←  История войн

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Спецоперации

Фотография Castle Castle 10.05 2017

Операция "Пенициллин"/ "Яалом"
 
В начале 50-х годов советское ОКБ Микояна и Гуревича разработало новый реактивный истребитель – МиГ-21. Быстрый и манёвренный, он мог стать серьёзным противником боевым самолётам, стоявшим на вооружении у потенциальных врагов СССР. 
IvSJ5.jpg
МиГ-21ф13
 
В 1961 году Советский Союз начал поставлять «миги» арабским странам, которые вели подготовку к большой войне с Израилем. К 1963 году МиГ-21 уже стоял на вооружении ВВС Сирии, Ирака и Египта. В начале 60-х годов израильские военные специалисты осознали опасность этого истребителя и пришли к выводу, что для успеха в будущей войне Израилю необходим угон одного из его экземпляров. Создатель и командующий ВВС Израиля Дан Толковский говорил: «Основной принцип ведения войны: чтобы победить, нужно знать оружие, которым воюет противник».
Операция по угону МиГ-21 получила имя «Яалом» (ивр. – «бриллиант»). в русскоязычной литературе чаще всего используют название «Пенициллин», .
 
Первые попытки угона МиГ-21 были предприняты израильтянами в 1963–1964 годах. Для выполнения этой задачи израильские спецслужбы завербовали капитана египетских ВВС Махмуда Аббаса Хильми. Лётчик находился в оппозиции к египетским властям из-за того, что получил приказ бомбить мирное население Йемена во время гражданской войны, разгоревшейся в этой стране после революции 1962 года. За угон истребителя израильтяне предложили Хильми политическое убежище и один миллион долларов. Однако операция закончилась неудачей – по ошибке Хильми угнал старый учебно-тренировочный истребитель Як-11. Точных данных о причине этого провала нет, однако существует версия, что лётчик угнал самолёт до того, как получил полные инструкции от израильских спецслужб. В результате египтянин не получил миллиона долларов, но ему было предоставлено убежище и небольшое денежное пособие.
foto_1_izrailskie_spetsialisty_osmatriva
​Израильские специалисты осматривают самолёт Як-11, угнанный Махмудом Хильми 
 
В апреле 1965 года командующий ВВС Израиля генерал Эзер Вейцман обратился к директору «Моссад» Меиру Амиту с настоятельной просьбой всё-таки заполучить МиГ-21. Война с коалицией арабских стран была не за горами, и израильтянам было жизненно важно ознакомиться с характеристиками нового самолёта и отработать тактику боя против него.
Проанализировав опыт прошлых неудач, специалисты «Моссада» пришли к выводу, что нужно делать ставку на немусульманина. В это же время в израильское посольство во Франции обратился иракский еврей Иосиф Максур (по другой версии – Иосиф Шамаш). Он был одним из немногих евреев, оставшихся в Ираке после создания государства Израиль и массовой эвакуации еврейского населения из арабских стран. Иосиф работал слугой в доме христиан-ассирийцев по фамилии Редфа и был весьма уважаемым человеком из-за своей природной смекалки. Однажды во время бытовой ссоры один из Редфа допустил антисемитское высказывание в адрес своего еврейского слуги. Иосифу было шестьдесят лет, и он имел очень смутное представление о том, кто такие евреи и что такое иудаизм. Но после этого случая он начал больше интересоваться своим происхождением, стал патриотом Израиля, вышел на связь с израильскими спецслужбами и предложил им свои услуги. Старому слуге было известно, что один из членов семьи Редфа – Мунир – пилотировал МиГ-21 и хотел покинуть Ирак, так как в стране начались гонения на христиан. Этой информацией Иосиф и поделился с израильскими спецслужбами.
Вскоре «Моссад» начал переговоры о том, каким образом будет проведена операция и какие гарантии получит семья Редфа. Речь шла о переезде в Израиль целого клана и выплате огромной компенсации, так как семья имела в Ираке большое количество недвижимости. В итоге стороны сошлись на сумме в 500 тысяч фунтов стерлингов. Половину этой суммы должен был получить дядя Мунира, выехав на лечение в Швейцарию. Иракское правительство доверяло ему, и отъезд не вызывал бы подозрений. В переписке «Моссада» и Мунира Редфа самолёт фигурировал под кодовым словом «Пенициллин».
Чтобы Редфа не сомневался в намерениях израильской стороны, его на несколько дней тайно вывезли на Святую Землю. 24 января 1966 года в сопровождении представителей израильских спецслужб он прибыл на авиабазу «Хацор», где встретился с начальником воздушного отдела Генштаба ЦАХАЛ Мордехаем Ходом, а также руководителем «Моссада» Меиром Амитом. Пилоту рассказали, каким путём следует лететь из Ирака в Израиль, чтобы не быть запеленгованным иракскими и иорданскими радарами, а он, в свою очередь, заверил израильтян в том, что ему удастся добиться перевода на ту военную базу, где стоят самолёты МиГ-21. Иракец совершил совместный полет с израильским летчиком на двухместном самолете "Метеор" для ознакомления с подлетом к аэродрому. На следующий день Редфа был загримирован и для конспирации переправлен в Европу под чужими документами, а оттуда вернулся в Ирак.
 
