←  Древний Рим

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Политика императоров в отношении язычества...

Фотография Стефан Стефан 08.04 2013

Константин I

Оказывая покровительство христианству, Константин всю свою жизнь формально оставался язычником и принял крещение лишь перед смертью. За время своего правления он не сделал ничего, что могло бы серьезно пошатнуть положение язычества. Он носил титул великого понтифика, являясь, таким образом, главой всего жреческого сословия, при нем сохранялся культ императора, к которому был присоединен культ его рода, его монеты сохраняли осторожную двусмысленность, которая позволяла подданным-язычникам понимать их символизм в традиционном духе, и даже его надзор за делами христианской церкви мог быть представлен как часть традиционных императорских обязанностей. И хотя Константин не останавливался перед беззастенчивым грабежом храмов для решения финансовых вопросов и для строительства новой восточной столицы – Константинополя, он никогда не лишал язычество той поддержки, которую старая религия на протяжении многих веков получала от государства.

 

Констанций II

...направлением его религиозной политики стала серия репрессивных мер против язычества, среди которых выделяются законы против жертвоприношений и прорицаний. Один из законов Констанция от 356 г. даже предписывал закрытие всех храмов и определял смертную казнь всякому, кто был бы уличен в жертвоприношениях и поклонении идолам. Однако эффективность этого закона, как и других мер против язычества, была, видимо, весьма низкой, и не известно ни одного случая, когда была бы применена смертная казнь к язычнику, который был застигнут при исполнении своих религиозных обрядов. Да и сам Констанций оказался непоследовательным в проведении антиязыческой политики. Так, в 357 г. во время посещения Рима император-христианин восхищался красотой языческих храмов и статуй, исполнил обычные обряды верховного жреца, пост которого он все еще занимал, учредил обычные денежные пособия на языческие обряды и назначил представителей римской языческой знати на различные государственные должности. И лишь единственной мерой Констанция против язычества во время его визита в Рим был приказ удалить из сенатской курии алтарь Победы – символ древней религии и покровительства Риму со стороны языческих богов.
 

Юлиан

Политика Юлиана по отношению к язычеству может быть охарактеризована как попытка создания своеобразной государственной языческой церкви или как желание перекроить язычество на христианский лад. При Юлиане древняя религия в последний раз испытала все блага государственного покровительства: восстанавливались и строились храмы и алтари, возобновлялись древние обряды и празднества, жрецы и осыпались почестями и привилегиями, храмам возвращались отнятые у них деньги и хлебные запасы.
 

Иовиан

Никаких репрессивных мер в отношении язычества предпринято не было. Напротив, Иовиан издал эдикт о терпимости, в котором гарантировалась безопасность отправления старинных обрядов.

 

Валентиниан I

Язычество при Валентиниане I не подверглось каким-либо серьезным ограничениям и притеснениям, и политика его по отношению к древней религии определялась в первую очередь заботой императора о внутреннем мире в государстве и идеей веротерпимости. Хотя Валентиниан отобрал у языческих храмов имущество, возвращенное им Юлианом, он не отдал его христианским церквам, а присоединил все к государственным владениям. Подтвердив легальный статус язычества, Валентиниан, тем не менее, возобновил упраздненные Юлианом законы против тайных жертвоприношений, гаданий, предсказаний судьбы и приказал строго применять их, а также приравнял магические обряды к тяжким преступлениям.
 

Грациан

Наследовавший Валентиниану I шестнадцатилетний Грациан (375-383) в первые годы следовал принципу веротерпимости своего отца. Отход от этой политики был вызван усилением христианства, которое успешно конкурировало с дряхлеющим язычеством. Церковь все более настоятельно требовала изменения своего статуса в государстве соответственно изменившемуся положению. Толчком для Грациана послужила Адрианопольская катастрофа, оказавшаяся серьезнейшим потрясением для всего римского мира. По мнению современников этих событий, язычество в качестве государственной религии не спасло империю от сокрушительного разгрома со стороны варваров, и теперь задача спасения связывалась многими именно с христианством.
 

Антиязыческая политика Грациана, которая в значительной степени формировалась под влиянием епископа Медиолана Амвросия, вылилась в 382 г. в комплекс мер, направленных на отделение старой религии от государства. Эти меры выходили за рамки всего, что было сделано против язычества до Грациана, и именно с этого времени начинается последовательное и неуклонное уничтожение древнего культа христианизирующимся государством.


