден Афинский морской союз. В сер. IV в. А. выступали главным противником экспансии Македонского царства в Греции (вождем антимакедон. партии был афинский оратор Демосфен), однако в 338 г. коалиция греч. полисов во главе с А. потерпела поражение от македон. царя Филиппа II при Херонее. Борьба за независимость А. от Македонии продолжалась с переменным успехом до кон. III в. до Р. Х. С 200 г. в эллинистическом мире А. выступали на стороне Рима, причем равноправный союз постепенно сменился зависимостью полиса от Римской республики. Под влиянием Рима гос. устройство А. возвратилось к олигархическому типу, возросло влияние ареопага. Со 146 г. до Р. Х., разделив участь всей Греции, А. подпали под власть Рима, но пользовались статусом города-союзника (civitas foederata), утратив свободу во внешней политике. В 87 г. рим. армия Суллы во время подавления антирим. движения в Греции, взяла штурмом и разграбила город; было вывезено много памятников искусства. В 27 г. до Р. Х., после образования на территории Греции рим. провинции Ахайя, А. сохранили свое устройство, считались самоуправляющейся городской общиной под властью Римского гос-ва и были освобождены от податей.

 

А. в эпоху Римской империи. Развитие христианской общины

 

В первые века по Р. Х. А. оставались центром деятельности философских школ, объединившихся во II в. вокруг Афинской школы платонизма. Существовала также школа риторов, где преподавали грамматику и риторику. Громкая слава А. как «матери наук» привлекала в город молодежь из разных областей Римской империи. Здесь завершали свое образование рим. аристократы. В сознании образованного человека той эпохи А. представляли собой своеобразный музей, к-рый стремились посетить те, кто был знаком с классической греч. культурой. Классическое образование, к-рое давали афинские школы, ценилось не только среди язычников, но и среди христиан: в А. завершали свое образование как святители Василий Великий и Григорий Богослов, так и буд. имп. Юлиан Отступник. Дочерью одного из преподавателей философской школы была Афинаида, ставшая в 421 г. женой имп. Феодосия II и получившая в крещении имя Евдокия.

 

Ок. 51 г. по Р. Х. ап. Павел посетил А. во время своего 2-го путешествия и выступил с проповедью в ареопаге (Деян 17. 15–34). Из характеристики, данной афинянам в НЗ, видно, что подчинение Риму не изменило характера жителей города: «Афиняне и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян 17. 21), как это, согласно свидетельствам древних авторов, было и в классический период греч. истории. А. могли по-прежнему гордиться царившей в них атмосферой свободы выражения мнений: ап. Павел, несмотря на необычность его проповеди, не подвергся никаким преследованиям. Первые афиняне, уверовавшие во Христа («Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» – Деян 17. 34), объединились в общину, для к-рой ап. Павел, как и проч. Церквам, поставил епископа, пресвитера и диакона и учредил богослужение. Первым епископом А. в визант. традиции считается сщмч. Иерофей (Сергий. Месяцеслов. Т. 2. С. 307). Однако Евсевий Кесарийский (Hist. eccl. IV 23. 3; ср.: III 4. 10–11) называет первым афинским предстоятелем сщмч. Дионисия Ареопагита, ссылаясь на свидетельство еп. Коринфского сщмч. Дионисия (кон. II в.).

 

В первые века христианства община пополнялась в основном из числа уроженцев др. областей Римской империи, прибывших в А. Свт. Наркисс, преемник Дионисия, происходил из Палестины, а сменивший его еп. Публий – с о-ва Мальта. В кон. II в. епископом А. был св. Кодрат, принявший мученическую смерть от язычников. Массовое гонение на афинских христиан произошло при имп. Деции в сер. III в., когда пострадали святые мученики Ираклий, Венедим, Венедим и свт. Леонид с дружиной.

 

В святоотеческой лит-ре и позднейшей визант. словесности А. – символ культуры и образованности, свт. Иоанн Златоуст говорит о величии афинских мудрецов и полководцев, но при этом подчеркивает ничтожность их деяний в сравнении с апостольскими. В зависимости от контекста древние афиняне то удостаиваются похвалы за свои добродетели (свободолюбие, любовь к учености), то служат отрицательным примером идолопоклонства, жестокосердия и непостоянства.

 

Уже в нач. V в. А. начинают испытывать влияние общего для империи упадка городской жизни, утрачивают свое экономическое значение. В 395 г. городу угрожали опустошением вестготы под предводительством Алариха, однако жителям удалось от них откупиться. Птолемаидский архиеп. Синесий Киренский, посетивший А. вскоре после этого события, отмечал, что «в городе нет ничего замечательного, кроме славных имен». Ко 2-й пол. V в. относятся последние упоминания о замещении муниципальных должностей, сохранившихся от классической эпохи. Со 2-й пол. VI в. запустение города усугубилось из-за вторжений славян на Балканы. В правление имп. Юстиниана I (527–565) философская школа в А. прекратила свое существование.

 

Крюков А.М., Петрунина О.Е. История // Афины // Православная энциклопедия

 

http://www.pravenc.ru/text/77100.html

Ответить