←  Высокое Средневековье

Исторический форум: история России, всемирная история

»

История албанцев и Албании

Фотография andy4675 andy4675 18.04 2017

Гельмольт, "История Человечества. Всемирная история", том 5 ("Юго-восточная и Восточная Европа"), глава III ("Албанцы"), подглава 3 ("Исторические судьбы албанцев"):

 

0.GIF

 

1.GIF

 

2.GIF

 

3.GIF

 

4.GIF

 

Кое-где Гельмольт изрядно "отжигает". Разумеется, албанцами сулиоты ни разу не были. Они не только разговаривали на собственном говоре греческого языка (хотя знали и по-албански - ибо с албанцами соседничали, и постоянно воевали), но и позиционировали себя греками. Никогда - албанцами. Они, к тому же - православные.

Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 19.04 2017

Так среди албанцев тоже вроде православные встречаются.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 19.04 2017

Считается, что это - албанские греки-североэпироты:

 

https://en.wikipedia...eeks_in_Albania

 

Они составляют по официальным албанским данным (заниженным) на 1989 год - примерно 60 тысяч человек населения страны.

 

https://ru.wikipedia...лавие_в_Албании

 

Надо заметить, что с 1989 г. албанские греки (как и простые албанцы) массами перетекли в Грецию. Но всё равно в Северном Эпире ещё масса греков (для кого-то - "православных грекоязычных албанцев"). Данные переписи 2011 года (опять, вероятно, заниженные) показали в Албании чуть больше 24 тысяч греков, из которых только чуть более 15 тысяч считает греческий язык родным. Вообще, я не отрицаю, что могут в принципе существовать православные албанцы. Просто пока албанцев православных не встречал. Все албанцы, которые исповедуют православие, которых я видел, это либо люди позиционирующие себя греками, либо люди, которые до недавнего времени православие не исповедовали, а перешли в него только после того как приехали (или лучше сказать переехали) на ПМЖ в Грецию.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 19.04 2017

Так среди албанцев тоже вроде православные встречаются.

 

Ок. 60% населения Албании – мусульмане, ок. 17% – христиане (в т. ч. ок. 10% – католики и ок. 7% – православные), ок. 23% не относят себя ни к одной религиозной группе (2011, перепись).

 

Албания // Большая российская энциклопедия

 

http://bigenc.ru/geo...hy/text/4039045

Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 19.04 2017

Насколько могу судить, албанцы - распространившиеся в средневековье и местами позднее (то же Косово) потомки каких-то палеобалканцев.

При этом показать языковую преемственность албанского языка от какого-либо античного палеобалканского не представляется надёжным.

Скорей всего все эти иллирийский, фракийский, дакийский и т. п. вымерли бесследно.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 19.04 2017

Большинство албанцев оставались православными (меньшая часть - католиками) до массовой исламизации XVI-XVIII вв.

 

Здесь можно прочесть краткую историю православия в Албании.

Ответить

Фотография Шторм Шторм 19.04 2017

Албанцы - это некое недоразумение в Европе. Как боснийцы и турки. Разделить между Сербией и Грецией.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 19.04 2017

Насколько могу судить, албанцы - распространившиеся в средневековье и местами позднее (то же Косово) потомки каких-то палеобалканцев.

При этом показать языковую преемственность албанского языка от какого-либо античного палеобалканского не представляется надёжным.

Скорей всего все эти иллирийский, фракийский, дакийский и т. п. вымерли бесследно.

Происхождение албанцев туманно. Первые достоверные упоминания их - с конца 12 века в папской переписке Иннокентия III. В начале 13 века их упоминают и греческие источники (Арбанон). Во второй половине 13 века, Карл Анжуйский в числе прочих своих титулов провозглашает себя и "королём Албании" - достоверно, это первое упоминание этого топонимического названия в источниках. Отныне и далее, правомерно уже говорить и об албанцах, и об Албании.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 19.04 2017

Албанцы - это некое недоразумение в Европе. Как боснийцы и турки. Разделить между Сербией и Грецией.

Албанцы ничем не хуже других этносов. Не нужно с презрением относиться к любым народам. Албанцы, как и представители других национальностей, достойны уважения по факту своего существования.

Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 19.04 2017

Албанцы - это некое недоразумение в Европе. Как боснийцы и турки. Разделить между Сербией и Грецией.

Ну, вы скажете тоже. Если мне не изменяет память, то в силу недавней истории проще предполагать некоторую интеграцию Албании с Италией.

А пока что у этого недоразумения фактически два государства - Албания и Косово. Совсем даже неплохо для недоразумения.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 19.04 2017

Албанцы - это некое недоразумение в Европе. Как боснийцы и турки. Разделить между Сербией и Грецией.

