←  Древняя Греция

Исторический форум: история России, всемирная история

»

История Спарты

Фотография andy4675 andy4675 11.09 2014

Сегодня впервые после длительного времени забежал в книжный с решением проглядеть что там имеется по древней истории. Взгляд упал на 3-хтомник Каргакоса по истории Древних Афин и 2-хтомник его же по истории Спарты. Кажды том - внушительный, порядка 600 страниц текста на листе формата А4. Буквы - большие (сравнительно). Цена тома - под 60 евро. Я уже хотел взять первый том Афин и первый том Спарты. Но вот подумал сперва проверить что там у него почём. Наугад решил посмотреть, что пишет Каргакос про поход Алариха в Грецию и гибель Спарты. Неприятно удивило, что он пишет, будто Аларих был выбит из Пелопоннеса после битве при Фолое со Стилихоном в 402 (sic!) году. На самом деле все авторы датируют это событие 397 годом, тогда как в 402 году Аларих вёл войну со Стилихоном уже в Италии (Поллентийская война). Второй момент - автор опять муссирует тему (никем недоказанную, но так любимую в греческой библиографии - commonplace), будто Аларих восхищался античными спартиатами и хотел поселиться в Спарте со своими готами НАВСЕГДА. Третий момент, который также неприятно удивил. Может, я не заметил, но Каргакос не даёт ссылок на первоисточники, или хотя бы на свои современные источники (Гиббон, Картледж или ещё кто). Зато он обильно комментирует в сносках современную греческую поэзию, посвящённую истории и традициям Древней Спарты.

Итог: не взял. Из магазина ушёл ни с чем...

Ответить

Фотография Стефан Стефан 12.12 2015

Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики)

СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. – 510 с. – (Studia historica).

 

Содержание:

Введение

Глава I. Формирование спартанского полиса

1. Проблема законодательства Ликурга

2. Первоначальные реформы государственного строя

3. Последующие реформы

4. Хилон и так называемый переворот середины VI в.

Глава II. Мессенские войны

Глава III. Внешняя политика Спарты в архаический и классический период

1. Образование Пелопоннесского союза

2. Борьба Спарты с тираническими режимами в Греции

3. Спарта и Персия. История отношений (середина VI в. – 413 г.)

Глава IV. Спартанская илотия

1. Экономическое и правовое положение илотов

2. Отношение государства к илотам

3. Криптии и другие формы подавления илотов

4. Выделение привилегированных групп среди илотов

5. Лаконские и мессенские илоты (к проблеме их дифференциации)

Глава V. Спартанская гражданская община

1. Полноправные граждане – спартиаты

2. Спартанские парфении

3. Неодамоды

4. Гипомейоны

5. Мофаки

Глава VI. Державное перерождение спартанского полиса (рубеж V–IV вв.)

1. Институт навархии

2. Первая навархия Лисандра

3. Держава Лисандра

Глава VII. Кризисные явления внутри спартанского полиса (рубеж V–IV вв.)

1. Социально-экономические изменения в Спарте (закон Эпитадея)

2. Кризис правящего сословия

3. Коррупция в Спарте

Приложение. Список спартанских царей

Избранная библиография

Список сокращений

 

http://rutracker.org...c.php?t=4870404

 

 

 

Андреев Ю.В. Архаическая Спарта. Искусство и политика

СПб.: Нестор-История, 2008. – 342 с., илл.

 

Оглавление:

К читателю

Н.С. Широкова. Спарта и лаконское искусство в книге Ю.В. Андреева

Архаическая Спарта. Культура и политика (аннотация к монографии)

[Вместо введения]

Глава I. Лаконское искусство во второй половине VII – начале VI вв. до н.э.

Терракоты среднедедалического стиля

Бронзовые изделия

Свинцовые вотивы

Изделия из слоновой и обычной кости

Глава II. Лаконское искусство в VI в. до н.э.

1. Лаконская вазовая живопись

2. Общая оценка лаконской вазовой живописи и вопросов ее отношении к другим греческим школам

3. Другие отрасли лаконского художественного ремесла

Изделия из терракоты

Бронзовая пластика

Свинцовые вотивы

Каменная скульптура

Монументальное зодчество

Глава III. Культурный переворот в Спарте и античная традиция о законодательстве Ликурга

Предание о Ликурге

Судьба спартанского искусства

Спартанский эксперимент: «община равных или тоталитарное государство?»

Литература

Список сокращений

Список иллюстраций

Указатели. Сост. Л.В. Шадричева

Указатели имен:

1. Имена исследователей

2. Имена античных исторических лиц

3. Мифологические имена и названия

Указатель географических и прочих названий и понятий

Указатель музеев

 

http://sno.pro1.ru/l...parta/index.htm

http://sno.pro1.ru/l...kaya_sparta.pdf

 

 

 

Печатнова Л.Г. Спарта. Миф и реальность

М.: Вече, 2013. – 388 с. – (History Files).

Научно-популярное издание.