Информацию о своей деятельности Редфа передавал с помощью почтовых открыток. 17 февраля 1966 года он сообщил израильтянам:
«У нас всё в порядке. Скоро возьму пенициллин. Привет новым друзьям. До скорой встречи»
Через два месяца от него пришла новая информация:
«Мне удалось перевестись из госпиталя, где я нахожусь, во внутреннее отделение. Перевод произойдёт в июне. Тогда же, по всей видимости, перешлю вам пенициллин»
17 июля он прислал последнее сообщение перед угоном:
«Переведён во внутреннее отделение. Прохожу курс терапии пенициллином. Скоро привезу его вам. В начале августа моя жена с детьми и братом выезжает за границу»
Клан Редфа частично выехал за границу под различными легендами, а оставшиеся были эвакуированы израильскими ВВС из гор Курдистана, куда семья ушла под предлогом пикника. Эвакуация состоялась сразу же после того, как израильтянам стало ясно, что самолёт угнан.
 
14 (по другим данным – 13) августа 1966 года состоялся тренировочный полёт, во время которого Мунир Редфа должен был угнать самолёт. Однако с первой попытки сделать это не удалось. Пилот поднял машину в воздух, производил полёт по заданному курсу и уже собирался резко поменять направление движения, как вдруг началось задымление кабины (загорелась проводка), и Редфа был вынужден вернуться на базу.
Следующий полёт состоялся 15 (по другим данным – 16) августа. На этот раз всё прошло успешно. Лётчик изменил заданный курс, выключил радио, из которого раздавались приказы вернуться назад, и направил самолёт в сторону иорданской границы. Приближаясь к границе Иордании и Израиля, Редфа увидел два израильских истребителя, летевших ему навстречу. Самолёты обменялись условными сигналами, и МиГ-21 в сопровождении израильтян направился на военный аэродром в пустыне Негев.
Израильские пилоты провели три дня до вылета в состоянии полной боевой готовности, но, даже поднявшись в небо, не знали о том, какую задачу им предстоит выполнить. Даже ведущий звена подполковник Ран Ронен не был извещен о том, какое значение для Израиля имеет его вылет. Через несколько секунд после того, как самолёты набрали высоту, диспетчер дал им приказ лечь на курс 90 градусов, который вёл в Иорданию. Ронен попросил подтверждения, и диспетчер повторил приказ: «Курс 90, предельная скорость. На перехват». Затем в наушниках раздался голос, который пилоты никак не ожидали услышать. К Ронену обратился сам командующий ВВС генерал Мордехай Ход: «Ран, через несколько минут ты увидишь кое-что, что сбивать нельзя. Следи за направлением на 11 часов»
Ран Ронен вспоминал:
«Я сказал генералу: «Вас понял!» И через некоторое время увидел на горизонте чёрную точку. Эта чёрная точка стала уходить влево, пока не оказалась от меня на 90 градусов. Я увидел силуэт самолёта. Это было невероятно! Это было что-то невозможное! Это была просто мечта! Это было что-то невообразимое!»
К восторгу Ронена, ставшего первым израильтянином, который увидел суперсовременный МиГ-21, примешивался страх перед непредсказуемым поведением пилота, находившегося за его штурвалом:
«Я сказал ведомому, чтобы он шёл за ним на расстоянии 150 метров, держал его в прицеле, и чтобы всё оружие было готово. Я подумал, что пилот МиГа может быть камикадзе, и всё это хитрая ловушка. Я не выпускал ручку управления и рычаг управления двигателем из рук на случай, если он попытается оторваться, если что-то предпримет. Я летел немного выше, очень близко… метров десять… меньше… И тогда он меня заметил. Я кивнул ему головой – он ответил. Тогда я поднял левую руку – он ответил и на этот жест. Тогда я показал ему знаками, чтобы он следовал за мной. Он кивнул в знак согласия, и я его повёл»
Самолёт Ронена шёл рядом с «мигом», а его ведомый держал угнанную машину в прицеле до тех пор, пока самолёты не приземлились в Израиле.
8635237805_6cccb2ca8b_b.jpg
Самолёт, угнанный Муниром Редфа, в музее ВВС Израиля 
В Израиле Мунира Редфа встретили как героя. Его семья получила убежище, большую сумму денег, а он сам, по данным, приведённым в статье «The Jewel in the Crown», устроился на работу лётчиком в одну из нефтедобывающих компаний на Синае. Через некоторое время клан Редфа уехал в Западную Европу, так как не смог прижиться в еврейском государстве. В 1998 году Мунир Редфа умер от инфаркта.
foto_3_munir_redfa-8a7598a75f73c28e3d3ab
Слева – Мунир Редфа в 60-е годы. Справа – он же в последние годы жизни 
 