Это нелепо делать уже по самому факту того, что они сами того не захотят. Ибо не ощущают себя ни греками, ни сербами. Кроме прочего, они по вероисповеданию в основном мусульмане. Влиться в общество с "православным" менталитетом - достаточно проблематично.

Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 19.04 2017

Происхождение албанцев туманно. Первые достоверные упоминания их - с конца 12 века в папской переписке Иннокентия III. В начале 13 века их упоминают и греческие источники (Арбанон). Во второй половине 13 века, Карл Анжуйский в числе прочих своих титулов провозглашает себя и "королём Албании" - достоверно, это первое упоминание этого топонимического названия в источниках. Отныне и далее, правомерно уже говорить и об албанцах, и об Албании.

Но оснований выводить предков албанцев откуда-то за пределы "коренной" албанской территории вроде нет.

Распространившийся реликт. Латинский язык с того же начинал. Маленькая территория латинов и фалисков. Потом почти вся Италия. И так далее.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 19.04 2017

Исторический очерк

 

Албания с древности до начала 16 в.

 

Древнейшие находки, связанные с деятельностью человека, на территории А. относятся к среднему палеолиту (Дзаре). Верхний палеолит и мезолит представлены рядом памятников, в т. ч. стратифицированными пещерными стоянками (Конисполи). Памятники эпохи бронзы и гальштата принадлежат кругу культур Северо-Зап. Балкан, связываемых с иллирийцами. С кон. 7 – нач. 6 вв. до н. э. на побережье А. возникают греческие колонии Эпидамн (совр. Дуррес), Аполлония Иллирийская и др. В раннем железном веке в труднодоступных местах появляются городища с каменными стенами (ок. г. Шкодер и др.). Для 4–3 вв. известен ряд политических объединений местных племён, возглавляемых царями: энкелеев, таулантов, ардианов и др. После нескольких войн в 168 иллирийские племена подчиняются Риму, территория А. вошла в провинцию Иллирик (образована в 27 до н. э.), с 1 в. н. э. здесь возникли новые города (Скампа, Клодиана и др.); стратегически и экономически важная дорога Эгнатия связала побережье А. с Фессалоники на Эгейском море. Уже с 1 в. есть данные о христианских общинах. После раздела Римской империи в 395 А. в составе провинций Новый Эпир, Старый Эпир, Превалитана отходит к её восточной части. В 5 в. через А. неоднократно проходили готы. С 6–7 вв. А. находится в зоне славянской колонизации (к западу от Охридского озера локализуют племя берзитов). На основе местных и привнесённых традиций под византийским влиянием к 7 в. в А. и Западной Македонии формируется Коман культура. В прибрежной А. сохраняется византийское управление (с 9 в. в составе феммы Диррахий). В 989 А. завоёвана болгарским царём Самуилом, после разгрома Первого Болгарского царства в 1018 восстановлено византийское управление. Под византийским и болгарским влиянием на всей территории А. распространяется православие (Диррахская метрополия Константинопольского патриархата). С 1081 начинаются нападения норманнов, ненадолго захвативших часть побережья А. В 1096 по территории А. прошли крестоносцы. После разгрома Византии в ходе 4-го крестового похода (1204) Диррахий на побережье А. захватывает Венеция, усиливается влияние Римско-католической церкви, в кон. 13 – 1-й пол. 14 вв. прибрежная А. входит в Неаполитанское королевство. В кон. 12 – 1-й пол. 13 вв. на севере А. существовал Арберийский принципат – первое собственное политическое образование албанцев. Большая часть А. во 2-й пол. 13 в. входит в Эпирский деспотат. С кон. 12 в. часть А. принадлежит Сербии, а в сер. 14 в. она практически полностью входит в сербско-греческое царство Стефана Душана. После его распада на территории А. существовали независимые княжества, возглавлявшиеся феодальными родами Топия, Бальши, Музака и др. Их междоусобная борьба облегчала экспансию турок-османов, предпринимавших после Косовской битвы 1389 регулярные походы в А. К нач. 15 в. туркам, вмешавшимся в конфликт между Бальши и Топия на стороне последних, удалось покорить значительную часть А. Вместе с тем некоторые княжеские роды являлись вассалами Османской империи лишь номинально и даже поддерживали Венецию в её борьбе с турками. В 1443 антиосманскую борьбу возглавил Скандербег из княжеского рода Кастриоти, утвердившийся в Круе (Сев. А.). В 1444 он основал т. н. Лежскую лигу албанских князей, что способствовало временному прекращению раздробленности и сплочению арберийцев. Была сформирована армия в 12–15 тыс. чел. После его смерти (1468) лига князей распалась, и туркам удалось завершить покорение А.: в 1478 пала Круя, в 1479 – Шкодер, в 1501 – Дуррес, находившийся с конца 14 в. под властью Венеции.

