←  Древняя Греция

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Гераклиды: уйти, чтобы вернуться

Фотография Darius Darius 06.11 2018

Существует мнение, что дорийцы не имели отношения к разрушению микенской цивилизации и появились лишь тогда, когда страна уже была фактически разрушена и обезлюдела. Опорой являются свидетельства древних авторов о т.н. «возвращении Гераклидов», которые ушли из Аргоса через Аттику в Северную Грецию и через сто лет вернулись с людьми, говорящими по-дорийски, сблизившись с ними во время изгнания. Геродот писал, что Гераклиды осознавали, что не являлись дорийцами, хотя были царями Спарты. Если дорийцы в этническом и языковом смысле были близки ахейцам, что позволило их потомкам позднее создать общий народ — эллинов, то вопрос о том, кем были Гераклиды, недостаточно ясен.

 

 

 Сын Геракла Хиллон (Гилл), изгнанный после смерти отца из Тиринфа царем Микен Еврисфеем, стал царем одного из трех дорийских племен и после смерти Еврисфея двинулся добиваться власти в Арголиде, но был убит в поединке аркадцем Эхемом. Условием поединка явился уговор, что в случае победы Гилла, Гераклиды смогут возвратиться в Арголиду. В случае поражения они вновь уйдут на север и не будут пытаться вернуться обратно не менее 100 лет.

 

Геродот писал: «Накануне битвы при Платеях, возник спор о том, кто будет командовать одним из крыльев греческого войска. Тегейцы говорили так: “Все союзники уже с давних пор предоставляли нам это почетное место в боевом строю во всех общих походах пелопоннесцев и в древности, и в новые время, с той поры как Гераклиды после кончины Еврисфея пожелали возвратиться в Пелопоннес. Тогда-то мы и завоевали это почетное право благодаря вот какому подвигу. Когда мы выступили к Истму вместе с ахейцами и ионянами, которые тогда еще жили в Пелопоннесе, и разбили стан напротив возвращавшихся [в Пелопоннес] Гераклидов, тогда, как гласит предание, Гилл сделал пелопоннесцам [такое] предложение: «Нет нужды одному войску вступать с другим в решительный бой, но следует, выбрав самого доблестного [воина] из пелопоннесского войска, выставить его на единоборство со мной, Гиллом, на определенных условиях». Пелопоннесцы согласились и под клятвой заключили следующее соглашение: если Гилл одолеет пелопоннесского вождя, тогда Гераклиды должны вернуться на родину отцов; если же он будет побежден, то Гераклиды уйдут назад и уведут свое войско и затем сто лет не будут делать новых попыток возвращения в Пелопоннес. И вот из всего союзного войска был избран доброволец Эхем, сын Аеропа, внук Фегея, наш полководец и царь, и он умертвил Гилла в единоборстве. Этим подвигом мы стяжали себе у тогдашних пелопоннесцев великие почести и преимущества, которыми пользуемся еще и поныне, и среди них право всегда предводительствовать при общем походе на одном из крыльев. С вами, лакедемоняне, мы не спорим. Вы можете выбирать, каким крылом хотите начальствовать. А во главе другого крыла подобает стоять нам, как и в прежнее время. Но и, помимо этой древней заслуги, мы достойнее афинян занимать это почетное место в строю. Много ведь у нас было счастливых сражений с вами, спартанцы, много и с другими. Поэтому-то справедливо нам, а не афинянам стоять на другом крыле. Ведь афиняне не совершили таких подвигов, как мы, ни в древности, ни теперь. Так говорили тегейцы. Афиняне же в ответ сказали вот что: “Мы знаем, конечно, что собрались здесь на борьбу с варварами, а не для словесных прений. Но так как тегейцы завели речь о том, чтобы обе стороны перечислили здесь все свои подвиги в древности и в новое время, то и нам приходится рассказывать, какими подвигами мы как доблестные воины приобрели право занимать первое место перед аркадцами. Во-первых, Гераклидов, вождя которых, по словам тегейцев, они умертвили на Истме, этих-то Гераклидов, которых после их бегства от микенского рабства сначала изгоняли все эллины, к кому бы они ни обращались, только мы одни приютили, смирив дерзость Еврисфея и одолев вместе с ними тогдашних властителей Пелопоннеса».

 

карта.png

 

Из свидетельства «отца истории» видно, что Гераклиды после ухода из Аргоса и гибели Гилла, нашли пристанище в Аттике и совместно с афинянами нанесли поражение войскам Эврисфея, что позволили Пелопидам стать новыми династами Микен, несмотря на то, что Гераклиды также являлись Персеидами, с одной стороны, и родственниками Пелопидов, с другой. (Позднее, уже в Лаконии, Гераклиды породнились с династией Кадма через брак Аристодема и Аргии, о чем упоминалось в предыдущей статье, посвященной минийцам).

 

микены.jpg

 

История изгнания и возвращения Гераклидов реконструируется следующим образом:

–        выйдя из Аргоса, Гераклиды попытались обосноваться в районе Коринфского залива, но в стычке с местным населением погиб сын Геракла Хиллос, после чего они двинулись в Аттику.

–        Часть осталась у Марафона, часть двинулась на север в Фессалию, где их след на время теряется, часть попала в Эпир.

–        Возвращаясь через Этолию, они достигли западного конца Коринфского залива, где их задержал голод. Переправившись через залив, они пересекли Элиду, вступили в Ахайю и вверх по долине Алфея поднялись до водораздела, отделяющего истоки реки от долины Мессении.

–        Часть осталась в Мессении, часть вниз по Эвроту достигла Спарты.

 

Через 80 лет после падения Илиона Гераклиды действительно возвратились и захватили Пелопоннес, в то время как на 20 лет раньше фессалийцы и беотийцы захватили ряд ахейских областей, расположенных севернее, где смешавшись с ахейцами создали основу особой греческой племенной группы — эолийцев.

 

тиринф.jpg

 

Указанные события подтверждаются археологически. Если падение Трои отнести к  1210 г до н.э, то нашествие Гилла на Пелопоннес приходится на 2 пол. XIIIв до н.э, т.е время возведения мощных оборонительных сооружений и вскоре после этого разрушения в нижнем городе Микен и Тиринфе.

 

Если же Гераклиды ушли из Пелопоннеса в 1230г до н.э, это значит, что они возвратились ок. 1130г до н.э., что согласуется с датировкой окончательного разрушения Микен, датируемого 1125г до н.э. Можно предположить, что в Месению и Лаконию «возвратилась» часть Гераклидов, ушедшая в Эпир, часть, которая осталась в Аттике, растворилась в ионийцах, а ушедшие в Фессалию, чей след на время теряется, вернулись вместе с дорийцами морем, согласно предположению Р. Карпентера, который востанавливает другой путь возвращения Гераклидов — морем к восточному побережью Аргоса.

Прикрепленные изображения


Сообщение отредактировал Darius: 06.11.2018 - 11:57 AM
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 20.07 2019

Если дорийцы в этническом и языковом смысле были близки ахейцам, что позволило их потомкам позднее создать общий народ — эллинов, то вопрос о том, кем были Гераклиды, недостаточно ясен.

Ахейцами. Геракл был из числа ахейских греков. Царь Спарты Клеомен, когда был в Афинах, в ответ на запрет жрицы вступить в храм дорийцу ответил ей, что он не дориец, а ахеец.

 

 

Сын Геракла Хиллон (Гилл)

Не Хиллон, а Гилл.

 

 

Геродот писал

Этот миф известен не только от Геродота. Его знают также Схолии к 10 Олимпионику Пиндара, Павсаний и Диодор Сицилийский.

