←  Высокое Средневековье

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Татаро-монголы

Фотография andy4675 andy4675 17.09 2013

Передача "Час Истины", посвящённая татаро-монголам ("Монголы-Орда-Чингисхан"):

http://intellect-vid...mongoly-online/

Ведущий неожиданно проснулся. Он практически не дал гостям, приглашённым на передачу как специалисты, открыть рот. Примерно минут 35 (если не 40) он говорил сам. С чего он так оживился? Особый интерес он проявляет к вопросам вооружения, а также к вопросу "восточных болгар", как он их характеризует, с явным намёком, что это и есть сегодняшние татары. Знакомая линия... Его живой интерес к вопросу о происхождении татар и прямое участие в презентации темы (тогда как в иных темах он клюёт носом, почти засыпая), выдаёт, что он либо сам происходит из казанских татар, либо "обретается" в обществе татар.

Ответить

Фотография Новохронолог Новохронолог 01.10 2013

интересная передача, спасибо. 

 

 

а также к вопросу "восточных болгар", как он их характеризует, с явным намёком, что это и есть сегодняшние татары

 

 

А разве это не так? Кто живет на берегах Волги? Где находится Татарстан?

Ответить

Фотография Виталич Виталич 03.10 2013

 Он практически не дал гостям, приглашённым на передачу как специалисты, открыть рот. Примерно минут 35 (если не 40) он говорил сам....

Наверное, Вы недолюбливаете Захарова! Да, его монологи в общей сложности заняли больше времени, чеи монологи гостей. Но никак нельзя сказать, что приглашенным не дали открыть рот. Это явное преувеличение.

Интереса ради, я пересмотрел передачу и засёк время самого длинного монолога ведущего - 9 мин.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 03.10 2013

Наверное, Вы недолюбливаете Захарова! Да, его монологи в общей сложности заняли больше времени, чеи монологи гостей. Но никак нельзя сказать, что приглашенным не дали открыть рот. Это явное преувеличение.

Интереса ради, я пересмотрел передачу и засёк время самого длинного монолога ведущего - 9 мин.

Я редко интересуюсь личностями. И в данном случае меня интересует не личность. Несколько программ с его участием (про Крито-микенскую цивилизацию, Оттоновское Возрождение, Византию и пр.) убедили меня в малой компетентности ведущего в рассматриваемых вопросах. В нескольких случаях он просто нахально "клювал носом", чуть не засыпая (как бы просыпаясь и вздрагивая, когда песочные часы нужно перевернуть!). А здесь не давал приглашённым рассказать нам (людям, в общем-то, интересующимся), что они имеют сказать. Он прочёл какую-то академическую книжку о вооружении монголо-татар, и счёт нужным пересказать её содержание. Но возмущает даже не это, а то, что его работа заключается не в том, чтобы лекции читать (для этого есть гости передачи), а в том, чтобы в основном слушать, изредка задавать вопросы, а если сам чувствует себя достаточно знакомым с темой, даже направлять беседу гостей в нужное русло.

 

9-минутный монолог тоже немало. Но он начинал монологи не единожды. Мне кажется, его гости были просто в шоке... По-крайней мере я был бы шокирован, если бы меня позвали на передачу обсудить со вторым учёным ту или иную тему, а вместо обсуждения пришлось бы слушать рассказ ведущего.

Ответить

Фотография Swetlana Swetlana 03.10 2013

а я с интересом посмотрела, как татаро-монголка)

правда, я ожидала услышать обсуждение двух альтернативных версий происхождения казанских татар: поволжские булгары vs хазары

но в конце ведущий высказал очень верную мысль, что тех "татар" и "русских" уже нет, и вспомнилось стихотворение Кушнера, очень маленькое, приведу целиком

Как пуговичка, маленький обол.
Так вот какую мелкую монету
Взимал паромщик! Знать, не так тяжел
Был труд его, но горек, спора нету.

Как сточены неровные края!
Так камешки обтачивает море.
На выставке все всматривался я
В приплюснутое, бронзовое горе.

