←  Русь

Исторический форум: история России, всемирная история

»

О том, как лучше не писать энциклопедию

Фотография Демон Демон 23.09 2012

Существует «Славянская энциклопедия» изданная В.В. Богуславским в начале этого века. Просматривая некоторые статьи из этого издания, выявил, что основа биографических данных этой энциклопедии — это копипаста из дореволюционного издания «Русского биографического словаря» А.А. Половцова. Причём со всеми имеющимися там ошибками и с приведением собственных ошибок.

Например, у Богуславского имеется статья «Авраам Степанович»[1]. У Половцова статья умещается в пять предложений[2]. Четыре из которых полностью перекочевали в издание Богуславского. У Половцова говорится, что Авраам Степанович — это новгородский тысяцкий (действовавший в 20-40-е годы 14 века). Однако тысяцкого с таким отчеством просто не существует, откуда взято это отчество, я так и не выяснил (хотя в летописях имеется новгородский воевода Аврам Стефанович, упоминаемый под 1411 г.[3], может это с ним перепутали?). Но имеется новгородский тысяцкий Аврам Ольферьевич (или Елеферьевич)[4], о ком на самом деле и идёт речь в словарной и энциклопедической статье. Также в статье упоминается поездка тысяцкого к Семёну Гордому для поздравления с его вокняжением, однако такого события не существует (далее в статье идёт упоминание о подписанном договоре с Гордым, что верно, хотя не о мире, а о княжении на Новгородском столе был подписан договор[5]). И так далее у Половцова.

Богуславский внёс два собственных предложения в копипасту (но может ещё откуда—то и это скопипастил, этого я не знаю) — одно про договор 1323 г. с Швецией (такой договор был, тут верно[6]) и другое про войну Аврама с шведским королём Магнусом в 40—е годы 14 века. Вот про войну преувеличение. Войну вели другие люди, если конечно войной можно назвать взятие шведами крепости, где сидел Аврам[7]. Интересно ещё то, что в этой статье Богуславский ссылается на словарь Половцова и на 25 том ПСРЛ, но ни в какой из них нет сведений о договоре 1323 г. Кроме договора 1323 г., Аврам упоминается ещё в четырёх грамотах[8], однако Богуславский о них не знает, хотя давно известно про то, что не одна грамота имеется, где бы говорилось про тысяцкого Аврама.

Как видите в одной только статье из энциклопедии Богуславского можно найти много ошибок.

Примечания:
[1] Славянская энциклопедия: Киевская Русь—Московия / Автор—составитель В.В. Богуславский. — М.: Олма—Пресс, 2003. — Т. 1. — С. 9—10.
[2] Русский биографический словарь / Под наблюдением А.А. Половцова. — СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1896. — Т. I. — С. 45.
[3] Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. А. Н. Насонова. — М.—Л.: Академия наук СССР, 1950. — С. 403.; Софийская первая летопись старшего извода // Полное собрание русских летописей. — М.: Языки русской культуры, 2000. — Т. VI. — Вып. 1. — Стб. 534.
[4] Янин В.Л. Новгородские акты XII—XV вв. Хронологический комментарий. — М.: Наука, 1990. — С. 48—49.
[5] Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. А. Н. Насонова. — М.—Л.: Академия наук СССР, 1950. — С. 353.
[6] См.: Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Под ред. С. Н. Валка. — М.—Л.: Академия наук СССР, 1949. — С. 67—68.
[7] Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. А. Н. Насонова. — М.—Л.: Академия наук СССР, 1950. — С. 359—360.
[8] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографическою экспедициею Императорской Академии наук. — СПб.: Тип. II Отделения, 1836. — Т. 1. 1294—1598. — С. 1—2.; Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Под ред. С. Н. Валка. — М.—Л.: Академия наук СССР, 1949. — С. 26—28, 65—67, 142—143.
Ответить

Фотография Марк Марк 23.09 2012

Демон:

У Половцова говорится, что Авраам Степанович — это новгородский тысяцкий (действовавший в 20-40-е годы 14 века). Однако тысяцкого с таким отчеством просто не существует, откуда взято это отчество, я так и не выяснил (хотя в летописях имеется новгородский воевода Аврам Стефанович, упоминаемый под 1411 г.[3], может это с ним перепутали?).


Да, скорее всего Половцев упоминает именно его. В Новгородской IV летописи он назван именно так - Аврамъ Степановичь (Стефановичь - в Голицынском и Толстовском списках). Но тысяцким он не назван.
index.php (2759-874).png
Ответить