 

Албания в составе Османской империи

 

Османское завоевание нанесло тяжёлый удар по экономике и культуре А., затормозило её социальное и политическое развитие. В стране была внедрена османская военно-ленная система. Население было обложено тяжёлыми налогами и повинностями. Происходила эмиграция албанцев в другие области Османской империи, Южную Италию и др. В отличие от других балканских стран, в А. сословие военных ленников оказалось в значительной мере албанским по происхождению: в него вошли албанские феодальные фамилии, принявшие ислам. Территория А. была включена в Румелийский эйялет, который был разделён на 6 санджаков: Шкодринский, Дукагини, Эльбасан, Охрид, Влёра, Дельвина. Однако в некоторых горных областях (Химара, Великая Мальсия, Дукагини, Мирдита) туркам не удалось утвердиться окончательно, здесь продолжались освободительные выступления, против которых направлялись карательные экспедиции (1537, 1610, 1612, 1686, 1716). С кон. 17 в. происходит спад антиосманских выступлений. Этому способствовал процесс исламизации населения, сопровождавшийся экономическим и правовым давлением на него со стороны властей (к нач. 19 в. не менее половины албанцев стали мусульманами). С 17 в. в ситуации разложения военно-ленной системы и распространения наследственных владений – чифтликов происходило оживление экономики. Возросло могущество крупных албанских феодалов, которые в условиях кризиса Османской империи, усилившегося во 2-й пол. 18 в., стремились к политической самостоятельности. На севере А. сложилось полугосударственное образование – Шкодринский пашалык, которым с 1756 правила фамилия Бушати. Наибольшей самостоятельности он достиг при Кара Махмуд-паше (1778–96), который дважды (1787, 1793) наносил поражения султанским армиям. Территории на юге современной А. и северо-западе Греции вошли в Янинский пашалык, которым в 1787–1822 правил Али-паша Тепеленский. Турецкие войска ликвидировали Янинский пашалык в 1822, а Шкодринский – в 1831. Распространение на территорию А. реформ танзимата, имевших целью модернизировать Османскую империю и предотвратить её распад, сопровождалось ухудшением положения народных масс, что вызвало антитурецкие восстания в 1833–35 и в 1847.

 

В 1840-е гг. начала формироваться идеология албанского национального возрождения. В 1844 албанский просветитель Наум Векильхарджи издал первый албанский букварь. Первой албанской национально-освободительной организацией была Призренская лига, основанная в 1878 в Косове, где было значительное албанское население. Порвав с турецким правительством, лига выступила с программой автономии А. В некоторых районах А. власть перешла к комитетам лиги, а её национальный комитет в январе 1881 преобразован во временное правительство. В 1881 лига была разгромлена; руководство национально-освободительным движением перешло к национальным обществам, созданным албанскими эмигрантами в Стамбуле, Бухаресте, Софии и др. В 1910–12 происходили восстания албанцев на территории севера современной А. и Косова.

 

Сохранение традиционных отношений в сельском хозяйстве и произвол турецкой администрации тормозили развитие капиталистических отношений. С нач. 20 в. А. стала подвергаться экономической эксплуатации со стороны Австро-Венгрии и Италии. В ходе 1-й Балканской войны в 1912 б. ч. территории А. была оккупирована войсками Черногории, Сербии, Греции. 28.11.1912 Всеалбанский конгресс в г. Влёра провозгласил независимость А. и создал временное правительство во главе с Исмаилом Кемали.

 

Албания в 1912–39

 

Независимость А. была признана Лондонским мирным договором 1913 и Конференцией послов великих держав (29.7.1913), определившей её границы. По решению держав управление А. было передано князю Вильгельму Виду (Вильгельм I; март – сентябрь 1914), который не смог распространить свою власть на всю страну. Во время Первой мировой войны на территории А. шли военные действия. Лондонский договор 1915 предусматривал ликвидацию независимости А. и раздел её между Италией, Грецией, Сербией и Черногорией. Однако после окончания войны лидеры некоторых держав (в частности, президент США В. Вильсон) отказались поддержать этот план. На волне освободительного движения национальный конгресс в Люшне (январь 1920) образовал временное правительство в Тиране, ставшей столицей А. Восстание во Влёре (июнь – август 1920) освободило юг А. от итальянской оккупации. Развитие демократического движения привело к Июньской революции 1924. Правительство во главе с Ф. Ноли выступило с программой буржуазно-демократических преобразований. В декабре 1924 был осуществлён контрреволюционный переворот. 31.1.1925 А. провозглашена республикой, президентом избран возглавивший переворот А. Зогу. 1.9.1928 Учредительное собрание провозгласило Зогу «королём албанцев» под именем Зогу I, а 1 декабря приняло монархическую конституцию. Страна попала в экономическую (итальянские компании заняли ключевые позиции в нефтедобыче и ряде других отраслей албанской экономики) и политическую зависимость от Италии, закреплённую албано-итальянскими договорами и соглашениями. 7.4.1939 Италия аннексировала А., которая была присоединена к Италии (12.4.1939) в соответствии с «личной унией» (итальянский король Виктор Эммануил III был провозглашён королём А.). Итальянцы отменили албанскую конституцию, хотя и оставили практически лишённых полномочий албанское правительство и парламент. Албанская армия стала частью итальянской. В А. была создана местная фашистская партия.

