Меню сайта
Поиск
Рассылка
Реклама
Библиотека
Клавиатура
Похожие материалы
Реклама
Последнее
Реклама
|
Варяги и викинги
Автор Кесарь, 14.08 2010 14:26 PM
Сообщений в теме: 432
#1Отправлено 14.08.2010 - 14:26 PM
Хочу услышать ваше мнение.Варяги и викинги-это одно и тоже,или всё же это немного разные понятия.Мне однажды встретилась такая трактовка.Викинги-это нурманы,люди с севера из скандинавских стран,а варяги-это племена скандинавского происхождения,которые обитали на територие современной северной России и других соседних стран.Хочу услышать ваше мнение
#2 Гость_VMD._*Отправлено 17.08.2010 - 10:16 AM
Викинги это морские разбойники балтийского моря из Скандинавиии и Дании Это они долго грабили беззащитные побережья западной Европы. В Западной Европе их называли викинги, нордманы, других наименований не было. В славянских землях на славянском языке морских разбойников Балтийского моря называли варягами и море Варяжским. Новгородцы варягов подразделяли по этносам от новгорода на северо-запад и далдьше по кругу: вряги свеи, варяги урманы, варяги даны, варяги англы, варяги готи и варяги русь. К варягам русь относились славяне из княжеств южного побережья Балтийского моря. Там жилм варны, вагры, варанги, варины и варяги. Вагры и варанги это немецкие искажения славянских названий. Таким образом ни викинги ни варяги к этносу никакого отношения не имели. Варяги- это профессиональное название. Вот пример: Новгород призвал варягов -русь. С Олегом в Киев ушли варяги- Русь Часть из них ушла в вмзантию и там составили варяжскую гвардию Оставшиеся в Киеве с Олегам стали хозяевами земли, перестали быть разбойниками -варягами и потому стали называться только Русь. ВМД
#3Отправлено 17.08.2010 - 20:03 PM
Спасибо за ответ
#4Отправлено 22.09.2011 - 23:28 PM Откуда известно что этнос варяги русь славяне. Возможно этнос русь германского (скандинавского)происхождения. #5Отправлено 23.09.2011 - 00:23 AM
Все выше сказанное, eshev.sergey, воспринимать серьезно не стоит. #6Отправлено 23.09.2011 - 15:01 PM
А с какого варяги это этнос?
#7Отправлено 27.09.2011 - 23:19 PM
Вполне возможно, что социальная группа из тех же Скандинавов. #8Отправлено 28.09.2011 - 01:42 AM
Мнения отличные от высказанного VMD., также не стоит воспринимать серьезно.
#9Отправлено 08.05.2012 - 00:04 AM Я хочу сказать что это разные вещи!Варяги больше племена!А викинги это уже разбойники.Но нельзя и отрицать что у викингов были варяги!Потому что викинги были пиратами,а у пиратов были разные нацыональности!Да и викинги могли и сражаться против варяг!Варяги тоже нападали на славян!Но все равно по моему это разные вещи! #10Отправлено 08.05.2012 - 23:40 PM
Ви́кинги (дат. Viking, швед. Vikingar, норв. Vikingene) — раннесредневековые скандинавские мореходы, в VIII—XI веках совершавшие морские походы от Винланда до Биармии и от Каспия до Северной Африки. В основной массе это были свободные крестьяне, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкали за пределы родных стран перенаселение и жажда лёгкой наживы. По религии — в подавляющем большинстве язычники.