 

Содержание:

ЧАСТЬ I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ СПАРТЫ

Глава 1. Спартанские цари

Предварительные замечания

Двойная царская власть

Термины, используемые для обозначения спартанских царей

Цари как главнокомандующие спартанской армией

Цари – судьи

Религиозная власть спартанских царей

Имущественное положение царей и законы против роскоши

Воспитание царей

Цари и эфоры

Почести и привилегии царей

Способы отрешения от власти спартанских царей

Заключение

Глава 2. Спартанский эфорат

Происхождение эфората

Эфор Хилон и преобразования середины VI века

Эфорат в период классики и эллинизма

Предварительные замечания

Выборы эфоров. Эфоры-эпонимы

Эфоры и внешняя политика

Судебные и карательные функции эфоров

Законотворческая и цензорская деятельность эфоров

Финансовая деятельность эфоров

Коррупция в среде эфоров

Эфоры в Спарте и народные трибуны в Риме (опыт сравнения)

Значение эфората

Глава 3. Спартанская герусия

Герусия в архаический период

Герусия в период классики и эллинизма

Выборы геронтов

Судебная и пробулевтическая власть геронтов

Герусия в историческом контексте

Герусия и «Законы» Платона

 

ЧАСТЬ II. СПАРТА НА ПУТИ К РЕВОЛЮЦИИ

Глава 1. Была ли Спарта демократическим государством?

Глава 2. Эпоха перемен в эллинистической Спарте: провал реформ и гибель царя-реформатора Агиса IV

Глава 3. Эпоха перемен в эллинистической Спарте: успех реформ царя Клеомена III

Предварительные замечания

Спарта перед началом реформ Клеомена

Влияние Сфера на Клеомена

Убийство Архидама

Убийство эфоров и изгнание 80 спартиатов

Реформы Клеомена

Влияние реформ Клеомена на полисы Пелопоннеса

Илоты в армии Клеомена

Судьба реформ Клеомена

 

Приложения

1. Список избранной литературы

2. Список сокращений

 

http://rutracker.org...c.php?t=4546351

 

 

 

Зайков А.В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры

Учеб. пособие. – Екате­ринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. – 196 с.

 

Оглавление:

От автора

Введение

1. Природно-хозяйственная характеристика спартанского полиса

2. Исторические условия формирования спартанского полиса

2.1. Дорийское переселение и этносоциальные трансформации в Лаконике (XII–VIII вв.)

2.2. Областная интеграция и начало формирования социальной структуры Лакедемона

2.3. Перманентная территориальная экспансия дорийской общины Лакедемона

3. Спартиаты

3.1. Политические функции и правовой статус

3.2. Военные функции и статус

3.3. Экономические функции и статус

3.4. Сословная семантика и образ жизни

4. Периэки

4.1. Общие проблемы определения статуса

4.2. Политические функции и правовой статус

4.3. Военные функции и статус

4.4. Экономические функции и статус

5. Илоты

5.1. Правовой статус

5.2. Военные функции и изменение правового статуса

5.3. Экономические функции и статус

Заключение

Примечания

Ссылки на использованные источники

Рекомендуемая литература

Список сокращений

Приложение 1. Карта южного Пелопоннеса

Приложение 2. Хронологическая таблица

Приложение 3. Ксенофонт. Лакедемонская полития. Пер. Г.А. Янчевецкого


http://elar.urfu.ru/...zaykov_2013.pdf

http://rutracker.org...c.php?t=4470288

http://ancientrome.r...tm?a=1395567782

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 13.12 2015

Ещё есть энциклопедическая История Спарты под авторством Картледжа, кажется только на английском - без перевода на русский.
Ответить

Фотография Стефан Стефан 13.12 2015

Строгецкий В.М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н.э. (478–431 гг.)

СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. – 291 с. – (Res Militaris).

 

Оглавление:

Введение

I. Своеобразие межполисных отношений и особенности внутриполитической борьбы в Спарте и Афинах в V в. до н.э.

II. Возникновение политических союзов под руководством Спарты и Афин и истоки афинско-спартанского соперничества

III. Рост афинской гегемонии и особенности внешней политики Спарты (478–462 гг. до н.э.)

IV. Первая Пелопоннесская война и возникновение Афинской империи

V. Внешняя политика Спарты и Афин в годы мира (445–431 гг. до н.э.)

Заключение

Приложение

Список сокращений

 

http://www.sno.pro1....ezkij/index.htm

http://rutracker.org...c.php?t=4175650

 

 

 

Андреев Ю.В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит)

СПб.: Алетейя, 2004. – 336 с. – (Античная библиотека. Исследования).

 

Оглавление:

С.Р. Тохтасьев. Предисловие редактора

Глава I. Историография вопроса. Основные типы мужских союзов

Глава II. Мужские союзы в поэмах Гомера

Глава III. Мужские союзы в дорийских городах-государствах в V–III вв. до н.э.

