←  Высокое Средневековье

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Рыцарские Ордены

Фотография Play Play 20.12 2007

В XI - XIII вв. католическая церковь выступила организатором крестовых походов, целью которых она объявила освобождение от мусульман Палестины и "гроба господня", который, по преданию, находился в Иерусалиме. Истинная же цель походов заключалась в захвате земель и в грабеже восточных стран, о богатстве которых много тогда говорилось в Европе.

В армиях крестоносцев, с благословения папы римского, создавались особые монашеско-рыцарские организации: их называли духовно-рыцарскими орденами. Вступая в орден, рыцарь оставался воином, но приносил обычный обет монашества: не мог иметь семьи. С этого времени он беспрекословно повиновался главе ордена - гроссмейстеру, или великому магистру. Ордена подчинялись непосредственно папе, а не правителям, на землях которых располагались их владения.

Изображение
Рыцари - тамплиер (слева) и госпитальер (справа) 13 век


«Захватив огромные территории на Востоке, ордена развернули на "святой земле" широкую деятельность. Рыцари закрепощали крестьян, как местных, так и пришедших с ними из Европы. Грабя города и села, занимаясь ростовщичеством, эксплуатируя местное население, ордена скапливали огромные богатства. На награбленное золото покупались большие имения в Европе. Постепенно ордена превращались в богатейшие корпорации».

Первым был основан в 1119 г. орден тамплиеров (храмовников). Первоначально он находился недалеко от того места, где, по преданию, стоял Иерусалимский храм. Вскоре он стал самым богатым из орденов.

Отправляясь в крестовый поход, крупные феодалы и рыцари нередко закладывали под ссуду свои земли и другое имущество в европейских конторах ордена. Боясь ограбления в пути, они брали лишь расписку, с тем, чтобы получить деньги по прибытии в Иерусалим.

Так тамплиеры становились не только ростовщиками, но и организаторами банковского дела. И оно принесло им огромные богатства: ведь многие крестоносцы погибали в пути, не успев добраться до Иерусалима.

Вторым был Орден Св. Иоанна Иерусалимского (госпитальеров). Свое название он получил от госпиталя святого Иоанна, помогавшего больным пилигримам.

В конце XII в. образовался третий Орден - Тевтонский. Позже он переселился на берега Балтийского моря, где в 1237 г. объединился с Орденом Меченосцев. Объединенный Орден Меченосцев зверски истреблял и грабил местные племена - литовские, латышские, эстонские. Пытался захватить и русские земли в XIII веке, но князь Александр Невский разгромил рыцарское войско на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г.

Таким образом, возникновение этого действительно нового, типа служителей веры произошло во время борьбы за освобождение Гроба Господня, когда слились интересы средневековых духовенства и рыцарства, прежде зачастую весьма различные. Появление невиданной дотоле "церкви воинствующей" было обусловлено активным воздействием на мирян сравнительно недавно оформившегося аскетического религиозного идеала и симбиоза его с идеалами рыцарства.

Члены духовно-рыцарских орденов одновременно давали обеты воздержания, послушания, целомудрия, бедности, как монахи, и носили оружие, участвовали в завоевательных походах, как рыцари-дворяне. Средневековых орденских рыцарей называли непобедимыми, так как они служат только лишь богу, наравне с монахами. Рыцарей ордена считали универсальными солдатами, служащих богу.

"Поистине неустрашимый воин и во всех отношениях себя обезопасивший - тот, кто тело облекает броней железа, а душу бронею веры. Снабженный двойным оружием, он не боится ни беса, ни человека. И не страшится, конечно, смерти тот, кому смерть желанна. Верно и добровольно он стоит за Христа, и более того - он желает умереть, чтобы быть при Христе. Им нечего бояться. Славно претерпеть смерть за Христа и не преступно убивать других за Него. Христов рыцарь убивает безгрешно и умирает со спокойной совестью. Умирая, он трудится для себя, убивая, - для Христа. Недаром он носит меч. Служитель бога, он - каратель злых и спаситель добрых. Он мститель, служащий Христу, и защитник христианского рода. Именно таким был образ воинствующих монахов или монашествующих рыцарей, начертанный знаменитым деятелем католической церкви XII века, апологетом аскетизма и крестовых походов, Бернаром Клервоским в произведении «Во славу нового воинства»”.

Но каким же должен был быть человек для того, что бы его приняли в число орденских рыцарей?

Уставы орденов практически не менялись. Кандидатом на место в ордене считался человек, достигнувший 14 лет. Кандидату обычно задавали вопросы данного характера : «не являешься ли ты членом другого ордена? не женат ли ты? нет ли у тебя скрытых физических недостатков? не должник ли ты? не крепостной ли ты?, и пять раз "да": готов ли ты сражаться в Палестине? готов ли ты сражаться в других странах? готов ли ты заботиться о недужных? готов ли ты по приказу выполнять то, что умеешь? готов ли ты соблюдать Устав Ордена? не являешься ли ты членом другого ордена? не женат ли ты? нет ли у тебя скрытых физических недостатков? не должник ли ты? не крепостной ли ты?, и пять раз "да": готов ли ты сражаться в Палестине? готов ли ты сражаться в других странах? готов ли ты заботиться о недужных? готов ли ты по приказу выполнять то, что умеешь? готов ли ты соблюдать Устав Ордена?»

После полученных ответов на вопросы, члены ордена обдумывали принять ли им кандидата, и лишь после согласия на принятие юного кандидата, юноша приносил клятву: "Я (такой-то) приношу обет и обещаю блюсти невинность, отказаться от собственности, быть послушным Богу и благой Деве Марии и тебе, брат (такой-то), магистр Тевтонского ордена, и твоим преемникам согласно Уставу и Статутам ордена и буду послушен тебе и твоим преемникам до самой смерти."

Как видим, ограничения, накладываемые данным обетом, были весьма серьезны, равно как и требования орденского устава: «братья обязывались ежедневно не менее пяти часов проводить в молитвах, запрещались турниры и охота, 120 дней в году следовало соблюдать строжайший пост, вкушая пищу лишь раз в день (в обычное время - всего два раза), предусматривались наказания, в том числе телесные, за клевету и ложь, за нарушение поста, за рукоприкладство по отношению к мирянину».

Самой серьезной для рыцаря ордена карой было лишение права носить отличительный знак брата ордена - белый плащ с крестом, сопровождавшееся, как правило, отправкой на тяжелую работу вместе с рабами.

Конечно, все эти ограничения не доходили до такого умерщвления плоти, какому подвергали себя монахи-аскеты нищенствующих духовных корпораций, но они были далеки и от вольных нравов испанских рыцарских орденов Алькантары и Калатравы.


Тевтонский орден

Не каждый мог попасть в этот орден, лишь в XIII веке тевтонцем мог стать и сын городских патрициев. Идеологией тевтонцев являлся тезис о исключительной миссии Ордена по распространению католичества, по сути предусматривала условием существования этого государства вечную войну.

Основой мощи Ордена составляли осуществлявшие в нем всю полноту власти братья-рыцари. Именно из них образовывалась управленческая структура тевтонского государства, от заведующего мельницами в конвенте до великого магистра.

Изображение
Рыцари Тевтонского Ордена и Ордена Меченосцев

Должности чиновников для братьев рыцарей были лишь временными, так как Орден всегда оставался в первую очередь военной организацией. Тевтонцы являли собой уникальную для средневековой Европы касту профессиональных воинов, объединявших качества прекрасно подготовленных дисциплинированных бойцов со способностями опытных командиров.

Полноправных братьев в Ордене было сравнительно немного, во времена XIII века около восьмисот человек. Сейчас вы подумали, что такого малого количества служащих не могло быть. Естественно не могло, так как на одного брата по статуту полагалось восемь так называемых служебных братьев или полубратьев.

Служебные братья рекрутировались главным образом из лиц неблагородного происхождения, горожан и прочих свободных, включая иногда и местных жителей. В мирное время они составляли гарнизоны замков, низшую орденскую администрацию. В случае же войны служебные под командой братьев-рыцарей и образовывали кадровую профессиональную армию Тевтонского государства и обуянные священным гневом бросались на врага.

При этом служба членов Ордена была пожизненной, и вряд ли в Европе того времени можно было найти более опытных, здравомыслящих и чистых в своих целях воинов. Они, являющиеся профессионалами военного ремесла, не прекращали оттачивать свои навыки в мирное время. Поэтому являлись не только превосходными слугами Бога, проводившие почти всё свое свободное время в молитвах, но и универсальными бойцами, способными драться конными и пешими, штурмовать и защищать укрепления, участвовать в рейдах на территорию неприятеля и морских десантах.