Шведские викинги, как правило, путешествовали на восток и фигурировали в древнерусских и византийских источниках под именем варягов. <...> Проникновение викингов в финские земли началось во 2-й половине VIII века, как о том свидетельствуют древнейшие слои Старой Ладоги (аналогичные слоям в датском Рибе). Примерно в одно время с ними эти земли заселяли и осваивали славяне. В отличие от набегов на берега Западной Европы, поселения викингов в Восточной Европе носили более стабильный характер. Сами скандинавы отмечали обилие укреплённых поселений на востоке Европы, окрестив Древнюю Русь «страной городов» — Гардами. Свидетельства насильственного проникновения викингов на востоке Европы не так многочисленны, как на западе. В качестве примера можно привести вторжение шведов в земли куршей, о котором рассказано в житии Ансгара. Основным объектом интереса викингов были речные пути, по которым через систему волоков можно было добраться до Арабского халифата. Известны их поселения на Волхове (Старая Ладога, Рюриково городище), Волге (Сарское городище, Тимерёвский археологический комплекс) и Днепре (Гнездовские курганы). Места концентрации скандинавских могильников, как правило, отстоят на несколько километров от городских центров, где селилось местное население, преимущественно славянское, а во многих случаях — и от самих речных артерий. В IX веке викинги обеспечивали торговлю с хазарами по Волге при помощи протогосударственной структуры, именуемой некоторыми историками Русским каганатом. Судя по находкам кладов монет, в X веке основной торговой артерией стал Днепр, основным торговым партнёром вместо Хазарии — Византия. Согласно норманской теории, из симбиоза пришлых варяг (русов) со славянским населением родилось государство Киевская Русь во главе с Рюриковичами — потомками князя (конунга) Рюрика. В землях пруссов викинги держали в своих руках торговые центры Кауп и Трусо, откуда начинался «янтарный путь» в Средиземноморье. В Финляндии следы их длительного присутствия обнаружены на берегах озера Ванаявеси. В Старой Ладоге при Ярославе Мудром ярлом сидел Регнвальд Ульвсон. Викинги совершали путешествия к устью Северной Двины за пушниной и разведали Заволоцкий путь. Ибн Фадлан в 922 году встречал их в Волжской Булгарии. Через волго-донской волок у Саркела русы спускались в Каспийское море (см. каспийские походы русов). На протяжении двух столетий они воевали и торговали с Византией, заключив с ней несколько договоров (см. походы Руси против Византии). О военно-торговых маршрутах викингов позволяют судить рунические надписи, найденные на острове Березань и даже в константинопольском соборе Святой Софии. http://ru.wikipedia.... Если интересно, то есть еще информацичя об организации торговли варягами со славянами. Например, Гумилев не прав - не строили они фактории, зачем? Торговали они на специально выделенных местах вне городов, при этом они договаривались с местной знатью о взаимных защите и подсудности, замиряли окрестные племена, чтобы не мешали торговле - ведь времени на торжтищке было мало - они шли по рекам дальше. В общем наводили некий порядок и стабильность на время торга - торговля ведь нестабильности не любит, иначе это уже не торговля... #11Отправлено 09.05.2012 - 19:39 PM
для echev.sergej...по тому,что на юге Балтики жили славяне Лев Прозоров "Варяжская Русь"
#12Отправлено 09.05.2012 - 19:39 PM
Имхо, варяги это социальная группа профессиональных воинов. Большинство были представителями Скандинавии. Однако в то время национальностями никто не заморачивался. Варяги нанимались различными государствами и соответственно становились представителями тех народов, к кому они нанимались. Отсюда "варяги-русь", то есть варяги, нанятые государством русских. А не наоборот, "варяги-русь дали название восточным славянам"!
Сообщение отредактировал И.Лаптев: 09.05.2012 - 19:40 PM #13Отправлено 09.05.2012 - 22:35 PM Хе-хе! Тогда объясните, что за восточно-славянское племя русь, которое позвало варягов? И в каком месте находилось русское государство в 862 году? Столицу назвать сможете, правителя? "Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си.Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами»". #14Отправлено 09.05.2012 - 23:50 PM
Варяги былти одновременно профемссиональными воинами и не менее профессиональными торговцами. Эта традиция еще долго существовала и на Руси, когда торговцами (гостями) были князь и дружинники. Времена были такие, что без воинского сопровождения товар доставить к месту продажи было невозможно. #15Отправлено 10.05.2012 - 04:51 AM #16Отправлено 10.05.2012 - 21:05 PM
По какому кругу спорить начинаем,нарманисты,умеренные н.,антин. и сочувствующие Предлагаю по этим вопросам приставку ИМХО или По мнению Того-то,так как железобетонных доказательств быть пока не может.