Термины

Территориальная организация союзов

Численный состав союзов

Возрастной состав союзов

Формирование союзов

Организация сисситий

«Чужеземцы» в сисситиях

Фидитии и армия

Царская сиссития

Глава IV. Некоторые вопросы эволюции дорийских мужских союзов

Мужские союзы и родоплеменная организация дорийцев

Эволюция сисситий

Мужские союзы и спартанский государственный аппарат

Глава V. Исторический характер дорийских мужских союзов

Коллективные обеды граждан в греческой политической теории: Платон, Аристотель

Сущностная характеристика греческого полиса, ее значение для понимания сущности дорийских мужских союзов

Сопоставление дорийских мужских союзов с современными «тайными союзами»

Афины и Спарта как два противостоящих друг другу типа полиса в классической Греции

Сравнительная характеристика Спарты и критских полисов

Список использованной литературы

Список сокращений

Указатели. Сост. Л.В. Шадричева

Указатель имён

Греческие термины и выражения

Источники

Указатель понятий, этногеографических и прочих названий

Приложение

В.Г. Борухович. Отзыв о диссертации Ю.В. Андреева «Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит)

А.И. Зайцев. Аннотация к диссертации Ю.В. Андреева

Иллюстрации. Подбор и аннотация Л.В. Шадричёвой

 

http://www.sno.pro1....oyuzy/index.htm

http://rutracker.org...c.php?t=3688642

Ответить

Фотография Шторм Шторм 12.07 2016

ФФФФтопку Невзорова и тому подобные бредни. Свободу истории!

 

Да служанка она, служанка, не сумлевайтесь. Конечно же не вся, и может быть даже не 90% её, а также 80%, но как минимум половина.

 

Письменный проафинский источник (Плутарх) повествует то, что нам часто повторяли в школе, а именно жестокие спартанцы так боролись за евгенику, что убивали немощных младенцев, сбрасывая их в ущелье Апофеты в районе горы Тайге. Но тщательные археологические исследования не обнаружили в ущелье никаких костей маленьких детей. Анализ костей показал, что спартанцы сбрасывали трупы подростков и взрослых: их возраст колеблется от 18 до 35 лет. Останков не единого новорожденного в ущелье не обнаружили. Всего на поверхность подняты фрагменты скелетов 46 человек, все они датируются VI и V веками до нашей эры. Не исключено, что кости - это ничто иное как останки мессенского героя Аристомена и его отряда, разбитых спартанцами в ходе Второй Мессенской войны. Согласно летописным источникам, их тела были сброшены в ущелье.

 

Археологическое опровержение уже достаточно широко известно, но миф продолжает все еще широко муссироваться. И в итоге проясняется предполагаемый мотив, откуда у мифа выросли ноги и крылья - давняя междоусобная вражда и войны между афинянами и лакедемонянами.


Сообщение отредактировал Шторм: 12.07.2016 - 19:51 PM
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 12.07 2016

Да служанка она, служанка, не сумлевайтесь. Конечно же не вся, и может быть даже не 90% её, а также 80%, но как минимум половина.

Так я и не сумлеваюсь. Я - протестую!

Ответить

Фотография Стефан Стефан 31.07 2017

Спарта как тип полиса

 

Историк Сергей Карпюк о государственном устройстве Спарты, реформах Ликурга и воспитании спартанских граждан

 

 

Спарта (ее более полное тождественное название ‒ Лакедемóн) ‒ это достаточно уникальный греческий полис, и уникальный потому, что в нем сохранились черты какого-то архаического гоплитского полиса. Любой греческий полис ‒ это гражданская община, где верховная власть в конце концов принадлежит гоплитам, то есть воинам, гражданам. В Спарте эти черты вычленены наиболее ярко. Возникновение такого гоплитского полиса восходит к реформам Ликурга. Ликург ‒ это, может быть, мифическое, может быть, реальное лицо. Очевидно, он жил во второй половине VII века до нашей эры, и он провел целый комплекс реформ, которые изменили Спартанское государство. Цель этих реформ была в том, чтобы спартанцы стали более боеспособными. В это время спартанцы завоевали уже Мессению ‒ огромную область к западу от Лаконики (от области, где жили спартанцы) ‒ и поработили местное население. Для того чтобы держать их в подчинении, спартанское общество должно было приобрести черты военного лагеря, способного в любую минуту подавить восстание илотов. Реформы Ликурга были направлены именно на это. Известно, что Ликург получил ретру (изречение Дельфийского оракула), которая послужила толчком к реформам. Они вызвали неудовольствие части спартанского коллектива. Известно, что Ликургу нанесли увечья. Но в конце концов реформы были приняты большинством спартанских граждан. В чем они заключались?

 

Первое и главное: плодородные земли Спарты были разделены на 9 тысяч участков-клеров (клер по-гречески ‒ это ‘жребий’). Некоторые историки считают, что в действительности этих участков было меньше ‒ 6 или 7 тысяч. И вот каждый спартиат по жребию получал этот клер. Но клер ‒ это не просто земля, а это земля, обрабатываемая илотами, зависимыми земледельцами. В каждом клере было 7 семей илотов, которые обязаны были содержать спартанцев, отдавая им половину урожая. Этих илотов (это были как ахейцы, дорийское население Спарты, так и дорийцы из Мессении, их сородичи) считают то рабами, то крепостными крестьянами. И для того и для другого есть основания, потому что клер нельзя было продавать без илотов. Илоты были прикреплены к этому клеру, и они обязаны были отдавать владельцу клера половину урожая ‒ это было возможно потому, что земли Лаконики и Мессении были очень плодородными по меркам Древней Греции.