Первым шагом Грациана был отказ от титула великого понтифика, который носили все его предшественники и который означал связь главы государства с официальным культом империи. Затем серией последовательных актов Грацианом были предприняты следующие меры:

- было отказано в государственных расходах на языческие обряды и жертвоприношения, а также на содержание жрецов и весталок;

- языческие храмы и жрецы был и лишены привилегий;

- проведена секуляризация земель храмов и служителей культа;
- из зала заседаний римского сената был вынесен алтарь Победы.


Как показывает история IV в., процесс отделения старой религии от государства шел параллельно с христианизацией Римской империи. Рост могущества церкви неизбежно сопровождался потерями со стороны язычества. Однако вплоть до 382 г. язычество продолжало считаться государственной религией империи, хотя после Юлиана это было скорее данью традиции. Антиязыческие меры Грациана знаменовали отделение языческой религии от государства, но еще не запрещали поклонения старым богам и отправления культа. Эти меры были более политическими, чем религиозными. Император стремился завоевать расположение христианской церкви, но и язычество не было лишено права на существование.
 

Феодосий I

В отношении язычества Феодосий действовал более осторожно и долгое время не предпринимал против него решительных мер, оказывая в то же время явное покровительство христианству. Лишь в 385 г., возможно как отголосок спора об алтаре Победы, был издан закон, который ужесточал эдикт о запрещении жертвоприношений, связанных с предсказанием будущего. Реакцией на этот закон считают беспрецедентную экспедицию по уничтожению языческих храмов, предпринятую преторианским префектом востока Цинегием и поддержанную фанатичными христианами. Однако и после этого Феодосий внешне оставался верен принципу веротерпимости: язычники назначались им на важные государственные должности, продолжали функционировать храмы и отправляться языческие обряды.
 

Обеспечив такой политикой относительно прочный мир на востоке, Феодосий провел победоносную кампанию против узурпатора Максима и с 388 по 391 г. находился на западе. Здесь Феодосий тоже на первых порах стремился угодить и язычникам, и христианам, что способствовало укреплению его позиций. К 390 г. император стал ощущать возрастающее давление на него со стороны церкви, бесспорным лидером которой на западе в то время был Амвросий Медиоланский. В конце 390 г. Амвросий вынудил Феодосия совершить публичное покаяние в церкви, и это событие правомерно поставить в связь с решительным поворотом в религиозной политике императора.


24 февраля 391 г., ровно через два месяца после покаяния, Феодосий адресовал префекту Рима закон, который запрещал как публичные, так и частные жертвоприношения, закрывал доступ в храмы, осуждал почитание изображений, созданных человеческой рукой, и определял штраф тем должностным лицам, которые уклонялись от исполнения этого закона. 16 июня того же года аналогичный эдикт был направлен префекту Египта, что послужило своеобразной санкцией для произвола и бесчинств христианских фанатиков, которые под руководством александрийского епископа Теофила разорили и разрушили знаменитый храм Сераписа.
 

Вскоре после отъезда Феодосия на восток в мае 392 г. при невыясненных до конца обстоятельствах погиб фактически уже отстраненный от власти Валентиниан II. Новым императором на западе был провозглашен Евгений, на которого и сделала свою последнюю ставку языческая "партия" римского сената. Одна за другой к Евгению были посланы три делегации сената с просьбой восстановить алтарь Победы, а с ним и привилегии языческого жречества и храмов.


Феодосий тем временем ясно продемонстрировал свою позицию по отношению к новому узурпатору: он отказался признавать его императором, а в ноябре 392 г. издал закон, который фактически упразднял языческий культ, запрещая все виды религиозной языческой практики. После этого Феодосий начал открытую подготовку к войне.
 

С оглядкой на Феодосия не спешила признавать Евгения и церковь. В этих условиях новому императору ничего не оставалось делать, как уступить язычникам. Хотя не было издано специального эдикта, Евгений щедро наградил просителей за алтарь Победы из собственных средств, то есть практически в замаскированной форме выделил государственные средства на языческий культ и частично вернул храмам утраченное. Одновременно Евгений направил средства и христианским храмам, демонстрируя полную веротерпимость. Однако этот жест был бескомпромиссно отвергнут Амвросием, направившим узурпатору специальное послание, являвшееся фактическим отлучением от церкви.


При потворстве Евгения язычники во главе с префектом Италии Никомахом Флавианом развернули активную деятельность по реставрации язычества на западе и особенно в Риме: восстанавливались пришедшие в ветхость языческие храмы, возрождались языческие обряды, праздники, игры, было объявлено прекращение всех дел на три месяца с целью "очищения" Рима и других городов Италии.
 