Все умерли. Всех смерть смела с земли.
Лишь Федра горько плачет на помосте.
Где греческие деньги? Все ушли
В карман гребцу. Осталось две-три горсти.
Ответить

Фотография Gundir Gundir 03.10 2013

Два вопроса терзают русскую интелегенцию - откуда берутся клопы и куда деваются деньги

Ответить

Фотография Виталич Виталич 04.10 2013

 

а я с интересом посмотрела, как татаро-монголка)

правда, я ожидала услышать обсуждение двух альтернативных версий происхождения казанских татар: поволжские булгары vs хазары

но в конце ведущий высказал очень верную мысль, что тех "татар" и "русских" уже нет....

 

Нужно добавить, что тех "болгар", как и тех "монголов" тоже нет. 

Если верить генетике, генофонд современных татар сложно назвать типично азиатским.

 

"....Суммарная частота восточно-евразийских гаплогрупп.....в русских популяциях 1-2%. У современных татар - около 10%....

....генофонд как современных, так и средневековых татар составлен из многих компонентов, и «азиатский» степной компонент, возможно, не главный в нём, как мы видим и из невысокой частоты восточно-евразийских гаплогрупп у татар. Вся сложность задачи реконструкции истории на основе современного татарского генофонда как раз в том, что "поскреби татарина и увидишь финно-угра"...." (Е.В. Балановская, О.П. Балановский.   Русский генофонд на Русской равнине)

Ответить

Фотография Виталич Виталич 04.10 2013

9-минутный монолог тоже немало. Но он начинал монологи не единожды. Мне кажется, его гости были просто в шоке... По-крайней мере я был бы шокирован, если бы меня позвали на передачу обсудить со вторым учёным ту или иную тему, а вместо обсуждения пришлось бы слушать рассказ ведущего.

Ну он же "в теме"! :D  

Как можно при этом просто "молчать и слушать"? :pardon:

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 06.10 2013

Ну он же "в теме"! :D  

Как можно при этом просто "молчать и слушать"? :pardon:

Быть в теме, не значит быть специалистом. А если не будучи специалистом разглагольствовать в их присутствии - то уж извините...

Ответить

Фотография Виталич Виталич 06.10 2013

Быть в теме, не значит быть специалистом. А если не будучи специалистом разглагольствовать в их присутствии - то уж извините...

Справедливости ради нужно сказать, что гости были не очень-то и разговорчивые, а часовую передачу нужно было чем-то заполнить. Хотя в целом, Вы правы, ведущий не должен говорить больше гостей.

Ответить

Фотография Лета Лета 11.10 2013

Два вопроса терзают русскую интелегенцию - откуда берутся клопы и куда деваются деньги

 

терзать-то терзают, но пока безрезультатно: русские интеллигенты так и не научились ни тому, ни другому - не барское это дело :D

Ответить

Фотография К.Дюкарев К.Дюкарев 24.09 2014

15bd0083189e.jpg
Карта административно- территориального деления Улуса Джучи (будущей Золотой Орды)из книги Амелькин А.О., Селезнев Ю.В., Темушев В.Н. Рост Мамаевой орды // Селезнев Ю.В. Элита Золотой Орды. – Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. – С. 120.

Ответить

Фотография К.Дюкарев К.Дюкарев 24.09 2014

С формированием Золотой Орды, в лесостепных районах Кодр, редко заселённых как славянами, так и волохами (от Ннжнего Реута до реки Лапушна и далее за Прут до реки Бырлад) в первой половине 14 века возникают многочисленные новые земледельческо- скотоводческие поселения колонистов: алан, славян, других народов, составляющих разно-этническое население. Миграция в Днестровско-Прутское междуречье, происшедшая в течении жизни одного поколения, была следствием политики монгольских ханов, направленной на создание и хозяйственное освоение в завоёванных землях новых зон оседлости, служивших экономической и военно-политической опорой, источником богатств верхних слоёв общества, которые не мог обеспечить только традиционный кочевой способ производства и быт.
*см. работы Грекова Б.Д., Якубовский А.Ю., Фёдорова-Давыдова Г.А., Егорова В.Л. 

Для этого сгоняли пленных ремесленников из разных покорённых стран.На захваченных землях в течении второй половины 13 века интенсивно строились новые городаТак, на местах небольших в прошлом славянских поселений возникали в короткий срок города с очень пёстрым по составу населением. Колонисты приносили с собой не только развитое земледелие, но и многоотраслевую структуру ремесленной промышленности, работающую на местные рынки, появлением которых отмечено развитие в середине 14 века денежного обращения. Но золото-ордынские города и поселения прекращают существовать практически сразу же после поражения войск Подольского улуса у Синих вод (нынешняя река Синюха в Нижнем Подолье). Найдены многочисленные останки погибших насильственной смертью жителей в сгоревших строениях и разрушения «Нового города» (Шехр-аль-Джедида) около 1369 года. 