 

Кроме илотов в Лаконике и Мессении жили периэки. Периэки ‒ это свободные неграждане, которые пользовались ограниченными правами. Они избирали на самоуправление, они были лично свободные, они могли заниматься ремеслом и торговлей, они служили в спартанском войске как гоплиты (сначала отдельно от спартанских граждан, впоследствии уже вместе с ними). Но они были вполне лояльными к Спартанскому государству. Но на вершине всего были спартанские граждане, или спартиаты. Их было 9 тысяч, и потом их количество постепенно уменьшалось. К середине IV века до нашей эры их число достигло одной тысячи.

 

Спартанские граждане должны были заниматься только войной: им законодательно запрещено было заниматься и ремеслом, и торговлей, и любой другой сферой деятельности, кроме военной. На это было направлено все воспитание спартанских граждан ‒ мальчиков и девочек тоже. Но мальчики получали общественное воспитание. С семи лет мальчика забирали из семьи, и они воспитывались в таких отрядах ‒ агелах (стадах). Очень жесткая дисциплина под руководством иренов (руководителей юношей). Подростки воспитывались с целью выработать бесстрашие, умение подчиняться и командовать, жестокость, ненависть к илотам. Обрядом инициации были так называемые криптии, когда эти юноши-спартиаты (спартанские граждане) охотились за илотами и убивали наиболее здоровых молодых илотов. К двадцати годам они получали некоторые гражданские права (уже могли жениться), а к тридцати ‒ полные гражданские права. Вся система воспитания называлась агогэ, без нее стать спартиатом было невозможно. Девочки тоже воспитывались: физические упражнения, религиозные ритуалы. Девушки и женщины в Спарте пользовались бóльшей свободой, чем в других греческих полисах, и выходили замуж не раньше восемнадцати лет. В Спарте сохранялись разные архаические обычаи, в том числе полиандрия (многомужество), два брата могли иметь одну жену и так далее. Все это было направлено на рождение как можно бóльшего числа здоровых и боеспособных граждан, спартиатов.

 

Государственное устройство Спарты было тоже особым. Верховным органом власти, как и в других греческих полисах, было народное собрание ‒ апелла (возможно, это связано с именем бога Аполлона), которое решало главные вопросы, избирало должностных лиц, решало вопросы войны и мира, но решало способом, который Аристотель называл «детским», ‒ оно решало силой крика: кто громче крикнет, тот и победил. То есть вопросы не обсуждались на народном собрании, они только решались. Зато очень важную роль играла герусия ‒ это совет старейшин, состоявший из 28 геронтов (старцев) ‒ полноправных спартиатов старше шестидесяти лет, которых народное собрание избирало пожизненно. И герусия пользовалась очень большими правами. Но в нее входило 30 человек, кроме геронтов в нее входили два царя. В Спарте сохранялась царская власть. Спартанские цари были наследственными пожизненными военачальниками. Было два царя из династии Гераклидов. Они пользовались огромными правами на войне, были верховными жрецами Зевса, обладали всякими почетными обязанностями, но при всем при том политической роли в Спарте, в самом городе, они не имели.

 

Зато очень важную роль играли так называемые эфоры ‒ это должностные лица, которые были введены, очевидно, уже после Ликурга. Эфоров (наблюдателей или соглядатаев) пять, они избирались на год и обладали контрольными функциями: они могли отстранять любое должностное лицо или наказывать любого спартанца за несоблюдение неписаных спартанских обычаев. Они могли отстранять даже царя и налагать штраф на него. Раз в 9 лет они ночью наблюдали звезды и, если видели падающую звезду, отстраняли царя от власти, а затем направляли запрос в Дельфийский оракул: что значит это предзнаменование. То есть их власть была большой. Это разделение властей способствовало тому, что спартанский строй был очень стабильный. Другие греки восхищались тем, что спартанцы не меняли своего строя в течение почти 500 лет (более 400 лет). В Спарте не было тирании.

 

Мы знаем о Спарте из афинских источников. Афинские аристократы восхищались Спартой, поэтому возник спартанский миф, но он основан на реальных фактах, на боеспособности спартанской армии. Спартанская армия была очень боеспособна. Известен подвиг царя Леонида и 300 спартанцев. Спартанцы не отступали, и в течение долгого времени, вплоть до 371 года до нашей эры, спартанцы были непобедимыми в пешем бою, спартанская фаланга считалась образцовой. И Спарта сыграла огромную роль в отражении персидского нашествия: Спарта возглавляла сухопутное войско, которое разгромило войско персидского царя Ксеркса.

 

Сергей Карпюк ‒ доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, профессор РГГУ и ГАУГН

 

http://postnauka.ru/video/64690

Ответить

Фотография Castle Castle 31.07 2017

Письменный проафинский источник (Плутарх) повествует то, что нам часто повторяли в школе, а именно жестокие спартанцы так боролись за евгенику, что убивали немощных младенцев, сбрасывая их в ущелье Апофеты в районе горы Тайге. Но тщательные археологические исследования не обнаружили в ущелье никаких костей маленьких детей. Анализ костей показал, что спартанцы сбрасывали трупы подростков и взрослых: их возраст колеблется от 18 до 35 лет. Останков не единого новорожденного в ущелье не обнаружили.

