←  Политика

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Кведлинбургские анналы. ANNALES QUEDLINBU...

Фотография stan4420 stan4420 07.08 2017

Приступаю  к разбору рукописи 11 века.

Возможно, она хорошо знакома завсегдатаям нашего форума - хотя ссылок на эту летопись почти нет.

 

0. Кведлинбургские анналы – немецкая хроника, написанная в 11 веке в одноимённом аббатстве (Саксония) и посвящена истории Священной Римской империи и соседних земель.

Анналы охватывают период от сотворения мира до 1025 года. Автором анналов, вероятно, была одна из монахинь аббатства. Оригинал рукописи не дошел до наших дней. Самый ранний список с него датируется 1556 годом и хранится в Дрезденском королевском архиве. Однако и эта копия не является полной, так как в ней отсутствуют данные по ряду лет, отсутствует и окончание рукописи.

Наиболее ценная и достоверная часть анналов посвящена событиям немецкой истории и Саксонской династии, так как именно из этой династии происходил Генрих I, вдова которого основала Кведлинбургское аббатство. Монастырь, предназначенный для знатных особ в X - XI вв., находился в особом положении. Его аббатиссами были Матильда, дочь императора Оттона I (966-999), и Адельгейда, сестра имп. Оттона III (999-1045). Вследствие этого автор К.А. обладала не только обширной информацией о членах саксонской династии, но и проявила самостоятельность в оценке политики имп. Генриха II, что, вероятно, было отражением взглядов аббатиссы Адельгейды.

Особую ценность анналы представляют для современной Литвы, так как именно в них это государство впервые упоминается письменно как «Литва» («Litua», 1009). Однако помимо "чистой" истории, Кведлинбургские анналы ещё и воспроизводят некоторые древненемецкие легенды.

В XI—XII веках сведения из «Кведлинбургских анналов» были использованы в нескольких исторических сочинениях: хрониках Титмара Мерзебургского и Саксонского анналиста, «Магдебургских анналах», «Вюрцбургской хронике» и «Хронике епископов Хальберштадта».

49918_original.jpg

Обращает на себя внимание тот факт, что в рукописи по неизвестной причине (может из-за ошибки переписчика) название указано совсем по иному: CHRONICUM  SAXONICUM  CVEDILNBURG.

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 07.08 2017

1. Неравномерное течение времени.

Летопись начинается со сверхкраткого изложения Ветхого завета, затем от первоначальной эпохи Сотворения мира следует переход к легендарным событиям типа Троянской войны, после чего идёт изложение уже вполне исторических фактов античности и действие подводится к предыстории тех событий, которые автор уже могла наблюдать собственными глазами.

Пересказывать начало летописи нет необходимости, однако внимание обращает на себя один факт. Текст таков:

"Первый век от Адама до Ноя содержит 10 поколений, или 1653 года ...

Второй – от Ноя до Авраама – также охватывает 10 поколений, или 292 года. ..

Третий век – от Авраама до Давида – содержит 14 поколений, или 942 года. ..

Четвёртый век продолжался от Давида до Вавилонского переселения, [охватывая], соглас­но Матфею, 14 поколений, или 484 года …

Затем пятый длился вплоть до прихода Спасителя во плоти, также включая 14 поколений, или 586 лет ...

Шестой [век] длится ныне; число поколений и лет его неизвестно, но как век последний он должен окончиться гибелью всего мира."

 

Тут дело даже не в том, что латинскому слову aetas больше подходит перевод "эпоха", нежели "век". Самое главное – первые 10 поколений прожили впятеро дольше, чем вторые. А  14 поколений третьей эпохи прожили вдвое больше, чем те же 14 поколений четвёртой.

Автор никак этого не объясняет – вероятно, через призму религиозных воззрений всё это казалось совершенно нормальным.

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 08.08 2017

2. Войны против славян.

805 г. Карл, сын Карла, вместе с франками и саксами опустошил землю чехов и, убив их короля по имени Лехо, победителем вернулся к отцу.

808 г. Карл Младший, одолев линонов и смелдингов, победителем вернулся к отцу.

 

- Кто теперь вспомнит этих линонов и смелдингов, живших в районе Мекленбурга? Такое впечатление, что немцы выезжали просто на охоту "диких уток пострелять"…

 

844 г. Король Лотарь вместе с восточными франками пришёл в землю славян, убил их короля Гестимула, а остальных подчинил себе.

846 г. Король Людовик, сын Людовика, подчинил Паннонию и, возвращаясь домой, опустошил Чехию.

 

- Просто так, мимоходом…

 

858 г. Людовик отправил своего сына Людовика с большим войском против ободритов.

931 г. Король Генрих со своим войском отправился против ободритов и подчинил их себе.

985 г. Саксы вторглись в землю славян, на помощь которым с большим войском пришёл Мешко /первый князь Польши/; они огнём и мечом опустошили всю эту землю.

986 г. Король Оттон, всё ещё ребёнок, с большим войском саксов отправился в землю сла­вян

987 г. Саксы вновь вторглись в землю славян. Наконец, эти славяне подчинились власти короля

995 г. Также король Оттон III с большим войском напал на ободритов и некото­рые земли влотабов и разорил их многочисленными пожарами и грабежами, но так и не обуздал их порыв.

1003 г. В зимнее время король Генрих напал на славян мильчан и, разорив их после кро­вавой резни, подчинил себе.

1010 г. В этом году король, собрав свои силы в поход, намеревался приобрести в землях славян Польшу

 

- Обращают на себя внимание два факта: а) - говоря о нападениях славян, автор темнит. Эти контратаки славян никак не описаны, поэтому создаётся впечатление, что либо они приведены в летописи для обоснования военных походов немцев против славян, либо последние добивались больших успехов в своих кампаниях и немцам не хотелось это признавать. С этим связано б) – хвастовство. Живописуя очередное столкновение народов, автор подаёт его в таком виде:

Вестфалы, которых названный император, отправляясь в поход, оста­вил для охраны этой провинции, видя это, спешно и храбро встретили лютичей и, хотя их самих было очень немного, устроили несметному множеству язычников такую резню, взя­ли у них такую добычу, что ни количества убитых, ни численности добычи невозможно исчислить человеческим языком.

 

930 г. На Эльбе, у Ленцена произошла крупная битва против славян, в которой саксы одержали славную победу, разгромив 120 000 славян и уведя в плен 800; из их людей пали два графа Лотаря * с некоторыми другими немногими, и очень многие были ранены.

 

Собрать в 10 веке 120 000 бойцов – задача нетривиальная, если не сказать невозможная. И поэтому – да: даже к древним источникам надо относиться критично.

 

* - Оба были дедушками Титмара, еп. Мер­зебурга.

 

 

         Западные славяне ко времени описываемых событий уже давно вышли к меридиану Дании – и на этом их распространение было остановлено. Такие немецкие князья как Генрих Лев, Альбрехт Медведь, Генрих Птицелов и многие другие, войнами и неприкрытым террором уничтожали своих соседей не-немцев. Кто теперь вспомнит, что первоначальное название города Бранденбург звучало как Бранибор, а Дрездена – как Драждяны?

Поросло быльём…

 

Причину стратегического поражения западных славян я вижу в отсутствии мощного централизованного государства, в рамках которого гаволяне, лютичи, ободриты и иже с ними могли бы создать себе нишу безопасности – военной, политической, экономической, культурной и т.д.

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 09.08 2017

3. Агрессия венгров.

(вот чего не знал)

910 г. Франки перебиты венграми и обращены в бегство.

912 г. Венгры опустошили Франконию и Тюрингию.

916 г. Венгры, опустошив Саксонию и разграбив всё вокруг, дошли до самой Фульды.

937 г. В эту пору пришли венгры и опустошили Тюрингию; затем они пробрались в Саксонию и погибли там в боло­тах и прочих непроходимых местах. Но другая часть безбожного войска, бежав, вернулась в свою землю.

950 г. Большая война произошла между баварами и венграми.

 

Фульда -  это, если кто не знает, центр современной Германии.

Тогда - примерно тоже:

germany1000.png

Вот уж кого никогда не подозревал в агрессивности, так это венгров.

Ответить

Фотография Castle Castle 09.08 2017

Причину стратегического поражения западных славян я вижу в отсутствии мощного централизованного государства

Государства просто так не возникают, тем более мощные и централизованные. Да и у франков, после Шарлеманя, в плане централизованного государства началась деградация. 


Вот уж кого никогда не подозревал в агрессивности, так это венгров.

Они кочевники были, союзники хазар. КБ их вообще турками называл.

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 10.08 2017

у франков, после Шарлеманя, в плане централизованного государства началась деградация.

однако в случае ахтунга немецкий герцог мог возопить - и ему на помощь приходили войска императора.

несчастные стодоляне, лютичи, ободриты опереться ни на кого не могли - у них за спиной никакого славянского императора в засаде не было.

поэтому они то пытались заключать военные союзы друг с другом, то мириться с немцами.

первый вариант не давал результата, потому что они все были прессуемые и все постепенно теряли позиции, второй - потому что немцы действовали в рамках первого издания Дранг нах Остен и остановиться не могли: светские князья хотели побольше земель с крестьянами, а католические иерархи торопили с христианизацией язычников.

 

 

"Они кочевники были, союзники хазар" - бывшие кочевники.

они же осели, остепенились...      но, как оказалось, не совсем.

я об их походах в 1 тясячелетии не догадывался и предположить не мог - по той причине, что впоследствии во 2 тысчл. венгры вели себя довольно тихо, например чуть попозже они в Галицком княжество могли подбирать только то, что плохо лежит, и то их постоянно изгоняли оттуда


Сообщение отредактировал stan4420: 10.08.2017 - 01:24 AM
Ответить

Фотография stan4420 stan4420 10.08 2017

4. Тогдашние нравы Европы.

941 г. Король Оттон, избежав засады со стороны заговорщиков, тут же во время Пасхи в городе Кведлинбурге некоторых из них... приказал казнить, а других отправить в ссылку.

 

-Даже великий христианский праздник не помог...

 

937 г. Эберхард, герцог франков, Вихман Саксонский и негодный Танкмар в тщет­ном согласии сговорились против короля; но благодаря Божьей милости об этом быстро стало известно королю и нечестивый заговор был мудро подавлен. Так, Танкмар был до­стойным сожаления образом убит, а другие казнены и повешены.

 

 -Иными словами,  европейцы считали мудрым заговоры подавлять силой, русскому же государю Ивану 4 часто отказывают в том же самом - мол, не было необходимости провинившихся бояр казнить...

 

  1004 г. Король Генрих пришёл из Франконии в Италию, собираясь провести там святую Пасху. Но, поскольку его лишили радости, он велел перебить мечом много тысяч восставших; при этом сгорели все здания Павии, которые были построены благодаря ис­ключительному трудолюбию древних.

 

-Вот так: беспорядки спровоцировали пьяные солдаты королевского войска - а виноватыми оказались местные жители. И опять великий христианский праздник не помог делу милосердия: мало того что город погрузили в кровавый террор, так ещё и подожгли потом.

 

1012 г.  Королём было осуществлено изгнание евреев из Майнца; было опровергнуто также без­умие некоторых еретиков.

    

-Судя по то му, что данные заблуждения были определены как "безумие", опровергали его скорее вссего сильнодействующими способами...

 

999 г. Ибо замечательнейшая жемчужина императорского рода Матильда, дочь августа От­тона Великого, происходившая, как мы часто упоминали, от венценосных родителей... в возрасте 11 лет она, хоть и не соответствовала такому тяжкому бремени, но по совету ро­дителей-императоров, а также благодаря всеобщему избранию и вечному благословению епископов была поставлена во главе доставшейся ей по наследству кафедральной церкви.

 

-А вы говорите "коррупция, беспредел, дети мажоров"...

 

 

5. Разнообразные детали.

757 г. Во Францию привезли орган.   - видимо в те времена, это было важное событие, раз его включили в летопись (хотя в некоторые года в ней не делалось ни строчки - жизнь шла, а достойных упоминания событий не было).

 

960 г. К королю Оттону прибыли послы от русского народа, умоляя его отправить к ним кого-нибудь из его епископов, который показал бы им путь истины; они признались, что хотят отойти от язычества и принять христианское имя и религию. Тот согласился с их просьбой и отправил [к ним] Адальберта, епископа католической веры. Однако, они со­лгали во всём, как доказал впоследствии исход дела, ибо названный епископ едва избежал смертельной опасности от их коварства.

 

-то ли христианство у Адальберта оказалось некачественным, то ли ещё что - но первая попытка креститься у наших предков пошла комом.

Прикрепленные изображения

  • русские в Кв.Ан..jpg

Сообщение отредактировал stan4420: 10.08.2017 - 03:51 AM
Ответить

Фотография stan4420 stan4420 10.08 2017

4а.

1009 г. Святой Бруно, который звался Бонифацием, архиепископ и монах, был обезглавлен язычниками на границе Руси и Литвы в 11-й год своего подвижничества вместе с 18 спут­никами, и 9 марта вознёсся на небо.

 

-Некрасиво получилось... неизвестно правда, кто это сделал, но вполне может быть, что это был не грабёж - а вооружённое возмущение язычников навязываемой религией.

 

 

 

В 1015 г. император отправляет войско проучить польского Болеслава за его хамство, гонор и жадность.

Войску сначала сопутствует удача - но на обратном пути оно попадает в засаду. Далее следуют слова:

"...А остальные, когда поняли, что оказались в труд­ном положении, застонав, стали просить Бога смилостивиться к ним, ибо увидели Его во гневе. Но приговор не мог быть отменён, ибо было твёрдо решено, что они должны уме­реть ради Христа. Не было ни места для спасения, ни надежды на сохранение жизни, но они без сомнения посвятили своё смертное естество тому, кто один только и может умертвлять и оживлять. В дальнейшем большинство сражались за родину и братьев и хра­бро умирали, особенно, воины [святого] Маврикия, последователи Господа, послушные ему, как и обещали с твёрдой душой."

 

-Повторю медленно, чтобы было понятна главная мысль автора: немцы, придя с карательной экспедицией в Польшу и попав там в засаду, сражались за родину...

 

 

 

Автор несколько раз упоминает как сгоревшие от пожаров и молний церкви, например в года 1015 и 1017, так и вновь построенные, посему возникает мысль: при неспособности народа противостоять этим напастям, строительство новых церквей было вызвано не только набожностью немцев, но и простой необходимостью хотя бы сохранить их численность.

 

 

5. Удивительное - рядом.

1019 г. После этого 18 июля, в понедельник, в 23-ю луну, в начале 3-го часа дня и до 6-го часа во­круг солнца появился большой круг цвета радуги, который в двух местах охватывали на­подобие креста четыре других более светлых круга. Однако, когда три [из них] рассеялись, два, то есть центральный и северный, оставались очень долго.

 

1025 г. Удивительное и весьма странное для наших времён событие произошло 4 февраля; так, солнце, влекомое четырьмя квадригами, заполнило удивительной яркостью своего сияния центральную часть неба, а затем, казалось, внезапно засияло под тройной фигурой; позднее это удивительное знамение было доказано последующим ходом событий.

 

-Странно....

 

 

 

6. Тяга к путешествиям.

Много раз автор упоминает, что то один император отправился в Италию решать проблемы, то другой - встречать праздник.

Может это были главные причины, может немецким государям просто нравилось отдыхать на югах - но факт остаётся фактом: почти каждая такая поездка на Апеннины заканчивалась в отсутствие императора или заговором германских герцогов или восстанием славян.

И тем не менее Оттонам с Генрихами дома не сиделось.

 

 

 

7. Странности с датами.

В комментариях сказано:

Карл Великий (р. 742 г. 2 апр. ум. 814 г. 28 янв.) – король франков в 768 – 814 гг.; им­ператор с 800 г. Его помазание папой Стефаном II состоялось 28 июля 754 г.

 

-Иными словами, королём он продолжал оставаться, даже уже будучи императором.

 

 

 

 

 

 

Доклад окончен.

Кведлинбургские анналы рассмотрены и, несмотря на некоторую однобокость автора, подающего почти каждое событие с точки зрения официального католичества, оказались достаточно информативны.

Ответить

Фотография ddd ddd 10.08 2017

-Иными словами,  европейцы считали мудрым заговоры подавлять силой, русскому же государю Ивану 4 часто отказывают в том же самом - мол, не было необходимости провинившихся бояр казнить...

перевод это все хорошо, но можно без подобных комментариев?
вы же не знаете действительно ли этот танкмар устроил заговор, или как и бояре ивана грозного, были виноваты лишь в его плохом настроении?


хм.
к тому же это не перевод, вы лишь перепечатываете его отсюда:
http://www.vostlit.i.../frametext2.htm

добавляя свои комментарии "на злобу дня".
Ответить

Фотография stan4420 stan4420 10.08 2017

бояре ивана грозного, были виноваты лишь в его плохом настроении?

заговоры имели место, но здесь разговоры об этом - флуд :)

 

вы лишь перепечатываете его отсюда

я не помню, откуда брал

 

это не перевод

а что это? нате сравните: http://www.dmgh.de/d...0870_00074.html

 

комментарии "на злобу дня".

если тенденция прослеживается на протяжении 1000 лет - то это никак не "злоба дня"!

Ответить

Фотография ddd ddd 10.08 2017

а что это? нате сравните: http://www.dmgh.de/d...0870_00074.html

я же сказал, это копипаст с добавлением разговоров "на злобу дня".

это пожалуйста, но в политике.
к академической истории подобное комментирование летописей отношения не имеет.
Ответить

Фотография stan4420 stan4420 11.08 2017

я же сказал, это копипаст с добавлением разговоров

и как же по вашему должен выглядеть хороший разбор произведения?

предложите образец

 

это пожалуйста, но в политике.

как вас понять? Тысячелетие назад автор пишет о войне немцев против славян - подчеркну два момента:

а)  пишет о славянах часто пренебрежительно, как о "братьях наших меньших",  как о людях, не умеющих ни воевать, ни созидать, как о жалких язычниках, кои пребывают во тьме еретических заблуждений;

б) войну на востоке, войну против славян автор принимает как само собой разумеещееся. Для него (или для неё) не стоит вопрос: а может империи имеет смысл расширяться в какую-то иную сторону? (и вообще - надо ли вести войну...)

-нет, война будет только там и только против тех, против кого она уже ведётся: против западных славян.

Вы хотите видеть в этом политику? - пожалуйста.

только эти характерные черты задаются не мной - а автором произведения, описывающим тогдашнюю повседневность.

Вы когда -нибудь о Drang nach Osten  слышали?

Ответить

Фотография ddd ddd 11.08 2017

как вас понять?

так и понимать, что если вы хотите проводить параллели с современной политикой, то и тему нужно разместить в политике.

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 12.08 2017

так и понимать, что если вы хотите проводить параллели с современной политикой, то и тему нужно разместить в политике

а вот и не угадали: я как раз хотел сказать обратное - что "культуртреггерские" походы Германии в 20 веке не есть что-то новое и неизведанное, а являются продолжением давней исторической "традиции".

Которой уже больше 1000 лет...

Ответить

Фотография Зырянин Зырянин 13.08 2017

960 г. К королю Оттону прибыли послы от русского народа, умоляя его отправить к ним кого-нибудь из его епископов, который показал бы им путь истины; они признались, что хотят отойти от язычества и принять христианское имя и религию. Тот согласился с их просьбой и отправил [к ним] Адальберта, епископа католической веры. Однако, они со­лгали во всём, как доказал впоследствии исход дела, ибо названный епископ едва избежал смертельной опасности от их коварства.   -то ли христианство у Адальберта оказалось некачественным, то ли ещё что - но первая попытка креститься у наших предков пошла комом.

Это была вторая попытка. Первая была еще до Олега.

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 13.08 2017

Это была вторая попытка. Первая была еще до Олега.

что именно вы имеете в виду?

когда была первая?

Ответить

Фотография Зырянин Зырянин 13.08 2017

 

Это была вторая попытка. Первая была еще до Олега.

что именно вы имеете в виду?

когда была первая?

 

Когда Патриарх Фотий написал следующие слова (примерно 867-ой год):

 

"...И не только этот народ променял первое нечестие на веру в Христа, но даже многими многократно прославленные и в жестокости и скверноубийстве всех оставляющие за собой русы, которые, поработив находящихся кругом себя и отсюда помыслив о себе высокое, подняли руки и против Ромейской державы, — в настоящее время даже и сии променяли эллинское и нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших, вместо грабления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго. И до такой степени в них разыгралось желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают верования христиан с великим усердием и ревностью."

 

Из "Окружного послания".


Сообщение отредактировал Зырянин: 13.08.2017 - 13:58 PM
Ответить

Фотография stan4420 stan4420 14.08 2017

эллинское и нечестивое учение

это что имеется в виду?

Ответить

Фотография Зырянин Зырянин 14.08 2017

эллинское и нечестивое учение

это что имеется в виду?
Моё мнение, что русы или руги прежде были арианами.
Ответить

Фотография Castle Castle 14.08 2017

эллинское и нечестивое учение это что имеется в виду?

Т.е. язычество.

Ответить