Следует отметить, что на Руси все немонгольские народы, пришедшие под их руководством во время монголо-татарского нашествия, стали называть «татарами» (в основном: они были тюркоязычны - как половцы, ногайцы, кайсаны, огузы, торки и т.д.; или ираноязычны - как аланы и т.д.; или кавказоязычны – как абазины и т.д.). Позже это название распространилось и на коренных жителей Южной Сибири (в т.ч. и на маньчжуров, кетов, эвенков). 

С приходом монголо-татар из южных Поволжских степей, осевших в Подольском улусе (в основном – половецкого происхождения), они здесь начали править, не взирая на «ярлыки» Золотой Орды, передавая власть по наследству и т.д., именуя себя «отчичами и дедичами» этой земли

После провозглашения в 1262 Золотой Орды при хане Берке независимости от Монголии, Подольский улус так же повёл полунезависимую внешнюю политику и внутреннюю хозяйственную жизнь от Золотой Орды. Во многом это было предопределено смешанным (половецким, «выгонцским», «берладниковским», волошским) населением улуса, где были сильны традиции православия. А так же: язычество половцов, и иудаизм половцев хазарского происхождения.

В Золотой Орде с 1262 начался процесс исламизации, с принятием ханом Берке исламской веры. В 1313 – 1317 эмир Подольского улуса не просто отказался от принятия государственной религии - ислама (как и Крымский улус), но и Подлье и Крым стали прибежищем для анти-исламских и анти-ханских сил Золотой Орды. Противостояние и обособление Подольского улуса вылилось в противостояние с ханом Узбеком, который в январе 1313 воцарился в Золотой Орде. Хан Узбек ввёл ислам, как государственную религию, и преследовал всех инако-верующих, что вызвало заговор эмиров улусов, жестоко подавленный. Опираясь на мусульман, Узбеку удалось ликвидировать распри в Орде и добиться ее усиления (см. БЭКМ-2008). 

Все 4 бега разрозненного Подольского улуса в 1313-1360 интенсивно заселяли свои территории, разоренные в 1242-1245. Самой большой плотности сельское население при них достигло: по обоим берегам Верхней и Средней части реки Ботна и Верхней части реки Бык, в западных Кодрах, по обоим берегам Нижней части реки Реут (в т.ч. и в районе современных Дубоссар; см. работы Л.Л.Полевого)

При этом интенсивнее заселялись волохами Молдавского княжества земли Западного бега (Кодры), а Галицко-Волынскими беженцами («выгонцами») земли, на которых и находятся нынешние Дубоссары. Это привело к смешению главенствующего половецкого золотоордынского, «выгонцкого» восточнославянского и бежавшего татарско-аланского анти-Узбекского населения.

При этом большую роль играла часть оставшегося, (в основном, вернувшегося) восточнославянского населения (жившего до монгольского нашествия), а так же болгарские, валашские, крымско-армянские и прочие переселенцы.

Орхей в переводе с тюркского означат "военная ставка". Старый Орхей - это стык разных цивилизаций, где активная торговля и обмены были, в том числе, и с Европой. Из Италии, Франции, Испании приплывали торговые корабли по реке Реут, и нет никаких оснований полагать, что она якобы усохла. Увы, Реут с мелкими глубинами, протекающий в крайне пересечённой местности, извиваясь из-за резких перепадов высот, не был судоходным.

Приходить все эти многочисленные корабли могли лишь на Днестровскую пристань "Нового города" (по арабски Шехр-аль-Джадид, по-персидски Янги-Шехр, всё это золотоордынские названия Старого Орхея). После разгрома в 1369 году остатки города перекочевал за Днестр, судя по всему в Томбасар. Днестровская пристань Нового города (Томбасар?) лучше всего подходит для подобной перекочёвки, если расположиться не на правом берегу Днестра, а на левом. Известно так же, что времена Золотой Орды по левому берегу Днестра проходил Кучманский шлях.

БЕЗ КОМПЛЕКСНЫХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК ЗДЕСЬ НЕ РАЗОБРАТЬСЯ.

Современные исследователи идентифицируют князя восточный земель Подольского улуса Дмитрия с эмиром (амир) упомянутом на монетах типа Шехр аль-Джедид 1368-1369 гг. из Старого Орхея, который видимо в это время и имел одну из своих резиденций в современных Дубоссарах. 

Золотая Орда ушла из края в 1369 г. На смену ей приходит Великое княжество литовское. Территория города Томбасар (Дубасаръ), нынешних Дубоссар (район старого центра города, в который сходятся ходы "турецких подвалов" - нынешняя ул.Ворошилова и прилегающие улицы и переулки, которые видимо в то далёкое Золото-ордынское время существовали в виде высотных валов земляных укреплений города). 

Томбасар (Дубасаръ?) вплоть до 1484 года (согласно историческим картам) оставался ареной споров государства литовцев (вступивших затем в унию с поляками) и государства молдаван, фактически переходя из руки в руки. И крымский хан Менгли-Герей в 1484 году решил его судьбу.



Исследователь И.Анцупов (Институт национальных меньшинств АН МССР, г.Кишинёв, см. КЛИО-1997) выдвинул довольно обоснованную гипотезу (основополагающую в настоящее время), что город Дубоссар (Томбасар) был основан в XIV в. как «столица» одной из ханских провинций.



 

Менгли Гирей оказался способным правителем, амбиции – честолюбие которого соответствовало его умению справляться с часто возникающими проблемами – конфликтами с главами родов и его умению использовать новые отношения с султаном на благо ханства – с наибольшей выгодой для ханства. Менгли Гирей понял, что внимание глав родов легко можно обратить на внешние авантюры, освободив себя от своего рода давления, которое он испытывал после смерти отца. В 1484 г. султан предложил ему принять участие в кампании против Молдавии ради захвата оплота Аккермана. Как награду за участие татар в кампании Менгли Гирей расширил свои владения, включив Бессарабские города Кавшан,Томбасар и Балта; в то же время, добыча, награбленная татарами, оказалась настолько притягательной, что они охотно принимали участие во внешней экспансии оттоманов на западе.

В добычу входили и пленные, которых доставляли в Кефе и продавали работорговцам с большой выгодой. Это положило начало работорговле, которая стала одним из важнейших экономических источников ханства. Военная поддержка, оказываемая Менгли Гиреем оттоманам, служила для укрепления внутреннего положения ханской администрации и оказания помощи оттоманам в их нагоняющей страх военной силе, направленной против Польши и Габсбургов. С другой стороны, эта политика делала ханов все более зависимыми от успехов оттоманов, и когда Оттоманская империя начала приходить в упадок, с ним пришло в упадок и ханство.

 



 

Впервые татары появились в Крыму в середине XIII в. Это был какой-то из туменов (тысяч) могущественного войска хана Батыя, который с Поднепровья повернул на юг, прошёл через степь и очутился в Крыму. Военачальникам столь понравилось на полуострове, что они решили там остаться. К тому времени этнический состав войск Батыя был далеко не «монголо-татарским». Среди его воинов в основном преобладали выходцы из Средней Азии. Именно они и составили основу новой племенной общности крымских татар.

Первоначально Крым считался одним из улусов (округов) Золотой Орды. Татары не тронули те народы, которые населяли полуостров до их прихода: караимов, генуэзцев, греков, армян, евреев и других. Они даже оставили в покое княжество Феодоро — последний осколок Византийской империиБлагодаря национальной терпимости Крымский улус очень быстро стал развиваться и богатеть. Генуэзцы и евреи занимались торговлей, греки и армяне — ремёслами, караимы оказались искусными ювелирами и отличными оружейниками. Татары же занимались тем, что умели тогда лучше всего — размножались и воевали. Когда же они уходили в поход, полуостров охраняли генуэзские копейщики и караимские лучники.

Кстати, именно Менгли-Гирею мы «обязаны» рождением казачества. Именно из-за его опустошительных набегов жители Поднепровья — Черкасс, Канева, Белой Церкви, Корсуня, Киева и других городов — объединились под командованием черкасского старосты Евстафия Дашковича и несколько раз давали решительный отпор. Крымцы называли их черкасскими казаками — по имени города, которым управлял Дашкович. С тех пор и вплоть до конца XVIII в. это имя неразрывно связано с запорожским и реестровым казачеством.