Израильские ВВС сумели в полной мере воспользоваться угоном новейшего самолёта. Благодаря нескольким полётам на угнанном «миге» лётчики ЦАХАЛ могли прогнозировать поведение противника в воздухе. Данни Шапира, ведущий израильский лётчик-испытатель тех лет, приводит такой эпизод:
«Один лётчик мне сказал, что час назад в Негеве сел МиГ-21, и предположил, что я скоро сяду за штурвал этого самолёта. Я подумал, что это шутка и сказал: «Хватит трещать!» Но на следующее утро меня вызвал Мордехай Ход. Он взглянул на меня, улыбнулся и сказал: «Слушай, Данни, ты будешь первым в мире западным пилотом, который полетит на МиГе-21. Я ответил: «Что ж, здорово!»
Шапира осмотрел самолёт и получил инструктаж от Мунира Редфа. После этого все арабские надписи на приборной доске были переведены на иврит и английский, а уже через несколько дней лётчик поднял МиГ-21 в небо над Средиземным морем. Позднее Шапира вспоминал: «Ничего не было сложного. Скороподъёмность отличная. Этот самолёт был минимум на 900 или даже 1000 килограммов легче, чем «Мираж».
 
j0C25qL.jpg?1
 
2895_800.jpg
 
foto_4_danni_shapira_i_ugnannyy_mig-21-3
Данни Шапира с угнанным «мигом»
 
Ознакомившись с новинкой, Шапира начал участвовать в учебных боях против лучших израильских пилотов:
«У нас была программа: потренировать пилотов, посмотреть, как маневрирует МиГ-21, и понять, что должен делать «Мираж», чтобы оставаться на хвосте у МиГа и сбить его»
Хорошо отзываются о МиГ-21 и специалисты по истории ВВС. В частности, писатель и историк Лон Нордин даёт ему следующую оценку:
«Надо сказать, что русские научились делать очень экономичные самолёты – они даже не использовали клепку впотай. То есть, поверхности не были идеально ровными, а некоторые швы были совсем грубыми. Но какая разница, если самолёт может выдать двойную скорость звука? Этот МиГ был эффективен, быстр, обладал хорошей манёвренностью. А если он в бою живёт не больше двух дней – пусть будет дешевле!»
Помимо достоинств нового «мига», израильтяне узнали и о том, что на больших скоростях и малой высоте его управляющие поверхности действуют медленно и неэффективно. Главным же недостатком самолёта являлся очень плохой обзор задней полусферы. «Если зайдёте сзади, немного ниже (в ста пятидесяти метрах под МиГом), то он вас не заметит, – резюмировал Данни Шапира после учебных полётов, – Если замечаете, что МиГ начинает делать небольшие повороты то влево, то вправо, это значит, что он вас высматривает, он вас не видит, но пытается увидеть. Как только он начинает поворачивать – подлетайте и стреляйте в него».
Впервые услугой Мунира Редфа и трудами Данни Шапира израильтяне воспользовались 7 апреля 1967 года. После того как сирийская армия обстреляла еврейские поселения, в воздух были подняты две эскадрильи истребителей Dassault Mirage III, которые вступили в бой с сирийскими «мигами» и сбили шесть из них, не понеся при этом потерь. Ошеломлённые сирийские лётчики докладывали, что израильтяне действовали так, будто знали обо всех тактико-технических характеристиках этих самолётов. Но главным результатом угона иракского «мига» стали успешные действия ВВС Израиля во время Шестидневной войны, когда израильские пилоты сбили шестьдесят самолётов противника, потеряв лишь двенадцать своих. Так, полковник Гиора Эвен-Эпштейн одержал семнадцать воздушных побед и стал одним из наиболее результативных асов в истории реактивной авиации.
 