«Немаловажно для средних веков было и то, что члены Ордена воевали не в силу вассальных обязательств или за деньги, а за идею. Верховным сюзереном тевтонцев считался сам Господь», вопрос о преданности которому естественно не стоял. «Одним из основных преимуществ постоянной армии Ордена был значительный выигрыш времени при развертывании вооруженных сил в начале боевых действий. Пока противник собирал свое вассальное ополчение, тевтонцы уже могли нанести удар, при этом кадровые войска крестоносцев одновременно прикрывали сбор сил собственной армии».

Конечно, нельзя говорить, что орденские рыцари были ангелами, ведь когда в конце первого крестового похода был взят город Иерусалим, орденские рыцари наравне со всеми резали людей как скот, они не дали уйти ни кому, даже женщинам и детям. Они убивали мусульман -таких же людей как скот, думая, что они очищают землю от зла.

Также орденские рыцари представляли собой хорошо организованный аппарат, который отвечал не только за сохранность рубежей, но так же играл большую роль в экономике.

Ведь именно в орденах зародилась банковская система, так как люди уходя в орден на служение богу отдавали всё своё имущество, и естественно со временем в орденах накапливались огромные богатства, которые давали им право давать деньги в займы, тем же королям и герцогам на организацию дальнейших крестовых походов.

Но почему же всё-таки, такая на первый взгляд, нерушимая система, в один момент дала сбой, что привело к гибели всех орденов?

На мой взгляд, всё дело в том, что со временем ордена забыли свою главную задачу. Ведь превратились они вместо воинов бога в ростовщиков, которым было мало той власти, которую они имели.


Эдгар Историк
Ответить

Фотография Михентий Михентий 24.01 2010

Прошу прощение за возможно дилетантский вопрос.
Где-то прочитал, что по обычаю средневекового дворянства второй сын в семье, не имея оснований претендовать на наследство родителя, как правило, отправлялся на церковную службу. И вследствие этого ряды военно-монашеских орденов, в частности, регулярно пополнялись новыми братьями.
Сейчас уже не могу вспомнить автора. Подтвердите или опровергните, пожалуйста, эту информацию. Желательно получить ссылку на достоверный источник.
Заранее благодарен.
Ответить

Фотография Ярослав Стебко Ярослав Стебко 24.01 2010

Прошу прощение за возможно дилетантский вопрос.
Где-то прочитал, что по обычаю средневекового дворянства второй сын в семье, не имея оснований претендовать на наследство родителя, как правило, отправлялся на церковную службу. И вследствие этого ряды военно-монашеских орденов, в частности, регулярно пополнялись новыми братьями.
Сейчас уже не могу вспомнить автора. Подтвердите или опровергните, пожалуйста, эту информацию. Желательно получить ссылку на достоверный источник.
Заранее благодарен.

Ну пополнение братьев однозначно происходило из младших сыновей, но на землях орденов были и простые ленники, то есть рыцари, которые получали свой огород от ордена за службу, но сами постриг не принимали, был ещё такой термин - полубратья.
Ответить

Фотография Михентий Михентий 24.01 2010

Тут вопрос лежит скорее в плоскости традиционного для дворянства выбора жизненного пути. Старшему – вотчина, второму – церковная служба?, для других – военная служба у суверена (феодала). Значит ли это, что священный сан для неимущих дворян был предпочтительнее участи наёмного рыцаря?
Ответить

Фотография Ярослав Стебко Ярослав Стебко 25.01 2010

Старшему вотчина, а второму - всё очень сильно зависит от семейных традиций, местных традиций и стечения обстоятельств. Некоторые феодалы и младшего сына обеспечивали огородом. Вотчина - это не все владения феодала. А вот к примеру случай с Чезаре Борджиа вовсе смешной был, он стал священником, а потом полководцем, ну ему было можно, его папа был ещё и Папой Римским. Так что строго выбора для всех не существовало, а в отдельных семьях правила были жёсткие.
Ответить

Фотография Михентий Михентий 25.01 2010

Нашёл автора. И надо же такому быть, это не профессиональный историк. Валерий Елманов «Красные курганы». Единственное, что меня как-то оправдывает, то, что эта информация содержалась в примечаниях.
«Второй сын – в большинстве европейских стран того времени (13-й век) у знати существовала традиция отдавать второго сына церкви. Для этого он с самого детства проходил соответствующее обучение, после чего получал какую-либо духовную должность».
Выборочно проверил несколько других примечаний, там всё вроде бы соответствует действительности.
Есть надёжда, что автор всё же не выдумал данный факт. Попытаюсь связаться с самим Елмановым, но прошу всех, у кого есть желание, покопаться в источниках.
За ответы спасибо.
Ответить

Фотография Ярослав Стебко Ярослав Стебко 25.01 2010

Вы правильно отметили насчёт знати, а знать - это не всё дворянство.
Ответить

Фотография Михентий Михентий 25.01 2010

Получается, что церковное служение детей знати не было связано с имущественными вопросами? У меня возникают версии по причинам привлекательности для дворянской верхушки церковных должностей, но хотелось бы услышать компетентное мнение.
Ответить

Фотография Hermann Hermann 25.01 2010

В конце XII в. образовался третий Орден - Тевтонский. Позже он переселился на берега Балтийского моря, где в 1237 г. объединился с Орденом Меченосцев. Объединенный Орден Меченосцев зверски истреблял и грабил местные племена - литовские, латышские, эстонские. Пытался захватить и русские земли в XIII веке, но князь Александр Невский разгромил рыцарское войско на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г. :D

Вы в этом уверены?!
Это же вымышленный детский лепет советской исторической фантасмагории!
Ответить

Фотография Aleks Donskij Aleks Donskij 27.01 2010

В конце XII в. образовался третий Орден - Тевтонский. Позже он переселился на берега Балтийского моря, где в 1237 г. объединился с Орденом Меченосцев. Объединенный Орден Меченосцев зверски истреблял и грабил местные племена - литовские, латышские, эстонские. Пытался захватить и русские земли в XIII веке, но князь Александр Невский разгромил рыцарское войско на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г. :lol:

Вы в этом уверены?!
Это же вымышленный детский лепет советской исторической фантасмагории!

Немцы - "девче" или "ти иуда"?
А может всё-таки пастухи-кочевники, безъязыкие?

-Deutsche: "девче" : от DEVA "мариша", paз "teuton=тевтон". 1188-1241

-THIUDA: готическое слово"tHiuda" от которого немцы ведут своё самоназвание означает "ти иуда". Потому-что раньше слова писали слитно из-за экономии бумаги, а буква "Н" означала также гласную, либо украинское "и", либо украинское "ї", либо словянскую букву "ять". z. B. de Kooplüde vun de düdesche Hanse.

-пастухи-кочевники, безъязыкие: νέμω, νέμο, νέμεται, немые
6) пасти скот, заниматься скотоводством
ex. (ν. τε καὴ ἀροῦν Plat.)
οἱ νέμοντες Xen. — пастухи
7) пасти
ex. (κτήνη Plat.; τέν δάμαλιν Luc.)
тж. med. использовать в качестве пастбища
ex. (τὰ ὄρη Xen.)
τὸ ὄρος νέμεται αἰξί Xen. — на горе пасутся козы;
νέμεσθαι ἐπὴ τῇ κρήνῃ Hom. — пастись у источника

немец Vasmer: Ошибочна также гипотеза о первонач. знач. «кочевник» и родстве с греч. νέμω «пасусь», νομή «пастбище», νομάς «кочевник», νέμος «лес», лат. nemus, -oris «роща».
Ответить

Фотография konde konde 16.03 2010

Относительно рыцарских орденов я в кратце дал на теме "Разграбление крестоносцами Константинополя". Тема ваша интересна спору нет. Мое мнение, повторяю не советую вам а даю мнение свое, следует обратить внимание на два языка на которых говорила когда-то Визнатия, первый это тогдашнея вариация русского, и второй один из групы новых латинских языков образовавшиеся среди славян... румынский. Имено в этих двух языках вы может и найдете ответ на некоторые вопросы по рыцарским орденам. Забытые уже термины, которые на сегодня не имеются ни в русском ни в румынском, вы их можете найти в языках которые развивались под влиянием этих двух впрошлом государственных языков Византии.
Ну конечно и латинский следует брать в учет но, учитывая и "румынское произношение", которое отличается от латинского.
Ответить

Фотография Беовульф Беовульф 16.04 2010

Вы в этом уверены?!
Это же вымышленный детский лепет советской исторической фантасмагории!


