←  История древнего мира

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Кушанское царство

Фотография Стефан Стефан 08.07 2018

КУША́НСКОЕ ЦА́РСТВО, древнее государство в Центр. Азии. Возникло в сер. 1 в. на месте Греко-Бактрийского царства, после того как племенные княжества разгромивших его юэчжей объединились под властью главы кн-ва Гюйшуань (Гуйшуань, Кушан) Куджулы (Кудзулы) Кадфиза. Ядром К.ц. была Бактрия, столицей – г. Бактры. В 47 Кадфиз отразил наступление Парфии и захватил обл. Гандхара, затем присоединил часть сев.-зап. Индии (кушанские монеты найдены в Шахриназе, Душанбе, Кабадионе, Хороге). Продолжая завоевательную политику отца, Вима Кадфиз во 2-й пол. 1 в. покорил Сев. Индию (до Кашмира). В период его правления началось сооружение ирригац. каналов в Хорезме, Зеравшанской и Вахшской долинах. Была также проведена денежная реформа: введена в обращение золотая монета, близкая по весу (8 г) рим. монете имп. Августа. Расцвет К.ц. пришёлся на правление Канишки. В этот период к К.ц. присоединены Пенджаб, Кашмир, Синд и Уттар-Прадеш; столица царства перенесена в г. Пурушапура (ныне Пешавар). В 90 кушанская армия потерпела поражение от кит. войск под команд. Бань Чао, но уже в нач. 2 в. К.ц. остановило наступление китайцев и предположительно присоединило к своим владениям Вост. Туркестан. При Канишке начался процесс индианизации кушан. Сам Канишка известен в инд. историч. традиции как покровитель буддизма. С сер. 3 в., в период правления Васудевы, в К.ц. началось ослабление позиций центр. власти. В 4 в. часть вост. территорий К.ц. была захвачена Гуптами. Тогда же войска иран. правителя из династии Сасанидов Шапура II (309–379) нанесли поражение К.ц., в результате которого оно потеряло земли по р. Яксарт (Сырдарья), а также Маргиану и части Бактрии (до Термеза). В нач. 5 в. К.ц. разгромлено эфталитами.

 

eb76c91c51ef.jpg

Медная монета кушанского царя Канишки. 2 в.

 

b9b87bfa4901.jpg

Золотая монета кушанского царя Вимы Кадфиза. 2-я пол. 1 в.

 

518416e8891e.jpg

«Лютнистка». Деталь «айртамского фриза». Городище Айртам близ Термеза. 2 в. Известняк. Эрмитаж (С.-Петербург).

 

Как и в Греко-Бактрийском царстве, основа хозяйства К.ц. – поливное земледелие, в т.ч. выращивание риса и хлопка. В Ферганской долине интенсивно развивалось отгонное скотоводство. Высоким уровнем развития отличалось ремесло (произ-во гончарных изделий, хлопчатобумажных тканей, стекла, оружия). Находки кушанских монет (распространены вплоть до Ориссы) свидетельствуют о широких экономич. связях К.ц. Оно вело торговлю с Китаем (по Великому шёлковому пути), Парфией и Римом (К.ц. и Рим обменивались посольствами). Из Китая в К.ц. поступали шёлк и кожи, в Рим – пряности, благовония, драгоценные камни, слоновая кость, сахар. Ввозилась золотая и серебряная рим. монета (рим. золото использовалось для чеканки собств. монеты).

 

Офиц. языком К.ц. был бактрийский, в котором в качестве графич. основы использовался греч. алфавит, а также инд. письмо кхарошти.

 

Бóльшая часть населения К.ц. исповедовала зороастризм и буддизм школы вайбхашика. На монетах времени правления Канишки встречаются изображения из индуистской, буддийской, греч., зороастрийской и шумеро-эламской мифологий. Во 2–3 вв. на территорию К.ц. проникло христианство.

 

Искусство К.ц. представлено бактрийской, паропамисадской, гандхарской и матхурской школами. Характерной чертой жилой, дворцовой (Халчаян, Баграм) и культовой (Сурхкоталь, Матхура, Таксила, Хадда, Буткара) архитектуры К.ц. является наличие центр. зала и колонного айвана, открытого на фасад. Замки и дворцы правителей возводились на высоких платформах, украшались скульптурой и росписями, окружались стенами и укреплениями. При строительстве защитных сооружений использовались пахсовые блоки, сырцовый кирпич квадратной формы, камень-плитняк. Была выработана местная ордерная система на основе эллинистической и староиндийской традиций. В живописи и скульптуре (глиняной, гипсовой, каменной) преобладали мифологич. сюжеты (Буткара, Шотарак), а также тема прославления царей (Халчаян, Дальверзин-Тепе, Матхура); сложилась иконография Будды и бодхисаттв. В стиле скульптуры и живописи К.ц. реалистич. начало постепенно уступило место иератическому. Развитие получили разл. виды декоративного иск-ва: худож. изделия из металла, стекла, драгоценных камней, терракотовые статуэтки.

 

Найденный в городище Айртам т.н. айртамский фриз (2 в.; тематически связан с паринирваной Будды Шакьямуни) – крупнейший памятник муз. культуры К.ц. В его верхней части изображены 5 небесных музыкантш с инструментами: 2-сторонним барабаном (близок гандхарским инструментам), лютней своеобразной формы (гитарообразная с 4 С-образными резонаторными отверстиями в деке), вертикальной угловой арфой (месопотамского происхождения), а также тарелками и парным аэрофоном (напоминают др.-греч. кимвалы и авлос).

 

 

Лит.: Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М., 1972; История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. А.-А., 1977–1980. Т. 1–5; Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. М., 1980; Karomatov F.M., Meškeris V.A., Vyzgo T.S. Mittelasien. Lpz., 1987 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 9); History of civilizations of Central Asia. P., 1992–1996. Vol. 1–3; История Казахстана и Центральной Азии. Алматы, 2001; Боровкова Л.А. Кушанское царство (по древним китайским источникам). М., 2005; Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005.

 

Бекмаханова Н.Е., Фраёнова Е.М. Кушанское царство // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/2124418

Ответить

Фотография Стефан Стефан 08.07 2018

КАНИ́ШКА, царь Кушанского царства в 78–123 (имеются и др. датировки). Подчинил почти всю Сев. Индию до Каши (ныне Варанаси), по др. данным, до Магадхи на востоке и р. Нарбада на юге. После изгнания из Вост. Туркестана кит. войск присоединил эту территорию к своим владениям. Перенёс политич. центр царства в Пурушапуру (ныне Пешавар). При К. начался процесс индианизации завоевателей-кушан. К. известен в инд. историч. традиции как покровитель буддизма. Под его эгидой был проведён 4-й буддийский собор, установивший основы догматики сев. буддизма (махаяны). Сам К. сделался одним из популярнейших героев буддийской лит-ры, где ему приписывается строительство храмов, покровительство монастырям и буддийским философам. Однако не исключено, что К. был не буддистом, а зороастрийцем. На монетах его времени попадаются изображения из индуистской, буддийской, греч., зороастрийской и даже шумеро-эламской мифологич. традиций. Правление К. совпадает с расцветом экономики и культуры Сев. Индии и Ср. Азии. Широкое развитие получила торговля с Китаем и Рим. империей.

 

Канишка // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/2041382

Ответить