Я вот думаю - ведь скелеты младенцев элементарно могли не сохраниться. Косточки то у них  слабоминерализированные.  Миф о Аристомене говорит о том, что в ущелье обитали лисы - если это правда, эти звери могли косточки просто разгрызть и съесть. Хотел бы спросить у форумчан-археологов - как сохраняются в захоронениях кости младенцев?

 

Всего на поверхность подняты фрагменты скелетов 46 человек, все они датируются VI и V веками до нашей эры. Не исключено, что кости - это ничто иное как останки мессенского героя Аристомена и его отряда, разбитых спартанцами в ходе Второй Мессенской войны. Согласно летописным источникам, их тела были сброшены в ущелье.

Да нет же, Аристомена спас орел. Для тех, кто читал Любовь Воронкову, он будет жить всегда.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 01.08 2017

 

Отец был не в праве сам распорядиться воспитанием ребенка ‒ он относил ново­рожденного на место, называемое «лесхой», где сидели старейшие сородичи по филе. Они осматривали ребенка и, если находили его крепким и ладно сложенным, приказывали воспитывать, тут же назначив ему один из девяти тысяч наделов. Если же ребенок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам (так назывался обрыв на Таигете), считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе.

http://ancientrome.r...tm?a=1439000300

 

Я вот думаю - ведь скелеты младенцев элементарно могли не сохраниться. Косточки то у них слабоминерализированные.

Плутарх - прежде всего философ-моралист. Иными словами, для него главное - это идеи. Что касается исторических фактов, что здесь у упомянутого биографа есть серьёзные недостатки (ошибки, искажения, путаница в хронологии). «Мы пишем не историю, а жизнеописания...»

 

Соединение двух параллельных жизнеописаний ‒ биография грека с биографией римлянина ‒ соответствовало давнему обычаю биографов, заметному еще у Корнелия Непота, и притом очень подходило ко взглядам П., который всей душой был предан прошлому своего народа, но охотно признавал изумительную силу римской государственности и одинаково считал в числе своих ближайших друзей и греков, и римлян. В большинстве пар причина соединений понятна сама по себе (соединены, напр., величайшие ораторы ‒ Цицерон и Демосфен, древнейшие законодатели ‒ Ликург и Нума, знаменитейшие полководцы ‒ Александр и Цезарь). У 19 пар П. дает еще в заключение биографий краткое указание общих черт и главнейших различий сравниваемых мужей. Автор нигде не является историком, критически исследующим факты; его цель ‒ дать философские характеристики, представить данную личность возможно всесторонне, чтобы нарисовать поучительную картину, побудить читателей к добродетели и воспитать их к практической деятельности. Этою целью объясняется большое количество фактов из частной жизни изображаемых лиц, анекдоты и остроумные изречения, изобилие моральных рассуждений, разнообразные цитаты из поэтов. Недостаток исторической критики и глубины политической мысли не мешали и до сих пор не мешают биографиям П. находить многочисленных читателей, интересующихся их разнообразным и поучительным содержанием и высоко ценящих теплое гуманное чувство автора.

http://dic.academic....auz_efron/80619

Ответить

Фотография Стефан Стефан 01.08 2017

Спарта: политический и социальный строй

 

Историк Сергей Карпюк о законах Ликурга, спартанском воспитании и положении женщин в Лакедемоне

 

giphy-2-1.gif

 

Спарта (Лакедéмон) была главным городом Лаконики ‒ области в южной части Пелопоннеса, которая охватывала плодороднейшую долину реки Эврот и прилегающие гористые местности. Племена дорийцев пришли в Лаконику, очевидно, в XI веке до нашей эры и обосновались там, постепенно подчинив местное ахейское население. Полис Спарта образовался около 1000 года до нашей эры в результате объединения четырех поселений, впоследствии к ним присоединилось и пятое поселение ‒ Амиклы. Порабощенное население спартанцы называли илотами по названию ахейского поселения Илос (Гелос) в южной Лаконике. Жителей менее плодородных районов Лаконики, которые сохраняли личную свободу, спартанцы называли периэками (‘живущими рядом’).

 

3d7fb453b4fa.jpg

Карта Древней Греции

 

К середине VIII века до нашей эры вся Лаконика уже была подчинена спартиатами (гражданами Спарты), и Спарта вела войны с соседним Аргосом за обладание пограничной областью Кинурией и за лидерство на полуострове Пелопоннес. В это время другие греческие полисы в значительной степени из-за нехватки земли стали активно выводить колонии за пределы Балканской Греции. Спарта основала лишь Тарент в Южной Италии в конце VIII века до нашей эры; колонистами стали, согласно преданию, дети от смешанных браков спартанских женщин и неграждан. В связи с ростом населения в Спарте ощущалась нехватка плодородных земель, нарастали социальные противоречия, как и во всей Греции. Раздражители были теми же, но реакция оказалась иной: все силы Спарты были направлены не на колонизацию заморских земель, а на завоевание Мессении ‒ соседней области на юго-западе Пелопоннеса. В результате 1-й Мессенской войны (736–720 гг.) Мессения была захвачена спартанцами, а ее население превращено в илотов. Век спустя, во второй половине VII века до нашей эры, мессенцы восстали под предводительством Аристомена (2-я Мессенская война). Но, несмотря на поддержку со стороны полисов Аркадии и Аргоса, мессенцы потерпели поражение и были окончательно порабощены.

 

Ликургов строй

 

Мессенские войны потребовали мобилизации всех сил коллектива спартанских граждан и послужили толчком к принятию законов Ликурга, о которых до сих пор спорят историки. Ликург ‒ один из главных спартанских мифов, о нем до сих пор спорят историки. Еще греческий биограф римского времени Плутарх, живший спустя около 700 лет после описываемых событий, писал: «О законодателе Ликурге невозможно сообщить ничего строго достоверного: и о его происхождении, и о путешествиях, и о кончине, а равно и о его законах, и об устройстве, которое он дал государству, существуют самые разноречивые рассказы. Но более всего расходятся сведения о том, в какую пору он жил». В другом месте Плутарх упоминает о Ликурге как об одном из основателей Олимпийских игр (первые игры прошли в 776 году до нашей эры). Сейчас невозможно выяснить, насколько реален его образ. Во всяком случае, с именем Ликурга связывались те изменения в законодательстве, которые сделали Спарту уникальным в Греции «гоплитским государством». Согласно традиции, Ликург получил в Дельфах ретру (оракул), предписывавшую ему провести преобразования. Реформы проводились, очевидно, в конце VII века до нашей эры.

 

Гражданский коллектив Спарты был преобразован в общину «равных» (гомеев). Плодородные земли были поделены на 9 тысяч (по другим сведениям, на 6 или 7 тысяч) равных участков (клеров ‒ ‘жребиев’), каждый из которых должны были обрабатывать несколько семей илотов. Половина урожая должна была отдаваться спартанцу ‒ владельцу клера. Мужчины-граждане становились воинами и только воинами. Любой другой вид деятельности для них стал немыслим.

 

В Спарте в необычной для Греции форме сохранилась царская власть: два царя (басилея), которые считались потомками Геракла, пользовались большим почетом, возглавляли спартанское войско во время походов, однако их функции в самой Спарте были незначительны. Вместе с 28 геронтами (старцами) они составляли герусию (совет старейшин) ‒ орган, который играл важную роль и фактически предопределял решения народного собрания (апеллы). Апелла, на которую собирались все спартанцы, считалась высшим органом власти: она избирала должностных лиц, утверждала решения по важнейшим вопросам, например по вопросам войны и мира и др. Но на рассмотрение апеллы выносились уже готовые проекты, которые одобрялись либо отвергались весьма примитивным способом: учитывалась сила крика. Чисто спартанским институтом был эфорат, появившийся несколько позже ликурговых законов. Каждый год избирались пять эфоров (наблюдателей), призванных обеспечить исполнение и неизменность ликурговых законов. Их права были столь велики, что они могли отстранять от власти даже царей.

 

Спартанское воспитание и образ жизни

 

Жизнь спартанца регламентировалась от рождения до смерти. Единственным занятием гражданина Спарты была война, к которой его готовили с самого рождения: маленьких детей не кутали, закаляли, скудно кормили. Существует миф о том, что болезненных детей после осмотра старейшинами умерщвляли, позволялось воспитывать только тех, кто был признан здоровым. Современные антропологи и историки не считают этот обычай достоверным; к примеру, известный спартанский полководец Лисандр был хромоногим.

 

С семи лет мальчиков обучали в одной большой школе по гражданской системе воспитания ‒ агогэ. Цель обучения состояла в том, чтобы сделать их смелыми, равнодушными к боли и дисциплинированными, немногословными. Спартанцы выражались емко и кратко ‒ отсюда слово «лаконичный». Муштра в этих школах была настолько жесткой, что будущие воины шли на войну как на праздник, так как во время походов были некоторые послабления. В этих же школах детей обучали минимальной грамоте, для того чтобы они могли читать военные донесения. Старшие мальчики (ирены) управляли младшими. Роль однополой любви в таких взаимоотношениях признавалась важным обычаем в процессе воспитания воинов. Так прививался коллективизм, без которого невозможно сражаться плечом к плечу. Благодаря суровому коллективному воспитанию спартанская фаланга считалась непобедимой.

 

b6b4c46bf499.jpg

Спартанские воины

 

Брак разрешался по достижении двадцатилетнего возраста, но до тридцати лет мужчина должен был жить среди сверстников, навещая жену только ночью. После тридцати лет он становился полноправным гражданином. Каждый гражданин становился участником общего стола (сисситии) и должен был обедать с другими его членами, внося свой вклад в виде продуктов, полученных от земельного участка. Согласно государственному устройству Спарты, в ней не было ни нуждающихся, ни богатых. Никому не разрешалось иметь золото или серебро. В то время как по всей Греции уже распространились монеты, в Спарте продолжали пользоваться неудобными и громоздкими железными деньгами. Обогащение сделалось невозможным, а само стремление к нему считалось постыдным.