 

Албания с 1939 до середины 1980-х гг.

 

В сентябре 1942 патриотические силы объединились в Национально-освободительный фронт. Важную роль в организации национально-освободительной борьбы играла Коммунистическая партия А. (КПА, основана в 1941). С апреля 1942 возникают партизанские отряды, из которых летом 1943 была образована Национально-освободительная армия (НОА); с мая 1944 её главнокомандующим стал генеральный секретарь ЦК КПА Э. Ходжа. НОА, численность которой достигла 70 тыс. чел., в боях с итальянскими, а после капитуляции Италии (сентябрь 1943) с германскими войсками освобождала территорию А. вплоть до полного освобождения страны 29.11.1944.

 

В октябре 1944 Антифашистский национально-освободительный комитет – центральный орган формировавшихся в освобождённых районах органов власти, национально-освободительных советов, – был преобразован во Временное демократическое правительство. 2.12.1945 на выборах в Учредительное собрание более 90% голосов получил Демократический фронт А., находившийся под полным контролем коммунистов. 11.1.1946 Учредительной (Конституционной) ассамблеей была провозглашена Народная Республика Албания (НРА). 14.3.1946 принята конституция, гарантировавшая основные права и свободы граждан. Первое правительство НРА возглавил Э. Ходжа (в 1954–81 его главой был М. Шеху). В 1945–46 власти А. восстанавливали экономику, проводили преобразования в буржуазно-демократическом духе. В ходе аграрной реформы земли крупных собственников были отчуждены и безвозмездно переданы безземельным и малоземельным крестьянам.

 

С 1946 руководство КПА (с 1948 Албанская партия труда, АПТ) начало проводить социалистические преобразования по советской модели, в ходе которых были достигнуты успехи в области развития промышленности, культуры и образования. В 1949 А. стала членом Совета экономического взаимопомощи (СЭВ), в 1955 – Организации Варшавского договора.

 

Однако руководство АПТ отказалось поддержать новую линию советского руководства, провозглашённую на 20-м съезде КПСС, и особенно болезненно восприняло наметившееся советско-югославское сближение. Возникшие идеологические разногласия между АПТ и КПСС привели к обострению советско-албанских отношений и их разрыву (декабрь 1961). Экономические связи с СССР прекратились полностью, а с восточно-европейскими странами значительно сократились. Был провозглашён принцип «опоры на свои силы». В то же время укреплялись албано-китайские связи. КНР с кон. 1950-х гг. усилила экономическую помощь А., получив от неё политическую поддержку в идеологическом конфликте с советским руководством. Особенно интенсивной была помощь А. от Китая в 1963–78 (прекращена в результате возникновения у АПТ идейных разногласий с КП Китая).

 

По конституции 1976 А. стала называться Народной Социалистической Республикой Албания (НСРА) и была объявлена государством диктатуры пролетариата. Фактически в А. существовал режим диктатуры Э. Ходжи. Массовые нарушения гражданских прав, жёсткая централизация управления тормозили экономическое и социальное развитие А. Нехватка многих продуктов и товаров широкого потребления привела к введению системы частичного рационирования. Попытки М. Шеху улучшить отношения А. с другими странами наткнулись на жёсткую позицию диктатора. Перед лицом неизбежной опалы М. Шеху в декабре 1981 покончил жизнь самоубийством (по официальной версии), а связанные с ним лица подверглись жестоким репрессиям.

 

Албания с середины 1980-х гг.