Уважаемый Hermann. Такие "нетрадиционные" утверждения, в приличном обществе, принято обосновывать. Ждем Ваших доказательств... ;)
Сообщение отредактировал Беовульф: 16.04.2010 - 14:44 PM
Ответить

Фотография Стефан Стефан 05.10 2018

ИОАННИ́ТЫ, госпитальеры, рыцари Родоса, мальтийские рыцари (лат. Ordo fratrum Hospitalariorum Hierosolymitanorum, Ordo militiae Sancti Johannis Baptistae hospitalis Hierosolymitani), католический духовно-рыцарский орден, основными направлениями деятельности которого в различные исторические периоды преимущественно были: попечение о латинских паломниках в Палестину, защита христианских святынь Палестины, вооружённое противостояние исламской экспансии в Святой земле и, шире, на Ближнем Востоке и в Средиземноморье, благотворительность, гуманитарное и социальное служение.

 

Святая земля

 

39400a51e1ba.jpg

 

1c82d0a1b118.jpg

Флаг и герб Суверенного военного ордена госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского, Родосский и Мальтийский.

 

087384cbebbc.jpg

Замок Крак-де-Шевалье. 12–13 вв. Сирия. Фото. Нач. 21 в.

 

Истоки истории ордена И. восходят к 11 в., когда в Иерусалиме по инициативе амальфитанских купцов и с дозволения халифа-фатимида (см. Фатимиды) аз-Захира (1021–1036) был основан (возможно, восстановлен) странноприимный дом для христианских паломников (hospitium, ок. 1023; по др. данным, ок. 1070), первоначально наречённый в честь святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (нач. 7 в.). Близость расположения странноприимного дома к церкви Святого Иоанна Крестителя обусловила почитание именно этого святого в качестве покровителя дома, а затем и ордена. Приют был вверен попечению монахов-бенедиктинцев, составивших обособленную общину. В кон. 11 в. во главе общины находился брат Герард (ум. 1120), выходец из Амальфи или Прованса, оказавший, согласно преданию, вместе с другими членами общины значительную помощь войску крестоносцев при осаде и штурме Иерусалима в июле 1099. После взятия Иерусалима община приобрела самостоятельность, окончательно выделившись из бенедиктинской среды и приняв уставное правило, близкое к правилу святого Августина. В 1110 самостоятельность общины братьев-госпитальеров была подтверждена иерусалимским королём Балдуином I (1100–18); буллой «Pie postulatio voluntatis» (февраль 1113) папы Римского Пасхалия II (1099–1118) община была фактически преобразована в орден. Буллой от 1113 закреплялся также общий порядок преемственности власти высшего официала ордена после смерти ректора Герарда, утверждались имеющиеся, а также будущие привилегии и владения, права юрисдикции над странноприимными домами в Асти, Пизе, Бари, Отранто, Таранто, Мессине, наконец, нахождение ордена под покровительством кафедры святого Петра. В дальнейшем привилегии братьев-госпитальеров неоднократно подтверждались и расширялись как римскими понтификами, так и иерусалимскими королями. В 1-й пол. 12 в. орденскими официалами были предприняты первые шаги по обеспечению и дальнейшему закреплению независимости орденских владений от епископской юрисдикции в диоцезах. В 1-й четв. 12 в. основной сферой деятельности И. оставались преимущественно дела милосердия и духовного попечения. Ситуация изменилась с избранием главой ордена (магистром) Раймона дю Пюи (между 1120 и 1123 – ок. 1159), в правление которого орден всё более вовлекается в военное противостояние (начиная с 1137) с исламом на Ближнем Востоке. Значительным было участие ордена во 2-м крестовом походе (см. Крестовые походы), в военной экспедиции против Дамаска (1148) и во взятии Аскалона (Ашкелона; 1153). В 1154 папой Римским Анастасием IV (1153–54) владения ордена были выведены из-под юрисдикции латинского патриарха Иерусалимского. Во 2-й пол. 12 в. И. приняли участие в военных экспедициях 1162/63, 1168, 1169 в Египет, предпринятых иерусалимским королём Амори I (1162/63–1174); тогда же орденом были приобретены значительные земельные владения в северо-восточной Сирии. Поражение у Хиттина (июнь 1187) и последовавший захват Иерусалима нанесли существенный урон военно-стратегическому положению И. в Палестине. Вслед за взятием Иерусалима (октябрь 1187) войсками Салах ад-Дина резиденция ордена была перенесена в Маркаб, к северу от Триполи, а затем (после 1191) в Сен-Жан-д’Акр (ныне Акка); тогда же основным форпостом христианского сопротивления исламской Реконкисте в Восточном Средиземноморье становится замок Крак-де-Шевалье. 13 в. стал периодом планомерного ослабления военно-стратегических позиций ордена и сокращения его политического влияния в Палестине, несмотря на участие И. в 3-м и 5-м крестовых походах и активную дипломатическую деятельность магистра Гарена де Монтегю (1207–27) в Европе, направленную на сбор средств для организации нового крестового похода и на поддержание военной деятельности ордена в Палестине. Существенный удар по военно-стратегическим и политическим позициям И. нанесли вторичное мусульманское завоевание Иерусалима (1244), катастрофическое поражение в битве при Газе (1244), когда в ходе сражения был пленён магистр ордена Гийом де Шатонёф (1242–58), падение Аскалона (1247), участие в неудачных военных кампаниях 7-го крестового похода (поражение при Эль-Мансуре, 1250). Ситуацию усугубляли непрекращавшееся противостояние И. и ордена тамплиеров, вовлечённость И. на стороне Генуи в торгово-политическое противостояние с Венецианской республикой в Латинской Романии, падение внутриорденской дисциплины и начавшееся обмирщение ордена. В этих обстоятельствах И. не смогли оказать эффективного сопротивления продвижению мамлюкских войск в Сирию (с 1261), ускоренному разгромом мамлюками монгольской армии Хулагуидов (сражение при Айн-Джалуте, 1260) и увенчавшемуся падением Антиохийского княжества (1268). В 1271 последовало падение Крак-де-Шевалье, в 1285 – Маркаба. После того как пали Триполи (1289) и Сен-Жан-д’Акр (1291), И. утратили последние значимые территориальные плацдармы в Палестине и Сирии и были вынуждены временно перенести орденскую курию и резиденцию Великого магистра в Лимасол (Кипр), а позднее, при посредничестве генуэзского дома Виньоли, – на острова Додеканес и Родос (ок. 1306). По решению Великого магистра (это наименование высшими официалами ордена принято в кон. 1260-х гг., утверждено папой Римским в 1498) Фулька де Вилларе (1305–19) местопребыванием орденской курии и резиденции великих магистров был окончательно определён Родос (1310).

 

Родосский период

 

cf364a8b5485.jpg

«Осада Родоса в 1480». Миниатюра. 15 в.

 

Родосский период в истории ордена И. был отмечен значительным усилением его экономического и военного положения. Согласно решению (1312) папы Римского Климента V (1305–14), И. получили значительную часть имущества упразднённого ордена тамплиеров. В 1423 орденскими властями, несмотря на категорические запреты понтификов на торговлю с исламским миром, был заключён торговый договор с Египтом. К 14–15 вв. относится окончательное оформление орденской иерархической (в своей основе восходит к 1-й пол. 12 в.) и административной систем. На вершине орденской иерархии находились т.н. рыцари по справедливости (первоначально категория fratres milites, оформившаяся ещё в 1-й пол. 12 в.), долженствовавшие иметь, в зависимости от происхождения из одного из орденских «языков», от 4 (для Италии, Арагона, Кастилии) до 16 (для Германии) поколений благородной крови. За рыцарями по справедливости было закреплено право занятия высших орденских официй, ими приносились 4 основных обета (целомудрия, нестяжания, послушания, а также защиты веры Христовой с оружием в руках). К рыцарям по справедливости примыкали т.н. рыцари по милости – лица, кооптированные в рыцарское достоинство за исключительные военные доблести без доказательства благородного происхождения или имевшие смешанное социальное происхождение. На второй орденской иерархической ступени находились братья-священники (fratres capellani), основными функциями которых были окормление орденских странноприимных домов, дела милосердия и благотворительности. Третью иерархическую ступень ордена занимали т.н. орденские служащие (fratres servientes), прежде всего оруженосцы и работники, в обязанности которых входила вспомогательная хозяйственная деятельность. В административном отношении основной орденской единицей было командорство (комменда, комтурство; отчисляло часть своих доходов в орденскую казну); совокупность командорств составляла приораты (приорства), объединение которых образовывало орденские провинции по «языкам» (linguae; в кон. 15 в. у ордена имелось 8 «языков»). Рыцари – держатели командорств именовались наставниками (praeceptores) и руководили воспитательными заведениями, в которых готовились к вступлению в орден молодые представители знатных родов. Во главе иерархической и административной структуры ордена находился Великий магистр, избиравшийся пожизненно. Он имел решающий голос во всех делах ордена, осуществлял назначения на должности, а также имел право выделять одно командорство тому, кого считал достойным, при условии вакации. Подобное командорство именовалось магистральным, доходы с него шли непосредственно Великому магистру. Коллегиальную контрольно-законодательную власть осуществлял генеральный капитул, имевший в подчинении Совет, состоявший из Великого магистра, 8 высших официалов, а также других официалов ордена. Сложившаяся к кон. 15 в. административная структура ордена косвенно свидетельствует об уменьшении «франкского» влияния на его внутреннюю жизнь.

