В поздних русских летописях содержится легенда о происхождении Рюрика с берегов Немана «... Брата жъ своего Пруса постави въ березехъ Вислы реки, въ градъ Мадборокъ и Турунъ и Хвоиницы и преславный Гданескъ, и иныхъ многихъ градовъ по реку, глаголемую Немонъ, впадшую въ море;и до сего числа по имени его зовется Пруская земля. А отъ Пруса 14 колено Рюрикъ» (Воскресенская летопись, ПСРЛ, т.7).
Вместе с тем, известно, что эта территория являлась местообитанием скаловских куршей. Поэтому, в «варяжском» вопросе курши заслуживают соответствующего внимания.
Кто же такие курши?
Курши (латышкое название kursi; литовское – kursiai, немецкое kuren, латинизированное – куроны (curones, corres, curonia, curland), в хронике Римберта они упоминаются как cori, chori, у Саксона Грамматика - curi, в скандинавских источниках называются kurir, в русских летописях – кърсь, корсь, куры, корс, курши) – западнобалтская народность, жившая в давние времена на юго-восточном побережье Балтийского моря.
По данным средневековых хроник курши являлись грозными балтийскими «викингами».
«…они оказались самыми активными и богатыми из всех балтийских племен. Совершавшиеся в период правления норвежского короля Харальда Смелого (1045—1066) постоянные нападения на датчан и викингов, живших на западе, описаны С. Стурлусоном в книге «Круг земной».
В «Саге об Инглинде» Стурлусон пишет, что в 1049 году при короле Свейне и в 1051 году при короле Магнусе в датских церквах даже произносили специальную молитву: «О Всемогущий Господь, защити нас от куршей». Из хроник начала XIII века нам становится известно, что курши постоянно нападали на Данию и Швецию, разрушали поселения, увозили церковные колокола и другие предметы». (Мария Гимбутас. Балты – люди янтарного моря)
Вот несколько признаков, которые могут характеризовать обитателей Варяжского (Балтийского) моря куршей как претендентов на роль варягов–руси:
1. Местообитание.Согласно ПВЛ, по отношению к племенам чуди, славян, кривичей и веси, варяги–русь находились «за морем»: «Пошли за море к варягам, к руси». Местообитание куршей вполне удовлетворяет этому условию, поскольку область Курземе (Курляндия) отделена от перечисленных в летописи племен Рижским заливом. Кроме того, следует учитывать, что в средневековых источниках эта территория считалась островом (например, у Адама Бременского: «...Дальше за ними лежат и другие острова… Самым большим из них, пожалуй, является Курланд…»). Аналогично и арабские географы описывали некий «остров Русов».
Также надо отметить то обстоятельство, что варяги, согласно Новгородской летописи приходили на Русь и морским путем и «горою», то есть сушей: «А Варягы пустиша без мира за море. Того же лъта срубиша в Руси город. А на осень приидоша Варязи горою на миръ. и да имъ миръ на всеи воли своеи». Эта фраза оправдана только для обитателей ближнего к Руси побережья Балтийского моря, но не Скандинавии. (Возможно также, что в качестве сухопутного пути имелась в виду Куршская коса, которая и позднее, входя в состав владений Тевтонского ордена, служила дорогой через Куршский залив).
2. Курши подчинялись власти свеонов, как о том повествует Римберт: «власти свеонов издавна подчинялось некое племя, обитавшее далеко от них и называвшееся куры». О том же свидетельствует и Адам Бременский: «…Дальше за ними лежат и другие острова, последние подчиняются власти свеонов. Самым большим из них, пожалуй, является Курланд». И этот факт соотносится со свидетельством Бертинских анналов (839 год), где народ русь (Rhos), считается принадлежащим народу свеонов: «Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос [Rhos] … Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народа свеонов, как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего…»
3. Куршей из-за ареала их обитания могли также называть и русь в соответствии с гидронимами населенной куршами территории: Куршкий залив носил ранее название Руссна (как указано на карте Пруссии, составленной немецким историком и картографом Каспаром Генненбергером в 1576 г.). Также и правый рукав дельты Немана, впадающий в этот залив назывался Русс (или Русне).