 

После смерти Э. Ходжи (1985) 1-м секретарём ЦК АПТ стал Р. Алия, сделавший шаги к реформированию экономической и политической жизни. Ряд постановлений предусматривал использование мер экономического стимулирования. В нач. 1991 были восстановлены албано-советские и албано-американские отношения. 31.3 и 7.4.1991 впервые прошли свободные парламентские выборы на многопартийной основе, в которых имели право участвовать все албанцы, достигшие 18 лет. Победу на них одержала АПТ, которая с июня 1991 стала называться Албанской социалистической партией (АСП). Возглавил реформированную партию Ф. Нано, сторонник рыночного хозяйства, придерживавшийся социал-демократических взглядов. Страна стала называться Республика Албания, её первым президентом был избран Р. Алия. Согласно проекту конституции 1991, на основе которого велось государственное строительство, президент становился главнокомандующим и не принадлежал к к.-л. политической партии.

 

Трудности рыночных преобразований спровоцировали падение производства (на 50% в 1991), массовую безработицу и другие кризисные явления, эмиграцию значительной части населения. На внеочередных парламентских выборах в марте 1992 победу одержала Демократическая партия Албании (ДПА), лидер которой С. Бериша стал президентом А. Его правление отмечено авторитарностью, преследованиями политических противников, коррупцией в ходе приватизации государственной собственности, дефицитом внешнеторгового баланса, ростом внешнего долга, массовыми нарушениями избирательного закона в ходе парламентских выборов 1996, в результате которых была объявлена победа ДПА. В январе 1997 крах инвестиционных фондов, построенных на пирамидальных схемах, привёл к разорению тысяч людей. В марте 1997 разразился острый политический кризис. Антиправительственные выступления перерастали в народное восстание, образовывались «комитеты спасения», опиравшиеся на вооружённые отряды. На юге страны к ним фактически перешла власть.

 

Преодолению хаоса способствовали внеочередные выборы в июне 1997, победу на которых одержала АСП. Её программа предусматривала восстановление общественного порядка, завершение приватизационных реформ, интеграцию в структуры ЕЭС и НАТО. Президентом был избран Р. Мейдани. В 1998 была принята новая конституция. В 1999 А. поддержала действия НАТО в Косове и Югославии, что привело к разрыву албано-югославских отношений.

 

Во время военных действий в Косове около полумиллиона беженцев из Косова нашли временное убежище в А. Это привело к ухудшению отношений с соседней Грецией, которая на протяжении всей истории независимой А. пыталась повлиять на положение греческого меньшинства на территории А., в то время как большинство косовских беженцев расположились именно на юге страны – территории компактного проживания греков. Отношения с соседями (в первую очередь с Грецией и Македонией) осложняются ростом национализма в А., популяризацией идеи т. н. Великой Албании, которая должна охватить все населяемые албанцами территории, не вошедшие в состав Республики Албания. На рубеже тысячелетий экономика А. находилась в катастрофическом упадке. Большая часть национального дохода (около 56%) приходилась на сельское хозяйство, в то время как на долю промышленности – 12%. Значительную помощь экономике страны оказала албанская диаспора на Западе, которая, работая в качестве низкооплачиваемой рабочей силы, переводила заработанные деньги своим семьям, оставшимся в стране. Общая разруха после событий последнего десятилетия, а также упадок инфраструктуры и сильная коррупция, препятствовали поступлению иностранных инвестиций. Ситуация несколько поменялась после завершения войны в Югославии. Ориентация страны на европейские и североатлантические структуры позволила ей получить финансовою поддержку для преодоления кризиса. С помощью западных инструкторов была проведена реформа полиции. На выборах летом 2001 победу одержал блок левых партий «Союз за государство» во главе с АСП. В то же время наблюдатели от ОБСЕ, ЕС и Совета Европы зафиксировали многочисленные фальсификации и высказали общее неудовлетворение процессом проведения выборов. Премьер-министром страны был назначен социалист Илир Мета, который уже менее чем через год, в результате партийного кризиса, был вынужден уступить своё место Пандели Майко. В июле 2002 президентом избран А. Моисиу, сторонник вхождения А. в структуры НАТО. Моисиу распустил кабинет Майко, новое правительство возглавил Фатос Нано, глава АСП. Несмотря на очередную победу социалистов на местных выборах в октябре 2003, уже в феврале 2004 в А. произошли массовые демонстрации против правления АСП, которую обвиняли в коррупции и недостаточном росте экономики страны. В янв. 2003 правительство начало переговоры о принятии А. в ЕЭС в качестве ассоциированного члена. Выборы 2005 принесли победу Демократической партии, правительство возглавил Сали Бериша (президент А. в 1992–97). В февр. 2006 подписано соглашение об ассоциации с Европейским союзом. В том же году принята резолюция, осуждающая коммунистическое прошлое и режим, установленный Энвером Ходжой. На президентских выборах 2007 АСП вновь потерпела поражение, страну возглавил кандидат от Демократической партии Бамир Топи. В 2009 А. вместе с Хорватией официально стали членами НАТО. Тогда же А. подала официальную заявку на членство в ЕС. Парламентские выборы 2009 с незначительным перевесом выиграли демократы, АСП оспорила их результаты, объявив о фальсификациях. Отказ премьер-министра Бериши от пересчёта голосов привёл к протестам в Тиране, которые уже в мае 2010 перешли в кампанию гражданского неповиновения. Лидеры оппозиции объявили голодовку, ЕС потребовал урегулирования политического кризиса, пригрозив в противном случае заморозить заявку А. на членство в союзе. В 2011 политич. кризис перерос в массовые беспорядки с человеческими жертвами. Бериша возложил вину за их гибель на своих политических оппонентов. Рост общественного недовольства политикой демократов позволил социалистам на местных выборах в мае 2011 получить большинство в нескольких крупных городах, однако общая победа осталась за демократами. Это позволило Берише сохранить пост премьер-министра. Президентские выборы (июнь 2012) принесли победу кандидату от Демократической партии Буяру Нишани. Следующие парламентские выборы в июне 2013 имели важное значение, поскольку корректность их проведения была объявлена комиссией ЕС решающей в вопросе принятия решения о будущем А. в ЕС. Победу одержала АСП, кандидат которой Эди Рама и возглавил правительство. Одним из своих основных приоритетов Рама назвал борьбу с организованной преступностью и общее повышение уровня безопасности в стране. В июне 2014 А. получила официальный статус кандидата в члены ЕС.

