←  История древнего мира

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Наследницы Ио

Фотография Darius Darius 06.09 2019

История основания Трои, согласно мифологии, имеет несколько версий. По одной из них, треть критян, спасаясь от голода, под предводительством некого Скамандра, приплыли во Фригию и, построив храм Апполона, основали город-колонию. Здесь у Скамандра родился сын Тевкр, ставший впоследствии эпонимом критских переселенцев, а сам Скамандр погиб в битве с бебриками (позднее, царя бебриков Амика убил в рукопашном бою Диоскур Полидевк во время похода аргонавтов).

 

По другой версии Тевкр, будучи главой критских переселенцев, был приглашен во Фригию Дарданом, хотя афиняне утверждали, что это Тевкр, переселился из Афин во Фригию, а затем пригласил из Аркадии Дардана.

После Девкалионова потопа Дардан и его сын Идей отправились на Самофракию (другой сын, Дейм, остался в Аркадии), остров стал называться Дарданией. Жена Дардана Хриса принесла Дардану в качестве приданого священные изваяния божеств, а Дардан ввел их культ в Самофракии, но держал их истинные имена в тайне, основав сообщество жриц.

 

Пути в троаду карта.png

 

После смерти брата Иасиона Дардан в одиночку отправился в Троаду на плоту из надутой шкуры, нагруженной четырьмя камнями. Тевкр принял его при условии оказании военной помощи в битве с другими племенами, отдал ему часть царства и женил на своей дочери царевне Батии. Дардан выбрал место на нижних склонах горы Ида и заложил город, назвав его Дарданией. После смерти Тевкра Дардан унаследовал от него остальную часть царства, дав ему свое имя и также содействовал созданию колоний во Фракии. Идей священные изваяния с Самофракии принес в Троаду и ввел поклонение Матери богов и ее мистерии (существует предание о том, что Иасион и Дардан были выходцами из Этрурии и, поделив священные изваяния между собой, Иасион отправился в Самофракию, а Дардан в Троаду).

 

У Дардана, помимо Идея, были старшие сыновья Эрихтоний, Ил и сестра Идея, ставшая женой Финея, сына Агенора. Сын Эрихтония (которого именовали также царем Крита) Трос наследовал своему отцу Эрихтонию и вся Троада стала называться его именем.

 

Ил ушел во Фригию, где, вступив в уже начавшиеся игры, стал победителем в борьбе и получил в качестве награды пятьдесят юношей и пятьдесят девушек (видимо, будущих поселенцев. Обращает на себя внимание, что столько же было у Приама. У Даная и Египта было 50 сыновей и дочерей). По совету царя Фригии Ил пошел за коровой и у холма Ата основал город Илион (аналогия с мифом о Кадме и создании Фив), но строить городские укрепления не стал. Когда был обозначен круг, который должен был стать границей города, Ил обратился с молитвой к Зевсу, чтобы тот явил знамение, и на следующее утро увидел перед своим шатром закопанный деревянный предмет, поросший травой – палладий. Ил воздвиг в цитадели храм, куда поместил изваяние, т.е опять на лицо традиция строительства города вокруг храма. По другим версиям, палладий упал в храм через отверстие в недостроенной крыше как раз в то место, которое для него готовили, или что после смерти Дардана его перенесли из Дардании в Илион.

Кроме того, существуют другие версии: кроме изваяния, принесенного в Троаду Тевкром, существовало троянское, вырезанное из костей Пелопа, или даже наличия множества палладиев, аналогичным образом упавших с небес, включая самофракийские изваяния, принесенные Идеем в Троаду. (По преданию, истинный Палладий хранился в Риме коллегией весталок). И вот здесь можно выдвинуть еще одну версию Троянской войны.