4. События периода «призвания варягов», описанные в ПВЛ, близко перекликаются с событиями из истории куршей начала второй половины IX.В ПВЛ указывается, что «В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть». Далее начинаются междоусобицы, и варяги появляются снова, уже с мирной миссией: «И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам».
Синхронные и сходные по фабуле (изгнание варягов и последующий мирный договор) события известны и в истории куршей. Римберт, например, сообщает, что в середине IX века курши бунтовали и не подчинились власти свеонов. Затем разгромили морскую экспедицию данов [852-853 гг.] и прогнали их. После этого появились свеоны, и, после упорных баталий с куршами, заключили с ними мирный договор и получили контрибуцию.
Возможно, именно эти события истории куршей трансформировались под пером летописца в историю призвания варягов–руси. Учитывая при этом, что наиболее известным норманном европейских хроник этого периода являлся датский конунг Рёрик Ютландский, который мог послужить прототипом Рюрика. Либо можно предположить, что летописные племена чуди, славян, кривичей и веси реально пригласили на княжение представителей куршей, по причине того, как блестяще последние проявили себя в войнах со скандинавами.
5. Соответствующий менталитет куршей.
Поскольку варяги–русь смогли подчинить или вовлечь в зону своего влияния много народов и племен на огромной территории и организовывать их для военных походов, они должны были обладать воинственным менталитетом и соответствующей репутацией у соседей. Курши как раз являлись таким народом. В 9 – 11-м веках они были самыми активными и богатыми из всех балтийских племен. Курши не только смогли отразить нападение и попытку вторжения на свои территории грозных викингов, но и сами предпринимали ответные грабительские походы в Данию и Швецию. Имя куршей издавна наводило ужас на жителей всех окрестных прибрежных земель.
6. Курши являлись хорошими мореплавателями, что характерно и для руси.
7. Наблюдается стилистическое соответствие древностей куршей и Рюриковичей – князей варягов–руси.
Например:
- Исследователи отмечают сходство в декоре и композиции наконечников ножен мечей: «В среде синхронных древностей [куршей] рассматриваемая здесь композиция сюжетно и по декору близка т.н. знакам собственности Рюриковичей, неизвестным в исследуемом нами районе, но довольно-таки обильным в восточной части Латвии. Растительный орнамент здесь также выступает в центральной роли».
- Стиль куршских подвесок из Восточной Латвии схож со стилем так называемых знаков Рюриковичей, только немного отличается по орнаменту.
- Мастера, реконструирующие древнюю ладью куршей утверждают, что «подобные по своей форме суда строили русичи. Были различия только в технологии».
8. Сходство культовых традиций.
Наиболее близким к древнерусскому культу Перуна являлся балтский (прусско–литовско–латышский) культ Перкунаса и соответствующий огнепоклонный культ.
Также следует отметить свойственный как для Восточной Прибалтики, так и для Руси традицию погребения с конем, и, вообще, культ коня в различных проявлениях.
Приведенный список соответствий, конечно, не является исчерпывающим и безусловным. Важно то, что такой народ как древние курши с не меньшим успехом подходит на роль легендарных летописных варягов–руси, как и другие претенденты, давно фигурирующие в исторической литературе.
(По материалам http://megamatrix.ru/varang/kursi.htm)
Меню сайта
Поиск
Рассылка
Реклама
Библиотека
Клавиатура
Похожие материалы
Реклама
Последнее
Реклама
|
Сообщений в теме: 301
#1Отправлено 05.01.2013 - 20:27 PM #2Отправлено 05.01.2013 - 22:03 PM Что за "Сага об Инглинде"? В цикле саг "Круг земной" входит "Сага об Инглингах"(Ynglinga saga), но там ничего подобного нет. Не было норвежского короля Харальда Смелого, в эти годы (1046-1066 гг.) правил Харальд Суровый (Harald Hardråde). Магнус Добрый умер в 1047 году, т.е. никаких спец.молитв о защите датчан от куршей при нем в 1051 г. не произносили. #3Отправлено 05.01.2013 - 22:43 PM
ЛЛ: "в Афетовѣ же части сѣдѧть Русь . Чюдь . и вси ӕзъıци . Мерѧ . Мурома Весь Моръдва . Заволочьскаӕ Чюдь . Пермь Печера Ӕмь . Оугра Литва . Зимѣгола Корсь .