 

Арш Г.Л. Исторический очерк // Албания // Большая российская энциклопедия

 

http://bigenc.ru/geo...hy/text/4039045

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 19.04 2017

Распространившийся реликт.

Перечтите старттопик. Албанский язык - это не реликт, а новодел. К тому же советую прочесть "отца фонологии" Трубецкого ("МЫСЛИ ОБ ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ПРОБЛЕМЕ"):

 

рядом с настоящими романскими языками существуют и языки, так сказать "полуроманские", то есть языки, вставшие на путь постепенной замены своих оригинальных черт и элементов народнолатинскими, но не дошедшими в этом направлении до конца. Таков, например, язык албанский. Значительная часть его словаря состоит из романских элементов, и грамматический строй его сильно напоминает строй романский. Но в то же время язык этот не стал вполне романским и сохраняет еще очень большое число элементов, не объяснимых при помощи латинского. Так как латинский язык хорошо известен по памятникам и, кроме того, имеются живые романские языки, языковеды оказываются в состоянии в значительной мере распутать клубок романских и нероманских элементов албанского языка, хотя это и сопряжено с большими затруднениями.

 

 

http://www.philology...betskoy-87d.htm

Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 19.04 2017

Албанский язык - это не реликт, а новодел.

Новодел - это в последние лет 800, а до того какой-то очень локальный реликт, чудом не вытесненный романскими языками.

Наверное, приход славянских языков сорвал процесс.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 19.04 2017

АЛБА́НЦЫ (самоназвание – shqiptar, шчиптар, от shqip – «говорить понятно»; греч. ΄Αρβανίται, ΄Αρβανίτες, ΄Αλβανοί; итал. arbereshi), народ, осн. население Албании (2,7 млн. чел., 2011, перепись). Живут также в Сербии (осн. население Автономного края Косово и Метохия – 1,6 млн. чел.; в остальной части Сербии – 6,3 тыс. чел., 2011, перепись), на юге Италии (806 тыс. чел.), в Греции (581 тыс. чел.), на северо-западе и юго-западе Македонии (509,1 тыс. чел. – 2002, перепись; 2-я по численности этническая группа страны), в Турции (500 тыс. чел.), Черногории (30,4 тыс. чел., 2011, перепись), Болгарии, Румынии, на Украине (3 тыс. чел.), в США (102,2 тыс. чел. – 2000, перепись), Канаде (22,4 тыс. чел. – 2006, перепись) и др. Общая численность 7,5 млн. чел. (2011, оценка). Говорят на албанском языке. Верующие – мусульмане-сунниты и последователи шиитской секты бекташи, есть христиане: православные (на юге Албании) и католики (на севере).

 

В формировании А. осн. роль сыграли палеобалканские племена: дарданы, иллирийцы, возможно – фракийцы. Назв. ΄Aλβανοί впервые встречается у Птолемея (2 в.). В 11 в. утвердилось общее назв. «А.». Совр. самоназвание А. распространилось в 17–18 вв. Тогда же б. ч. А. перешла в ислам. Во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. сложились осн. группы А. – тоски (обл. Тоскэрия на юге) и геги (обл. Гегэрия на севере).