 

Данай, Пелоп, Агенор.png

 

Известно, что Агамемнон и Менелай относились к микенской династии Пелопидов, корни которой имеют лидийское происхождение и восходят к Пелопу, сына Тантала (царя Сипила), изгнанного из Фригии Илом, сыном Дардана. Пелоп отправился через Эгейское море, в Пису (Элида), где, убив царя Эномая, захватил власть, постепенно, распространил свое влияние на весь Пелоппонес. После его смерти начинается борьба между его сыновьями, Атреем и Фиестом, претендовавших на власть в Микенах. Именно тогда и возникла легенда о золотом баРФе, руно которого служило подтверждением власти нового царя из рода Пелопидов. (Аналогичная проблема стояла перед Ясоном в Иолке и явилась целью похода аргонавтов). С помощью царя Спарты Тиндарея Агамемнон занял Микены и в Элиде убил царя Тантала, сына Бротея, брата Пелопа. Стоит учесть, что, согласно легендам, именно Бротей вырезал самое древнее изваяние Матери богов, которое находилось у горы Сипил.

 

Т.е миграция из Фригии Пелопа сопровождалась массовым отъездом детей Тантала в результате неудачной войны с Троей. Возможно, именно стремление Агамемнона после утверждения в Микенах отомстить наследникам Ила стало поводом к ахейскому нашествию в Троаду?

 

Схема Пелопиды и Дарданцы.png

 

Сын Ила Лаомедонт решил построить знаменитые стены вокруг Трои при помощи лелега Эака, который помогал Посейдону и Аполлону, обманутым, впоследствии, Лаомедонтом. Результатом обмана явилось разрушение Трои Гераклом, который, условившись вернуться после похода в Колхиду с Ясоном за обещанными кобылицами и спасенной им от чудовища (посланного Посейдоном) Гесионой, был разгневан отказом Лаомедонта сдержать слово. Согласно Диодору, Геракл прибыл под Трою с 18 кораблями (по Гомеру, с - 6). Некоторые авторы указывают на самостоятельность действий Геракла, некоторые отмечают, что в разрушении Трои участвовали аргонавты. Диодор отмечал, что о коварстве Лаомедонта аргонавтов предупредил именно Приам, который принес заключенному в темницу брату Гераклу Ификлу меч и тот смог ускользнуть от стражи, предупредив оставшихся на берегу о планируемой атаке. Именно за это Геракл оставил его в живых и заключил союз.

 

(Стоит отметить, что Троада славилась своими лошадьми. В табуне Эрехтония было двенадцать быстрых коней, рожденных от Борея.  Анхис скрещивал своих кобыл с божественными жеребцами, принадлежавшими царю Лаомедонту. На «конях Троса» ездит Эней)

 

Наследником Лаомедонта стал Приам, которому удалось вернуть Трое былое богатство и могущество. Чтобы решить, как быть с Гесионой, которую сын Эака Теламон увез в Грецию после разрушения Трои, зять Приама Антенор и его двоюродный брат Анхис (праправнук Эрехтония) отправились в Грецию и предъявили требования троянцев Теламону, но их с позором изгнали. Этот случай и стал главной причиной Троянской войны. Парис вызвался возглавить поход, если Приам снабдит его большим флотом и нужным количеством людей для освобождения Гесионы.

 

Прибыв в Спарту вместе с Менелаем, посетившем Трою накануне похода, он соблазнил Елену, пользуясь тем, что Менелай отплыл на Крит, чтобы присутствовать на похоронах своего деда с материнской стороны Катрея, бывшем в то время царем Крита. Елена взяла с собой большую часть дворцовых сокровищ, три таланта золота, украденного из храма Аполлона, а также пять служанок, среди которых были две бывшие царицы - мать Тесея Эфра и сестра Пирифоя Фисадия.

 

Из-за разыгравшейся бури Парис был вынужден пристать к Кипру, а затем направился к Сидону, где предательски убил и ограбил царя в его собственном зале для пиров. Несколько месяцев пробыл в Финикии, на Кипре и в Египте. Наконец, благополучно добравшись до Трои, он отпраздновал свадьбу с Еленой.