Год назад у вас,Архаик, русью черемисы были? Чего так мнение поменяли? #4Отправлено 05.01.2013 - 23:04 PM
Верно. А почему, например, не Varsinais Suomi? Там свеи появились гораздо раньше, этот район был ими куда лучше освоен, и позиции их там были, видимо, куда крепче: «Помимо прибалтийско-финских племён в сложении финнов значительную роль играли переселенцы из Скандинавии (древние германцы – древние скандинавы – шведы), оседавшие на побережье западной, юго-западной и южной Финляндии с конца бронзового века. Их приток на территорию Финляндии значительно возрастает начиная примерно с III века н.э. – с этого времени население Varsinais Suomi оказывается втянутым в единую сферу торговых связей со Скандинавией, в отличие от более восточных областей, где сохраняются старые связи с Восточной Европой.» (Напольских В.В. Введение в историческую уралистику, 1997)
Эти гидронимы впервые зафиксированы аж во второй половине XVI в., верно?
Откуда летописец об этом узнал? Читал Римберта? И каким образом эти события могли «трансформироваться» в историю призвания варягов, руси? Субъекты «Сказания о призвании» (этносы) названы летописцем поимённо, и куршей среди них нет. Подозреваете плагиат? #5Отправлено 05.01.2013 - 23:49 PM Гаральд Смелый – один из употребляемых эквивалентов имени Харальд Суровый (также употребляется Гаральд Грозный) Что касается названия «Саги об Инглинде», то это придумка переводчика. В оригинале приведенного текста указана Ynglinga-saga: The Curonians had become Baltic “Vikings”; they were the most restless and the richest of all the Balts during this period. That the Curonians were attacking Denmark and that its coasts in winter and in summer had to be guarded against them and other Vikings from the east is attested by the Heimskringla of Snorre Sturleson, set down during the reign of the Norwegian King Harald Hardready (1045–66).1 Snorre Sturleson mentions in his Ynglinga-saga that in 1049 under King Svein, and in 1051 under King Magnus, a special sermon against Curonian pirates was introduced in the Danish churches: “O mighty God, protect us against the Curonians.”2 From the early thirteenth-century chronicles we learn that it was customary for the Curonians to devastate and plunder the Danish and Swedish kingdoms and to carry away church bells and other objects.3 Источник же сведений, приведенных Гимбутас, действительно, требует уточнений. Даже странно, поскольку Гимбутас, наряду со степенью доктора археологии, еще и профессиональный филолог–фольклорист. #6Отправлено 06.01.2013 - 00:05 AM Jim, мнения я не меняю по той причине, что у меня нет на данный момент какого–либо однозначного мнения по этногенезу Руси. Я одновременно допускаю несколько вариантов и пытаюсь разобраться в каждом непредвзято. В данном случае я предполагаю, что могли существовать общеупотребительное (курши) и региональное (русь) варианты. (Как, например, наряду с общеупотребительным казаки, существуют параллельные региональные этнонимы, связанные с гидронимами: запорожцы, донцы, кубанцы) #7Отправлено 06.01.2013 - 00:17 AM Понял. Курши-русь. А какие еще курши были? может быть курши-свеи или курши-урмане. #8Отправлено 06.01.2013 - 00:24 AM Еще один опус от А.А.Леонова: Моя ссылка #9Отправлено 06.01.2013 - 00:39 AM
Почему бы и нет. Но какие есть дополнительные аргументы, кроме присутствия там свеев?
А что, разве гидронимы придумываются авторами письменных источников? Или же те опираются на давно известные укоренившиеся названия? Такие события должны были сохраниться и в устной традиции, а ПВЛ опиралась и на фольклорную традицию, в том числе.