#17Отправлено 02.04.2013 - 06:41 AM Доброго времени суток. Вы правы Vital 400, спор бесконечный, не решаемый, бесчисленное перечисление точек зрения.
И все же интересный.
В дискуссии уже ставили вопрос что за племя славянское Русь??, можно также поставить вопрос кто такие Русы -Скандинавы, почему сами скандинавы ничего не знают о том. что они Русы. Еще вопрос о том когда появился термин ВАРЯГ.. от чего?? Опять же скандинавы себя так не называли.
Обратимся к Трудам В.Г. Васильевского, Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков. Оцифровано по изданию: Том I, СПб., 1908 г.
:" имя Варягов появляется в византийских источниках очень поздно, не ранее 1034 года ( к вопросу о Варя́ги (др.-сканд. Vaeringjar, греч Βάραγγοι, "телохранитель"- причем не варяги , а варанги.) " А призвание варягов на Русь произошло как мы помним раньше.. " Первый Норман , скандинавы себя НОРМАНАМИ называли ,появился к Византии ,никак не ранее 1020 года, по сагам :" Лаксдэльская сага записана, как полагают, в начале XIII столетия; «Когда Болле провел одну зиму в Дании, он решил отправиться в более отдаленные страны, и не прежде остановился в своем путешествии, чем прибыл в Миклагард (Византию); он провел там короткое время, как вступил в общество Вэрингов (= Варангов). У нас нет предания (нам не передано), чтобы кто-нибудь из Норманнов служил у Константинопольского императора прежде, [186] чем Болле, сын Болле. Он провел там много зим и во всех опасностях являлся храбрейшим и всегда между первыми; подлинно, Вэринги много ценили Болле, когда он жил в Константинополе». "К какому же времени относится вступление Болле Боллесона в общество Варангов? Решить этот вопрос не трудно, потому что лица, действующие в Лаксдэльской саге, не только встречаются в других исторических сагах, но упоминаются также у Ape Фроди, первого исландского летописца, то есть, суть лица вполне исторические. Отец первого Византийского Варанга из Норманнов, по имени Болле, есть одно из таких лиц, упоминаемых в летописи; другой герой саги, Киартан, не только появляется во всех рассказахостремлениях короля Олафа Тригвасона обратить Исландию в христианство, но даже его гробница с руническою надписью сохранилась до нашего времени. Болле отец, по летописи, был убит в 1007 году, а только после его смерти родился его сын, Болле младший или Боллесон. Двенадцати лет, по саге, он предпринимает исполнить долг мести за своего отца (1018 г.), но потерпел неудачу. Потом он женился и только после этого отправился в далекие страны, сначала в Данию, а потом в Константинополь. " есть еще саги в которых упоминают Верингов- телоханителей. 1) сага о Вига-Стире и 2) сагаобитве на поле (auf der Heide) или Heidharvíga-Saga, Третья сага, упоминающая о Вэрингах, есть Ньялова сага (Niala или Nials-Saga). составляющие их содержание, относятся к началу XI .
если скандинавы не ВАРЯГИ ТО КТО такие варяги???
:" появление на страницах византийской истории имени Варангов объясняется прибытием в Царьград дружины, находившейся до тех пор на службе Киевских князей, в частности — Киевского князя Владимира; или, другими словами: первые Варанги в Константинополе суть те Варяги, которые были приведены Владимиром из-за моря, а потом, недовольные им, ушли в Царьград.