 



Болоховцы — смешанные славяно-фракийские племя, проживавшее в центре древнерусских земель между Киевским и Галицко-Волынским княжествами. Упоминаются в русских летописях XII—XIII вв. Название «болоховцы» близко к слову «волохи». Большой материал о болоховцах был получен при раскопках Райковецкого городища, уничтоженного во время войн. Болоховская земля меньше пострадала во время монголо-татарского нашествия. Местная знать согласилась платить дань зерном: «оставили бо их татарове, да и орють (пашут и сеют) пшеницю и проса», что свидетельствует о значительной роли земледелия у болоховцев.

Источники: Мохов Н. А. Молдавия эпохи феодализма. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1964. — С. 85$ Гончаров В. Райковецкое городище. — Киев, 1950; Полное собрание русских летописей. — Т. II. — С. 792.



На археологической карте Днестровско-Карпатских земель к периоду XII-XIII века уже отнесено только найденных 35 пунктов (а количество ненайденных можно только предполагать), где открыты поселения или собраны отдельные находки керамики этого времени. Свидетельства торгового движения по Днестру, а так же по его правому и левому берегам служат редкие находки монет, начиная с IV век до н.э. (см. труды А.А. Нудельмана). 

Произведённое от уровня середины XV века исчисление динамики количества сельских поселений в сторону прошлого, для которых нет статистических данных (ретроспективная экстраполяция), показало, что в период монголо-татарского (монголо-половецкого) владычества в Молдавии должно было существовать более 1400 сёл, в т.ч. многие со славянскими топонимами (см. работы В.А.Никонова).
Интересная работа произведена Удлером Р.Я. в вопросах говоров молдавского языка (в т.ч. молдавско-славянских диалектов). 

Ответить

Фотография К.Дюкарев К.Дюкарев 24.09 2014

Русско-славянское (русинское) же население северной и северо-восточной Бессарабии находило убежище от татаро-половцев в пещерах скалистых берегов Днестра и его истоков, о чем свидетельствуют сохранившиеся с того времени пещерные храмы: Непоротовский в Хотинском крае, близ сел. Ломачинец; при м. Секурянах и сел. Комарове, тамже; Шабский — в двух км на юг от Сорок; ниже Вадул-Рашкова в Каменском районе; монастыри Резиновский и Городищенский, с высеченными в скале кельями в природной стране Сахарна; пещера в скале при сел. Булаешты, рядом; пещера и церковь в скале на реке Реуте, близ развалин Старого Орхея. 

Ниже Реута по Днестру пещер уже нет
. Русско-славянское православное население не исчезло из Бессарабии и в последующие времена и немало способствовало образованию и расширению возникших здесь румынских государств Валахии и Молдавии, из которых Бессарабия потом выделилась в особую область.



Интерес представляет скит (пещера и грот) между с. Голерканы и с.Маркауцы (на правом берегу Днестра в 1-2 км к югу от с. Маркауцы и в 2 км к северу от с. Голерканы). Его исследовал И.Б. Артюх, затем в 1989 г. А. Ешану, Н. Арапу, Е. Ворниковым, Г. Брынзэ, А. Мондаки, Н. Андреевской, Т. Синхани (см. «Un schit rupestru necunoscut – Holercani-Marcauţi» // Sud-Est, 1997, 4/30, с. 86-89.) В 2006 г. работы проводил фонд «Eneada», руководимый А.В.Грамма. Во время сильных дождей грот заполняется водно-селиевыми потоками, которые водопадом низвергается возле скита с 20-метровой скалы. Возле скита находится исследованная могила его христианина-обитателя. По данным Киевской лаборатории Института геохимии окружающей среды Национальной академии Украины (Н.Н. Ковалюх), дата погребения между 1390 и 1440 г. (см. работы С. Коваленко, А.Граммы, А.Левинского).
f011c26af243.jpg
Фото предоставлено С.И.Коваленко.



см. Мохов Н. А. Молдавия эпохи феодализма. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1964. — С. 80—81.

Выгонцы — славяне, бежавшие от гнёта бояр из владений галицких и волынских князей. Жили около XII—XIII вв. вдоль Днестра, ближе к Галицким землям.Сведения о выгонцах крайне скудны. 