И Феодосий, и Евгений вели активную подготовку к войне. На востоке проводилась активная пропаганда с целью придать готовящемуся походу Феодосия против Евгения характер религиозной миссии для установления на западе "истинного благочестия", что позволило потом называть эту войну "крестовым походом христианского императора".


Феодосий выступил в поход в мае 394 г., а 5 сентября в долине реки Фригид в Северной Италии произошла решающая битва, в которой Евгений был разгромлен и казнен солдатами на глазах у Феодосия. Христианская пропаганда сразу же объявила, что эта победа одержана с помощью бога и что она означает торжество христианства над язычеством. Феодосий и сам придал религиозный оттенок своей победе тем, что не отпраздновал триумфа, подобно своим предшественникам, а первым делом совершил молитву и приготовил пожертвования христианскому богу.
 

Чувствуя твердую поддержку со стороны христианской церкви, Феодосий окончательно подавил последние явные очаги язычества на западе. На эту часть империи было распространено антиязыческое законодательство, были запрещены языческие обряды и закрыты храмы, их имущество конфисковывалось, а жрецы лишались всех привилегий.


Победа Феодосия над Евгением означала и окончательную политическую победу христианства. Язычество с конца IV в. утрачивает последние претензии на роль государственной религии, и языческая реакция с этих пор больше не находится в связи с политикой. Христианство становится теперь единственной официальной религией Римской империи, не терпящей никаких других культов. Христианизация римского общества еще не завершается этим окончательно, но теперь начинает осуществляться с помощью законов государства и под его покровительством, преимущественно насильственными методами.
 

Удар, нанесенный Феодосием язычеству, навсегда лишил старую религию возможности нового возрождения, хотя язычество как мировоззрение, образ жизни и традиция еще долго продолжало существовать и в народных массах, и в образованной среде.

Казаков М. М. Христианская церковь и Римская империя в IV веке


Сообщение отредактировал Стефан: 08.04.2013 - 21:58 PM
Ответить

Фотография Ученый Ученый 09.04 2013

Константин I

Оказывая покровительство христианству, Константин всю свою жизнь формально оставался язычником и принял крещение лишь перед смертью. За время своего правления он не сделал ничего, что могло бы серьезно пошатнуть положение язычества. Он носил титул великого понтифика, являясь, таким образом, главой всего жреческого сословия, при нем сохранялся культ императора, к которому был присоединен культ его рода, его монеты сохраняли осторожную двусмысленность, которая позволяла подданным-язычникам понимать их символизм в традиционном духе, и даже его надзор за делами христианской церкви мог быть представлен как часть традиционных императорских обязанностей. И хотя Константин не останавливался перед беззастенчивым грабежом храмов для решения финансовых вопросов и для строительства новой восточной столицы – Константинополя, он никогда не лишал язычество той поддержки, которую старая религия на протяжении многих веков получала от государства.

Мне кажется Константин по личным убеждениям все же был христианином. Из политических соображений он конечно не должен был отталкивать от себя язычников, особенно в Риме, где позиции язычества были очень сильны. Принимать крещения в те времена было вообще принято в зрелом возрасте. Он не сделал ничего против язычества? Он предоставил полноправие христианам, этого было достаточна, дальше они и сами справились:) Правда католики наверно придерживаются того же мнения, что и автор статьи - они даже не канонизировали Константина.

Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 09.04 2013

Мне кажется Константин по личным убеждениям все же был христианином. 

Не был. Вся его церковная политика была направлена на поиск консенсуса между различными (наиболее крупными) христианскими течениями с тем, чтобы выработать единый символ веры, не раздиравший бы новую религию на части - ведь издал эдикт о веротерпимости он именно с целью объединения на этой основе народа. Истинные христиане так не поступают - фанатики не ищут компромисса, они отстаивают свои догмы.

Он не сделал ничего против язычества? Он предоставил полноправие христианам, этого было достаточна

Не только это. 