 

Спартиаты, периэки, илоты

 

Сложившееся в Спарте политическое устройство обеспечивало права господствующей социальной группы спартиатов (гомеев ‒ «равных») и эффективную систему подчинения и угнетения других социальных групп спартанского общества, весьма значительных по численности. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в битве с персами при Платеях в 479 году до нашей эры, помимо 5 тысяч спартиатов, принимали участие 5 тысяч периэков и 35 тысяч илотов.

 

Периэки жили в поселениях в гористой местности в Лаконии и пользовались внутренним самоуправлением. В каждом периэкском поселении был гармост ‒ представитель Спарты, осуществлявший надзор. Периэки служили в спартанском войске гоплитами и, несмотря на отсутствие политических прав, оставались в целом надежной опорой спартиатов. Их главными занятиями были ремесло и торговля. После запрета спартиатам заниматься любыми связанными с обогащением видами деятельности периэки в этих сферах были вне конкуренции и, несмотря на упадок внешней торговли после реформ Ликурга, обеспечивали Спарту всеми необходимыми товарами ‒ особенно ценились простые предметы обихода и лаконское оружие.

 

Илоты были самой многочисленной группой населения Спартанского государства. Фактически они находились на положении государственных рабов, вынужденных отдавать спартанцам половину урожая. Илотами стали и жители завоеванной спартанцами Мессении, так что общая их численность, вероятно, в десять раз превосходила численность спартиатов. В отличие от рабов в других греческих государствах, илоты жили компактно семьями, принадлежали к одному племени, ненавидели спартиатов («Готовы были пожрать их живьем», ‒ писал один древний автор). Всегда существовала опасность восстания илотов, особенно в периоды внешней опасности или внутренних неурядиц в Спартанском государстве. Так, в 464 году до нашей эры после страшного землетрясения, когда погибло много спартиатов, илоты восстали и даже пытались захватить саму Спарту, а затем в течение десяти лет сопротивлялись угнетателям. Постоянная опасность восстания илотов и была главной причиной милитаризации Спарты. По отношению к илотам любая жестокость считалась оправданной, и время от время спартиаты устраивали криптии (облавы на молодых и сильных илотов). При этом преследовалась двойная цель: убийство молодых и сильных илотов уменьшало опасность восстания, а участвовавшие в этих акциях молодые спартиаты приучались ненавидеть угнетенных и не страшиться жестокости по отношению к ним.

 

Женщины-спартанки

 

Гражданин греческого полиса ‒ это прежде всего воин. Женщины не обладали политическими правами в Древней Греции, поскольку не воевали. Однако именно женщины «милитаризованной» Спарты пользовались, по сравнению с другими греческими полисами, относительной свободой, и их жизнь не была подчинена столь жесткой регламентации, большими правами они пользовались и в семье. Воспитание девушек имело целью воспитание будущих матерей.

 

Большую часть времени мужчины-спартанцы находились в обществе сограждан-мужчин, часто уходили на войну. В их отсутствие жены должны были иметь возможность хотя бы в какой-то степени противостоять восставшим илотам, поэтому с детства они воспитывались так же, как мальчики. Занятие спортом ‒ бегом, борьбой, метанием диска и дротика ‒ было для них обязательным, в отличие от домашних дел. До своего замужества спартанки оставались в родительском доме. Но, в отличие от других греческих девушек, они не жили затворницами. Они обязаны были участвовать в празднествах и торжественных процессиях, в том числе петь и танцевать на них без одежды или в коротком хитоне в присутствии молодых людей. По всей Греции спартанок насмешливо называли «обнажающими бедра» за то, что они носили короткую одежду. Афинянки считали, что спартанки помыкают своими мужчинами. Существует исторический анекдот о жене знаменитого спартанского царя Леонида, которую спросили, как ей удается управлять мужами. Она же ответила: «Мы единственные, кто рожает мужей». Деторождение в Спарте очень поощрялось. Каждый гражданин должен был иметь сына. К холостякам относились плохо, всячески унижали, заставляли ходить нагими в холод, не уступали места.

 

7e228bdfa382.jpg

Молодые спартанские женщины вызывают на бой юношей

 

Для того чтобы снизить риск смерти при родах, брачный возраст девушек в Лакедемоне, единственном полисе Греции, был ограничен: не моложе 18 лет. Афинские девушки, в отличие от спартанок, выходили замуж в 14–15 лет. При этом спартанцы сохраняли архаичные обычаи, была возможна однополая женская любовь и полиандрия. У двух братьев могла быть одна жена. Если муж стар, а жена молодая, он мог пригласить в дом достойного, по его мнению, чужого молодого человека, при этом ребенок от такой связи оставался у мужа.

 

Женщина Спарты должна была вырастить настоящего воина, который мог бы завоевывать новые земли и отражать напор врагов, поэтому спартанки должны были контролировать свои эмоции. Когда мать провожала сына, уходящего на войну, она говорила: «Возвращайся со щитом или на щите». Потерять щит считалось бесчестьем, он играл большую роль, в том числе символическую, и даже использовался как колыбель для мальчиков. Об уникальном положении спартанских женщин свидетельствует случай, произошедший в IV веке до нашей эры: спартанка Киниска, сестра царя Агесилая, стала победительницей Олимпийских игр, выставив на соревнования четверку лошадей.

 

Спарта после Ликурга

 

«Реформы Ликурга» изменили характер спартанского общества. До первой половины VI века до нашей эры Спарта не выделялась из других архаических греческих полисов: в ней процветала поэзия, лаконская расписная керамика и бронзовое литье считались одними из лучших в Греции. Но после середины VI века происходит перелом: отныне и вплоть до римского времени Спарта не дала Греции ни одного поэта, философа, художника, деградирует лаконское ремесло, переключившееся на выпуск простых, примитивных в художественном, и техническом отношении вещей. Значительно сократилось даже число олимпийских победителей-спартиатов. Все силы спартанского общества были направлены на сохранение системы равенства среди граждан и на подавление угнетенных слоев населения.

 

Претерпевает некоторые изменения и внешняя политика Спарты. После завоевания Мессении Спарта отказывается от намерения расширять свои владения в Пелопоннесе: заканчиваются многолетние войны с Тегеей. В VI веке до нашей эры начинается формирование Пелопоннесского союза ‒ достаточно аморфного федеративного образования полисов Пелопоннеса, в котором Спарта играет главенствующую роль (его официальное название ‒ «лакедемоняне и союзники»). Союзники не платили дань, сохраняли независимость во внутренних делах, но должны были выступать вместе против общего врага.

 

К Пелопоннесскому союзу примкнули не только аграрные полисы полуострова, но и такие богатые города Истмийского перешейка, как Коринф и Мегары, нуждавшиеся в помощи Спарты в борьбе с Афинами. Единственным крупным полисом Пелопоннеса, не примкнувшим к союзу, был давний враг Спарты Аргос. Спарта и Пелопоннесский союз играли консервативно-стабилизирующую роль в Греции: они способствовали низвержению тираний (например, тирании Писистратидов в Афинах), препятствовали распространению демократических преобразований. Пелопоннесский союз во главе со Спартой наряду с Афинами сыграл решающую роль в отражении персидского нашествия на Грецию.

 

Демографическая катастрофа и упадок Спарты

 

После разгрома персов при Платеях в 479 году до нашей эры Спарта постепенно отходит от активного участия в греко-персидских войнах, уступая Афинам лидерство в греческом мире. Разрушительное землетрясение 464 года и последовавшее за ним восстание илотов (3-я Мессенская война) привели к большим потерям среди спартиатов, число граждан-воинов постепенно уменьшается. Несмотря на это, Спарта вместе с союзниками стала победителем в разрушительной Пелопоннесской войне 431–404 годов, сумев разгромить Афины. Приток богатств и знакомство с обычаями других греков разлагает «общину равных». Окончательный удар господству Спарты в греческом мире наносит поражение от фиванцев при Левктрах в 371 году до нашей эры. Спарта теряет Мессению и становится рядовым полисом, обремененным воспоминаниями о великом прошлом.

 

a9e17a998dee.jpg

 

Спартанский миф

 

Многие греческие историки и философы рассматривали Спарту как воплощение мечты об идеальном «гоплитском» государстве, в котором существует равенство граждан. Этому способствовало то, что аристократы греческих полисов считали спартанцев своими естественными союзниками в борьбе против демократических преобразований. Наблюдателей поражала стабильность спартанского общества, отсутствие периодов тиранического правления, законопослушность спартиатов.

 

Большинство знаний о Спарте ученые получают из афинских источников, однако их достоверность ставится под сомнение. Спарта была закрытым обществом, на ее территории нельзя было жить иностранцам, а спартиаты не могли выезжать за пределы Спарты, если только они не выполняли военно-политических поручений. Поэтому степень мифологизации спартанской истории очень велика.

 

Практически все наши знания о Спарте восходят к афинским источникам, как и подавляющее большинство всех прочих сведений о Древней Греции. Афинские аристократы были, как правило, лаконофилами и восхищались спартанским государственным устройством. Именно они породили спартанский миф. Платон написал свои труды «Государство» и «Законы» на основе спартанского опыта. Но несмотря на то, что афинские аристократы восхищались Спартой, мало кто из них хотел туда переселиться. Этим они очень напоминают европейских левых интеллигентов ‒ поклонников Советского Союза. Восхищаться ‒ это одно, а переезжать и жить ‒ совсем другое.

 

Впрочем, и Платон, и Аристотель указывали, что совершенства удалось достичь лишь в сфере военной и физической подготовки: мужество, смелость, ловкость и дисциплинированность спартанцев вошли в поговорку. Однако в жертву было принесено интеллектуальное развитие, развитие литературы, искусств, философии. Спарта, несмотря на ее огромное значение, осталась единичным, уникальным примером, в котором многие характерные черты полиса были доведены до логического конца.

 

Тем не менее спартанский миф живуч и сейчас: в битве при Фермопилах вместе со спартанцами сражались и фиванцы, и тегейцы, и граждане других полисов, но мы вспоминаем героическую гибель спартанского царя Леонида и трехсот спартанцев и говорим: «Это Спарта!», когда видим перед собой стойкость, мужество, дисциплину и беззаветную преданность родной стране.

 

Сергей Карпюк ‒ доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, профессор РГГУ и ГАУГН

 

http://postnauka.ru/faq/64836

Ответить