 

Традиц. занятия в долинах – земледелие, в горах – отгонное скотоводство. Традиц. жилище (до нач. 20 в.) – рамной конструкции, из камня и глины, в горах на севере – дома-башни (кулы), каменные двухэтажные жилища с хлевом в нижнем этаже. Традиц. одежда у мужчин: короткий жилет (елек), широкий, обёрнутый в несколько оборотов пояс (брэз), белая валяная шапочка (челеше), на севере – белые облегающие суконные штаны, обшитые по швам чёрной тесьмой (тирчи), на юге – юбка-фустанелла; у женщин: передник (пэрпаримэ), полотенчатый головной убор, на севере – юбка из плотной шерстяной ткани (джублета), корсаж, нарукавники, на юге – длинная рубаха (кэмиша), длинная безрукавка с цветными аппликациями. Характерны чёрно-бело-красная гамма, обилие вышивки, бахромы, серебряных украшений. Развиты орнаментальная резьба по дереву, художественное литьё (особенно в г. Эльбасан), филигрань (главным образом в Шкодере, Тиране), ковроделие и др.

 

Фольклор. Для сев. А. характерны парные мужские и парные женские танцы, для южных – хороводные с движением против солнца. У сев. А., наряду с диатонич. мелодиями регулярного метра, встречаются мелодии нерегулярного метра с увеличенными интервалами и развитой орнаментикой; на юге бытуют напевы, основанные на пентатонике. У севевных А. принято одноголосное мужское пение в сопровождении ляхуты, у южных – ансамблевое многоголосие с солирующим голосом, называемым исойа. Самобытность сохраняют обрядовые песни и танцы горцев, богатырский эпос, песни (о нац. герое Скандербеге, борьбе с османским игом и др.). Во 2-й пол. 20 в. распространилось, особенно в центр. районах, мужское пение на 3 голоса. Традиционный инструментарий: однострунный смычковый ляхута, лютня с короткой шейкой лаута, лютневидные с длинной шейкой чифтелиа, бакламайя; флейта фюэла, духовой язычковый зумарья; ударные – тулумбас, бубен. Скрипка и кларнет используются как сольные инструменты в ансамблях.

 

Лит.: Зойзи Р., Иванова Ю. В. Албанцы // Народы зарубежной Европы. М., 1964. Т. 1; Иванова Ю. В. Северная Албания в XIX – начале ХХ в. М., 1973; Краткая история Албании. М., 1992.

 

Иванова Ю.В., Модестов В.С. Албанцы // Большая российская энциклопедия

 

http://bigenc.ru/eth...gy/text/2802538

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 19.04 2017

 

Албанский язык - это не реликт, а новодел.

Новодел - это в последние лет 800, а до того какой-то очень локальный реликт, чудом не вытесненный романскими языками.

Наверное, приход славянских языков сорвал процесс.

 

Какой нафиг реликт? Кто его видел? Кто его упоминает? Эти 800 лет - это ИЗВЕСТНАЯ история албанского языка. То что было раньше этих 800 лет - это неизвестная, то бишь мифическая (иными словами: ВЫДУМАННАЯ) история албанского языка. Так понятней?

Ответить

Фотография Стефан Стефан 19.04 2017

АЛБА́НСКИЙ ЯЗЫ́К, язык албанцев. Гос. язык Республики Албания. Распространён также в Косове (Сербия), Македонии, Греции, Турции, Болгарии, Италии, Украине (Одесская обл.) и др. Число говорящих на А. я. в Албании ок. 3 млн. чел. (2004, оценка), всего в мире – ок. 5,5 млн. чел. (2004, оценка).

 

А. я. принадлежит к индоевропейским языкам, занимая изолированное положение и составляя особую моногруппу. Являясь продолжением палеобалканских языков – исчезнувших древних индоевроп. языков Балканского п-ова, А. я. генетически наиболее близок иллирийскому и мессапскому языкам (см. Иллирийский язык); существенны его связи с фракийским языком. Алб. языковой ареал делится на 2 осн. диал. области: южную (тоскскую) и северную (гегскую), которые, в свою очередь, членятся на многочисл. говоры. Различия в диалектах затрагивают в осн. фонетику, морфологию и лексику.