 

Военная политика ордена продолжала концентрироваться на противостоянии мусульманской экспансии в Средиземноморье и в меньшей степени в Сирии и Палестине. В 1374 в союзе с Венецией, И. утвердились в Смирне, где владели до 1402 замком Святого Петра, в 1396 И. участвовали в Никопольском сражении. Позднее военный плацдарм ордена был создан в Анатолии: в 1408 по договору с султаном Мехмедом I И. был основан Петрунион (крепость Святого Петра; тур. – Бодрум), а также сооружены укрепления на острове Кос. Активные фортификационные работы продолжались там до 1522; укреплялся и сам Родос (с нач. 14 в. до сер. 15 в.). В немалой степени активные фортификационные работы позволили И. во главе с Великим магистром Пьером д’Обюссоном (1476–1503) отразить масштабную военную операцию против Родоса султана Мехмеда II Фатиха (май – август 1480). В 1522–23 (после упорной обороны Родоса от войск султана Сулеймана I Кануни) И. во главе с Великим магистром Филиппом де Вилье (1521–34) были вынуждены оставить остров.

 

Мальтийский период

 

87c53748f132.jpg

Жан Паризо де Ла Валлетт. Портрет работы Ф.-К. Дюпре. Ок. 1835. Национальный музей Версаля и Трианонов.

 

В 1530, по просьбе папы Римского Климента VII (1523–34), имп. Карлом V в ленное владение И. были переданы острова Мальта, Гоцо и Комино, а также Триполи (захвачен испанским флотом в 1510), с обязательствами вернуть Мальту, если вновь будет отвоёван Родос, а также противостоять османской экспансии и африканским корсарам в Средиземноморье. В 1551 И. утратили Триполи, но в 1565 во главе с Великим магистром Жаном Паризо де Ла Валлеттом (1557–68) успешно противостояли турецкой осаде Мальты. И. участвовали также в битве при Лепанто (1571), в обороне Кандии (1645–69). Перенос основной орденской резиденции на Мальту совпал с событиями Реформации, затронувшей территориальные владения ордена (преимущественно в «языках» Германия и Англия: утрата Бранденбургского баиликата, конфискация орденских имуществ королём Генрихом VIII и упразднение самого «языка» Англия). Лишь в 1782 последовало частичное восстановление англо-баварской орденской провинции. Во 2-й пол. 18 в. военное значение ордена постепенно утрачивается; правление Великого магистра Мануэла Пинту ди Фонсеки (1741–73) было ознаменовано противостоянием ордена с иезуитами, разногласиями с Римской курией. В 1792, несмотря на политику внутренней консолидации, проводимую Великим магистром Эммануюэлем де Роан-Польдюком (1775–97), орден утратил все владения во Франции; в июне 1798, в ходе египетской экспедиции Наполеона Бонапарта (см. Наполеон I), Мальта после непродолжительной осады была сдана без боя, что знаменовало утрату территориального суверенитета ордена.

 

Новое и Новейшее время

 

В 1800 острова Мальта, Гоцо и Комино были заняты британскими войсками. После непродолжительного военного противостояния Великобритании и Франции в Средиземноморье в марте 1802 между ними было заключено Амьенское соглашение, по которому Франция декларировала невмешательство в дела ордена, а Великобритания гарантировала возможность передачи ему Мальты под опекой России, Австрии и Пруссии. Однако в период между мартом 1802 и маем 1803 Великобритания так и не передала ордену Мальту, ссылаясь на неуверенность в выполнении обязательств Францией, а также на недовольство населения Мальты кандидатурой Великого магистра Джованни Баттисты Томмази (1803–05) и присутствием на острове рыцарей. После смерти в 1805 Джованни Баттисты Томмази, по решению папы Римского Пия VII (1800–23), практика избрания Великого магистра прервалась, была введена официя местоблюстителя Великого магистерства (locumtenentis magisterii nomen). В 1805 первым местоблюстителем стал Иннико Мария Гевара-Суардо (1805–14). В 1806 Швецией было предложено отдать во владение ордена балтийский остров Готланд, однако из-за имевшейся ещё надежды вернуть Мальту, а также из-за возможного соседства орденской резиденции с протестантской страной предложение было отклонено. Согласно Парижскому мирному договору 1814, Мальта окончательно признавалась во владении Великобритании; местоблюститель ордена Андреа ди Джованни (1814–21) присутствовал на Венском конгрессе 1814–15, однако его позиция по вопросу о Мальте странами-участницами во внимание принята не была. В 1826, с согласия папы Римского Льва XII (1823–29), резиденция ордена была перенесена из Катании в Феррару, а в 1834, по решению папы Римского Григория XVI (1831–46), – в Рим. В 1839 восстановлено Сицилийское приорство ордена, в 1852 орден начал вновь действовать в Бранденбурге, однако без восстановления земельных владений. В 1854 папой Римским Пием IX (1846–78) был одобрен новый устав ордена, предусматривавший отказ от разделения на «языки» и создание национальных орденских ассоциаций. В 1864 была образована Рейнско-Вестфальская ассоциация, в 1876 – Британская ассоциация. В целом 1830–70-е гг. стали периодом активного поиска орденом собственной идентичности на фоне изменившегося европейского геополитического пространства. В 1879 решением папы Римского Льва XIII (1878–1903) была восстановлена официя Великого магистра ордена, что также подтверждалось в папском письме «Inclytum antiquitate originis» (1888) Великому магистру Джованни Баттисте Чески (1879–1905). В последней трети 19 в., в связи с нараставшей необходимостью создания европейской христианской благотворительной и госпитальной организации, И. всё более обращаются к сфере гуманитарного и медицинского служения. В 1880–90-х гг. создаются Испанская и Французская ассоциации. В 1912 в качестве гуманитарной медицинской организации И. оказывали помощь жертвам итало-ливийской войны, в годы Первой мировой войны 1914–18 была создана сеть госпиталей И. в Германии, Австрии, Франции. В 1927 во Франции была основана Французская благотворительная и гуманитарная организация Мальтийского ордена (Œuvres hospitalières françaises de l’Ordre de Malte). В том же году создана Американская ассоциация. Несмотря на существенные трудности, мальтийские госпитальные миссии в период Второй мировой войны 1939–45 действовали в Западной Европе, Северной Африке, Америке. В 1958 был образован Международный благотворительный комитет Мальтийского ордена, активно работавший, наряду со структурами Французской ассоциации, в области предотвращения распространения и профилактики проказы, оспы, гриппа и туберкулёза. Во 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. представители мальтийских благотворительных организаций осуществляли гуманитарные и медицинские миссии в многочисленных местах военных конфликтов и стихийных бедствий: в Нигерии (1968–69), Вьетнаме (1974), Уганде (1980), Югославии (1995–99), Косове (1999–2000), Перу (после землетрясения 2001), Зимбабве и Анголе (2002), Ираке (2002–03), Афганистане (2002, 2003, 2005) и др.

 

4730b3250690.jpg

Военный смотр. Форт Сант-Эльмо в Валлетте. Мальта. Фото. Май 2005. Архив БРЭ

 

2bb2e4aee301.jpg

Великий магистр граф Андреа Берти на аудиенции у папы Римского Бенедикта XVI. Ватикан. Фото. Июнь 2007.

