←  Загадки истории

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Трамвай на Патриарших

Фотография Викинг Викинг 15.10 2017

С этим трамваем, под которым погиб несчастный Берлиоз в романе «Мастер и Маргарита», всё очень просто и совсем не просто. Одни готовы побожиться, что видели и трамвайные пути, и тот самый турникет, и сам трамвай, а другие говорят, что трамвая не было.

Попробую суммировать аргументы в пользу того, что трамвай по Малой Бронной ходил. Итак, доказательство первое – опубликованы свидетельства очевидцев: писателя Сергея Николаевича Есина, журналиста Владимира Артуровича Лёвшина, филолога Виктора Ноевича Ярхо, старожилов с Патриарших и ещё ряда авторитетных личностей из тех, на которых ссылался в своей книге известный булгаковед Борис Мягков. К ним можно добавить и свидетельства моих соседей.

Доказательство второе, надо признать, не очень убедительное – исследования с помощью метода биолокации подтвердили, что у Патриаршего пруда некогда были проложены трамвайные пути. Доказательство третье – заметка в «Вечерней Москве» о прокладке путей на Малой Бронной. Наконец, следует учесть, что исследователи, считающие, будто трамвай на Патриарших выдуман, так и не смогли выдвинуть убедительных контраргументов против версии о его существовании, кроме отсутствия трамвайного маршрута на транспортных схемах и ссылок на старушек, дремавших у пруда. Это отсутствие контраргументов, а также попытки «смухлевать» я бы обозначил как четвёртое доказательство. Впрочем, можно сослаться на мнение инженера-путейца Жукова, нашедшего в своём архиве свидетельство того, что трамвай ходил по Малой Бронной вроде бы только до конца 20-х годов. Однако было бы странным, если бы в то время, когда москвичи страдали от недостатка общественного транспорта, нашлись товарищи, которые решились настаивать на снятие тармвайных путей. Да их бы сразу обвинили во вредительстве! Напротив, необходимость расширения трамвайной сети Москвы была предметом забот партийных органов. Летом 1935-го года было принято совместное постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О генеральном плане реконструкции города Москвы», согласно которому к концу 1938 года предполагалось построить 100 км новых трамвайных линий, а к 1945-му – 400 км. Так что признание Жукова вполне можно интерпретировать как четвёртое доказательство существования трамвайной линии у Патриарших не только в 20-х годах, но и позже.

      И всё же документального подтверждения существования трамвая на Патриарших до сей поры найти не удалось. Возможно, интересующие нас материалы хранятся у потомков того фотографа, который в первые послевоенные годы время от времени появлялся у Патриаршего пруда и стареньким аппаратом снимал на детской площадке ребятишек и их заботливых мам, кстати, за весьма умеренную плату. В объектив его аппарата наверняка мог попасть и проходивший мимо трамвай.

Но есть один загадочный фотоснимок, который позволяет надеяться, что Булгаков не выдумал этот трамвай, который в 30-х годах можно было видеть у Патриаршего пруда. До сих пор в конце Садовой-Кудринской улицы, вблизи Малой Бронной стоит дом, принадлежавший до 1917 года жене титулярного советника Марии Николаевне Чижиковой. В 1940 году он был надстроен тремя этажами. Именно в это время был сделан фотоснимок, который можно считать единственным, хотя и не вполне убедительным доказательством существования трамвайной линии, проложенной через Малую Бронную мимо Патриаршего пруда и далее на улицу Красина, бывшую Живодёрку, по другую сторону Садового кольца. Этим доказательством хотелось бы считать белые следы на асфальте, напоминающие трамвайные рельсы либо следы от них, оставшиеся после того, как рельсы по какой-то причине удалили. В пользу последнего предположения свидетельствует отсутствие на снимке контактной сети трамвайной линии.

 

садово-кудринская-1940.jpg


Сообщение отредактировал Викинг: 15.10.2017 - 14:56 PM
Ответить

Фотография Марк Марк 16.10 2017

Желающие могут попытаться проверить догадки автора статьи самостоятельно. Там есть схемы и снятых маршрутов в 1928-1940 г.:

http://tram.ruz.net/maps/

Ответить

Фотография Викинг Викинг 17.10 2017

Желающие могут попытаться проверить догадки автора статьи самостоятельно. Там есть схемы и снятых маршрутов в 1928-1940 г.:

http://tram.ruz.net/maps/

Всё это досконально изучено. На схемах нет маршрута через Малую Бронную. Можно предположить, что эта ветка была проложена для разгрузки Большой Никитской (улицы Герцена), по которой в 1929 году проходили 8 маршрутов - трамваи шли один за другим. Но видимо, затея себя не оправдала и ветка стала использоваться для того, чтобы по окончании часа "пик" перегнать "лишние" трамваи прямиком в парк в районе Белорусского вокзала.