Д. И. Иловайский пишет: " Византийское Βάραγγοι произошло не прямо от Vering (тогда было бы Βάριγγοι), а чрез посредство славянского «Варязи», которое впервые пришло к Грекам из Киева, вероятно, в письменном сообщении. По свидетельству нашей летописи, это было именно в 980 году, когда наемники «Варязи», озаботившие было Владимира своими притязаниями, отпущены были им на службу к императору, и притом с рекомендацией, не слишком для них лестною. Эти-то «Варязи» и были, стало быть, первыми Варангами в Греции, где до их появления имя Βάραγγοι было совершенно неизвестно и в другом месте : «Византийцы нигде не смешивают Русь с Варягами. О Варягах они упоминают только с XI века; a o народе Рось, под этим ее именем, говорят преимущественно со времени нападения ее на Константинополь в 865 году. Но и после того они продолжают именовать Руссов Скифами, Тавроскифами, Сарматами и т. д.». "вскоре после варяжского бунта 1079—1080 года восстания Варягов против Никифора Вотаниата ,подробнее описано Атталиотою (р. 294 sq.), впрочем, термина Варанги при этом не употребляет. Русские перестают быть Варягами, то виною тому была отчасти дурная репутация, оставшаяся за ними после возмущения. Они еще остаются некоторое время в иностранном византийском корпусе, удерживая свое прежнее наименование, хотя уже в самой грамоте Алексея Комнина, на основании которой мы это утверждаем, соединение слов Варяги и Русь не так тесно, как в предыдущих хрисовулах (ῥώσων, βαράννων, κουλπίννων). Но слухи о немилости, которой подверглись сосланные, могли дойти до Руси, и служба в Константинополе делалась уже менее привлекательною. С другой стороны, утверждение Половецкой орды между Днепром и Дунаем делало более затруднительными сообщения между Русью и Византией. Если с конца X века по конец XI Русские встречаются почти непрерывно в описаниях византийских походов и сражений, то в XII веке они встречаются на страницах византийских историков весьма редко. Анна Комнина ни разу не упоминает о них, исключая ссылки на старые времена, на времена Святослава Игоревича и его соперника Цимисхия. Нужно, кроме того, заметить, что и новая династия, воцарившаяся в 1081 году, отличалась от предыдущих императоров особенною наклонностью и любовью к западу, к западным людям. Крестовые походы надолго связали Комнинов тесными, хотя не всегда приятными и мягкими, узами с рыцарством Франции, Италии и Германии. Целые толпы этих людей нахлынули теперь в город Константина. Все это объясняет нам, почему имя Русских становится столь редким в сочинениях писателей XII века. Уже с конца XI века в варяжском корпусе являются Англичане, сначала с преобладающим значением, а потом с исключительным. Они заменили Русских, сделались вместо них царскими телохранителями и царскою иностранною гвардией." СКАНДИНАВЫ Варанги, телохранители византийских императоров не = Варягам. НО тем не мнение берётся термин 11 века и переносится в 10 век.. в призвание Варягов. Хотя если вспомнить все остальные махинации " норманистов" подводный Рослаген, Финские "роутси" , пресловутый корень от слова "гребцы.." то все очевидно.
#18Отправлено 02.04.2013 - 07:11 AM Варяг не есть веринг, скандинавы узнали о том , что они варяги в 11 веке. Кто такие варяги?? У Даля слово «варяга» связано со значением «варить». В монографии Г.С.Рабинович «Город соли – Старая Русса в конце 16 – середины 18 вв» (Л.1973г.) также указано, что словом «варя» обозначался процесс выварки соли от затопки печи до выноса соли на сушильню, а словом «варь» называлась уже готовая, вываренная из : "Относительно слова «варяги» : «Другая же часть Руссов обитала вокруг Ильменя и в окрестностях Старой Руссы…Варяги первоначальные, современные Рюрику, были тоже что Запорожцы ХIV и ХV века, то есть удальцы, собравшиеся из разных колен Славянских; но более из близ обитавших Руссов (Старой Руссы); жили за Ильменем Позицию А. Васильева о варягах (солеварах) Русского Приильменья,но с существенными дополнениями отстаивал Г. И.