2087_8.jpg
Трофейный МиГ-17 в сопровождении Mirage III ВВС Израиля 
 

Сообщение отредактировал Castle: 10.05.2017 - 23:14 PM
Ответить

Фотография Castle Castle 05.06 2017

Операция Barmaid или самая большая тайна HMS Conqueror.

Подводная лодка, которая потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно» во время войны за Фолклендских островов, участвовала в гораздо более смелой и опасной операции «холодной войны» спустя всего несколько недель после ее окончания.

Conqueror.jpg

 

В начале 80х годов США обнаружили, что подводные лодки и надводные корабли СССР не только стали быстрее и тише, они еще и стали использовать протяженные буксируемые антенны гидроакустических станций, увешанные гидрофонами, - изобретение, которое считалось ноу-хау американского флота. Возникло подозрение, что в США или Великобритании орудует советский шпион, передавший СССР секретную технологию. Для того, что бы подтвердить или опровергнуть эти опасения, была задумана почти сумасшедшая операция - планировалось похитить такую антенну у советского корабля. Операция получила наименование  Barmaid - Барменша. General Dynamics, поставщик спецоборудования для ЦРУ, построила пинцетное оборудование с резаком, которое было установлено на британских подводных лодках. Но почему бы не использовать более крупные ВМС США? Считается, что тем самым было отдано должное выучке и дисциплине британских подводников, которые избегали ковбойства, свойственного американцам, и знали когда нужно остановиться. Впрочем есть и более прозаичная причина - в случае обнаружения британской АПЛ, скандал не затронул бы российско-американские отношения, критически важные для судеб мира.

Сначала HMS Churchill пытался оторвать антенну,  а затем HMS Conqueror, получивший наконец шипцы и резак с телевизионным управлением, в течении пары месяцев пробовал похитить антенну, но безуспешно. Наконец в августе 1982 года АПЛ была наведена на советский разведывательный корабль, замаскированный под польский траулер и плававший в Баренцевом море практически и границ территориальных вод СССР.  Англичане и американцы надеялись, что близость дома усыпит бдительность советских моряков. На счастье британских подводников, антенна ГАС не была включена, иначе АПЛ быстро бы обнаружили. HMS Conqueror, под командой все того же бесстрашного капитана Christopher Wreford-Brown, подошла под перископом практически вплотную к советскому кораблю, их разделяло только несколько ярдов, и задействовала шипцы и резак. Офицеры расценивали свое задание как безумие, столкновение с корпусом или винтами корабля казалось неизбежным. Но Врефорд-Браун подтвердил свою квалификацию одного изз дучших подводников Ройял Нэви. Резак работал не очень быстро, он "грыз" трос и должен был оставить следы, похожие на естественный обрыв троса. Захватив отрезанную антенну, АПЛ отошла в сторону и на грубину, выпустила водолазов, которые привязали драгоценную находку к корпусу подлодки.  По возвращению в  Клайд антенна была срочно отправлена самолетом в США для изучения экспертами. Честно говоря, не знаю - стоила ли эта операция того риска, который обернулся в случае разоблачения авантюры. После операции бортжурнал HMS Conqueror был уничтожен, что дало много поводов для пересудов историкам Фолклендской войны.

http://www.telegraph...-on-Russia.html

 

По иронии судьбы, и американская буксируемая антенна попала в руки советских экспертов, правда совершенно случайным образом.