Ответить

Фотография Марк Марк 17.10 2017

На карте 1930 г. такого маршрута нет:

М. Бронная.png

 

Нет его и на всех прочих схемах, начиная с 1916 г. В том числе и на схеме ликвидированных маршрутов после 1928 г.

Ответить

Фотография Викинг Викинг 17.10 2017

На карте 1930 г. такого маршрута нет

Так я о том же говорю - на карте не было! Но рельсы были проложены - на снимке видно. Мой сосед 1930 г.р. (физик!) утверждал, что трамвай ходил от Спиридоновки до Малой Бронной и далее по улице Красина до Тишинки.

Дело было так. В 1929 году было принято постановление о расширении сети трамваев в Москве. Начали расширять, а затем приняли новое постановление - строить метро. После появления первых линий метро решили очистить улицу Горького и Садовое кольцо от трамваев.

Вот цитата из книги известного знатока истории московского трамвая С.А. Тархова:

      «В феврале 1927 г. из-за перегрузок на узкой Тверской улице (между Страстной и Триумфальной площадями) было решено снять трамвайные пути и пустить трамвай в обход через Малую Дмитровку (Чехова). Этот проект удалось реализовать только осенью 1929 г., когда сначала предложили перенести пути в соседние переулки (на Малую Бронную, Спиридоновку и Козихинский пер.), а затем здесь вовсе закрыли движение трамвая».

На этой карте я показал эти трамвайные линии, которые были построены, но практически не функционировали, поскольку метро и троллейбусы были эффективнее.

 

koziha-tram.jpg

 

После войны стали сокращать линии метро по Бульварному кольцу. В 1949 году трамвай ходил со стороны Кировских ворот уже только до Никитских ворот. Тогда же его в последний раз видели у Патриарших - он разворачивался вокруг пруда, поскольку линия по улице Красина была закрыта. В 1950 году трамвай ходил только до Пушкинской площади.

Ответить

Фотография Марк Марк 17.10 2017

Но рельсы были проложены - на снимке видно.

 

Честно говоря - не увидел этих самых следов. Вы про те, что вдоль тротуара? По-моему это не следы рельс. Никакого намека на демонтаж шпал. Совершенно чистый асфальт. Насколько я знаю, безшпальных технологий укладки рельс не было и в дни моей юности. Если бы был положен свежий асфальт, то и этих белых полос не осталось бы.

Ответить

Фотография Викинг Викинг 17.10 2017

Не вдоль тротуара, а на снимке слева направо и чуть вверх. Там две пары двойных белых линий на расстоянии, соответствующем расстоянию между колеями. Если это следы, то могли снять по-быстрому только рельсы, не трогая шпалы (если они были), чтобы не перекрывать надолго движение по Садовому кольцу.

Но даже если это не следы рельсов, уверен, что Булгаков не мог соврать. А вот Воланд наверняка постарался, чтобы не осталось никаких фотографий мостовой на Малой Бронной 30-х годов. :)

Ответить

Фотография Викинг Викинг 17.10 2017

Есть косвееные доказательства того, что в районе Малой Бронной когда-то были проложены трамвайные пути. Оказывается, на старых домах в окрестностях Патриарших полным-полно разного вида крючьев и петель, большая часть которых ныне не используется. Насколько я могу судить, крючья в основном применяются для крепления кабелей уличного освещения на узких улицах и в переулках. Для крепления же контактной сети трамваев более надёжными являются петли. Характерно, что элементы креплений располагаются по нескольку штук, от двух до шести, примерно в одном месте, что невозможно объяснить только регулярно происходившим на протяжении почти ста лет совершенствованием способов крепления кабелей освещения. Так вот, и крючьев, и петель в Ермолаевском, в Большом и Малом Патриарших переулках, а также на Малой Бронной и Спиридоновке предостаточно. И в то же время, в Малом и Большом Козихинских переулках, где трамвай точно не ходил, такого обилия крючьев в одном месте нет – как правило, обнаруживается всего один единственный крюк даже на очень старых, построенных до революции домах.

Таким образом, с достаточным основанием можно утверждать, что появилось ещё одно, пятое, косвенное доказательство того, что трамвай на Патриарших ходил и «новопроложенную» линию с Ермолаевского на Бронную Булгаков не придумал, как бы этого ни хотелось многим недоверчивым поклонникам писателя.

 

Малая Бронная, 27:

 

малая-бронная-27а.jpg

Ответить

Фотография Марк Марк 17.10 2017

А вот Воланд наверняка постарался, чтобы не осталось никаких фотографий мостовой на Малой Бронной 30-х годов.

 

Ну ежели только он тут замешан....  :)

Ответить

Фотография Викинг Викинг 17.10 2017

Вообще-то здесь почти то же самое, что и с походом 860 года на К-ль. По поводу трамвая спорили лет двадцать, но каждый остался при своём мнении.

Ответить