к ВЕРСИи варяг от солевар и о Старой Руссе конечно эта версия не подкреплена официальными археологическими данными, наоборот Старую Руссу археологически подтверждают с 10 века...., НО За время раскопок в Старой Руссе найдено 40 берестяных грамот, рассказала Елена Торопова. "На Пятницком раскопе мы достигли
.С.Герберштейн, посещавший Россию в 1517 и 1526 гг., записал, что «Руса, некогда называвшаяся Старой Руссией, древний городок под владычеством Новгорода…» С.Герберштейн : «Там есть солёная река, которую граждане задерживают в широком рве наподобие озера и оттуда проводят воду по каналам (по трубам) каждый себе в дом, #19Отправлено 03.08.2017 - 21:30 PM ВАРЯ́ГИ [др.-исл. væringjar (от vár – обет, клятва), ср.-век. лат. varangi, греч. βάραγγοι, араб. – варанк], собирательное обозначение сканд. народов в Древней Руси (в «Повести временных лет» и других др.-рус. источниках Варяжским м. называлось Балтийское м.); выходцы из Сканд. стран на службе у правителей Древнерусского государства и Визант. империи.
На Руси слово «В.» возникло, видимо, в кон. 9 – нач. 10 вв. в сканд. среде в связи с необходимостью отличать вновь прибывавшие воен. отряды скандинавов от «руси» – представителей воен. знати (Свенельд, Асмунд и др.) и членов др.-рус. княжеской династии Рюриковичей, также имевших сканд. происхождение. Проникновение скандинавов в Вост. Европу в 9–10 вв. проходило в период формирования Др.-рус. гос-ва. Как наёмная воен. сила В. составляли дружины др.-рус. князей, в воен. походах 10 – 1-й пол. 11 вв. – отборную часть княжеского войска. Их служба подвергалась регламентации, соглашения рус. князей с В. в 10–11 вв. предусматривали размер и форму оплаты наёмников, срок их службы или участие в конкретной кампании (об этом сообщают «Повесть временных лет» и исландские саги, в первую очередь «Сага об Эймунде»). В. играли важную роль в консолидации Др.-рус. гос-ва, в подчинении ему новых территорий, выполняли адм. и иные функции. Вместе с тем они могли представлять опасность для княжеской власти, подчас выходя из-под её контроля (выступления В. ок. 978 в Киеве, в 1015 в Новгороде). В 10 – 1-й пол. 11 вв. часть В. осела в Др.-рус. гос-ве, влившись в слой дружинной (воен.) знати. Следы постепенной ассимиляции В. в слав. среде обнаруживаются в археологич. материале (с сер. 10 в.). С сер. 11 в. в юж.-рус. летописании слово «В.» вышло из употребления (скандинавы перестали упоминаться), в новгородском летописании после 1130 постепенно вытеснялось названиями конкретных народов Скандинавии (свеи, урмане, донь, готе). Последний раз слово «В.» встречается в летописях под 1204 в рассказе о захвате крестоносцами Константинополя.
В Византии с кон. 10 в. имп. гвардия укомплектовывалась скандинавами, нередко попадавшими туда через Вост. Европу и ранее служившими на Руси. Ок. 978 киевский кн. Владимир Святославич отослал неугодный ему отряд В. в Византию. Императорские телохранители-скандинавы получили назв. «варанги», произошедшее, вероятно, от др.-рус. «варягъ» (впервые в визант. источниках встречается в 1034). В 11 в. проводилось различие между «дворцовыми» (гвардия) и «внешними» (составляли отд. корпус в визант. войске) варангами. В сканд. источниках слово væringjar встречается только в рассказах о событиях, имевших место с кон. 10 в., и только как обозначение скандинавов, служивших в Византии (к «русским» В. оно не применялось). В этом значении оно сохранялось в Скандинавии до нач. 13 в., когда падение Константинополя привело к ликвидации корпуса варангов, хотя его этнич. состав уже во 2-й пол. 11 в. утратил однородность.
Опытные мореплаватели, накопившие богатый опыт междунар. торговли, В. в 9–10 вв. осуществляли интенсивный обмен между странами Сев. и Юж. Европы, Ближнего Востока и Передней Азии, способствовали проникновению на север др.-рус. дружинной культуры, распространению христианства в вост. Скандинавии.