Наша торпедная атомная подводная лодка «К-324», проэкта 671РТМ (Victor III class) несла боевую службу в Саргассовом море, пристроившись под каким то кораблем. Это оказался фрегат ВМС США USS McCloy (FF-1038) типа "Бронштейн", испытывавший новейшую противолодочную систему обнаружения TASS (Towed Array Surveillance System) с антенной длиной более полукилометра. Антенна тестировалась на обнаружении АПЛ "Филадельфия", а «К-324» обнаружить не смогла. 25 октября 1983 года во время резкого маневра АПЛ намотала себе на винт американскую антенну и оборвала ее, но и сама потеряла ход. Пришлось всплывать, при осмотре и была выявлена причина поломки. Нашу всплывшую "Щуку" в Саргассовом море первым обнаружил рейсовый канадский авиалайнер. К ней тут же ринулись два новейших американских эсминца — "Питерсон" и "Николсон" (типа "Спруенс"). Они сразу поняли причину аварии — невооруженным глазом было видно, что за лодкой тянулся обрывок той самой суперсекретной антенны, которой лишился фрегат "Макклой" и которая намоталась на огромный семилопастный винт нашего корабля. Командир "Питерсона" вызвал на связь командира русской подлодки и предложил ему помощь в освобождении от намотавшегося троса. Командир Терехин, уже понявший, что за сюрприз он поймал, отказался. 

Американские корабли опасно маневрировали вокруг, пытаясь обрубить своими винтами злополучную антенну. Через сутки неожиданно эсминцы успокоились и отошли на приемлемую дистанцию. Лишь много позже выяснилось, что они повторили тот же трюк, что и мы с их "Макклоем": под "К-234" под водой подошла атомная подводная лодка "Филадельфия". Часть троса с гидролокатором зацепилась за что-то уже на корпусе подлодки "Филадельфия". В конце концов бронированный кабель-шланг лопнул и "Филадельфия" унесла непосредственно капсулу с гидролокатором на своем корпусе. Но на винтах "К-324" оставалось свыше 400 метров суперсекретной низкочастотной антенны.
Два американских корабля снова пытались зажать лодку в клещи, маневрируя на дистанции около тридцати метров, довольно нагло предлагая помощь. Однако наш командир вывесил прямо на поднятый перископ сигнал о том, что в помощи не нуждается и требует прекратить опасное маневрирование. Корабли и вертолеты пытались крючьями зацепить антенну с кормы лодки, однако она была намертво накручена на винт. В конце концов американцы начали демонстративно готовить шлюпки с десантно-штурмовым отрядом и аквалангистами. И приказал приготовить к бою все оружие, которым была оснащен корабль, вплоть до стрелкового, пистолетов Макарова и автоматов Калашникова, которые хранились в корабельных пирамидах под замком и традиционно никогда в море даже и не доставалось. Напомню - в эти самые дни шла агрессия США против Гренады, и в воздухе явственно пахло порохом. Лодка была приготовлена ко взрыву.
1301029099_769px-uss_peterson_dd-969_wit
 
На десятые сутки вынужденного "совместного плавания" с американскими кораблями подошло, наконец, спасательное судно "Алдан" и стало заводить на "К-324" буксирный трос. Вот тут-то и загремели выстрелы.
Американцы стреляли из карабина по буйкам троса, стараясь разбить их вдребезги и утопить трос. Положение спас подоспевший разведывательный корабль "Находка",  прикрывший лодку своим корпусом от наседавших эсминцев, а "Алдан" затем оттащил лодку "за ноздрю" на Кубу. Там в бухте Нипе на небольшой местной верфи кубинские газорезчики помогли освободить винт от троса, который тут же затребовала Москва. Трофей доставили в столицу военным спецрейсом, под охраной истребителей дальнего действия. 13 ноября наша лодка снова вышла в море.

Сообщение отредактировал Castle: 05.06.2017 - 23:41 PM
Ответить

Фотография Castle Castle 25.06 2017

Неправильно понятая депеша стала причиной начала Корейской войны

https://lenta.ru/art.../letsstartawar/

Ответить