Последняя запись о них как о населении Галицкого княжества относится к 1223 году, когда многие русские князья объединились и пошли к реке Калке, чтобы отразить набег монголо-татар. 

Выступила и рать Галицкого княжества, часть её двинулась по суше, а выгонцы — по воде

В летописи сказано:
«…а выгонцы галические приехаша в лодиях по Днестру и выидоша в оре (бе бо лодей тысяща), и поидоша в реку Днепр, и възведоша пороги, и сташа у реки Хортица на броде…»

Это позволяет предположить о многочисленности выгонцев и их опытности в речных и морских переходах. У Хортицы они соединились с остальными галицкими войсками и отправились к Калке, где погибли в неудачной для Руси битве.

При образовании Золотой Орды (середина XIII века) половцы бессарабской части Золотой орды ассимилировали монгольских завоевателей и передали им свой язык. Куманами половцы называются в западноевропейских и византийских источниках (в частности, Анна Комнина в связи с битвой при Левунионе сообщает, что куманы и печенеги говорили на одном языке). Плетнёва С. А. локализует куманов западнее Днепра по отсутствию там каменных изваяний, встречающихся в низовьях Дона, Донца и вдоль северного побережья Азовского моря — местах кочевий сары-кипчаков (половцев).

Во время правления младшего брата царей Асеня и Петра — Калояна, половцы кроме союзников превратились в подданных, занимали высочайшие должности в государстве, участвовали в управлении. 

Ответить

Фотография К.Дюкарев К.Дюкарев 24.09 2014

Дорога Каменец-Рашков-Томбасар- Маяки-Хаджибей ещё до основания Григориополя и Тирасполя по Старобазарной улице Дубоссар (ныне ул.Кирова) с невольничьим рынком, вероятнее всего в районе старой больницы, нынешнего нового строящегося дома СУ-28 в г.Дубоссары. Дорога - чуть выше максимально возможного уровня разлива Днестра (его поймы) между первым и вторым рядом домов снизу, начиная ещё со смешанного по этническому составу подольского поселения Томбасар, переросшего затем в славяно-молдавского поселения Томбашары, и и присоединённого к Крымскому ханству Менгли-Гереем в 1484 году после разорения города. Т.е. начиная с начала XIV-го века (см. данные член-кора АН МССР кишинёвского историка Анцупова, и исследователя Ефодьева; чьи родственники и счас проживают в Дубоссарах: "Первые упоминания о Дубоссарах относятся к периоду монголо-татарского нашествия (1260-1360 г.г.). Город основан в XIV в. Как «столица» одной из ханских провинций (И. Ефодиев)"

Предполагаю, что основание Томбасара, как средневекового города, скорее всего связано со следующими событиями:
В 1313 – 1317
 эмир Подольского улуса не просто отказался от принятия государственной религии - ислама (как и Крымский улус), но и Подолье и Крым стали прибежищем для антиисламских и антиханских сил Золотой Орды. Противостояние и обособление Подольского улуса вылилось в противостояние с ханом Узбеком, который в январе 1313 воцарился в Золотой Орде. Хан Узбек ввёл ислам, как государственную религию, и преследовал всех инаковерующих, что вызвало заговор эмиров улусов, жестоко подавленный. Опираясь на мусульман, Узбеку удалось ликвидировать распри в Орде и добиться ее усиления (см. БЭКМ-2008).

Все 4 бега разрозненного Подольского улуса в 1313-1360 интенсивно заселяли свои территории, разоренные в 1242-1245. Самой большой плотности сельское население при них достигло: по обоим берегам Верхней и Средней части реки Ботна и Верхней части реки Бык, в западных Кодрах, по обоим берегам Нижней части реки Реут (в т.ч. и в районе современных Дубоссар; см. работы Л.Л.Полевого). При этом интенсивнее заселялись волохами Молдавского княжества земли Западного бега (Кодры), а Галицко-Волынскими беженцами («выгонцами») земли, на которых и находятся нынешние Дубоссары. Это привело к смешению главенствующего половецкого золотоордынского, «выгонцкого» восточнославянского и бежавшего татарско-аланского анти-Узбекского населения.