Историография
История В. – одна из наиболее дискуссионных тем в отеч. историографии, «варяжский вопрос» зачастую приобретал политич. звучание. В 17 в. для обоснования своей экспансионистской по отношению к Рус. гос-ву политики Швеция активно использовала факт сканд. происхождения др.-рус. князей и присутствия В. в Вост. Европе в 9–10 вв. Однако в самой России политич., идеологич. и эмоциональную остроту «варяжский вопрос» приобрёл в сер. 18 в. В дискуссии 1749 обозначились два диаметрально противоположных взгляда на роль В. в образовании Др.-рус. гос-ва: признание В. основателями гос-ва, трактовка наименований «русь» и «В.» как обозначения скандинавов (Г. Ф. Миллер, опиравшийся на исследования Г. З. Байера; впоследствии их последователей стали называть «норманистами», теорию – «норманизмом» или «норманнской теорией») и отрицание к.-л. участия скандинавов в социально-политич. жизни Руси, утверждение, что слова «русь» и «В.» – греческие или славянские (М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский и др.; их теория получила назв. «антинорманизм»). Обе стороны исходили из единых представлений о возможности создания государства одним человеком и считали летописные сообщения абсолютно достоверными. В нач. 19 в. Н. М. Карамзин, опираясь на критич. анализ летописных известий, сделанный А. Л. Шлёцером, сформулировал концепцию (преобладала до сер. 19 в.) создания др.-рус. «монархии» В.-скандинавами во главе с Рюриком, приглашённым новгородским старейшиной Гостомыслом для управления слав. и фин. племенами. В сер. 19 в. в рамках славянофильства усилились антинорманнские тенденции. Выразителем этих взглядов стал С. А. Гедеонов, вновь поставивший во главу угла вопрос об этнич. природе В. и «руси». Он утверждал, что эти термины, а также имена первых рус. князей (Рюрика, Олега, Игоря) происходят из прибалтийско-слав. языков, что, по его мнению, подтверждало и слав. природу др.-рус. государственности. Однако предложенная им этимология была тогда же отвергнута языковедами. Вместе с тем его критика взглядов «норманистов» побудила их интенсифицировать поиски и исследование новых источников по «варяжскому вопросу». В сер. 19 – нач. 20 вв. «норманисты» ввели в науч. оборот огромный корпус вост. (А. Я. Гаркави, А. А. Куник), визант. (В. В. Латышев), сканд. (Ф. А. Браун), зап.-европ. источников. Эти источники существенно расширили представления об экономич. и социально-политич. процессах образования Др.-рус. гос-ва и свидетельствовали о заметной роли скандинавов в этих процессах. Расширение круга источников, а также изменение взглядов на причины возникновения Др.-рус. гос-ва, среди которых важное место стало занимать внутр. экономич. и социальное развитие вост.-слав. общества (само возникновение государства рассматривалось как длительный процесс), сняли остроту вопроса об этнич. принадлежности В. и первых рус. князей. Возобладало признание (вплоть до сер. 1940-х гг.) активного участия скандинавов в формировании Древней Руси, сканд. происхождения др.-рус. знати и династии Рюриковичей, сканд. этимологии терминов «В.», а также «русь» (др.-сканд. rōþr «гребец» и «поход на гребных судах», трансформировавшееся через фин. ruotsi «шведский, швед» в др.-рус. «русь»). Эти взгляды разделяло подавляющее большинство отеч. и зарубежных историков и филологов (С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский, В. Л. Томсен, А. А. Шахматов; Ю. В. Готье, Б. Д. Греков, С. В. Юшков и др.). Одновременно начавшиеся широкомасштабные археологич. изыскания в Старой Ладоге, Гнёздове, Киеве, Чернигове (Н. Е. Бранденбург, Д. Я. Самоквасов, А. А. Спицын, Т. Арне и др.) подтвердили присутствие в Вост. Европе в 9–10 вв. значит. числа скандинавов и концентрацию сканд. древностей в узловых пунктах торговых путей.