Уже высказался выше о возможном двойном названии курши/русь, где русь является региональным вариантом. #10Отправлено 06.01.2013 - 00:51 AM В данном случае, пожалуй, только курши/русь. В качестве более точной аналогии можно привести эллинов/греков – два широко употребительных названия для одного и того же этноса. #11Отправлено 06.01.2013 - 01:05 AM Вы выдернули одну фразу. А там, вообще–то, предполагается также и иранский корень 'варз' – «красный» (родственный венгерскому vörös) в качестве основы греческого варзи (βερτζω) – «красный». Отсюда и варязи - "красные" как синоним русиос -"красные". Однако, это немного другая концепция. #12Отправлено 06.01.2013 - 01:33 AM
Стало быть врет летописец - не всю русь Рюрик с братьями с собой "пояша". P.S. Подобные гипотезы нужно рассматривать в ином разделе. Там им место. Вы ведь гипотетическое построение предлагаете? #13Отправлено 06.01.2013 - 01:53 AM Не врет: русь пояша, корсь ѡстави, и придоша. #14Отправлено 06.01.2013 - 01:56 AM
Ха-ха-ха! А те кто "осташася" (в отместку) стали ушедших земляков (из вредности, что лучших забрали) krievi с тех пор прозывать.
#15Отправлено 06.01.2013 - 04:21 AM
Применительно к Varsinais Suomi – ruotsi, местное (прибалтийско-финское) наименование скандинавов, преимущественно свеев, как живущих в самой Сведии, так и осевших (и продолжающих оседать всю эпоху Средневековья) в Восточной Прибалтике. Куршей, насколько мне известно, никто и никогда термином, хоть в какой-то мере созвучным с летописным «русь», не называл. Во всяком случае, свидетельств тому нет.
Авторами средневековых письменных источников? Ещё как (вспомним, хотя бы, гидроним «Рута»), и не только гидронимы. Например, в «Описании северных островов» Адама из Бремена содержатся ряд онимов (предположительно – этниконов, т.е. имён собственных, образованных от неких топонимов), идентифицировать которые не представляется возможным, и изобретённых, скорее всего, самим Адамом. В лучшем случае такие названия остаются в историко-географической литературе в статусе единичных упоминаний, в худшем – начинают кочевать из сочинения в сочинение. А что до указанных Вами гидронимов, то они могли появиться когда угодно, покуда не были зафиксированы на бумаге во второй половине XVI в.
Летописец опирался – в том числе – не на фольклор, а на эпос (например, на дружинные предания). Но разве у куршей – с одной стороны, и у славян и финнов Приильменья / Приладожья – с другой, был общий эпос? Тому есть свидетельства? Курши никогда в состав древнерусского государства не входили, стало быть, и условий для столь тесного культурного обмена, чтобы какие-то сюжеты легендарного характера могли быть заимствованы одной из сторон, не было.
Извините, это чистая фантазия. Сообщение отредактировал Нифонт: 06.01.2013 - 04:57 AM #16Отправлено 06.01.2013 - 12:27 PM Марк, просветите – какая же версия о происхождении Руси является не гипотетической, а документально доказанной?
А следовало–бы Вам, уважаемые, немного поразмыслиша, что между событиями призвания варягов и написанием летописи прошло два с половиной столетия. При отсутствии летописной традиции, полагаться на каждое слово автора летописи крайне опрометчиво. С другой стороны, действительно, Рюрик «пояша» только Русь (как часть этноса куршей). Я же специально указал в исходном посте, что речь идет о скаловских куршах– именно они могли носить название русь. Посмотрите на карту, скаловские курши были отделены от собственно куршей из Курземе территорией, занимаемой самогитами. А две разделенные группы куршей могли носить и разные названия у соседей. Кроме того, надо учитывать, что курши в местности своего обитания, скорее всего, были пришлым этносом. Косвенно об этом говорит тот факт, что их язык не понимали соседи. Только позднее они были ассимилированы. «Ряд авторов ХV-ХVI вв. (в их числе и путешественники) говорят о куршском не только как о самостоятельном языке, но иногда и недоступном пониманию соседей куршей». (В.Н. Топоров "Балтийские языки") #17Отправлено 06.01.2013 - 12:39 PM Марк, а ведь насчет krievi – это Вы действительно удачно дополнили, сами не желая того. Дело в том, что этнонимы krievi и kurši (курши) имеют одинаковую семантику – «кривой, изогнутый». И, очевидно, имеют–таки общее происхождение. «При всем различии имеющихся двух этимологических объяснений этого имени, они отсылают в конце концов к элементу *kurs-, обозначавшему нечто искривлённое, изогнутое, низкорослое, дефектное». (В.Н. Топоров "Балтийские языки") Откуда же могло появиться такое название? вряд ли, оно применимо к самому этносу. Думаю, что это могло быть связано с одной уникальной особенностью местообитания куршей – «кривым лесом» куршской косы. klM1EMuBP5c.jpg 55.94К 14 Количество загрузок: (источник:http://vk.com/wall-33440105_547) Таким образом, курши – это вторичное название некоего этноса, которое он получил по причине особенностей своей среды обитания на Балтике. #18Отправлено 06.01.2013 - 13:53 PM
Архаик:
Ну тогда точно - kurši и есть русские. Лесов у последних предостаточно. Можно и кривые с изогнутыми обнаружить изрядно. Картинку приводить? Честно говоря я думал они (латыши) так русских прозывать стали из-за соседства с кривичами. Ан нет, оказывается, от дерев кривых. По Леонову курши ведь изначально славянами были, уже потом балтами стали...
Да притом так активно стали "балтиризироваться", что и сам их язык (занимавший промежуточное положение между вост. и западными говорами латышского) исчез в XVII в. Все ваши (вернее Леонова) посылы к Куршской косе беспочвенны, ибо носители этого говора (т.н. "курсениеки" - Kursenieku valoda) стали селиться на севере оной "косы" лишь в XV в., переселившись сюда из западных областей будущей Латвии. Архаик: Топорова то зачем притягивать? Он куршей славянами (в отличии от Леонова) не считал никогда. #19Отправлено 06.01.2013 - 14:30 PM Топоров "Прусский язык" -Krive (стр.196-206): Моя ссылка #20Отправлено 06.01.2013 - 15:36 PM
Но в том–то все и дело, что напрямую русь со свеями отождествлять нельзя. В ПВЛ варяги–русь четко отграничены от свеев: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си». Также и в Бертинских анналах, некий народ называет себя именно Рос. К свеонам их относит император, проведя свое расследование (хотя и с оговоркой, что «так принято считать»). Курши как раз соответствуют такому раскладу. Они не являются свеями, но долгое время находились под их господством, поэтому император и мог их посчитать разведчиками от свеонов. Этим же объясняются и германо–скандинавские имена послов Руси в договорах с Византией.
Конечно, это так. Но это, в такой же мере касается, например, и Руслагена (Roden, или Roslagen впервые упоминается в летописях лишь в XIII веке) – этимологического источника для финского и эстонского названий Швеции — Ruotsi и Rootsi.
По части этнокультурных контактов славян с балтами, обратите внимание на следующие выдержки из Седова: Новейшие топонимические изыскания достоверно свидетельствуют, что области верхнеокского бассейна, где локализуется голядь, составляют неразрывную часть древнего балтского ареала. Причем, водных названий балтского происхождения здесь не меньше, чем в других регионах древнего расселения этого этноса. В этой связи, можно со всей определенностью утверждать, что балтские племена начиная с отдаленной древности вплоть до славянских миграций заселяли земли бассейна верхней Оки… В Верхнеокском регионе, как и в левобережной части Верхнеднепровского бассейна, вместе с водными названиями балтского происхождения, имеющими многочисленные соответствия в Подвинье и современных литовско-латышских земелях, имеются гидронимы западнобалтского (прусско-ятвяжско-галиндского) облика… В этой связи В.Н.Топоров в своих гидронимических штудиях, специально посвященных Подмосковью, подчеркивает, что "мощный западнобалтийский компонент" в Днепровском левобережье и Верхнем Поочье несомненен… Появление на восточной окраине древнего балтского ареала водных названий прусско-ятвяжско-галиндских типов как и этнонима голядь являются прямым свидетельством перемещения каких-то групп населения из западнобалтских земель… Среди вятичских украшений есть шейные гривны, не известные в других древнерусских землях, но имеющие полные аналогии в летто-литовских материалах. Темы с аналогичным тегами курши, варяги
Количество пользователей, читающих эту тему: 00 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных |