←  Высокое Средневековье

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Сельджукский султанат

Фотография Lion Lion 05.11 2009

Давайте поговорим о селджуках. Общая информация -

Турки после смерти Мелик-Шаха (1092г.) не представляли единства. У них наметилось несколько центров. Наиболее важные из них в этом регионе:
1.Великие Сельджуки в Мосуле (Баркъярук);
2.Сирийские в Халебе (Тутуш);
3.Румские в Никее (Кылыч-Арслан);
4.Данишменд в Севастии (Гюмюштегин);
5.Артукиды в Хисн-Кайфе (Сукман);
6.Дом Абу-л-Касима в Самосате (Полтакчи).
Сельджукам в рассматриваемый период времени дела до армян и прочих народов не было. Каждый занимался своими делами. Тутуш добивал Укайлидов, давил на Фатимидов, а затем сцепился с Великими Сельджуками. Данишменд боролся с Трапезундом, Рум переживал тяжелый период междуцарствия. Артукиды пытались укрепиться, лавируя между Мосулом и Сирией. Полтакчи ожидал возмездия Рума - номинальным вассалом которого был.
Приход крестоносцев в Сирию начал процесс консолидации мусульман: Данишменд с Румом удачно отразили несколько нападений крестоносцев. Артукиды "впереди планеты всей" подняли знамя ислама против неверных, признав главенство Великих Сельджуков, только сыновья Тутуша и Полтакчи не хотели вливаться в общемусульманский фронт.
Ответить

Фотография Шад Шад 12.09 2013

Знаю, что отношение к Татищеву неоднозначное. Но тем не менее хотел бы узнать мнение по следующему фрагменту (1389 год):

Был же сей царь турецкий Амурат от роду христианского, обладал странами посреди Персиды, после же называвшимися Ачемия. Оскудели ж цари греческие, и так от тех стран армянских воцарил во греках царь. Другой же брат его воцарил в отечестве своем Армении. Были же оба христиане, и цареградский, и армянский, то есть ачемийский, два брата по сути, один во греках царствовал, а другой во Ачемии царствовал. Потом же греческий царь, подговоренный своими, кто при нем был, пошел на брата своего ратью, на царя армянского, что произносится ачемийского. Услышал же царь ачемийский про такое от брата своего, и постригся во иноческий чин, и встретил брата своего, греческого царя, во иноческом образе пешим. Удивился о сем брат его греческий царь. Он же сказал к нему: "Господин брат, что дивишься о мне? Не ведаешь ли, что деды наши и отцы не хотели крови проливать между собою? Я же ли худой грешный могу сие сотворить? И потому принял святых ангельский и иноческий образ, и вся будет держава моя в твоей руке. Один же есть сын мой, и тот небрежет о славе тщетной, юности ж ради не может принять иноческого жития. Есть же монастыри многие, которые отцы наши создали в народе нашем. Дай ему написание твое кормиться ему от тех монастырей. Прочее ж все в твоей власти будет". Брат же его, греческий царь, сотворил так сыну его. А также потом и владеть сотворил сыну его на тех странах. Также и того сына сыновья владели странами своими армянскими же, говорится ныне ачемийскими. Превозмогли ж там турки и, восточные страны заняв, привлекли к себе ачемийские страны и веру свою установили. Правнук же царя оного, постригшегося во иноческий образ, переложился в веру турецкую, которому имя Аркан, которого первый сын Сулиман. Сей Сулиман, приняв скипетры его, в западную сторону пошел, когда еще жив был отец его Аркан, на Колипол к морю пришел, отворотил путь и прочим при царе греческом Андронике, имея рать с братом своим. Затем умер Аркан и сын его Сулиман. И после Сулимана восстал брат его младший, сын Арканов, которому имя Амурат; силою же превозмог всех, и лютостью, и жестокостью, и многие царства покорил под себя на востоке и на западе, и ту греческую страну покорил под себя; сего ради турецкий царь назывался, поскольку турецкими странами овладел. 

 

С такой оригинальной трактовкой происхождения Османов столкнулся впервые. 

Не в "Скифской истории", ни у Мауро Орбини следов этой истории не нашёл. Откуда эта информация и можно ли к ней относиться как к заслуживающей внимание версии?

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 13.09 2013

Знаю, что отношение к Татищеву неоднозначное. Но тем не менее хотел бы узнать мнение по следующему фрагменту (1389 год):

 

С такой оригинальной трактовкой происхождения Османов столкнулся впервые. 

Не в "Скифской истории", ни у Мауро Орбини следов этой истории не нашёл. Откуда эта информация и можно ли к ней относиться как к заслуживающей внимание версии?

На всё есть первый раз... Эта версия не оригинальная, а, если так можно выразиться, основная и единственная существующая на данный момент. Есть ещё предположение, конечно, что византийские историки ошибаются, и что Османская династия происходит из числа собственно турок-кочевников. Не видал пока подкрепления этой последней версии сообщениями источников.

 

Согласно с Никитой Хониатом (История, Царствование Мануила, кн. I):

В это время сам Масут, выступив из города, расположился лагерем {69} в Таксарах, которые прежде назывались Колониею; а одна из его дочерей, бывшая, говорят, в замужестве за двоюродным братом царя, сыном Севастократора Исаака, Иоанном Комниным, который, по поводу небольшого оскорбления, убежал от дяди и царя Иоанна Комнинак Масуту, - стоя на стенах города, сказала при этом случае убедительную речь в защиту отца и султана.
http://www.hist.msu..../Xoniat/1_2.htm

 

Георгий Сфрандзи об Иоанне Комнине Челеби, Камеро, Сулейман-шахе, Эртогруле (Хроника, кн. I гл. 20):

Царь Иоанн Комнин ... сражаясь с персами (комментарий: персами именуются сельджуки) и султаном Икония многими укреплениями персов овладел; имел же он при себе своего племянника Иоанна, сына Исаакия севастократора, своего брата... важного воюющего на коне рыцаря из Италии он увидел стоящим пешим, и велел племяннику Иоанну сойти со своего арабского скакуна... и отдать его итальянцу...

(несмотря на нежелание подчиниться, Иоанну пришлось послушаться приказа дяди-императора)

... он же, полный непослушания и горя во гневе... бежавши к персам стал дезертиром. И его с радостью и с объятиями приняли амирас (= эмир) и все варвары; и от Христовой веры отрёкшись вместо Иоанна Челебием был назван и некую Камеро звавшуюся дочь амираса взял в жёны, и в качестве приданного были даны местности в стране, и города, и много денег. Был же сей муж греческой мудрости не чуждый и в арабском языке умелый... и настолько полюбился он тестю и всем остальным, что делал всё чего хотел, и варвары славили его как второго Мухаммеда. И так породил от Камеро сына по имени Солиман-Шах, которого обучил греческой и арабской мудрости... И (Солиман-Шах) не хотел обижать никогда никакого христианина, но скорее тем подчинённым ему (христианам) множество одолжений и благодеяний делал... Он породил Эртогрула, отца Оттомана.

Иные же пишущие об этом иное мнение имеют, (а именно) что этот возвысившийся Челеби это не тот же, кто и племянник Иоанна Комнина, а другой, его тёзка, носивший с ним одинаковое имя...

http://books.google....ζελέπης&f=false

или тут:

http://books.google....ζελέπης&f=false

Ответить

Фотография Шад Шад 14.09 2013

Попробовал сопоставить хронологию по византийским императорам и Османам (и их предкам). Вот что получается:

 

Кыйа Алп (Kaya Alp) (?-1214) -вождь огузского племенного союза кайы

Сулейман-шах (Süleyman bin Kaya Alp) (1178-1227), правил с 1214

Эртогрул-бей (1198-1281), правил с 1227

 

Осман I (Фахр уд-Дин Осман бей) — сын Эртогрула, р. 1258, уджбей Сёгюта 12811299, улубей Высочайшего Османского государства 12991324

 

Орхан (Ихтияр уд-Дин Орхан-бей, прозванный также Победоносный) — сын Османа I, р.1288, улубей Высочайшего Османского государства 13241362

Именно его Татищев именует Арканом. У него действительно был сын Сулейман, который до воцарения Мурата прославился как полководец, но не стал его наследиком. Всё совпадает. 

Кстати, Орхан был женат на дочери Иоанна VI Кантакузина Федоре от которой у него был сын Халил. 

На стороне Кантакузина османы участвовали в гражданской войне между Кантакузином и Иоанном V Палеологом. 

"Царь греческий Андроник" - это вероятно Андроник III Палеолог (1296-1341). При нем Византия потерпела несколько чувствительных поражений именно от Орхана: в 1331 году ими была взята Никея, в 1337 году — Никомедия.

 

Мурад I — сын Орхана, р.1326, султан Высочайшего Османского государства 13621389

По Татищеву - Амурат. 

 

Теперь вернемся к византийским императорам. Единственный Иоанн Комнин был на троне Византиии в  1118-1143 годах.  

Первый же Иоанн Комнин на троне Трапезунда (Иоанна I Аксух) правил в 1235-1238 годах...

Так что в приведенном источнике речь идет об Иоанне II Комнине.

Тем более, что история с его братом, севастократором Исааком Комнином совпадает в деталях у и Татищева и у Хониата.  

 

Насчет того, что после перехода в ислам племянник императора мог достичь успеха у турок - вполне правдоподобно. 

Во всяком случае турецкое происхождение не помешало в тоже время крещенному турку Иоанну Аксуху стать великим доместиком Империи. 

Правда смущает то, что касается происхождение Эртогрула как-то вообще не документировано. Или официальная историография османов старалась не подчеркивать родство с правителями Византии?

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 17.09 2013

Подробнее (под влиянием турецкого историка Кёпрулу) разобран вопрос о легендарном происхождении Османской династии в книге Стивен Рансимен, "Падение Константинополя", Глава II (Подъем султаната):

Известен список из 21 предка Османов, восходящий к Ною, а позднее к этому перечню было добавлено еще 31 имя, дабы сделать его хронологически более убедительным. Генеалогическая линия Османов проходит через легендарного героя Огузхана, родоначальника турок-огузов, его сына Гек Алпа и внука Чамундура, иначе, Чавулдура, который, согласно другим легендам, являлся одним из 24 внуков Огуза, от которых и произошли 24 главных огузских племени. Правда, в конце XIII в. в состав Оттоманского государства вошли еще и чаудуры — отдельное племя, вначале враждебно относившееся к оттоманскому лидерству. Другая из легенд, возвеличивающих Османов, ведет ее основание от старшего внука Огуза, Кайи, сына Гунхана, делая, таким образом, Османов ветвью старшего племени огузов. Однако это предание появляется только в XV в., когда уже была повсеместно принята легенда о происхождении от Гёк Алпа. В XV в. придворные льстецы еще более усложнили проблему, добавив династии и арабских предков. Впрочем, Османы никогда всерьез не претендовали на происхождение от самого пророка Мохаммеда, поскольку родословная его потомков была слишком хорошо известна{39}. Султан-Завоеватель Мехмед II, стремясь поразить своих подданных, как турок, так и греков, поддерживал версию о том, что его семья якобы происходит от принца императорского дома Комнинов, который эмигрировал в Конью, принял там ислам и женился на сельджукской княжне.

Комментарий:

40. Не так уж невероятно, как это полагает Кёпрюлю, что у династии Османов могли оказаться предки как из Сельджукидов, так и Комнинов; но если это справедливо, то последние, вероятно, появились позднее, в результате брака Баязида I с одной гермиянcкой княжной.

http://militera.lib....unciman/02.html
 

Ответить