В сер. 1940-х – нач. 1950-х гг. произошёл новый всплеск «антинорманизма» по двум причинам: как реакция на использование идей «норманизма» в фашистской Германии для пропаганды расового превосходства германцев над славянами (утверждалась культуртрегерская роль скандинавов по отношению к «стоявшим ниже по развитию» славянам), а также в связи с борьбой с космополитизмом в СССР, которая в области истории и археологии вылилась в теорию автохтонного (без внешних влияний) развития вост. славянства. Отрицание присутствия скандинавов в Вост. Европе (А. В. Арциховский), как и в 18 в. и в сер. 19 в., опиралось, прежде всего, на несканд. этимологию названий «русь» и «В.», для которых предлагалось вост.-слав. (М. Н. Тихомиров), кельтское и прибалтийско-слав. (А. Г. Кузьмин), а также иное происхождение.
В 1960-е – нач. 2000-х гг. в трудах археологов (Д. А. Авдусина, М. И. Артамонова, А. Н. Кирпичникова, Г. С. Лебедева, Е. Н. Носова, Т. А. Пушкиной и др.), историков и источниковедов (А. А. Горского, Е. А. Мельниковой, А. П. Новосельцева, В. Т. Пашуто, В. Я. Петрухина, М. Б. Свердлова, И. П. Шаскольского и др.), филологов (Г. А. Хабургаева, Г. Шрамма) изучение рус.-сканд. связей периода становления Др.-рус. гос-ва вышло далеко за рамки дискуссии об этимологии названий «русь» и «В.» и приобрело комплексный и междисциплинарный характер. В центре исследований находятся вопросы о роли торговых путей в образовании Др.-рус. гос-ва и степени участия В. в междунар. торговле, формировании др.-рус. воен. элиты и о месте в ней В. (наряду с др. этнич. группами), сравнит. типологии социально-политич. развития скандинавов и вост. славян и их этнокультурном синтезе, вост.-европ. (в т. ч. др.-рус.) влияниях на культуру Вост. Скандинавии и др.
Противостояние «норманистов» и «антинорманистов» в значит. степени утратило смысл в контексте цивилизационного подхода к освещению истории вост.-европ. и сев.-европ. регионов в 8–11 вв. и теорий этнокультурных взаимодействий, в рамках представлений о становлении государственности как длительном процессе углубления стратификации общества, завершающемся политогенезом под воздействием комплекса разл. факторов.
Лит.: Гедеонов С. А. Варяги и Русь. СПб., 1876. 3-е изд. М., 2005; Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов // Вопросы истории. 1974. № 11; Blöndal S., Benedikz B. S. The Varangians of Byzantium. Camb.; N. Y., 1978; Мельникова Е. А. «Сага об Эймунде» о службе скандинавов в дружине Ярослава Мудрого // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978; Ловмяньский X. Русь и норманны. М., 1985; Славяне и скандинавы. М., 1986; Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. [Комментарий к 9-й гл.] // Константин Багрянородный. Об управлении империей. 2-е изд. М., 1991; они же. Скандинавы на Руси и в Византии в X–XI вв. К истории названия «варяг» // Славяноведение. 1994. № 2; они же. Скандинавы в истории Древней Руси. М., 2006; Хлевов А. А. Норманнская проблема в отечественной исторической науке. СПб., 1997; Фомин В. В. Варяги и варяжская Русь: к итогам дискуссии по варяжскому вопросу. М., 2005.
Мельникова Е.А. Варяги // Большая российская энциклопедия
https://bigenc.ru/do...ry/text/1901099 #20Отправлено 04.08.2017 - 00:21 AM Афигеть можно, чего здесь понаписали! Как будто не было долгих обсуждений этой темы. Но вот пришли новые люди и дерзают заново переписать историю. Количество пользователей, читающих эту тему: 00 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных |