←  Древний Рим

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Антисемитизм Античности

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 01.01 2014

«По многим ездил я местам и понял я не без печали:

 евреев любят только там, где их не разу не встречали»

И. Губерман

 

 

Пожалуй ни один из народов на протяжении истории не испытывал столько неприязни и ненависти со стороны окружавшего его мира, как евреи. Юдофилы традиционно объясняют это обстоятельство глупостью всех людей вокруг, их завистью или непониманием поведения тех людей, что ставили себя превыше остальных. Однако если в коллективе один его член становится изгоем, то скорее всего это происходит не от того, что общество больно, а скорее вследствие гнилостности одного из своих членов. Это как испортившаяся плоть, удаляемая при гангрене. А потому всем юдофилам следовало бы по выражению известного сатирика «что-то в консерватории поменять», вместо голословного обвинения всех вокруг в антисемитизме. Поскольку тема антисемитизма огромна, то постараемся ограничить ее (насколько это получится) в основном конкретными историческими примерами.

Справедливый вопрос – Так почему именно евреи подвергались столь стойкой ненависти, переходившей в их физическое уничтожение? Ведь они в древности не обладали ни полезными ископаемыми (как испанцы), не имели благоприятных земель (как галлы), не славились международной торговлей (как карфагеняне), не имели огромных богатств (как персы) и не представляли опасности как достойные военные противники (как греко-македоняне)???

В свое время С. Лурье, работая над темой антисемитизма, разбил отношения древних писателей к евреям на следующие пункты, как отражавшие сущность народа –

1.      Еврейское нахальство

2.      Еврейская низость

3.      Еврейская сплоченность

 

Рассмотрим подробнее хотя бы первое.

Еврейское нахальство прежде всего заключалось в том, что они не проявляли ни достаточной скромности, ни такта к окружавшим людям. Более того, они считали свой народ выше и лучше самих хозяев как в отношении происхождения, так и в отношении мудрости и добрых нравов. Например из I кн. Маккавеев (12, 6; 14, 20) можно узнать, что евреи считали себя и спартанцев происходящими от общих предков (!). Мысль, которую впоследствии развивал и Иосиф Флавий. Поскольку подобная наглость о своем превосходстве вполне естественно породила противодействие, уже Манефон объяснял изгнание евреев из Египта физической нечистоплотностью – теория, впоследствии усвоенная греческими писателями, в результате которой мысль Цельса о том, что евреи – «это беглые египетские рабы» стала общепринятой.

Примеры еврейской наглости многочисленны и выкладывать их тут необходимости нет, однако остановиться на самых откровенных, пожалуй, стоит. Так, некто Аристобул, посвятивший свое сочинение Птолемею VI Филометору, доказывал, что Пифагор, Сократ и Платон заимствовали свое учение у Моисея (Eus. pr. er. XIII, 12); даже Гомер и Гесиод черпали свои произведения у Моисея. Не отстает от него и Филон, говоря, что учение, которое приписывается Гераклиту, было уже задолго до него открыто Моисеем (Philo, quis rer. div. her. 43), а сам Моисей уже задолго до стоиков пришел к стоицизму (Philo, de migr. Abr. 23). Подобные же сочинения выпускались и еврейскими писателями, маскировавшимися под египтян или греков, примером чего может стать творчество Артапана, который выдавал такое – «Авраам, пришел в Египет со всей своей семьей и научил египетского царя Фаретота астрологии» (fr. 1 Fr.). «Иосиф был устроителем всей египетской страны. До него у египтян не было установленных земельных границ и вследствие того, что земля не была поделена, сильные притесняли слабых. Иосиф первый поделил землю на участки, поставил пограничные знаки и большое количество стоявшей под паром земли сделал годной для обработки, причем часть пашни раздал жрецам» (fr. 2 Fr.) и проч. Излишне говорить, насколько смехотворны были для греков данные еврейские откровения, словно бы призывающие создание сочинений для опровержений подобной наглости. Причем не только античных писателей, но даже современных нам. Так, еврей-эллинист нашего времени Теодор Рейнак (Textes d'auteurs grecs et romains, Paris, 1895, prеface, XII) говорит: «Вместо того, чтобы скромно радоваться случайным совпадениям между их религией и философией греков, евреи претендуют на то, что вся эллинская мудрость имеет источником Пятикнижие; таким образом, Платон, Аристотель и Зенон оказываются плагиатами Моисея. Конечно, эта претензия должна была вывести из себя самолюбие эллинистического общества, которое не желает, чтобы его поучала маленькая группа варваров, только что появившаяся на сцене и о которой никто ничего не слышал до Александра...». Вполне справедливые и продуманные слова.