 

В нач. 21 в. орден носит полное официальное наименование Суверенный военный орден госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского, Родосский и Мальтийский. Орден состоит во всецелом вероисповедном единстве с Римско-католической церковью, являясь суверенным и независимым субъектом международного права. Его суверенность реализуется внетерриториально (sine loco), т.к. основные недвижимые владения ордена (Палаццо Мальта на улице Виа-Кондотти и вилла на Авентинском холме в Риме, форт Сант-Анджело в Биргу на Мальте, передан в 1998) находятся в юрисдикции соответственно Итальянской Республики и Республики Мальта. Орден имеет постоянные дипломатические отношения с 99 странами мира (дипломатические отношения с РФ установлены в 1992), своих наблюдателей при ООН и Европейской комиссии; кроме того, его суверенный статус реализуется в праве эмиссии собственных денежных и почтовых знаков. В нач. 21 в. орден включает 47 национальных ассоциаций. Согласно Уставной хартии (от июня 1961, с добавлениями от апреля 1997), его суверенным главой, избираемым пожизненно, является Великий магистр (в 1988–2008 гр. Эндрю Берти). Под председательством Великого магистра находится Суверенный совет, в который входят Великий командор, Великий канцлер, Великий госпитальер и 7 др. официалов ордена. Законодательная власть принадлежит Великому магистру и Суверенному совету (по неконституционным вопросам) и генеральному капитулу (по конституционным вопросам). Исполнительная власть принадлежит Суверенному совету под председательством Великого магистра. Судебная власть представлена Магистерскими трибуналами 1-й инстанции и апелляционным, с назначением судей Великим магистром и Суверенным советом. Папа Римский обладает правом назначения своего представителя при ордене (кардинал-патрон, призванный поддерживать духовную и административную связь ордена со Святым престолом; с мая 1993 кардинал Пио Лаги). Членская структура регулируется факторами полноты обетов и достоинства крови. Согласно Уставной хартии, члены ордена подразделяются на 3 класса. К 1-му классу относятся т.н. рыцари по справедливости (из их числа избирается Великий магистр) и орденское духовенство, приносящие полноту обетов целомудрия, нестяжания, послушания и сугубого следования орденским установлениям; ко 2-му классу относятся т.н. рыцари и дамы благочестия по чести (1-я категория; благородное происхождение всех предков до второго колена), рыцари и дамы благочестия по милости (2-я категория; благородное происхождение некоторых предков до второго колена), рыцари и дамы по магистерской милости (3-я категория), приносящие в равной степени обет послушания; к 3-му классу относятся члены ордена, не принимающие особых обетов, однако желающие жить согласно учению католической церкви и установлениям ордена, – т.н. рыцари и дамы благочестия по чести, духовенство ad honorem, рыцари и дамы благочестия по милости, рыцари и дамы по магистерской милости, донаты (донаторы) благочестия и некоторые другие категории. В нач. 21 в. орден И. насчитывает ок. 12,5 тыс. членов; ок. 80 тыс. волонтёров участвуют в благотворительном и гуманитарном служении ордена.

 

В марте 2008 новым Великим магистром был избран Роберт Мэтью Фестинг (р. 1949). После смерти Паоло Лаги (11.1.2009) пост кардинала-патрона ордена И. занимали Паоло Сарди (2009–14) и Реймонд Лео Бёрк (с 2014). В феврале 2015 начался процесс беатификации Эндрю Берти (Великий магистр в 1988–2008). И. приняли активное участие в оказании гуманитарной помощи жертвам военного конфликта в Сирии (с 2011), урегулировании кризиса, вызванного наплывом в Европу беженцев с Ближнего Востока (летом – осенью 2015).

 

Орден в России

 

d1b6bb9ef5b3.jpg

«Павел I в одеянии Великого магистра Мальтийского ордена». Портрет работы С. Тончи. 1798–1801. Русский музей (Санкт-Петербург).

 

Первые стабильные дипломатические контакты между орденом И. и Россией восходят к кон. 17 – 1-й четв. 18 вв., к периоду, когда и Россия, и орден сталкиваются с необходимостью поиска союзников в противостоянии османской угрозе в Средиземноморье и Причерноморье. В 1697–99 по поручению царя Петра Алексеевича (см. Пётр I) боярин Б.П. Шереметев совершил путешествие в Польшу, Венецию, Рим и на Мальту (май 1698) для организации антиосманского союза европейских государств. Тогда же русский двор и орден в лице Великого магистра Рамона Перельоса-и-Роккафуля (1697–1720) обменялись верительными грамотами. Основной целью посольства Шереметева, равно как и посольства (1697–98) П.А. Толстого, оставалось не только налаживание геополитических связей, но и практическое усвоение фортификационного и мореходного опыта ордена. В правление императрицы Елизаветы Петровны при русском дворе действовала дипломатическая миссия ордена. При императрице Екатерине II дипломатические и военно-практические отношения России и ордена расширяются, несмотря на частные моменты конфронтации, обусловленные преимущественно дипломатической игрой Франции и Рима. В 1764–69 на Мальте по приказу императрицы Екатерины II и по соглашению с орденом «для приобретения навыка в военно-морском деле» проходили обучение русские офицеры. В 1769–70 на Мальте было учреждено постоянное русское дипломатическое представительство. В нач. 1770-х гг. качество взаимоотношений между орденом и русским двором выходит на новый уровень, что было обусловлено заинтересованностью ордена в сохранении своих имуществ в Польше, ставшей в ходе первого её раздела в 1772 объектом интересов влиятельных европейских держав. В декабре 1774 при участии Санкт-Петербурга решается вопрос о т.н. Острожском наследии. Ещё в 1609 польский князь Януш Острожский (последний мужчина в роду) завещал в случае пресечения своего рода и по женской линии имение на Волыни Мальтийскому ордену, учредив майорат для своей дочери Ефросинии. Несмотря на многократные протесты Мальтийского ордена, в частном владении майорат оставался до кон. 1774, когда было учреждено Великое приорство Польское; учреждение приорства было последовательно утверждено Сеймом (1776), папой Римским Пием VI (1777) и Великим магистром Эмманюэлем де Роган-Польдюком. В 1774 после первого раздела Польши часть земель князя Острожского перешла под контроль России. По вопросу об Острожском наследии в Санкт-Петербург Великим магистром Франсиско Хименесом де Техада (1773–75) был направлен посол граф Саграмозо. После проведённых переговоров императрица Екатерина II повелела русскому послу в Варшаве графу О.М. фон Штакельбергу провести консультации с европейскими дворами и способствовать поддержке претензий ордена на доходы с Острожского майората. Заручившись благосклонностью России, Австрии и Пруссии, граф Саграмозо отправился с письмом к королю Станиславу Понятовскому. По Острожскому наследству была создана особая комиссия, и спор разрешился следующим образом: часть доходов от Острожского майората передавалась на содержание орденских учреждений Великого приорства Польского, и орден особым рецессом от февраля 1775 признал свои претензии на майорат удовлетворёнными. В 1785 Великое приорство Польское вошло в состав англо-баварской орденской провинции. После смерти императрицы Екатерины II император Павел I принял политику, направленную на дальнейшее сближение с орденом. В январе 1797 с орденом была подписана Конвенция из 37 пунктов, дополненная затем ещё 8 пунктами. В соответствии с Конвенцией учреждалось Великое приорство Российское, долженствовавшее заменить внутри Мальтийского ордена Великое приорство Польское. Были учреждены 10 родовых командорств (ст. 23 Конвенции) специально для той части русской знати, которая исповедовала католичество в Российской империи. В августе 1797 Конвенция была ратифицирована орденским генеральным капитулом во главе с Великим магистром Фердинандом фон Гомпешем (1797–1799). Тогда же было принято решение о возложении на императора Павла I титула Протектора мальтийского рыцарства. После захвата Мальты французскими войсками в июне 1798 фон Гомпеш был вынужден покинуть Мальту, что вызвало значительный резонанс в Великом приорстве Российском. В августе 1798 рыцари и официалы Великого приорства Российского, заручившись поддержкой ок. 100 зарубежных рыцарей, находившихся в России, торжественным актом признали фон Гомпеша, сдавшего без боя Мальту, виновным в «глупейшей беспечности» («de la plus stupide negligence») или соучастником измены. Фердинанд фон Гомпеш был объявлен низложенным. В сентябре 1798 императорским декретом орден принят под верховный протекторат и правление российское; в кон. 1798 члены Великого приорства Российского и др. рыцари ордена (преимущественно покинувшие Мальту после её захвата французскими войсками) составили Прокламацию, в которой провозгласили императора Павла I Великим магистром (официально занял пост после отречения в июле 1799 Фердинанда фон Гомпеша). Избрание императора Павла I Великим магистром признали Великие приорства Франции, Венеции, Неаполя, Капуи, Пизы, Барлетты и Мессины, Португалии, Ломбардии, Германии, Баварии и Богемии; от признания отказались Великие приорства Рима, Испании, Каталонии, Наварры, Арагона и Кастилии, находившиеся под влиянием папы Римского Пия VI (1775–99). Манифестом от декабря 1798 «О составлении Ордена святого Иоанна Иерусалимского из двух Великих приорств: Российско-Католического и Российского Православного» в Российской империи было учреждено православное приорство ордена, которое возглавил наследник Александр Павлович (см. Александр I). Для вступления в него православному необходимо было представить доказательства, что данная семья принадлежит к наследственной аристократии «по крайней мере сто пятьдесят лет». Разрешено было учреждать фамильные командорства. Капитулу ордена был пожалован дворец на Садовой улице в Санкт-Петербурге. В 1799, согласно «Высочайше утверждённым Правилам для учреждения родовых Командорств или Jus patronatus в России», право назначать фамильные командорства становилось исключительно прерогативой императора. Тогда же родовые командорства были основаны, с дозволения императора, Нарышкиными, Румянцевыми, Шереметевыми, Юсуповыми, Строгановыми, Самойловыми, Белосельскими, Долгоруковыми, Давыдовыми, Барятинскими, Трубецкими, Воронцовыми, Бекетовыми, Олсуфьевыми, Бутурлиными и др. После убийства императора Павла I император Александр I особым манифестом от марта 1801 сложил с себя официю Великого магистра ордена, пожелав остаться лишь его Протектором. В 1802 в Санкт-Петербурге был ликвидирован Священный совет ордена. В февр. 1810 орденская казна была конфискована именным повелением «О распорядке сумм Ордена Святого Иоанна Иерусалимского» императора Александра I. Православное Российское приорство было ликвидировано. Тогда же было прекращено финансирование ордена в Российской империи. Фактически с февраля – марта 1810 деятельность ордена на территории России прекратилась. В ноябре 1811 ликвидированы фамильные командорства (сенатским указом «О родовых имениях фамильных командорств Ордена Святого Иоанна Иерусалимского»). В нач. 1817 Орден святого Иоанна Иерусалимского в России был объявлен более несуществующим. Планомерное исключение в 1-й четв. 19 в. мальтийского фактора из внутренней государственной и внешнеполитической жизни Российской империи явилось составной частью более общего процесса пересмотра многих направлений внешнеполитического курса царствования Павла I.