 

Египетские жрецы утверждали, что троянский флот отнесло далеко в сторону и Парис сошел на берег у Канобского устья Нила близ города Канопа. Наместник Канопы сообщил обо всего царя Протею в Мемфис и доставил туда Париса и Елену вместе с похищенными сокровищами. «Прибыл чужеземец, родом тевкр, совершивший нечестивое деяние в Элладе. Он соблазнил жену своего гостеприимца и вместе с нею и богатыми сокровищами находится здесь, потому что буря занесла его к нашей земле. Отпустить ли его безнаказанно или же отнять все добро, привезенное им?». Парис был изгнан, а Елена и сокровища остались в Египте в ожидании визита Менелая. По версии Геродота, после похищения Елены, греки сначала решили отправить посланцев, чтобы возвратить ее и потребовать плату за нанесенный похищением урон. Троянцы же в ответ бросили им упрек в похищении Медеи Ясоном. Т.е Троянская война случилась после похода аргонавтов, когда память о походе еще была жива.

 

Когда Геродот спросил египетских жрецов, верно ли сказание эллинов (читай, Гомера) об осаде Илиона, те ответили, что знают об этом со слов самого Менелая. После начала осады Трои ахейцы отправили в Илион послов, среди которых был и сам Менелай. Когда они потребовали возвращения Елены и сокровищ, тевкры клятвенно говорили, что «нет у них ни Елены, ни требуемых сокровищ, но что все это — в Египте…Эллины же, думая, что над ними издеваются, принялись осаждать город и, наконец, взяли его. А когда взяли город и Елены там действительно не оказалось, и им повторили опять то же самое [о ее местопребывании], что и раньше, то эллины, в конце концов, убедились, что тевкры с самого начала говорили правду». Т.е, цель ахейского войска заключалась именно в самой Трое.

 

После падения Трои Менелай отправился в Египет, где благополучно получил обратно и Елену, и похищенные сокровища. Но после принесения в жертву двух египетских мальчиков, был вынужден бежать с флотом в Ливию, а затем уже вернулся в Спарту. Сам Геродот считал, что «Если бы Елена была в Илионе, то ее выдали бы эллинам с согласия ли или даже против воли Александра (Париса)».

 

Через три поколения после смерти Миноса разразилась Троянская война, когда критяне оказались верными союзниками и мстителями Менелая. А после возвращения из-под Трои на острове начались голод и мор людей и скота, пока Крит вторично не опустел.

 

Т.о можно в известной степени реконструировать мифологическую историю возникновения Трои (Илиона).

 

1. Разразившейся голод на Крите вызвал миграцию части островитян во Фригию, где был основан город-колония на землях племени бебриков. Народ получил имя Тевкров по имени либо сына предводителя похода, погибшего в битве с бебриками, либо самого вождя критян, приглашенного Дарданом для оказания военной помощи.

 

2. После Девкалионова потопа Дардан прибыл из Аркадии на Самофракию, принеся с собой священные изваяния божеств, полученные им в качестве приданного от жены Хрисы, дочери царя Орхомена Аркадского, т.е территорий, исторически занятой пеласгами. По всей видимости, самофракийские мистерии имели пеласгические корни. Переправившись в Троаду, гдеи царствовал выходец из Афин Тевкр, Дардан женился на его дочери Батии и после смерти Тевкра наследовал все царство, дав ему свое имя и значительно расширив влияние во Фракии. В Троаде в это же время вводится культ Матери богов, составлявший сущность самофракийских мистерий.

 

3. После смерти Дардана ему наследовал Эрехтоний, а младший Ил ушел во Фригию, откуда вернулся, победив в состязании, с 50-ю юношами и 50-ю девушками, и основал город Илион, построив храм для священного изваяния (по афинской версии – палладия), или, возможно, принесенного с Самофракии Дарданом. Возникло две параллельные ветви династии Троады: дарданская (Эрехтония) и илионская (Ил).

 

4. Пелоп, сын царя Сипила Тантала, после неудачной войны с Илом, уезжает в Элиду, где захватывает Пису и Олимпию, а затем распространяет свою власть на Микены, основав династию Пелопидов. Символом власти царей того периода служило золотое руно (или скипетр (либо чаша) с изображением головы барана). В результате междоусобной борьбы в Микенах победу одержал Атрей, сын которого Агамемнон явился организатором похода на Трою.

 

5. Сын Ила Лаомедонт построил стены вокруг Трои, но подвергся нападению Геракла и аргонавтов, разрушивших Трою. Дочь Лаомедонта Гесиона была увезена на Саламин Теламоном. Лаомедонт погиб и царем стал Приам. Посольство троянцев по вопросу освобождения Гесионы ничего не дало, что явилось косвенной причиной Троянской войны.

 

6. Сын Приама Парис, пользуясь отсутствием в Спарте Менелая, отправившегося на Крит на похороны своего деда по линии матери царя Катрея, выкрал Елену и дворцовые сокровища и направился в Трою. Разыгравшейся бурей он был прибит к берегам Египта и был вынужден оставить Елену и награбленные в спартанском дворце сокровища у царя Протея в Мемфисе.

 

7. До организации военного похода Агамемноном, греками было направлено посольство в Трою с требованием вернуть Елену, на что троянцы ответили им упреком в похищении Ясоном Медеи в Колхиде и том, что похитители так и не заплатили за нанесенный ущерб.

 

8. По египетской версии, после начала осады Трои ахейцы повторно потребовали выдать Елену и сокровища Менелая, на что троянцы ответили, что она находится в Египте. После захвата Трои Менелай в Египте получил требуемое, но был вынужден бежать в Ливию после принесения в жертву юных египтян.

 

9. Троянская война произошла через 3 поколения после смерти Миноса и два - после похода аргонавтов. Т.е, согласно мифологии, можно предположить, что изгнание Пелопа приходится на период после смерти Миноса и захват Пелопом власти в материковой Греции был обусловлен общим ослаблением критского влияния, о чем свидетельствует восстановление его сыном Алкофоем Мегар, разрушенных ранее критянами. Также участие критского войска в осаде Трои говорит о подчиненном положении островитян ахейцам.  Поход аргонавтов за золотым руном приходится на период микенских междоусобиц сыновей Пелопа Атрея и Фиеста, т.е за два поколения до Троянской войны. В этот же период в Трое правил Лаомедонт и город первый раз подвергся разрушению Гераклом.

 

10. Со временем представители рода дарданских царей, ведущих начало от Эрехтония, были отстранены от власти в Троаде царями рода Илиона и занимались разведением коней на равнине, о чем свидетельствуют предания о том, что Анхис, праправнук Эрехтония, скрещивал своих кобыл с божественными жеребцами, принадлежавшими царю Лаомедонту.

 

11. Поводом начала Троянской войны явилось похищением спартанской царицы, как компенсации за похищение троянской царевны (обычная практика, памятуя о похищении Медеи Ясоном). Но важно отметить, что похищение Елены и вывоз сокровищ Менелая из дворца в Спарте больше походит на военный поход троянцев, т.к Парис осуществил задуманное в отсутствие царя в городе. Причина заключалась в стремлении Пелопидов вернуть ранее утраченные земли в Малой Азии (после изгнания Пелопа предками троянцев), своего рода исторический реванш. Силу державы Агамемнона показывает также решение египетского царя не отдавать похищенные сокровища и царицу Спарты тевкрам, видимо, из опасения ответных действий ахейцев.

 

12. Не будем забывать, что отец Елены Тиндарей связал множество женихов Елены клятвой в помощи и защите тому, кого выберет Елена (по совету Одиссея). Поэтому Менелай после похищения Парисом и смог собрать ахейцев в том составе, который известен по «Списку кораблей». Вряд ли это было заверение в защите возможной поруганной чести. Скорее, это обет, носящий явно религиозный смысл. Ахейцы отправились возвращать не чужую жену, а святыню, возможно религиозное изображение-статую, чтимую всеми ахейцами и находившуюся в Спарте после утверждения Атридов. В этом ключе можно рассмотреть и другие случаи «похищения», известные по мифам:

 

А) Ио, похищенная из Аргоса финикийцами, в итоге оказалась в Мемфисе, где, согласно древним представлениям, стала богиней Исидой и являлась бабушкой Агенора из Тира и Бела, потомки которых основали династию Персеидов в Микенах и породнились с родом Пелопа из Фригии, а также династию Миносов – царей Крита.

 

Б) В Мемфисе существовал храм Елены Троянской, о котором писал Геродот. Т.е даже в последующие за троянскими событиями эпохи в Египте чтили «чужеземную» богиню. Парис похитил не только статую богини, но и храмовые сокровища, что и вызвало праведный гнев ахейских вождей, скрепленных совместным почитанием божества.

 

В) Похищенные финикийцами жрицы в Фивах служили в храме Аммона, т.е Зевса. Геродот писал, что одна из них оказалась в Додоне, положив начало прорицалищу в Эпире, другая – аналогичное в Ливии.

 

Г) Обращает на себя внимание схожесть в сказаниях о спасении Андромеды и Гесионы Персеем, и Гераклом соответственно. Тот факт, что согласно представлениям, обе были обречены стать жертвой морского чудовища, посланного Посейдоном. Не является ли это символическом отображением памяти о нашествии «народов моря»? Тогда становится понятным, почему разгневанный Геракл, возвращаясь из Колхиды, и не дождавшись обещанных кобылиц, похитил из Трои священную статую (Гесиону), возможно, тот самый палладий.

 

Д) Колхида в древних мифах занимает особое место. Это место, где находится символ власти – золотое руно, ставшее причиной конфликта сыновей Пелопа в Микенах. Ясон, претендуя на власть в Иолке, отправляется за ним в дальнее странствие, собрав внушительную военную экспедицию из лучших представителей Греции (хотя по легенде, был один корабль). Результатом экспедиции явилось похищение руна и Медеи, дочери Ээта, по всей видимости священного изображения, которое аргонавты увезли в Грецию и что явилось оправданием троянцами похищения Елены из Спарты.

 

Похищенный рабочий вариант.png

 

По свидетельству Геродота, Европа была похищена в отместку за похищение Ио, как это представлялось эллинам. Диодор писал, что «…Персей родился в Египте, а рождение Исиды эллины перенесли в Аргос, создав так миф о превращении в корову Ио». Для египтян Исида «была изобретательницей многих целительных знаний и весьма сведуща в науке врачевания». Такое же представление бытовало и о мифологической Медее. Когда ахейцы «…на военном корабле… прибыли в Эю в Колхиде и к устью реки Фасиса… затем похитили царскую дочь Медею. Царь колхов отправил тогда в Элладу посланца с требованием пени за похищенную и возвращения дочери. Эллины, однако, дали такой ответ: так как они сами не получили пени за похищение аргивянки Ио, то и царю ничего не дадут».

 

Е) Колхидская принцесса Пасифая, сестра Ээта и тетка Медеи, стала женой Миноса на Крите и матерью Ариадны, также похищенной Тесеем из кносского Лабиринта. Т.о, по линии матери Ариадна восходит к династам Колхиды, по линии отца – к династии Агенора, т.е Ио.

 

Ж) Дочь Агенора Европа, похищенная критянами в Тире, по всей видимости, также являлась священным изображением, бытовавшим у финикийцев. Ее возвращение с Сарпедоном (после неудачного противостояния с Миносом) в Ликию может свидетельствовать о путях распространения культа Богини через Ликию.

 

З) Схожесть фригийского мифа о соблазнении Зевсом в образе быка Деметры и миф о похищении Европы быком из Тира, возможно, свидетельствует о распространении мифа о странствии Ио в образе коровы в Восточно-Средиземноморском регионе и в общем совпадает с картой установленных торговых путей в древности: из Этрурии в Грецию (Аргос), далее Крит или Троя (Малая Азия), к побережью Финикии (Тир) и дельте Нила (Мемфис).


В эпоху поздней античности культ Деметры смешался с культами Кибелы и Исиды, что и вызвало различные версии древних авторов легендарных событий.

 

 

Ответить