 

В А. я. 7 гласных фонем и 29 согласных. Особенность алб. консонантизма  – наличие среднеязычных dh (ð) и th (θ), слабых l, r и сильных ll, rr, среднеязычных q, gj и серии аффрикат c [c], ç [č], x [dz], xh [dž]. А. я. характеризуется фиксированным динамич. ударением (преим. на предпоследнем слоге). По своей грамматич. структуре А. я. принадлежит к языкам с синтетич. флективным строем (см. Синтетические языки, Флективные языки). В именной системе представлены 3 рода (муж., жен., ср.), 4 типа склонений с шестипадежной системой (формы род. и дат. падежей совпадают), определённая и неопределённая формы имени, препозитивный и постпозитивный артикли. Глагол в А. я. характеризуется двумя типами спряжений с разветвлённой системой наклонений (6 типов) и временны́ х форм (3 простые и 5 сложных). В синтаксисе преобладает относительно свободный порядок слов.

 

Словарный состав А. я., помимо исконной индоевроп. лексики, включает значит. число заимствований из греч., лат., слав., тур., итал., франц. языков.

 

В процессе длительного взаимодействия с др. языками Балканского п-ова А. я. выработал ряд общебалканских структурно-типологич. черт (т. н. балканизмов), образуя с др. балканскими языками Балканский языковой союз.

 

В 17–18 вв. как наддиал. форма А. я. сформировалось народно-разг. и устно-поэтич. койне. Оно способствовало началу формирования лит. А. я. К кон. 19 в. сложились 2 варианта лит. языка на основе тоскского и гегского диалектов. Совр. лит. А. я. базируется на тоскском диалекте, включая некоторые особенности гегского. В формирование и развитие лит. языка внесли вклад алб. просветители 17 в. католич. епископы П. Буди, Ф. Барде, П. Богдани, алб. писатели и поэты С. и Н. Фрашери, А. Чаюпи, Мигени и др.

 

Самые ранние памятники староалб. письменности относятся к 15 в.: «Формула крещения» («Formula e Pagë zimit», 1462) архиепископа г. Дуррес Паля Энгели, алб. словарь А. фон Харфа (1497), интерполяция на А. я. в лат. тексте комедии Томмазо де Медзо «Эпирота» (1493). К 16 в. относятся первая печатная книга на А. я. (гегский диалект) – «Служебник» («Meshari», 1555) католич. свящ. Гьона Бузуку; первый памятник на тоскском диалекте – печатный перевод катехизиса Лука Матранги «Embsuame e krështëre» (1592).

 

Совр. алб. письмо создано на основе лат. алфавита в 1908. До этого (с 15 в.) А. я. пользовался рядом алфавитов: на лат., кириллич., греч., арабо-тур. графич. основе, а также неск. искусственно созданными алфавитами.

 

 

Лит.: Селищев А. М. Славянское население в Албании. София, 1931; Десницкая А. В. Албанский язык и его диалекты. Л., 1968; Cabej E. Studime gjuhësore. Prishtinë, 1975–1977. Vol. 1–6; Нерознак В. П. Албанский язык // Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. М., 1982; Жугра А. В., Сытов А. П. Албанский язык // Основы балканского языкознания. Языки балканского региона. Л., 1990. Ч. 1.

 

Словари: Краткий албано-русский словарь. 2-е изд. М., 1951; Fjalor i gjuhës së sotme shqipe. Tiranë, 1980.

 

Нерознак В.П. Албанский язык // Большая российская энциклопедия

 

http://bigenc.ru/lin...cs/text/1809717

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 19.04 2017

А. я. принадлежит к индоевропейским языкам, занимая изолированное положение и составляя особую моногруппу.

Это - реконструкция.

 

 

Являясь продолжением палеобалканских языков – исчезнувших древних индоевроп. языков Балканского п-ова, А. я. генетически наиболее близок иллирийскому и мессапскому языкам (см. Иллирийский язык)

Бред до нелепости. От иллирийского языка (точнее от иллирийской группы языков) осталось совсем немного, а то что сохранилось, вовсе не выявляет близкородственных отношений с албанским языком.

 

 

существенны его связи с фракийским языком.

Старинная теория. Высказана ещё Гельмольтом. Опять же практически голословная - поскольку от фракийских языков сохранилось примерно столько же, сколько и от иллирийских - почти ничего (болгарские учёные наскребли порядка 200 слов, в т. ч. топонимику и антропонимику).

 

 

А. я. принадлежит к индоевропейским языкам

Это - "индоевропейский шаблон", схема, под которую искусственно подгоняются выводы лингвистики.

Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 19.04 2017

Какой нафиг реликт? Кто его видел? Кто его упоминает? Эти 800 лет - это ИЗВЕСТНАЯ история албанского языка. То что было раньше этих 800 лет - это неизвестная, то бишь мифическая (иными словами: ВЫДУМАННАЯ) история албанского языка. Так понятней?

Ну, и как это правильно понимать?

Это как в 17ом веке русские нашли чукчей, а до того чукчей вообще не было и чукотский язык появился в 17ом веке из вакуума?

Ответить