 

 

Новое и Новейшее время. Лит.: Vertot. Histoire des Chevaliers Hospitaliers. 2éd. P., 1778. Vol. 1–7; Delaville le Roulx J. Les Hospitaliers en Terre Sainte et en Chypre (1100–1310). P., 1904; idem. Les Hospitaliers à Rhodes: jusqu’à la mort de Philibert de Naillac, 1310–1421. P., 1913. L., 1974; Pierredon M. de. Histoire politique de l’Ordre souverain de saint Jean de Jérusalem, dit de Malte depuis la chute de Malte jusqu’à nos jours. P., 1926; Luttrell A. The Hospitallers in Cyprus, Rhodes, Greece and the West (1291–1440). L., 1978; idem. The Hospitallers of Rhodes and their Mediterranean world. L., 1992; Vatin N. L’Ordre de saint Jean de Jérusalem, l’Empire Ottoman et la Méditerranée orientale entre les deux sièges de Rhodes (1480–1522). P., 1994; Galimard Flavigny B. Histoire de l’Ordre de Malte. P., 2006.

 

Орден в России. Лит.: Карнович Е.П. Мальтийские рыцари в России. СПб., 1880. М., 1992; Перминов П.В. Под сенью восьмиконечного креста (Мальтийский орден и его связи с Россией). М., 1991; Мальтийский орден в России. Кат. выставки. СПб., 1998; Антошевский И.К. Державный Орден Святого Иоанна Иерусалимского, именуемый Мальтийским в России. Орден Мартинистов. М., 2001; Мальтийский орден и Россия // Сборник Русского исторического общества. М., 2003. № 9 (157); Шалдунова Т.Н. Мальтийский орден и его взаимоотношения с Речью Посполитой и Российской империей в XVII–XVIII вв. М., 2005; Захаров В.А. История Мальтийского ордена в России. М., 2006.

 

Вальков Д.В., Перцов П.В. Иоанниты // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/rel...es/text/3939419

Ответить

Фотография Ученый Ученый 05.10 2018

Почтовая марка России с изображением ордена св.Иоанна Иерусалимского

%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0

Ответить

Фотография Стефан Стефан 05.10 2018

ТАМПЛИЕ́РЫ, или храмовники (франц. templiers, от temple – храм) (полное название «Бедные рыцари Христа и Храма в Иерусалиме»), военно-монашеский орден, главной офиц. функцией которого была защита направлявшихся в Святую землю паломников, а также сбор милостыни на поддержание палестинских святынь. Основан Гуго де Пейном (1070–1136) в Палестине в 1119. Отличит. внешний признак – белый плащ с красным крестом.

 

Т. составляли костяк вооруж. сил Иерусалимского королевства и др. государств крестоносцев. Церковный собор в Наблусе (1120) признал новое братство религ. орденом, тогда же король Иерусалима Балдуин II (1118–31) передал им мечеть Аль-Акса (Храм Соломона), после чего за Т. закрепилось их название. На церковном соборе в Труа (1129) при поддержке Бернарда Клервосского и с благословения папы Гонория II (1124–30) был принят устав ордена. В 1139 папа Иннокентий II (1130–43) даровал Т. разл. привилегии, в т.ч. неподсудность местным властям, светским и церковным: Т. подчинялись только Св. Престолу. Т. получили в дар обширные владения в Европе, особенно во Франции и Испании. Король Арагона Альфонсо I Воитель перед смертью завещал Т. (наряду с госпитальерами, или иоаннитами) своё государство, чему воспротивилась местная знать, и дело закончилось огромными отступными платежами в пользу обоих орденов. Стремясь оптимизировать управление денежными потоками, проходившими через их руки (в т.ч. деньгами простых паломников, опасавшихся везти их с собой), Т. изобрели подобие чеков. Вскоре Т. превратились в мощную земельно-финансовую корпорацию, и мн. члены ордена перестали заниматься воен. делом. В Палестине, Сирии и Испании Т. по-прежнему представляли мощную воен. силу.

 

После поражения, нанесённого войском Салах ад-Дина крестоносцам в битве при Хаттине (1187), и завоевания Иерусалима (1187) были убиты все Т., захваченные на поле боя. В 1191, во время 3-го крестового похода (см. Крестовые походы), Т. обосновались в Акре; в их руках по-прежнему находились некоторые крепости в Сирии. Однако шаг за шагом они теряли своё влияние в Святой земле. Временное возвращение Иерусалима христианам Фридрихом II Штауфеном произошло без участия Т. В 1291 арабы захватили Акру, при этом погибли все Т., защищавшие крепость. Попытавшись подчинить себе Кипр (1306), Т. окончательно перенесли свою деятельность в Европу. Огромные богатства Т. (позволявшие им ссужать под проценты светских государей), наряду с боязнью, что, опираясь на свои вооружённые отряды, Т. захотят создать на Западе отд. государство, подобно госпитальерам на Родосе и тевтонским рыцарям (см. Тевтонский орден) в Прибалтике, оказались для Т. роковыми. В 1307, по приказу франц. короля Филиппа IV Красивого, большинство Т. во Франции были внезапно арестованы и обвинены в тяжких грехах – не только в ростовщичестве, но и в поклонении дьяволу, колдовстве, скотоложестве. Не выдержав пыток, многие дали признательные показания. Вьеннский собор признал всех Т. виновными, и в 1312 папа Климент V распустил орден, имущество и рядовых Т. передал в ведение госпитальеров. В 1314 магистр ордена Жак де Моле (р. 1244) и командор Т. Нормандии Жоффруа де Шарне были публично сожжены в Париже. По преданию, на костре Жак де Моле проклял Филиппа IV, его потомство и папу Климента V, предвосхитив их скорую смерть. В Шотландии отд. «дома» Т. продолжали существовать ещё неск. десятилетий. В Португалии король Диниш I в 1318 основал новый орден Христа и передал ему имущество Т. В Новое время в Европе имя Т. брал ряд тайных организаций, в т.ч. связанных с масонством. Разл. легенды о Т. широко представлены в совр. массовой культуре.