При этом большую роль играла часть оставшегося, (в основном, вернувшегося) восточнославянского населения (жившего до монгольского нашествия), а так же болгарские, валашские, крымско-армянские и прочие переселенцы.

В XIII-XIV веках почти все эти переселенцы считали себя вернувшимися на свою историческую Родину. Выгонцы вернулись в земли их предков – антов, тиверцев и уличей, Киевской Руси, Галицко-Волынского княжества. Аланы вернулись в земли предков – сарматов и скифов. Болгары – в земли склавинов, протоболгар хана Аспаруха, гуннов – предков азовских булгар. Волохи – в земли Гетской степи, гетского завоевания Ольвии и государства Децебала.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 28.12 2015

Татаро-монголы в Азии и Европе / Отв. ред. С.Л. Тихвинский

Сб. статей. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Наука, 1977. – 504 с.

 

Содержание:

С.Л. Тихвинский. Татаро-монгольские завоевания в Азии и Европе. Вступительная статья

Ш. Сандаг. Образование единого монгольского государства и Чингисхан

Е.И. Кычанов. Монголо-тангутские воины и гибель государства Си Ся

Г.В. Мелихов. Установление власти монгольских феодалов в Северо-Восточном Китае

М. Кутлуков. Монгольское господство в Восточном Туркестане

И.П. Петрушевский. Поход монгольских войск в Среднюю Азию в 1219–1224 гг. и его последствия

М.Г. Пикулин. Чингисхан в Афганистане

В.М. Серов. Поход монголов в Корею 1231–1232 гг. и его последствия

А. Галстян. Завоевание Армении монгольскими войсками

Л.В. Черепнин. Монголо-татары на Руси (XIII в.)

В.Т. Пашуто. Монгольский поход в глубь Европы

И.П. Петрушевский. Иран и Азербайджан под властью Хулагуидов (1256–1353 гг.)

С. Кучера. Завоевание монголами Тибета

Н.П. Свистунова. Гибель Южносунского государства

А.А. Бокщанин. Попытки монголо-китайского вторжения в страны Юго-Восточной Азии

Ч. Далай. Борьба за великоханский престол при Хубилае и его преемниках

Л.И. Думан. Некоторые проблемы социально-экономической политики монгольских ханов в Китае в XIII–XIV вв.

Н.Ц. Мункуев. Заметки о древних монголах

Н.Ц. Мункуев. Новые материалы о положении монгольских аратов в XIII–XIV вв.

Л.А. Боровкова. О борьбе китайского народа против монгольских завоевателей в середине XIV в.

Н.П. Шастина. Образ Чингисхана в средневековой литературе монголов

Л.Н. Гумилёв. «Тайная» и «явная» история монголов XII–XIII вв.

 

http://rutracker.org...ic.php?t=678032

Ответить

Фотография Sterh Sterh 28.12 2015

Современная историография о монголах и термине: 

 

Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана. - М.: Восточная литература, 2006. - 557 с.

 

http://rutracker.org...c.php?t=2452480

Ответить

Фотография Khazar Khazar 17.01 2016

 

 

Это не ошибочно, Тохтамыша назвали ханом булгарским умышленно, с целью унижения.   Тимура навряд ли можно назвать борцом за веру, все это прикрытие, не более.

Думаю, точка зрения А.П. Григорьева все же вернее

 

62520a4e03db0ecc9b1e62e3c24c35c6.jpg

Можно было назвать Тохтамыш-хана хоть эфиопским, но суть бы от этого не поменялась. Тимур чисто юридически не имел права против него выступать, поскольку не был чингизидом, а происходил из рода барлас

 

Да, но Тохтамыш тут назван хан булгарский. Я бы полностью согласил с мнением Григорьевым если бы было написано без эпитета булгарский, а просто хан. По-моему в этих строках есть унижение,  ведь ЗО не только булгарский улус.   

Ответить

Фотография Зырянин Зырянин 18.01 2016

Да, но Тохтамыш тут назван хан булгарский. Я бы полностью согласил с мнением Григорьевым если бы было написано без эпитета булгарский, а просто хан. По-моему в этих строках есть унижение,  ведь ЗО не только булгарский улус.

В этих словах, скорее всего, есть ПРАВДА, а не унижение, что, само по себе странно, когда речь заходит о З.О.
Сообщение отредактировал Зырянин: 18.01.2016 - 17:55 PM
Ответить