Вслед за этим присланы были вдруг два закона. Один возбранил отвратительные обряды идольского служения, совершавшегося некогда в городах и селах, чтобы, то есть, никто не дерзал воздвигать статуй, заниматься предсказаниями и иными гнусными делами, — вообще, чтобы никто не приносил жертв. Другой предписывал возводить выше молитвенные дома, также распространять церкви божьи в ширину и длину, чтобы в то время, когда, можно сказать, почти все люди будут приходить к богу, безумие многобожия было изгнано совершенно. (Euseb. de vita. Const. II, 45)

Это конечно преувеличение, однако частица истины в том есть. Или еще -

Повелевая самим жрецам, при громком смехе и сраме, выносить мнимых богов из темных ущелий на свет, они разоблачали эти призраки и открывали всем безобразие, скрывавшееся под расписанными их образами; потом, отделяя вещества, по-видимому, годные, и испытывая их плавкой и огнем, все полезное и нужное складывали для сбережения в безопасное место, а оставшееся затем бесполезное в память стыда, возвращали нечестивым. При этом дивный василевс совершил и другое нечто. Когда мертвые идолы из драгоценного вещества были таким образом разложены, он приступил и к идолам вылитым из меди. . . (ibid. III, 54)

Ответить

Фотография Стефан Стефан 09.04 2013

Мне кажется Константин по личным убеждениям все же был христианином. Из политических соображений он конечно не должен был отталкивать от себя язычников, особенно в Риме, где позиции язычества были очень сильны. Принимать крещения в те времена было вообще принято в зрелом возрасте. Он не сделал ничего против язычества? Он предоставил полноправие христианам, этого было достаточна, дальше они и сами справились :) Правда католики наверно придерживаются того же мнения, что и автор статьи - они даже не канонизировали Константина.

 

Нет. Константин не отрёкся от почитания языческих богов почти до смерти - это недопустимо для христианина, пусть и некрещённого. Или вера в триединого бога, или, как говорили адепты этой религии, в "демонов".

Ответить

Фотография Ученый Ученый 09.04 2013

Нет. Константин не отрёкся от почитания языческих богов почти до смерти - это недопустимо для христианина, пусть и некрещённого. Или вера в триединого бога, или, как говорили адепты этой религии, в "демонов".

Представьте себе советского лидера, скажем Брежнева, который про себя молится и носит крестик, но по своему служебному положению не может открыто пойти в церковь. Так же и император по своему служебному положению был pontifex maximus и не мог открыто перейти на сторону христиан.

Ответить

Фотография PHOENIX PHOENIX 09.04 2013

Мне кажется, отношение Константина к христианству было чисто торгашеским: христиане стали той перспективной силой, на которую он, как мудрый политик, решил опереться. А крестился уже на смертном одре, дабы на всякий случай "и этой благодатью" запастись. Ведь крещение избавило неофита от всех грехов.

Ответить

Фотография Бероэс Бероэс 09.04 2013

Константин не отрёкся от почитания языческих богов почти до смерти - это недопустимо для христианина, пусть и некрещённого.

 

Как выглядело "отречение от почитания языческих богов" в IV веке новой эры ?
Разве для этого существовала какая-то особая церемония ?

Ответить

Фотография Бероэс Бероэс 09.04 2013

Мне кажется, отношение Константина к христианству было чисто торгашеским: христиане стали той перспективной силой, на которую он, как мудрый политик, решил опереться. А крестился уже на смертном одре, дабы на всякий случай "и этой благодатью" запастись. Ведь крещение избавило неофита от всех грехов.

 

Не следует также забывать, что и при Константине христианство не было единым; существовал конфликт между "ортодоксами" и арианами.
Константин умело лавировал между обеими конфессиями, не желаю ни одну из них против себя настроить.
Это была ещё одна причина, почему он крестился только перед смертью, вероятно у арианского священника.

Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 10.04 2013

Мне кажется, отношение Константина к христианству было чисто торгашеским: христиане стали той перспективной силой, на которую он, как мудрый политик, решил опереться. А крестился уже на смертном одре, дабы на всякий случай "и этой благодатью" запастись. Ведь крещение избавило неофита от всех грехов.

Крестился под конец жизни он для того, чтобы своим поступком наметить дальнейший путь религиозной политики своих преемников. 

Ответить

Фотография Ученый Ученый 10.04 2013

Получается, христиане не очень вежливо обошлись с Римом. Воспользовались благами римской цивилизации для распространения своей религии, Павел когда ему было нужно использовал права римского граждансктва, а потом подрыли как кроты эту самую римскую цивилизацию. Впрочем взамен они можно сказать создали византийскую цивилизацию.

Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 10.04 2013

Получается, христиане не очень вежливо обошлись с Римом. Воспользовались благами римской цивилизации для распространения своей религии, Павел когда ему было нужно использовал права римского граждансктва, а потом подрыли как кроты эту самую римскую цивилизацию. Впрочем взамен они можно сказать создали византийскую цивилизацию.