 

 

Лит.: Barber M. The new knighthood: A history of the Order of the Temple. Camb.; N.Y., 1994; Барбер М. Процесс тамплиеров. М., 1998; Selwood D. Knights of the cloister: Templars and Hospitallers in Central-southern Occitania. Woodbridge; Rochester, 1999; Forey A. The fall of the Templars in the Crown of Aragon. Aldershot; Burlington, 2001; Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке. М., 2004; International mobility in the military orders (twelfth to fifteenth centuries): Travelling on Christ’s business / Ed. by J. Burgtorf, H. Hicholson. Cardiff, 2006; Демурже А. Рыцари Христа. СПб., 2008; Prier et combattre: Dictionnaire européen des ordres militaires au Moyen Âge / Sous la dir. de N. Bériou, Ph. Josserand. P., 2009; Labonde J. Die Templer in Deutschland: Eine Untersuchung zum historisch überkommenen Erbe des Templerordens in Deutschland. Aachen, 2010; Акунов В. История военно-монашеских орденов Европы. М., 2012; Islands and military orders / Ed. E. Buttigieg, S. Phillips. Farnham; Burlington, 2013; L’économie templière en Occident: patrimoines, commerce, finances. Langres, 2013.

 

Филиппов И.С. Тамплиеры // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/rel...es/text/4181377

Ответить

Фотография Ученый Ученый 05.10 2018

ТАЙНЫЕ ОБРЯДЫ ТАМПЛИЕРОВ

 

Этот предполагаемый второй ритуал и был описан в предъявленных тамплиерам обвинениях: после обычной процедуры приема новобранца якобы отводили в укромное место и велели ему заявить о своем отрицании Христа и плюнуть на распятие. Потом то ли он целовал магистра пониже поясницы и в пупок, то ли его целовали. Письменные свидетельства на этот счет расходятся. Этот ритуал, как правило, описывался теми тамплиерами, которых подвергли пытке или пообещали пытать, буде они не дадут инквизиторам желаемого ответа[386].

 

Проблема с протоколами допросов заключается в том, что все они написаны в третьем лице и не передают сказанного обвиняемыми дословно. Каждого храмовника спрашивали, принимал ли он участие во вменяемых ордену преступлениях. Обвинения зачитывались пункт за пунктом, и инквизитор записывал суть ответа.

 

Первое показание Великого магистра Жака де Моле, по сути дела, стало образцом для всех протоколов о тайных ритуалах при приеме в орден. Спустя девять дней после ареста, 24 октября 1307 года, Жак сказал инквизиторам, будто после того, как он получил белый плащ тамплиера, ему показали бронзовый крест с изображением Христа и велели отречься от Господа. И он сделал это, хотя и с глубоким отвращением (licet invictus). Затем ему приказали плюнуть на этот крест, но он вместо этого плюнул на землю. Наконец, его спросили, давал ли он клятву хранить целомудрие. «Да, — был его ответ. — Тогда они сказали, что я могу совокупляться с другими братьями, но я клянусь, что никогда подобного не совершал»[387].

 

Признания других тамплиеров следовали этой схеме. Брат Пьер ла Верна, сержант, показал, что, после того как он получил плащ, ему было приказано поцеловать принимающего его брата между лопаток, и он это сделал. Затем ему велели отречься от Господа, ибо таков был обычай. Он и этот приказ выполнил «на словах, но не сердцем» (ore, поп corde)[388]. Брата Стефана понуждали целовать принимающего тамплиера в пупок, причем поверх одежды. Кроме того, он отрицал Христа также «ore, non corde» и плюнул рядом с распятием.

 

Эти два признания прозвучали в Париже. В Оверни брат Жан Далма д’Артон, рыцарь, сообщил, что его в 1299 году принимал в тамплиеры глава командорства Эмбар Блан, который сказал ему, будто отрицание Христа было одним из правил. Жак произнес требуемое, опять же «ore, non corde», и плюнул рядом с крестом.

 

В начале процессов речь шла только о требованиях отречься от Христа и плюнуть на крест, а также время от времени о разрешении совокупляться с другими братьями. По прошествии нескольких месяцев узникам стали задавать вопросы об идолопоклонстве. Об этом обвинении мы поговорим отдельно в главе «Бафомет».

 

Итак, многие тамплиеры утверждали, что их принимали в орден в полном соответствии с уставом, но те, кто признался в противном, давали показания по одному и тому же шаблону. Первые два действия (отрицание Христа и плевок на распятие) описываются идентично во всех признательных показаниях. Место «непристойного поцелуя» могло меняться, но предпочтение отдавалось пупку и точке пониже поясницы. Ни один из тамплиеров не признал, что совершал эти действия охотно. Все братья в сердце своем оставались верующими христианами — так они утверждали.

 

Какова же, по мнению обвинителей, была цель этих тайных ритуалов инициации? Неужели они действительно верили, будто всем вновь принимаемым тамплиерам тут же сообщали, к их величайшему изумлению, что они вступают отнюдь не в христианский орден, а в общество людей, отрицающих Христа и оскорбляющих распятие? Выглядит нелепым, что новобранец, готовый с восторгом отдать свою жизнь, сражаясь за Христа, в первый же день узнает, что орден существует вовсе не для этого. И не странно ли, что, уже якобы отрекшись от Христа, они должны были поклоняться некоему идолу, который многие называют Бафометом? Не слишком ли много для первого дня пребывания на новой службе?

 

Согласно показаниям тамплиеров, после описанного ритуала жизнь ордена протекала как прежде. Братья продолжали посещать урочные церковные службы с чтением молитв и псалмов, хотя кое-кто показал на допросе, что священники пропускали слова благословения Тела Христова во время причастия. И воины ордена продолжали сражаться и гибнуть на Святой земле.

 

За что в таком случае они сражались и умирали? Если они приезжали на Святую землю не с целью защищать паломников и биться с язычниками и тем заслужить прощение своих грехов и обрести надежду попасть в рай, то что, спрашивается, они там делали? На этот счет существует немало теорий, но в ходе процессов ни один из признавших свою вину тамплиеров не смог объяснить, какими же верованиями они заменили христианскую веру. Они не утверждали, что приняли ислам. Они не говорили, что принадлежат к какой-либо еретической секте христианства. Они не считали себя катарами. И уж во всяком случае, никто из них не сказал судьям, что является атеистом — такого понятия вообще не существовало в те времена. Отсутствие какой-либо системы верований не имело прецедента в истории еретических движений. И все же если тамплиеры не были христианами, то они и не признались в принадлежности к какой-либо другой вере.

 

Похоже, на этом обвинители ордена споткнулись. Возможно, они рассчитывали, что люди сами заполнят этот пробел своими фантазиями о самых жутких формах ереси. Но мы в этом видим еще одну причину полагать, что все еретические ритуалы, сопровождающие прием в орден новых братьев, существовали только в воображении инквизиторов.

 

По мнению Алана Демюрже, в церемонию приема все же могли быть включены некоторые неортодоксальные элементы для испытания новичка. Однако мне представляется нелогичным требовать, чтобы принимаемый в орден человек отрекался от того, что как раз побуждает его в этот орден вступить, даже если это отречение является мистификацией. Я, конечно, не могу полностью исключить предположение Демюрже, поскольку наслышана о весьма странных обычаях инициации юношей и в наши дни, но все же склоняюсь к мысли, что в Ордене тамплиеров подобных ритуалов не было. Ведь ни один храмовник, дававший показания без угрозы пыткой, не подтвердил существования этих еретических обрядов.

 

Одно из самых тяжких обвинений касалось отвратительного требования отречься от Христа и плюнуть или даже помочиться на крест. Вслед за Демюрже некоторые историки полагают, что подобное требование могло иметь место, и интерпретируют это как испытание новичка на готовность к беспрекословному повиновению. По-моему, это сущий вздор. Все это не выходит за рамки предположений о той или иной форме еретического учения.