 

 

Из свидетельства «отца истории» видно, что Гераклиды после ухода из Аргоса и гибели Гилла, нашли пристанище в Аттике и совместно с афинянами нанесли поражение войскам Эврисфея, что позволили Пелопидам стать новыми династами Микен

Подобного утверждения я не встречал у Геродота. Эврисфей отправляясь в поход против Гермаклидов оставил власть в руках Атрея - но не согласно Геродоту, а согласно Фукидиду.

 

 

сын Геракла Хиллос

Никакого Хиллоса не было. Сына Геракла звали Гиллом.

 

 

Часть осталась у Марафона

Скорее всего это - афинский пропагандистский миф, возникший во время Пелопоннесской войны через подмену Дорического Четырёхградья Марафонским Четырёхградьем, с целью не допустить нападения спартанцев на Марафон и его предместья.

 

 

часть двинулась на север в Фессалию, где их след на время теряется, часть попала в Эпир.

Не понял о чём конкретно речь. Не конкретизируется...

 

 

–        Возвращаясь через Этолию, они достигли западного конца Коринфского залива, где их задержал голод. Переправившись через залив, они пересекли Элиду, вступили в Ахайю и вверх по долине Алфея поднялись до водораздела, отделяющего истоки реки от долины Мессении. –        Часть осталась в Мессении, часть вниз по Эвроту достигла Спарты.

Опять не понял о чём речь. О какой группе, в какое время. О вторжении дорийцев (возвращении Гераклидов)? Может быть...

 

 

Указанные события подтверждаются археологически.

Бред. Как может подтверждаться археологически существование Гилла или Еврисфея? Такого пока не было.

 

 

Если падение Трои отнести к  1210 г до н.э

Традиционная античная датировка падения Трои (Эратосфен, Аполлодор и пр.) - 1183 г. до н. э.

 

 

приходится на 2 пол. XIIIв до н.э, т.е время возведения мощных оборонительных сооружений

Весь 13 век микенские центры укреплялись. Не только во второй его половине. Более всего - в самом конце его (около 1200 г. до н. э.).

 

 

и вскоре после этого разрушения в нижнем городе Микен и Тиринфе.

Не понял о чём именно речь. Там есть несколько разного рода разрушений. Вплоть до землетрясения (в одном из домов завалило человека - его останки найдены).

 

 

Если же Гераклиды ушли из Пелопоннеса в 1230г до н.э, это значит, что они возвратились ок. 1130г до н.э., что согласуется с датировкой окончательного разрушения Микен, датируемого 1125г до н.э.

Точных датировок тут нет... И на современном уровне познания - быть не может.

 

 

Можно предположить, что в Месению и Лаконию «возвратилась» часть Гераклидов, ушедшая в Эпир

Миф ничего подобного не сообщает. Миф говорит, что в Лаконию и Мессению вернулись брат вернувшегося в Аргос Темена Кресфонт, и их племянники - сыновья Аристодема Прокл и Еврисфен.

 

 

часть, которая осталась в Аттике, растворилась в ионийцах

Об этом даже мифы не говорят. Хотя есть миф об Антиохе - генархе одной из афинских фил. Но этот Антиох не имел отношения к Гиллу и его потомкам (то есть к тем, кого миф о возвращении Гераклидов именует Гераклидами). Гилл - сын Геракла и Деяниры, а Антиох - якобы сын Геракла и Меды.

 

 

а ушедшие в Фессалию, чей след на время теряется, вернулись вместе с дорийцами морем, согласно предположению Р. Карпентера, который востанавливает другой путь возвращения Гераклидов — морем к восточному побережью Аргоса.

О ком именно речь? Об Алеваде? Странные вещи. Можно говорить конкретно, а автор предпочитает говорить туманностями.

Ответить

Фотография Darius Darius 30.07 2019

Не понял о чём конкретно речь. Не конкретизируется..

Согласно греческой традиции, вторжение было осуществлено дорийскими племенами из района Эпира. Ввиду сложности выявления их отличий от греков Пелопоннеса археологически, остается неясным и время их появления. По Фукидиду, дорийцы пришли в Грецию спустя 80 лет после Троянской войны (падение Трои, согласно греческой традиции, произошло во 2 пол. XIII в. до н.э).

Существуют другие традиции, в которых речь идет о вторжении, произошедших до Троянской войны, с упоминанием других племен: беотийцев, фракийцев, фессалийцев. Агрессия, согласно этой традиции, исходила из областей, вне зоны распространения микенской культуры. Пришельцы, как правило, обитали в холмистой местности и занимались скотоводством (хотя, количество бронзовых мечей, найденных в Эпире, гораздо больше, чем следовало ожидать у пастухов).

Исследователи предполагают следующее:

- на территорию Греции с севера двинулись большие племенные группы

- в этом движении дорийские племена играли значительную роль, т.к. традиция говорит о «возвращении Гераклидов»

- «дорийское нашествие» - не координированный натиск, а вторжение, произошедшее в разное время и в разных местах, осуществлявшееся различными племенными группами.

- точно установить хронологическую последовательность передвижения племен и надежно выделить направления движения дорийцев или отдельных племен не представляется возможным (по суше на юг, или по морю, захватив Крит – на материк).
Т.о охарактеризовать влияние т.н. «дорийского нашествия» на материковую Грецию можно следующим образом:

1. Дорийское нашествие следует рассматривать как условное обозначение целого периода греческой истории, характеризуемый перемещением различных племен, а не как внезапный и сокрушительный удар по микенскому миру, нанесенный одним племенем. Миграция народов, в числе которых были дорийцы, сопровождалась внутренними распрями и могла занимать значительный промежуток времени.

2. Оно не явилось единственной причиной гибели микенской культуры, но способствовало ее упадку, приведя к «физическому» уничтожению дворцов, миграции населения и нарушению общей стабильности микенского мира.

3. По-видимому, дорийцы, вторгшиеся в Пелопоннес, не оставались на местах, покинутых населением. Большая часть областей, которые позднее были заняты дорийцами (северная Лакония, центральная Мессения, Беотия) оказались незаселенными. В незначительном числе мест, продолжавших оставаться обитаемыми (Микены, Тиринф, Аргос и др.), микенская культура сохранилась вплоть до XI в. до н.э., к концу которого становятся различимы новые черты, не связанные с микенской культурой.

4. Разрушение дворцов, депопуляция, вторжение племен (включая «народы моря) привели к значительным переменам в Средиземноморском регионе. Упадок, вызванный катастрофой кон. XIII – нач. XII вв. до н.э. прослеживается во многих областях материковой Греции и на островах Эгейского моря.

5. Дезинтеграция, возникшая в результате неблагоприятных исторических обстоятельств, не означала исчезновение контактов между различными областями микенского мира. Связи со многими районами Эгеиды (юг Италии, Адриатика, Троя, Фессалия) продолжались до нач. XI в. до н.э. Возникают более тесные связи между другими географическими ареалами: Афины и Ахея, Арголида и западная Аттика, Кипр и Крит.

К XI в. до н.э. микенская цивилизация характеризовалась следующими чертами:

- возобновление жизни в поселениях, пострадавших от разрушения.

- создание новых населенных пунктов в местах, не подвергшихся (или подвергшихся в меньшей степени) разрушениям

- постепенное заселение территорий «дорийцами» и их возможные контакты с местным населением
- появление чужеродных, не микенских элементов в микенской культуре

- потеря единства культуры и возникновение локальных стилей

- дезинтеграция областей и возникновение контактов, более тесных, чем прежде, с другими географическими ареалами

- сокращение, но не прекращение торгового обмена

- наличие довольно обширных контактов с различными областями Средиземноморья

- утрата важнейших элементов культуры – дворцов и письменности

Ответить