Несколько удивительно ожидать благодарности от религии экстремистов и приспособленцев! Хотя конечно между Павлом и более поздними церковниками, вошедшими в силу, существует огромная разница, Различны и устремления......

Ответить

Фотография Gundir Gundir 10.04 2013

Навряд ли римская цивилизация пала из-за христиан...

Ответить

Фотография Ученый Ученый 10.04 2013

Действительно, скорее возникновение христианства является реакцией на духовный кризис империи. Римские ценности годились для Италии, возможно для Испании и Галии, но восточные унтерменши :P  не желали приобщаться к культуре завоевателей. Впрочем, то что христианство содержит призывы к гуманизму и солидарности, наверно вызвано тем, что возникло оно не в дикие времена, а в комфортных условиях расцвета империи.

Ответить

Фотография PHOENIX PHOENIX 10.04 2013

Ученый

Впрочем, то что христианство содержит призывы к гуманизму и солидарности, наверно вызвано тем, что возникло оно не в дикие времена, а в комфортных условиях расцвета империи.
Зато не в самой "комфортной" и спокойной провинции - Иудее.
Ответить

Фотография Стефан Стефан 10.04 2013

Как выглядело "отречение от почитания языческих богов" в IV веке новой эры ?
Разве для этого существовала какая-то особая церемония ?

 

Это переход в иудаизм или христианство.

Обряд принятия христианства - крещение по умолчанию вызывал отречение от старого вероисповедания. Причём в IV в. широко практиковалось крещение в зрелом возрасте, даже если прозелит происходил из христианской семьи и верил в Христа.

Близкий синоним слова "отречение" в данном смысле - "отказ".

Ответить

Фотография Стефан Стефан 10.04 2013

Представьте себе советского лидера, скажем Брежнева, который про себя молится и носит крестик, но по своему служебному положению не может открыто пойти в церковь. Так же и император по своему служебному положению был pontifex maximus и не мог открыто перейти на сторону христиан.

 

Переносить реалии Римской империи IV века на СССР XX столетия - это чересчур. Дети Константина Великого были крещены, с детства обучались христианской вере и, приняв верховную власть, открыто действовали против язычества на стороне христианского духовенства. В церковь они ходили открыто. Их отцу тоже никто не помешал перейти в христианство. Титул великого понтифика носили императоры-христиане Констанций II, Валентиниан I, Валент и Грациан (который в конце правления всё же отказался от него).

Ответить

Фотография Стефан Стефан 10.04 2013

Действительно, скорее возникновение христианства является реакцией на духовный кризис империи. Римские ценности годились для Италии, возможно для Испании и Галии, но восточные унтерменши :P  не желали приобщаться к культуре завоевателей. Впрочем, то что христианство содержит призывы к гуманизму и солидарности, наверно вызвано тем, что возникло оно не в дикие времена, а в комфортных условиях расцвета империи.

 

Не совсем так. Например, культ императора процветал с самого начала именно на Востоке, где подобный опыт обожествления правителей уже имелся. Вспомним, например, эпоху эллинизма с царями "Сотерами". Христианство стало рапространяться в высших слоях римского общества в кризисные времена. Его успех в IV-V в. связан главным образом с огромной поддержкой со стороны власти.

Есть мнение историка церкви Ф. Шаффа, что в этой связи (т.е. выгодой от принятия христианства) обростание христианского культа роскошью и богатством убранства имело причиной необходимость пышных церемоний от вчерашних язычников, именно так представлявших себе богослужение (по аналогии с языческим).

Ответить

Фотография Стефан Стефан 10.04 2013

Зато не в самой "комфортной" и спокойной провинции - Иудее.


Иудея с её религиозно-культурной обособленностью большей части местного населения на фоне прочих римских территорий выглядела весьма необычно. Среди иудеев имелось достаточно много фанатиков, и сами римляне зачастую подливали масла в огонь, оскорбляя религиозные чувства верующих. Плюс недобросовестность, жестокость и алчность наместников.
Сообщение отредактировал Стефан: 10.04.2013 - 16:55 PM
Ответить

Фотография Стефан Стефан 10.04 2013

Любопытно, что автор не стал описывать политику Валента по отношению к язычеству.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 10.04 2013

Ученый

Зато не в самой "комфортной" и спокойной провинции - Иудее.

ну считается что христианство создавалось в диаспоре, а не в самой иудее.

Ответить