 

Сохраняя в тайне свои церемонии приема, тамплиеры создали условия для самых мрачных подозрений. Зачем они это сделали?

 

Наилучший ответ на этот вопрос дал Эмбар Блан, глава командорства в Оверни, который был арестован и подвергнут допросу в Англии. Вопреки показаниям Жана Далма, о которых шла речь выше, Эмбар утверждал, что во всех обвинениях нет ни слова правды. На вопрос, почему тамплиеры держали в тайне церемонию приема в орден, он ответил: «По глупости!» И добавил, что в этой церемонии не было ничего, «о чем нельзя было бы поведать всему миру»[389].

https://history.wikireading.ru/252634

Ответить

Фотография Стефан Стефан 05.10 2018

ТЕВТО́НСКИЙ О́РДЕН, Орден тевтонских рыцарей госпиталя св. Марии в Иерусалиме (лат. Ordo fratrum hospitalis sanctae Mariae Theutonicorum Hierosolymitanorum, нем. Deutscher Orden), духовно-рыцарский орден Римско-католич. церкви. Образован в 1198 в Акре (ныне Акка, Израиль) из нем. госпиталя для пилигримов и крестоносцев (возник в 1190). 19.2.1199 Иннокентий III утвердил преобразование госпиталя в орден. Отличит. знаком нового братства стал белый плащ с чёрным крестом на левом плече.

 

О начальном этапе истории Т.о. сохранились отрывочные сведения. За время правления 4-го верховного магистра Германа фон Зальца (1209–39), выдающегося дипломата своего времени, советника имп. Фридриха II Штауфена и посредника в его конфликте с папами Римскими, небольшое братство превратилось в одну из ведущих рыцарских корпораций [наряду с тамплиерами и госпитальерами (иоаннитами)].

 

С 1211 рыцари Т.о. защищали вост. границу Венг. королевства от набегов половцев на территории земли Бурца (совр. Цара-Бырсей, Румыния) в Трансильвании. В результате конфликта с местной знатью Т.о. был изгнан из этого района (1225). С нач. 13 в. интерес к Т.о. проявляли цари Киликийского армянского царства, пожаловавшие рыцарям значит. комплекс владений на вост. границе государства. С 1222 братья ордена обосновались в Кастильском королевстве, где Фернандо III Святой (1217–52) пожаловал рыцарям владения в Андалусии. После раздела крестоносцами территорий Византии ордену отошли небольшие владения на Пелопоннесе (см. Крестовые походы). Орден также обосновался в Провансе, Апулии, Ломбардии, Тоскане, Лацио, на Сицилии и на Кипре. С нач. 13 в. рыцарями были приобретены многочисл. владения на территории Священной Римской империи. Т.о. принял активное участие в егип. кампании 5-го крестового похода; рыцари ордена сопровождали отлучённого от Церкви Фридриха II Штауфена в 6-м крестовом походе. В 1230 по приглашению польск. кн. Конрада Т.о. появился в Прибалтике, где начал поэтапное покорение племён пруссов, завершившееся к 1283 (см. Крестовые походы в Восточной Европе). В 1237 в состав Т.о. инкорпорирован меченосцев орден, владения которого в Ливонии были переданы под управление тевтонских рыцарей (см. Ливонский орден). К 1239 Т.о. распространил сферу своего влияния от Пиренейского п-ова до Прибалтики и Малой Азии. Идеологич. центром деятельности Т.о. в этот период являлась Святая земля, где рыцари с 1220 начали сооружать свою главную цитадель – замок Монфор (нем. Штаркенберг, северо-восточнее Акры).

 

Руководство Т.о.: верховный магистр, избираемый пожизненно; гросгебитигеры – его ближайшие советники. Гл. провинциями Т.о. в Пруссии, Ливонии и на территории Священной Рим. империи руководили местные магистры (ландмейстеры, в империи – дейчмейстеры), др. владениями – ландкомтуры. Принятие решений по общим политич. и иным вопросам происходило по коллегиальному принципу и осуществлялось генеральным капитулом, собиравшим всех руководителей региональных отделений ордена, которые, в свою очередь, созывали местные капитулы для управления провинцией. Адм.-терр. единицами ордена в Пруссии и Ливонии являлись комтурства и фогтства, в империи – баллеи. Члены ордена делились на 3 осн. категории: братья-рыцари, братья-священники и сариант-братья.

 

В 1266 замок Монфор выдержал осаду мамлюков, но в 1271 был взят султаном Бейбарсом и разрушен. Тем не менее Т.о. продолжал вкладывать значит. средства в приобретение земельных владений в Святой земле. Только в 1291, вместе с падением Акры и окончат. уничтожением Иерусалимского королевства, произошли коренные изменения в адм. структуре и идеологии Т.о. Верховный магистр Конрад фон Фейхтванген (1291–96) обосновался в Венеции, а в 1309 верховный магистр Зигфрид фон Фейхтванген (1303–11) переехал оттуда в Мариенбург (ныне Мальборк, Польша), сделав окончат. выбор в пользу Прибалтики. Это решение встретило жёсткое сопротивление со стороны ландмейстеров Пруссии, не желавших терять своё положение и вынудивших верховного магистра Карла Трирского (1311–24) бежать в империю. Конфликт продолжался до 1324 и формально завершился с избранием Вернера фон Орзельна (1324–30), взявшего на себя управление Пруссией, ставшей отныне центром ордена.

 

f6c55295016a.jpg

Замок Мариенбург в Пруссии (ныне город Мальборк, Польша). Фото А.В. Баранова

 

После покорения пруссов (1283) и потери Святой земли (1291) орден полностью переориентировался на борьбу с литовцами, предпринимая походы (нем. – рейзы) из Пруссии и Ливонии на территорию Литвы. Ситуация изменилась с оформлением Кревской унии 1385 и католич. крещением вел. кн. литовского Ягайло, провозглашённого польск. королём. Отношения Т.о. с Польшей испортились после завоевания рыцарями Вост. Поморья в 1308–09, неудачной для поляков войны с орденом (1327–1332) и заключения Калишского мира (1343). В ходе «Великой войны» 1409–1411 польск.-литов. армия нанесла сокрушит. поражение войскам Т.о. в Грюнвальдской битве 1410. Условия 1-го Торуньского мира (1411) не разрешили конфликта. В 1454 города и сословия Зап. Пруссии (Прусский союз) подняли восстание против власти Т.о., которое было поддержано Польшей. После разрушит. Тринадцатилетней войны 1454–66 был заключён 2-й Торуньский мир (1466), по условиям которого Т.о. потерял Мариенбург и зап. часть своих владений, сохранив лишь Кёнигсберг с окрестностями. В 1519–21 верховный магистр Альбрехт Бранденбургский (1511–25) попытался изменить ситуацию, заключив в 1517 союзный договор с вел. кн. московским Василием III Ивановичем. Боевые действия против Польши закончились безрезультатно: опустошения и финансовый кризис вынудили стороны заключить 4-летнее перемирие. По совету М. Лютера Альбрехт решил секуляризовать владения ордена в Пруссии. 8.4.1525 в Кракове он принёс вассальную присягу королю Польши Сигизмунду I в качестве 1-го герцога Пруссии. Функции верховного магистра ордена взял на себя дейчмейстер Вальтер фон Кронберг (1526–43). После секуляризации ливонской провинции (1561–62) орден удержал свои владения только в империи, перейдя к кон. 16 в. под покровительство могуществ. династии Габсбургов. В ходе наполеоновских войн Т.о. лишился владений за пределами Австрии и Тироля. В 1923–29 преобразован в священнический орден, занимающийся благотворительностью. Резиденция верховных магистров находится в Вене (с 1809).

 

 

Лит.: Forstreuter K. Der Deutsche Orden am Mittelmeer. Bonn, 1967; Biskup M. Wojny Polski z Zakonem Krzyżackim, 1308–1521. Gdańsk, 1993; Militzer K. Von Akkon zur Marienburg. Marburg, 1999; idem. Die Geschichte des Deutschen Ordens. 2. Aufl. Stuttg., 2012; Бокман Х. Немецкий орден. Двенадцать глав из его истории. М., 2004; Państwo zakonu krzyżackiego w Prusach / Red. M. Biskup, R. Czaja. Warsz., 2008; Morton N. The Teutonic knights in the Holy Land. Woodbridge, 2009; Верховные магистры Тевтонского ордена, 1190–2012. М., 2015.

 

Баранов А.В. Тевтонский орден // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/rel...es/text/4185153

Ответить