Однако сами греки не проявили подобной толерантности и результатами прочтения таких вот еврейских сказок стало подобное –

«Если евреи гордятся тем, что они якобы посвящены в высшую мудрость... (то они неправы), ведь уже давно известно, что даже их учение о небе заимствованное: не говоря уже о других народах, это исконный взгляд персов, как свидетельствует Геродот... Нельзя также считать их более святыми людьми, чем прочие, по той причине, что они подвергаются обрезанию: в этом их предшественниками являются египтяне и колхи. Точно так же в воздержании от свиного мяса их предшественники – египтяне, которые сверх того воздерживаются еще от козьего, овечьего, коровьего и рыбьего мяса» (Orig. с. Cels. V, 43).

В качестве контр-аргумента евреев о их якобы мудрости и даровитости Аполлоний говорит так –

«Евреи – самые тупые из всех варваров, и потому они - единственный народ, не сделавший ни одного полезного в жизни практического изобретения» (fr. 27, DR). Ему как бы вторит Апион (fr. 63 DR. 6) – «Евреи не выдвинули из своей среды ни одного замечательного или выдающегося человека ни в области практических наук, ни в области (теоретической) мудрости». Все это прекрасно подтверждает и т. н. Еврейская Сивилла, которая утверждала, что евреи не занимаются праздными вещами, какими, по ее мнению, являются естественные науки и искусства…

В качестве заключения вышеперечисленного можно воспользоваться фрагментом того же Апиона (fr. 63 СR) – «Доказательством того, что еврейские законы не отличаются справедливостью, ни бог не чтится евреями, как надлежит, может служить то, что они сами (не добились власти), но рабствуют различным народам, и что на их город обрушились все мыслимые несчастья», а также и Цельса – «Не похоже и на то, чтобы бог отличал их и любил больше других народов, или чтобы они имели исключительную привилегию получать непосредственные веления с неба, или чтобы их страна была особо блаженной. Всякий видит, какова судьба и их самих и их страны» (fr. 88 R, 11).

 

И это еще не пришли римляне………  :D 


Сообщение отредактировал MARCELLVS: 01.01.2014 - 21:30 PM
Ответить

Фотография Бероэс Бероэс 01.01 2014

Определённые антисемитские индивидуумы напрасно надеются меня спровоцировать подобными демаршами- я с ними всё равно не намерен дискутировать.

Но прочим форумчанам с удовольствием могу обьяснить всё в другом месте- скажем в теме про кровавый навет

 

Милости просим :)

Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 01.01 2014

Определённые антисемитские индивидуумы напрасно надеются меня спровоцировать подобными демаршами- я с ними всё равно не намерен дискутировать.

:D

Поразительное самомнение и ощущение исключительности, как видно навеянное национальной писаниной - такой как 

"ты народ святой у Господа, Бога твоего. Тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле" (Второзаконие 7:6). 

 

Словно бы тут кто-то призывал к дискуссии таких вот! Для людей же адекватных хочу дополнительно пояснить, что намереваюсь выяснить причины, которые сподвигли народы Средиземноморья выделить из своей среды определенный народ и полностью отмежеваться от него. Вот и все...... 

Ответить

Фотография Бероэс Бероэс 01.01 2014

С определённым антисемитским индивидуумом (распространяющим кровавый навет) я (больше) дискутировать не намерен.
Ничего, кроме этой фразы данный индиввидуум больше от меня не услышит.


Сообщение отредактировал Бероэс: 01.01.2014 - 22:09 PM
Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 01.01 2014

С определённым антисемитским индивидуумом (распространяющим кровавый навет) я (больше) дискутировать не намерен.
Ничего, кроме этой фразы данный индиввидуум больше от меня не услышит.

Попугайство какое-то ......... :blink: Уже настолько приевшееся, что даже и не знаю, как его охарактеризовать..... Разве что словами классика - Аполлония (fr. 27, DR), процитированного выше..... :D

 

PS. Нельзя же быть таким навязчивым.....


Сообщение отредактировал MARCELLVS: 01.01.2014 - 22:19 PM
Ответить

Фотография ddd ddd 01.01 2014

Например из I кн. Маккавеев (12, 6; 14, 20) можно узнать, что евреи считали себя и спартанцев происходящими от общих предков (!).

и в чем крамола?
некоторые народы себя потомками бога считали, и пусть их :-)
Ответить

Фотография ddd ddd 01.01 2014

«Евреи – самые тупые из всех варваров, и потому они - единственный народ, не сделавший ни одного полезного в жизни практического изобретения» (fr. 27, DR). Ему как бы вторит Апион (fr. 63 DR. 6) – «Евреи не выдвинули из своей среды ни одного замечательного или выдающегося человека ни в области практических наук, ни в области (теоретической) мудрости». Все это прекрасно подтверждает и т. н. Еврейская Сивилла, которая утверждала, что евреи не занимаются праздными вещами, какими, по ее мнению, являются естественные науки и искусства… [/font]

вообще ни одного?
кто же украшал храм соломона к примеру?
впрочем, это характиризует лишь отношение египетского грека к тогдашним евреям (общеизвестны мягко говоря "трения" этих двух народов в александрии египетской).
очевидно что современные евреи не таковы, одного эйнштейна достаточно знать чтобы это понять.
ну и нашу светлану :)
 

В качестве заключения вышеперечисленного можно воспользоваться фрагментом того же Апиона (fr. 63 СR) – «Доказательством того, что еврейские законы не отличаются справедливостью, ни бог не чтится евреями, как надлежит, может служить то, что они сами (не добились власти), но рабствуют различным народам, и что на их город обрушились все мыслимые несчастья», а также и Цельса – «Не похоже и на то, чтобы бог отличал их и любил больше других народов, или чтобы они имели исключительную привилегию получать непосредственные веления с неба, или чтобы их страна была особо блаженной. Всякий видит, какова судьба и их самих и их страны» (fr. 88 R, 11).

замечательно - народ плох потому что позволил его завоевать :)
в принципе, вполне себе варварская логика.
Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 01.01 2014

и в чем крамола?
некоторые народы себя потомками бога считали, и пусть их :-)

Разве я их обвинял в том? Пусть считают кем хотят, дело не в этом, а в данной теме в том, как на основании этого к ним сложилось определенное отношение. Вряд ли кому и сейчас покажется достойной подражания "славная" теория богоизбранных и гоев........

 

народ плох потому что позволил его завоевать  :)
в принципе, вполне себе варварская логика.
[/quote]

Для тех времен - несомненно. Тот, кто не способен сопротивляться, но сочиняет о самом себе теорию превосходства, полученную от бога, достоин презрения. 

кто же украшал храм соломона к примеру?

Вы имеете в виду реальный, не сказочный? Эллинизация имела место.....обратите внимание на имена хасмонейских царей.

очевидно что современные евреи не таковы, одного эйнштейна достаточно знать чтобы это понять.

Про современных речи не идет - они продукт взаимодействия с окружавшими культурами, с которыми им удалось тесно ознакомиться лишь к концу Средневековья, если не позднее.....


Сообщение отредактировал MARCELLVS: 01.01.2014 - 23:31 PM
Ответить

Фотография Бероэс Бероэс 01.01 2014

впрочем, это характиризует лишь отношение египетского грека к тогдашним евреям (общеизвестны мягко говоря "трения" этих двух народов в александрии египетской).

 

 

Никаких "трений" с греками у нас не было.
Только с антисемитами, причём всех национальностей.



замечательно - народ плох потому что позволил его завоевать :)
в принципе, вполне себе варварская логика.

 

 

Совершенно солидарен.
Обвинять жертву- уловка всех преступников.
Причём не только антисемитов.
Сколько насильников удтверждают, что их жертвы "сами виноваты".


Сообщение отредактировал Бероэс: 01.01.2014 - 23:32 PM
Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 01.01 2014

это характиризует лишь отношение египетского грека к тогдашним евреям (общеизвестны мягко говоря "трения" этих двух народов в александрии египетской).

 

А разве Вы не помните как начиналась Иудейская война 66-73 гг. или восстание евреев Кирены и Египта? Так что это не "отношение грека", а активное противостояние греко-римской культуры......кстати, впоследствии к ним добавятся и западные народы, и арабы........

Ответить

Фотография Бероэс Бероэс 02.01 2014

ну и нашу светлану :)

 

 

Разве она еврейка ?

Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 02.01 2014

Итак, пошли дальше - 

 

Еврейская низость прежде всего ассоциируется с тем фактом, что евреи изначально представляли из себя народ рабов, чему свидетельствует Апион (fr. 63, DR. 5), утверждавший, что евреи постоянно были рабами того или иного народа – что вкупе с прочими высказываниями позволило греко-римлянам твердо держаться того мнения, что евреи – это «бежавшие из Египта рабы» (Cels. fr. 88 R . 8; Orig. c. Cels. IV, 31). Точно также именовали их и персы, что отражено в кн. Юдифи (14, 13; 14, 17).

Изначальное рабское положение вполне естественно должно было вызывать стойкую неприязнь со стороны прежде всего любителей свободы – греков; да и не только греков, а эллинизированного элемента вообще. По словам Иосифа Флавия еврейский царь Александр Яннай не брал наемников из сирийцев, поскольку те ненавидели евреев.

Однако все это вылилось практически в одни лишь насмешки над евреями, которые не были развиты в практический антисемитизм – что нашло свое отражение и в кн. Юдифи (8, 23) – «Мы будем рабствовать среди язычников и будем предметом насмешек и оскорблений для наших хозяев». Что и было осуществлено. Так, Филон рассказывает, что прибывший в Александрию еврейский царь Агриппа подвергся всевозможным оскорблениям и насмешкам, взятым из мима. На следующий день была разыграна пантомима о еврейском царе, где оба любимых типа мима – «евреи» и «царь» – были слиты в образе еврейского царя. Однако особо ему (Филону) удалось показать поведение императора Калигулы, к которому сам Филон был прибывшим во главе посольства и был  вынужден вместе со своими сподвижниками, словно комнатные собачки, бегать за императором, осматривавшим свои покои и сады, на ходу рассказывая с чем они прибыли. Наконец Калигула в качестве насмешки спросил – «Вы почему свинину не едите?» – что вызвало громкий хохот оппонентов и окружавших.

Можно также вспомнить и псалмы, наполненные теми же свидетельствами насмешек и издевательств над евреями именно по причине их низкого положения. Однако самый интересный момент заключен в мартирологе Р. Ох. Х 1242 – там некто Германиск заявляет, что римский сенат наполнен евреями. Когда император Траян этим возмущается, Германиск говорит: «Ага! Значит, неприятно, когда обзывают евреем!»…….

В виду привычки древних к образному мышлению понятие «грязный» в нравственном смысле скоро было перенесено и на внешний облик еврея: ведь и внешние физические недостатки, особенно изъяны на поверхности кожи, независимо от их происхождения, часто служат в древности признаком низости души. Равным образом и Моисей, который считался у антисемитов образцом нравственной испорченности, (ср. Ар. II, 14, Cels. y Orig. c Cels. I, 23), изображается страдающим накожной болезнью, тогда как еврейский историк псевдо-Артапан изображал подверженным накожной болезни гонителя евреев фараона Хенефрея (fr. 3 Fr. 20). Римляне – не исключение: Тацит (Hist. V, 5) говорит, что «еврейские обряды – нелепы и грязны»; Рутилий Намациан (De red. suo I, 384, 387) называет евреев «скотами» или «животными» (animal) и «непотребным племенем», одновременно с презрением относясь к их внешности. Все это в конце концов нашло отражение в знаменитой фразе, приписываемой М. Аврелию – «О маркоманны, о квады, о сарматы! Наконец я нашел людей хуже вас» (Rer. gest. XXII, 5. 5).

Обвинение евреев в склонности к накожным заболеваниям вероятно были навеяны их же сочинениями. Так, в «Исходе» (Exod 9,9) читаем: «И будут на людях и на скоте накожные воспаления переходящие в струпья, во всей земле Египетской... И сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте». После Манефона о паршивости евреев говорит Посидоний Апамейский (fr. 25 В. 1), Херемон (fr. 58 R. 1), Лисимах (fr. 59 R) и Апион (fr. 63 В. 3). У римлян это Тацит (Hist. V, 3) и Юстин (XXXVI, 1-3, fr. 138 R).

Для римлян и греков понятие личной чистоплотности была напрямую увязана с культурой того или иного народа, так как по их представлениям более культурные народы обычно и более чистоплотны. Поэтому склонность к кожным заболеваниям и рассматривалось ими как результат пренебрежения гигиеной. В заключении хотелось бы напомнить о том, что это древнее определение  «вонючести» и «паршивости» вновь всплывает и в Средневековье – так, на средневековом Западе они награждаются первым эпитетом, тогда как на Востоке и в России – вторым………


Сообщение отредактировал MARCELLVS: 02.01.2014 - 02:16 AM
Ответить

Фотография Jim Jim 02.01 2014

 

Поразительное самомнение и ощущение исключительности, как видно навеянное национальной писаниной - такой как 

"ты народ святой у Господа, Бога твоего. Тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле" (Второзаконие 7:6). 

 

Словно бы тут кто-то призывал к дискуссии таких вот! Для людей же адекватных хочу дополнительно пояснить, что намереваюсь выяснить причины, которые сподвигли народы Средиземноморья выделить из своей среды определенный народ и полностью отмежеваться от него. Вот и все...... 

Может быть в этой цитате из  "Мишне Тора" и ответ. Антисемитизм -ответная реакция на богоизбранность.

Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 02.01 2014

Может быть в этой цитате из  "Мишне Тора" и ответ. Антисемитизм -ответная реакция на богоизбранность.

Несомненно это является лишь одной из составляющих возникновения антисемитизма, однако следует понять, как например те же спартанцы или их греческие соседи отнеслись бы к тому, что какие-то варвары не только выводили общих с ними предков, но и покушались на их культуру, фальсифицируя греческие достижения приписыванием их себе. Поначалу это должно было вызвать насмешки и издевательства, впоследствии переросшие в открытую вражду и столкновения. 


Сообщение отредактировал MARCELLVS: 02.01.2014 - 13:47 PM
Ответить

Фотография Бероэс Бероэс 02.01 2014

Может быть в этой цитате из  "Мишне Тора" и ответ. Антисемитизм -ответная реакция на богоизбранность.

 

 

Антисемитизм иррационален.

Эли Визель сказал "За что антисемиты ненавидят евреев следует спросить у них самих. Для одних мы богачи, для других голодранцы, для одних фанатики, для других нигилисты, для одних космополиты, для других националисты"

Точно. Антисемиты ненавидят евреев потому, что другие антисемиты научили их евреев ненавидеть.
Научили Адриана. Научили крестоносцев. Научили Гитлера. Научили двух-трёх индивидуумов на этом форуме ошивающихся.

 

Абсолютно то же можно сказать о русофобах, украинофобах, американофобах и.т.д.
Полвека назад в СССР один преступник подкараулил баптиста и так дал ему железным прутом по голове, что несчастный до конца своих дней остался инвалидом.
Этот преступник ранее ни одного баптиста не видел, но насмотрелся фильм Тучи над Борском и поверил, что баптисты "распинают детей".


Сообщение отредактировал Бероэс: 02.01.2014 - 14:00 PM
Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 02.01 2014

Этот преступник ранее ни одного баптиста не видел, но насмотрелся фильм Тучи над Борском и поверил, что баптисты "распинают детей".

Смешно......потрясающая аналогия, которая конечно же породила массовое движение противников баптизма в СССР! :D

Многие смотрели данный фильм, но утверждать, что посредством него многие могли стать ярыми врагами какой-то секты, это уже что-то.........

 

Антисемитизм в Античную эпоху носил достаточно массовый характер - примеров чему много - и рассказывать сказки, что это плод "плохих" персов, научивших этому процессу тупых египтян Элефантины - верх глупости современных о том сказителей!


Сообщение отредактировал MARCELLVS: 02.01.2014 - 14:10 PM
Ответить

Фотография Бероэс Бероэс 02.01 2014

Смешно......потрясающая аналогия, которая конечно же породила массовое движение противников баптизма в СССР! :D

Многие смотрели данный фильм, но утверждать, что посредством него многие могли стать ярыми врагами какой-то секты, это уже что-то.........

 

Антисемитизм в Античную эпоху носил достаточно массовый характер - примеров чему много - и рассказывать сказки, что это плод "плохих" персов, научивших этому процессу тупых египтян Элефантины - верх глупости современных о том сказителей!

 

С определённым антисемитским индивидуумом (распространяющим кровавый навет) я (больше) дискутировать не намерен.

Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 02.01 2014

С определённым антисемитским индивидуумом (распространяющим кровавый навет) я (больше) дискутировать не намерен.

Кто-то просил этого?  :D

 

Напротив, у меня возник вопрос к модераторам - 

 

Когда наконец начнут банить не только за глупые и не несущие никакой информации посты, но и за постоянное и утомительное попугайствование, конца коему не предвидится?

Ответить

Фотография Лисий Лисий 02.01 2014

Так а термин "еврей" когда появился? До нашей эры вроде не было же.

Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 02.01 2014

Так а термин "еврей" когда появился? До нашей эры вроде не было же.

Не помните? Мы это уже разбирали........

 

Например Феофраст (372 - 288/7 до н.э.) не подойдет? - 

 

(167) Он говорит, что тирские законы запрещают клясться иноземными клятвами, в числе которых он упоминает и о так называемой клятве "Корбан". Ни у кого нет такой клятвы, только у евреев. Она означает, как сказал бы переводчик с еврейского языка, "дар Богу".


Сообщение отредактировал MARCELLVS: 02.01.2014 - 14:47 PM
Ответить